Languages

You are here

Типологические модели научно-популярных сайтов

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Typological Models of Popular Sites

Макарова Елена Евгениевна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, journlena@yandex.ru

ElenaY. Makarova
PhD student at the chair of print journalism, Faculty of Journalism, Moscow State University, journlena@yandex.ru

 

Аннотация.
Автор статьи исследует, возникшую в интернете новую типологическую группу научно-популярных сайтов, которая включает в себя ряд основных профильных моделей. Выявить эти модели помогает знание аудиторных, предметно-тематических и жанровых характеристик исследуемых сайтов.

Ключевые слова: научно-популярный сайт, популяризация науки, научно-популярный, модели научно-популярных сайтов.

Abstracts.
The author explores the new typological group of popular scientific websites, which includes a number of basic profiles. These profile models can be marked out by identifying audience, subject, theme and genre of the websites under examination.

Key words: science promoting, popular scientific site, popular scientific.

 

 

Возникшая в интернете новая типологическая группа научно-популярных сайтов включает в себя ряд основных профильных моделей. Выявить эти модели помогает знание аудиторных, предметно-тематических и жанровых характеристик сайтов. Каждая из них выступает основанием для выявления той или иной типологической разновидности научно-популярных сайтов − типологической модели сайтов. Рассмотрим эти модели.

 

Аудиторная модель научно-популярного сайта в интернете

Обратимся к аудиторному признаку как возможному основанию для выделения типологических групп сайтов. Научных исследований, которые бы давали подробное описание аудитории исследуемых научно-популярных ресурсов интернета, на сегодняшний день не существует. Однако мы можем опереться на те общие характеристики аудитории интернета в целом, которые были открыты наукой1. В частности, мы можем учесть тот факт, что интернетом пользуется 51% населения старше 18 лет, а значит, примерно столько же людей более юного возраста2. Поэтому можно предположить, что в интернете могут присутствовать научно-популярные ресурсы, реализующие собой, как минимум, одну из двух моделей, выделяемых по характеру целевой аудитории: 1) издания, обращенные к молодому пользователю; 2) издания, рассчитанные на взрослого пользователя.

Прежде чем рассуждать далее об аудиторной модели научно-популярного интернет-сайта, предназначенного для людей молодого, юношеского, возраста, необходимо предварительно констатировать то обстоятельство, что в интернете в настоящее время существуют две исходные подгруппы интернет-ресурсов: 1) научно-популярные сайты – версии традиционных изданий в Сети (бумажных журналов и телепередач); 2) самостоятельные онлайн-ресурсы. Это надо иметь в виду потому, что лишь сайты первой подгруппы в настоящее время реализуют данную типологическую модель. Существуют три прецедента функционирования в интернете научно-популярных сайтов – версий традиционных изданий, представляющих данную модель. Подобная модель, в частности, реализована на сайтах печатных изданий в интернете: электронных версиях журналов «Юный натуралист» (www. unnaturalist.ru), «Популярная механика» (www.popmech.ru), «В мире животных» (www.worldofanimals.ru). Первый журнал относится к классике научно-популярной периодики (издается с 1928 г.), два других − явления последнего десятилетия. Но сайты всех этих трех журналов публикуют тексты, предназначенные молодым пользователям Сети, которые имеют вполне определенные информационные потребности, привязанные к конкретным научным направлениям. Отображаемая на данных сайтах тематика − мир природы, мир животных, мир механики − включает в себя такие аспекты, которые представляются молодежи наиболее занимательными, показывают окружающую действительность с необычных сторон, неизвестных, увлекательных в познавательном отношении. Кроме того, информация, адресованная юным натуралистам, любителям животных, поклонникам популярной механики, излагается доступным, ясным языком, включает в себя большое количество наглядного материала.

Привязку данной аудиторной модели именно к юной аудитории можно объяснить, в первую очередь, тем, что любовь к природе, интерес к животным в нашей стране характеризует как раз людей такого возраста. К сожалению, в наше время, в силу трансформации страны, развала системы воспитания, сокращения обществ любителей природы, защиты животных и т.д., число людей, увлеченных природой, жизнью животных, резко сократилось. Это сказалось в известной мере и на тиражах изданий, освещающих мир природы и животных (имеются в виду бумажные варианты): они стали крайне низкими. Так, тираж журнала «В мире животных» составляет всего 20 тыс. экз. А у «Юного натуралиста» тираж, по сравнению с 1978 г. (2,6 млн экз.), упал в 325 раз и составляет сейчас 8 тыс. экз. Поскольку бумажные варианты журналов данной группы распространяются в основном по подписке, то на их сайтах в интернете юношеская аудитория может часть изданий прочитать бесплатно в открытом доступе. Это дополнительно стимулирует обращение молодежной аудитории к соответствующим интернет-сайтам.

Далее необходимо отметить следующее. Поскольку существует типологическая модель научно-популярного интернет-сайта для юношеского возраста, то логично было бы выделить и аудиторную модель научно-популярных сайтов для пользователей интернета старшего возраста. Однако отсутствие необходимых исследований соответствующей аудитории, а также характеристик имеющихся в интернете изданий, не позволяет сделать вывод о том, что какой-то научно-популярный сайт нацелен именно на людей старшего возраста. Но вполне можно утверждать, что сайты всех изданий, кроме сайтов «Юного натуралиста», «Популярной механики» и «В мире животных», вполне позволяют отнести их к типологической модели изданий, рассчитанных на всех пользователей интернета одновременно. Это становится возможным за счет широкого спектра тем и разного уровня упрощения излагаемой информации (что делает ее доступной для разных возрастных групп пользователей) на каждом таком сайте. И среди этих пользователей, безусловно, существует группа людей старшего возраста, имеющая свои информационные потребности, удовлетворяемые этими сайтами. Полагаем, что расширение присутствия в глобальной Сети аудиторных типологических моделей научно-популярных сайтов будет происходить по мере более полного учета их создателями разных сегментов аудитории.

 

Тематическая модель научно-популярного сайта в интернете

Значительно шире, по сравнению с рассмотренными аудиторными типологическими моделями, в интернете присутствуют тематические модели научно-популярных интернет-сайтов. Основаниями для выделения таких моделей могут быть, прежде всего: 1) вид популяризируемых наук; 2) широта охватываемой научной тематики.

По первому основанию, согласно официальной классификации научно-популярных изданий,исследуемые научно-популярные ресурсы интернета могут быть разделены на две большие группы:1) универсальные издания; 2) специализированные издания.

Если обратиться к таблице предметно-тематических направлений изучаемых сайтов, то можно определить, что к разряду универсальных изданий могут быть отнесены сайты: «Элементы» (www.elementy.ru), «Мембрана» (www.membrana.ru), «МИР Гео» (www.mirgeo.net), «Будущее» (www.infuture.ru), «Молекулярная генеалогия» (www.molgen.org), «Биомолекула» (www.biomolecula.ru), «Наука и жизнь» (www.nkj.ru), «Академия» (www.tvkultura.ru/page.html?cid=9524), «Очевидное − невероятное» (www.ochevidnoe-neveroyatnoe.ru), «Мозговой штурм» (www.mozgovoyshturm.ru), National Geographic (www.nat-geo.ru), «Химия и жизнь − XXI век» (www.hij.ru), «Юный натуралист», «Жить здорово» (www.1tv.ru/sprojects/si=5804), «Российский космос» (www.tvroscosmos.ru).

При этом в «набор» наук, популяризируемых на универсальных сайтах, чаще всего входят:

1) биологические (освещают девять сайтов);

2) физические (освещают шесть сайтов);

3) химические (освещают шесть сайтов);

4) исторические (освещают шесть сайтов);

5) технические (освещают пять сайтов);

6) социально-экономические (освещают четыре сайта);

7) науки о Земле (освещают четыре сайта);

8) географические (освещают три сайта);

9) сельскохозяйственные (освещают три сайта);

10) психологические (освещают два сайта);

11) философские (освещают два сайта);

12) искусствоведческие (освещают два сайта);

13) филологические (освещают два сайта).

Тот или иной «набор» популяризируемых наук на сайтах складывается в результате воплощения разработанных создателями сайтов их концепций. Так, например, научно-популярный сайт «Элементы» (2005 г. создания) в качестве главной выдвинул идею формирования в общественном сознании полноценного образа науки как одной из наиболее привлекательных форм человеческой деятельности, популяризации научного подхода к самым разным явлениям окружающей действительности. Создатели сайта – работники фонда Дмитрия Зимина «Династия», отмечают следующее: «Через наш сайт распространяются научные знания в современной и доступной форме, мы знакомим читателей как с выдающимися учеными прошлого, так и с людьми, играющими определяющую роль в современной науке»3. Естественно, что это требует обращения сайта сразу к целому спектру наиболее значимых для общества наук: антропологии, археологии, астрономии, биологии, генетики, геологии, математики, медицины, нанотехнологии, физики, химии, истории. Этот спектр расширялся ежегодно, и в настоящее время он является самым широким, по сравнению с предметно-тематическими сферами других сайтов изучаемой группы. Успех, сопутствующий научно-популярному сайту «Элементы» на протяжении всех семи лет, говорит о том, что концептуальный замысел этого ресурса был удачен, что он, кроме всего прочего, адекватен информационным ожиданиям аудитории, интересующейся современным состоянии отечественной науки. Сайт сейчас прочно и уверенно занимает свою нишу среди других сайтов, популяризирующих науку в рунете.

Подобный путь формирования «набора» популяризируемых наук прошли и другие сайты, входящие в данную типологическую нишу. К специализированным изданиям можно отнести сайты: «Астронет» (www.astronet.ru), «Метеориты» (www.meteorite.narod.ru), «Антропогенез» (www.antropogenez.ru), «В мире животных». На каждом из этих сайтов популяризируется только по одной науке. Особенностью популяризации на данных сайтах является ее углубленный характер. В данном случае имеется в виду то, что каждый из них предлагает своим пользователям многоаспектное, детальное рассмотрение проблематики популяризируемой науки. Это очень важно для тех пользователей, которые являются настоящими поклонниками той или иной освещаемой на данном сайте науки.

Если теперь обратиться к другому типообразующему тематическому признаку − широте охватываемых предметно-тематических направлений, популяризируемых наук на сайтах, то увидим, что они могут быть разделены на монотематические и политематические. Причиной создания монотематических сайтов нередко становятся «пробелы» в круге предметно-тематических направлений на уже существующих в интернете научно-популярных сайтах. Это значимо и для начавшего функционировать с 2000 г. научно-популярного сайта «Астронет». Именно в связи с тем, что астрономическое направление на популярных ресурсах интернета в тот момент отсутствовало, создатели сайта и поставили цель – организовать научное общение и распространение актуальной научной информации по астрономии среди максимально широкого круга заинтересованных лиц: ученых, инженеров, аспирантов, студентов и старших школьников.

Еще одним из примеров может служить сайт «Молекулярная генеалогия» (2001 г. создания), создатели которого заявили, что задачу нового интернет-ресурса они видят в популяризации нового научного направления молекулярной биологии – комплекса биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Создание сайта объясняется также тем, что в 2001 г. в рунете не нашлось страниц, посвященных данному вопросу. Как раз для того, чтобы восполнить данный пробел, в Сети и был создан такой уникальный ресурс. В ходе своего развития сайт сфокусировался затем на темах молекулярной генеалогии, геногеографии и популяционной генетики. Коллекция материалов на данные темы на сайте регулярно пополняется.

Сходная причина была и у создателей сайта «Метеориты» (2001 г. создания), нацеливших его, по примеру «Молекулярной генеалогии» на освещение одного научного направления. Концепция создателей сайта была построена на том, что в русском интернете практически не нашлось страниц, целиком посвященных метеоритам. Появление данного интернет-ресурса устранило дефицит информации. На сайте представлены сведения о химическом и минералогическом составе метеоритов, упавших на территории России. Описываются методы идентификации и исследования этих небесных тел в России и за рубежом, рассказывается о «сомнительных метеоритах» и «псевдометеоритах».

Монотематические сайты главнейшую свою задачу видят в углублении знаний всех, кто интересуется какой-то конкретной наукой, а также в борьбе против псевдонаучного и прочего оболванивания населения. В 2005 г. в рунете со своим манифестом выступили создатели сайта «Биомолекула». Манифест гласил: «Против тотального оболванивая гламуром и пиаром»4. Концепция нового сайта выражалась в намерении давать своим читателям информацию о передовых достижениях российских ученых в мире молекулярной биологии, что он успешно делает до сих пор. Для привлечения внимания аудитории к теме, популяризируемой на сайте, его редакция с 2011 г. начала проводить конкурсы на лучшую научно-популярную публикацию в области современной молекулярной биологии5.

Сходную задачу, но в своей научной сфере, решает и научно-популярный сайт «Антропогенез» (2010 г. создания), который создан для тех, кто интересуется истоками человеческой природы. Для отечественной аудитории сайт, несомненно, открывает интересную страницу в процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Обратившись к сайтам политематического плана, мы увидим, что на самостоятельных научно-популярных онлайн-ресурсах, число популяризируемых тем (в период нашего исследования с 2010 по 2012 гг.) выглядит так: на «Элементах» их − 17, на «Мембране» − 16, на «МирГео» − 80, на «Будущем» − 10, на «Км/наука» − 3, на «Молгене» − 2, на «Биомолекуле» − 2 , на «Антропогенез» − 1, на «Астронет» − 1, на «Метеоритах» − 1 направление. На сайтах − версиях научно-популярных журналов и телепрограмм в интернете научных направлений представлено: на «Науке и жизни» − 9, на «Академии» − 9, на «Очевидное − невероятное» − 5 , «Мозговом штурме», National Geographic, «Химия и жизнь − XXI век» − по 4; на «Юном натуралисте», «Жить здорово», «Российском космосе» − по 2, на «В мире животных» − 1 научное направление.

Теперь соотнесем число освещаемых на двух исследуемых группах сайтов (самостоятельных научно-популярных сайтов и сайтов научно-популярных журналов и телепрограмм в интернете) научных направлений с числом посещений их пользователями Сети. Такие посещения зафиксированы установленными на сайтах счетчиками (счетчики, к сожалению, есть не на всех сайтах) и изложены в таблицах № 1 и 2.

 

Таблица 1. Ежедневная посещаемость научно-популярных сайтов

(по данным счетчика на сайтах за 4 августа 2012 г.)

 

Название сайта

Посещаемость

«Мембрана»

17 000

«Элементы»

14 000

«Км/наука»

1 500

«Будущее»

692

«Биомолекула»

188

«Молекулярная генеалогия»

126

«МирГео»

61

«Астронет»

«Метеориты»

«Антропогенез»

 

 

Таблица 2. Ежегодная посещаемость сайтов научно-популярных журналов и телепрограмм интернета

(по данным счетчика на сайтах за 4 августа 2012 г.)

 

Название сайта

Посещаемость

«Наука и жизнь»

12 423

«Академия»

11 072

National Geographic

9 538

«Жить здорово»

720

«Российский космос»

246

>«Мозговой штурм»

190

«Юный натуралист»

138

«В мире животных»

«Очевидное − невероятное»

«Химия и жизнь − XXI век»

 

Названное соотнесение для нас важно в том отношении, что оно поможет ответить на вопрос: имеет ли какое-то значение число освещаемых предметно-тематических направлений, с точки зрения привлечения на сайты большей или меньшей аудитории? Выявляя данную зависимость числа посещений сайтов от числа популяризируемых на них научных направлений, мы можем отметить следующее. Максимальное количество посещений на самостоятельных научно-популярных сайтах зафиксировано: 1) на «Мембране» (здесь освещается 16 научных направлений) 17000; 2) на «Элементах» (здесь популяризируется 17 научных направлений) −14 000. На сайтах − версиях научно-популярных журналов и телепрограмм в интернете максимальное количество посещений зафиксировано: на «Науке и жизни» − 12 423, на «Академии» − 11 072 (на этих сайтах популяризируется по 9 научных направлений), а также на National Geographic 9 538, (здесь популяризируется 4 научных направления).

На каждом сайте двух исследуемых групп популяризируемых научных направлений в основном намного меньше и посещений зафиксировано на порядок меньше. Хотя, надо заметить, прямо пропорциональной зависимости между количеством популяризируемых научных направлений и количеством посещений на сайтах не просматривается, и можно говорить лишь о доминирующей зависимости между этими двумя показателями.

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам констатировать, что и самостоятельные научно-популярные сайты, и сайты − версии научно-популярных журналов и телепрограмм в интернете реализуют, в первую очередь, типологическую модель универсального издания, которая на момент исследования представлена в пропорции примерно 5:1 по отношению к модели монотематического издания, реализуемой изучаемой группой интернет-ресурсов. Это можно объяснить, на наш взгляд, тем, что именно универсальные издания способны привлечь наиболее широкий круг посетителей интернета (что подкреплено данными счетчиков посещений, установленных на сайтах). Большой разброс в количестве и «наборах» наук, популяризируемых на разных сайтах, может свидетельствовать о том, что создатели сайтов стремятся занять свою определенную предметно-тематическую нишу на рынке научно-популярной информации в интернете, не вступая в конкуренцию с ранее созданными сайтами, что неизбежно, если разные сайты имеют сходное содержательное наполнение.

 

Жанровая модель научно-популярных сайтов в интернете

Далее обратимся к такому типообразующему признаку, как жанровая структура сайтов. Как известно, предназначение жанровых форм журналистских материалов − помогать достижению поставленной автором цели применительно к той или иной познавательной ситуации, тому или иному предмету отображения, той или иной аудитории6. Известно также и то, что разные жанры помогают автору реализовать разную глубину отображения действительности − от уровня чувственной фиксации признаков предмета познания – до уровня теоретического представления о предмете, и далее – до уровня его воплощения в художественно-публицистическом образе.

В связи с этим имеет смысл говорить о поиске научно-популярных сайтов своего оптимального соотношения используемых жанровых форм публикации в общем объеме текстов. Это может придавать тому или иному сайту своеобразные черты. Для определения реально существующего на изучаемых сайтах соотношения разных жанровых форм мы провели соответствующее исследование. При этом, определяя жанр публикаций, мы, как уже говорилось выше, опирались на концепцию жанров, изложенную в упомянутой ранее работе А.А. Тертычного, и разработку по теории жанров аудио-визуальных СМИ, предложенные кафедрой телевидения и радиовещания МГУ. То есть, мы исходили из того, что современные жанры журналистики могут быть отнесены к одной из трех наиболее общих жанровых групп: информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. В результате исследования было установлено соотношение использованных жанровых форм подачи научно-популярной информации на сайтах двух основных исследуемых групп. Это соотношение зафиксировано в нижеследующих таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Доля публикаций на самостоятельных научно-популярных сайтах в различных жанрах (в период с 2009 по 2012 гг.)

Название сайтов

Количество

материалов

Жанры (доля в %)

Информационные

Аналитические

Художественно-публицистические

«Мембрана»

1 300

28,8

71,2

«МирГео»

256

74,3

25,7

«Биомолекула»

261

22,1

77,9

«Км/наука»

562

54,2

45,8

«Антропогенез»

132

57

43

«Будущее»

751

61,3

38,7

«Элементы»

460

27,6

72,4

«Астронет»

386

40,1

59,9

«Метеориты»

100

52,5

47,5

«Молген»

188

30,5

69,5

 

 

Таблица 4. Доля публикаций на сайтах-версиях научно-популярных журналов и телепередач в интернете в различных жанрах (в период с 2009 по 2012 гг.)

Название сайтов

Количество

материалов

Жанры (доля в %)

Информационный

Аналитический

Художественно-публицистический

«Наука и жизнь»

536

51,2

48,8

«Юный натуралист»

210

23,9

76,1

National Geographic

422

36,8

63,2

«Российский космос»

216

49

51

«Химия и жизнь − XXI век»

432

37,5

62,5

«Очевидное − невероятное»

180

34,9

65,1

«В мире животных»

192

29,4

70,6

«Академия»

160

1,3

98,7

«Мозговой штурм»

176

40,2

59,8

«Жить здорово»

360

20,6

79,4

 

Как видно из этих таблиц, больше всего внимания на сайтах исследуемой типологической группы уделяется информационным и аналитическим жанрам, художественно-публицистические жанры не представлены. Если учитывать превалирование (доминирование) той или иной доли текстов одного жанра над долями текстов других жанров (имеются в виду тесты, отнесенные либо к группе информационных жанров, либо − аналитических или художественно-публицистических жанров), то можно (хотя бы условно) вести речь о типологических жанровых моделях − информационной, аналитической и художественно – публицистической. В связи с этим, исходя из доминирования той или иной жанровой группы публикаций на исследуемых сайтах, мы можем произвести деление сайтов на: 1) реализующие информационную жанровую; 2) реализующие аналитическую жанровую.

К сайтам, отдающим предпочтение первой жанровой модели можно отнести следующие: «Будущее», «Метеориты», «МирГео», «Км/наука». Жанровые формы информационных сообщений, как показывают таблицы, на этих интернет-ресурсах перевешивают другие жанровые формы. Размышляя над тем, почему для сайтов, отнесенных в эту группу, информационные жанры ближе всего, мы приходим к следующему выводу. Скорее всего, это связано с тем, что данные научно-популярные медиа нацелены на то, чтобы предоставлять своей аудитории максимальное количество сообщений, которые бы позволили ей представить масштаб научной деятельности в обществе, увидеть огромный мир науки через призму текущих событий. Этот своеобразный мониторинг научного мира уместнее всего осуществлять с помощью сообщений в тех жанровых формах, которые требуют их лаконичности, четкости, точности и способствуют оперативному отображению реальности. Поэтому и происходит частое обращение сайтов к жанрам заметки, интервью, информационного отчета и т.д.

К сайтам, отдающим предпочтение аналитической жанровой модели можно отнести следующие сайты: «Мембрана», «Биомолекула», «Элементы», «Метеориты» и «Молекулярная генеалогия». Напомним, что публикации в аналитических жанрах характеризует «нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций»7. Очевидно, нацеленность входящих в данную группу сайтов на глубокое рассмотрение научной проблематики как раз и определяет их приверженность к использованию жанровых форм аналитического плана. При этом основной массив материалов на сайтах выполнен в жанре аналитической статьи, как представляющей наибольшие возможности для творческого развития той или иной темы, ее аргументированного и наглядного представления на сайте. Использование аналитических жанров, разумеется, предполагает наличие хорошо подготовленного авторского коллектива, владеющего мастерством анализа и популяризации сложных научных тем. Именно такие коллективы сформированы за прошедшие годы на сайтах, реализующих аналитическую жанровую модель. В них входят известные ученые, а также наиболее профессионально подготовленные журналисты.

Завершая статью, заметим, что то, какая именно модель по преимуществу реализуется или будет реализована на сайтах, зависит от информационной стратегии создателей интернет-ресурсов, точности их представления о том, каким должен быть сайт, чтобы он в максимальной мере мог быть востребован конкретной аудиторией глобальной Сети. А это, безусловно, требует более глубокого изучения данной аудитории, получения более полных и точных знаний, по сравнению с теми, которые у них есть в распоряжении в настоящее время.

 


  1. Таевский Д.А. Аудитория интернет – СМИ // Журналистика электронных сетей. Воронеж, 2008. С. 142-143.
  2. О научно-популярном сайте «Метеориты» // http://www.meteorite.narod.ru/proba/onas.htm (дата обращения: 03.06.2012).
  3. О научно-популярном сайте «Элементы» // http://elementy.ru/about (дата обращения: 04.09.2012).
  4. О научно-популярном сайте «Биомолекула» // http://biomolecula.ru/about/ (дата обращения 12.09.2012).
  5. С 1 июля по 31 октября 2011 г. на сайте проходил конкурс на лучшую научно-популярную публикацию в области современной биологии «Био/мол/текст». В декабре 2011 г. были объявлены три победителя. Победителями стали ученые: в номинации «лучшая обзорная статья» − Глаголев С.: «Ствол и ветки: стволовые клетки»; в номинации «лучшее новостное сообщение» − Матанцева О. « Металлическая проводимость биологических структур»; в номинации «лучший пресс-релиз по теме своей научной работы» − Доронина В. «Пептид 2А: два в одном» // http://biomolecula.ru/content/888 (дата обращения 25.12.2011).
  6. Тертычный А.А. Методология построения системы жанров прессы // Эволюция жанров в истории российской журналистики / Сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2007. Март, 15-16. С. 4−19.
  7. Тертычный А.А. Аналитические жанры журналистики // http://evartist.narod.ru/text2/05.htm (дата обращения: 17.09.11).