Popular Science Publications as a Typological Niche
Колоев Александр Сергеевич
аспирант кафедры периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, akoloev@bk.ru.
Aleksandr S. Koloev
PhD student at the chair of print journalism, Faculty of Journalism, Saint Petersburg State University, akoloev@bk.ru
Аннотация
В статье рассматриваются научно-просветительские издания с точки зрения типологии средств массовой информации. В начале статьи после описания терминологического аппарата приводятся различные типологии печатных изданий с целью выяснения типологической ниши, которую занимали и занимают научно-просветительские газеты и журналы, а также различные типологические критерии, которые применялись и применяются к ним. Особое внимание уделено типологии прессы, разработанной исследователями на факультете журналистики СПбГУ в 2009 г. В рамках этой типологии автор статьи отделяет научно-просветительскую периодику от культурно-просветительских, литературно-художественных, духовно-просветительских и научных изданий.
Ключевые слова: популяризация науки, научно-популярный журнал, научная журналистика.
Abstracts
The article deals with scientific and educational publications from the point of view of media typology. The article presents a description of terminology apparatus and different typologies of publications in order to determine a typological niche, which scientific and educational newspapers and magazines have always occupied, as well as a variety of typological criteria that were and are being applied to them. Particular attention is paid to print media typology, which was developed by researchers at the Faculty of Journalism, St. Petersburg State University in 2009. Within this typology, the author separates the scientific and educational periodicals from the cultural, educational, literary, artistic, spiritual, educational and scientific publications.
Key words: science popularization, popular science magazine, science journalism.
Во всех отраслях знаний и науках, имеющих дело с разными по своему составу множествами объектов (или понятий, явлений и т.п.), в процессе изучения этих объектов появляется на определенном этапе необходимость в их упорядочивании, разделении на классы (или группы, виды, типы и т.п.), выстраивании в логическую систему или иерархию. Если обратиться к различным словарям, то можно убедиться в том, что такое распределение, разделение объектов по классам, при котором в каждый класс попадают определенные объекты, обладающие общим признаком, называют классификацией. К примеру, с ловарь по общественным наукам дает такое определение: «Классификация – система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, а также позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знаний о них»1. При этом существенный признак, по которому проводится классификация, обычно называют ее основанием или критерием.
В научной литературе с понятием «классификация» связано другое, близкое ему по значению понятие «типология», однако ни в коем случае не следует считать их синонимами. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. Типология – это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа, то есть обобщенной, идеализированной модели2.
Применительно к сфере изучения СМИ типология рассматривается как область теории журналистики. Исследователь А.И. Акопов предлагает следующее определение: «Типология периодических изданий – это область теории журналистики, включающая историко-теоретическое системное описание изданий по типоформирующим признакам, составление различных, зависящих от конкретных задач исследования, классификаций изданий; выяснение взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы»3.
Таким образом, есть ощутимая разница между типологией и классификацией. Действительно, «типология может либо непосредственно основываться на понятии типа как основной логической единице расчленения изучаемой реальности, либо использовать иные логические формы. Это, во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики»4. Как считают специалисты в области журналистики, «классификация еще не типология», она стоит ранее типологии и с ней лишь сопрягается5. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, «отличие типологии от классификации еще и в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев»6.
Каждое печатное издание имеет свои технические особенности с точки зрения передачи и восприятия информации. Однако существуют не только технические, но и правовые, тематические и прочие характеристики СМИ. Все вместе они называются «типологическими характеристиками СМИ, которые используются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) того или иного СМИ»7. Часто в научной литературе помимо понятия «типологические характеристики», встречаются понятия «типологические параметры», «типологические признаки», «типологические критерии», «типообразующие признаки», «типоформирующие признаки». Следует считать их синонимичными друг другу, если не оговаривается особый контекст их использования.
Под «типом издания» будем иметь ввиду «обобщенную идеализированную модель издания, представляющую собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания: социально-функциональное и читательское назначение, материальную конструкцию, знаковую форму основного материала, характер связи с другими изданиями и временные особенности выпуска»8. При этом тип издания является основой определения «вида издания» – группы изданий, обладающих одинаковыми существенными видовыми признаками (например, издания бывают следующего вида: литературно-художественные, научно-популярные и т.д.).
В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура СМИ, которая, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описывается каждое издание и вся система СМИ, поскольку при изучении прессы важно профессионально ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания. Развитие системы периодической печати в России связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, моделированием назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления. Разделение журнальной и газетной периодики на типы позволяет издателям и редакторам концентрироваться на определенной тематике и, как следствие, вести грамотную редакционную политику и выживать на рынке СМИ.
Обратимся теперь, наконец, к различным типологиям СМИ, чтобы посмотреть, какую нишу занимали и занимают научные издания и издания, распространяющие знания научно-популярного характера, а также какой в отношении них использовался и используется терминологический аппарат.
К середине 70-х годов XX века по характеру и назначению выходящие в СССР журналы делились на литературные, политические, научные, специальные (отраслевые), иллюстрированные и неиллюстрированные, для женщин, молодежи, детей и т.д9. Как ни странно, научно-популярные журналы в этой широко использующейся в то время классификации отсутствовали (либо их не отделяли от научных изданий), хотя их совокупный тираж за месяц составлял, по данным разных источников, 25?35 млн экземпляров.
Однако исследования именно научно-популярных изданий в то время уже проводились. Э.А. Лазаревич даже определила некоторые типологические особенности научно-популярных журналов. Во-первых, пишет она, «как журналы они имеют соответствующую периодичность, программу, преемственность в содержании и оформлении, ориентируются на определенную аудиторию», а во-вторых, «как часть научно-популярной литературы соответствуют ее основным задачам и характеристикам», то есть «рассказывают о науке и технике, преследуя мировоззренческие, общеобразовательные и практические цели, и предназначенные для неспециалистов в данной области знания»10. Ею же выявлены особенности структуры издания и жанров, создающие типологическую самостоятельность научно-популярного журнала в отличие от научной, учебно-методической и научно-технической и прочей периодики не просветительского характера.
На описанную Э.А. Лазаревич классификацию советской прессы опирается М.И. Хаскина в своей диссертационной работе, исследуя эмпирическую базу почти половины существующих в 1970-е годы в советской России центральных научно-популярных изданий. Ее основу составляют три группы журналов: универсальные (их проблематика тематически не ограничена), политематические (посвященные широкому спектру наук) и монотематические (в них присутствуют одна, реже две отрасли науки и техники). Простое деление научно-популярных изданий на специализированные и универсальные упоминается в работе А.В. Панкова «Популяризация науки в периодической печати» (1973 г.). В 1980-е годы А.И. Акопов, создавшей на примере специализированных отраслевых журналов свою методику типологического исследования, предпринимает попытку комплексной типологии отечественной научно-технической журнальной периодики.
В современных условиях наблюдается типологическая дифференциация и интеграция средств массовой информации, ориентированных на те или иные функции. «К ним относятся средства массовой информации, которые способствуют функционированию и развитию политических, производственных, рекламных, деловых, художественных, учебно-образовательных и научных коммуникаций»11. Под научными коммуникациями здесь понимаются коммуникации непосредственно между самими учеными, а также между ними и представителями других видов деятельности. Типологическая дифференциация возникает под влиянием различных информационных связей определенного вида деятельности, что раскрывается на примере научных коммуникаций: «...так, разновидности научной коммуникации вызывают к жизни соответствующие издания: научно-исследовательские, научно-технические, научно-производственные, научно-практические, научно-популярные, научно-методические и научно-информативные (например, реферативные)»12. Также некоторые из вышеперечисленных терминов встречаются далее в цитируемой книге в главе «Периодическая печать: системные основы типологии» в разделе «Целевое назначение изданий». «На основе целей различных видов духовного производства (наука, литература, искусство, публицистика и др.) в массовых коммуникациях формируются следующие издания: массово-публицистические, литературные, художественно-публицистические, литературно-художественные, культурно-просветительские, для развлечения и проведения досуга, учебные и методические, научные, научно-популярные, научно-практические, научно-производственные, производственно-практические, официально-документальные, религиозные, рекламные, информационно-справочные, другие»13. Далее в разделе «Журналы в системе СМИ: типология и “ниши” изданий», где, как видно из названия, рассматриваются только журналы, утверждается, что по цели (назначению) журналы бывают: общественно-политические, научные, публицистические, литературно-художественные, популярные, познавательные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и другие»14. При этом авторы, рассматривая ведущие типы журнальной периодики, отмечают, что «наиболее прочные позиции на современном этапе занимают научные журналы, научно-публицистические и культурологические, научно-популярные и познавательные»15, а говоря про влияние рыночных отношений на журналы, пишут, что «...устоявшие типы журналов, востребованных как в советскую эпоху, так и сейчас, почти не изменившие своих традиционных моделей – это научные, научно-практические и научно-популярные журналы»16.
Исследуя влияние различных видов деятельности (производственной, рекламной, информационной и др.) на типологическую структуру СМИ, Я.Н. Засурский также упоминает научные, научно-популярные, научно-практические и научно-производственные издания в одном ряду с публицистическими, литературными, художественными, художественно-публицистическими, развлекательными, методическими, рекламными и т.д.17 При этом там же используются еще термины «научно-познавательные журналы» («при потере аудитории литературно-художественных, публицистических, научно-познавательных журналов старого типа наблюдается популярность и явное преумножение изданий, занятых “исследованием” сверхъестественного, скандалами, происшествиями и преступлениями, светской хроникой»), «научно-теоретический» и «научно-практический» журнал («в группу научно-теоретических и научно-практических журналов входят: «АПК: экономика, управление», «Достижения науки и техники АПК»...») и все ранее уже упомянутые нами термины. Также в учебной и научной литературе по журналистике встречается термин «общественно-научный журнал», а некоторые издания сами позиционируют себя как «научно-развлекательные» и «научно-педагогические».
Мы предлагаем ввести термин «научно-просветительские издания». Его возникновение логически вытекает из типологии СМИ, предложенной проектной группой факультета журналистики СПбГУ, чьи исследования изложены в пособии «Масс-медиа российского мегаполиса»18. В нем исследователи располагают печатные СМИ в виде логичной и наглядной иерархической структуры. При этом то, что данная типология рассматривает только петербургские издания, нисколько не умаляет ее значения, ведь содержательно-типологические основания являются универсальными для современной российской прессы и никаким образом не ограничены особенностями территориального распространения печатных изданий.
В этом пособии дается определение просветительским изданиям – это «издания, цель которых распространять знания прежде всего научно-популярного характера (точные, естественные и гуманитарные науки) и способствовать через это повышению культурного уровня аудитории»19. Авторы пособия просветительские издания относят к блоку изданий «научные, просветительские», который входит в подраздел специализированная пресса, которая, в свою очередь, отнесена к аналитическим изданиям.
Необходимо сделать два крайне важных замечания. Первое замечание касается того, что не все просветительские издания носят научно-популярный характер, иными словами, не все из них занимаются популяризацией науки. Это непосредственно следует из вышеприведенного определения просветительских изданий, где ясно сказано, что это издания, цель которых распространять знания прежде всего научно-популярного характера, а не исключительно научно-популярного характера. Иными словами, к просветительским изданиям могут относиться издания, носящие не научно-популярный характер.
Мы предлагаем поделить просветительские издания на несколько видов: научно-просветительские, культурно-просветительские, духовно-просветительские и литературно-художественные. Разберем детальнее каждый из этих видов, чтобы понимать, чем они отличаются друг от друга.
Культурно-просветительские издания рассчитаны для широкой аудитории, в них доступно и увлекательно освещаются проблемы культуры, философии, истории, искусства. Например, культурно-просветительским изданием является выходящий в подмосковном городе Дмитров журнал «Северная жемчужина», на страницах которого публикуются исследовательские статьи по истории города, а также материалы различной культурно-просветительской направленности: интервью с деятелями культуры, искусства, спорта, литературное творчество дмитровчан, очерки о путешествиях по России и всему миру, познавательные рассказы для детей. Еще один пример культурно-просветительского издания – журнал «Человек без границ», который издает в Москве культурный центр «Новый Акрополь». Несмотря на то, что журнал пишет о современных научных открытиях, большая часть материалов посвящена тайнам природы, человеческим взаимоотношениям, философии и психологии, загадкам истории, культуре, а также известным людям (писателям, композиторам, художникам), создавших самих себя и изменивших мир к лучшему.
Особо отметим, что все краеведческие журналы и газеты мы относим к культурно-просветительским изданиям, а не к научно-просветительским, хотя, разумеется, краеведение включает в себя популяризацию научных исследований и знаний, касающихся отдельного географического региона. Такое решение мы объясняем тем, что краеведческие исследования в основном касаются культуры, искусства, традиций, связанных с отдельным регионом, и подача материалов в краеведческих изданиях носят по большей части культурно-просветительский характер, а не научно-популярный.
К духовно-просветительским изданиям мы относим всю периодику, на страницах которой освещаются проблемы человека и общества, носящие метафизический, религиозный, мистический или эзотерический характер. Здесь духовность понимается не в обобщенном светски-материалистическом смысле как некая совокупность нематериальных ценностей, тяга людей к вершинам культуры и познания, совершенствованию своих творческих способностей (куда, между прочим, относится и наука), а, скорее, понимается в рамках религиозных и околорелигиозных учений и практик, как мировоззрение, основанное на некоторых допущениях, лежащих за пределами научного познания. Темы и проблемы, поднимаемые на страницах духовно-просветительских изданий, не имеют никакого отношения к науке. Правда, иногда подобные издания в своих материалах затрагивают научные темы, однако это, как правило, носит паранаучный или псевдонаучный характер, что, опять же, не имеет к науке никакого отношения. Во избежание типологической путаницы отметим, что в данную группу изданий не входят конфессиональные издания, у них есть своя типологическая ниша.
В качестве примеров духовно-просветительских изданий приведем газету «Шестая раса» (выходит в г. Владивосток) и журнал «Небесная подкова» (выходит в г. Самара). «Шестая раса» пишет о здоровом образе жизни, духовном и личностном развитии человека, эзотерике, заботе о людях, дает советы, как раскрыть свой творческий потенциал, создать счастливую семью и т.п. «Небесная подкова» посвящена целительству, альтернативной медицине, здоровому образу жизни, астрологическим прогнозам, нравственному воспитанию личности.
К литературно-художественным изданиям будем относить всю периодику и альманахи, посвященные литературной и художественной критике и публикующие произведения художественной литературы. В данную группу изданий мы относим все журналы, которые в нашей стране давно получили неофициальное, но часто употреблявшееся название «толстых журналов» (без кавычек), в силу значительного объема этих изданий. Сегодня это такие журналы, как «Нева», «Знамя», «Арион», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и многие другие. Все эти журналы к науке и ее популяризации также не имеют никакого отношения, разве лишь за исключением того, когда в них публикуют научную фантастику или вообще любые художественные произведения, посвященные научно-техническому прогрессу.
Второе важное замечание следует сделать, чтобы отделить сугубо научные издания от изданий научно-популярного характера. Очевидно, что к научным изданиям не относятся издания, занимающиеся популяризацией науки. Научное издание, в нашем понимании, – это периодическое печатное издание, являющееся источником научной информации и являющееся средством исключительно научной коммуникации. В научных изданиях публикуются научные статьи, написанные преимущественно учеными и для ученых. Такое понимание научного журнала (будем в дальнейшем под научным изданием подразумевать научный журнал, поскольку научные издания выходят преимущественно в виде журналов) дает и словарь по естественным наукам: «Научный журнал – журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических и прикладных исследованиях, и предназначенный научным работникам. В зависимости от целевого назначения научные журналы подразделяют на научно-теоретические, научно-практические и научно-методические»20. Также к научным журналам можно уверенно отнести научно-исследовательские, научно-технические, научно-производственные, научно-информативные, научно-педагогические журналы (заметим, все эти термины уже упоминались ранее в данной статье), то есть все журналы, за исключением научно-популярных, а также научно-публицистических, научно-познавательных, общественно-научных и научно-развлекательных.
Таким образом, к изданиям, которые входят в раздел «научные, просветительские» (подразумеваем, что запятую здесь следует понимать как союз «и», то есть исследователи в этот раздел включили два множества изданий: научные и просветительские) можно отнести издания сугубо научного характера, рассчитанные на узкий круг специалистов и не предназначенные широкому кругу читателей – это, собственно, те самые научные издания, которые фигурируют в первой части названия раздела.
При этом издания, которые носят научно-популярный или, иначе говоря, научно-просветительский характер, мы назовем научно-просветительскими. К ним будем, разумеется, относить все издания, которые сами себя позиционируют как научно-просветительские, а также научно-популярные, научно-публицистические, научно-познавательные, общественно-научные и научно-развлекательные издания, которые упоминались выше. Все эти термины будем считать синонимичными друг другу. Здесь будет уместно обратиться к введенному в действие 1 января 1991 г. «ГОСТу 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения», который содержит классификацию всех возможных видов изданий. В этом документе раздел «Виды изданий по целевому назначению» содержит определение научно-популярного издания – это «издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту». Так как мы договорились, что термин «научно-популярные издания» и «научно-просветительские» будем считать синонимичными, то данное определение из ГОСТа будем относить к научно-просветительским изданиям. Таким образом, научно-просветительские издания (газеты, журналы, бюллетени, альманахи) занимаются распространением научных знаний в доступной форме для широкого круга людей, имеющих однако определенный уровень подготовленности для получения такой информации.
Теперь объясним необходимость введения термина «научно-просветительские издания». Действительно, термин «научно-популярные издания» используется чаще в научной, учебной литературе, в интернете, повседневной речи, а также многие журналы научно-просветительского характера позиционируют себя именно как научно-популярные. Наше решение продиктовано тем, что, во-первых, в пособии «Масс-медиа российского мегаполиса» исследователи используют термин «просветительские издания» в отношении части интересующих нас изданий, во-вторых, использование термина «научно-просветительские издания» позволяет избежать смысловой неопределенности при толковании термина «научно-популярные» (популярные – в смысле популярно, доступно и просто что-то излагают или эти издания имеют большой тираж, то есть популярны?), в-третьих, слово «просветительский» заставляет вспомнить Эпоху Просвещения, когда в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей прежде всего научных знаний, и, наконец, в-четвертых, термин «научно-просветительский» представляется автору данной статьи более точным, емким по значению и грамотным, чем «научно-популярный». Кроме того, термины «научно-просветительская пресса», «научно-просветительские издания» фигурируют и в названиях диссертаций, если воспользоваться поиском по электронной базе диссертаций РГБ. И самое важное, что некоторые издания научно-популярного характера позиционируют себя именно как научно-просветительские (например, журнал скептиков и атеистов «Скепсис»).