Languages

You are here

Творчество В.Г. Белинского в рецепции «Сибирской газеты» (Томск. 1881?1888 гг.)

Научные исследования: 
Выпуски: 

V.G. Belinsky’s Works in the Reception of Sibirskaya gazeta (Tomsk, 1881?1888)

 

К 200-летию со дня рождения В.Г. Белинского

 

Жилякова Наталья Вениаминовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета, Retama@yandex.ru

Natalia V. Jeliakova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of theory and practice of journalism, Tomsk State University, Retama@yandex.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются формы и способы обращения провинциальной газеты (томской «Сибирской газеты») к творчеству великого русского критика В.Г. Белинского в конце XIX в. Ставится проблема эстетической позиции периодического издания, формирования «литературоцентричности», исследуется роль литературно-критического наследия Белинского в этих процессах. Цитирование различных статей Белинского в сибирском издании, знание первоисточников показывают его актуальность для провинциальных авторов и их читателей.

Ключевые слова: В.Г. Белинский, провинциальная журналистика, «Сибирская газета».

Abstracts
The article examines the forms and methods the provincial newspaper (Tomsk Sibirskaya gazeta) used to appeal to the works of the great Russian critic V.G. Belinskiy in the end of XIXth century. The author raises the problem of an esthetic position of a periodical in forming of «literature-centrism», researches the role of Belinsky’s literature and criticism heritage of in these processes. Quotes from different articles of Belinsky in the Siberian periodical, knowledge of primary sources show its topicality for the provincial authors and readers.

Key words: Belinsky, provincial journalism, Sibirskaya gazeta.

 

Имя В.Г. Белинского, великого русского критика, постоянно встречалось на страницах первого частного издания Томска – «Сибирской газеты», выходившей в 1881–1888 гг. Основанная известным сибирским предпринимателем и меценатом, владельцем первого в Сибири книжного магазина П.И. Макушиным, «Сибирская газета» объединила вокруг себя представителей молодой сибирской интеллигенции, а также политических ссыльных, в основном народников. В редакцию входили областник1 А.В. Адрианов, учитель А.И. Ефимов (первоначально официальный редактор газеты), ссыльный поляк А.М. Войцеховский, а с 1882 г. негласным редактором газеты стал поэт-народник Ф.В. Волховский, привлекший к участию в издании многочисленных политических ссыльных – Д.А. Клеменца, С.С. Синегуба, С.Л. Чудновского и многих других. В «Сибирской газете» публиковались известные русские писатели: В.Г. Короленко, Г.А. Мачтет, К.М. Станюкович (в 1885–1888 гг. он находился в ссылке в Томске и входил в состав редакции), Д.А. Мамин-Сибиряк, Н.И. Наумов.

Привлечение в редакцию крупных литературных сил было связано с особой «литературоцентричностью» и демократической направленностью издания. «Сибирская газета» с большим вниманием относилась к проблемам воспитания, эстетического образования своего читателя. Это объясняет повышенную чуткость издания к явлениям «большой» русской и зарождающейся сибирской литературы, постоянное упоминание на страницах газеты имен классиков и современных писателей, поэтов, критиков.

Ставя своими основными задачами развитие общественного, гражданского, регионального самосознания своего читателя и его эстетическое воспитание, конечной целью «Сибирская газета» полагала формирование личности сибирского жителя как передового, прогрессивно мыслящего человека. Намеченная цель определила энциклопедический характер издания – и по охвату материала, и по программным установкам – и сформировала позицию «Сибирской газеты», которую можно обозначить как следование просветительским традициям «шестидесятников». Тем более что в составе сотрудников «Сибирской газеты» были и народники, и областники, сформировавшиеся под влиянием идей 1960-х гг. и работавшие над претворением их в жизнь.

В силу цензурного гнета «Сибирская газета» не могла называть на своих страницах имена таких лидеров литературной критики 1860-х гг., как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Но она постоянно обращалась к личности того, чьи идеи развивали «шестидесятники», – к В.Г. Белинскому и таким образом продолжала литературную традицию, связанную с творчеством великого критика.

На авторитет Белинского «Сибирская газета» опиралась во многих литературно-критических материалах. Так, цитатой из статьи В.Г. Белинского «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» начиналась очень важная в эстетическом отношении «маленькая литературная параллель» Ф.В. Волховского под названием «Что такое Гамлет и Отелло»: «Есть два рода людей, говорит Белинский, одни прозябают, другие живут. Для первых жизнь есть сон, и если этот сон видится им на мягкой и теплой постели, они удовлетворены вполне. Для других же, людей собственно [курсив «Сибирской газеты». – Н.Ж.], жизнь есть подвиг, выполнение которого <…> должно быть блаженством и точно есть блаженство» (Сибирская газета. 1886. № 46). В своей статье Волховский рассматривал «два образца таких высших человеческих натур, борющихся с самими собой из-за достижения того внутреннего удовлетворения, которое дается полным совпадением действий человека с его понятиями о добре, о правде, словом – с его идеалом человека», исследовал внутреннюю борьбу, которая ведется в душах Отелло и Гамлета, анализируя их в сходной ситуации жестокого разочарования в любимых людях. Белинский здесь являлся для Волховского «отправной точкой» в постановке проблемы достижения «идеала человека», его авторитет позволил автору выявить суть расхождения героев, сформировать собственную позицию по отношению к литературным персонажам. Появление на страницах «Сибирской газеты» серьезного литературно-критического исследования, которым является статья Волховского, демонстрировало высокий уровень культуры газеты, ее мощный литературно-критический потенциал. Через психологию она выводила читателя к эстетике, знакомилас сутью шекспировских героев, воспитывала его на лучших классических образцах мировой литературы, приобщала к общечеловеческим ценностям.

В одной из театральных рецензий Волховский, оценивая текущий театральный сезон 1886/87 гг., подкрепил ссылкой на высказывание Белинского свое мнение о том, что «отсталость Сибири», ее «художественная грубость», «почти отсутствие в ней запроса на впечатления прекрасного, облагораживающего и одухотворяющего» – это уже стало «заурядной фразой, которую повторяет каждый, желающий щегольнуть собственным развитым вкусом» (Сибирская газета. 1887. № 1). Но к Сибири, по мнению Волховского, можно отнести те слова, что сказал в 1836 г. Белинский о России: «Несмотря на множество фактов, доказывающих, что эстетическое образование нашего общества есть не более, как мода, привычка, или обычай, и то не свой, а заимствованный духом подражательности из чужого источника, – у нас иногда промелькивают явления, заставляющие приудержаться решительным приговором на этот предмет и самым положительным образом убеждающие, что в нашем обществе есть все элементы, а следовательно, и живая потребность изящного» (Сибирская газета. 1887. № 1)2. Эта литературная «перекличка» совсем не случайна, она зафиксировала как момент «отставания» Сибири от центральной России практически на полвека (Белинский о России писал в 1836 г, Волховский о театральном сезоне 1886/87 гг.), так и сходство процессов развития русского общества, поэтапно переходящего от «художественной грубости» к «подражательности», а затем к «живой потребности изящного», к появлению эстетического чувства.

Будучи общественно-политическим изданием, «Сибирская газета» практически на всем протяжении своего существования находила способы помещать литературно-критические материалы, литературные обозрения – даже в условиях жесточайшего дефицита газетной площади. В этих материалах, принадлежащих по большей части перу Ф.В. Волховского, дважды встречается имя Белинского: в 1882 г. (рубрика «Литературные заметки») и в 1887 г. (рубрика «Что пишут?»). В первой публикации обозреватель «Сибирской газеты», анализируя содержание журнала «Вестник Европы» за январь 1882 г., «два слова» посвящает «поэме бессмертного Лермонтова “Сашка”»: «Еще Белинский сказал, что когда дело идет о таких поэтах и писателях, как Ломоносов, Державин, Фон-Визин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Грибоедов, и в особенности Пушкин и Лермонтов, то каждая строка, написанная их рукою, принадлежит потомству и должна быть сохранена. Нельзя, поэтому, не выразить большой признательности г. Висковатому за напечатание в полном составе большой поэмы одного из лучших русских поэтов, поэмы, известной лишь по небольшим отрывкам, приведенным г. Ефремовым в последнем издании сочинений Лермонтова» (Сибирская газета. 1882. № 9).

Во второй публикации автор, размышляя о значении периодической печати для русского общества, указывал, что «не только все наши звезды в области романа и повести, не только все лучшие поэты, прежде чем выпускать свои произведения отдельным изданием, появлялись и до сих пор появляются в периодических изданиях; но и значительная часть научных работ сосредотачивается там же: таковы исторические труды Н. Ив. Костомарова, Ключевского, Семевского, экономические исследования Н. Нона, Зибера, В.В., Янсона, Н.Г. Чернышевского, Янжуля; таковы работы по изучению сектанства Пономарева, Пругавина, Абрамова; такова, наконец, целая юридическая литература как по теоретическим вопросам, так и по вопросам дня. Не говорим уже о наших критиках: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Михайловский – все они писали прежде всего для журналов; единственное исключение составляют “Эстетические отношения искусства к действительности” Н.Г. Чернышевского, изданные впервые отдельно, так как это критико-философское исследование было его магистерской диссертацией» (Сибирская газета. 1887. № 2).

В указанных материалах Белинский выступает и как бесспорный авторитет, на чье мнение может опереться автор, и как «один из классиков» русской критики, без которого «ряд» оказывается неполным. Добавим, что и сами литературно-критические обзоры «Сибирской газеты» восходили к опыту Белинского-критика, прежде всего в главном принципе: органически целостно анализировать проблемы общественно-нравственные и эстетические, в едином контексте.

Характерно, что мнение Белинского приводилось авторами «Сибирской газеты» не только в литературно-критических статьях, но и в материалах общественно-политического характера. В статье «Общинное землевладение» встречается следующий абзац: «Нам припоминаются страстные слова нашего гениального Белинского: что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи, что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможность?» Газета указывает источник этой цитаты: «Белинский, его жизнь и переписка» А.Н. Пыпина, т. II, с. 126, и комментирует ее: «К счастью, нам даже и дилеммы такой не предстоит; мы хорошо знаем, что – являясь синонимом обеспечения массы от пролетариата, община, в то же время, отнюдь не представляет тормозов для сельскохозяйственного прогресса» (Сибирская газета. 1885. № 36). В этом случае речь идет уже не об эстетическом воспитании сибирского читателя, а о нравственных установках, которые были чрезвычайно важны для газеты и которые она черпала в творчестве великого критика.

Кроме цитирования высказываний великого критика газета отслеживала информацию о нем, появляющуюся на страницах общерусских изданий. В разделе «Русские известия» «Сибирская газета» поместила небольшой материал под названием «В.Г. Белинский». Обозреватель газеты уверен, что читателям «известно, как подозрительно относилась тайная полиция к нашему знаменитому критику В.Г. Белинскому в последние годы его жизни», и потому им должно быть интересно, что «факт этот ныне освещен документально напечатанным в вышедшей на днях ноябрьской книжке “Русской старины” двумя приглашениями “пожаловать” от имени шефа жандармов, Л.В. Дубельта, которые, застав Виссариона Григорьевича на одре смертельной болезни, жестоко его потрясли». Газета перепечатала из «Русской старины» текст этих «любопытных писем», датированных 20 февраля и 27 марта 1848 г., написанных «доверенным у Дубельта чиновником III отделения» М. Поповым, а в конце добавила: «кажется, Белинский не воспользовался обещанным ему “ласковым и радушным приемом”, одна мысль о котором повергала в дрожь тогдашних петербургских интеллигентов. 26 мая того же года Белинского не стало…» (Сибирская газета. 1882. № 52).

В той же рубрике «Русские известия» имя Белинского встречается в «списочном» варианте при причислении имен русских классиков в статье из газеты «Страна». «Сибирская газета» перепечатала отрывок из общерусского издания, в котором по поводу столетнего юбилея со дня первого представления комедии Фонвизина «Недоросль» автор замечал: «все таланты и гении принадлежали всегда к прогрессивному лагерю: Фон-Визин, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский». Противопоставляя их Гречу и Булгарину, «Сибирская газета» вслед за «Страной» утверждала, что «люди, прибегающие к доносу, клевете и обману могут иметь лишь минутный успех», в то время как «Пушкину воздвигнут монумент, интеллигенция празднует юбилей “Недоросля”, идеи Белинского не усвоены только невеждами <…>» (Сибирская газета. 1882. № 44).

В «общем списке» Белинский был упомянут и в передовой статье газеты «Открытие Сибирского университета», приуроченной к началу работы первого за Уралом высшего учебного заведения – Императорского Томского университета. Автор статьи выражал надежду, что «в новом высшем питомнике духовного света расцветут те самые идеалы добра, истины, общественного служения, которые в Европейской России дали русскому народу великие имена Белинского, Лермонтова, Пирогова, Боткина и многих, многих иных, составляющих гордость русского человека!» (Сибирская газета. 1888. № 44). Присутствие имени Белинского в этих «общих списках» означает восприятие его газетой как литературного классика, рядом с Пушкиным, Лермонтовым, Грибоедовым и другими русскими писателями и поэтами.

В 1888 г., в связи с 40-летием со дня смерти Белинского, «Сибирская газета» опубликовала о нем большой материал Г.А. Мачтета (Сибирская газета. 1888. № 39). Газета высоко оценивала творчество великого критика, утверждая, что «ни один из известных русских публицистов не пользуется такою широкою славою и почетом, как Белинский»; деятельность его имеет «громадное значение для русской литературы и для истории развития русского общества» (Сибирская газета. 1888. № 39).

Обращение к демократическому, массовому читателю обусловило необходимость подробного рассказа о Белинском. Газета задается вопросами: «В чем же состоят права Белинского на общее признание и поклонение? Какие услуги оказал он русской литературе и русскому обществу? В чем проявлялось величие его души, приводящее в восхищение громаднейшее большинство образованных людей России?» Не углубляясь в литературоведческие изыскания, «Сибирская газета» ссылается на «общее свидетельство всех историков литературы», которые сходятся во мнении, что «Белинский безраздельно господствовал в литературе за все время свей жизни; Белинский давал толчок и направление зарождающейся в его время общественной мысли; он воспитывал литературные вкусы и понятия русских людей своего времени; он первый уяснил русскому обществу высокое значение наших великих писателей – Пушкина, Лермонтова, Гоголя; под его прямым или косвенным влиянием воспитались и развились такие первоклассные таланты, как Тургенев, Некрасов, Достоевский» (Сибирская газета. 1888. № 39).

Отличительной особенностью Белинского, по мнению Мачтета, являлась редкая способность критика к изменению собственных воззрений, «если он замечал, что они ложны». От «идеалистически-романтических мечтаний первого периода своего развития» Белинский перешел к преклонению перед Гегелем, а затем взгляды критика «проникаются всецело гуманитарно-общественным направлением», и талант его получает «наивысший расцвет и наиболее всестороннее выражение»: «с этого времени он весь отдался общественным вопросам», «критика в его руках становится отныне могущественным и почти единственным для того времени орудием развития общественного сознания», а сам он - «истинным выразителем наиболее передовых стремлений образованной части тогдашнего общества» (Сибирская газета. 1888. № 39). Газета подчеркивала, что именно 1860-е гг. становятся «осуществлением его заветных желаний и указаний».

Знаменательно, что содержание этой статьи, в которой воспроизводится история духовного развития Белинского, восходит к труду Н.Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода» и перекликается с произведением А.И. Герцена «Былое и думы». Мачтет подробно и с сочувствием пишет о кружке Н.В. Станкевича, развивает основные положения оценки Чернышевского. Говоря о характере Белинского, Мачтет воссоздает стилистику описания критика в «Былом и думах» А.И. Герцена. Слова Мачтета о Белинском: «Всякий, несогласный с тем, что он в данное время считал истинным и справедливым, был его заклятым личным врагом, на которого он набрасывался со всею страстью и ожесточением истинного бойца» (Сибирская газета. 1888. № 39) – перекликаются с герценовской характеристикой Белинского как человека, обладающего «самой деятельной, порывистой, диалектически-страстной натурой бойца»3. Встречаются в материале Мачтета и другие места, близкие к тексту «Былого и дум», но самое главное состоит в том, что Мачтет создает образ Белинского по канве эпопеи Герцена. «Перекличка» с Н.Г. Чернышевским и А.И. Герценом важна не только как факт знания этих произведений литературными критиками «Сибирской газеты», но более всего как свидетельство сохранения и развития традиций демократической критики.

Таким образом, деятельность В.Г. Белинского, его общественная, нравственно-философская и эстетическая позиции были для газеты образцом и «отправной точкой» для размышления не только о литературных и литературно-критических явлениях, но и о процессах общественной жизни России конца XIX века. Цитирование различных статей Белинского в сибирском издании, знание первоисточников показывают его актуальность для провинциальных авторов и их читателей.

Присутствие имени Белинского в ряду крупных русских писателей, поэтов означало понимание сибирскими авторами огромного значения его литературно-критической деятельности для развития русской литературы. При этом «Сибирская газета» подчеркивала объединяющую роль этого имени: «Трудно найти среди русского образованного общества человека, которому не было бы близко и дорого имя знаменитого критика, у которого не разгладились бы морщины и не появилось светлое, радостное выражение на лице при одном воспоминании о нем. В этом единодушном поклонении литературному таланту и необыкновенно блестящей и широкой публицистической деятельности Белинского одинаково сходятся люди разных поколений, разных направлений и общественных стремлений. И вот – дорогое имя Белинского связывает всю эту разношерстную толпу людей в одно целое, объединяя и сливая их души в одном глубоком чувстве уважения и симпатии к выдающимся и незабвенным заслугам его перед отечеством» (Сибирская газета. 1888. № 39).

Для «Сибирской газеты» было важным приобщение демократической аудитории к «большой» русской литературе и критике, просвещение и воспитание ее на лучших образцах. Важная задача формирования регионального самосознания, стоящая перед сибирским изданием, благодаря постоянному обращению к опыту «большой» русской журналистики и литературы, через освоение наследия В.Г. Белинского решалась не как вопрос«сепаратизма», а как проблема объединения со всеми прогрессивными силами общества и вхождения в большую общерусскую культуру.

 


  1. Сибирское областничество – явление, вызванное к жизни условиями сибирской и общероссийской действительности, «система взглядов части местной интеллигенции на прошлое, настоящее и будущее региона как специфической области в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать эти взгляды» (Шиловский М. История и теория сибирского областничества // Сибирь: Политика. Экономика. Управление. Информационно-аналитический бюллетень. 1992. № 1. С. 97.) Сформированное в 1980-х гг. в трудах Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина, областничество оказало сильнейшее воздействие на самопознание сибирского общества, отразилось в литературе и публицистике Сибири. Деятельность областников имела в XIX в. в основном культурно-просветительный характер.
  2. Сокращенная цитата из статьи В.Г. Белинского «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», опубликованной впервые в 1838 г.; у Белинского она звучит так: «Несмотря на множество фактов, доказывающих, что эстетическое образование нашего общества есть не более, как мода, привычка или обычай, и то не свой, а заимствованный духом подражательности из чуждого источника; несмотря на то, у нас иногда промелькивают явления, заставляющие приудержаться решительным приговором на этот предмет и самым положительным образом убеждающие в той истине, что темная атмосфера нашей эстетической жизни освещалась, хотя и изредка, самыми яркими проблесками дарований и что в нашем обществе есть все элементы, а следовательно, и живая потребность изящного». (Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1977. Т. 2. С. 7).
  3. Герцен А.И. Былое и думы. М., 1973. С. 346.