The Crisis of Public Television in France
Васильева Анна Валерьевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, a.v.vasiljeva@gmail.com
Anna V. Vasilyeva
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, a.v.vasiljeva@gmail.com
Аннотация
Общественное телевидение Франции переживает беспрецедентный за всю историю своего существования кризис. Обусловлен он двумя взаимосвязанными причинами: постепенным, но неуклонным оттоком аудитории и возрастающим дефицитом бюджета. Постоянно сокращающиеся доходы от рекламы заставляют руководство «Франс Телевизьон» жертвовать многими информационными и аналитическими программами, что приводит к потере аудитории, которая и так постепенно уходит на появляющиеся цифровые телеканалы. Это заставляет правительство Франции все чаще говорить о недоверии к общественному телевидению и сокращать выделяемые ему субсидии, что замыкает круг проблем.
Ключевые слова: отток аудитории, абонентская плата, доходы от рекламы, дефицит бюджета, общественное телевидение.
Abstract
Public television in France is now in the one of the deepest crisis in the history of its existence. The crisis is due to two related factors − gradual and steady outflow of the audience and the growing budget deficit. Constantly shrinking advertising revenues make the leaders of ″France Télévision″ to close down many informational and analytical programs. It leads to the loss of an audience, which passes on to emerging digital channels. Because of this French government says about the lack of trust in public television and reduces the subsidies allocated to it. It closes the circle of problems.
Key words: the outflow of the audience, the fee, subscription, advertising revenue, the budget deficit, public television.
На современном медиарынке общественное телевидение занимает особое место в силу приписываемых ему характеристик и обязательств. В идеале оно должно мало походить как на телевидение коммерческое (которое вольно или невольно начинает деформировать информационное пространство, уходя от социальных ценностей к конъюнктуре и стремлению к прибыли), так и на телевидение государственное (которое ставит перед собой больше пропагандистские, нежели информационные цели). Это телевидение без насилия, но с большим набором образовательных, просветительских, спортивных и развлекательных программ высокого качества, причем затрагивающих интересы абсолютно каждого члена общества без исключения. Принято описывать общественное телевидение как максимально плюралистичное, максимально корректное, максимально спокойное, не раздражающее общественное мнение1. В общем, это нечто большее, чем просто средство массовой коммуникации – скорее, инструмент для непрерывного развития любого современного демократического общества. Осознавая это, во многих развитых странах граждане берут на себя ответственность по финансированию общественного телевидения, а также по контролю над ним. Однако именно в силу этих особенностей история развития общественного телевидения всегда изобилует кризисными моментами, основанными на постоянной необходимости балансировать в поисках «золотой середины» между коммерцией и пропагандой. С одной стороны, надо быть интересным зрителю, бороться за пресловутые рейтинги, но при этом не скатываться в нишу коммерческого вещания. С другой – надо информировать общество, иметь свою четкую позицию по всем пунктам повестки дня, но при этом не превращаться в рупор власти. С каждым годом на фоне развития спутникового, кабельного, цифрового и интернет-телевидения, сопровождающегося появлением десятков новых телеканалов, общественным телевещателям во всех странах все труднее оправдать свое существование и донести смысл своей миссии до общественности, которой они теоретически служат. Испытываемые ими сложности − результат трех основных факторов: явные недостатки структур управления общественными вещателями, легко поддающиеся манипулированию источники финансирования и, наконец, медленное реформирование их программной политики, которая могла бы сделать их непохожими на коммерческое телевидение.
Все это можно проследить на конкретном примере общественного телевидения Франции, в последние годы пережившего немало переломных моментов в своем развитии. С целью разобраться, что именно привело общественное телевидение Франции к затянувшемуся кризису, в статье рассмотрен целый пласт современного, еще не вводимого в научный оборот эмпирического материала. Он включает в себя последовательный анализ финансовых показателей за последние пять лет, разбор повлиявших на них обстоятельств, а также обзор комплекса принимаемых внутри холдинга управленческих решений. Кроме того, основным источником для формулировки выводов относительно современного положения общественного телевидения во Франции можно считать объективные данные статистики, показывающие уровень популярности телепрограмм, а также динамику изменения объемов аудитории общественных каналов.
Общественное телевидение Франции
Общественное телевидение во Франции представлено группой «Франс Телевизьон» (France Televisions). Структура холдинга «Франс Телевизьон» неоднократно подвергалась изменениям. Очередное объединение произошло в январе 2010 г. С этого времени группа представляет собой пять основных каналов, которые и принято считать общественными. Это телеканалы: «Франс-2» (France-2); «Франс-3» (France-3); «Франс-4» (France-4); «Франс-5» (France-5), на котором также ведет вещание телеканал «Арте» (Arte); а также «Франс О» (France Ô), входящий в сеть радио- и телестанций, работающих для жителей французских заморских департаментов; «Утр-мэр премьер» (Outre-Mer 1ère, бывший РФО (RFO)). Последний телеканал, однако, принято не учитывать в анализе деятельности общественного телевидения во Франции в силу охвата им аудитории других географических районов.
Первые проблемы у общественных телеканалов Франции начались еще в конце 1980 гг., с приходом на медиарынок новых частных игроков. Именно тогда общественные телевещатели стали неуклонно терять своих зрителей и испытывать серьезные финансовые затруднения. В конце 1990 гг. было принято решение об объединении общественных телеканалов в единую группу «Франс Телевизьон», что должно было позволить сократить расходы на содержание административного аппарата и сгенерировать все сбережения с последующим распределением в пользу менее успешных с точки зрения рекламы, но более информативных и просветительских программ. Вскоре стало понятно, что на реорганизацию и корректировку окладов сотрудников потрачено более 50 млн евро, но вот объем ежегодных расходов так и не снизился. Зато стала регулярно сокращаться доходная часть бюджета. Во-первых, постепенно уменьшалось количество рекламного времени (с 1 января 2000 г. с 12 до 10 минут в час, с 1 января 2001 г. − до 8 минут в час2). Во-вторых, ежегодно фиксировались низкие показатели сбора абонентской платы, установившейся к 2002 г. на уровне 116 евро, что уже тогда было значительно меньшей суммой, по сравнению с абонентской платой во многих европейских странах (к примеру, в Великобритании – более 200 евро). Предпринятая в 2005 г. мера по улучшению сбора абонентской платы, включенной в налог на проживание, не принесла ожидаемых результатов: миллионы французов заявляли, что у них вообще нет телевизоров, или добивались освобождения от уплаты налога в рамках программ по социальной защите несостоятельных граждан3. Все это вынудило руководителя «Франс Телевизьон» Патрика де Каролиса в 2006 г. впервые обратиться к правительству с просьбой как об увеличении рекламного времени на общественных телеканалах, так и об индексации абонентской платы. В ответ холдинг получил отказ. Увеличение абонентской платы всегда логично рассматривалось всеми правительствами Франции как крайне непопулярная среди населения мера. Впоследствии подобные просьбы будут исходить от представителей «Франс Телевизьон» ежегодно, однако всегда с одним и тем же − нулевым − результатом. Тогда же к этому прибавился отказ правительства увеличивать бюджет для телеканала «Франс-3». Власти предоставили «Франс Телевизьон» самостоятельно решать проблему финансирования идущих на нем региональных программ, с чем руководство группы абсолютно не справилось – через несколько лет это решение приведет к падению интереса аудитории телеканала почти в два раза. В 2007 г. к спорам руководства общественного вещателя с государством относительно необходимости увеличивать абонентскую плату и государственное финансирование прибавился конфликт, связанный с проводимой внутри холдинга административной и программной политикой. Так, правительство не одобрило назначение на пост генерального директора телеканала «Франс-2» Франсуа Гибо, высказав сомнения насчет компетентности управления, по сути, основным каналом общественного телевещателя4.
Тем не менее, согласно данным рейтингов различных телеканалов, представленных на французском медиарынке, в 2007 г., вещание «Франс Телевизьон» занимало существенное место в жизни французов. По данным агентства «Медиаметри» (Mediametrie), в 2007 г. на долю «Франс-2» приходилось 18,1% аудитории, на долю «Франс-3» − 14,1% аудитории, на долю «Франс-4» − 0,5%, а на долю «Франс-5» − 3,2%, что в общей сложности давало 35,9% от всей аудитории5. Это более трети всех французских телезрителей старше четырех лет – хороший показатель с учетом того, что рейтинги строились в основном на информационных и культурных программах, а не на реалити-шоу и развлекательных ток-шоу. Однако за последние пять-шесть лет ситуация изменилась (подробнее см. рис. 1).
Рисунок 1. Распределение аудитории между общественными и частными телеканалами во Франции
К концу 2012 г. два основных телеканала «Франс Телевизьон» показали уже следующие объемы аудитории: «Франс-2» − 14,9% (падение с 2007 г. составило 3,2%), «Франс-3» − 9,7% (падение с 2007 г. составило 4,4%)6. На первый взгляд, это не критическое падение, особенно с учетом того, что «Франс-4» увеличил свою аудиторию до 2,1% (по сравнению с 2007 г., +1,6%), а «Франс-5» − до 3,5% (по сравнению с 2007 г., +0,3%, подробнее см. рис. 2), а также на фоне падения аудитории главного частного телеканала − «ТФ-1» (TF1) − на 8%: с 30,7% до 22,7%7.
Рисунок 2. Изменение объема телезрителей общественных телеканалов за последние пять лет
Однако эти рейтинги составлены по результатам за год, на них влияют моменты пикового присутствия телезрителей на телеканалах, вызванные трансляцией, скажем, какого-либо крупного спортивного или политического события. Тогда как из месяца в месяц постоянных телезрителей у общественных телеканалов гораздо меньше. Это легко проследить по данным ежедневного мониторинга аудитории всех французских телеканалов. Так, если еще в 2009 г. вечерние информационные выпуски новостей на телеканале «Франс-2» ежедневно смотрели 20,6% всех французских телезрителей, то в 2012 г. их было уже 13,1%. При этом самыми популярными программами в 2012 г. на «Франс-2» оказались: заявление Николя Саркози в день второго тура выборов президента Франции (6 мая 2012 г., 18,8% аудитории), сами предвыборные дебаты между Николя Саркози и Франсуа Олландом (2 мая 2012 г., 15,2% аудитории), а также трансляция Олимпийских игр из Лондона, которая зачастую набирала от 14% до 16% аудитории в день8. Именно такие программы и дают неплохой итоговый результат замеров аудитории за год. Тем временем, по данным за апрель 2013 г., «Франс-2» смотрели всего 13,6% аудитории, «Франс-3» − 9,5%, «Франс-4» − 1,7%, а «Франс-5» − 3,4% всех телезрителей9. И эти показатели продолжают падать.
В основе такого падения, во-первых, огромный дефицит бюджета группы «Франс Телевизьон», обусловленный отсутствием вечерней рекламы на телеканалах, а также сокращением господдержки. Это ведет к закрытию многих телепрограмм. Во-вторых, это результаты перераспределения аудитории вследствие перехода Франции на цифровое телевещание, повлекшее за собой появление многих новых телеканалов, на которые и перешла часть телезрителей. Рассмотрим эти причины подробнее.
Финансовая яма
При медленно растущих тратах в 2009 г. «Франс Телевизьон» лишается доходов от продажи наиболее дорогого − вечернего − рекламного времени. По инициативе пребывающего тогда на посту президента Франции Николя Саркози принимается закон, согласно которому реклама отменяется с 5 января 2009 г. после 20 часов, а окончательно – с конца 2011 г. Несмотря на запрет на показ рекламы после 20 часов, «Франс Телевизьон» все же удалось заработать в 2009 г. 393 млн евро на продаже остального рекламного времени. Телекомпания существенно превысила прогнозируемую цифру рекламных доходов в 261 млн евро и отложила ряд мероприятий по оптимизации бюджета. Тем не менее, добиться этого позволила лишь единовременно выплаченная дотация от государства, которая строилась за счет налога от 1,5% до 3% на рекламные доходы частных каналов и на 0,9% на торговый оборот операторов коммуникаций. Этот введенный в 2009 г. налог, надо отметить, до сих пор оспаривается интернет-операторами в Европейской комиссии, которая в итоге может вынести решение в их пользу, что повлечет за собой необходимость возвращать уже потраченную сумму в 1,1 млрд евро.
После переходного 2009 г. убытки «Франс Телевизьон» начинают резко расти. К 2011 г. становится понятно, что ликвидация рекламы в дневное время (с 6.00 до 20.00), которая приносит общественному вещателю ежегодно 300−350 млн евро при среднем бюджете в 2,5 млрд евро, повлечет абсолютный крах компании. Правительство принимает решение оставить дневную рекламу на общественных телеканалах. Кроме того, весной 2012 г. на рассмотрение даже вносится законопроект о необходимости вернуть вечернюю рекламу, что могло бы приносить «Франс Телевизьон» дополнительные 200−250 млн в год. Это предложение вызывает огромное неудовольствие частных телеканалов, в который раз обвинивших властей в чрезмерной поддержке «Франс Телевизьон». Они напоминают правительству о том, что платят за общественное телевидение установленный налог. И это несмотря на то, что в качестве компенсации за этот налог они получили возможность вставлять в фильм или телесериал вторую рекламную паузу. Вдобавок к этому возросла сама продолжительность разрешенной рекламной вставки − с 6 минут в час до 9 минут в час, а также появилась возможность показывать в фильме рекламируемый продукт (product placement). Тем не менее, руководители частных телеканалов продолжают настаивать на том, что растущие убытки «Франс Телевизьон» – следствие неэффективной политики, выбранной руководством. В качестве доказательства этой точки зрения приводились, например, данные о расходах на штатных сотрудников. Так, у «Франс Телевизьон» в штате работает более 10 тыс. человек, тогда как у крупнейшей частной телекомпании «ТФ-1» – всего 380010. На сторону частных телекомпаний неожиданно встает бывший генеральный директор телеканала «Франс-3» Гутлебен Фрэнсис, который подтверждает факт неоправданно раздутого штата компании. По его утверждению, это приводит лишь к падению эффективности работы каждого отдельно взятого сотрудника, но никак не к улучшению программного наполнения сетки вещания. Правда, стоит сказать, что руководители общественного вещателя неоднократно пытались провести массовые увольнения, что неизменно заканчивалось забастовками сотрудников. Последняя крупная забастовка произошла в середине декабря 2012 г. В ней участвовало, по оценкам руководства «Франс Телевизьон», 24% сотрудников группы, а по подсчетам профсоюзов количество бастующих равнялось 50% от всего штатного коллектива. В эфир не вышли десятки программ, которые заменили так называемыми «газетами в картинках». Бастующие требовали пересмотреть запланированное в бюджете на 2013−2015 гг. сокращение государственной поддержки «Франс Телевизьон» на 150 млн евро, а также обязательное сокращение штата сотрудников на 1000−1500 человек. Кроме того, основным требованием была абсолютная открытость ведущихся между руководством группы и государством переговоров. «Мы хотим четко знать, какие шаги и почему предлагает государство по выходу из кризиса компании “Франс Телевизьон”», − заявил один из организаторов забастовки11. Требования протестующих не остаются незамеченными. Несмотря на то что руководство «Франс Телевизьон» грозит сотрудникам массовыми увольнениями еще с конца 2007 г., штат группы за это время только вырос – с 10 090 человек до 10 403 человек12. Тем не менее, требования последней забастовки властями все же учтены не были. Бюджет на 2013−2015 гг. был принят с учетом сокращения госфинансирования «Франс Телевизьон», которое уже в 2013 г. будет уменьщено на 85 млн евро. Кроме того, до конца года руководство группы все же должно сократить штат на 500 человек13.
В апреле 2013 г. правительство окончательно отклоняет предложение о возврате рекламы в вечернее время для «Франс Телевизьон». На решения, безусловно, повлияли и резкие возражения частных телевещателей, и протестные настроения самих французов, которые на многочисленных форумах и информационных площадках СМИ высказывались против увеличения объема рекламы на общественных телеканалах. «Мы считаем, что разрешение на показ рекламы после 8 часов вечера не спасет группу “Франс Телевизьон” от финансовых проблем, а только дестабилизирует рынок», − прокомментировала решение министр культуры и массовых коммуникаций Орели Филиппетти14.
Несмотря на отказ по вопросу возвращения рекламы, в бюджет на 2013 г. правительство заложило увеличение абонентской платы на 6 евро, и это после уже состоявшегося в прошлом году повышения на 5 евро. В итоге абонентская плата, которая еще в 2009 г. составляла 116 евро, теперь равна 131 евро для жителей Франции и 85 евро для жителей заморских департаментов Франции (подробнее см. рис. 3)15. Это должно принести компании дополнительно около 50 млн евро.
Рисунок 3. Увеличение размера абонентской платы в период с 1994 по 2013 гг.
Стоит отметить, что в 2011 г. абонентская плата (redevance) юридически перешла в разряд налогов (contribution), что усиливает ответственность французов за ее своевременную выплату и повышает ее ежегодные сборы. Этим налогом − правда, сокращенным более чем в два раза и составляющим 63,5 евро − с января 2013 г. теперь также, дополнительно к основному, облагаются владельцы второго и более домохозяйств. Данный законопроект был принят в конце 2012 г. без каких-либо возражений. В результате этот дополнительный налог может принести компании «Франс Телевизьон» около 110 млн евро (какую долю компания получает из общих сборов абонентской платы см. на рис. 4).
Рисунок 4. Распределение совокупного объема абонентской платы на различные общественные службы
Таким образом, правительство постаралось компенсировать ожидающие в 2013 г. «Франс Телевизьон» потери в 150 млн евро, которые складывались из уменьшенного на 2013 г. пакета госпомощи в 86 млн евро и тех 67 млн евро, которые группа, по словам нынешнего руководителя общественного вещателя Реми Пфлимлена (занял эту должность после ухода Патрика де Каролиса в 2010 г.), недополучит от ушедших с телеканалов рекламодателей16. «Это даст группе «Франс Телевизьон» немного воздуха. Вместо возможной потери 150 млн евро дефицит их бюджета составит лишь 50−60 млн евро. Правда, конечно, меньше всего хотелось бы, чтобы это дало повод руководству группы расслабиться и перестать думать о необходимости коренных изменений в своей программной и административной политике», − заявил депутат Социалистической партии Патрик Блох17.
Таким образом, можно увидеть, что началом современного кризиса − глубочайшего за всю историю существования общественного телевидения − послужила экономическая часть реформы Николя Саркози, в рамках которой была ликвидирована вечерняя реклама на всех телеканалах «Франс Телевизьон». Несмотря на то что для проведения реформы были все основания, эффективных преобразований добиться не удалось. В первую очередь, потому что не были продуманы источники возмещения убытков «Франс Телевизьон» от потери вечерней рекламы. В результате для самого же правительства это обернулось дополнительными тратами бюджетных денег на поддержку общественного вещателя, а также необходимостью увеличить абонентскую плату. Однако и этих средств оказалось недостаточно, чтобы перекрыть растущую пропасть между доходами и расходами общественной группы. Во многом потому, что на дефицит бюджета «Франс Телевизьон» параллельно влияли неправильные управленческие решения внутри холдинга (например, увеличение количества сотрудников), мировой финансовый кризис, необходимые для перехода на цифровое телевидение траты на дополнительное оборудование, а также постепенный уход многих из оставшихся рекламодателей на новые цифровые телеканалы.
Всеобщее недоверие
С момента начала цифрового вещания во Франции количество телезрителей общественных телеканалов сократилось в среднем на 2−5%. Канал «Франс-3» в своем кризисе зашел дальше всех: его аудитория за последние шесть лет уменьшилась почти в два раза, с 17,1% до 9,5%. Начавшиеся еще в 2007 г. финансовые проблемы у «Франс-3» привели к закрытию на канале многих региональных программ. На этом фоне во многих регионах (таких, как, например, Пикардия, Лотарингия и Жиронд) местные власти вложили немалые бюджетные средства или привлекли значительные частные деньги на создание своих собственных телеканалов и программ, которые перетянули на себя внушительную часть аудитории «Франс-3»18.
От закрытия региональных программ сильно пострадал и исторический облик телеканала в целом, потому что сейчас не совсем ясно, является ли телеканал площадкой для регионов с редкими вкраплениями общенациональных программ либо же он теряется в потоке общих для всей страны телеканалов. Руководители телеканала утверждают, что аудитория «Франс-3» наконец «полностью стабилизировалась и абсолютно прогнозируемо колеблется в среднем от 9,5 до 9,3%»19. Однако анализ аудитории отдельных идущих на телеканале передач показывает, что ситуация с каждым днем только ухудшается. Например, с понедельника по четверг доля аудитории «Франс-3» не превышает 6,2% даже в прайм-тайм, за время которого показывают самые рекламируемые и ожидаемые на канале программы. Например, так было с «блокбастером» весны 2013 г., документальным фильмом о популярном французском исполнителе в стиле диско Клоде Франсуа или передачей «Публичные слушания» с ведущим Патриком Пуавром Арвором, в которой идет обсуждение различных социальных проблем20. «Время не стоит на месте, на других телеканалах появляются не менее сильные программы и фильмы, которые медленно, но верно оттягивают аудиторию от “Франс-3”»21, − прокомментировал происходящее Валери Гезай, директор по развитию коммуникационной группы «Гавас Медиа» (Havas Media). Даже признанный лидер всех телерейтингов, передача «Жизнь хороша», которая еще в прошлом году, несмотря на снижение доли аудитории у остальных передач, неизменно собирала перед экранами более 20% всех телезрителей, сейчас интересна максимум лишь 9−9,5% французов22. По-прежнему идущие на телеканале региональные программы и вовсе собирают не более 4-5%, и это притом, что ежегодно на создание только региональных программ «Франс Телевизьон» тратит от 400 до 600 млн евро23.
Возможно, из-за этого Реми Пфлимлен же заявил, что при планируемом дефиците бюджета в 153 млн евро компания больше не сможет тратить привычную сумму в 0,5-0,6 млрд евро на создание уникальных документальных фильмов и некоторых просветительских программ24. Его заявление совпало с прекращением трансляции нескольких научно-популярных передач, после чего это, наконец, не на шутку встревожило как Высший аудиовизуальный совет (le Conseil supérieur de l’audiovisuel, CSA), так и представителей правительства, которые усмотрели в этом отход от священной формулы общественного вещателя: информировать, просвещать, развлекать. Министр культуры и массовых коммуникаций Орели Филиппетти в конце 2012 г. заявила, что ждет в самое ближайшее время от руководства «Франс Телевизьон» создания стратегического плана по выходу из кризисной ситуации, причем без ущерба для разнообразия программной сетки общественных телеканалов. «На мой взгляд, закрытие программ объясняется не только финансовыми трудностями. Не нужно постоянно за это прятаться. Нужно просто разрабатывать правильные тактики и успешно их внедрять», − заявила Филиппетти в интервью газете «Фигаро» (Le Figaro). – Я считаю своей обязанностью напомнить компании “Франс Телевизьон”, какие задачи она должна выполнять в качестве общественного телевещателя. Я потребую от “Франс Телевизьон” создания и воплощения плана, в котором бы руководство группы пообещало и запустило новые передачи, в первую очередь, информационные и просветительские, направленные на детей и подрастающую молодежь»25.
После этого многие телепрограммы действительно стали восстанавливать на общественных каналах. Например, популярную ранее передачу «Полдень во Франции» (Midi en France), в которой ведущий Лоран Бойер вместе со своей командой путешествует по различным городам Франции с целью исследовать художественное и историческое наследие регионов страны, а также продемонстрировать кулинарные традиции отдельно взятых мест. Тем не менее, аудитория передачи так и не может восстановиться, хотя и показывает незначительный рост. «Полдень во Франции», как и многие другие передачи на «Франс-3», продолжает быть убыточной. Схожая ситуация наблюдается, например, и с передачей «Сегодня» (Aujourd'hui), на создание которой также уходят большие суммы. Тем не менее, в марте 2013 г. Пфлимлен заявил, что будет делать все возможное, чтобы больше не потерять ни доли процента французской аудитории. Дело в том, что если доля аудитория общественных телеканалов продолжит опускаться, и «Франс Телевизьон» по-прежнему будет сокращать производство различных уникальных аудиовизуальных произведений, то правительство грозится поставить под вопрос необходимость существования если не всей группы «Франс Телевизьон», то некоторых ее телеканалов26. Именно эта угрожающая «Франс Телевизьон» перспектива требует от Пфлимлена самых активных действий. Ситуация осложняется тем, что государство, как главный акционер «Франс Телевизьон», не одобрило идею запуска новых цифровых телеканалов в структуре холдинга. В начале 2012 г., когда решался вопрос о выдаче шести частот под новые телеканалы, руководство «Франс Телевизьон» рассчитывало получить хотя бы одну из них. По оценкам экспертов, к 2015 г. именно на эти телеканалы должно будет перейти около 10−12% от всей аудитории французских зрителей27. Однако уже в марте 2012 г. распределение произошло, и компании «Франс Телевизьон» в числе получателей новых частот не оказалось. Теперь в группе с напряжением следят за развитием новых телеканалов, которые в первую очередь угрожают существованию «Франс-4», «Франс-5» и каналу «Арте», потому что во многом совпадают с ними по наполнению программной сетки.
Стоит отметить, что после окончательного перехода телевидения Франции с аналогового на цифровое телевещание медиарынок страны расширился, на нем появились десятки новых игроков, а конкуренция между всеми телеканалами – как общественными, так и частными – выросла в десятки раз. Однако вместо того чтобы в связи с этим повысить качество услуг (или хотя бы сохранить его), общественный телевещатель на фоне финансовых проблем был вынужден закрывать одну программу за другой, а также с каждым разом все больше сокращать выделяемые ресурсы на производство новой, уникальной аудиовизуальной продукции. Это моментально усилило отток аудитории, начавшийся с появлением новых цифровых телеканалов. Подобный кризис требует сейчас от руководства «Франс Телевизьон» максимально эффективных решений и в плане экономии средств, и в плане постоянной работы над развитием и качественным улучшением имеющихся у общественной группы телепрограмм.
Попытки выхода из кризиса
В начале 2013 г. Пфимплен принял важное кадровое решение: он ликвидировал посты генеральных директоров всех телеканалов. Теперь за единую стратегию развития всех входящих в холдинг телеканалов отвечает бывший руководитель «Франс-2» Бруно Патино. В первую очередь, конечно, он ответствен за программное наполнение всех телеканалов. «Его миссия будет заключаться в активном возвращении каждому телеканалу его изначального, исторического назначения, его идентичности»28, − рассказал источник, близкий к Пфлимлену. По его словам, ставка будет, в первую очередь, сделана на увеличение числа художественных и документальных фильмов, информационных программ и эксклюзивных передач, а также качественных развлекательных программ. «Назначение Патино не стоит расценивать как то, что сейчас все телеканалы станут похожи друг на друга. Его роль совсем в другом. Как талантливый продюсер, он должен подметить то, что отталкивает аудиторию, ликвидировать это и заменить на необходимые населению передачи» 29, − заявил сам Пфлимлен.
На данный момент из интересных решений Патино можно отметить ставку на развитие для телезрителей «Франс Телевизьон» функций отложенного просмотра и дополнительных экранов во время просмотра какой бы то ни было телепередачи. Данные опции уже давно доступны для обладателей спутниковых антенн и интернет-телевидения, однако в качестве бесплатного сервиса они еще никогда не появлялась ни на одном из традиционных каналов. Теперь зрители телеканалов «Франс Телевизьон», обладающие современной версией телевизоров, смогут с помощью пульта вызывать на основной экран серию из телеэкранов поменьше, на которых будут также транслироваться программы других телеканалов. Удобство в том, что при просмотре, скажем, кинофильма, вам не нужно будет переключать канал, чтобы посмотреть ход, к примеру, идущего на другом телеканале футбольного матча. «Мы знаем, что уже сейчас эти функции доступны как минимум в 1,5 млн домов французов, − заявил Патино. – А вскоре эти инновации будут доступны и вовсе каждому. Мне кажется, это проявление телевидения завтрашнего дня. И мы горды, что выполняем нашу задачу общественного вещателя предоставлять своим телезрителям все самое лучшее и удобное». Господин Патино рассчитывает, что только эти опции смогут привлечь к ним не менее 300 тыс. новых телезрителей к концу 2013 г. По словам Патино, в первую очередь, это будут молодые люди – активные пользователи интернета30.
В этом случае стратегия Патино пойдет в русле пожеланий государства как можно быстрее и эффективнее «омолодить» аудиторию «Франс Телевизьон». Власти Франции уже неоднократно советовали руководству группы задуматься о производстве и трансляции гораздо большего количества молодежных программ. На этом фоне до сих пор продолжается обсуждение идеи превращения телеканала «Франс-4» в полностью молодежный телеканал, отвечающий самым современным интересам молодых французов.
В любом случае на развитие этого и других планов у Патино совсем не много времени: на данный момент, по прогнозам экспертов, «Франс Телевизьон» может лишиться до 10% аудитории, которая, если ничего не изменится, к 2015 г. может полностью перейти на другие цифровые телеканалы. «Проблемы “Франс Телевизьон” всем понятны: финансовый кризис, неудачная программная политика и вот уже несколько лет длящаяся неопределенность, связанная с реформированием нормативно-правовой базы общественного телевещателя», − заявил «Фигаро» глава общественного совета и генеральный директор Парижского монетного двора Кристофер Бо. – На мой взгляд, это уже не только проблемы группы, но и всего нашего общества. И вариантов развития событий всего два: либо мы сделаем все, чтобы вместе их как-то решить, либо они станут бермудским треугольником, в котором навсегда пропадет наше общественное телевидение»31.
Из анализа общей ситуации становится очевидным, что общественное телевидение Франции действительно переживает беспрецедентный за всю историю своего существования кризис. Начавшись с небольших финансовых трудностей, он был усилен инициированной Николя Саркози в 2007 г. реформой общественного телевидения. Преобразования так и не коснулись системы управления, в которой должен был измениться порядок назначения главы общественной службы «Франс Телевизьон». Однако экономическая часть реформы, согласно которой из общественного телеэфира исчезла вечерняя реклама, послужила причиной растущего дефицита бюджета, который не удалось сократить ни одноразовыми вливаниями государственных субсидий, ни увеличением абонентской платы. Параллельно с кардинальным реформированием общественного телевидения происходит переход Франции на цифровое телевещание, который негативно отразился на объемах аудитории многих телеканалов, особенно общественных. По идее, это могло стать для «Франс Телевизьон» лишь новым стимулом к качественной конкуренции и разнообразию телепрограмм, однако на фоне экономических проблем привело лишь к еще большему оттоку аудитории и сокращению количества рекламодателей. Уменьшающиеся доходы от рекламы вновь заставляют «Франс Телевизьон» в целях экономии жертвовать многими информационными и аналитическими программами. Это заставляет правительство Франции все чаще говорить о недоверии к общественному телевидению, а значит, и ставить под сомнение как необходимость бюджетной помощи, так и необходимость самих общественных телеканалов. Выход из этого кризиса видится в совместных усилиях самой группы «Франс Телевизьон», государства и общества. Руководителям группы следует реформировать свою программную политику (не отступая от миссии общественного телевещателя, но и не забывая об интересах аудитории) и продолжать развивать и использовать новые каналы распространения информации (в первую очередь, интернет). Кроме того, необходимо проводить постоянную работу над оптимизацией расходов, при этом, не жертвуя формирующими лицо телеканалов качественными новостными блоками и уникальными просветительскими программами, а также художественными и документальными фильмами собственного производства. От государства было бы логичным ожидать закрепления за группой полной редакционной независимости, а также разработки четкого плана государственных субсидий на ее содержание – хотя бы на ближайшие два-три года. Со стороны же общества должно прийти понимание, что кроме него самого никто настоящее общественное телевидении создать не может. Это осознание должно касаться всего: вопросов финансирования (готовность платить высокую абонентскую плату), контроля (отслеживание принимаемых в общественной группе решений и их исполнения) и программного наполнения (стремление создавать для себя все больше качественных и высокоинтеллектуальных передач и фильмов, а не легких для восприятия шоу и сериалов).