Mobile Versions of Online Mass Media in Spain: from the PC to the Tablet
Тарасенко Павел Николаевич
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ptarasenko@rambler.ru
Pavel N. Tarasenko
PhD student at the Chair of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, ptarasenko@rambler.ru
Аннотация
Автор исследует роль и место мобильных устройств в Испании с точки зрения процесса потребления информации. В работе приводятся сведения о нынешнем уровне распространения мобильных технологий в Испании, рассматриваются наиболее яркие примеры мобильных версий испанских интернет-СМИ, а также делается попытка предсказать направление их дальнейшего развития.
Ключевые слова: Испания, интернет, интернет-СМИ, планшеты, электронные киоски.
Abstract
The author examines the role and position of mobile devices and technologies in Spain in terms of information consumption. The paper provides some data about the actual level of mobile technology expansion in Spain, examines the most impressive mobile versions of online mass media in the country and makes an attempt to forecast their prospects for development.
Key words: Spain, Internet, online mass media, tablets, electronic kiosks.
В 2008 г. профессор Я.Н. Засурский писал, что сотовый телефон является самым популярным и распространенным инструментом доступа к информации, распространения информации и даже ее хранения1. По мнению испанского социолога М. Кастельса, в связи с ростом количества мобильных устройств, вкупе с развитием интернета, происходит формирование «мобильного сетевого общества», главная отличительная черта которого – постоянная и непрерывная связь между его участниками2. В результате этого на наших глазах формируется принципиально новое пространство – «локальное и глобальное одновременно»3.
Значимость мобильных устройств в жизни общества можно рассмотреть, в частности, сквозь призму изменений, происходящих с процессом потребления информации. Теперь, когда телефоны, коммуникаторы и планшеты с возможностью выхода в интернет есть у многих, слова М. Кастельса о том, что средства массовой информации стали «почти постоянно присутствующим фоном, тканью нашей жизни», уже не кажутся преувеличением4.
Распространение мобильных устройств, по своей природе индивидуальных и персонифицированных, оказало значительное влияние на рынок СМИ. В точном соответствии с предсказаниями одного из ведущих теоретиков интернета Н. Негропонте, сделанными им в середине 1990 гг., у людей появилась возможность адресно получать наиболее важные лично для них новости и отфильтровывать все остальные5. При этом потребители информации сами определяют, когда и при помощи каких устройств знакомиться с ней. И до окончательного перехода на персональные источники информации, которые Негропонте называет «Ежедневные Я» (DailyMe), по мнению многих исследователей, осталось не так уж много времени. Все это не могут не замечать медиаменеджеры, работающие на те средства массовой информации, которые претендуют на лидерские позиции на рынке.
В данной работе на примере Испании будет показано, как растущая мобилизация граждан влияет на их привычки с точки зрения потребления информации, а также как СМИ реагируют на происходящие изменения. В эмпирической части данной работы автор анализирует наиболее яркие и показательные, по его мнению, примеры приложений для одного из новейших типов мобильных устройств – планшетов.
Цель данной работы – показать, что руководители испанских интернет-СМИ уделяют немало внимания развитию специальных версий своих сайтов для мобильных устройств, осознавая, что в противном случае не смогут претендовать на лидерство на рынке. При этом на примере проекта «Дейли» (The Daily) будет показано, что пользователи пока не готовы воспринимать продукт, созданный под определенный тип устройств – планшеты. Предоставляемый контент должен быть не только качественным, но и доступным для максимального круга мобильных и стационарных устройств.
Планшеты как новый тип мобильных устройств
В начале 2000 гг. выйти в глобальную Сеть можно было, пожалуй, лишь при помощи персонального компьютера. Однако сегодня с этой задачей справляется огромный спектр устройств. В частности, доступ в интернет обеспечивают любые современные мобильные телефоны и смартфоны, которые отличаются от первых наличием операционной системы, открытой для установки программ сторонних разработчиков. Кроме того, широкое распространение получили нетбуки – компактные ноутбуки с относительно невысокой производительностью и небольшой (7–12 дюймов) диагональю экрана. Сегодня же наибольший интерес для исследователей и игроков на медиарынке представляет наиболее динамично развивающийся класс устройств – планшеты.
Потребность в планшетах возникла примерно десять лет назад. С распространением беспроводного интернета и безлимитных тарифов все большее число людей стало выходить в сеть при помощи мобильных устройств. Однако небольшой экран телефонов и смартфонов многих не устраивал. Возникла потребность в некоем новом устройстве, которое было бы относительно компактным и мобильным, но при этом позволяло бы с комфортом пользоваться интернетом.
Планшеты появились на рынке в начале 2000 гг., но серьезно к ним начали относиться лишь в 2010 г. – после выпуска компанией Apple «планшетника» iPad. Это устройство стало воплощением мечты многих интернет-пользователей: высокое разрешение экрана, хорошая производительность, компактность и небольшой вес, способность работать долгое время без подзарядки – все это делало iPad уникальным в своем роде. За год компания Apple заработала на продажах этого устройства 9,5 млрд долл. США6 и на некоторое время стала единоличным лидером в новом сегменте рынка, который, по сути, сама и создала.
«Наши конкуренты рассматривают это [рынок планшетов. – П.Т.] как новый рынок персональных компьютеров. Но это неправильный подход. Эти посткомпьютерные устройства должны быть проще и интуитивно понятнее, чем привычные PC»7, – заявил на презентации уже второй версии iPad глава Apple Стив Джобс, скончавшийся в октябре 2011 г. Конкуренты, хоть и с некоторым опозданием, оценили всю значимость нового типа устройств, и сегодня на рынке представлены планшеты целого ряда компаний (в частности Samsung, Asus, Acer и Lenovo), многие из которых по ряду параметров не только не уступают творению Apple, но и превосходят его.
Уровень распространения мобильных устройств в Испании
Еще в 2006 г. число мобильных телефонов в Испании превысило число ее жителей8. Сегодня можно говорить о тотальной «мобилизации» населения страны. При этом постоянно увеличиваются не только количественные, но и качественные показатели. Так, из доклада компании comScore, обнародованного в декабре 2012 г., следует, что Испания – лидер среди крупнейших экономик Европы по уровню распространения смартфонов9. По данным на октябрь 2012 г., эти «умные» устройства в Испании составляли 63,2% от общего числа мобильных телефонов в стране, в то время как в Британии – 62,3%, во Франции – 51,4%, в Италии – 51,2%, а в Германии – 48,4%10.
В своем последнем ежегодном докладе «Белая книга испанской ежедневной прессы 2013», обнародованном 27 ноября 2012 г., Ассоциация издателей ежедневных газет страны (Asociación de Editores de Diarios Españoles) в качестве одной из главных тенденций называет все большее распространение планшетов11. В июне 2011 г. эти устройства были у 4,6% испанцев старше 14 лет, а спустя год – уже у 14,5%12.
Тенденцию подтверждает и совместное исследование Интерактивного рекламного бюро Испании (IAB Spain), компаний «Гугл» (Google) и «Коктейл Аналисис» (The Cocktail Analysis), а также интернет-сайта «Онлайн-кафедра новых технологий» (http://www.lacatedralonline.es). По данным аналитиков, в июне 2012 г. обладателями планшетов были 23% взрослых пользователей интернета в Испании, что в три раза больше, чем в 2011 г.13 Эти цифры показывают, с какой скоростью планшеты (в основном, Apple iPad и Samsung Galaxy Tab) завоевывают испанский рынок.
Мобильный интернет: зачем он нужен испанцам?
По данным Национального института статистики, обнародованным 3 октября 2012 г., 56% испанских пользователей интернета, или 39% всего населения страны, в последние три месяца пользовались каким-либо мобильным устройством для доступа в Сеть14. При этом, например, в соседней Франции этот показатель составляет 35% от общего населения страны15.
Российский исследователь мобильных медиа Ж. Москвина уверена: мобильный телефон становится «самым массовым, всегда включенным медиакоммуникационным средством»16. Этому способствуют его «коммуникативные и информационные возможности, в разы превышающие возможности всех известных на сегодняшний момент медиа, в том числе электронных»17. Мобильная телефония, как считает исследователь, «стремительно приобретает черты как медийного ресурса нового поколения, и инструмента повышения доходности традиционных СМИ, так и самостоятельного персонального СМИ, чьи персонифицированные и по определению интерактивные рекламно-маркетинговые возможности со временем превзойдут обезличенную традиционную рекламную бизнес-модель привычных телевидения, радио и печати»18.
Этот тезис касается не только мобильных СМИ, но и интернет-СМИ в целом. Согласно данным из «Белой книги испанской ежедневной прессы 2013», по итогам 2011 г. объемы рекламы в онлайн-прессе страны увеличились на 10%, в то время как в печатной прессе они снизились на 12,6%19. Тенденцию можно проследить и по количеству читателей: тех, кто покупает или выписывает печатные ежедневные газеты, в 2011 г. стало меньше на 0,9%, при этом армия читателей интернет-сайтов газет увеличилась на 10,8%. В абсолютных показателях речь идет о 13,26 и 11,8 млн человек соответственно20.
По данным вышеуказанного исследования, 51,3% читателей испанских печатных ежедневных газет также регулярно знакомятся с содержанием как минимум одного интернет-СМИ. При этом более 73,6% пользователей Сети выписывают или покупают бумажные газеты21.
Нередко испанцы читают печатную и онлайн-версии одного и того же издания, что вполне объяснимо: чтение в интернете и на бумаге подчас преследует разные цели. Так, по данным «Белой книги испанской ежедневной прессы 2012», за информацией о различных товарах на интернет-страницы СМИ заходят 61,9% испанских пользователей, в то время как в печатной версии газеты или журнала интересующие их сведения надеются найти лишь 8,1%22. Наоборот, глубокое погружение в интересующую тему, по мнению 57,3%, может обеспечить лишь традиционная версия газеты, но не ее сайт. Колонки и авторские комментарии большинство испанцев – 58,5% против 14,5% – также предпочитает читать на бумаге23.
Самыми активными пользователями мобильного интернета являются обладатели планшетов. По данным Ассоциации издателей ежедневных газет Испании на конец 2011 г., 94,1% из них периодически выходят в интернет, 86,4% – читают онлайн-прессу, а 82,1% – проверяют свою электронную почту24. Нас, в первую очередь, интересует второй из этих трех способов времяпрепровождения. Выяснилось, что наиболее часто пользователи планшетов посещают сайты газет «Эль Паис» (El Pais) (26%), «Эль Мундо» (El Mundo) (23,1%) и «Марка» (Marca) (9,5%)25. При этом пользователи iPad, Samsung Galaxy Tab и прочих подобных устройств наиболее часто заходят в разделы, связанные с новостями из области высоких технологий, – 64,1%. Отметим, что эта тема интересует лишь 36,8% обладателей иных устройств для выхода в Сеть26. Наоборот, рубрики «ТВ-программа», «Здоровье», «Общество», «Развлечения» и «Спорт» больше интересуют тех, кто пользуется для выхода в глобальную сеть компьютерами и смартфонами.
Различие между двумя категориями пользователей мобильных устройств проявляется также и в отношении к платной информации. В 2011 г. аналитики Ассоциации издателей ежедневных газет Испании задали респондентам такой вопрос: «Представьте, что ваша платная подписка на новостную информацию ограничивалась бы лишь одним устройством. Какое из них вы бы выбрали?». Среди обладателей планшетов 68,6% опрошенных заявили, что готовы расстаться со своими деньгами27. Эти настроения, конечно, не остаются незамеченными участниками медиарынка. По мнению многих экспертов, платная подписка на приложения для планшетов и других мобильных устройств может стать значимым источником дохода для СМИ, индустрия которых сегодня переживает далеко не лучшие времена.
Обзор приложений и специальных версий интернет-СМИ для планшетов на примере Испании
Игроки на глобальном медиарынке довольно быстро осознали перспективы планшетов. В числе первых это сделал известный австралийский и американский медиамагнат Руперт Мердок. В ноябре 2010 г. он объявил о планах по созданию первой газеты для планшетов, а 2 февраля 2011 г. официально запустил свой проект, получивший название «Дейли». Изначально новое СМИ, которое сразу привлекло читателей высоким уровнем интерактивности, было доступно только для владельцев iPad, однако через несколько месяцев появились и версии для устройств с операционной системой Android (например, Samsung Galaxy Tab 10.1) и электронных книжек Kindle. Недельная подписка на iPad-версию «Дейли»стоила 0,99 долл., годовая – 39,99 долл. Обладателям устройств на базе Android также давался выбор: можно было оформить месячную подписку за 3,99 долл., а можно годовую за те же 39,99 долл.
Вместе с тем, проект так и не привлек достаточного внимания со стороны читателей. Запуская газету, Руперт Мэрдок говорил, что ей необходимо привлекать 500 тыс. подписчиков в неделю28. Достичь этой планки не удалось, в результате чего 15 декабря 2012 г. был выпущен последний выпуск «Дейли». «Наш опыт показал, что мы не смогли найти быстро достаточно широкую аудиторию, что доказало бы нам долгосрочную устойчивость проекта»29, – прокомментировал причины закрытия проекта господин Мэрдок.
Пример «Дэйли» показывает, что издания исключительно для планшетов на данный момент практически нежизнеспособны. Например, в Испании подобных успешных проектов еще не было. Совсем иначе ситуация обстоит с освоением уже действующими интернет-СМИ нового для себя рынка. Иметь специальные версии для мобильных устройств в целом и для планшетов в частности – это сегодня уже не исключение из правил, а норма. В числе испанских первопроходцев в этой области – «Эль Мундо», «АБС» (ABC), «Ла Вангуардиа» (La Vanguardia), «Ла Расон» (La Razón).
В частности, интерес представляет приложение для планшетов газеты «Эль Мундо». По своему функционалу оно фактически повторяет интернет-сайт: пользователям предоставляется возможность читать различные тексты, комментировать их, оценивать, отправлять ссылки в социальные сети. Впрочем, есть и уникальные функции. Так, существует возможность прослушать ту или иную заметку, что может пригодиться, например, водителям машин. Большой популярностью среди пользователей iPad и других планшетов пользуются различные сервисы «Эль Мундо»: зайдя в соответствующий раздел приложения, можно перевести на другой язык нужное слово, узнать прогноз погоды или результаты последних матчей, проследить изменение котировок акций. Пожалуй, самым большим минусом приложения «Эль Мундо» для iPad является невозможность работы с приложением без подключения к Сети.
Схожим функционалом обладает приложение для планшетов газеты «АБС». Оно интересно, в частности, тем, что предоставляет читателю высокий уровень интерактивности и позволяет ему максимально эффективно использовать предоставленные возможности. В частности, это выражается в том, что пользователи могут настроить получение прогноза погоды для какого-то определенного города, а биржевые сводки ограничить котировками акций определенных компаний.
Отличительной особенностью компании, выпускающей «АБС», является внимание к новинкам и стремление завоевать первые позиции на новых рынках. Так, 25 октября корпорация «Майкрософт» (Microsoft) представила свою новую операционную систему Windows 8, а всего спустя два дня специальное приложение под нее анонсировала «АБС». «Это приложение, обладающее современным дизайном и высоко интуитивным управлением и “украшенное” фотографиями и мультимедийным контентом, предлагает пользователям новый приятный опыт потребления информации»30, – говорилось в анонсе новой разработки. Особенности Windows 8 позволили «АБС» утверждать, что ее приложением будет удобно пользоваться как на персональных компьютерах, так и на планшетах.
Лидер испанской ежедневной прессы – «Эль Паис» – не спешил с выпуском своего приложения для планшетов. Впрочем, и открытие сайта газеты состоялось в мае 1996 г., то есть уже после того, как интернет начали осваивать «Ла Вангуардиа», «Эль Мундо» и многие другие испанские СМИ. Это, однако, не помещало интернет-порталу «Эль Паис» довольно быстро стать одним из лидеров испанского онлайнового медиапространства.
Специальное приложение для iPad «Эль Паис» выпустила в ноябре 2010 г. Дизайн приложения напоминает дизайн печатной версии газеты, однако для удобства чтения на экране были внедрены некоторые изменения. В частности, в актив разработчикам можно занести то, что пользователи могут располагать экран своего планшета как вертикально, так и горизонтально. В первом случае экран делится на две колонки (слева – заголовок, вводка и фотография, а справа – основной текст). Во втором – на три колонки (слева – блоги журналистов, по центру – собственно материалы с крупными фотографиями, справа – лента новостей из собственной социальной сети «Эль Паис» – Eskup). Полезная функция анализируемого приложения – возможность сохранить в памяти мобильного устройства нужные страницы и позднее читать их в удобное время, даже в случае отсутствия подключения к интернету.
Все вышеупомянутые приложения предоставляют бесплатный доступ к публикуемой на сайте информации. В этом плане уникальным является пример газеты «Ла Вангуардия» – читать статьи из печатной версии газеты, пользоваться целым рядом сервисов и даже слушать радиостанции RAC1 и RAC105 можно только за плату. Так, разовая подписка на день стоит 0,79 евро, на месяц – 23,99 евро, а на год – 199,99 евро. Такая схема принесла газете некоторый дополнительный доход, но, тем не менее, вызвала негодование ряда интернет-пользователей, уверенных, что информация в интернете должна быть бесплатной.
Электронные киоски как способ распространения испанских сетевых СМИ
Мобильные приложения сайтов различных интернет-СМИ пользуются у испанцев немалой популярностью. Вместе с тем, у них есть еще один способ получения контента крупнейших сетевых медиа – при помощи так называемых электронных киосков.
Первый из подобных ресурсов – Orbyt – появился в открытом доступе 8 марта 2010 г. Он был создан группой Unidad Editorial совместно с рядом других компаний. На сайте Orbyt.es можно подписаться на свежие номера «Эль Мундо» (один номер – 0,79 евро, подписка на месяц – 9,99 евро), «Экспансьон» (Expansion), «Ла Расон», «Эль Периодико» (El Periodico) и многих других.
Второй проект – Kiosko y Mas – был запущен медиагруппами Vocento и PRISA значительно позднее, чем Orbyt – в июле 2011 г. Он быстро завоевал популярность, в первую очередь, благодаря обширному списку изданий, на которые можно подписаться. Сегодня на сайте представлено около 70 газет и 230 журналов. Среди них – и такие лидеры рынка, как «АБС», «Ла Вангуардиа» и «Эль Паис» (один номер – 0,79 евро, подписка на месяц – 9,99 евро).
Пользователи Orbyt и Kiosko y Mas получают новые номера газет и журналов в виде фотографий полос в высоком разрешении, которые автоматически скачиваются на электронные устройства. Средний вес одного выпуска – от 80 до 200 мегабайт.
Электронные киоски имеют немало плюсов, но не лишены и недостатков. С одной стороны, это удобно для читателей: на одном сайте они получают доступ к десяткам печатных СМИ страны. Выгодно это и издателям, так как им не надо тратить средства на разработку собственных приложений. С другой стороны, подобная схема использования фотографий полос не позволяет максимально использовать преимущество одной из главных характеристик интернета – интерактивности.
Выводы
Как показало проведенное автором данной работы исследование, сегодня можно говорить о тотальной «мобилизации» населения Испании, что не может не оказывать влияние на рынок СМИ. Все больше людей предпочитает читать онлайновые версии газет и журналов. Впрочем, стоит оговориться, что чтение в интернете и на бумаге подчас преследует разные цели. Это объясняет тот факт, что испанцы нередко читают обе версии одного и того же издания.
Вместе с тем, фиксируемые испанскими исследователями тенденции позволяют сделать вывод о том, что тиражи печатных СМИ в этой стране в дальнейшем будут лишь сокращаться. Одновременно с этим можно ожидать постоянного роста показателей посещаемости интернет-СМИ, в том числе и специальных версий для мобильных устройств. Связано это будет, во-первых, с развитием технологий и, во-вторых, с увеличением числа владельцев планшетов и смартфонов. Окончательную гибель традиционных бумажных газет многие исследователи (например, глава Всемирной организации интеллектуальной собственности Фрэнсис Гарри) намечают примерно на 2040 г.31
Испанские медиаменеджеры в своей деятельности принимают в расчет, что развитие мобильных версий сайтов необходимо для удержания аудитории и ее расширения, а также для улучшения финансовых показателей медиапредприятия. Об этом свидетельствует, в частности, начавшееся «соревнование» приложений для планшетов: каждое интернет-СМИ пытается предоставить своим читателям, пользующимся мобильными устройствами, максимум возможностей и функций. Тем же, кто до сих пор не обращает внимания на этот сегмент рынка, будет чрезвычайно трудно наверстать упущенное время.
Главный фактор, влияющий на выбор читателями того или иного СМИ, – это по-прежнему качество предоставляемого контента. Однако все большую роль играет кроссплатформенность – возможность простого и удобного доступа к материалам с любых электронных устройств. Это объясняет провал проекта Руперта Мэрдока «Дейли» – электронной газеты, созданной исключительно для планшетов.
При этом перспективным выглядит развитие так называемых электронных киосков. На примере Испании мы видим, что читателям удобно пользоваться подобными сервисами, которые предоставляют одновременный доступ к цифровым версиям десятков газет и журналов. Сейчас электронные киоски не лишены определенных недостатков, однако технологии не стоят на месте. Можно с уверенностью утверждать, что мы увидим дальнейшее развитие данного типа сервисов, которое позволит им завоевать еще большую любовь испанских пользователей Сети.