Modern Family in the Mirror of the Russian Television
Тучкова Валерия Владимировна
соискатель кафедры связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, помощник заместителя Министра юстиции Российской Федерации, velnews@mail.ru.
Valeria V. Tuchkova
PhD degree-seeking student at the chair of PR in business, Higher school of journalism and mass communications, Saint-Petersburg State University, assistant to the Deputy Minister of Justice of the Russian Federation, velnews@mail.ru
Аннотация
Автор статьи изучает отражение семейных ценностей в российских СМИ. В этих целях было проведено исследование российских медиа за период с 1 января 2008 по 31 декабря 2011 гг. Целью исследования стал анализ семейного портрета, который формирует современное российское телевидение. На основании полученных данных делается вывод, что российское телевидение продвигает традиционные взгляды на семью.
Ключевые слова: семейные ценности, телевидение, СМИ, Год семьи, демография.
Abstracts
The author of the article approaches the problems of the way family values are reflected in the Russian mass media. According to researchers, value orientations are formed by many social institutes, including the mass media. For these purposes from January, 1st, 2008 until December, 31st, 2011 a research study of Russian media was conducted. The analysis of a family portrait which forms modern Russian television became a research objective. On the basis of the findings the author concludes that Russian television advances rather traditional views of a family.
Key words: family values, television, mass media, Year of the family, demography.
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения, в России продолжается демографический кризис, наблюдаются отрицательные темпы прироста населения1. Так называемый «русский крест» ? это образная характеристика демографической ситуации в стране. Даже относительно стабильное последнее десятилетие не создало почвы для демографического взрыва, хотя позитивная динамика все же появилась .
Известно, что государственная семейная политика России сопряжена с увеличением расходов на поддержку материнства и детства, однако количество разводов в стране достигает рекордного уровня: по данным Росстата, 53% браков распадаются2. Возникает резонный вопрос: как укрепить институт семьи, предотвратить разводы и стимулировать многодетность? Опыт западноевропейских стран с высоким уровнем жизни свидетельствует о том, что выбор в пользу создания большой семьи зависит не только от материального благополучия, но и от внутренних убеждений супругов.
Как неоднократно подчеркивали многие ученые, именно институт семьи во многом обеспечивает социально-экономическую и культурную стабильность страны. «Семья способствует выживанию и существованию общества в целом»3. «Семья выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности»4. Именно в семье формируются ценностные установки человека. «Содержание семейного воспитания должно охватывать все направления развития личности: физическое, умственное (интеллектуальное), эстетическое, трудовое, нравственное и другие»5. Как отмечает академик Н.М. Римашевская, семья является транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм6. И потому трансформация института семьи способна вызвать самые негативные последствия в социуме.
К сожалению, стоит признать, что молодые многодетные семьи не часто встречаются в российском обществе, особенно в мегаполисах. Поколение, которое начинает создавать семьи сейчас, в период слома социально-политических формаций, было фактически предоставлено само себе. В связи с этим в ценностной матрице современного молодого человека такие понятия, как долг, ответственность, семейные ценности, были вытеснены идеологией потребления, гедонизма и вседозволенности. Искушения современной жизни стали слишком велики.
Тем не менее ситуация не безнадежна. Сегодняшний мир информационных технологий способен предоставить широкий арсенал средств для продвижения семейных ценностей, для формирования в обществе моды на многодетность, на нетерпимость к изменам, разводам, семейному насилию. СМИ тиражируют образцы и модели поведения людей, которые в обыденно-практическом сознании человека выступают ориентиром повседневной деятельности. Создание позитивного или негативного образа семьи в СМИ формирует моду на многодетность или бездетность. Демонстрируемые в СМИ модели семьи могут стать примером для подражания при создании молодежью собственных семей. Огромным ресурсом, отвечающим за формирование имиджа семьи, является телевидение, которое обладает комплексом факторов воздействия, а также благодаря своей популярности является наиболее интересным и актуальным для изучения ценностных ориентаций молодежи. Оно имеет мощный механизм продвижения семейных ценностей.
Автор проанализировал работы исследователей в этой области и, обобщив материал, отнес к семейным ценностям следующие категории: супружескую верность, родственные отношения, ценность домашнего уюта и очага, ответственность перед родными, близкими людьми и обществом, привязанность, уважение и любовь к детям, супругу, родителям (уважение к старшим), комфортный морально-психологический климат в семье, общение, чувство духовной близости, материальное благополучие, творческую и познавательную деятельность, спорт, семейный отдых, безопасность, чувство защищённости и т.д.7
Многие ценности, которые стали уже общесоциальными, имеют «прописку» в семье. Такими ценностями может считаться труд, основанный на домашних обязанностях, дружеское общение, уважение к авторитету и т.п. Как уже неоднократно отмечалось, семья является ячейкой общества, его микромоделью, и поэтому институт семьи в условиях кризиса нуждается в активной поддержке не только государства, но и гражданского общества, включая СМИ.
Цели и методы исследования
Целью исследования стал анализ портрета современной семьи, который создает современное российское телевидение. Для этого автором была предпринята попытка провести количественный и качественный анализ содержания информационных, общественно-политических программ федеральных каналов. Исследование заключалось в проведении контент-анализа за четыре года: 2008, 2009, 2010, 2011 Временной промежуток исследования был ограничен периодом президентского срока Дмитрия Медведева, начало которого совпало с Годом семьи. Для решения поставленной задачи была использована система «Медиалогия»8, состоящая из базы данных СМИ и автоматизированного аналитического модуля. «Медиалогия» содержит расшифровки всех телевизионных сюжетов федеральных каналов общественно-политического вещания. Благодаря наличию в системе объектного поиска достигается высокая точность результатов мониторинга СМИ. Кроме того, система минимизирует информационный шум. Поскольку объем информационного вещания федеральных каналов достаточно велик, для проведения контент-анализа автор отбирал тексты, где слово «семья» упоминалось не меньше 5 раз. Таким образом, анализу подверглись 1435 информационных материалов.
В целях максимально точного измерения базовых характеристик отражения образа современной семьи в СМИ и ценностей, транслируемых в медиасреде, автор разработал методику оценки информационных сюжетов. Для количественного и качественного анализа медиатекстов была разработана специальная программа, позволяющая осуществлять содержательный разбор каждого отдельного текста по следующим параметрам:
Каждая содержательная характеристика текста оценивалась по ключевым параметрам тональности: позитивная, нейтральная, отрицательная. Для дальнейших математических расчетов каждому высказыванию был присвоен соответствующий коэффициент. Поскольку отрицательные высказывания вносят в оценку максимально возможный негативный вклад, им был присвоен коэффициент равный 2, нейтральным ? 1, а положительным ? 2.
Все 1435 источников оценивались по вышеуказанным параметрам, обрабатывались соответствующей программой и сохранялись. Затем были составлены диаграммы, отражающие результаты исследования. Каждая категория анализа представлена в двух диаграммах, отражающих количественную и качественную оценку института семьи.
В результате исследования были получены следующие результаты.
Статусные характеристики российской семьи
Как известно, в реальной жизни неполная семья стала довольно распространённым явлением. Увеличивается количество детей, родившихся вне брака. Согласно данным Росстата, в общем количестве детей доля родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке, в 2009 г. составила 26,1%9.
Результаты исследования позволили определить, какие семьи, полные или неполные, преобладают на российском телевидении.
Диаграмма № 1. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках типа семьи (полная – неполная)
Таким образом, телевидение акцентирует свое внимание в большей степени на полных семьях, модель именно такой семьи является приоритетной в материалах, посвященных семейной тематике. Следовательно, именно полная семья является одобряемой моделью.
Далее был проведен количественный анализ других статусных характеристик института семьи.
(С)
Диаграмма № 2. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных характеристик семьи
В частности, исследование показало, что достаточно большое внимание уделяется приемным семьям, неблагополучным семьям и молодой семье. Довольно редко в материалах затрагивается проблема гражданских, межнациональных и межконфессиональных браков, а также церковных браков.
Поскольку каждое высказывание о семье в тексте оценивалось с точки зрения тональности, была определена средневзвешенн ая оценк а института семьи для каждой единицы анализа :
Диаграмма № 3. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных характеристик и типов семьи
Из данной диаграммы можно сделать следующие выводы. Российское телевидение дает максимально положительные оценки полной семье. Стоит особенно отметить, что в СМИ отсутствует какая-либо негативная оценка неполных семей.
Далее СМИ положительно комментируют информацию о приемных детях, молодых браках, венчании и, как ни странно, о многоженстве. Поздние браки не осуждаются, но и однозначно положительной оценки не имеют.
Информация о неблагополучных семьях встречается также очень часто, однако она сопровождается негативной оценкой. Негативную оценку также получили межнациональные, межконфессиональные, вторые и гражданские браки. Это полностью опровергло мнение многих аналитиков СМИ о том, что телевидение пропагандирует распущенность и поощряет свободные добрачные отношения.
Семьи и дети
С 1994 г. в России фиксируется депопуляция и феномен «единственного ребенка», способствующий, как считают многие исследователи, невротическому развитию личности10. Кроме того, наблюдается падение рождаемости и повышение репродуктивного возраста, преобладание малодетных семей и распространение добровольной бездетности. При этом парадокс заключается в том, что демографический рост обеспечивается в большей мере за счет малообеспеченных и в меньшей мере за счет среднеобеспеченных слоев населения11.
Согласно данным Росстата, среднее число рожденных детей у одной женщины, по результатам исследования, составило 1,28. У опрошенных состоящих в браке женщин оно равняется 1,29, а у незамужних матерей ? 1,25. Свыше половины опрошенных женщин имеют одного родного ребенка. Среди незамужних матерей таковых почти 80%. Трое и более рожденных детей - менее чем у 5% замужних респонденток12.
Эта статистически определенная реальная ситуация не соответствует той виртуальной картине, которую создает и транслирует телевидение. Анализ телевизионных репортажей обозначил следующую тенденцию.
Диаграмма № 4. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках количества детей в российских семьях
В общем объеме инфромационного потока превалирует информация о многодетных семьях и приемных детях-сиротах. Относительно небольшой удельный вес занимает информация о единственном в семье ребенке. Редкое явление ? материалы о добровольной бездетности, внебрачных детях и абортах.
Таким образом, современное российское телевидение скорее пропагандирует многодетность, нежели отражает объективную реальность.
Качественный анализ тех же параметров позволяет определить тональность высказываний:
Диаграмма № 5. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках количества детей в российских семьях
Из диаграмы видно, что материалы о многодетных семьях не только преобладают на российском телевидении, но и сопровождаются положительными оценками. В общем объеме инфромационного потока превалирует положительная информация о приемных детях-сиротах. Сравнительно небольшой удельный вес в общем потоке событий принадлежит сюжетам, в которых проходит информация о семье с одним ребенком. Более того, оценки данного явления нейтральны.
С негативной коннотацией сообщается информация об абортах, добровольная бездетность осуждается так же, как и внебрачные дети. При этом телевидение, по мнению автора, умаляет значение проблемы повышения репродуктивного возраста. Информация по этой проблематике представлена весьма скромно.
Семейные и антисемейные ценности
Известно, что в информационном поле одновременно функционируют не только сообщения, которые адекватно отражают существующий мир, но также искаженная информация, вводящая человека в заблуждение, не позволяющая адекватно оценить себя и окружающий мир. Так формируется иллюзорная реальность, которая может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности. По такому же принципу в системе ценностей существуют как реальные ценности, так и «синтетические», которые позволяют подменять традиционные устои идеологемами13.
На сегодняшний день, по мнению многих исследователей, в эфире преобладают, прежде всего, развлекательные передачи, обращённые к тёмной стороне человеческой личности, эксплуатирующие темы насилия, секса, социального неравенства, проповедующие эскапизм и идеологию потребления. На основании изученных источников были составлены пары, состоящие из ценностей и семейных антиценностей. В поле зрения автора попали наиболее актуальные, с точки зрения сохранения семьи, ценностные категории.
В связи с этим была проведена оценка количества упоминаний тех или иных семейных и антисемейных ценностей, отраженных в следующей диаграмме:
Диаграмма № 6. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках семейных и антисемейных ценностей
Несмотря на мнение экспертов, из диаграммы следует, что информационные и общественно-политические программы российского телевидения чаще всего актуализируют информацию о традиционных браках, крепких дружных семьях, доверии, бескорыстии и т.д. Следовательно, наибольшее количество материалов посвящено продвижению семейных ценностей. Антисемейные ценности встречаются в эфире гораздо реже. Обращает на себя внимание также непропорционально большое количество материалов о детском насилии и педофилии. Интересен виртуальный портрет современной семьи, которая представлена главным образом в нуклеарном варианте: отец, мать и ребенок. Ценность родственных связей, в том числе со старшими родственниками, – большая редкость. Стоит отметить, что в СМИ гораздо больше материалов о безответственных родителях, нежели о любящих матерях и отцах, однако, как следует из следующей диаграммы, подобное поведение в СМИ осуждается.
Диаграмма № 7. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках семейных и антисемейных ценностей
Как следует из приведенной диаграммы, российское телевидение дает положительную оценку следующим ценностям: браку, крепкой дружной семье, доверию, верности, бескорыстию, традициям, семейному отдыху, гетеросексуальности, равенству полов, любви. Негативная оценка сопровождает материалы о разводе, детском насилии, семейном насилии, безответственности, неверности, материализме, карьеризме, страсти, гомосексуальности.
Остановимся подробно на некоторых ценностных парах. Равенство полов – феминизм, мужской шовинизм имеют одинаковую оценку, то есть представители общественности или журналисты равным образом отвергают любые проявлени половой дискриминации и приветствуют равенство. Обращает на себя внимание тот факт, что в СМИ приветствуется как брак по любви, так и брак по расчету. Однако нельзя сказать, что оценки последнего высоки. Они больше тяготеют к нейтральным. Достаточно активно критикуется вульгарный материализм, при этом такая ценность, как бескорыстие, имеет ярко выраженную положительную оценку. Кроме того, материнская любовь получила большую положительную оценку, чем отцовская. Наименьшее количество материалов в СМИ наблюдается у телевизионных сюжетов о старших родственниках. Это свидетельствует о том, что межпоколенческие связи все меньше актуализируются в СМИ.
Государственная семейная политика в СМИ
Автор также проанализировал блок информации относительно освещения в телевизионных СМИ государственной семейной политики.
Государственная семейная политика – это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленной на социальный институт семьи с целью ее укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия на основе правового регулирования отношений семьи с государством. Семейная политика направлена на семью как социальный институт и целостный объект14. Поскольку меры государственной семейной политики отличаются большим разнообразием, автор исследования обобщил имеющийся материал, разделив меры государственной политики на следующие категории:
Кроме того, было проанализировано количество упоминаний в СМИ информации о вопросах безопасности и материального положения семьи.
Диаграмма № 8. Количественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных мер государственной семейной политики
Согласно представленной диаграмме, наибольшее количество сюжетов посвящено государственной поддержке программ по улучшению жилья, а также поддержке материнства и детства. Кроме того, в общем объеме информационного потока превалируют сюжеты, посвященные проблемам материального положения семьи и безопасности.
Следующая диаграмма позволит определить тональность представленных в СМИ материалов на эту тему.
Диаграмма № 9. Качественный анализ упоминания в исследованных информационных источниках различных мер государственной семейной политики
Как видно из диаграммы, максимально положительное отражение в СМИ находит программа поддержки материнства и детства. Довольно невысокая, но тем не менее положительная оценка, наблюдается у государственной программы улучшения жилья и ипотеки. Эти данные свидетельствуют о том, что в общем контенте информации достаточно высока доля негативных комментариев в адрес этой программы. Однако доля этих комментариев не превышает доли сообщений, имеющих положительную оценку. Стоит отметить следующую тенденцию: ни одна государственная программа на российском телевидении так или иначе не комментируется в негативном ключе.
Кроме того, СМИ негативно высказываются относительно проблем безопасности и материального положения семьи. Высокий объем в общем контексте сообщений и отрицательная оценка способны вызвать страх и ощущение безвыходности положения. Постоянное акцентирование внимание на проблемах способно создать впечатление, что данное явление является социальной нормой.
Обращает на себя внимание следующая закономерность. Героями репортажей о проблемах в жилищной сфере и материальном неблагополучии становятся преимущественно многодетные семьи. Для подтверждения данной мысли автор исследования определил удельный вес контента, в котором поднималась проблема материального неблагополучия многодетных семей. Как показали расчеты, 18% всех телевизионных сюжетов рассказывают о проблемах многодетных семей, которые связаны с низким материальным положением и отсутствием необходимых жилищных условий. Таким образом, СМИ формируют стереотип, согласно которому многодетные семьи преимущественно бедные и нуждающиеся в жилье. Очевидно, что подобные сюжеты не могут стать мотивирующими для создания многодетной семьи.
Выводы
Средства массовой информации имеют огромный ресурс воздействия на формирование мотивации человека. СМИ не только обеспечивают коммуникацию, но и являются важным фактором социализации человека. СМИ включают личность в систему социальных связей на основе усвоения ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом. Они создают модели поведения. Кроме того, действует сила примера, показанного в СМИ. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желаемыми для общества в данный исторический период15.
Однако многие исследователи современной медиатематики склонны скептически смотреть на контент, формируемый СМИ. «С каждым годом все больше упоминаний о гражданских браках, когда партнеры живут вместе и воспитывают детей, официально не вступая в брак. Чаще всего это семьи без детей, а если есть ребенок, то, как правило, один. Другая распространенная ситуация: мать-одиночка, которая самостоятельно воспитывает ребенка. Роль матери, только что родившей или собирающейся рожать, сегодня особой популярностью не пользуется. Скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует времени, ухода, заботы. Супруги интерпретируются скорее как сексуальные партнеры: сильно возросла значимость интимной сферы, сексуальности вообще и социальных форм ее проявления. Благополучные семьи упоминаются редко. Семья воспринимается как обуза, мешающая человеку быть независимым от других, жить, как ему хочется. Современная семья представляет собой явление, отнюдь не украшающее общество. Супруги, и без того имеющие не вполне положительные характеристики, во взаимоотношениях между собой представлены не как близкие люди, любящие друг друга, а скорее как враги, желающие друг другу навредить, уязвить, обидеть»16.
По итогам проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы.
Во-первых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения продвигают семейные ценности и критически показывают любое проявление деградации семьи. Контент информационных программ и программ общественно-политических, в которых идет речь о семье, отличается некоторой патриархальностью и нетерпимостью к любым альтернативам браку. Современное телевидение продвигает традиционные взгляды на семью.
Во-вторых, исследование опровергло мнение, что российское телевидение чаще всего показывает неполные семьи, таким образом формируя установку у молодежи на допустимость внебрачных детей или матерей-одиночек. В телевизионных сюжетах информация о семейных праздниках, традициях, совместном семейном отдыхе, золотых и серебряных свадьбах сопровождается положительной оценкой. Пропагандируется верность супругов, взаимное уважение и любовь. Стоит особенно отметить, что при этом телевидение толерантно к неполным семьям, материалы о них не сопровождаются негативными отзывами, но в общем информационном потоке они встречаются гораздо реже, чем материалы о полных семьях.
В-третьих, телевидение активно включено в процесс формирования позитивного отношения к приемным детям. СМИ отдают сравнительно большой объем эфирного времени сюжетам о приемных семьях, об опекунстве, бескорыстии, заботе людей, которые усыновляют детей из детских домов.
В-четвертых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения активно пропагандируют молодую семью и ранний брак.
В-пятых, в пользу правильной телевизионной политики в области продвижения семейных ценностей говорит и тот факт, что российское телевидение освещает жизнь преимущественно многодетных семей. Материалы о семье с одним ребенком встречаются крайне редко и не содержат таких высоких положительных оценок, как это встречается в материалах о многодетных семьях.
В-шестых, количественное и качественное исследование контента телевизионных каналов определило, что роль матери нисколько не умаляется на российском телеэкране. Напротив, она всячески поддерживается, а неблагополучные семьи осуждаются, так же, как и недостойное поведение безответственных родителей.
При формировании информационной политики по продвижению семейных ценностей необходимо обратить внимание на следующие недостатки, которые были выявлены в процессе исследования.
Во-первых, российское телевидение практически полностью игнорирует проблему повышения репродуктивного возраста женщин. Первоочередное желание женщины профессионально реализоваться способствует тому, что момент рождения ребенка отодвигается, а это, в свою очередь, сокращает возможность завести многодетную семью.
Во-вторых, информационные, общественно-политические программы российского телевидения обращаются к проблемам бедности и жилищному вопросу, иллюстрируя свои сюжеты историями многодетных семей. Очевидно, что данное явление укрепляет существующий стереотип, что многодетные семьи плодят нищету. В связи с этим необходимо увеличить в контенте СМИ количество материалов, которые могли бы сломать данный стереотип. Повествование в СМИ о многодетных семьях успешных бизнесменов, предпринимателей, политиков, деятелей культуры станет лучшим средством для продвижения идей многодетности. Подобные сюжеты смогли бы внедрить в общество идею: «У успешного человека большая дружная семья».
В-третьих, СМИ обходят стороной материалы о роли отца в воспитании детей. Многие исследователи уже давно отметили, что из общего образования вытесняется мужское содержание. Преимущественно женщина готовит смену поколений, занимаясь воспитанием детей дошкольного возраста, а также школьного и студенческого возраста во всех образовательных учреждениях. Проявление этих издержек не заставит себя долго ждать: у многих молодых людей формируется социально-психологический инфантилизм.
В-четвертых, на российском телевидении недостаточно информации о межпоколенческих связях. Актуализация нуклеарной семьи сокращает возможности эффективно передавать нравственную культуру, ценности долженствования, авторитета, уважения к старшим. В подобных условиях растет поколение, оторванное от своих корней и традиций.
В-пятых, российские телеканалы изобилуют информацией о преступлениях сексуального характера над детьми. Слово «педофил» стало привычным, хотя десятилетие назад оно было неизвестно широким массам. Намеренная актуализация данной проблемы способна негативно повлиять на общественный климат и на людей со слабой психикой.
В заключение можно сделать вывод, что в целом содержание информационных и общественно-политических программ российского телевидения полностью соответствует требованиям продвижения семейных ценностей. Таким образом, в конкретных исторических условиях цели государственной семейной политики должны концентрироваться на поддержке телевидения, которое способно сформировать идеологию активной семейной политики, направленной на укрепление семейного образа жизни и ценностей семьи.