Specialties of the Communication Sphere: Problems of Early Professional Orientation of School Children
Кругликова Ольга Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ , olgakruglikova@yahoo.com
Olga S. Kruglikova
PhD in Philology, Associate Professor at the chair of journalism history, Saint Petersburg State University, olgakruglikova@yahoo.com
Аннотация
На основании обработки результатов анкетирования школьников и абитуриентов можно утверждать, что в настоящее время в сфере коммуникационных специальностей не решена проблема ранней профориентации, школьники имеют искаженное представление о принципах работы в сфере медиа, отчасти обусловленное спецификой функционирования школьной прессы. Недостаточная степень профориентационной работы вузов приводит к снижению уровня мотивированности студентов и их уверенности в правильности выбора профессии.
Ключевые слова: медиаобразование, профориентация, школьная пресса, коммуникационные специальности, журналистика.
Abstracts
The results of questioning of pupils and students demonstrates that at present the problem of early professional orientation in communication specialties is not solved, school children have a distorted view of the professions in the field of media, partly due to the specifics of school press functioning. It causes a decrease in the level of students’ motivation and their confidence in the correctness of the choice of profession.
Key words: media education, professional orientation, school newspapers, professions in the field of communication, journalism.
Данные сквозного анкетирования студентов факультета журналистики СПбГУ, проведенного в 2009 г., показали, что среди обучающихся по специальности «журналистика» к началу обучения на 3 курсе по программе специалитета (пятилетний курс обучения) 31.3% пришли к выводу, что совершили ошибку при выборе профессии, 32,8% заявляют, что их ожидания от обучения профессии «скорее не оправдались, чем оправдались», и только 18% опрошенных заявляют с уверенностью, что сделали правильный выбор и повторили бы его, если бы была возможность «начать все сначала». Среди студентов 4-5 курсов процент разочаровавшихся в профессии остается прежним, число сомневающихся в правильности сделанного выбора незначительно возрастает (до 35,3%), а количество уверенных в правильности выбора снижается до 16,1%.
Необходимо отметить, что число желающих получить второе высшее образование в сфере журналистики (данные по факультету журналистики СПбГУ) в течение последних 5 лет (2006?2011 гг.) оставалось стабильно высоким (35?50 человек), а данные о поступающих в СПбГУ на программы магистратуры по направлению «журналистика» в 2010 и 2011 гг. свидетельствуют, что не менее 30% желающих получить степень магистра журналистики получили квалификацию бакалавра или специалиста по другим направлениям, в том числе не имеющим отношения к социально-гуманитарной сфере.
В комплексе эти данные указывают на недостаточность работы в направлении ранней профориентации молодежи, имеющей склонность к коммуникационным специальностям. Несомненно, в рамках действующей системы взаимодействия между специалистами высшей школы и учреждениями среднего образования мало внимания уделяется созданию условий для практического ознакомления школьников с реалиями той или иной профессии, с перспективами и трудностями работы по той или иной специальности.
Процесс разработки методологической модели непрерывного журналистского образования тесно связан с исследованием процесса выбора человеком именно журналистской профессии. Причем принципиально важным для построения действительно эффективной модели непрерывного образования представляется не только исследование мотивов, влияющих на принятие человеком этого жизненно важного решения, но и установление хронологической «точки отсчета» для построения образовательной модели, то есть выявление возраста, в котором будущий журналист начинает стремиться к тому, чтобы получить базовые профессиональные знания и навыки.
С целью комплексного исследования мотивации и различных обстоятельств, влияющих на принятие решения абитуриентом, нами было проведено анкетирование 506 абитуриентов. Массив данных составили анкеты, полученные в процессе работы приемной комиссии факультета журналистики СПбГУ в 2011 г., а также анкеты, полученные на днях открытых дверей, в ходе работы на образовательных выставках и профориентационных мероприятиях в школах. Обработка данных производилась с помощью комплекса обработки статистических данных COBRA .
Ответы абитуриентов на основной вопрос о причинах выбора журналистской профессии распределились следующим образом:
Таблица 1. Распределение ответов абитуриентов на вопрос «Почему я выбрал профессию журналиста?»1
Почему я выбрал профессию журналиста |
Абс. |
% к числу ответов |
% к числу опрошенных |
Потому что я всегда хотел(а) стать журналистом |
424 |
75,0 |
82,5 |
Потому что это престижно |
46 |
8,1 |
8,9 |
Мнение моих родителей было решающим |
3 |
0,5 |
0,6 |
За компанию с другом (подругой) |
2 |
0,4 |
0,4 |
Потому что слышал(а) отзывы от друзей и знакомых |
28 |
5,0 |
5,4 |
Здесь учатся/учились мои родственники/друзья |
11 |
1,9 |
2,1 |
Это интересно |
14 |
2,5 |
2,7 |
Имею опыт работы в журналистике |
6 |
1,1 |
1,2 |
Так решил |
3 |
0,5 |
0,6 |
Хочу доносить правду до общественности |
6 |
1,1 |
1,2 |
Это творческая профессия |
5 |
0,9 |
1,0 |
Потому что захотел (а) стать журналистом с определенного момента |
4 |
0,7 |
0,8 |
Я люблю литературу и все, что с ней связано |
2 |
0,4 |
0,4 |
Просто так |
2 |
0,4 |
0,4 |
Личная склонность |
6 |
1,1 |
1,2 |
Хочу научиться писать |
1 |
0,2 |
0,2 |
Привлекает общение с людьми |
1 |
0,2 |
0,2 |
В анкете абитуриенту предлагалось выбрать один или несколько из предложенных вариантов ответа (коды 1?6) или сформулировать свой вариант ответа в свободной строке (самостоятельные формулировки абитуриентов отражены в кодах 7?17). Лидирующие позиции у ответа «Всегда хотел стать журналистом», кроме того, среди самостоятельных формулировок студентов появляются такие позитивные аргументы, как «хочу доносить правду до общественности», «это интересно» и «личная склонность».
Примечательно, что среди ответов аналогичного опроса среди абитуриентов направления «реклама и связи с общественностью» процент ответов «всегда хотел стать специалистом по PR » был существенно ниже (51%), зато больший вес начинали приобретать иные аргументы: «это престижно» (34%) и «пришел за компанию» (0,14%). Итак, по сравнению с такими сферами массовой коммуникации, как реклама и PR , журналистика в целом привлекает молодых людей, казалось бы, более осознанно и мотивированно осуществляющих жизненный выбор на основании анализа своих личных способностей и склонностей. Откуда же тогда столь высокое число студентов старших курсов, разочаровавшихся в профессии?
Как уже отмечалось выше, принципиальное значение для усовершенствования существующей системы профориентации в коммуникационных специальностях и, в частности, в журналистике, имеет определение возраста, в котором человек начинает проявлять интерес к будущей профессии. Ответы абитуриентов на вопрос: «В каком классе Вы учились, когда Вас заинтересовала профессия журналиста?» ? создают такую картину:
Таблица 2. Распределение ответов абитуриентов на вопрос: «В каком классе вы заинтересовались журналистской профессией?»
Возраст проявления интереса к профессии |
Абс. |
% к числу ответов |
% к числу опрошенных |
в 6-7 классе |
71 |
14,0 |
13,8 |
в 8-9 классе |
195 |
38,5 |
37,9 |
в 10 классе |
174 |
34,4 |
33,9 |
в 11 классе |
66 |
13,0 |
12,8 |
Отметим, что специализированные городские и районные психологические центры, нацеленные на профориентацию школьников, а также мероприятия, проводимые для абитуриентов вузами (Дни открытых дверей, выставки и т.д.), в качестве целевой аудитории своей работы избирают учеников 10-11 классов, особенно акцентируя внимание на одиннадцатиклассниках.
Однако вышеприведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что интерес к журналистике просыпается у подавляющего большинства будущих абитуриентов во время обучения в 8-9 классе, а у значительного количества (14% ответов) уже в 6-7. Очевидно, что наиболее эффективный момент для взаимодействия со школьниками вузы упускают при нынешней системе работы со средними учебными заведениями. Налаживание контактов со школьниками, которые потом могут стать наиболее профессионально ориентированными и мотивированными к эффективному обучению студентами, оказывается работой стратегического характера, работой, которую необходимо выстраивать, имея в виду 5-6 летнюю перспективу.
Однако есть и еще один важный вопрос, который напрашивается в результате сравнения полученных данных: если столь высок процент абитуриентов, мотивирующих свой выбор любовью к журналистской профессии, испытываемой ими едва ли не с самого детства (вариант ответа « всегда хотел быт журналистом»), и при этом так значительно количество детей, которые испытывают интерес к профессии еще в средней школе, почему эта пронесенная через годы страсть к журналистике угасает к моменту реального столкновения с профессией, когда за плечами уже несколько лет обучения в профильном вузе и обширная обязательная практика в различных редакциях?
Ответ на этот вопрос, разумеется, не может быть однозначным: каждый творческий путь уникален, но, на наш взгляд, можно выявить и некоторые общие тенденции. С одной стороны, именно ранняя нацеленность на определенную профессию и рано приобретенный первый опыт могут привести к тому, что подросток, ставший студентом, «перегорает» в своей любви к профессии, еще не успев в ней реализоваться. Ведь и у взрослых творчески состоявшихся профессионалов время от времени случаются кризисы, в момент которых человек критически оценивает свои перспективы в профессии и ощущает, что ему в некоторой степени наскучило то, чем он много лет занимается.
У студента, с интересом занимающегося журналистикой со школьной скамьи, момент первого такого кризиса оценки себя в профессии может прийтись как раз на период окончания профессионального обучения и привести его к печальному выводу: «Я уже все в этой профессии попробовал, мне все наскучило, значит, журналистика ? это не мое». Но, думается, подобные психологические казусы в целом не настолько многочисленны, чтобы можно было объяснять только ими такое разительное несоответствие между мотивированностью абитуриентов и демотивированностью выпускников журналистских вузов. Вероятно, стоит искать причину сложившейся ситуации в неких объективных факторах, оказывающих систематическое и широкое влияние на искажение представлений школьников о журналистской профессии.
Предположим, дети влюблены в журналистику с 6 класса, но в какуюжурналистику? Что именно они знают о профессии, кто привил им представление о ней, и насколько это представление соответствует реалиям современного мира профессионалов масс-медиа?
Частично проливают свет на эти вопросы ответы, полученные в следующих пунктах опросника. Вот как ответили абитуриенты на вопрос: «Имеете ли Вы опыт работы?»:
Таблица 3. Распределение ответов абитуриентов на вопрос: «Имеете ли вы опыт работы в журналистике?»
Опыт работы |
Абс. |
% к числу ответов |
% к числу опрошенных |
В печатных СМИ |
196 |
36,9 |
38,1 |
На телевидении |
24 |
4,5 |
4,7 |
На радио |
11 |
2,1 |
2,1 |
Не имею опыта работы |
299 |
56,3 |
58,1 |
Подавляющее большинство абитуриентов на практике никогда не сталкивались с журналистской профессией, очень незначительное число (менее 7%) абитуриентов работали в аудиовизуальных СМИ, и довольно весомый процент – около 40% ? принимали участие в издании печатных СМИ.
Можно предположить, что абитуриенты, не имеющие опыта в профессии, формируют свои представления под влиянием неких общественных стереотипов, ориентируясь прежде всего на яркие образы популярных телеведущих и шоуменов. Принимая во внимание тот факт, что современная развлекательная индустрия в процессе стремительной гибридизации жанровых форм и создания синтетических форматов медиа-продукции в сознании потребителя контента масс-медиа размывает грань между профессиями ведущего, эстрадного артиста, журналиста, продюсера и т.д., становится понятно, почему студенты, для которых ориентирами и профессиональными образцами в журналистике становятся Андрей Малахов и Ксения Собчак, столкнувшись на практике с «любимой» профессией, ощущают конфликт своих представлений о ней с реальным содержанием повседневной журналистской работы и с уровнем требований к журналисту-профессионалу. И это, в конечном итоге, недостаток профориентационной работы со школьниками со стороны вузов и, возможно, со стороны профессионального журналистского сообщества в целом, занимающего пассивную позицию по отношению к развитию молодежной и юношеской журналистики.
Тот факт, что абитуриенты, не имеющие опыта в журналистике, строят свои представления о профессии преимущественно на основании наблюдений за внешней стороной работы ведущих, прежде всего аудиовизуальных СМИ, косвенно подтверждается распределением ответов на следующий вопрос анкеты.
Рис. 4. Распределение ответов абитуриентов на вопрос: «Кем вы хотите стать по окончании обучения на факультете журналистики?»
Еще более наглядной иллюстрацией влияния образа радио- и телеведущих на формирование интереса к профессии у абитуриентов, не имеющих опыта работы, является проверка совпадения ответов. 72% из числа ответивших «не имею опыта работы» одновременно с этим указали «после окончания факультета хочу стать телеведущим».
Обратимся теперь к анализу опыта тех абитуриентов, которые заявили, что принимали участие в работе печатных СМИ. Более 70% ответивших таким образом под печатными СМИ подразумевали издания школьной прессы и юношеских студий журналистики при различных ДТЮ и ДДТ. Следовательно, их представления о журналистике как профессии сложились под влиянием тех педагогов, которые руководят школьными изданиями. Кто же эти педагоги?
В течение 2010 г. нами было выполнено исследование, направленное на выяснение организационных принципов работы школьной прессы Санкт-Петербурга. С этой целью было проведено анкетирование представителей школьных редакций из 79 петербургских школ, регулярно издающих школьную газету. Необходимо отметить, что выборка школ формировалась на основе важного критерия: не менее 2 выпускников этих средних общеобразовательных учебных заведений в течение последних 4 лет становились студентами факультета журналистики СПбГУ. В ходе этого исследования было выявлено, что изданием газеты и азами журналистской профессии со школьниками занимаются:
Таблица 4. Распределение ответов членов редакций школьных газет на вопрос: «Кто курирует работу школьной редакции?»
Кто курирует работу школьной редакции |
Абс. |
% к числу ответов |
% к числу опрошенных |
библиотекарь |
2,0 |
0,8 |
2,6 |
завуч по ВР |
14,0 |
5,3 |
18,2 |
классный руководитель |
1,0 |
0,4 |
1,3 |
педагог по биологии |
4,0 |
1,5 |
5,2 |
педагог по географии |
3,0 |
1,1 |
3,9 |
педагог по истории |
15,0 |
5,7 |
19,5 |
педагог по математике |
3,0 |
1,1 |
3,9 |
педагог по обществознанию |
4,0 |
1,5 |
5,2 |
преподаватель иностранного языка |
12,0 |
4,4 |
15,6 |
преподаватель музыки |
2,0 |
0,8 |
2,6 |
педагог по русскому языку |
32,0 |
12,2 |
41,6 |
педагог по физике |
4,0 |
1,5 |
5,2 |
педагог по химии |
3,0 |
1,1 |
3,9 |
педагог-организатор |
4,0 |
1,5 |
5,2 |
психолог |
1,0 |
0,4 |
1,3 |
рук-ль кружка |
9,0 |
3,4 |
11,7 |
социальный педагог |
1,0 |
0,4 |
1,3 |
учитель географии |
1,0 |
0,4 |
1,3 |
учитель информатики |
15,0 |
5,7 |
19,5 |
учитель права |
3,0 |
1,1 |
3,9 |
Итак, для большинства школьников, «имеющих опыт» в журналистике, первым наставником в профессии становится учитель русского языка, учитель истории или учитель информатики (вероятно, учитель информатики занимается версткой и оформлением издания, поэтому на него возлагаются основные обязанности по координированию работы школьной газеты). Стоит ли удивляться тому, что представление абитуриентов о сути избранной профессии является зачастую далеким от истины?
Однако тот факт, что нами выявляется некое отрицательное влияние школьных журналистских студий на гармоничную профориентацию школьников в отношении журналистики, отнюдь не означает, что мы недооцениваем позитивного влияния на школьников подвижнического, бескорыстного труда педагогов разного профиля, готовых помимо уроков организовывать для детей дополнительные виды творчески развивающих занятий.
В данном случае ответственность за это отрицательное влияние в большей степени ложится на профильные вузы, в интересах которых развивать систему ранней профориентации для того, чтобы не работать «впустую», не заниматься профессиональной подготовкой людей, которые не станут в будущем работать по профессии.
В качестве одного из перспективных решений этой проблемы факультетом журналистики СПбГУ разработана и уже внедряется система организационно-методической поддержки школьных изданий Санкт-Петербурга, в рамках которой студенты старших курсов, аспиранты и молодые преподаватели факультета курируют подготовку к печати ряда школьных изданий и проводят творческие студии по журналистике со школьниками.