Henry Nannen – the Founder of Stern Magazine
Гущина Анна Игоревна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, anna-faizova@yandex.ru
Anna I. Guschina
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, anna-faizova@yandex.ru
Аннотация
Генри Наннен – создатель еженедельного иллюстрированного информационного журнала «Штерн», в течение 35 лет он занимал пост главного редактора. Разработанная им уникальная концепция позволила изданию в рекордные сроки завоевать миллионную аудиторию. В статье объясняется, в чем исключительность творения Наннена, описывается жизненный путь знаменитого создателя журнала. Особое внимание уделяется процессу продвижения бренда «Штерн» и завоеванию им медиарынка в Германии второй половины XX в. Автор делает вывод, что концепция Наннена с годами не устарела: многим принципам работы, установленным создателем журнала, следует и современный «Штерн».
Ключевые слова: Генри Наннен, «Штерн», еженедельный журнал, фотоиллюстрация, сенсация.
Abstracts
Henry Nannen is the founder of the weekly information magazine Stern, he held the post of its editor-in-chief for over 35 years. The unique concepts developed by him enabled the magazine to win million-strong audience in an extremely short period. The article explains the uniqueness of Nannen’s creation, describes the life of the famous creator of the magazine. Great attention is paid to the process of brand promotion and the way it has conquered the media market in Germany in the second half of the 20th century. The author drives a conclusion, that Nannen’s concept with the years hasn’t gone out of date: many of the work principles, established by the creator of the magazine, are currently present in Stern.
Key words: Henry Nannen, Stern, weekly magazine, photo illustration, sensation.
Генри Наннен родился 25 декабря 1913 г. в Эмдене, в семье полицейского. У будущего создателя «Штерн» (Stern) была непростая юность. Когда к власти пришли нацисты, его отца уволили с работы, и Наннен зарабатывал деньги, чтобы прокормить семью: был сезонным рабочим, а потом помощником продавца в книжной лавке. В конце 1930 гг. он получил диплом искусствоведа в Мюнхенском университете и начал сотрудничать сразу с несколькими журналами об искусстве: «Искусство в Германии, обновленной Гитлером» (Die Kust in Deutschland, erneut von Hitler), «Искусство − народу» (Die Kunst zum Volk), «Искусство в Третьем Рейхе» (Die Kunst im Dritten Reich). У Наннена были теплые дружеские отношения с режиссером Лени Рифеншталь1, творчеством которой восхищался Гитлер. Он даже сыграл в ее картине об Олимпиаде в Берлине роль спортивного комментатора. Во время Второй мировой войны Наннен был офицером люфтваффе. А также, по некоторым данным, служил в одном из отделов СС, который занимался контрпропагандой.
С точки зрения оккупационных властей2, управлявших Германией после войны, Наннен был человеком неблагонадежным. Союзники ликвидировали все печатные издания, выходившие в Третьем рейхе, и относились с недоверием к их бывшим сотрудникам. Но руководство британской оккупационной зоны, очевидно, не смогло устоять перед напором Наннена, и целеустремленный немец получил лицензию на издательскую деятельность.
До создания журнала «Штерн» Наннен возглавлял газеты «Ханноверше нойесте нахрихтен» (Hannoversche Neueste Nachrichten − «Последние ганноверские известия») и «Абендпост» (Abendpost − «Вечерние известия»). Но пост главного редактора, а впоследствии издателя еженедельного журнала с логотипом в виде звезды и миллионными тиражами стал вершиной его карьеры. «Это был мой звездный час»3, − вспоминал создатель «Штерн» о днях, когда популярность нового журнала стремительно росла.
Журнал «Штерн» под руководством Генри Наннена
«История “Штерн” началась с хитрости»4, − пишет о журнале корреспондент «Штутгартер Цайтунг» (Stuttgarter Zeitung − «Штутгартская газета») Симоне Утлер. Британские оккупационные власти выдали Генри Наннену лицензию на издание журнала «Цик-Цак» (Zick-Zack − нем. зигзаг, излом). Молодежное издание находилось в плачевном состоянии, и предприимчивый уроженец Эмдена не захотел вкладывать в него силы и средства: «Оно неизбежно потеряет постоянных читателей»5. Наннен в корне изменил политику журнала и переименовал его в «Штерн» (Stern − нем. звезда). «“Штерн” − хорошее название: односложное, склоняемое и с позитивным смыслом»6, − говорил он. «Информировать и развлекать»7 − так была сформулирована главная задача иллюстрированного еженедельника.
И «Штерн» справился с этой задачей. Наннену удалось создать журнал, который давал читателю ясное представление о том, что происходит в стране и в мире, подробно рассказывал о политических событиях и в то же время развлекал его. «Концепция журнала − сочетание агрессивности, умения поднять важные политические вопросы и полуголых красавиц на обложке − оказалась весьма удачной»8, − отмечает Сергей Татевосов, корреспондент издания «Коммерсантъ. Деньги».
Первый номер «Штерн» вышел в Гамбурге 1 августа 1948 г. Его обложку украшала фотография популярной в то время немецкой актрисы и певицы Хильдегард Кнеф. Стартовый тираж издания составил 130,7 тыс. экз. – цифра по тем временам внушительная. Но Наннен не собирался останавливаться на достигнутом.
Популярность «Штерн» росла во многом благодаря его демократичности: журнал ориентировался не на читательскую элиту, а на «простых смертных». Когда коллеги спрашивали Наннена, не скучно ли ему издавать журнал для «всяких Лизхен Мюллер»9, он отвечал: «А я и есть Лизхен Мюллер»10. Создатель «Штерн» не ограничивал авторов в выборе тем: они могли писать обо всем, что их волновало. Наннен был уверен: если тема не оставляет равнодушным журналиста, то и читателю она будет интересна.
Надо отметить, что в конце 1940 гг. немецким печатным СМИ приходилось непросто. Они находились в своего рода «золотой клетке»11. С одной стороны, издание газеты или журнала приносило владельцу хорошую прибыль, так как после войны немцы испытывали сильный информационный голод, и спрос на прессу был огромным. Опустошенный военными властями медиарынок довольно быстро заполнился вновь. «В одном только Берлине <…> выходило 12 ежедневных газет разовым тиражом около 3 млн экз. В британской зоне оккупации было основано 44 газеты, в числе которых 38 газет выходили дважды в неделю, было два еженедельника и зональная газета “Вельт”. Их общий разовый тираж составлял 15 млн экз. на 22 млн жителей», − отмечает профессор Г.Ф. Вороненкова12.
С другой - издания подвергались строгой цензуре − и до, и после выхода в печать. Газеты и журналы, критиковавшие оккупационные власти, могли оштрафовать на крупную сумму и даже закрыть.
Наннен, несмотря на жесткий контроль со стороны британских управленцев, не избегал «неудобных» тем. Уже в 1949 г. «Штерн» пытались закрыть: в журнале вышла разгромная статья о том, как шикарно живут представители власти на оккупированной территории. Автор текста рассказал, «сколько десятков тысяч марок стоит механизированный письменный стол французского военного коменданта и какой редчайшей, умопомрачительной кожей обит диван его жены»13. «Штерн» лишили лицензии на три недели, но до закрытия журнала дело все же не дошло.
Организовать работу типографии и найти достаточное количество бумаги в послевоенном Гамбурге было также крайне сложно. Но Наннен смог преодолеть и материальные трудности. Редакция «Штерн» располагалась в разбомбленном здании без мебели, и владелец журнала потребовал, чтобы каждый из штатных сотрудников принес письменный стол и стул. Принимая на работу новых сотрудников, Наннен первым делом выяснял: могут ли они принести редакции материальную пользу? Один журналист был зачислен в штат только потому, что у него была пишущая машинка – по тем временам огромная ценность. Получил работу и художник, у которого был автомобиль. Наннен тут же сел за руль и отправился на поиски дров. «Добычу» он отвез на бумажную фабрику. Таким образом изданию хватило бумаги для выпуска очередного номера.
«Штерн» быстро стал самым читаемым журналом послевоенной Германии. Наннен без лишней скромности именовал свое детище «локомотивом, который тащит за собой весь поезд»14. Хотя большую часть акций журнала пришлось продать уже в начале 1950 гг. владельцу издательства «Цайт Ферлаг» (Zeit Verlag − «Издательство Цайт») Герду Буцериусу, тираж издания неуклонно рос, аудитория увеличивалась. Отчасти – благодаря откровенным фото. В 1960 г. в «Штерн» впервые был опубликован снимок девушки в бикини. А четыре года спустя − первая фотография обнаженной девушки. У некоторых читателей эти снимки вызвали возмущение. Группа феминисток даже подала на Наннена в суд. Но пожалела об этом, так как владелец «Штерн» во время судебного заседания пустил по залу фотографии двух истиц в обнаженном виде.
Журнал не раз привлекал к себе внимание с помощью сенсационных материалов и откровенно скандальных акций. «Наннен брезговал постельными сплетнями, но в остальных вопросах не был слишком разборчив. Опубликовать подслушанный телефонный разговор известного политика или выкраденные финансовые документы крупной компании считалось нормально»15, − пишет «Коммерсантъ. Власть». В номере «Штерн» от 6 июня 1971 г. были опубликованы фотографии 28 известных женщин, каждая из которых призналась в том, что нелегально сделала аборт (в то время в Германии аборты были под запретом), а на обложке красовался заголовок: «Мы сделали аборт!» (Wir haben abgetrieben!). Позже участницы акции признались, что на самом деле этого не делали. Это была акция протеста против параграфа 218 Уголовного кодекса Германии, который запрещал немкам прерывать беременность. Многие женщины тогда поддержали активисток: всего за два месяца удалось собрать около 80 тыс. подписей, которые затем отправили министру юстиции. Организатор скандальной акции Алиса Шварцер пояснила, что выбрала в качестве площадки для проведения этой акции не «Шпигель» или «Цайт», а именно журнал Наннена, поскольку «он был наиболее популярным среди политически прогрессивных журналов»16.
Фотоиллюстрации всегда были главным козырем «Штерн». Ни одно послевоенное издание Германии не уделяло столько внимания и не отводило столько места фоторепортажам. Сначала показать читателю все самое интересное и только потом рассказать о нем – один из главных принципов работы «Штерн» под руководством Наннена.
Отбором снимков Наннен занимался лично. И делал это мастерски. Многие люди, которым довелось с ним работать, говорили о потрясающем чутье и прекрасном вкусе главного редактора «Штерн». Фотограф Роберт Лебек, проработавший в журнале 30 лет – с 1966 по 1996 гг., вспоминал: «Генри Наннен обладал феноменальным взглядом. Он брал пакет с фотографиями, очень быстро пролистывал все снимки и находил среди них лучшие. Уже по ним можно было рассказать историю»17. Чтобы «истории» были по-настоящему захватывающими, Наннен требовал от фотографов нестандартных ракурсов, отправлял их в дальние и длительные командировки.
Популярность «Штерн» повышалась и за счет благотворительных акций, которые регулярно организовывались по инициативе Наннена и его помощников. В пережившей войну Германии нуждающихся в материальной помощи людей было много. Редакция «Штерн» организовала сбор теплой одежды и помогла им пережить первую послевоенную зиму. С тех пор благотворительные акции стали одним из постоянных направлений в работе журнала. По инициативе «Штерн» собирались средства для голодающих детей в Эфиопии (удалось собрать около 22 млн немецких марок), для российских детей, больных раком. В 2003 г. был создан независимый благотворительный фонд «Штерн» − «Штифтунг Штерн – Хильфе фюр меншен» (Stiftung STERN − Hilfe für Menschen, «Фонд Штерн – помощь людям» // www.stiftungstern.de). Сейчас фонд поддерживает нуждающихся в помощи детей и взрослых не только на территории Германии, но и за рубежом и сотрудничает с такими авторитетными организациями, как ЮНИСЕФ и «Врачи без границ».
Коллектив «Штерн» во главе с Нанненом сумел также оказать поддержку молодым ученым – с помощью проекта «Югенд форшт» (Jugend forshct − «Молодежь исследует» // www.jugend-forscht.de). Ежегодно благотворительный фонд «Штерн» проводит конкурс исследовательских проектов. Участвовать в нем могут молодые люди в возрасте от 15 до 21 года. Лучшие проекты получают финансовую поддержку от фонда и Федерального министерства образования и научных исследований.
Наннен считал, что издание должно не просто упоминать о той или иной проблеме, а четко заявлять о своем отношении к ней, обозначать свою позицию. «Штерн» с первых лет существования пытался влиять на политическую ситуацию, «вмешивался в нее с невообразимой по нынешним временам силой»18. Наннена всегда интересовали отношения Запада с СССР и ГДР. Он был убежден, что нужно прекратить холодную войну и установить дипломатические отношения со странами соцлагеря. «В альянсе с Америкой Германия играла подчиненную роль, а получив восточных союзников и восточный рынок, могла стать европейским лидером»19, − поясняет корреспондент журнала «Коммерсантъ. Власть» Наталья Андреева.
В 1955 г. он посетил вместе с Конрадом Аденауэром Москву, активно участвовал в переговорах с советскими властями. И стал в итоге первым иностранцем, который добился разрешения на длительную автомобильную поездку по территории СССР. В 1957 г. Наннен свободно – без контроля местных властей, без ограничения маршрута – разъезжал по Советскому Союзу на собственном недешевом Мерседесе. Вернувшись в Германию, Наннен написал репортаж под названием «Бесцензурная Советская империя» (Unzensiertes Sowjetreich). Вспоминая в 1979 г. эту поездку, Наннен писал: «Если человек – журналист, он хочет сделать мир немного прозрачнее, немного понятнее, немного честнее, чуть менее простым и чуть более открытым»20.
А в 1958 г. Наннен даже предложил публиковать в «Штерн» тексты из восточногерманских газет и журналов «в чистом виде», без цензуры, если в изданиях ГДР, в свою очередь, будут появляться материалы с Запада. Предложение, конечно, принято не было.
Также Генри Наннен с огромным уважением относился к канцлеру Германии и лидеру социал-либеральной коалиции Вилли Брандту; поддерживал его «восточную политику»21. И даже сопровождал Брандта в поездках в Москву и Варшаву. Правда, в Кремле вел себя не особенно почтительно. Есть даже снимок, где создатель «Штерн» сидит на письменном столе Леонида Брежнева.
Кроме того, «Штерн» рьяно боролся с проявлениями расовой нетерпимости, неонацизма. Когда в конце 1970 гг. по телевидению показывали серию американских фильмов о Холокосте, Наннен, долго не раздумывая, сказал: «Мы опубликуем на 25 разворотах наиболее шокирующие фотографии концлагерей и Холокоста и напишем о том, как это было»22, − вспоминал Михаэль Юргс, который стал главным редактором «Штерн» в 1986 г.
Личность Генри Наннена
Генри Наннен был не из тех редакторов, что большую часть времени просиживают в кресле, попивая кофе и покрикивая на подчиненных. «Работяга, полный мужества, честолюбия и энергии. <...> Отпечатанный номер “Штерн” он просматривал с неохотой, ведь там уже ничего нельзя было изменить: Наннен был известным перфекционистом»23, − писал в некрологе 13 октября 1996 г. корреспондент ТРК «Вестдойче рундфунк» (Westdeutsche Rundfunk) Ариан Хоффманн.
Наннен был авторитарным, даже деспотичным человеком. По словам журналистки Каролы Хельдт, в редакции «Штерн» «не было сотрудничества»: «Наннен говорил, чего он хочет, и мы делали это». «Мне хотелось его убить, а потом рыдать над его гробом», − однажды признался Герберт Рил-Хайзе, который в течение недолгого времени заменял Наннена на посту главного редактора. Рил-Хайзе относился к Наннену с огромным уважением и говорил о нем: «Ханс Альберс24 немецкой журналистики − очень смелый, очень уверенный в себе, очень сильный»25.
И в то же время «сэр Генри» (так Наннена прозвали современники за всегда элегантный внешний вид) не упрекал подолгу за допущенные ошибки ни себя, ни своих коллег. «Мы делали то, что считали правильным, и если был успех, мы этому очень радовались. Когда не получалось, мы все равно, бреясь утром, могли спокойно смотреть себе в глаза, так как сделали то, что считали правильным»26, − рассказывал он.
С совладельцем «Штерн» и одним из акционеров «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr) Гердом Буцериусом у Наннена складывались непростые отношения. Буцериус говорил: «Если бы я должен был вычеркнуть Наннена из своей жизни, то у меня стало бы меньше воспоминаний о самых горьких минутах. Но и самых прекрасных минут стало бы тоже меньше»27. Партнеры зачастую конфликтовали, но работать друг без друга не могли. Однажды Буцериус так разозлился на Наннена, что уволил его. И сразу же после этого слег в постель с сильной болью в желчном пузыре. Когда приступ кончился, Буцериус поспешил вновь принять Наннена на работу.
В апреле 1983 г. 70-летний Наннен навсегда распрощался со «Штерн». Причиной его ухода послужил крупный скандал. Редакция опубликовала отрывки дневников Гитлера под заголовком «Самая большая журналистская сенсация второй половины века». За уникальные документы издательство «Грунер унд Яр» заплатило 9,3 млн марок. По случаю сенсационной публикации в редакции «Штерн» была организована пресс-конференция. Журналисты, желавшие на ней присутствовать, не уместились в зале. А Наннен не без гордости отметил в редакторской колонке: «Историю Третьего Рейха придется частично переписать»28. Такие ошеломляющие факты и подробности удалось почерпнуть из купленных втридорога дневников.
Но создателя «Штерн» ожидало скорое разочарование: сенсационная находка оказалась грубой подделкой, делом рук фальсификатора Конрада Куйау, живописца. Промах не прошел журналу даром: тиражи резко упали, доверие многих постоянных читателей было потеряно. А скандал с поддельными дневниками Гитлера навсегда вошел в историю Германии. В 1992 г. даже вышел комедийный фильм «Штонк!» со схожим сюжетом: в кино хитроумный фальсификатор Кнобель подделывает дневники Гитлера по просьбе журналиста Хермана Вилье. А тот продает их за огромные деньги популярному журналу. В конце концов обман раскрывается, и Вилье со скандалом выгоняют из редакции, после чего он теряет рассудок.
Наннен взял на себя ответственность за случившееся. 70-летний создатель «Штерн» винил себя за то, что якобы халатно отнесся к своим обязанностям и не проверил подлинность найденных документов. Он оставил пост издателя журнала и сосредоточился на другом занятии: открыл в родном Эмдене выставочный зал и организовал показ картин немецких экспрессионистов из собственной коллекции. «Это неправильно, − говорил Наннен, − умереть где-то и ничего за всю жизнь не создать, кроме развлекательного иллюстрированного журнала»29. Галерея открылась 3 октября 1986 г. Наннен вложил в нее около 14 млн марок. И не зря: выставочный зал до сих пор пользуется успехом. Ежегодно его посещают порядка 100 тыс. человек. В 1989 г. местные власти в благодарность назначили Наннена почетным гражданином Эмдена.
Искусство всегда было страстью Наннена. Однажды из паломнической церкви «Марии в винограднике» (Maria im Weingarten) неизвестные украли скульптуру Тильмана Рименшнайдера «Мадонна в розарии». Наннен дал в газету «Бильд» (Bild) объявление, в котором просил воров вернуть произведение искусства, предлагал им выкуп 100 тыс. марок и обещал, что не выдаст злоумышленников полиции. Скульптуру вернули, и обещание Наннен сдержал: приехал на встречу с похитителями один, без оружия и с чемоданом, полным денег.
«Штерн» после ухода Генри Наннена
Сразу после того как стала известна правда о поддельных дневниках Гитлера и Наннен покинул редакцию журнала, правление «Грунер унд Яр» назначило на должность главного редактора сразу двух опытных журналистов. «Штерн» возглавили 51-летний Йоханнес Гросс − колумнист «Франкфуртер алльгемайне цайтунг» (Frankfurter allgemeine zeitung, FAZ), редактор экономических изданий «Импульс» (Impuls) и «Капитал» (Kapital) и 59-летний Петер Шолль-Латур, специальный корреспондент телекомпании «Цвайте дойче фернзеен» (Zweite Deutsche Fernsehen, ZDF).
Сотрудников редакции решение правления возмутило. Они потребовали, чтобы руководство издательства отменило назначение Гросса и Шолль-Латура до 14 часов воскресенья (новых главных редакторов представили коллективу в пятницу). До этого времени сотрудники «Штерн» решили оставаться на рабочих местах, «готовые к дальнейшей борьбе»30. Они были убеждены: ни Гросс, ни Шолль-Латур не способны руководить детищем Наннена.
С коллективом «Штерн» полностью согласился журнал «Шпигель». В материале 1983 г., посвященном скандалу с публикацией фальшивых дневников Гитлера и кадровым перестановкам в «Штерн», корреспондент «Шпигель» подробно рассказывает о Гроссе и Шолль-Латуре. По его словам, Шолль-Латур не справится с обязанностями главного редактора, потому что «давно отошел от повседневной журналистики»31 и уже много лет предается пространным размышлениям в эссе и книгах, его последняя книга называется «Аллах со стойкими» (Allah ist mit den Standhaften»). А Гросс в своих статьях во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» порицал Гитлера («злой дух фашизма»32), однако о фашистской идеологии отзывался с одобрением: считал, что фашизм в Италии опирается на «древнеримские добродетели»33 и является «элементом католической традиции»34.
О несоответствии Гросса и Шолль-Латура должности главного редактора «Штерн» говорили и политики: в частности, руководитель отделения партии Христианский демократический союз (ХДС) в Гессене Вальман Вальтер. По его словам, назначить их на этот пост – «все равно что Вилли Брандта заставить руководить ХДС, а Гельмута Коля поставить во главе социал-демократов»35.
Правление «Грунер унд Яр», вняв протестам сотрудников редакции, отменило назначение Йоханнеса Гросса на должность главного редактора. А вот Петер Шолль-Латур, вопреки всеобщему недовольству, возглавил журнал. Но проработал всего один год. В период с 1984 по 1999 гг. в «Штерн» несколько раз менялись главные редакторы; с 1999 г. изданием руководят Томас Остеркорн и Андреас Петцольд.
После ухода Наннена в «Штерн» ужесточились требования к проверке публикуемых фактов, а также существенно уменьшилась политическая составляющая: новое руководство издания уделяло больше внимания моде, сексу, развлечениям (викторины, кроссворды, судоку). Такие перемены привели к тому, что «Штерн», который славился своими острыми политическими материалами, приобрел репутацию журнала легкомысленного, не стоящего внимания высокообразованного читателя. Сейчас тиражи «Штерн» существенно ниже, чем были, например, в 1970 гг.: 884 тыс. 442 экз. в 2010 г., 851 тыс. 745 экз. в 2011 г36.
Но с тех пор, как редакцию возглавлял Генри Наннен, многое осталось неизменным. Страницы современного «Штерн» по-прежнему украшают эксклюзивные фотоиллюстрации. Ни один номер не обходится без рубрики «Картины недели» (Bilder der Woche) – серия фотографий на разворот с лаконичным, в пару строк комментарием в углу. Фотокорресподенты «Штерн» и сегодня ездят в длительные и дальние командировки, «охотятся» за оригинальными сюжетами и ракурсами и чаще всего делают упор на темы, волнующие каждого, − жизнь и смерть. Так, во время землетрясения в Гаити они запечатлели женщину, лежащую на земле с новорожденной дочерью на руках (далее следует короткий рассказ о том, как 26-летняя гаитянка Селина Ленон родила дочку Селинду под открытым небом, лежа на деревянном столе. У молодой мамы и новорожденной нет крыши над головой: их дом разрушило землетрясение). Подпись к снимку гласила: «Посреди разрухи начинается новая жизнь». А на следующей фотографии – гроб с торчащей из него окровавленной рукой, которая как бы из последних сил цепляется за жизнь.
По-прежнему на страницах «Штерн» появляются скандальные материалы. В 1987 г. аудитория была ошеломлена, когда в журнале была опубликована фотография мертвого Уве Баршеля. Тело известного западногерманского политика, бывшего премьер-министра региона Шлезвиг-Гольштейн было найдено в номере одной из гостиниц Женевы, в ванне, наполовину наполненной водой. Политик был в дорогом костюме и модном галстуке. Репортер «Штерн» тайком пробрался в гостиничный номер и сфотографировал умершего.
Не отказался «Штерн» и от фотографий обнаженных моделей. Они довольно часто появляются на обложке журнала – яркой, кричащей, как при Наннене. А вот формат издания изменился. До начала 1980 гг. «Штерн» выпускался в формате А3, а впоследствии перешел на более удобный для читателя А4.
«Штерн», как и прежде, обеспечивает интересным чтением «Лизхен Мюллер»: публикует истории из жизни звезд, комиксы о политических деятелях, остросюжетные репортажи, но стремится заинтересовать и представителей элиты. Даже реклама в журнале рассчитана на представителей разных слоев населения. В одном номере рекламируются машины дорогих марок и часы стоимостью более 2 тыс. евро, услуги турагентства со слоганом «Идеальная цена», недорогие дамские сумки, лекарство от простатита, сериал «Остаться в живых» (Lost).
Наследие Генри Наннена
В 1979 г. Генри Наннен вместе с председателем правления «Грунер унд Яр» Манфредом Фишером и публицистом Вольфом Шнайдером организовали в Гамбурге школу журналистики имени Эгона Эрвина Киша. В 2003 г. учебному заведению присвоили имя создателя «Штерн». Наннен, Фишер и Шнайдер решили, что школа должна давать ученикам ясное представление о практической журналистике, чтобы они приходили работать в редакции с четким пониманием, что и зачем будут делать. И безупречно справлялись с двумя главными обязанностями журналиста: информировать граждан и контролировать представителей власти.
Обучение в школе имени Наннена занимает около полутора лет: 31 неделю длится учебная часть, 39 недель – практическая. Учебная часть помогает будущим журналистам отработать профессиональные навыки и получить ясное представление об основных жанрах: репортаж, интервью, аналитическая статья и т.д. Затем в течение 39 недель ученики проходят практику в редакциях различных СМИ.
Поступить в школу может любой человек в возрасте от 19 до 28 лет, владеющий устным и письменным немецким, никакого первоначального образования не требуется. Но абитуриенты проходят серьезные вступительные испытания. Вначале нужно заполнить анкету на сайте учебного заведения и выполнить творческое задание: написать новостную заметку и репортаж на одну из нескольких предложенных тем. К следующему этапу испытаний допускаются авторы 60 лучших работ. Им дается шесть часов на подготовку репортажа для газеты или журнала: три часа на поиск информации и три часа на написание текста. Затем абитуриентов экзаменует комиссия из 12 человек. Задаются самые неожиданные вопросы: «Сколько костей у взрослого человека?», «Если килограмм льда (0 градусов Цельсия) смешать с литром кипятка (100 градусов Цельсия), какая температура будет у получившейся смеси?». Из полутора-двух тысяч потенциальных учеников строгий отбор проходят лишь 20−30.
В 1977 г. Генри Наннен учредил премию имени Эгона Эрвина Киша. Ее ежегодно присуждали авторам особенно удачных репортажей, опубликованных в прессе Германии. В 2004 г. премии было присвоено имя Генри Наннена. Ее лауреатами становятся лучшие журналисты периодических изданий – в основном немецкоязычных, но также и иностранных. Символ премии – бронзовая голова создателя «Штерна». В 2007 г. эту награду в номинации «Свобода прессы» получила «Новая газета».
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что Генри Наннен – одна из самых выдающихся личностей в истории немецких СМИ. И один из самых уважаемых в Германии людей: дата его смерти – 4 ноября 1996 г. − была официально объявлена днем общенациональной скорби по Генри Наннену.
Буквально «из ничего», в условиях тяжелого послевоенного времени он сумел создать издание с уникальной концепцией, которое всего за несколько лет стало самым популярным в стране. Впервые в Германии вышел в свет еженедельный журнал нового типа, в котором серьезные общественно-политические материалы гармонично сочетались с развлекательными. Кроме того, Наннен заставил немецкое медиасообщество по-новому взглянуть на роль издателя журнала. По его мнению, издатель должен активно участвовать в общественной и политической жизни страны. А журнал − не просто доносить до читателей информацию о том, что произошло в мире, но и продвигать определенное политическое направление, участвовать в формировании общественного мнения.
Следует также отметить, что, несмотря на скандальные материалы и фотографии обнаженных моделей, которые порой возмущали читателей, «Штерн» не превратился в бульварное издание. Он и до сих пор занимает достойное место в ряду популярных еженедельных журналов Германии, в том числе и потому, что современный «Штерн» продолжает следовать многим принципам работы Генри Наннена.