Languages

You are here

Общественное телевидение Венгрии 2000?2010 годов: МТВ в условиях затянувшегося кризиса

Научные исследования: 

Public Television in Hungary 2000-2010: Magyar TV (MTV) under the Conditions of the Prolonged Crisis

 

Павликова Марина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель Центра по исследованию СМИ Финляндии и Скандинавии на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, marinapavlikova@mail.ru

Marina Pavlikova
PhD in philology, Associate Professor at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, head of the centre for Finnish and Scandinavian media studies at the Faculty of Journalism, marinapavlikova@mail.ru

 

Аннотация
Данная статья посвящена современному положению общенациональной общественной телекомпании МТВ на венгерском медиарынке, ее структуре, особенностях программирования в условиях конкуренции и финансового кризиса. В статье также идет речь об общей ситуации с развитием общественного ТВ в Европе.

Ключевые слова: Венгрия, общественное телевидение, МТВ, программирование, сокращение бюджета.

Abstracts
The article is devoted to the current state of public television in Hungary in 2000-2010 and deals with Magyar Telev?zi? (MTV). The author describes MTV’s system, pays attention to programming in terms of hard competition between broadcasting companies and the financial crisis in the country. The article also describes the situation in the public TV sector in other European countries.

Key words: Hungary, public TV, Magyar Telev?zi? (MTV), programming, budget cuts.

 

Общественный сектор вещания в Венгрии представлен тремя крупными организациями: общенациональной венгерской радиокомпанией Magyar Rádió (MR, далее по тексту МР), общенациональной телевизионной компанией Magyar Televízió (MTV, далее по тексту МТВ) с двумя крупными каналами M1 и M21, и телекомпанией Duna TV / Danube TV (далее по тексту Дунай-ТВ), задачей которой является информационное обеспечение этнических венгров в сопредельных странах (в Центральном и Восточно-европейском регионах).

 

Системное устройство МТВ

Структура общественного венгерского телевидения МТВ, как и во многих других европейских странах, – сетевая. Помимо Будапешта, где находятся центральные студии, телевещание и производство программ (новости, репортажи, документальное кино) также осуществляется региональными станциями из Шопрона, Мишкольца, Дебрецена, Питча, Сегеда. МТВ – это закрытое акционерное общество. Владелец этого ЗАО – Общественный фонд. Членами Фонда являются кураторы, которые составляют так называемые большую и малую куратории. В малой куратории – представители разных общественных организаций (21 человек), избираются по жеребьевке на один год. Большая куратория представляет собой совокупность президиума и малой куратории. В президиуме – делегаты от политических партий. Президиум избирается Парламентом сроком на четыре года, причем оппозиционная и правящая партии должны быть представлены в равных долях. Количество людей в президиуме не регламентировано, их может быть сколько угодно, главная идея – чтобы выбирались они на паритетной основе. Президиум МТВ был выбран в 2007 г. Президент и председатель телекомпании избираются на конкурсной основе.

Итак, что делают кураторы? Куратория – представитель владельца. Поэтому кураторы, во-первых, выбирают президента и председателя телекомпании (нужно получить не менее 2/3 от общего количества голосов); во-вторых, одобряют бюджет телекомпании. Каждый год венгерский Парламент решает, сколько денег из государственного бюджета должно быть выделено на содержание вещателей: МР, МТВ, и «Дунай-ТВ». Интересен тот факт, что начиная с 1974 г. радио и телевидение финансируются раздельно, у общенациональной радиокомпании (МР) и общенациональной телекомпании (МТВ) свой отдельный бюджет.

На сегодняшний момент существует четыре самостоятельных куратории: на МТВ и «Дунай-ТВ», на общественном радио и в венгерском телеграфном агентстве (официальное информационное агентство ВНР – Magyar Tavirati Iroda, MTI, далее по тексту МТИ). В трех кураториях (радио и ТВ) общий президиум состоит из 43 человек2: 20 делегатов – социалисты, 12 мест принадлежит партии «Фидес» (Fidesz3, Венгерская гражданская партия), 5 – либералам, 3 – представителям христианско-демократического союза, 3 – партии МДФ (Венгерский демократический форум). После прихода к власти правоцентристской партии «Фидес» (в апреле 2010 г. партия получила 2/3 мест в парламенте) систему кураторий ожидают изменения, которые должны быть прописаны в законе о медиа. Изменится и сам закон4. Предполагается, что количество человек в каждом президиуме сократится, кураторов будет равное количество – по 8 человек в каждом президиуме (имеем в виду только радио и ТВ), т.е. всего 24 человека. Пока в одном президиуме больше 10 человек.

За деятельностью ТВ и радио, как общественного, так и коммерческого, в стране наблюдает специальная структура – общевенгерский орган по регулированию радио и телевещанием (ORTT Országos Rádió és Televízió Testület). Он не только распределяет частоты, но и отвечает за соблюдение закона. При нем существует комитет жалоб, в который может обратиться любой человек, имеющий претензии к телеканалу или программе.

Изменение закона о медиа, ожидаемое в ближайшем будущем5, по сути, практически новый закон, создаст новую, иную ситуацию в секторе общественного вещания Венгрии как в структурном и функциональном плане, так и в системе контроля за общественным телевидением в целом.

Положение общественного ТВ в Европе: особенности программирования на МТВ в условиях конкуренции и сокращения бюджета

В соответствии с настоящим законом о медиа не менее половины ежедневного времени вещания на МТВ должно быть отдано общественным программам (public service programmes). Это условие выполняется с 2004 г. Программный комитет телеканала следит за тем, чтобы доля таких программ не только не уменьшалась, но и по возможности увеличивалась (см. табл. 1). За коммерческими телеканалами в стране остается право производить любую другую качественную продукцию, не связанную с освещением общественной жизни.

Таблица 1.

Доля общественных программ в общей сетке вещания МТВ в 2004–2009 гг. (%)

Обязательная доля в сетке вещания

2004

2005

2006

2007

2008

2009

50,0

71,0

69,0

79,0

80,0

79,9

79,0

Составлено по: Hungarian television – facts and figures, 2010. P. 3.

 

И поскольку Венгрия является членом Евросоюза, определенное количество времени должно уделяться программам, носящим характер общеевропейских. Программы европейского производства в общей сетке вещания занимают большую долю, нежели программы на венгерском языке (см. табл. 2) – в соответствии с положениями в законе о медиа касательно радио и ТВ (поправки 1997 г.), за исключением рекламы, новостей, спортивных программ, викторин и игр, не менее 30% телепрограмм (календарный месяц) должно быть венгерского производства, не менее 50% – европейского.

 

Таблица 2.

Доля европейских и венгерских программ в общей сетке вещания МТВ в 2004–2009 гг. (%)

Программы

Обязательная доля в сетке вещания

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Европейского производства

50,0

82,7

92,0

93,9

91,3

89,1

87,0

Венгерского производства

33,0

71,4

74,5

78,8

75,9

69,8

72,0

Работы независимых европейских продюсеров

10,0

38,8

40,8

32,9

37,6

51,0

33,0

Работы независимых венгерских продюсеров

7,0

26,5

23,2

25,4

28,3

32,4

25,0

Составлено по: Hungarian television – facts and figures, 2010. P. 3.

 

Все программирование МТВ (об этом отдельной строкой говорится в специально подготовленном для международной конференции по проблемам общественного вещания Input 20106 информационном буклете) построено в точном соответствии с известным девизом «Би-Би-Си» (BBC): информировать, просвещать, развлекать. В условиях растущей популярности коммерческого телевидения [общенациональные коммерческие телеканалы РТЛ (RTL club) и ТВ2 (TV2) лидируют на рынке венгерской аудитории – см. табл. 3] и бурного развития кабельного телевидения в стране (в настоящее время Венгрия переживает бум кабельных тематических каналов, многие из которых ведут свое вещание на венгерском языке7) МТВ видит главной своей задачей сохранить себя первостепенным источником новостей, а также производителем контента для повышения общего уровня культуры венгерских граждан.

 

Таблица 3.

Средняя доля аудитории венгерских телеканалов (все население в возрасте старше четырех лет) в 2000–2009 гг. (%)

Телеканал

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

М1 + М2

13,6

13,2

15,4

17,5

17,4

15,4

16,1

14,5

13,1

11,5

ТВ2 + РТЛ

67,3

65,5

62,1

59,1

56,8

55,3

52,6

49,1

45,8

42,7

Кабельные телеканалы

17,9

20,4

21,8

22,4

24,2

26,4

28,9

34,4

39,5

44,6

Видео/DVD

3,3

2,8

2,8

3,2

3,5

4,4

4,1

3,8

3,6

3,2

Составлено по: Hungarian television – facts and figures, 2010. P. 15.

 

Приспосабливаясь к фрагментации аудитории, которая, по прогнозам специалистов, в Венгрии в ближайшее время будет усиливаться, и первый, и второй каналы МТВ развивают так называемый автономный программный профиль, следуя классической европейской схеме разделения «обязанностей» первого и второго общенациональных общественных каналов8: с 2004 г. M1 специализируется на новостях, политических программах и программах, связанных с вопросами культуры (производство «культурных» программ к 2010 г. возросло на 1/3), М2 – на образовательных и научных программах. Нужно отметить, что ранее (до 2004 г.) второй канал не имел определенной информационной специализации и в содержательном плане целиком зависел от первого. Сегодня M2, имея небольшую по сравнению с M1 аудиторию (по данным 2009 г. передачи М1 ежедневно смотрят более 3,5 млн чел., М2 – более 1,5 млн9), занимается производством собственных программ и транслирует художественные фильмы, в большей степени иностранные (европейского производства), нежели венгерские, выполняя тем самым развлекательную функцию. В целом же с развлечениями и производством содержания «для досуга и отдыха» дела у МТВ обстоят не очень хорошо. Так, на первом канале в последнее время сильно сократилось количество транслируемых художественных фильмов, фильмов для детей и молодежи (подробнее динамику трансляции фильмов на МТВ в общем см. в табл. 4). Также МТВ вынуждена была ограничить время трансляции развлекательных передач (например, показывать их только в прайм-тайм), почти полностью прекратить закупку программ за рубежом (раньше журналисты МТВ посещали специальные выставки в США и Франции, где можно было приобрести пакет программ, необходимых для разнообразного наполнения телевизионного контента: документальное кино, сериалы и т. п.). Основная причина – сокращение бюджета телекомпании от 30 до 50 % в год (об этом подробнее см. ниже).              

 

Таблица 4.

Трансляция фильмов на МТВ в период 2006–2009 гг.

Категория фильмов

Производитель

2006

2007

2008

2009 (первая половина года)

Художественные фильмы

Европа

70

63

59

52

Венгрия

6

6

6

6

Документальные фильмы

Европа

48

85

63

63

Венгрия

30

6

27

26

Фильмы для детей и молодежи

Европа

54

61

67

53

Венгрия

9

7

4

4

Показательна трансляция национального документального кино (документальных сериалов) на МТВ. В 2007 г., например, транслировалось всего 6 венгерских фильмов, в то время как европейских – 85. Как объяснить такой разрыв, особенно при сравнении с другими цифрами: в 2006 г. 30 и 48, в 2009 – 26 и 63 соответственно (см. табл. 4)? В связи с сокращением бюджета телекомпании и активизацией коммерческих телеканалов в Венгрии, что в свою очередь уже привело к значительному оттоку рекламных доходов (трансляция рекламы на общественном ТВ в Венгрии разрешена, не более 12 минут в час), МТВ (как указано выше) стала испытывать трудности с производством собственных качественных программ. Что не могло не сказаться на количестве зрителей. Пытаясь сохранить свою аудиторию (чтобы поддержать статус общественного ТВ и остаться привлекательным телеканалом для рекламодателей), МТВ вынуждена разрабатывать разные стратегии и идти на разного рода риски. Так, учитывая популярность западных программ среди венгерских телезрителей, именно в 2007 г. МТВ удалось показать эксклюзивные проекты «Би-Би-Си», в том числе ряд успешных сериалов, на время практически приостановив производство своих документальных фильмов.

Интересна история с корейским сериалом о дворцовых интригах, который показывали на первом канале в прайм-тайм в 2010 г. Его уже не один раз транслировали в прошлом. Из-за недостатка средств решено было повторить трансляцию. Решение оказалось успешным – сериал смотрели почти все зрители МТВ – 10% (при общей доле зрителей М1 и М2 в 11,5%; см. табл. 3).

При этом на МТВ должно сниматься не менее 20% новых передач в год (сюда входит детское и молодежное вещание).

Также общественное телевидение испытывает серьезные трудности с трансляцией мировых спортивных событий, например чемпионата Европы по плаванию, чемпионата мира по футболу, несмотря на тот факт, что трансляция, скажем, футбольных матчей финансируется отдельной статьей из госбюджета.

Что касается трансляции чемпионата Европы по плаванию, который прошел в Венгрии в августе 2010 г., то ситуация оказалась следующей. Венгерское правительство взяло на себя обязательство транслировать этот чемпионат по общественным телеканалам. По поводу того, справится ли МТВ с этим обязательством, в правительстве шли ожесточенные дискуссии. Основной проблемой, которая препятствовала трансляции, прежде всего называли отсутствие необходимых финансовых средств (из стран Евросоюза Венгрия больше всех пострадала от финансового кризиса). Международная федерация по плаванию, в свою очередь, дала понять, что если венгерское ТВ не в состоянии транслировать чемпионат из Будапешта, то она передаст права трансляции другому европейскому городу. Нелегким образом было принято решение транслировать чемпионат из Будапешта по M1.

Из-за финансовых трудностей МТВ чуть было не лишилась прав транслировать чемпионат мира по футболу, который проходил в июне 2010 г. в Южной Африке. Телекомпания не смогла в определенное время заплатить за право трансляции, в связи с чем возникло намерение продать эти права другим телеканалам. Был даже объявлен конкурс: кто больше предложит. В итоге владельцы трансляции «оставили» чемпионат за МТВ с условием, что телекомпания будет выплачивать необходимую сумму из своих будущих рекламных доходов, т. е. дали телекомпании возможность платить в рассрочку. Стоит отметить, что МТВ, начиная с 2000 г., уже не раз теряла права трансляции мировых спортивных событий: автогонок «Формулы-1», состязаний футбольной Лиги чемпионов, матчей венгерской национальной сборной по футболу.

Обращаем внимание, что в 2010 г. по инициативе венгерского правительства бюджет МТВ был урезан вдвое – на 50%10. Это событие было названо беспрецедентным за всю историю существования общественного телевидения в стране, несмотря на тот факт, что за последние 13 лет телекомпания вынуждена постоянно сокращать штаты журналистов и других служащих. До последнего времени руководство телекомпании следовало выбранной в 2005 г. стратегии по рационализации использования человеческих ресурсов (своего рода стратегия искусственного отбора: на общественном общенациональном телеканале должны были работать лучшие кадры: мотивированные, хорошо обученные и т.д.). Сегодня же увольнение, возможно, считается единственной мерой сохранить телекомпанию. Комментировать такое решение венгерского правительства (тотальное сокращению бюджета МТВ) можно с учетом в полной мере ухудшившегося экономического положения Венгрии и накаленной политической ситуации в стране, связанной с результатом недавних парламентских выборов. «…Рядовые венгры полностью разочаровались в политике социалистов и не простили им ошибок. Меры правительства по выходу из экономического кризиса, заставившие население затянуть потуже пояса, больно ударили по бюджету каждой семьи. Венгры лишились многих видов социальной поддержки – уменьшились пенсии, сократились размеры семейных пособий и помощи по уходу за детьми, выросли налоги. Страну стало все чаще лихорадить, а массовые митинги протеста стали практически каждодневным явлением.

В результате растущей критики в адрес правительства, забастовок и уличных беспорядков принял решение еще до выборов уйти в отставку глава правительства и партийный лидер Ференц Дюрчань. Поиск нового премьера затянулся, поскольку даже самые опытные кандидаты – известные экономисты и бизнесмены, получившие предложение возглавить кризисный кабинет, сомневались в возможностях безболезненного выхода из экономического тупика… Известный бизнесмен Гордон Байнаи, рискнувший немногим более года назад занять опустевшее премьерское кресло и предложивший программу кардинальных мер по сохранению государственной казны, сумел несколько стабилизировать ситуацию в венгерской экономике и предотвратить финансовый крах, получив поддержку МВФ и Всемирного банка. И все же техническое правительство не смогло остановить рост цен и налогов, разорение предприятий, растущую безработицу, достигшую рекордных масштабов. Весной этого года в стране с населением в 10 миллионов человек насчитывалось около полумиллиона безработных. К тому же в последние месяцы страну потрясли небывалые коррупционные скандалы, в которых оказались замешаны представители правящей партии [социалисты. – Прим авт.]…»11.

В целом в период с 1996 по 2009 гг. состав активно работающих на МТВ сократился с 3 369 до 1 635 человек12.

Такое положение венгерской общественной телевизионной компании среди других европейских теле-, радиовещательных корпораций, увы, не исключительное. По данным Европейского вещательного союза (European broadcasting union13) во всех европейских странах в настоящее время происходит тотальное сокращение государственного бюджета для сектора общественного вещания. Хуже всех финансирование общественного ТВ происходит в Литве14. За неделю литовское ТВ тратит столько же, сколько германская АРД (ARD) за один субботний вечер. В случае с Венгрией – решение венгерского Парламента в кризисный 2009 г. сократить финансирование МТВ на 30% было встречено публичным протестом со стороны Европейского вещательного союза. Деньги из государственной казны, по сути, единственный способ сохранить в стране общественное ТВ – и МТВ, и «Дунай-ТВ». Абонентская плата за доступ к общественным каналам, которая взимается с домовладений, в Венгрии, в отличие от других вещателей в Центральном и Восточно-европейском регионе, с 2002 г. отменена (по другим данным, существует номинально). Начиная с 2007 г. платят только владельцы коммерческих предприятий (гостиниц, баров и т.п.). На серьезные доходы от рекламы, которые могли бы окупать содержание здания и студий и производство программ, как уже говорилось выше, бывшему монополисту рассчитывать не приходится. Возможность создания дуальной системы вещания по образцу западноевропейских стран, которую предоставил венгерскому обществу закон о медиа 1996 г., привела к тому, что государственное телевидение стало называться общественным (при этом телекомпания МТВ действительно взялась выполнять обязанности общественного вещателя) и на венгерском медиарынке появились (в 1997 г.) успешные коммерческие вещатели (эфирные телеканалы): ТВ2 (принадлежит европейскому консорциуму MTM-SBS: Scandinavian Broadcasting System – 49%, MTM Kommunicacios Rt. – 38,5% и Tele München GmbH – 12,5%) и РТЛ-клуб (49% принадлежит RTL Group, 25% – Magyar Távközlési, 20% – Grundy International Holdings и 6% – Raffeisen Unic Bank15), которые, судя по положению дел с общественным ТВ в Европе, навсегда разбили монополию МТВ своими информационными программами, а также показом мыльных опер и различных шоу наподобие «Мы ищем таланты»16.

На что кроме абонентской платы, правительственных грантов, рекламы, спонсорской помощи могут рассчитывать общественные вещатели? Из бюджета Евросоюза на функционирование общественных медиакомпаний (или общественных медиа, в западной терминологии public media), включая общественное телевидение, выделяется 22 млн евро в год. Однако эти средства между странами Евросоюза распределяются не одинаково. Так, 8 из 22 млн евро получила Германия, 4 – Великобритания, за ними следуют Италия, Франция и другие страны17. По мнению экспертов18, сколько какой стране выделить денег – это в большей степени политическая воля, нежели экономический расчет.

Будни общественного вещателя в Центрально-восточной Европе: опыт и практика МТВ

Несмотря на экстремальные условия, в которых находится МТВ последние несколько лет: политическое давление, постоянная угроза банкротства19, потеря аудитории, телекомпании удается выполнять задачи общественного вещателя. МТВ производит и транслирует программы для национальных и религиозных меньшинств, живущих на территории Венгрии, а также и для венгров (венгерских меньшинств), проживающих в других странах. Со времени падения Берлинской стены и так называемой смены режима в 1989 г. количество телепередач на венгерском общественном ТВ, посвященных вопросам религии, увеличилось более чем в четыре раза. В 2007 г. МТВ занимала пятое место среди других общественных телекомпаний Европы по количеству таких программ, переданных в эфир.

МТВ вещает для 13 национальных меньшинств: хорватского [программа «Хорватская хроника» (Hrvatska Kronika) с субтитрами на венгерском], немецкого [программа «Наш экран» (Unser Bildschirm) существует с 1978 г.], венгерских цыган [«Цыганский журнал» (Roma magazin)], сербов [«Сербский Экран» (Srpski ekran)], словаков [«Домовина» (Domovina)] – еженедельно и словенцев [«Словенские впечатления» (Slovenski utrinki)] – раз в две недели. Программа «Рондо» (Rondo), посвященная жизни болгар, греков, поляков, армян и украинцев, выбравших Венгрию своим домом, выходит два раза в месяц. В соответствии с требованием законодательства для этой программы МТВ готовит субтитры на языке каждого из этих меньшинств. О том, какие меньшинства проживают на территории Венгрии сегодня, об их традициях, культуре, искусстве, повседневной жизни рассказывается в программе «Вместе» (Együtt). Ежедневный «Карпатский Экспресс» (Carpathian Express) повествует о жизни венгров, живущих за границей, и на сегодняшний день насчитывает уже 1 200 вышедших серий. В этих сериях репортажи из Трансильвании, Высокогорья, подножья Карпат. Также «Экпресс» предоставляет зрителям информацию о том, что происходит в политике и экономике стран Центрально-восточной Европы. Телевизионный журнал «Пассаж» (The Passage) – для всех наций, живущих в карпатском бассейне.

Задач у общественного вещателя много. Это не только поддержка солидарности и толерантности среди граждан своей страны и представителей других государств, укрепление национальной идентичности, аутентичное отображение социальных проблем и ответственность за показанное, задача общественного вещателя – в равной степени «информационно наполнить» жизнь каждого гражданина: обеспечить его сбалансированной информацией, дать полное представление о том, что происходит в стране и за рубежом.

Так, калейдоскоп новостных и общественно-политических программ на МТВ в настоящее время выглядит следующим образом.

Самые популярные на МТВ – новости Hiradó (News), в будние дни ежедневно журналисты готовят 11 выпусков, в выходные – 5 выпусков в день. Наибольшую аудиторию собирают вечерние новости. В целом Hiradó – лидер по количеству зрителей. Собкоры работают в Брюсселе и Нью-Йорке.

В сетке вечернего вещания имеет место одноименная ежедневная программа «Вечер» – Az Este (The Evening), в прямом эфире которой выступают представители политической и экономической элиты страны; чаще всего эта передача строится в форме эксклюзивного интервью.

Репортажи из-за рубежа и горячих точек представлены в старейшей на венгерском телевидении еженедельной политической программе «Панорама» (Panoráma). Съемочная группа «Панорамы» не раз становилась лауреатом национальных и зарубежных премий за лучший репортаж.

В среде венгерских интеллектуалов популярна воскресная телепередача «Свобода слова» (A Szólás Szabadsága). Она построена в форме дискуссии. Приглашенные в студию гости высказывают свое мнение о происходящих во внешней и внутренней политике процессах, научной жизни, социальных проблемах. К сожалению, с сентября 2010 г. «Свободы слова» на телеэкранах не будет: по решению руководства МТВ после летних каникул выпуски программы не возобновятся.

Зрители среднего возраста очень любят смотреть еженедельный «Голубой свет» (Kékfény) – аналог российской «Дежурной части», предоставляющий криминальные новости и рассказывающий о разного рода происшествиях.

Информацией из первых рук о работе правительства, изменениях в законодательстве (поправки, новые положения и т. п.) аудиторию обеспечивает еженедельный «Парламентский дневник» (Parlamenti Napló). Для участия в программе приглашаются министры и известные политики.

Венгерские регионы (шесть регионов) обеспечивают информацией ежедневные «Региональные новости» (Körzeti Hiradók) и еженедельная программа «Региональный журнал» (Körzeti Magazinok).

Также на общественном венгерском телевидении имеют место специальные программы, посвященные выборам: и выборам в парламент, и выборам в местные органы власти, внутрипартийным перестановкам.

Среди общеобразовательных и культурных программ, которые готовились на МТВ в последнее время (2008–2009, 2009–2010) особенно стоит выделить Nyugat 100 series (2008) – 100 серий, посвященных самому яркому в венгерской истории литературному журналу «Нюгат». Сериал, в котором приняли участие известные писатели, артисты, представители академической сферы, был снят к 100-летию со дня основания журнала. И документальный сериал об истории Венгрии Magyarország története (2009–2010), состоящий из 46 серий.

Также МТВ транслирует театральные постановки (и программы о театре), концерты в записи и «вживую» (программа MTV Hangerő, 2008), классические и современные стихи в исполнении эстрадных звезд и молодых артистов, частично записанные (в качестве эксперимента, что соответствует духу времени) на мобильный телефон (программа MobiVers).

Развлекательные программы у венгерского общественного вещателя также носят просветительский характер (понятно, что не все, конечно). В плане так называемого эдъютейнмента (edutainment), построенного по принципу «образовывайся, развлекаясь» (education+entertainment), и удовлетворения запросов аудитории очень успешной оказалась программа «По вашей просьбе» (Önök kertek!). В эту программу зрители отправляют заявки – пишут о том, что бы они хотели посмотреть, а коллектив программы выполняет их пожелания, извлекая из архивов МТВ подходящие записи, или снимает так называемые репортажи по заказу. Например, поступила заявка от телезрителя, что он хочет увидеть концерт Райкина – нужно найти выступления некогда самого популярного в Советском Союзе эстрадного артиста.

МТВ регулярно сотрудничает с локальными венгерскими телестанциями (также общественными структурами) в Сербии, Румынии, Словакии, Прикарпатье. Обмен материалами происходит на бесплатной основе, по схеме бартера. Очень много значат личные контакты между журналистами. Здесь правомерно может возникнуть вопрос о целесообразности создания общей вещательной структуры в регионе. Действительно, такая идея имела место.

Венгрия входит в состав Вышеградской четверки (V4)20. В 2002 г. на уровне правительств стран – членов Вышеградской группы (помимо Венгрии членами альянса являются Польша, Чехия и Словакия) обсуждался вопрос о создании общего для этих стран регионального канала. Увы, политически согласованный вопрос никак не мог быть решен экономически: создание такого канала требовало больших финансовых средств и каждая страна должна была вносить свою долю. Распределение этих долей, а в связи с тем, что у каждой из стран альянса хоть и небольшие, но разные географические медиарынки, вызвало разногласия. От идеи пришлось отказаться.

В 2010 г. Венгрия должна перейти на цифровое телевидение. Согласно опросу, проведенному в 2006 г., трое из десяти опрошенных венгров не мыслят своей жизни без телевидения, 98% имеют у себя дома телеприемник. По статистике 2004 г. обычный венгр в среднем проводил 33 часа в неделю перед телеэкраном21. Что ждет общественных вещателей в новых условиях дигитализации? Какие перспективы у МТВ? Как реагирует аудитория на попытки общественных телеканалов в Европе разнообразить свои услуги, оставаясь при этом социальным навигатором?

Для конференции Input 2010 (см. выше) специальная служба МТВ, отвечающая за измерение аудитории каналов общественного вещания, провела опрос венгерских граждан (в основном молодежь и люди среднего возраста) с целью выяснить, каким образом они потребляют телевизионные продукты. Оказалось, что самый распространенный ответ это: 1) не смотрю ТВ, читаю новости онлайн; также выяснилось, что 2) возросло количество зрителей, смотрящих культурные программы на ТВ; немало и таких, кто 3) предпочитает программы, в которых присутствует анимация22. Таким образом, у общественных вещателей должна оставаться надежда, что их услуги будут востребованными. Хотя, как говорят некоторые западные эксперты: «Public service is something which is not good defined»23.

 


  1. Для обозначения первого и второго каналов МТВ возможен также вариант МТВ1 и МТВ2.
  2. Данные на апрель 2010 г.
  3. Fiatal Demokraták Szövetsége – Альянс молодых демократов. Так называлась партия со времени своего основания в 1988 г. до середины 1990 гг. Неудачные для Fidesz выборы 1994 г. привели к смене партийной риторики. В 1995 г. партия переименовалась в Венгерский гражданский союз/партию – Hungarian Civic Party / Union (Magyar Polgári Párt), сохранив при этом прежнюю аббревиатуру.
  4. Пока деятельность ТВ и радио в Венгрии регулируется законом о медиа, принятым в 1996 г. (не путать с законом о СМИ 1985 г., которого уже нет). По сути, этот закон распространяется на все, что происходит в венгерском медиасекторе: законом о медиа регулируется реклама, в соответствии с ним выделяются вещателям необходимые частоты, закон несет в себе элементы антимонопольного законодательства и т. д. Как минимум, «Фидес» планирует изменить четыре закона, среди которых закон о выборах, закон о местном самоуправлении, закон о средствах массовой информации и закон о двойном гражданстве для этнических венгров, проживающих за пределами Венгрии.
  5. К моменту выхода данной статьи новый закон о медиа уже вступил в силу. – Прим. авт.
  6. The International Public Television Screening Conference. (Budapest, 2010).
  7. Самый простой пакет услуг кабельного оператора (10, 12 различных телеканалов) стоит 2 000 форинтов. По европейским меркам сумма эта очень небольшая. Поэтому в целом у обычного венгра есть возможность смотреть интересующие его телевизионные программы, не привязываясь к вещанию общенациональных телеканалов. Дорогой пакет кабельных программ стоит от 5 000 форинтов. – Прим. авт.
  8. Можно сказать, что в тех европейских странах, где существуют давние и сильные традиции общественного вещания (Финляндия, Швеция, например), принято разделять производимый каналами общественных теле-, радиокорпораций контент на две большие группы: одни производят новостные и общественно-политические программы, другие образовательные и научно-популярные и т.д.
  9. Более точно: М1 – 3 720 596, М2 – 1 748 690 человек. Данные предоставлены AGB Nielsen, Hungary по Hungarian Television – facts and figures, 2010. P. 16.
  10. Hungarian Television – facts and figures. Budapest, 2010. P. 19. Имеются также данные, что бюджет был сокращен на 30, а не на 50% (из личной беседы автора с венгерскими журналистами).
  11. Цит. по: Венгрия уходи вправо // http://www.ekhoplanet.ru/world_500_6523.
  12. Hungarian Television – facts and figures. Budapest, 2010. P. 17.
  13. В союз входят все общественные вещатели Европы. Подробнее о Европейском вещательном союзе и его членах см. на официальном сайте союза http://www.ebu.ch.
  14. По материалам международной конференции INPUT 2010. Budapest,. 2010. May.
  15. Данные 2009 г. http://www.wieninternational.at/en/node/12327.
  16. Private channels ahead of public ones // http://www.wieninternational.at/en/node/12327.
  17. По материалам международной конференции INPUT 2010. Budapest. 2010. May.
  18. Ibid.
  19. Одним из следствий недостатка финансирования – у телекомпании не возобновлен контракт с мировым агентством новостей «Рейтер». Также у МТВ имеются долги перед МТИ, хотя национальное агентство, как и МТВ, финансируется из госбюджета. Однако по закону о медиа телекомпания должна выплачивать информагентству определенную сумму за услуги.
  20. Подробнее об альянсе см.: http://www.visegradgroup.eu.
  21. Статистические данные из Европейского центра журналистики // http:// www.ejc.net.
  22. По материалам международной конференции INPUT 2010. Budapest. 2010. May.
  23. Общественная услуга – это нечто важное, что пока должным образом не определено.