В Германии идея создания радио совпала по времени с периодом экономического и политического хаоса в стране, однако уже в середине 20-х годов радиовещание постепенно вошло в повседневную жизнь населения Веймарской республики. До 1923 года исключительное право приема имели правительственные почтово-телеграфные учреждения и клубы радиолюбителей, у которых было на это специальное разрешение, так что история радио как средства массовой информации начинается в Германии с 1923 года, когда 29 октября началось регулярное радиовещание. Первый выход в эфир напоминал пока еще обычную телефонную связь, хотя технически это была беспроводная трансляция. Программа передавалась из Берлина из здания Vox- Концерна на средних волнах. Один из первых радиодикторов Альфред Браун вспоминает: «У нас не было своей радиостанции, это была практически радиоточка, размещенная на третьем этаже большого торгового здания, где находились по соседству адвокатские конторы, всевозможные представительства, агентства и различные фирмы. У нас были свои дикторы, хор, оркестр. Так, поначалу, чтобы добиться желаемого эффекта звучания при трансляции, пришлось расставить музыкантов в фойе и на лестнице здания. Радиослушатель и предположить себе не мог, каким хитроумным и в то же время простым способом было достигнуто желаемое крещендо»(Bierbach.1989. 81).
Затея с радио не внушала сначала особого доверия. Временно оборудованная студия, передатчик мощностью 1 киловатт, отсутствие массового радиослушателя, поскольку фабричных приемных аппаратов на рынке еще не было - по этим причинам сложно было поверить, что вскоре радиовещание станет одним из основных средств массовой информации. Тем не менее 11 апреля 1923 года начал издаваться первый немецкий журнал, посвященный радио и имеющий одноименное название. До 1926 года для пользования радиоприемником надлежало сдать экзамен по радиотехнике и уплатить высокую пошлину, поэтому появились нелегальные слушатели, применявшие самостоятельно изготовленные детекторные приемники с наушниками.
После отмены ограничений и запретов даже не имеющие высокого достатка немцы стали покупать в рассрочку радиоприемники, так что число слушателей стремительно росло. К концу 1924 года владельцы зарегистрировали (в целях государственной безопасности регистрация была необходимым условием) около 10 тысяч радиоприемников, в 1929 - 2,5 млн, в октябре 1931 - 3,7 млн, к концу Веймарской республики это число приблизилось к 5 млн. Радиослушателей, естественно, было больше, чем приемников, получивших доступ в жилые кухни и крестьянские избы, - фактически радио слушала почти вся страна, хотя большая часть слушателей концентрировалась в крупных городах. В 1928 году Министерство почты распространило сведения, что 4/5 радиослушателей живет в 21 городе, где находятся передатчик или трансляционная станция. 35,4% всей радиоаудитории составили промыленники, 28,9% - лица, занятые в торговой и транспортной сфере, 17,6 - люди свободных профессий, 8,9% - школьники и студенты.
В конце 20-х годов вошли в быт громкоговорители, радиофицировались митинги, благодаря применению уличных репродукторов, которые впоследствии активно будут эксплуатироваться нацистской партией.
Радиовещание в период Веймарской республики, как и почти во всей Европе, было государственным и находилось под руководством Почтового Министерства. Хотя все 9 вещательных корпораций формально не подчинялись правительству, в каждом оно обеспечило себе контрольный пакет акций, а цензура вправе была запретить любую программу или ее часть. Правительственные сообщения вступали в силу после их обнародования по радио.
В середине 20-х годов между двумя ведомствами велись бурные дискуссии о политическом статусе радио.«Отец германского радио», государственный секретарь Почтового Министерства, Ганс Бредов, настаивал на аполитичности нового средства массовой информации. Он был убежден, что политическое вмешательство означает крах радио, которое станет яблоком раздора партий, если только посвятит себя политическим корреспонденциям. Совершенно иных взглядов придерживался советник министерства внутренних дел доктор Курт Хаентцшель, определяющий радио не только как фактор культуры, но как СМИ, имеющее огромное политическое значение. Хаентцшель не хотел исключать политику из радиопрограмм, выступал за то, чтобы сделать радио резонатором политической борьбы при сохранении его партийно-политического нейтралитета посредством представления различных точек зрения. Концепция эта принята не была, и когда радио все же стало политическим, оно превратилось в орудие правительственных деклараций. В Веймарское же время радио было инструментом воспитания и культуры, радиопрограммы носили в основном познавательный и развлекательный характер. Лекции и доклады на узкоспециальные темы и темы общего интереса (гигиена, астрономия и т.д), музыкальные передачи, концерты, биржевые новости и детские передачи, радиопьесы и театральные постановки предлагались слушателям.
Правительства почти не использовали свои позиции на радио для борьбы с фашистской угрозой, и этот факт оказался роковой ошибкой для судьбы радио и всего государства.