Зайцев Евгений Борисович
В 2003 г. медиагруппа "Чайна Дэйли" (China Daily Newspaper Group) сохраняла свои позиции в качестве ведущего англоязычного информационного ресурса правительства КНР.
В состав группы в настоящее время входят семь печатных изданий, в том числе две газеты - "Чайна Дэйли" (China Daily, print edition) и гонконгская версия "Чайна Дэйли" (China Daily, HK edition), пять еженедельников - "Бизнес уикли" (Business Weekly), "Шанхай Стар" (Shanghai Star), "21-й век" (21st Century), "Бэйцзин уикэнд" (Beijing weekend), информационное издание "Вести из Китая" (Reports from China). Все печатные издания имеют интернет-версии. В составе группы функционируют четыре территориальных бюро: восточное, южное, северо-восточное и северо-западное.
Свою историю медиагруппа отсчитывает с 1 июня 1981 г., когда была создана "Чайна Дэйли" - первая и единственная общенациональная англоязычная ежедневная газета за весь период существования Китайской Народной Республики. С мая 1994 г. стала также выходить электронная версия "Чайна Дэйли", которая стала первой национальной интернет-газетой. Веб-сайт "Чайна Дэйли" (Chinadaily.com.cn), первый новостной сайт КНР, создан в декабре 1995 г. На нем представлены интернет-версии всех изданий медиагруппы, а также дополнительные материалы новостного, развлекательного и образовательного характера на английском и китайском языках.
В процентном отношении за пределами Китая читатели газеты распределяются следующим образом: сотрудники фирм и учреждений, имеющих с Китаем производственные и финансовые связи - 54%, правительственные учреждения - 16%, экспортно-импортные организации - 13%, издательские и журналистские организации - 4%, прочие - 13%.
Читательская аудитория "Чайна Дэйли" в Китае: сотрудники правительственных учреждений - 23%, иностранные компании и фирмы - 23%, китайские компании и фирмы - 30%, работники науки и образования - 6%, сотрудники посольств, иностранных СМИ - 9%, прочие - 6%.
Еженедельник "Бизнес уикли" (Business weekly) вначале выходил в качестве воскресного приложения к газете "Чайна Дэйли". В январе 2001 г. он был преобразован в относительно независимое издание, которое, оставаясь в структуре медиагруппы, имеет собственную систему распространения в Китае и за рубежом. А с апреля 2003 г . "Бизнес уикли" переименован в "Чайна бизнес уикли" (China Business Weekly). Главный редактор еженедельника Лю Шинань (Liu Shinan) подчеркнул, что "новый брэнд должен поставить в центр внимания экономику именно Китая, чтобы иностранным читателям было легче узнать нашу газету". Еженедельник печатается во всех крупных городах Китая, а также в Гонконге и Нью-Йорке.
В 2003 г. дальнейшее развитие получила тенденция коммерциализации веб-сайта "Чайна Дэйли".
В частности, посетителям сайта предлагается фундаментальный справочник "Структура государственных учреждений провинций КНР в 2003 г." (PRC DIRECTORY JF PROVINCIAL GOVERMENTS). Стоимость - 830 юаней (100 долларов США). Издание осуществлено "Чайна Дэйли" совместно с одним из лидеров в области использования веб-технологий, американской компанией Able Consulting, Inc. при поддержке китайских филиалов крупных иностранных компаний: ABB (China), FAW-Volkswagen Automotive Company, Nokia (China) Investment, Co., Shanghai General Motors, Co.
Предоставляют платные профильные услуги: рекламный центр "Чайна Дэйли" (China Daily Advertising Centre), Служба доставки печатной версии газеты по электронной почте ( China Daily Digital Delivery), образовательный Центр (Beijing 21st Century Times Education Centre), созданный "Чайна Дэйли" совместно с издательской группой Таймс (Times Publishing Group), консалтинговая онлайновая служба по торговым маркам и патентам ("China Trademark & Patent Online"), объединяющая ряд китайских фирм, Шанхайский центр переводов, являющийся структурным подразделением медиагруппы.
Основным источником коммерческой информации является подраздел веб-сайта "Деловой Китай" (BizChina, Bisiness Daily Update), действующий под эгидой информационной компании "Чайна Дэйли" (China Daily Information Company). Подписчикам предлагается информация по следующим категориям: макроэкономика, информационные технологии, автопромышленность, легкая промышленность, энергетика и добывающая промышленность, образование и человеческие ресурсы, кредиты и финансы, медицина, химия, туризм, культура и СМИ, проекты, строительство, окружающая среда, сельское хозяйство, машиностроение, транспорт, статистика. Стоимость подписки на одну категорию - 300 долларов США, общей - 1900 долларов США в год.
С 14 октября 2002 г. "Чайна Дэйли" предоставляет новую услугу - China Daily Digital Delivery - получение печатной версии газеты по электронной почте. Этим способом уже распространяются многие ведущие издания: "Нью-Йорк таймс", "Интернэшнл геральд трибьюн", "Бостон глоуб", "Ле монд", "Санди таймс". Эта услуга является разработкой американской инновационной компании News Stand, работающей в сфере электронной коммерции (e-commerce) и обладающей запатентованной технологией доставки через интернет различных изданий в традиционном печатном формате. Один из основных инвесторов - "Нью-Йорк таймс".
Президент News Stand Кит Вебстер (Kit Webster) подчеркивает, что его "компания инвестировала миллионы долларов в оборудование для того, чтобы предоставить издателям кардинально новую возможность достичь успеха в конкуренции в условиях меняющегося Интернет-рынка" и отмечает, что "цифровые экземпляры "Чайна Дэйли" послужат великолепным исследовательским инструментом для любой корпорации, которая уже ведет дела с Китаем или же планирует выйти на этот богатый и полный возможностей рынок. Своевременная цифровая доставка - это последние новости и ряд преимуществ, в том числе поиск по ключевым словам и отслеживание интересующих тем. В выигрыше окажутся и те, кто не имеет возможности регулярно и своевременно получать печатные экземпляры газеты. Способ электронной доставки дает издателям возможность эффективно распространять свою продукцию без затрат на бумагу, печать и почтовую рассылку".
Следует отметить, что в 2003 г., наряду с дальнейшим развитием коммерческой составляющей, на веб-сайте были представлены две новые темы, несущие информационно-пропагандистскую нагрузку: "Китайская культура" и "Празднование 5000 лет китайской цивилизации".
Таким образом, в качестве основной тенденции развития крупнейшего англоязычного печатного и интернет-ресурса КНР медигруппы "Чайна Дэйли" в 2003 г. следует отметить продолжение кампании по "рационализации СМИ". Эта кампания была начата в 1996 г. с целью достичь оптимального соотношения между эффективностью пропаганды и экономической эффективностью. Медийные конгломераты западного образца, одним из которых является "Чайна Дэйли", рассматриваются как способ совершенствования партийного контроля над прессой и как предприятия для извлечения прибыли, в том числе для финансирования важных, социальных и культурных проектов некоммерческого характера.
По утверждению главного редактора газеты "Чайна Дэйли" Чжу Инхуана, медиагруппа стала полностью самоокупаемой структурой. В планах редакции - значительное увеличение числа полос газеты и материалов собственных авторов. Он также отметил, что "процесс политических и экономических реформ в стране затрагивает и медийную сферу. Иностранные инвестиции, конечно, приветствуются. Однако в ближайшее время возможность какого-либо участия иностранного капитала в качестве собственника китайских СМИ исключена".