Languages

You are here

«М-зона» в системе коммуникации: китайская перспектива

Научные исследования: 

‘M-zone’ in the communication system: Chinese perspective

Ван Чжунминь
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Van Chjunmin
Ph D student at the sub-department of foreign journalism and literature (Department of journalism, MSU)

Аннотация
Автор статьи освещает проблемы и перспективы развития мобильной связи, которая становится новой формой коммуникации, оказывающей заметное влияние на развитие СМИ в Китае.
Ключевые слова: мобильный телефон, мобильный интернет, SMS, WAP, газета в мобильном телефоне, телевидение в мобильном телефоне.

Abstracts
The author of the article highlights the problems and the prospects of mobile network development. Mobile phones provide a new form of communication, which has a great impact on the development of mass media in China.
Key words: mobile phone, mobile Internet, SMS, WAP, mobile newspaper, mobile TV.

Мобильный телефон внес свежую струю в область массовых коммуникаций, появилось даже такое понятие как «М-зона». В Китае он стал неотъемлемым атрибутом коммуникации, как на уровне межличностного общения, так и на уровне массовой информации. По данным Министерства информационной индустрии КНР, годовое производство мобильных телефонов в стране достигло 400 млн штук. Китай стал самым крупным рынком по производству и использованию мобильных телефонов. С распространением мобильных телефонов связано не только широкое применение таких новых технологий, как MMS (служба обмена мультимедийными сообщениями) и WAP (протокол беспроводных приложений), но и подключение к интернету, передача коммерческой информации и чтение газет, а также просмотр телепередач.

Мобильный телефон становится серьезным дополнением к традиционным средствам массовой информации. 18 июля 2004 г . газета «Чжунго фунюйбао» («Китайская женщина») выпустила первую газету для мобильной телефонной связи. Некоторые крупные издания Пекина, Гуанчжоу и Чунцина стали выпускать аналогичные мобильные газеты, а ряд медиаэкспертов объявил сотовые телефоны «пятым СМИ» после печати, радиовещания, телевидения и интернета.

Динамика развития индустрии мобильной связи в Китае

В августе 2006 г . количество владельцев мобильных телефонов достигло 437 млн человек, охват абонентов составил 32,7% населения страны. Для сравнения, число владельцев стационарных телефонов достигло 367 млн, охват аудитории – 28,0%1.

Следует отметить, что в крупных китайских городах популярность мобильного телефона гораздо выше, чем в среднем по стране. В таких крупных городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу во многих семьях почти у каждого есть собственный мобильный телефон, охват абонентов сотовой связи достиг 100%2.

Сервис SMS в Китае как и во всем мире стал важным явлением в сфере коммуникаций. В 2005 г . в стране было отправлено около 300 млрд SMS -сообщений, что принесло доход в размере примерно 4 млрд долл. А на август 2006 г . число отправленных SMS достигло 304,65 млрд3.

Бурный рост китайского рынка сотовой связи все больше привлекает иностранных инвесторов. Нынешний уровень проникновения превысил 20%, и потенциал рынка еще не исчерпан. Крупнейший в мире оператор сотовой связи «Водафон» ( Vodafone ) намерен инвестировать в китайскую компанию «Чайна Мобайл» ( China Mobile ) 2,5 млрд долл.

Быстрое расширение масштабов использования услуг мобильной связи в КНР обусловлено обострением конкуренции между основными фирмами-операторами, внедрением в начале 2000 г . системы предварительной оплаты услуг ( pre - paid – тарифы), а также острой конкуренцией между действующими в КНР мировыми производителями мобильных телефонов, прежде всего «Нокиа» ( Nokia ), «Моторола» ( Motorola ) и «Сони-Эриксон» ( Sony - Ericsson ).

Присоединение Китая к ВТО дает благоприятный коммерческий шанс для многих предприятий, работающих в сфере IT -индустрии. Компания «Моторола» уже вложила 3,4 млрд долл. в Китай и, в частности, 3 млрд долл. в город Тяньцзинь, один из основных производственных центров компании, где создан крупнейший в стране центр по производству чипов для полупроводников. С целью сохранения своего лидирующего положения в Китае в области инвестирования компанией планируется создание еще одного подобного центра, а также Центра по делам с Азией. «Нокиа» занимает наиболее прочные позиции на китайском рынке мобильных телефонных аппаратов (20% объема продаж), а «Сони-Эриксон» лидирует на рынке систем мобильной связи. Обе компании испытывают острую конкуренцию со стороны 14 китайских поставщиков мобильных телефонов (для сравнения: в 1998 г . выпуск этой продукции осуществляли лишь две-три национальные компании). В отличие от фирм КНР, «Нокиа» и «Сони-Эриксон» располагают развитой сетью сбыта, что усиливает их конкурентные преимущества на китайском рынке.

Однако основными игроками на рынке связи являются китайские компании «Чайна Мобайл» и «Чайна Юником» ( China Unicom ).

Компания «Чайна Мобайл» созданная в апреле 2000 г . и подчиняющаяся напрямую ЦК КПК, обеспечивает мобильную связь в стандарте GSM в 31 провинции и автономных округах Китая, ее базовые станции располагаются также в Гонконге. Эта компания занимает первое место в мире по разветвленности сети и числу клиентов. В 2005 г . рыночная стоимость её активов составила 110 млрд долл., благодаря чему она стала крупнейшей телекоммуникационной компанией в Азии. Она сотрудничает с 271 компанией в 206 странах ( GSM ) и с 93 компаниями в 101 стране ( CDMA ). Рыночная стоимость компании равняется 110 млрд долл. «Чайна Мобайл» вышла на четвертое место после компании «Майкрософт» ( Microsoft ), «Дженерал моторс» ( General Motors ), «Кока-кола» ( Coca - cola ). Стоимость бренда «Чайна Мобайл» составляет 39,2 млрд долл.

«Чайна Мобайл» вместе с правительственными органами выступила с инициативой создания интернационального «Форума TD - SCDMA », цель которого – организационно-финансовое и аппаратно-программное обеспечение дальнейшего развития системы мобильной связи в стране. В состав «Форума» входят крупные китайские компании, а также видные представители иностранных компаний. Управляющим органом «Форума» выступает Комитет китайской ассоциации мобильной связи (СМАС). Создание «Форума» направлено на ускорение разработки и внедрения китайского стандарта связи 3-го поколения TD - SCDMA . По планам, уже в 2007 г . в продажу поступят первые телефоны этого стандарта. Кроме того, «Чайна Мобайл» также заявляет о своих намерениях удвоить расходы на разработку и установку систем беспроводного обмена данными в стандарте GPRS .

«Чайна Мобайл» и «Чайна Юником» делят между собой практически весь национальный рынок.

Компания «Чайна Юником» была создана в декабре 2001 г ., она предоставляет комплексные услуги мобильной связи (международная мобильная связь, цифровая связь, мобильный интернет). Компания предоставляет услуги мобильной связи двух стандартов - GSM и CDMA. Услугами компании «Чайна Юником» пользуются 34,5% всех пользователей сотовой связи в Китае4. При этом она сотрудничает с 248 компаниями в 118 странах ( GSM ) и с 18 компаниями в 15 странах (CDMA)5. Зона покрытия компании охватывает 100% территории КНР. В течение 2005 г . общий объем чистой прибыли составил 4 млрд долл.6

Мобильный телефон и интернет

Мобильный телефон оказывает сильное влияние на повседневную жизнь людей, в особенности на изменение традиционных способов общения.
По мнению заместителя директора Института журналистики Университета «Цинхуа» Сюн Чэнъюя, с мобильным телефоном связан особый образ жизни. Расширяя сферы влияния, мобильный телефон меняет нашу жизнь.

В первую очередь это проявляется в возможностях мобильного интернета, который гарантирует более простое и удобное управление ресурсами общества. С появлением мобильного интернета человечество вступает в эпоху информационного общества и цифровой экономики.

Появлению мобильного интернета способствовали миниатюризация терминального оборудования, удешевление услуг сотовой связи, расширение информационных ресурсов Сети.

При этом мобильный интернет не является простым расширением стационарного интернета в беспроводной среде передачи данных. Он предназначен для разных категорий пользователей и отличается разнообразными способами предоставления услуг. Мобильный интернет - это новая индустрия, в которой сочетаются достоинства мобильной связи и стационарного интернета.

Услуги мобильного интернета можно классифицировать по их информационному содержанию:

  • Предоставление общественно значимой информации;
  • Предоставление персональной информации;
  • Электронная коммерция;
  • Развлечения;
  • Реализация мобильной виртуальной сети предприятия;
  • Поддержание мобильного интернет-портала и других служб.

О популярности мобильного интернета в Китае свидетельствуют планы крупнейших мировых производителей сотовых телефонов, которые с помощью комбинированных телефонов WAP - GPRS , обеспечат абонентам в 10 раз более быстрый доступ в интернет, нежели WAP -телефоны, работающие в стандарте GSM .

В Китае уже существует система мобильной коммерции, но ее полномасштабное применение невозможно из-за отсутствия необходимого программного обеспечения, высокой стоимости связи и низких скоростей передачи данных. Существуют и такие технические проблемы, как безопасность, скорость доступа и некачественное аппаратное обеспечение. Поэтому многие пользователи опасаются переходить на мобильные покупки, и этот сектор начнет развиваться только тогда, когда будут решены вышеперечисленные проблемы. На сегодняшний день инвестиции в мобильную коммерцию в Китае, как и в других регионах, являются незначительными, в то время как пользователи требуют от своих провайдеров полноценных услуг. Применение стандарта GPRS должно ускорить развитие мобильной коммерции. Создание новых программных продуктов станет катализатором для развития китайского мобильного рынка и позволит изменить поведение покупателей. Даже если китайские провайдеры сотовой связи объединятся и создадут необходимую для электронной коммерции инфраструктуру, нужно будет интегрировать платежные системы, что достаточно сложно. Однако все аналитики сходятся во мнении, что переход на сети третьего поколения (3 G ) послужит толчком к развитию мобильной коммерции.

Услуги мобильного интернета входят в повседневную жизнь, давая возможность осуществлять доступ к разным службам и приложениям интернета посредством радиотелефона, карманного компьютера с радиоинтерфейсом, пейджера и других мобильных устройств. Мобильный интернет становится новым стилем жизни, способствует созданию информационного общества будущего.

Мобильный телефон как медиапровайдер

В настоящее время многие эксперты уже рассматривают мобильную связь как средство массовой информации. Например, британская компания «Водафон» в сотрудничестве с американской компанией «Фокс» ( Fox ) планировала с января 2005 г . выпускать телевизионные сериалы, которые можно транслировать на мобильные телефоны 3-го поколения. В Китае операторы мобильной связи также превращаются в провайдеров медиасодержания.

Газета в мобильном телефоне

Первой газетой в мобильном телефоне в Китае была версия «Чжуньго фунюйбао». За полгода число ее подписчиков составило 50 тыс. человек.

С помощью технологии MMS 27 января 2006 г . в Шанхае была создана мобильная газета второго поколения « MMS мобильник», которая позволяет читать тексты со встроенными фотографиями. Сейчас количество подписчиков этой газеты уже составило более 1,5 млн7.

Телевидение в мобильном телефоне

С января 2006 г . на китайском рынке появилась первая модель мобильного телефона с функциями телевизоров N 940, выпущенная Компанией NEC (Китай). С помощью этой модели, оснащенной особой антенной, абоненты могут смотреть бесплатно 56 телевизионных каналов.

На ежегодной конференции «Цифровое телевидение Китая 2006 года», проведенной Ассоциацией электронной аудио- и видеотехнологий Китая, был продемонстрирован образец мобильного телевизора, оснащенного цифровой установкой приема спутникового сигнала, которая обеспечивает доступ сигнала в радиусе 20 метров . Установка также поддерживает все привычные функции управления: автоматический поиск каналов, дистанционное управление и т.п.

В Китае освоен выпуск мобильного телевизора, который одновременно функционирует как мощный DVD -плеер. Он также поддерживает функцию высокоскоростной передачи данных при соединении с цифровым фотоаппаратом, видеокамерой и т.п. Благодаря использованию передовой и энергосберегающей технологии экрана LED , а также литиевому элементу питания телевизор может работать четыре часа подряд. По словам экспертов, в беспроводном телевизоре успешно применены высокотехнологическая установка по передаче и приему спутникового сигнала и система обработки цифровых сигналов, которая не позволяет создавать помехи для других электронных устройств.

Пекинская народная радиостанция совместно с компанией «Леново Мобайл» ( Lenovo Mobile ) 6 сентября 2006 г . открыли мультимедийное вещание для мобильных телефонов. По словам директора Пекинской народной радиостанции Ван Лян, на начальном этапе радиостанция предложит клиентам все двенадцать радиопрограмм, а также в опытном порядке начнет вещание одного канала Пекинского телевидения и круглосуточного новостного канала. В настоящее время «Леново Мобайл» уже произвела первую партию мобильных телефонов ET 980 T с функцией радио и телевидения. Ориентировочная цена такого телефона составит 600 долл. С его помощью можно напрямую принимать теле- и радиопередачи, причем плата за контент взиматься не будет.

Проблемы мобильных технологий

Мобильный телефон открывает большие информационные возможности для его владельцев, но он влечет за собой и новые проблемы: это спам, недостоверная информация, порнография. Кроме того, после подключения мобильного телефона к интернету, проблемы, сопровождающие интернет (информационная безопасность, распространение вирусов и т.д.), появились и в сотовой телефонии.

В настоящее время в китайском правительстве рассматриваются дополнения к «Закону о коммуникации». Новые статьи касаются регулирования содержания, распространяющегося в электронно-коммуникационных сетях, в том числе и в SMS -сообщениях. Одновременно китайское правительство предлагает разработать и специальный закон, касающийся только SMS . В середине 2004 г . в Китае были приняты законы о правилах фильтрации SMS -сообщений с целью усиления контроля над беспроводными технологиями и интернетом. Были выпущены дисциплинарные стандарты на содержание SMS -сообщений, направленные на искоренение порнографии и другой информации противозаконного характера. В корпорации «Чайна Мобайл» создается специальная служба для контроля за текстовыми сообщениями. Уже 10 интернет-провайдеров по соглашению с правительством контролируют тексты сообщений.

Дальнейшее развитие мобильной телефонии в Китае тесно связано с распространением технологии 3-го поколения, но до сих пор еще не решено, когда и кому будет выдана лицензия на производство сотовой телефонии нового поколения. Как только это произойдет, начнется бурное внедрение таких новых информационных услуг мобильной связи, как газета и телевидение в мобильном телефоне. Одновременно на базе таких телефонов можно будет легко подключаться к интернету.

И тогда мобильный телефон предоставит китайским владельцам новый медийный выбор и изменит жизненный уклад людей, позволит обществу стать более подвижным, сетевым и гибким.

 


  1. http://www.mii.gov.cn
  2. http://www.unicom.sh.cn/news/ltxw/file180.html
  3. http://www.ciw.com.cn/News/coverage/2006-04-25/4290.shtml
  4. http://www.ciw.com.cn/News/coverage/2006-04-25/4290.shtml
  5. http://www.chinaunicom.com/profile/xwdt/ndbg/file36.html
  6. По материалам официального сайта компании www.chinaunicom.net
  7. http://www.sina.com.cn