Ссылка для цитирования: Муронец О.В. Медиатизация образования: представленность вузов педагогической направленности в цифровой среде // Медиаскоп. 2024 Вып. 3 Режим доступа: https://www.mediascope.ru/2879
© Муронец Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), muronets@yandex.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования сайтов вузов педагогической направленности, которые обеспечивают видимость вузов в цифровой среде и влияют на имидж педагогического направления в целом. По совокупности критериев проанализированы 153 отечественных вуза, выявлены наиболее типичные формы ведения рубрик о педагогическом направлении; проведен анализ содержания публикаций на сайтах.
Ключевые слова: педагогическое образование, сайты вузов, медиатизация вузов.
Цифровизация общества требует от субъектов коммуникации постоянного присутствия в виртуальном пространстве. По данным компании Медиаскоп, проникновение интернета в России на 2023 г. составляет 83%1, при этом среди аудитории 12–24 года показатели еще выше – до 96%2 с ежедневным присутствием в сети более 6 часов. Поскольку молодая аудитория является одной из целевых групп для вузов – как абитуриенты и студенты, – очевидно, что качественная виртуальная представленность вузов обязательна для эффективного взаимодействия. Внешняя аудитория вузов обширна и разнородна, потому образовательные учреждения заинтересованы в использовании собственных сайтов и иных корпоративных площадок для формирования и поддержания собственного благоприятного имиджа. Медиатизация деятельности вузов становится обязательным и необходимым аспектом информационной работы, которая ведется повсеместно, но пока еще на разном качественном уровне.
Предметом исследования выступает характер виртуальной презентации вузов, реализующих программы педагогической направленности, в онлайн-пространстве. К вопросам российского педагогического образования в последние годы привлечено большое общественное внимание, а темы школы, качества преподавания, взаимодействия педагогов и учеников представлены в медийном пространстве многогранно и разносторонне. В фокусе внимания педагогической профессии также обсуждается множество аспектов: с одной стороны, есть рост поступающих в педагогические вузы (по словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в 2023 г. подано на 100 тыс. больше заявлений, чем в предыдущий)3; развиваются на базе школ психолого-педагогические классы4, направленные на раннюю профориентацию школьника и приход в педагогическую профессию. В России 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника: в общественный дискурс вернулась тема роли наставничества; проведено множество профильных мероприятий для педагогов и учеников; Российская академия образования выпустила «Концепцию развития наставничества в Российской Федерации»5, что в совокупности привлекает внимание к профессии педагога. Но в то же время сохраняется дефицит учителей, что отмечено Президентом РФ В.В. Путиным в январе 2024 г.: «Количество учителей сокращается. По математике, физике, информатике»6; по данным центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 гг. в РФ не хватало 3,1% специалистов. Также идут активные дискуссии о необходимости повышения престижа профессии педагога, в частности, в 2023 г. Министерству культуры РФ было поручено создать серию медийных продуктов, продвигающих достойный образ современного учителя7. Таким образом, очевидна многогранность медиатизации педагогики, образа педагогов и педагогического образования, и в рамках данной статьи фокус внимания – на собственных каналах коммуникации педагогических вузов.
Понятие медиатизации рассматривается отечественными и зарубежными учеными на протяжении длительного периода (Вартанова, Засурский, 2003; Вартанова, 2009, 2019; Гуреева, 2016, 2017; Коломиец, 2019, 2020; Лабуш, Пую, Евсеев, 2005; Пую, 2023; Землянова, 2002). В зарубежной практике с середины ХХ века говорится о значении медиа: английский социолог Дж. Томпсон выделяет роль медиа в качестве институционально организованных структур (Томпсон, 1995); немецкий ученый В. Шульц отмечает, что медиатизация относится к изменениям, связанным со средствами массовой информации и их развитием (Шульц, 2004). Ф. Кротц говорит, что «медиатизация – это непрерывный процесс, меняющий отношения на всех уровнях социальной реальности, и вопрос определения идеи медиатизации может быть рассмотрен различными исследователями под разными углами и в разных масштабах, с признанием преобладающей роли СМИ в социальных изменениях»8. А. Хэпп отмечает, что воздействие медиа на общество и общества на медиа имеет нелинейный характер, что усложняет процесс исследования. Согласно С. Хьяварду, «современное общество становится все в большей степени зависимым от логики медиа». Он выделяет прямую медиатизацию, в рамках которой ранее непосредственная деятельность становится опосредованной (например, онлайн-банк, онлайн-образование и т.д.), и косвенную. В рамках косвенной медиатизации определенный вид деятельности подвергается влиянию медиасимволов. Различные социальные сферы или системы (например, религия, политика, образование и т.д.) приспосабливаются к логике медиа, включающей в себя определенный способ организации и представления материала, практики коммуникации, интерпретации и понимания»9. Но именно цифровые трансформации внесли значимые коррективы в теорию вопроса, что отмечается в работах исследователей. Так, Е.Л. Вартанова отмечает, что «процесс медиатизации, который связан с производством, хранением, переработкой и потреблением информации, становится одним из основополагающих в личном и социальном опыте. Это не только абстрактные философские рассуждения. На мой взгляд, они верифицируются, в первую очередь, возросшим временем медиапотребления. Сегодня человек проводит с медиа почти все свободное время»10. Медиатизация как «процесс изменений культуры и общества под влиянием медиа», по мнению В.П. Коломийца, оказывает значительное влияние на окружающий мир (Коломиец, 2020). Медиатизация – ключевой процесс современности, мегапроцесс, который затрагивает все сферы функционирования общества и человека (Couldry and Hepp, 2016).
Вопросы медиатизации деятельности вузов рассмотрены в работах А.Н. Гуреевой (Гуреева, 2020), где автор анализирует медиаактивность вузов как явления современного мира: «сегодня медийное продвижение образовательного учреждения одновременно активно ведется по двум направлениям – с помощью традиционных СМИ и с использованием новых медиа». Коллектив исследователей, изучив деятельность ведущих российских вузов в соцсетях, отмечал, что «вузы в полной мере осознают значимость социальных сетей как оптимальной виртуальной площадки взаимодействия со своими целевыми аудиториями», хотя есть и неравномерность в интенсивности публикаций (Гуреева, Муронец, Самородова, Кузнецова, 2018). Однако за прошедшие пять лет произошли значительные изменения в отечественном медиапространстве, сдвиги в пользовании социальными сетями и сайтами, и в рамках данной работы представлены результаты анализа 2023 гг.
Базовыми нормативными документами стали Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления информации».
В рамках исследования виртуальной презентации вузов был проведен анализ сайтов вузов, реализующих педагогическое образование; рассмотрены качественные и количественные параметры их информационного присутствия в Интернете. В фокусе внимания оказались педагогические вузы и классические вузы, в которых есть институт, факультет или кафедра, предлагающая программы педагогического направления. Задача исследования – определить, каким именно образом вузы используют корпоративные медийные ресурсы для формирования и поддержания собственного имиджа. Полученные результаты исследования могут иметь прикладное значение для специалистов по коммуникации и SMM-менеджеров, поддерживающих деятельность сайтов вузов, при осмыслении текущих форматов работы и планировании изменений.
Исследование проходило в августе-октября 2023 г., эмпирической базой стали сайты 153 отечественных вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству просвещения РФ: сайты педагогических вузов (36 шт.) и классических вузов, реализующих программы педагогического направления (117 шт.). При анализе сайтов были применены различные критерии для первых и вторых: сайты педагогических вузов оценивались на основании методики Д.А. Шевченко11 с дополнениями по содержательной части. Классические вузы, реализующие программы педагогического направления в числе прочих (в рамках институтов, факультетов и кафедр), оценивались также с точки зрения представленности информации о педагогическом направлении, о чем подробнее будет написано далее.
По результатам исследования выявлено, что 99% вузов-участников исследования имеют действующие, актуальные сайты на момент исследования. Для сравнения, в 2022 г. таковых было 96%: часть сайтов не открывалась с первого раза либо не открывалась корректно при заходе со стационарных компьютеров и ноутбуков. Такие недочеты, кажущиеся незначительными на первый взгляд, могут отрицательно влиять на имидж вуза в глазах целевой аудитории. Известно, что «цифровая молодежь» высоко ценит «удобство при использовании технических средств»12 для поиска информации, следовательно, критически настроена к техническим недочетам ресурсов и неохотно тратит время на ожидание в случае сбоев, предпочитая переходить на другие сайты для получения желаемой информации. Значимость открытой, доступной информации о вузах отражается в законодательстве: согласно статье 29 «Информационная открытость образовательной организации» (Закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ)13, «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам». Для отслеживания качества работы информационных систем вузов Рособрнадзор оценивает работу сайтов путем регулярного мониторинга с последующей публикацией «карты вузов» и вынесения рекомендаций по корректировки работы14. В свою очередь, Министерство науки и высшего образования РФ проводит рейтинг медиаактивности вузов, где исследуются эффективность работы вузов в социальных сетях и со средствами массовой информации, а также эффективность работы вузов с официальными сайтами. При анализе сайтов учитываются такие факторы, как аудитория сайта, время, которое пользователи проводят на нем, количество посещений за месяц, а также показатели отказов15. В рамках данного исследования мы анализировали не только количественные, но и качественные показатели сайтов, чтобы по итогу сформулировать ряд рекомендаций для корректировки существующих ресурсов.
Анализ сайтов педагогических вузов. В данном разделе представлены результаты анализа сайта педагогических вузов, проведенные по ряду критериев, чтобы определить соответствие состояния сайтов требованиям времени и запросам аудитории к уровню представленного содержания.
Общий вид сайта, соответствие его дизайна современным стандартам. Согласно методике анализа сайтов Д.А. Шевченко, дизайн сайта можно анализировать по совокупности параметров: целостность стилевого оформления, читаемость шрифтов, сочетаемость с оформлением микросайтов, удобство просмотра фото- и видеоматериалов, кроссплатформенность и кроссбраузерность. По совокупности критериев сайты были проиндексированы по пятибалльной шкале, где 5 – наилучшее соответствие, 1 – худшее проявление параметров. Сводные данные представлены на диаграмме ниже:
Рис.1. Оценка дизайна сайтов педагогических вузов по пятибалльной шкале
Как видно из анализа, бОльшая часть педагогических вузов имеют современные, соответствующие актуальным требованиям сайты («отлично» – 36%, «хорошо» – 36%). Сайты насыщены аудиовизуальными материалами, фотографии сопровождают практически все тексты, материалы выдержаны в нейтральном стиле, тяготеющим к официально-деловому. В ходе исследования были обозначены параметры несоответствия базовым требованиям к сайтам; отметим некоторые из них: «Функция поиска по сайту работает не вполне корректно»; «Некачественные фотографии»; «Слишком мелкий шрифт»; «Пестрый дизайн главной страницы, затрудняет навигацию». Как видно из замечаний, недостатки носят частный характер и при желании могут быть устранены достаточно быстро.
Регулярность обновления новостей на главной странице сайта. Для поддержания интереса аудитории сегодня требуется постоянная актуализация информации в условиях высокой плотности информационного потока. Соответствующее понимание есть у специалистов, поддерживающих деятельность сайтов педвузов – у 74% сайтов новости обновляются ежедневно, еще у 23% опубликованные материалы двух-трехдневной давности, что вполне допустимо – от сайта вуза не ждут скорости информационного агентства:
Рис. 2. Своевременное обновление новостей на сайтах педагогических вузов
Новостная лента на сайтах педагогических вузов разнородна и, как правило, представляет все грани их деятельности: анонс учебных мероприятий, выступление преподавателей и студентов на конференциях, фестивалях и конкурсах; комментарии экспертов вуза в СМИ; материалы об исторически значимых событиях. Большой разброс тем позволяет делать сайт универсальным источником для разных аудиторий вуза и формирует комплексное представление о его деятельности и, отчасти, атмосфере учебного заведения.
Мобильные версии сайтов педагогических вузов работают у большинства корректно, что имеет значение для эффективного взаимодействия с аудиторией; пользователи всех возрастов выходят в интернет преимущественно через смартфоны: за пять лет доля пользователей, пользующихся смартфоном для выхода в Интернет, возросла с 82% в 2017 до 95% в 2021 году16, с показателями практически в 100% у молодых респондентов.
Рис. 3. Корректность работы мобильной версии сайта педагогического вуза
Резюмируя, отметим: сайты педагогических вузов сегодня в большинстве своем актуальные, современные и могут доносить до своей аудитории значимую информацию.
Анализ сайтов классических вузов. Обратимся теперь к сайтам университетов и институтов широкого профиля, где педагогическое или психолого-педагогическое направление является одним из прочих. В рамках нашего исследования были изучены сайты 117 классических российских вузов. Как правило, главные страницы сайтов вузов работают исправно, регулярно обновляются, размещают новостные публикации: 97% сайтов работают корректно, 3% медленно загружались на момент исследования. При оценке корректность работы мобильной версии сайта выявлено, что 94% работает хорошо, еще 6% медленно загружается либо открывает страницу не полностью. Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что в целом сайты работают хорошо, потому далее обратимся к анализу содержательных аспектов.
Следующим критерием анализа стало изучение, насколько качественно представлена информация о педагогическом направлении. При заходе на общий сайт вуза поиск структурного педагогического подразделения должен быть простым, «в один клик». Это особенно важно, когда посетитель сайта – абитуриент, еще не до конца определившийся с выбором специальности, и дополнительные барьеры в поиске информации о нужной программе обучения могут оказать критическое влияние на выбор будущего направления учебы. Первый анализируемый параметр – удобство навигации с общего сайта до страницы педагогического подразделения («один шаг»). Этому критерию соответствуют 60% сайтов, у остальных 40% ссылка на страницу педагогического направления либо не вынесена на главную страницу или в соответствующий раздел, либо по принципу «матрёшки» находится глубоко внутри других разделов. В отдельных случаях навигация по сайту интуитивно не ясна, требуется воспользоваться функцией поиска для ориентации и поиска желаемого отделения вуза.
Далее, выявлена разнородность в качестве представленности страниц педагогических направлений. Были выделены три категории страниц: 1 – полноценная страница, где педагогический факультет/кафедра/направление представлен в полной мере, есть новостной раздел, содержательная информация о работе; 2 – страница описывает программы педагогического направления, иногда коллектив преподавателей, но актуальных данных не содержит; 3 – страница номинальная, есть краткое упоминание педагогической деятельности и в общих чертах программа. Несмотря на то, что во всех случаях формально выполнены требования Минобрнауки к сайтам вузов, качество информации различается. На основе анализа сайтов распределение по указанным категориям следующее:
Рис. 4. Наличие у классического вуза на сайте страницы педагогического отделения
Исследование показало, что количество «формальных» страниц довольно высоко, почти 30%. Когда педагогического направление не представлено подробно, оно не будет обладать дополнительной привлекательностью для абитуриентов, не сможет привлечь тех школьников, которые изучают сайты вузов для выбора места учебы. В совокупности у 81% вузов на сайтах педагогическое направление представлено скудно. В условиях информационного насыщения пространства субъектам коммуникации приходится конкурировать за внимание аудитории, а вузам – за привлечение абитуриентов. Если преимущества вуза очевидны и мотивация абитуриента в поступлении в выбранное учреждение высока, он приложит усилия для поиска нужной информации на сайте любого качества. Однако в ситуации неопределенности абитуриент может выбрать тот вуз, который уже на этапе виртуальной презентации понравится ему больше. Соответственно, цифровые инструменты формирования имиджа педагогического направления вузам необходимо использовать в полной мере.
Среди тех 19% сайтов, которые содержат подробную информацию о педагогическом направлении, мы также проанализировали регулярность обновления новостей.
Рис.5. Своевременное обновление новостей на странице педагогического направления
Сайты со страницами о педагогических направлениях, обновляющие новости ежедневно (9%) и в течение недели (64%), в совокупности составляют 73% – можно сделать вывод, что эти вузы располагают достаточными ресурсами, человеческими и материально-техническими, для поддержания информационного поля о деятельности педагогического направления и, однажды приняв решение о создании такой страницы, готовы вести новостной блок на постоянной основе. Этот факт, несомненно, стоит расценивать как положительный: наличие актуальных новостей привлекает аудиторию, показывает динамику развития подразделения вуза и может качественно повлиять на формирование его репутации.
Резюмируя, отметим, что общий уровень развития сайтов вузов, качество содержания говорит о том, что вузы освоили формат виртуального присутствия и используют его достаточно уверенно. Это соответствует уровню теоретического осмысления процессов медиатизации деятельности вузов в современном обществе, пониманию специфики коммуникационной работы с разнородной аудиторией, запросу на популяризацию педагогических специальностей. Однако для продвижения именно педагогического направления в структуре классического университета требуются дополнительные усилия: создание и поддержание «живой» страницы (что мы наблюдает у 19% вузов), регулярное обновление новостей, формирование привлекательного виртуального образа. Очевидно, что при соответствующем целеполагании внутри многих вузов возможно найти ресурсы для создания подобных материалов и улучшения качества представленности информации – в свою очередь, результатом должно стать повышение интереса к педагогическому направлению образования.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5–10.
Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020.
Лабуш Н.С., Пую А.С., Евсеев А.Ю. Информационные технологии и терроризм: теория и современная практика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, 2005.
Вартанова Е.Л. Медиатизация современной жизни вновь и вновь заставляет размышлять об особенностях СМИ в современном обществе // МедиаАльманах. 2009. № 5. С. 4.
Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.С., Кузнецова В. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности //Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С.482–503.
Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 83–97.
Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2575
Пую А.С. Медиатизация политики: в поиске новых исследовательских подходов // МедиаАльманах. 2023. № 1 (114). С. 54–58. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.5458
Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.
Krotz F. (2009) Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change. In K. Lundby (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. New York: Peter Lang.
Thompson John B. (1995) The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford University Press.
Hepp A. (2013) Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity Press.