Languages

You are here

Понимание журналистики в белорусском учебном дискурсе: советский и постсоветский опыт

 

Ссылка для цитирования: Федотова Н.А. Понимание журналистики в белорусском учебном дискурсе: советский и постсоветский опыт // Медиаскоп. 2022 Вып. 2 Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2775

DOI: 10.30547/mediascope.2.2022.6

 

© Федотова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой медиалогии факультета журналистики Белорусского государственного университета (г. Минск, Республика Беларусь), nf333@yandex.ru

 

Аннотация

Статья посвящена тенденциям понимания журналистики в белорусском учебном дискурсе советского и постсоветского периодов. В тексте рассмотрено, как обозначенные тенденции влияли на образовательный процесс и подготовку будущих журналистов в Беларуси. На материале исследования выявлены и охарактеризованы концептуальные отличия понимания национальной журналистики Беларуси и России в постсоветский период.

Ключевые слова: журналистика, факультет журналистики БГУ, учебный дискурс, национальная модель журналистики

 

Введение, обзор литературы

Проблематика журналистского образования вызывает устойчивый интерес и является многоаспектным направлением для российских исследователей, что подтверждает даже беглый обзор научных и научно-методических публикаций. Диапазон этой проблемной сферы весьма широк: от системного взгляда на становление журналистского образования и предметное поле журналистиковедения (Владимирова, Фефелкина, 2014; Дрок, Лукина, Замов, 2022; Фатеева, 2008; Тулупов, 2017) до инновационных методик преподавания (Лазутина (ред), 2011; Нигматуллина, 2018; Тулупов, 2019; Шестеркина, Бевз, 2018) и исследований, посвященных социологической компетентности будущих журналистов (Аникина, 2011; Коломиец, Разин, 2019). В условиях кардинальных технологических преобразований, трансформации функций и самой сути журналистики привычные образовательные практики требуют пересмотра.

В белорусском исследовательском пространстве также есть интерес к тематике журналистского образования. Хронология событий, связанных с историей факультета журналистики Белорусского государственного университета, сохранена в десятках статей и сборников (Інстытут журналістыкі, 2014; Булацкий, 1981; Слука, 1996; Воробьев, 2005; Дубовик, 2016). Набирает популярность направление, посвященное тенденциям развития журналистского образования в эпоху цифровизации (Градюшко, 2020; Вальковский, 2019).

Весьма значимый и любопытный ракурс исследованиям придает идея индигенизации, которая позволяет осмыслить национальный опыт и учесть особенность национальной журналистики (Загидуллина, 2015), понимая при этом, что модель журналистики связана с национальным менталитетом и обусловлена конкретными историческими, социально-политическими, культурными факторами. На наш взгляд, эту идею можно экстраполировать на журналистское образование, подходы и методы которого находятся в прямой зависимости от того, как понимается журналистика в национальном учебном дискурсе, какие ее функции в приоритете в конкретный исторический период.

Именно аспект индигенизации журналистики будет в фокусе данной статьи, что делает актуальной постановку следующих вопросов. Каковы характерные тенденции понимания журналистики советского и постсоветского времени в Беларуси? Как эти тенденции влияли на приоритеты журналистского образования и образовательный процесс? Есть ли концептуальные отличия понимания журналистики в учебных дискурсах Беларуси и России, в постсоветский период получивших возможность формировать национальные журналистики и выстраивать собственные медийные системы?

 

Основная часть

Так исторически сложилось, преподавание на факультете журналистики в Белорусском государственном университете началось 1 ноября 1944 года, опередив создание журфаков у ближайших советских соседей – в Московском и Киевском университетах. Хотя фактически подготовка работников для СМИ в Беларуси началась еще раньше на базе губернских партийных школ. В силу ряда причин с 1946 по 1967 годы факультет журналистики был реорганизован в отделение журналистики при филологическом факультете БГУ, где работал фактически автономно по собственному учебному плану. После 1968 года факультет журналистики БГУ вновь получил автономный статус и продолжил подготовку специалистов для СМИ.

По учебникам тех лет видим, что магистральное понимание журналистики в советский период связано с решением задач партии, формированием новых общественных отношений, воспитанием «человека коммунистического завтра» (Вопросы публицистики, 1969: 165). Как писал в 1981 году профессор Г.В. Булацкий, «центром научных интересов (прим. для преподавателей факультета) была и остается ленинская тематика» (Булацкий, 1981: 21). Хрестоматийное ленинское выражение «газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (Ленин, 1971: 11) определяло перечень и содержание учебных курсов и факультета журналистики БГУ, и подготовку журналистов всего Советского Союза. Такое понимание профессии отражалось на функциональных обязанностях советской печати и задавало стиль журналистского текста. Рассмотрим, в чем это выражалось.

Как замечают исследователи, журналистика советского периода «была обречена на определение себя через творчество» (Кулинка, Федотова, 2014: 306). С одной стороны, это проявлялось в обозначении журналистики через публицистичность и литературность. Профессор Б.В. Стрельцов в одном из значимых учебных пособий для белорусских студентов писал: «...газетные тексты в их совокупности являются общественно-политической литературой» (Стрельцов, 1990: 6), а «каждый публицистический текст должен содержать в себе пропагандистский, политико-воспитательный заряд» (Стрельцов, 1990: 14).

С другой стороны, «обреченность» журналистики определять cебя через творчество была заметна в образовательном процессе. Достаточное количество часов на литературные дисциплины (античную, зарубежную, русскую, белорусскую, современную) – обычная практика тех лет. Выходило так, что журналистике учили не на предметах по технике письма, а через чтение и обсуждение литературных произведений. Нисколько не умаляем роль начитанности и эрудированности для будущих журналистов, однако полагаем, что литературоцентричный крен мог формировать (и формировал) определенное понимание профессии, смещая его в сторону концепции «журналистики мнений», ориентированной на воспитательные цели и эмоциональное воздействие.

1990 годы открыли для журналистского образования новые возможности и задали иные приоритеты. Журфак БГУ, оставаясь старейшей и долгие годы единственной в республике школой журналистских кадров, перестраивал свою работу, адаптируясь к условиям создания национального информационного пространства, к структурным и содержательным изменениям в белорусских СМИ.

Обретение независимости позволило Беларуси строить собственную государственность, в том числе при участии и консультировании западных демократических стран, что выражалось в присутствии в то время европейских и американских инициатив. Например, в сфере образования это участие было связано с деятельностью фонда Сороса, фондов ФРГ, IREX/Pro media – проект агентства USIA, Шведского института. Зарубежные образовательные программы, семинары и мастер-классы в большинстве своем продвигали англо-саксонскую модель журналистики, ориентированную на факты и стандарты объективности, достоверности, беспристрастности. Переведенные на белорусский язык зарубежные учебные пособия (см: Брэтон, Пру, 1995; Дапаможнік для журналістаў, 1995) активно включались в белорусский образовательный процесс.

Соответственно трансформировались и определения журналистики в учебных пособиях, создавая и обосновывая представление о журналистике как социальном институте, который регулирует общественные процессы и функционирует в условиях рыночных отношений. Так, характеризуя систему СМИ Беларуси в 1990 гг., В.П. Воробьев писал: «Из пропагандистски-агитационного инструмента идеологической моносистемы журналистика превратилась в крепкую силу, которая стимулирует общественные процессы, рост самосознания социума» (перевод с белорусского языка. – Н.Ф.) (Воробьев, 2002: 3). В учебно-методическом комплексе «Экономика и менеджмент СМИ» речь шла о журналистике как «специфическом информационном продукте», «товаре» и «работе на рынке информации и идей, содержания, убеждений, мнений» (Потребин, 2005: 3; 16). Профессор О.Г. Слука в учебнике «Белорусская журналистика» отмечал, что «в деятельности СМИ <…> доминирующей идеей стал общественный, а не корпоративный, или партийный, интерес» (перевод с белорусского языка – Н.Ф.) (Слука, 2011: 16).

Обновленные исторические условия привели к изменению приоритетов в журналистском образовании и существенному пересмотру учебных планов и программ, которые позволяли учитывать и интегрировать в образовательный процесс международный опыт. В тот период было увеличено количество часов на изучение философских, политических, экономических, культурологических дисциплин (Слука, 1996: 21).

Смещение приоритетов журналистского образования в сторону социальных наук стало причиной появления на факультете новых кафедр и специальностей. Так, в 1994 году во время участия факультета журналистики в международной программе TEMPUS началась история кафедры технологий коммуникаций. В сотрудничестве с университетами Франции и Великобритании преподаватели журфака БГУ разработали учебный план, стандарт и открыли новую специальность «Информация и коммуникация» (см.: Інстытут журналістыкі, 2014: 183).

Отвечая на потребность редакций белорусских СМИ в журналистах, владеющих социологической, политической, психологической культурой, правовым, экономическим инструментарием, в апреле 1998 года на факультете была создана кафедра социологии журналистики, а с октября того же года студентам начали преподавать новый учебный курс – «Социология журналистики». По мнению автора курса Е.И. Дмитриева, «фундаментальность университетского образования предполагает, что изначально в структуре профессиональной культуры журналистов должна быть заложена культура социологического мышления и поведения» (Дмитриев (б), 2001: 92). При этом «социологическое мышление базируется на обоснованном скептицизме, предполагающем альтернативность и плюралистичность, парадоксальность подхода к социальным фактам», а его отсутствие у журналистов «приводит к неадекватной оценке своего места в обществе, порождает и культивирует миф о «четвертой власти», которая может поучать и воспитывать общество» (Дмитриев (а), 2001: 138–139). 

Так, период преобразований 1990-х гг. в Беларуси создал предпосылки для ожиданий, что постсоветская журналистика способна интегрировать в свою работу опыт мирового «качественного журнализма», основанного на системе правил и социального контроля, и функционировать при этом в условиях рынка. По мнению исследователей, постсоветское время представляет особенный интерес именно в связи с резким переходом к иной (по сравнению с советской) системе организации журналистской деятельности. Карл Якубович назвал этот переход «грубым пробуждением», отметив, что природа трансформации была «в значительной степени имитационной, когда посткоммунистические страны копировали (с сильно различающимися степенями истинного намерения и успеха) институциональные модели других европейских и североамериканских стран» (Якубович, 2001: 60) при отсутствии условий для их реализации.

Так как до 1990 гг. постсоветские страны понимали журналистику в рамках общего концепта «пропаганды и агитации», это стало отправной точкой для российско-белорусского исследования различий и сходства национальных журналистик России и Беларуси в постсоветский период (см.: Zagidullina, M., Fedotova, N., Antropova, V., Panova, E. et al., 2021).

Материалом исследования стали учебные пособия по журналистике, вышедшие в России и Беларуси с 1991 по 2020 годы и охватившие всю постсоветскую историю журналистского образования этих стран. Авторы исходили из мысли, что «учебные» определения журналистики фиксируют, как понятие журналистики «кристаллизуется» и транслируется будущим журналистам в уникальных исторических условиях.

Для сбора базы данных был применен метод сплошной выборки: вручную были проанализированы учебные пособия и учебники, отражающие содержание базовых дисциплин учебных планов по журналистике в указанный период. Для исследования были отобраны 501 российских и 135 белорусских учебников. Определения журналистики выявлялись как эксплицитно, так и имплицитно. Далее каждому определению были присвоены теги, обозначающие концепты. Полученные концепты объединили в две группы – «деятельность» и «система». Первую группу составили определения, рассматривающие журналистику в категориях процессуальности, относящиеся к ней концепты определяли либо цель деятельности, либо ее характер. Вторая группа объединила определения по основанию «набор элементов», где принцип процессуальности был заменен принципом взаимосвязанности и непрерывности. В этой группе были обнаружены концепты, указывающие на «ядро» или «контекст» системы в каждом конкретном случае. Все извлеченные из учебной литературы определения были соотнесены с этими концептами, при этом некоторые развернутые определения содержали до семи разных тегов.

Сравнительно-сопоставительный анализ определений журналистики в учебной литературе позволил выявить специфику ее понимания в России и Беларуси в постсоветский период. Так, доминирование принципов «системности» и «креативности» (технологичности) в российском учебном дискурсе свидетельствует о примате институциональности (профессиональной системы) над личностью, что можно считать как «пережитком» советской иерархически-нормативной модели, так и трансформацией этой модели в демократических реалиях. Журналистика в такой трактовке выступает элементом государственной системы, выполняющим социальный заказ. Задача личностного развития журналистов оказывается во втором круге поля смыслов, а кластеры объективность, воздействие, духовность и коммуникация становятся маркерами институционального (системного) «принуждения». Иначе говоря, учебный дискурс предлагает будущим журналистам встроиться в систему, поддерживать ее стабильность и неизменчивость. Именно здесь, по мнению авторов исследования, обнаруживается противоречие между академическим и утилитарно-практическим толкованием журналистики.

Проведенное исследование зафиксировало в несколько другом ключе приоритеты понимания журналистики в белорусском учебном дискурсе. В смысловом поле выявленных концептов доминирует личностное начало самого журналиста, которое можно интерпретировать как проявление персональной деятельности. Именно журналисту делегируются полномочия по отражению действительности, на него накладывается ответственность соблюдать объективность и нормы этики, просвещать аудиторию. Такая трактовка журналистики, представленная в белорусских учебниках, как полагают авторы исследования, с одной стороны, демонстрирует отказ от иерархически-нормативной модели, а с другой стороны, старается удержать журналистику от «скатывания» в ремесло и сохранять гуманитарные основы творческой деятельности. Однако в такой ситуации также обнаруживается разрыв, который академическая среда пытается редуцировать. Так, следуя современным требованиям персонального творчества и личной ответственности, авторы учебников сохраняют «системность» журналистики в виде высокой миссии – воздействия и просвещения, которые можно рассматривать как своего рода смягченные профессиональные конвенции.

Таким образом, анализ кластеров когнитивных формул журналистики в белорусском и российском национальных контекстах постсоветского времени позволяет сделать вывод: российская национальная специфика понимания журналистики в учебном дискурсе сохраняется и поддерживается через институциональность (системность) журналистики, но объясняется это выполнением не идеологического, а социального заказа; белорусская национальная специфика понимания журналистики проявляется через синтез личностно-творческой деятельности, выполняющей миссию просвещения и воздействия.

 

Заключение

Проведенное исследование фиксирует особенность национальной белорусской журналистики и позволяет выявить тенденции понимания журналистики советского и постсоветского времени в белорусском учебном дискурсе. Понимание журналистики в советский период, связанное с решением идеологических задач, вынуждало обозначать ее через «творчество», что проявлялось в публицистичности и литературности профессии и журналистского текста. Эта тенденция создавала литературоцентричный крен в понимании журналистики и обучении журналистскому мастерству, а также закрепляла концепцию «журналистики мнений», ориентированную на воспитательные цели и эмоциональное воздействие.

Постсоветский период актуализировал понимание журналистики, ориентированной на факты и стандарты объективности, достоверности, беспристрастности; вызвал смещение приоритетов журналистского образования в сторону социальных наук; позволил интегрировать в журналистскую образовательную практику опыт мирового «качественного журнализма», основанного на системе правил и социального контроля и функционирующего при этом в условиях рынка.

Результаты исследования, направленного на выявление концептуальных отличий понимания журналистики в учебных дискурсах Беларуси и России, фиксируют уникальность и особенность национальной журналистики двух стран, объединенных советским прошлым и русским языком. Сравнение двух журналистских концептов позволило установить следующие различия: Россия следует приоритетам «системности» и ориентирована на выполнение социального заказа, а Беларусь тяготеет к приоритету «личностного начала» в понимании журналистики и сохраняет «системность» как высокую миссию воздействия и просвещения.

 

Библиография

Аникина М.Е. Журналист и социолог: грани сотрудничества и особенности профессиональной подготовки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 69–78.

Брэтон Ф., Пру С. Выбух камунікацыі. Нараджэнне новай ідэалогіі. Мінск: Тэхналогія, 1995.

Булацкий Г.В. Кузница журналистских кадров Белоруссии. Веснік БДУ. 1981. №3. С.20–22.

Вальковский М.А. Журналистское образование: актуальные аспекты и тенденции // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2019. № 2. С. 17–22.

Вараб’ёў В.П. Перспектывы медыяадукацыі. Рэтраспектыўным газетным радком. Мн., 2005.

Владимирова Т.Н., Фефелкина А.В. Журналистское образование: системный анализ становления // Известия Иркутской гос. экономической академии. 2014. № 4. Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19314 (дата обращения: 15.09.2022).

Вопросы публицистики. Минск: Изд. БГУ им. В.И. Ленина, 1969.

Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. Мн.: Изд. центр БГУ, 2002.

Градюшко А.А. Журналистское образование в Республике Беларусь в эпоху цифровизации // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / под ред. И.В. Челышевой. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 48–52.

Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Ўсходняй Еўропы / рэд. М.Ф. Мэлет. Мінск: Тэхналогія, 1995.

Дмитриев Е.И. (а) Социология журналистики: конспект лекций. Мн.: БГУ, 2001.

Дмитриев Е.И. (б) Формирование социологической культуры журналиста // Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2001. № 2. С. 91–96.

Дрок Н., Лукина М.М., Замков А.В. Профессиональные роли журналистов будущего: взгляд российских преподавателей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 1. С. 3–25.

Дубовик С.В. Журналистское образование в Беларуси: состояние и перспективы // Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2016. № 2. С. 9–12.

Загидуллина М.В. Теория журналистики: к вопросу об индигенизации отечественных медиа-исследований // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. 1 (15). С. 64–73.

Інстытут журналістыкі: да 70-годдзя заснавання нацыянальнай школы журналістыкі. Мінск: Белфаксвыдатгруп, 2014.

Коломиец В.П., Разин П.В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.5

Кулинка Н.А., Федотова Н.А. Время несбывшихся надежд: 17 интервью с белорусскими журналистами о 1990-х. Вильнюс: Логвинов, 2014.

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 5. Москва, 1971.

Нигматуллина К.Р. Новая логика обучения журналистов для цифровой среды // Мультимедийная журналистика / под ред. В.П. Воробьева. Минск: БГУ, 2018. С. 202–205.

Потребин А.В. Экономика и менеджмент СМИ: учебное пособие. Минск, 2005.

Современное журналистское образование: компетентностный подход / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2011.

СлукаА.Г. Беларуская журналістыка: падручнік. Мінск: БДУ, 2011.

Слука А.Г. Творчая лабараторыя (слова аб факультэце журналістыкі) // Веснік БДУ. 1996. № 2. С. 19–22.

Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Мн.: Университетское, 1990.

Тулупов В.В. Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура // Вопросы журналистики. 2017. № 1. С. 35–44. DOI: 10.17223/26188422/1/4

Тулупов В.В. Журналистика и журналистское образование в современных условиях // Вестник ВГУ. 2019. № 1. С. 155–160.

Фатеева И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2008.

Шестеркина Л.П., Бевз А.А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.11

 

Jakubowicz K. (2001) Rude Awakening Social and Media Change in Central and Eastern Europe. Javnost The Public: Journal of the European Institute for Communication and Culture 8 (4): 59–80. DOI: 10.1080/13183222.2001.11008786

Zagidullina M., Fedotova N., Antropova V., Panova E., Patrebin A., Lebedzeva M. (2021) How is journalism defined in university handbooks? A conceptual analysis of students’ literature, examples of Russia and Belarus. Journalism. DOI: 10.1177/14648849211005591