Ссылка для цитирования: Тихонова О.В., Подзолкова И.Ю. Телеканал «Мир Белогорья»: особенности функционирования // Медиаскоп. 2022. Вып. 1 Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2770
DOI: 10.30547/mediascope.1.2022.1
© Тихонова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), tihonovao@list.ru
© Подзолкова Ирина Юрьевна
видеоредактор отдела визуального контента сайта «Российской газеты» (г. Москва, Россия), ya.podzolkovairina@yandex.ru
Аннотация
Предпринятое авторами исследование посвящено изучению процесса функционирования регионального телевидения России на примере телеканала «Белогорье» Белгородской области. В данной статье представлены результаты количественного и качественного анализа содержательного наполнения эфира, адресованного целевой аудитории, а также рассмотрена программа действий телекомпании в условиях продолжающейся цифровой трансформации с целью повышения конкурентоспособности в современной медиасреде страны.
Ключевые слова: региональное телевидение, «Мир Белогорья», контент, аудитория, цифровизация, производственный процесс.
Abstract
The study undertaken by the authors is devoted to studying the process of functioning of regional television in Russia on the example of the Belogorye TV channel in the Belgorod region. This article presents the results of a quantitative and qualitative analysis of the content of the air, addressed to the target audience, and also considers the program of actions of the television company in the context of ongoing digital transformation in order to increase competitiveness in the modern media environment of the country.
Keywords: regional television, Mir Belogorye, content, audience, digitalization, production process.
Введение
По категориальному признаку территории распространения сигнала среди телеканалов России выделяют «общенациональные/федеральные, региональные и муниципальные (городские или вещающие на более мелкие населенные пункты)» (Вартанова, ред., 2021: 94), что обусловлено административно-территориальным делением страны. Региональное телевидение, играющее значительную роль в информационном пространстве государства, в октябре 2019 г. с завершением в стране важного процесса перехода на цифровое вещание получило для своего развития перспективные возможности. В связи с этим структура телевещания подверглась изменениям, определились новые способы функционирования телекомпаний. К примеру, коренным образом изменился характер сбора, распространения и потребления информации. Также увеличилась доступность контента. За счет кроссплатформенной подачи материала телевизионных каналов увеличилось время, которое зритель может потратить на потребление информации, выбирая для себя удобное устройство потребления. При этом в зависимости от платформы компании стараются уменьшать хронометраж материалов с учетом временной концентрации внимания зрителя, которая в начале 1980 гг. составляла от 18 до 20 мин., потом сократилась до 13 мин., а в начале 2000 гг. – до 11 мин. Сегодня зритель может удерживать внимание до 2,5 мин1. В связи с этим официальные аккаунты телекомпаний в социальных сетях все чаще содержат отдельные сюжеты, а не новостной выпуск, как это наблюдалось ранее, или короткие видео-backstage со съемок, привлекающие внимание зрителя и заставляющие его посмотреть тот или иной материал полностью.
Изменилась и стилистика подачи информации. Если в начале 1980 гг. новости на телевидении преподносились в строгой и сухой манере повествования, и такой формат вскоре прискучил аудитории, то со временем редакторы информационных программ во избежание массовой потери аудитории обратились к внедрению развлекательных компонентов в выпуски, которые условно можно разделить на несколько уровней: 1. языковой (обороты, позволяющие зрителю почувствовать себя участником диалога, «Для Вас мы проверили, посчитали, выяснили, испытали на себе, нашли в архиве, пригласили в студию»); 2. структурный (чередование закадрового текста со стендапами корреспондентов, лайфами и люфтами), 3. монтажный (разная длительность кадра для сохранения динамики, иллюстрация сказанного графиками и анимацией) 4. звуковой (музыкальные подложки). Сегодня информация в новостном телевещании представляет собой уже не перечисление сухих фактов и событий, а качественный медийный продукт, в создании которого используется и метод инфотеймента, что увеличивает аудиторию.
Российские исследователи в своих трудах обращаются к актуальным вопросам тенденций развития региональных эфирных полновещательных телеканалов – важного сегмента отечественной телевизионной системы (Дугин, 1997; Цвик, 2004; Голядкин, 2014), а также развития российского телевидения и национальной медиасистемы в контексте социально-политических изменений как факторов появления новых способов доставки видеоконтента (Ершов, 2011, 2012; Каратаев, 2017, Ефанов, 2018; Вартанова, ред., 2021). Результаты анализа эмпирических данных, полученных путем многолетнего изучения аспектов функционирования телеканалов страны, в научных работах российских ученых позволяют структурировать сектор регионального телевидения, выделить его экономические модели и охарактеризовать программную политику полновещательных телеканалов (Вырковский, Макеенко, 2014). Итоги изучения медиаметрических показателей телекомпаний, в том числе региональных, и динамики зрительских предпочтений на фоне возникшей в мире пандемии коронавируса дают основания оценить современное состояние исследуемого нами сектора медиарынка (Вартанова, Коломиец, 2021), на примере рассмотрения телевизионного поля Крыма и Севастополя в условиях нового государства (Щепилова, Жуков, 2020; Громова, 2020) и специфики программирования и контент-стратегий локального телевидения (Долгова, 2017, 2021) – говорить о схожих тенденциях в отечественном региональном телевизионном секторе в целом. Кроме того, необычный ракурс исследований, связанный с выявлением мотивов медиапотребления учащейся молодежи в крупных российских городах (Дунас, Салихова, Толоконникова, Филаткина, 2020), предоставляет возможность определить некоторые штрихи портрета молодой аудитории регионального ТВ.
При этом, несмотря на научный интерес отечественных теоретиков к разнообразным аспектам общей региональной телевизионной тематики, комплексного исследования процесса цифровизации в рамках отдельных региональных каналов, представленного в виде, к примеру, монографии или диссертации, до настоящего времени не проводилось. Данный факт обуславливает, в свою очередь, научную новизну настоящей работы.
Методология исследования
В качестве основного метода исследования авторами был использован количественный и качественный анализ. Изучены 927 эфирных видеоматериалов 83 выпусков ежедневного информационного проекта «Такой день» за период телесезона (сентябрь-май) 2019–2020 гг. и полусезона (сентябрь-декабрь) 2020–2021 гг. Хронологические рамки исследования захватывают, в частности, период начала пандемии коронавируса COVID-19 в стране, что помогает авторам выявить интересные закономерности в способах привлечения внимания аудитории, новых форматах подачи новостей и тематической наполненности информационного блока.
Для проведения исследования, связанного с анализом видеоматериалов телеканала «Мир Белогорья», авторами был разработан специальный кодификатор, фиксирующий такие количественные характеристики, какжанры (репортаж, комментарий, беседа, интервью и т.д.); тематика (культура, искусство, наука, религия, образование и т.д.); герои (деятели культуры, искусства, работники науки, образования, обычные граждане и др.); «география» освещения тематики в материалах (Россия в целом, субъект Федерации, соседние регионы и т.д.); выразительные средства экрана (особенности монтажа, включение инфографики, фоторяда, фрагментов художественных и документальных лент и т.д.), а также качественные характеристики:стилистические языковые средства (использование фольклора, пословиц и поговорок, литературных образов, цитат, стихов, различных тропов, метафор, фразеологизмов, избыточных иностранных слов и т.д.).
Для изучения современного процесса телевизионного производства регионального телеканала в условиях продолжающейся цифровизации, актуальных аспектов продвижения эфирного контента в сети и привлечения внимания аудитории были использованы такие методы исследования, как обобщение, систематизация, анализ, сравнение, дедукция, индукция, включенное наблюдение (один из авторов представленной статьи работал в редакции рассматриваемого канала в качестве корреспондента) и экспертное интервью (с шеф-редактором Е.В. Калугиной2).
Концепция вещания и аудитория телеканала «Мир Белогорья»
Медиакомпания «Мир Белогорья» объединяет несколько информационных площадок: телеканал собственного программирования, одноименное радио, сетевое издание mirbelogorya.ru, собственный канал на видеохостинге YouTube и официальные страницы в соцсетях (ВКонтакте, «Одноклассники» и др.) с оригинальным ежедневно обновляемым видеоконтентом, иногда раньше телепремьеры, при этом в сторис3 Instagram4 размещались бекстейджи5 со съемок, а в основную ленту попадали лишь наиболее интересные сюжеты с целью получения большего количества просмотров.
Телеканал «Мир Белогорья», функционирующий с 5 октября 2004 г., решает социальную задачу удовлетворения потребности граждан в качественном и доступном телепродукте. Гуманитарная направленность, базирующаяся на незыблемых общечеловеческих ценностях, позволила руководству создать истинно семейный телеканал, формирующий у зрителя позитивное мышление и уверенность в завтрашнем дне. Сверхзадачей компании остается создание единого информационного пространства Белгородской области.
Доступный на 21-й кнопке в сетях кабельных операторов региона «Мир Белогорья» с 2019 г. является в Белгороде сетевым партнером федерального телеканала ОТР, в сетке вещания которого выделены две «врезки» условного прайм-тайма: 6:00–9:00 и 17:00–19:00. Телеканал, единственный среди белгородских СМИ, имеет универсальную лицензию, что в сочетании с собственным программированием круглосуточного эфира является необходимым условием для вхождения в региональный мультиплекс, если решение о возможности запуска такового будет принято на федеральном уровне.
В рейтинге региональных каналов по числу подписчиков в соцсетях (НАТ, 2019) телеканал «Мир Белогорья» занял 15 строчку из 267 (среди телекомпаний городов с населением менее 1 млн. чел.). В таблице 1 представлены результаты нашего сравнительного количественного анализа активности площадок соцсетей в разные периоды. С января 2019 г. по январь 2020 гг. демонстрируется увеличение числа подписчиков. Относительно прироста пользовательской аудитории в январе-октябре 2020 г. положительная динамика подтверждается показателями. Однако, примерно одинаковыми темпами растет количество пользователей аккаунтов телеканала «Мир Белогорья» только в «ВК» и Twitter, на остальных же площадках процесс замедлен примерно вдвое, в Instagram6 – более чем в 3 раза. В октябре 2021 г., т.е. спустя год, в начале телевизионного сезона 2021–2022 гг. анализ показал продолжающийся прирост аудитории на всех площадках, кроме Twitter.
Таблица 1
Количественные показатели активности аккаунтовтелеканала «Мир Белогорья» на площадках соцсетей в периоды:январь 2019 г. – январь 2020 г., январь-октябрь 2020 г., октябрь 2021 г.
Социальные сети |
Количество подписчиков |
Процент прироста |
Количество подписчиков |
Процент прироста |
Количество подписчиков |
Процент прироста |
01.2019-01.2020 |
01.2019-01.2020 |
01.2020-10.2020 |
01.2020-10.2020 |
10.2021 |
10.2021 |
|
YouTube |
99 400 |
+ 46% |
120 000 |
+ 20% |
144 938 |
+20% |
ВКонтакте |
23 203 |
+ 30.5% |
31 207 |
+ 34% |
37 366 |
+ 19% |
Одноклассники |
12 369 |
+ 77% |
17 884 |
+ 44.5% |
23 458 |
+ 31% |
Instagram7 |
7 896 |
+ 116% |
10 700 |
+ 35.5% |
16 391 |
+53% |
Facebook8 |
4 576 |
+ 18.1% |
5 017 |
+ 9.6% |
5 211 |
+ 3,8% |
1 888 |
+ 0.05% |
1 901 |
+ 0,7% |
1 871 |
– 1,5% |
Кроме этого, самой молодой и развивающейся медиаплатформой телеканала в социальных сетях стал Тик-Ток9, однако канал недостаточно развит и насчитывает менее 100 подписчиков. Его дальнейшее развитие пока приостановлено из-за введенных ограничений. Журналисты выкладывали в соцсеть ролики, в которых, следуя трендам, показывали танцевальные умения, небольшие юмористические зарисовки, а также «внутреннюю кухню» телепроизводства.
Телеканал «Мир Белогорья» присутствует сегодня во всех возможных сегментах распространения:
– Круглосуточное эфирное вещание: в регионе компания имеет развернутую сеть из 26 собственных телепередатчиков с охватом всей территории Белгородской области;
– Кабельные сети: стопроцентный охват населенных пунктов региона, с марта 2017 г. канал «Мир Белогорья» в обязательном порядке размещается на 21-й кнопке всех кабельных операторов области сразу после каналов двух федеральных мультиплексов10;
– Интернет-телевещание: на сайте mirdelogorya.ru, в приложениях «Бонус ТВ», VINTERA TV, SPB TV;
– Мобильные приложения: SPB TV, «Русское мобильное ТВ»;
– IPTV: региональный оператор «Ростелеком»;
– Спутниковые каналы доставки сигнала: с декабря 2013 г. телеканал «Мир Белогорья» планомерно увеличивает зону потенциального охвата за счет вхождения в сеть спутникового вещания. Начав с сотрудничества с оператором на спутнике Horizons-2 в рамках программы «Первый региональный спутниковый мультиплекс “ОРИОН ЭКСПРЕСС”», телеканал вошел в базовые пакеты «Телекарта HD», с 2015 г. – в пакет самого распространенного в России спутникового оператора «Триколор ТВ».
Региональный рынок телевизионных кампаний Белгородской области представлен двумя участниками – ТРК «Мир Белогорья» и ГТРК «Белгород» (ФГУП ВГТРК). Причем, «Мир Белогорья» достаточно уверенно занимает лидирующие позиции: канал наиболее полно представлен во всех доступных сетях доставки (без учета мультиплекса) при максимальном проценте потенциального охвата зрительской аудитории. Его позиции еще больше укрепились после поглощения им крупного городского холдинга «Белгород-медиа» в июне 2021 г.11
Вещательная концепция исследуемого канала заключается в ориентированности на самые широкие возрастные и социальные категории зрителей. При разработке идей отдельных передач и программных блоков в основу ставится принцип «оптимистичного ТВ», пропагандирующего уверенность в будущем, стабильность настоящего, адекватную оценку событий. Журналисты стараются не нагнетать страх и избегать формулировок, которые могут вызвать социальную напряженность.
Благодаря четко разделенным территориям ответственности между корреспондентскими пунктами, в эфире канала освещаются события, происходящие в самых отдаленных районах области, что делает информационные блоки актуальными и интересными каждому жителю региона. Центральный корреспондентский пункт работает в Белгородском, Борисовском, Ракитянском, Краснояружском, Прохоровском, Корочанском, Ивнянском районах и Яковлевском и Шебекинском городских округах. Также действуют два корреспондентских пункта «Мира Белогорья» в Алексеевке и Старом Осколе. Первый освещает события в Алексеевском, Красненском, Красногвардейском и Ровеньском районах, второй – в Старооскольском и Губкинском городских округах. Корпункты имеют свои помещения и укомплектованный штат сотрудников (корреспондент, оператор, видеоинженер, водитель). При этом фрилансер из Нового Оскола готовит материалы в командировках по Новооскольскому, Чернянскому, Волоконовскому, Валуйскому и Вейделевскому районам.
Успех выбранной концепции функционирования корпунктов подтверждают данные социологического исследования на выявление запроса целевой аудитории на форму и содержание новостной программы «Такой день», инициированного телекомпанией в 2019 г.12 Согласно данным, «Мир Белогорья» смотрит 61% жителей Белгородской обл., среди которых 77.6% сельчан, что свидетельствует о достаточно широкой популярности телеканала, обладающего потенциалом для информационной экспансии на фоне развития технологической инфраструктуры. Следует отметить, что по сравнению с результатами подобного исследования 2014 г. аудитория телеканала «Мир Белогорья» увеличилась за пятилетний период на 15,6%, а доля зрителей, регулярно смотрящих программы канала, – на 11,7%.
Подача контента: жанры, тематика, приемы удержания зрителя
Основу вещания телеканала «Мир Белогорья» составляют свыше 80 телепроектов: информационных передач, посвященных истории региона, культуре, науке и спорту, образовательных программ, выпусков новостей. В поле нашего исследования находятся эфирные материалы 83 выпусков ежедневного проекта «Такой день» телесезона 2019–2020 гг. и полутелесезона 2020–2021 гг.
Изучаемая программа производится информационным отделом телеканала с февраля 2018 г. и постоянно находится в ракурсе модернизации содержательного формата. «Такой день» можно назвать новостями нового формата, имеющего свои особенности, связанные с участием экспертов в студии (статусных чиновников, столичных экспертов; простых, но удивительных людей, делающих в жизни что-либо важное), включением полезных рубрик о том, как сориентироваться в меняющейся реальности («Экономика», «Официальная хроника», «Афиша», «Мозаика территорий» – об отдаленных районах Белгородской области), и историй о людях, явлениях или событиях, которые влияют на нашу жизнь, а также с приносимыми гостями или журналистами со съемок в студию артефактами (вещественными объектами, относящимися к событиям и имеющими знаковое, символическое содержание).
Запись программы «Такой день» идет в прямом эфире, поэтому в восприятии зрителя создается эффект оперативности, срочная информация передается в эфир практически моментально. Остальные новостные сюжеты сняты и смонтированы заранее. При этом не исключены и прямые включения с различных мероприятий.
Остановимся на количественных характеристиках жанрового своеобразия проекта, отраженных в Таблице 2. В эфире новостной программы «Такой день» нами зафиксированы следующие основные жанры: репортаж (событийный, тематический, проблемный); комментарий события (дикторская начитка на видеоряд сопровождается одним или иногда двумя синхронами эксперта); беседа (с гостем в студии); блиц-интервью13. Среди материалов мы отметили несколько наиболее часто встречающихся видов. 1. Предваряющий: его журналисты делают до наступления события (к примеру, выставки, концерты, фестивали), анонсируя его, создавая некую интригу, настроение ожидания, позволяют зрителю узнать лишь общие сведения о предстоящем мероприятии. 2. Материал реального времени – о том, что было сегодня. 3. Так называемый продолжающий сюжет: дающий оценку результатам какого-либо произошедшего события. Наименее востребованным является жанр документального фильма.
Таблица 2
Жанры эфирных материалов выпусков программы «Такой день» в периоды: сентябрь 2019 г. – май 2020 г. и сентябрь-декабрь 2020 г.
Жанры эфирных материалов |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Репортаж |
353 |
38% |
Комментарий |
256 |
28% |
Беседа |
168 |
18% |
Блиц-интервью |
92 |
10% |
Зарисовка |
51 |
5% |
Документальный фильм |
7 |
1% |
Тематическая актуальность программы, представленная в количественном соотношении в Таблице 3, меняется в зависимости от происходящих в регионе процессов, явлений и событий. Анализируемый период пришелся на пандемию коронавируса, поэтому большая часть эфиров была посвящена темам работы медицинских работников, сводок заболевших, лекарственного обеспечения региона, социальной поддержки населения и т.д. Кроме этого, в тройку популярных тем попала и политика, что связано с назначением врио губернатора Белгородской области В. Гладкова. Телеканал чаще обычного (по 3–4 материала в выпуске) освещал деятельность нового главы региона (ежедневные совещания, поездки по районам, личный прием граждан) для формирования в представлении аудитории положительного образа руководителя. Такая программная стратегия продлилась до момента выборов в сентябре 2021 г. и продолжается до сих пор.
В целом, тематика выпусков разнообразна: затрагиваются вопросы социальной сферы, образования, экономики, семьи и ЖКХ, а также спорта; науки; транспорта, дорог; культуры и искусства. К наименее популярным тематикам эфирных материалов относятся религия, криминал, туризм и чрезвычайные ситуации. Среди событий, освещавшихся в эфире – акция «Под Знаменем Победы» в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 2020 г.), обрушение дома в Яковлево из-за взрыва бытового года (4 декабря 2019 г.), Всемирный день танго в Белгороде (11 декабря 2020 г.).
Таблица 3
Тематика эфирных материалов программы «Такой день» ТК «Мир Белогорья» в сентябре 2019 г. – мае 2020 г., сентябре-декабре 2020 г.
Тематика эфирных материалов |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Медицина |
152 |
17% |
Социальная сфера (уровень жизни, инвалиды и пр.) |
149 |
16% |
Политика, работа органов власти |
119 |
13% |
Образование |
92 |
10% |
Экономика, бизнес, производство |
85 |
9% |
Семейная сфера |
76 |
8% |
ЖКХ, строительство жилья |
43 |
5% |
Спорт |
37 |
4% |
Наука |
43 |
4% |
Транспорт, дороги |
37 |
4% |
Культура, искусство |
26 |
3% |
Религия |
21 |
2% |
Правоохранительная сфера, криминал |
23 |
2% |
Туризм, туристическая инфраструктура |
17 |
1% |
Чрезвычайные ситуации |
7 |
менее 1% |
Информационный телепроект ориентирован на широкий круг аудитории, дифференциация тематики привлекает все больше телезрителей, давая им ответы на все интересующие вопросы о жизни города. Чтобы постоянно удерживать внимание телезрителя, создатели программы разделили ее на несколько структурных блоков: приветствие, анонс материалов выпуска, новостной блок, гость в студии, новостной блок, анонс предстоящих событий. Композиция выпусков схожа: после заставки телепередачи (достопримечательности региона, главные сельскохозяйственные предприятия, виды ландшафта на фоне звука тиканья часов за кадром) следует приветственное слово ведущего: «Здравствуйте! В студии Александра Третьякова. Наша команда работает, чтобы вы всегда были в курсе всех самых интересных и важных событий региона. Сегодня в выпуске не только последние новости, но и гость в студии»; «Здравствуйте! В студии Екатерина Ковалева. Это программа «Такой день», зрители которой никогда не смогут сказать, что они что-то пропустили» или «Здравствуйте! В студии Алексей Ерофеев. Как обычно, из целого вороха событий мы старательно отобрали то, что касается именно вас».
Ведущий выпуска всегда будто говорит со зрителем, тем самым не просто констатирует свою точку зрения, а помогает думать и рассуждать над проблемными темами вместе. Благодаря такому прямому обращению журналиста к аудитории между ними устанавливается доверительная связь. Польза для зрителя и забота о зрителе являются главными принципами, на которых базируется программная политика телеканала. После анонсирования ведущим тематик выпуска идет новостной сюжет, завершает блок анонс гостя, который появится в студии после рекламы. Информационные блоки включают обычно 3–4 сюжета в зависимости от общего хронометража выпуска (25–30 мин.).
Первый блок новостей рассказывает о главных событиях прошедшего дня; в конце выпуска анонсируются премьеры передач телеканала – исторической и образовательной тематик («Солдатики», «Уважаемый книжный шкаф»), информационно-развлекательной направленности («Сельский порядок»); а также прямые трансляции концертов, спортивных соревнований с указанием точной даты и времени, важные культурные и научные события (форумы, фестивали, выставки) известных белгородцев.
Особым в структуре программы является серединный блок с приглашенными гостями (участниками событий, политическими и общественными деятелями, экспертами). Иногда в течение программы в студию приходят два гостя: один выступает в начале выпуска, другой – ближе к концу. Эфир содержит лайфхаки и советы экспертов из разных сфер.
В числе героев репортажей и сюжетов, количественно зафиксированных в Таблице 4, как представители местных органов власти и различных учреждений, так и обычные жители региона: к примеру, главная медсестра городской поликлиники Белгорода Н. Сотникова (20 мая 2020 г.), потомственные пчеловоды – семья Нечаевых (14 августа 2020 г.), праправнучка русского писателя Л.Н. Толстого, журналистка, телеведущая Ф. Толстая (24 октября 2019 г.).
Таблица 4
Герои эфирных материалов программы «Такой день» ТК «Мир Белогорья» в сентябре 2019 г. – мае 2020 г., сентябре-декабре 2020 г.
Герои эфирных материалов |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Представители органов власти |
268 |
29% |
Представители социальных служб, медицины |
174 |
19% |
Обычные граждане |
132 |
15% |
Работники науки, образования |
105 |
11% |
Деятели культуры, искусства |
83 |
9% |
Предприниматели, представители сферы производства |
76 |
8% |
Гражданские активисты |
58 |
6% |
Представители военной сферы, МЧС |
31 |
3% |
Поскольку речь идет о телеканале «Мир Белогорья» как областном телевидении, то большая часть эфира посвящена событиям, происходящим непосредственно в белгородском регионе, что подтверждают данные Таблицы 5. Редакция обращается и к повестке российского уровня в целом и соседних регионов в частности.
Таблица 5
«География» материалов программы «Такой день» ТК «Мир Белогорья» в сентябре 2019 г. – мае 2020 г., сентябре-декабре 2020 г.
«География» эфирных материалов |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Областной центр региона |
553 |
60% |
Субъект Федерации (регион, республика, область) |
294 |
31% |
Россия в целом, государство |
74 |
8% |
Соседние регионы |
6 |
1% |
Если говорить о подаче новостей, то речь ведущих и корреспондентов исследуемого телеканала достаточно экспрессивна, при этом данная характеристика не кажется излишней. Как подтверждают количественные данные в Таблице 6, журналисты регулярно используют эпитеты, метафоры, сравнения и фразеологизмы, нередко обращаются к литературным образам, цитатам, стихотворениях, строчкам из песен («Первыми спешат познакомиться с выставкой сами герои – мастера по металлообработке, или, как их еще называют, покорители голубого огня», 30 ноября 2020 г.; «Площадь фасада здания в промзоне на Студенческой равна 3,5 тыс. квадратных метров, это все равно что половина профессионального футбольного поля. Оцените масштабы творчества художников», 5 ноября 2020 г.; «Говорят не повезет, если черный кот дорогу перейдет… Продолжение этой песни знают все, но не все знают, откуда растут ноги у этого поверия», 17 ноября 2020 г.). Зафиксированы примеры использования фольклора, пословиц и поговорок. Обилие стилистических языковых средств способствует привлечению внимания целевой аудитории. Периодически в своей речи ведущие употребляют молодежный сленг, чтобы тем самым вызвать интерес молодой аудитории (в свое время в эфире «Мира Белогорья» существовала специальная передача для зрителей взрослого поколения, которым объяснялось значение таких слов). Несколько раз такой прием применялся для создания эффекта иронии. Было замечено избыточное использование в некоторых сюжетах иностранных слов.
Таблица 6
Стилистические языковые средства материалов программы «Такой день» ТК «Мир Белогорья» в сентябре 2019 г. – мае 2020 г., сентябре-декабре 2020 г.
Стилистические языковые средства эфирных материалов |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Тропы, метафоры, фразеологизмы и пр. |
398 |
43% |
Литературные образы, цитаты, стихи и пр. |
299 |
32% |
Фольклор, пословицы и поговорки |
223 |
24% |
Избыточные иностранные слова |
7 |
1% |
Более насыщенной программу делают технические невербальные средства, что подтверждается данными Таблицы 7. Профессиональная видеосъемка делает интересными планы, ракурсы, панорамы. Многие кадры в сюжетах сняты квадрокоптером (в распоряжении компании находятся два обычных и один гоночный14). Такой вид съемки используют в двух целях: показать масштаб события или подчеркнуть определенную деталь. Например, традиционный Парад Победы и продолжившую его акцию «Бессмертный полк» снимали с воздуха15 (9 мая 2019 г.). Аудитория смогла увидеть масштабность события и оценить его грандиозность (в праздничных мероприятиях участвовало свыше 180 тыс. белгородцев). Стендап Н. Давыдовой на фестивале народности и исторических реконструкций «Маланья» записывался одновременно на статическую камеру и на квадракоптер. При монтаже эти кадры были соединены в один, на последних словах корреспондента коптер отлетел назад, чтобы показать масштабность мероприятия (31 августа 2020 г.).
Кроме видеоряда классической съемки, журналисты программы «Такой день» периодически обращаются к роликам, сделанным очевидцами событий и размещенным ими в соцсетях, или кадрам с камер наблюдения. Так, 11 февраля 2021 г. выпуск открывала срочная заметка БЗ («без закадра») о том, как полицейский родом из Белгорода спас женщину из горящей квартиры. Видеоряд начинается с кадров пожара, где видны подробности случившегося: прибывший пожарный расчет не смог попасть в квартиру, и сержант М. Кравченко взбирался на 4 этаж по балконам16. Эксклюзивные кадры происходившего оживили новость, придали ей достоверность и наглядность, вызвали больший интерес зрителя.
Особенностью студийной работы операторов информационного проекта «Такой день» является ведение съемки с 4-х камер, что позволяет во время комментирования ведущим новости или чтения подводки часто менять крупность плана. Камера панорамно показывает всю студию в момент начала выпуска и после блока рекламы, когда в студию приходит гость. Данный подход к студийной съемке способствует привлечению аудиторного внимания.
С помощью использования при монтаже фрагментов художественных кинолент и документальных записей авторы материалов проводят параллели или оценивают исторические процессы. Архивное видеодосье телекомпании позволяет показать ход развития событий. Так, в сюжете об открытии двухуровневых дорожных развязок в Белгороде на пересечении улиц Студенческой и Калинина, а также Сумской и Чичерина17 (4 августа 2020 г.) использованные при монтаже кадры ноября 2019 г., февраля и июля 2020 г. воссоздали процесс стройки.
Внимание зрителя акцентируется с помощью инфографики, памяток, 3D-моделирования. В рубрике «Экономика» анализируемые обозревателем экономические процессы представляются в виде цифр, изображений и инструкций на экране в студии за фигурой эксперта. Подобный прием подачи информации, с одной стороны, упрощает ее восприятие, с другой – может привести в отдельных случаях при большом обилии визуальных средств к рассеянному созерцанию.
Таблица 7
Выразительные средства экрана в материалах программы «Такой день» ТК «Мир Белогорья» в сентябре 2019 г. – мае 2020 г., сентябре-декабре 2020 г.
Выразительные средства экрана в эфирных материалах |
Количество |
≈ Процент от общего числа |
Особенности монтажа |
259 |
28% |
Особенности закадрового текста и голоса |
212 |
23% |
Инфографика |
171 |
18% |
Фрагменты из художественных кинолент |
96 |
10% |
Музыка |
84 |
9% |
Фоторяд |
63 |
7% |
Документальные записи |
42 |
5% |
«“Картинка” говорит сама за себя» – основополагающее правило запущенной в конце 2020 г. рубрики «Без лишних слов», в которой журналист сознательно отказывается от интерпретации каких-либо событий и предоставляет зрителю возможность самому сделать выводы. Подобный формат активно используется на международных телеканалах, к примеру, CNN, а также распространен на видеохостинге YouTube. «Мир Белогорья» перенимает такую популярную практику – в эфир выпускаются короткие 2-минутные ролики о наиболее значимых событиях региона (законопроекте, новом детском саде, чрезвычайном происшествии и т.д.). Изображение на экране сопровождается титрами, поясняющими ключевые моменты. Вместо традиционной дикторской начитки используется легкая фоновая музыка.
В настоящее время телеканал ищет пути реализации новой идеи – включение в телевизионный эфир стримов18 с массовых мероприятий. Инструментом для проведения стримов пока служит Telegram-канал телекомпании, где доступны онлайн-трансляции без ограничений по количеству участников и с возможностью записи видео. Программа «Такой день» вышла за рамки новостной передачи и старается аккумулировать в себе новейшие тренды телесмотрения.
За время своего существования телекомпания «Мир Белогорья» накопила большой опыт реализации разнообразного по формам и подходам взаимодействия с телезрителем – от визуального привлечения аудитории до дистанционного общения с гостями эфира с помощью новых видов связи. Кроме того, повышается интерес местного зрителя реальной возможностью увидеть на экране в качестве героя репортажа или сюжета обычного человека, которым может быть сосед, знакомый или родственник.
Модернизация производства новостей
На фоне конкурентной среды, в которой функционирует телеканал «Мир Белогорья», становится очевидной необходимость выхода в неконкурентное поле, поиска новой инновационной ценности в виде регионального информационного продукта. Вопрос требует проработки в рамках масштабной стратегической сессии компании. Прежде, чем приступить к формированию новой «Стратегии роста», телеканалу необходимо было устранить технологические ограничения, которые замедляли, а в некоторых случаях и ограничивали возможности развития.
С мая 2017 г. телеканал «Мир Белогорья» перешел на прямоэфирный режим вещания, система показывает стабильную работу даже в условиях экстремально жесткой эксплуатации. В начале 2018 г. был осуществлен переход на полноэкранную картинку 16:9, что позволило компании приступить к стратегии перехода на вещание в формате высокой четкости HD. При этом технологические возможности системы уже позволяют начать разработку новой концепции информационного вещания с учетом конкурентных преимуществ, которыми обладает компания. В связи с переходом на формат более высокой четкости было решено обновить и техническое оснащение – модернизировать новостной агрегатор телеканала. После долгого выбора конкурентоспособных систем автоматизации производства новостей (САПН) руководство канала остановило свой выбор на отечественной разработке Bramtech.
Новая платформа позволила создать единую информационно-производственную среду, связать основные производственные службы (корреспондентов, операторов и инженеров монтажа) и полноценно внедрить цифровую технологию видеопроизводства. Комплексный учет видеоматериалов (от исходных отснятых до сюжетов и проектов) и программируемое удаление файлов в процессе очищения серверов стали автоматизированными.
Кроме того, в телекомпании была внедрена собственная автоматизированная система мониторинга работы операторов и журналистов. До начала 2019 г. в телекомпании координация записи корреспондентов на выездные съемки осуществлялась посредством единой рукописной тетради, содержащаяся в ней информация помогала определять не занятого на другой съемке оператора и водителя. Данные ежемесячно переносились в электронный текстовый документ MS Word, распечатывались и складывались в архив. На основании таких документов составлялись отчеты о наработанных часах каждого сотрудника. Затем произошло расширение пространства телеканала и как следствие увеличение числа сотрудников. В такой ситуации принятый процесс ведения документооборота стал неудобен.
В качестве дипломного проекта сотрудник технического отдела телеканала, студент Белгородского госуниверситета по направлению «Информационные системы и технологии» Д. Голышев создал и внедрил новую систему, обеспечившую выполнение таких многих важных функций, как авторизация с помощью логина и пароля; вход с любых устройств; редактирование необходимой информации; составление графика съемок в онлайн-режиме; формирование отчетов; возможность просмотра занятости операторов и журналистов в любой период времени; ведение статистических показателей работы сотрудников; конвертирование данных в любой формат: Word, PDF, Excel, Html; информирование коллектива посредством Email/SMS. Таким образом компания была избавлена от лишнего бумажного документооборота и вышла на качественный организационный уровень. Более того, в феврале 2021 г. сотрудники получили мобильное приложение (с расписанием), доступное для ОС IOS и Android. В процессе разработки находится еще одно приложение, которое оптимизирует все сервисы телекомпании для телефона или планшета (ТВ, радио и новостную ленту).
К техническим успехам телеканала «Мир Белогорья» можно отнести прямые включения с места событий в программе «Такой день» с июля 2019 г. Прямые эфиры транслируются сразу на все площадки в соцсетях. Портативный передатчик LiveU дает возможность выйти в эфир из любой точки земли, где имеется интернет. Но корреспонденты работали не только на земле: во время акции «Знамя Победы» журналист Г. Дудкин включался с борта самолета (9 мая 2020 г.). Флайки позволяют делать и большие трансляции.
В ноябре 2020 г. компания совершила технический прорыв относительно других телеканалов региона в виде приобретения программного видеомикшера vMix для профессиональных онлайн-трансляций в форматах HD и 4K на всевозможных платформах (YouTube, VK live, FB live, RTMP, RTMPS, Vimeo и др.) и записи мероприятий. В программе есть большое количество функций и инструментов для удобного управления процессом вещания и создания видео с уникальными графическими эффектами, необычными переходами, титрами (стандартными или фирменными, созданными во встроенном графическом редакторе). Видеомикшер также позволяет создать эффект виртуальной студии с заранее выбранным фоном. Программа делает возможным удаленный захват экрана компьютера через интернет (ретрансляция источника), одновременный вывод «картинки» на разные устройства (телевизор, телефон, планшет), моментальную обработку видеофайлов (баланс, контрастность, насыщенность, цветокоррекция), наложение изображений друг на друга, дает возможность записать готовый ролик на диск, воспользоваться готовыми шаблонами, создать «картинку в картинке». Именно благодаря новым техническим возможностям в программе «Такой день» появился новый формат – интервью по «Скайпу». В условиях пандемии такое техническое решение позволяло обойти ограничения на участие гостей в эфире, тем самым сохраняя реализацию концепции «Новый день – новый гость».
Разработанный проект модернизации системы новостей телеканала «Мир Белогорья» успешно проходит процесс поэтапного внедрения, а его своевременная реализация позволяет дирекции информационного вещания и компании в целом свести к минимуму внутренние риски, связанные с возможным сбоем нового технического оборудования, сокращением и увеличением функциональной нагрузки штатного коллектива дирекции информационного вещания в переходный период; а также дает возможность уйти от столкновений на все более агрессивном конкурентном поле стандартных новостных продуктов и сделать дирекцию информационного вещания активной точкой роста для всей компании.
Выводы
Результаты проведенного исследования показывают, что информационно-аналитический продукт регионального производства является основным конкурентным преимуществом телеканала «Мир Белогорья». Новости лидируют и по опросам телезрителей относительно их предпочтений. Концепция программы «Такой день» ориентирована на широкий круг аудитории, а дифференциация ее тематики привлекает все больше телезрителей, давая им ответы на все интересующие вопросы о жизни города и областного региона. Большая часть видеоматериалов в общей выборке исследования пришлась на репортаж и комментарий – жанры, позволяющие журналистам в полной мере осветить в телеэфире самые разные насущные темы: от медицины, социальной сферы и деятельности органов власти до чрезвычайных происшествий.
Изучение аспектов функционирования Дирекции информационного вещания телеканала «Мир Белогорья» подтверждает значимую роль в структуре компании данного подразделения, имеющего оптимальную организационную систему работы, отвечающую современным принципам отрасли. Однако в вопросе технического обеспечения телевизионного процесса автоматизированная система производства новостей, использовавшаяся до 2017 г., не соответствовала требованиям надежности, запросам к визуальному ряду и трендам отрасли в содержательном наполнении. Проект ее модернизации был призван снять технические ограничения в оперативности создания продукта, в использовании прямых эфиров и новых форматов. При этом были учтены финансовые возможности компании в условиях бюджетного финансирования, не предусматривавшего средства на закупку нового оборудования и программного обеспечения. Для решения задачи были аккумулированы финансовые возможности компании. Инвестирование в проект в размере 18 млн руб. обосновывалось соотношением угроз-выгод и расчетами окупаемости. Продуманная руководством организация этапов внедрения нового автоматизированного комплекса новостей не потребовала остановки вещания на какой-либо срок и происходила в режиме непрерывного производства.
Новейшее оборудование позволило Дирекции информационного вещания телеканала «Мир Белогорья» решить задачи трех уровней: обеспечить а) надежность процессов – стабилизировать производственную систему от сбоев, брака в эфире, гарантировать оперативную техподдержку; б) переход к новому качеству визуального ряда; в) возможности для дальнейшего стратегического развития в создании информационного продукта – объемы, новые форматы.
В условиях перехода на прямоэфирный режим вещания увеличен объем информационного вещания без повышения кадрового ресурса – за счет высвободившегося при оптимизации процессов времени. Запущенный дневной информационный выпуск прибавил дополнительные 20% вещания. Размещение контента в сети стало более оперативным, что положительно отражается на росте просмотров видеороликов пользователями аккаунтов. Полноэкранная «картинка» 16:9 позволила телеканалу «Мир Белогорья» приступить к стратегии перехода на вещание в формате высокой четкости HD, а технологические возможности системы – к разработке новой концепции информационного вещания с учетом конкурентных преимуществ компании.
Примечания
Библиография
Вартанова Е.Л. (ред.). Медиасистема России: учебник. М.: Аспект Пресс, 2021.
Вартанова Е.Л., Коломиец В.П. (ред.). Телевидение в России в 2020 году: Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2021.
Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М.: МедиаМир, 2014.
Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2014.
Громова Е.Б. Контентные особенности крымского регионального новостного эфира (на примере «Вести. Крым») // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2020. № 2. С. 187–208.
Долгова Ю.И., Перипечина Г.В. (ред.). Телевизионная журналистика. М.: Аспект Пресс, 2019.
Долгова Ю.И. Принципы программирования тематического телевидения: «Москва 24» – «канал к завтраку» // МедиаАльманах. 2017. № 5. C. 87–96.
Дугин Е.Я. Местные телерадиокоммуникации: состояние и прогноз. М.: ИПК ТР., 1997.
Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Филаткина Г.С. Мотивы медиапотребления учащейся молодежи: результаты опроса в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2020. № 67. С. 278–302.
Ершов Ю.М. Региональное телевидение в российской медиасистеме: дисс. доктора филолог. наук. М., 2012.
Ершов Ю.М. Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата // Вестник Томского ун-та. Сер. Филология. 2011. № 1 (13). С. 129–140.
Ефанов А.А. Телевидение как основное поле для инспирирования моральных паник // Сборник статей Международной научно-практической конференции КФУ «Современное телевидение: между национальным и глобальным». Казань, 2018. С. 51–56.
Каратаев Р.Ю. Трансформация регионального вещания в процессе перехода России на «цифру» // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 92–96.
Коломиец В.П. Телесреда и телепотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. М.: РАН, 2010. № 1. С. 58–66.
Степанова Н.Ю. Природа и эволюция функций телевидения // Социально-экономическое управление: теория и практика. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. № 1 (15). С. 90–94.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.
Щепилова Г.Г., Жуков Д.В. Телевизионное поле Крыма и Севастополя в условиях нового государства // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 2. С. 347–362.