Languages

You are here

Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста

Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Давлетшина М.И. Мотивы обращения и особенности медиапотребления детей младшего школьного возраста // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2736

DOI: 10.30547/mediascope.4.2021.2

 

© Давлетшина Майя Ильдаровна

аспирантка кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, (Москва, Россия), majsondavl@gmail.com

 

Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования, проводившегося среди третьеклассников четырех московских школ. Всего в рамках исследования было проанализировано 142 анкеты. Как показали результаты, дети в основном обращаются к телевидению и Интернету в развлекательных целях. При этом, несмотря на широкое распространение Интернета, телевидение все еще является наиболее удобным типом медиа для удовлетворения многих потребностей детей. Мы связываем это с тем, что телевизор максимально прост и удобен в использовании. Дети младшего школьного возраста в целом пока что не ведут активную жизнь в онлайне, и это, вероятно, непосредственно связано с особенностями этого возрастного периода. У них также преимущественно нет любимых радиостанций и любимой печатной продукции. На наш взгляд, эти показатели могут быть вызваны краткосрочным по времени детским взаимодействием с радио, значительным сокращением мест для приобретения печатной продукции в Москве, а также общей тенденцией снижения интереса к печатной продукции у современных школьников.

 

Ключевые слова: медиапотребление, детская аудитория, мотивы обращения к медиа, медиа, медиапотребности.

 

Введение

Современные дети с самого раннего детства включены в медиасреду – ученые, понимая, что данные процессы нельзя игнорировать, стараются рассматривать оказываемое медиа влияние на детей с самых разных сторон. Среди негативных последствий исследователи, например, отмечают серьезные проблемы с концентрацией внимания из-за медиамногозадачности (media multitasking), которая характерна для современного медиапространства (Van der Schuu, Baumgartner, Sumter, Valkenburg, 2015). Трансформировались и способы создания социальных связей. Так, например, для многих детей подросткового возраста стало довольно привычным, когда те или иные связи сначала формируются в виртуальном мире, а позже развиваются и переходят в реальное общение (Reich, Subrahmanyam, Espinoza, 2012).

Тем не менее широкое распространение медиа, несмотря на все вышеперечисленные сложности, привнесло и положительные изменения – у детей XXI в. постоянно улучшаются интеллектуальные показатели IQ. Согласно Дж. Флинну, данные изменения могут быть связаны не только с улучшением питания детей, изменением родительских стратегий воспитания, модернизации школьного образования, уменьшением количества детей в одной семье, но и с их ранним включением в медиасреду (Flynn, 2009). Действительно, согласно данным широко цитируемого как в академической, так и в публичной среде исследования «Дети. Медиапотребление. 2017»1, дети в возрасте 3–5 лет уже превращаются из пассивных потребителей в активных и начинают влиять на выбор медиаконтента. Каждый десятый ребенок до трех лет является обладателем собственного гаджета. Начиная с восьми лет, взаимодействие детей с медиа становится еще более важным, ведь в этом возрасте они начинают фиксировать различные поведенческие модели из медиа, которые могут быть актуальны для их жизни (Valkenburg, 2004: 33). Это, в частности, может иметь не только позитивные, но и негативные последствия для ребенка. Например, известно, что многие детские страхи являются приобретенными. Они могут возникнуть как в результате непосредственного пережитого опыта, так и в результате наблюдения за тем, как на определенные ситуации реагируют люди из ближайшего окружения или персонажи из медиапространства, с которыми себя ассоциирует ребенок (Hoffman, 2000; Valkenburg, 2004: 59).

Именно поэтому изучение детских медиапрактик сегодня особенно важно. При этом, несмотря на имеющиеся у нас данные, многое об этой аудитории остается неизвестным, т.к. она не в полном объеме входит в выборку медиаизмерителей и социологических центров. В частности, неизвестными остаются мотивы обращения детей младшего школьного возраста к медиа, их медиапривычки, которые наверняка претерпели изменения после того, как цифровые технологии еще больше проникли в их жизнь в результате дистанционного обучения в школах в 2020 г., введенного в связи с пандемией коронавируса.

 

Теоретические рамки исследования

Исследование мотивов обращения к медиа сегодня принято рассматривать в рамках Теории использования и удовлетворения (Uses and Gratification Theory), которая была предложена в 1970-е годы (Полуэхтова, 2018). Однако первые подобные исследования стали проводиться еще в 1940-е годы. Исследователи изучали мотивы обращения к радиопрограммам (в частности, к мыльным операм, которые транслировались по радио) и ежедневному чтению газет. В итоге было выявлено, что мыльные оперы помогали радиослушательницам (данные передачи слушали в основном женщины) снять эмоциональное напряжение (McQuail, 2010; Herzog, 1944; Warner, Henry, 1948). Чтение газет было для читателей не только источником полезной информации и частью ежедневной рутины, но и позволяло им иметь общие темы для разговоров с людьми (McQuail, 2010). Однако, как отмечает И.А. Полуэхтова (2009), подобные исследования стали «жертвой академической “спирали молчания”», потому что они изучали то, что нельзя было измерить и научно проанализировать.

К подобным исследованиям, как мы уже упоминали выше, вернулись во второй половине XX в., когда случился парадигмальный сдвиг и ученые стали всерьез задаваться вопросом, для чего аудитория обращается к медиа и что она в результате этого получает. Исследователями Дж. Блумлером, Е. Катцем и М. Гуревичем была разработана Теория использования и удовлетворения (Katz, Blumler, Gurevitch, 1973). Они выявили, что аудитория использует медиа для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности, иногда этот процесс происходит осознанно, иногда – нет. Ожидание того, что ту или иную потребность удастся удовлетворить с помощью медиа сформировано у аудитории в результате предыдущего опыта. В результате эмпирических исследований было выявлено, что люди хотят отвлечься от ежедневной рутины, удовлетворить потребность в общении и самоидентификации, получить актуальную информацию (McQuail, Blumer, Brown, 1972). При этом Э. Кац, М. Гуревич, Х. Хаас отметили, что источники, не относящиеся к медиа (встречи с семьей, друзьями, работа, отпуск и т.д.), также используются индивидом для этих целей, и медиа находятся в прямой конкуренции с ними (Katz, Gurevitch, Haas, 1973).

Однако иногда потребности, которые хотела удовлетворить аудитория, и те потребности, которые в итоге были удовлетворены, не совпадают между собой. В случае же если медиа удалось выполнить задачи, поставленные перед ними аудиторией, то обращение к данным медиа с этими целями станет постоянным и в итоге превратится в привычку (Palmgreen, Rayburn, 1979). В случае если этого не произошло, аудитория будет искать другие способы удовлетворения своих потребностей (например, будет обращаться к другим типам медиа). Исходя из этого, было сделано предположение о том, что разные типы медиа используются аудиторией для разных целей. Например, отмечается, что люди предпочитают включать телевизор каждый раз, когда остаются дома одни – так они пытаются преодолеть чувство одиночества, страха (Hartmann, 2009).

Мотивы обращения к медиа в целом зависят от многих факторов. В случае детской аудитории серьезное влияние на этот процесс оказывают и возрастные особенности детей. Особенно ярко это видно на примере Интернета, который предоставляет пользователям возможность не только пассивно потреблять информацию, но и самостоятельно создавать собственный контент. Например, известно, что дети младшего школьного возраста в основном обращаются к Интернету с целью развлечься, лишь незначительная часть детей обращается к новым медиа, например, и в образовательных целях (Reid Chassiakos, Radesky, Christakis, et al., 2016). Дело в том, что современные дети с самого раннего возраста начинают свое знакомство с развлекательным контентом в Интернете – они с детства используют игровые приложения, смотрят видео в Интернете и т.д. Начиная с подросткового возраста, потребности детей расширяются, у них появляется желание принадлежать к какой-то группе, переживать совместно какой-то опыт. Это желание получается реализовать и в виртуальном пространстве – они начинают использовать новые медиа в том числе и для общения (Valkenburg, Piotrowski, 2017). Исследователи также отмечают, что одним из основных мотивов обращения к медиа у современной молодежи является желание реализовать себя, т.е. потребность в самоактуализации (Дунас, Вартанов, Кульчицкая, Салихова, Толоконникова, 2020). Если раньше реализовать данные потребности получалось далеко не у каждого, то у современных молодых людей такая возможность есть. В социальных сетях они самостоятельно конструируют свой образ с помощью фотографий, записей на стене, репостов/постов, которые довольно много говорят о личности владельца страницы. Исследователи отмечают, что на этом этапе другие потребности (например, развлекательные и информационные потребности) уходят на второй план. Потребности в социализации и самореализации становятся доминирующими, что в целом объясняется социальной природой человека (Дунас, 2020).

В целом, изучение контента, который потребляют дети, и мотивы их обращения к медиа в ключевой этап для развития и становления их личности (Эриксон, 1963) является важной задачей. Например, некоторые медиапривычки, которые сформировались у них в эти годы, могут заложить основу их долговременных взаимоотношений с медиа. Напомним, что привычка – это автоматически инициируемый поведенческий ответ, который заложен в ментальном сценарии и который человек выполняет в повторяющихся знакомых ситуациях (Naab, Schnauber, 2014). Также известно, что привычка формируется за счет многочисленного повторения одного и того же действия. Дети же в целом любят привычный уклад жизни – это позволяет им чувствовать себя комфортнее и спокойнее в социальной действительности. Упорядочивание собственного мира является одной из главных их потребностей (Лимонцева, 2012). При этом, если следовать логике Теории использования и удовлетворения, регулярными наши обращения к медиа становятся только тогда, когда у медиа получается удовлетворить наши потребности. Однако этот вывод был сделан в результате эмпирических исследований, проведенных среди взрослой аудитории. В этом случае возникает вопрос, можем ли мы говорить о том, что и дети обращаются к медиа на регулярной основе только тогда, когда их потребности в результате этого удовлетворяются, или же они слушают/читают/смотрят медиа скорее «на автомате» просто потому, что сама регулярность этих действий удовлетворяет одну из их основных потребностей?

Таким образом, нами были сформулированы следующие исследовательские вопросы:

RQ 1: Каковы мотивы обращения к медиа у детей в возрасте 8–10 лет, проживающих в Москве?

RQ 2: Какие действия дети совершают в первую очередь, попадая в медиапространство?

RQ 3: Какой контент потребляют дети данного возраста?

 

Методология

В нашем исследовании участие приняли дети в возрасте от восьми до десяти лет. Нижняя граница объясняется тем, что именно с этого возраста дети начинают анализировать свой собственный опыт, а в рамках нашего исследования это особенно важно, т.к. дети должны были осмысливать собственные медиапрактики (Щеглова, 2000). Верхняя граница связана с тем, что дети старше 10 лет, согласно периодизации исследователя Д.Б. Эльконина (Эльконин, 1989: 57), считаются уже детьми подросткового возраста, а нас интересовал опыт именно детской аудитории.

Исследование проводилось в период c сентября по октябрь 2020 г. в онлайн-формате. Данный формат, безусловно, упрощает проведение исследований, но при этом порождает и некоторые сложности. Например, нередко онлайн-опросы обвиняют в некоторой нерепрезентативности и методических ошибках при их создании (Полуэхтова, 2016). В нашем случае анкеты распространялись среди третьеклассников четырех школ (ГБОУ школа № 1558 (№60); ГБОУ школа № 1532 (№36); 3-й кластер – ГБОУ школа № 1315 (№36); 4-й кластер – ГБОУ школа № 46 (№58)) и были размещены на сервисе онлайн-опросов Survio.com. Отбор школ проводился следующим образом. На сайте Департамента образования и науки Москвы был взят «Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников» по итогам 2017/2018 учебного года»2. В рейтинге представлены 399 школ. Рейтинг был разделен на четыре кластера (100+100+100+99), далее с помощью генератора случайных чисел было выбрано число (интервал 1–99) – 363. В каждом кластере для проведения метода анкетирования была выбрана школа под номером 36. Получая отказ от выбранных школ, мы смещались на шаг вниз до того момента, пока не получали согласие от школы на участие в исследовании. В финальную выборку вошло 142 анкеты.

Каждая анкета содержала 40 вопросов открытого (13 вопросов) и закрытого типа (27 вопросов). Все закрытые вопросы также имели опцию «Другое», которая позволяла респондентам сформулировать свой собственный ответ в случае, если представленные варианты ответов их не устраивали. Закрытые вопросы с множественным ответом ограничивали выбор до трех опций.

При анализе данных за 100% принималось общее число анкет – 142.

 

Результаты

Отвечая на первый исследовательский вопрос (RQ 1), мы выявили, что дети преимущественно обращаются к Интернету для того, чтобы получить информацию о том, что происходит в мире (таблица 1). Для этих же целей дети в равной степени прибегают и ко всем представленным традиционным медиа – ТВ, радио, печать. При этом, если говорить именно о получении информации полезной для школы, однозначным фаворитом здесь выступает Интернет, т.к. только в Интернете можно осуществлять целенаправленный поиск интересующей в данный момент информации.

Когда им скучно, дети в основном обращаются к телевидению и Интернету, причем количество детей, указавших ТВ для удовлетворения этой потребности, несколько превышает количество детей, использующих Интернет в этих целях. Дети также обращаются к телевидению тогда, когда им нужно избавиться от чувства одиночества – у телевидения все еще нет конкурентов, когда речь идет об удовлетворении этой потребности. В то же время для общения с друзьями и родственниками и для того, чтобы поделиться собственными достижениями дети, безусловно, выбирают Интернет, т.к. только с помощью Интернета можно удовлетворить данные потребности.

Особый интерес вызывают данные о том, к каким типам медиа дети обращаются, когда они хотят поднять себе настроение. Мы видим, что телевидение здесь снова опередило Интернет. Любопытным является и то, что для удовлетворения этой потребности более 29% детей обращаются к радио.

Для того, чтобы получить эстетическое удовольствие, дети преимущественно смотрят телевизор. Телевидение из-за больших бюджетов и профессиональных команд, которые работают над каждой программой, предлагают телезрителям более качественно сделанный контент – профессиональная видеосъемка, интересные локации, правильно выставленный свет и т.д.

 

Таблица 1

Мотивы обращения детей младшего школьного возраста к ТВ/Радио/Печати/Интернету (%) 

 

ТВ

Радио

Печать

Интернет

Для того, чтобы узнать о том, что происходит в мире

21,8

22,5

21,8

30,3

Для того, чтобы получить полезную информацию для школы

7,8

9,2

19

45,1

Для того, чтобы развлечься, когда мне скучно

59,1

28,2

27,5

57,7

Для того, чтобы не чувствовать себя одиноко, когда находишься дома один

14,1

2,1

0,7

5,6

Для того, чтобы общаться с друзьями/родственниками

0,7

2,1

2,8

47,2

Для того, чтобы поделиться интересными событиями, своими достижениями и т.д.

6,3

4,2

5,6

19

Для того, чтобы повеселиться и поднять себе настроение

36,7

29,6

11,3

33,1

Для того, чтобы смотреть красивые фильмы/сериалы/мультфильмы, слушать чудесную музыку и любоваться картинками/картинами и т.д.

45,8

12,7

4,9

26,8

Не смотрю/не слушаю/не читаю/не пользуюсь

2,8

19,7

36

1,4

Другое

4,2

6,3

4,9

2,1

 

Отвечая на исследовательские вопросы RQ 2, RQ 3, мы выявили, какие действия дети совершают в первую очередь, взаимодействуя с теми или иными типами медиа, а также определили контент, который они потребляют.

 

Телевидение

Обращаясь к телевидению, дети преимущественно сразу стараются найти какой-то определенный телеканал. Например, они ищут такие телеканалы, как «Карусель», «Дисней», «Пятница», СТС, «Матч ТВ». Важно отметить, что некоторые респонденты указывали не сами названия каналов, а номера кнопок, на которых они располагаются («Ну я сразу включаю 8 канал»; «Нажимаю кнопку 8»; «90 и 25 и 8»). Дети также указывали, что ищут каналы с мультиками или просто писали, что включают любимый канал.

Лишь 10,6% участников исследования отметили, что они переключают каналы в поисках интересующего их контента – в основном дети, обращаясь к ТВ, уже знают, что они хотят посмотреть.

При этом небольшое число респондентов (2,1%) под просмотром подразумевали использование Интернет-ресурсов на экране ТВ (например, просмотр видеоконтента на YouTube и в онлайн-кинотеатре Ivi).

 

Таблица 2

Первые действия детей при включении телевизора (%)

Ищу определенный телеканал

76,8

Переключаю каналы

10,6

Ищу интересный фильм/ интересную программу

3,5

Не смотрю

3,5

Включаю YouTube/Ivi

2,1

Другое

3,5

 

Анализируя ответы на вопрос, касающийся любимых телевизионных передач у детей, нами были выделены следующие категории: «Мультфильмы», «Развлекательные программы/каналы», «Передачи/каналы про путешествия», «Спортивные программы», «Образовательные программы/каналы», «Развлекательные детские программы», «Новости». Для удобства мы не стали выделять их отдельно, а зафиксировали их в соответствующих их тематике категориях. Например, «2x2», «Дисней», Cartoon Network, «Карусель», Nickelodeon – «Мультфильмы»; «Пятница», СТС – «Развлекательные программы/каналы»; «Мир», «Моя планета» – «Программы/каналы про путешествия»; Discovery, «Доктор», Animal Planet – «Образовательные программы/каналы».

Так, мы видим, что детей больше всего интересуют развлекательные передачи и каналы. Например, большой интерес у них вызывают передачи, связанные с процессом приготовления еды («Кондитер», «На ножах», «ПроСТО кухня», «Живая еда», «Адская кухня»). Также детей интересуют передачи, в которых присутствует соревновательный компонент («Последний герой», «Форд Боярд», «Русский Ниндзя», «Удивительные люди»). Они также отмечали и такие популярные развлекательные передачи, как «Вечерний Ургант», «Русское лото», «Поле чудес».

 

Таблица 3

Любимые телевизионные передачи/каналы респондентов (%) 

Развлекательные программы/каналы

22,5

Нет

21,1

Мультфильм

21,1

Программы/каналы про путешествия

16,9

Развлекательные детские программы/каналы

12

Образовательные программы/каналы

8,4

Спортивные программы

2,8

Новости

0,7

Сильная эмоциональная реакция («Блин»)

0,7

Другое (ютуб-каналы: +100500; А4)

1,4

 

Более 21% участников исследования отметили, что по телевизору они прежде всего предпочитают смотреть мультфильмы. В большинстве случаев респонденты просто указывали ответ «Мультики». Однако некоторые дети называли и конкретные мультфильмы: «Леди Баг и Супер-кот», «Элвин и бурундуки», «Волшебные покровители», «Губка Боб», «Доброе утро с Микки», «Куми-Куми». Как мы видим, детям интересны мультфильмы, которые популярны во всем мире, практически все они не российского производства. Исключение – российский анимационный сериал «Куми-Куми».

Более 16% респондентов отметили, что их любимыми передачами являются передачи о путешествиях. Наибольший интерес у детей вызывает передача «Орел и решка». Некоторые дети также указывали передачу «Мир наизнанку».

Нам также встретилась интересная закономерность – детям нравятся передачи, в которых участие принимают сами дети. Например, они указывали такие программы, как «Голос.Дети», «Навигатор», «Ералаш», «Вкусняшки шоу», «Еда на ура!». Безусловно, интерес вызывают передачи, которые посвящены тому, как сделать поделки или игрушки своими руками («Мастерская Умелые Ручки», «Студия Каляки-Маляки»).

При этом более 21% респондентов отметили, что у них нет любимых телепрограмм. Вероятно, некоторые участники исследования потребляют телевизионный контент либо в фоновом режиме, либо они просто присоединяются к телепросмотру, когда в семье кто-то уже включил и смотрит телевизор, но не они сами являются инициаторами этой медиапрактики.

 

Интернет

В случае с Интернетом, мы видим, что первым делом более 35% респондентов открывают видеохостинг YouTube. Некоторые дети конкретизировали и отмечали именно определенные ютуб-каналы. Например, А4, «Желейный медведь Валера». Более 20% участников исследования ответили, что они бы сразу же открыли игры. В частности, указывались такие игры, как Brawl Stars, Minecraft, Roblox и т.д. Более 14% опрошенных отмечали, что они сразу же заходят в социальные сети, преимущественно в TikTok. 12% опрошенных отметили, что они заходят в поисковые системы («Яндекс»).

Более 9% респондентов отметили, что они сразу же заходят в мессенджер WhatsApp. Более 4% детей указали, что они в первую очередь заходят на образовательный портал «Учи.ру» и в электронный журнал.

Интересно, что более 5% детей отметили, что они ничего не открывают. Количество респондентов, указавших данный вариант в этом блоке, значительно ниже, чем в блоке про ТВ, радио и печать.

 

Таблица 4

Первые действия детей при обращении к Интернету (%) 

Видеохостинг YouTube

35,2

Игры

20,4

Социальные сети

14,8

Поисковые системы

12

Мессенджер WhatsApp

9,8

Ничего не открою/Нет

5,6

Сайты/приложения для учебы (Учи.ру; Электронный журнал)

4,2

Тематические сайты

2,8

Другое

2,8

 

Говоря о своих любимых приложениях/сайтах в Интернете, 38% респондентов отметили видеохостинг YouTube (таблица 5). При этом некоторые дети указывали определенные каналы наYouTube, которые они смотрят. Например, уже упоминавшийся нам канал А4, «Трум трум», а также канал Стаси Мар (Stacia Mar).

Более 21% опрошенных отметили, что их любимыми приложениями/сайтами являются социальные сети. Фаворитом у детей является социальная сеть TikTok, при этом некоторые дети также указывали такие социальные сети, как Likee, «Вконтакте», Instagram.

Однако более 21% детей указали, что у них нет любимого приложения/сайта в Интернете. Один из участников исследования ответил, что он/она просто не хочет его называть. Получается, что не всегда то приложение/сайт, которое ребенок откроет в первую очередь, является его любимым, т.к., как мы видим, ответ «Ничего не открою/нет» в предыдущем вопросе указали лишь 5,6% респондентов (таблица 4).

Игровые приложения являются любимыми у 15,5% детей. Интересно, что мессенджеры являются у детей менее популярными, чем даже сайты/приложения для учебы.

 

Таблица 5

Любимые приложения/сайты детей в Интернете (%)

Видеохостинг YouTube

38

Социальные сети

21,1

Нет

21,1

Игровые приложения

15,5

Поисковые системы

3,5

Сайты/приложения для учебы

3,5

Мессенджеры

2,8

Тематические сайты и приложения

2,8

Другое

1,4

 

Радио

Обращаясь к радио, 36% опрошенных отметили, что они целенаправленно ищут определенную радиостанцию. В частности, дети отметили, что ищут такие станции, как Relax FM, «Дорожное радио», «Любимое радио», «Наше радио». Фаворитом у детей, безусловно, является «Детское радио». При этом более 23% детей отметили, что они не слушают радио. Более 18% респондентов отметили, что они просто переключают радиостанции до тех пор, пока не найдут интересные программы или любимые песни. 12% детей отметили, что они слушают ту радиостанцию, которая сразу же попалась.

При этом лишь 4,9% участников исследования отметили, что они слушают то, что слушают родители.

 

Таблица 6

Первые действия детей при обращении к радио (%)

Ищу определенную радиостанцию

36

Не слушаю

23,2

Переключаю радиостанции, пока не найду интересную программу/музыку

18,3

Слушаю ту радиостанция, которая сразу попалась

12

Слушаю то, что слушают родители

4,9

Сильная эмоциональная реакция («Блин»; «Не слушаю»)

1,4

Другое

4,2

 

Детям также нравятся музыкальные радиостанции. При этом они любят слушать как радиостанции с исключительно русской музыкой («Наше Радио», «Русское радио»), так и радиостанции с музыкой на разных языках и самых разных жанров («Европа Плюс», «Ретро FM», Relax FM, Like FM, «Авторадио», DFM, «Дорожное радио» и т.д.). 

Как мы видим из таблицы 7, дети данного возраста активно слушают детские радиостанции, в частности, «Детское радио». По сути, это единственное радио в стране, которое рассчитано именно на юную аудиторию. Ожидаемо, разговорные радиостанции пока что не пользуются у них большой популярностью – всего 3,5% респондентов указали их в качестве любимых. Среди указанных встречаются такие радиостанции, как «Радио Звезда», «Радио России», «Радио Книга».

При этом у более чем половины опрошенных нами детей нет любимой радиостанции.

 

Таблица 7

Любимые радиостанции детей младшего школьного возраста (%) 

Нет

52,8

Музыкальные радиостанции

25,4

Детские радиостанции

24

Разговорные радиостанции

3,5

Cпортивные радиостанции

0,7

Развлекательные радиостанции

0,7

Другое

2,1

 

Печать

Говоря о выборе печатной продукции, мы попросили респондентов представить, что они стоят около газетного киоска и им нужно выбрать журнал или газету. Более 32% детей ответили, что они не выбрали бы ничего, т.к. они сами не читают печатную продукцию. Некоторые третьеклассники подчеркивали, что они бы ничего не купили себе, но, возможно, купили бы что-то для своих родственников. Так, например, они отмечали, что купили бы газету или журнал «7 дней» для своих бабушек. Интересно, что они купили бы печатную продукцию именно для старшего поколения, а не для своих родителей. Т.е. можно предположить, что их родители так же, как и они сами, не читают газеты/журналы.

Более 24% участников исследования отметили, что они бы выбрали детские журналы. Одним из наиболее часто упоминаемых изданий стал детский журнал «Ежик». Данный журнал предлагает детям различные ребусы, задачи, кроссворды, комиксы, раскраски и раздел с материалами для поделок. Дети также отмечали такие журналы, как «Непоседа», «Мурзилка», «Барби» и «Фиксики».

Более 13% респондентов предпочли бы купить тематические журналы. К данной категории мы отнесли журналы, посвященные историям знаменитых людей («Караван историй», «Биография», STORY); журналы про моду (Fashion Collection; InStyle; Elle); спортивные журналы («Большой спорт»); журнал про банкноты («Монеты и банкноты»). Важно отметить, что дети иногда просто указывали тематику журнала, не указывая его названия. Так, например, они отмечали, что выбрали бы журналы про футбол, про музыку, про автомобили/танки/поезда, журналы про лошадей.

Более 11% опрошенных отметили, что они купили бы комиксы. Наиболее часто детьми упоминались различные серии журналов LEGO, а также комикс Minecraft. Дети также продемонстрировали интерес к кроссвордам (например, «Кроссворденок») – более 5% детей приобрели бы именно эту печатную продукцию. Некоторые дети (4,9%) отметили, что они бы выбрали образовательные журналы. В частности, дети указывали такие журналы, как «Лучик», «Костер», «Думай», «А почему?». Эти журналы преимущественно направлены на развитие образного мышления и любознательности у детей.

Крайне интересным показался нам ответ «Не могу представить киоск» в графе «Другое», т.к. это, действительно, может являться одной из причин, почему дети не читают печатную продукцию.

Дети практически не читают газеты, исключением стал лишь один ответ – газета «Север столицы», которая выходит в Северном административном округе г. Москвы и бесплатно распространяется по почтовым ящикам, она не продается в газетных киосках.

 

Таблица 8

Ответы респондентов на вопрос «Представь, что ты стоишь у газетного киоска и тебе нужно выбрать газету или журнал. Что ты купишь? Напиши название газеты/журнала» (%) 

Не читаю/Ничего не выберу

32,4

Детские журналы

24,7

Тематические журналы

13,4

Комиксы

11,3

Кроссворды

5,6

Образовательные журналы

4,9

Еженедельники

2,8

Информационные журналы/газеты

1,4

Другое

10,5

 

Следующий вопрос был посвящен выявлению любимых журналов и газет у детей. 19% отметили, что их любимыми журналами являются детские журналы. Это уже упоминаемыми нами «Ежик», «Непоседа», «Мурзилка», «Фиксики», «Понимашка» и т.д. Более 9% участников отметили в качестве любимых периодических изданий комиксы (Minecraft, серия комиксов LEGO, «Леди Баг и Супер-Кот», «Мегамозг», «Человек-Паук» и т.д.). Среди тематических журналов дети отмечали такие издания, как «Караван историй», «Золотой мустанг» (журнал о лошадях), «Вокруг света» (страноведческий журнал), «Монеты и банкноты». Среди образовательных журналов дети отмечали уже упомянутые журналы «Лучик» и «Думай».

Более 58% детей отметили, что у них нет любимых газет и журналов. И это очень интересный показатель, т.к. в предыдущем вопросе число детей, ответивших, что они не выбрали бы никакой журнал несколько ниже (32,4%). Таким образом, можно сделать предположение о том, что дети, оказавшись перед газетным киоском, непременно выбрали бы какое-то издание, но это совершенно не означает, что это издание является их любимым. Возможно, они просто указывали журналы, которые когда-то читали или которые периодически бывают у них дома, но не на регулярной основе, и дети не классифицируют их как любимые.

Интересными являются показатели, связанные с детскими журналами. Отвечая на предыдущий вопрос, более 24% указывали детские журналы, в данном вопросе лишь 19% респондентов ответили, что эти журналы являются их любимыми. Такая же ситуация видна и в случае с журналами, которые мы выделили в категорию тематических изданий. Так, например, в предыдущем вопросе более 13% детей отметили эти издания. В данном вопросе лишь 8,4% опрошенных указали их в качестве любимых.

 

Таблица 9

Любимая печатная продукция детей младшего школьного возраста (%)

Нет

58,4

Детские журналы

19

Комиксы

9,8

Тематические журналы

8,4

Образовательные журналы

2,8

Кроссворды

0,7

Еженедельники

0,7

Другое

3,5

 

 

Выводы

Наше исследование показало, что несмотря на широкое распространение Интернета, дети младшего школьного возраста нередко обращаются именно к телевидению для удовлетворения многих своих потребностей. Безусловно, это прежде всего связано с тем, что ТВ является самым удобным типом медиа для детей. Во-первых, телевизор прост в использовании – достаточно нажать несколько кнопок и самый разнообразный контент становится доступным. Именно эта особенность телевидения, впрочем, беспокоила исследователей еще в XX в., т.к. позволяла детям получить доступ в том числе и к программам, которые для них не предназначены (Postman, 1985). Во-вторых, там всегда идут передачи, которые помогают создать эффект присутствия других людей в одном помещении со смотрящим. Более того, с появлением цифрового телевидения, количество каналов самой разной тематики сильно возросло, и у детей появился более широкий выбор. В случае с Интернетом пользователю нужно прикладывать некоторые усилия (в частности, самостоятельно осуществлять поисковые запросы) для того, чтобы найти то, что способно его заинтересовать. Преимущественно дети обращаются к ТВ для того, чтобы развлечься, т.е. оно выполняет для детей рекреативную функцию, которую В.Л. Цвик считал основополагающей функцией телевидения (Цвик, 2004: 101).

Говоря об онлайновых медиапрактиках, нельзя не отметить, что здесь мы видим некоторые особенности, которые связаны непосредственно с особенностями этого возрастного периода. Как и предполагали исследователи, дети в возрасте 8–10 лет пока что не ведут активную социальную жизнь в Сети (Reid Chassiakos, Radesky, Christakis, et al., 2016). Они, действительно, прежде всего обращаются к Интернету в развлекательных целях. Некоторые респонденты уже являются пользователями социальных сетей, но упомянутые ими соцсети (Instagram, Likee, TikTok) в основном используются также для развлечения, а не общения друг с другом. Интересно и то, что не всегда те приложения/сайты, которые дети открывают в первую очередь, являются их любимыми ресурсами в Сети. На наш взгляд, это говорит о том, что у них уже сформировались некоторые медиапривычки, которые они автоматически выполняют в определенных ситуациях (Naab, Schnauber, 2014). Данный феномен нуждается в дальнейшем изучении.

В ходе исследования также было выявлено, что у детей, принимавших участие в нашем исследовании, в основном нет любимых радиостанций. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что дети обычно слушают радио в машине. Нередко эти поездки являются довольно кратковременными (например, из школы до дома и т.д.), и поэтому детям не так принципиально, что они будут слушать. Возможно также и то, что прослушивание радио происходит в фоновом режиме, и в это время дети заняты чем-то другим, например, используют гаджеты, читают, смотрят в окно и т.д., и поэтому они не уделяют особого внимания тому, что играет по радио. Данные факторы не позволяют детям сформировать некие привычки, а также не дают получить представление об имеющихся радиостанциях и выявить наиболее интересные для себя.

В случае с печатной продукцией мы выявили, что, возможно, одной из причин ее угасающей популярности среди детской аудитории является то, что дети просто не знают, где ее можно купить. Массовая ликвидация газетных киосков в г. Москве привела к тому, что печатная продукция стала гораздо менее доступна и, как следствие, менее популярна среди всего населения города4. Возможно, некоторые дети в возрасте 8–10 лет вообще никогда не сталкивались с газетными киосками и никогда ничего там не покупали. При этом нельзя не отметить и то, что отсутствие интереса к печатной продукции у детей в целом соответствует общей тенденции – «общение с печатными текстами» сегодня заменяется у школьников аудиовизуальными медиатекстами (Федоров, 2015: 329).

 



Примечания

  1. Дети. Медиапотребление. 2017. Отчет MOMRI. Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/ (дата обращения: 20.04.2021).
  2. «Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников» по итогам 2017/2018 учебного года». Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/function/ratings-vklada-school/reiting-vklada-shkol-017-2018/ (дата обращения: 17.12.2020).
  3. Генератор случайных чисел. Режим доступа: https://castlots.org/generator-sluchajnyh-chisel/ (дата обращения: 17.12.2020).
  4. Продажи газет и журналов в России упали на 45%. Каждый третий киоск за закрыт // EurAsia Daily. 2020. Янв., 13. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2020/01/13/prodazhi-gazet-i-zhurnalov-v-rossii-upali-na-45-kazhdyy-tretiy-kiosk-zakryt (дата обращения: 20.04.2021).

 

Библиография

Дунас Д.В.  Социализация и самореализация как ключевые мотивы медиапотребления (опыт исследования поколения Z в России) // МедиаАльманах. 2020. № 5 (100). С. 25–35. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.2534

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А., Толоконникова А.В. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 2. Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2020/2/motivatsionnye-faktory-mediapotrebleniya-tsifrovoy-molodezhi-v-rossii-rezultaty-pilotnogo-issledovan/ (дата обращения: 19.04.2021).

Лимонцева Г.В. К. Д. Ушинский: Роль привычек и навыков в формировании характера // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3. С. 55–61. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-rol-privychek-i-navykov-v-formirovanii-haraktera/viewer (дата обращения: 20.04.2021).

Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл», 2009.

Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 11.10.2021).

Полуэхтова И.А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 20.04.2021). DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.8

Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М., Аспект Пресс, 2004.

Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000. Режим доступа: https://ekimovka-x.ru/files/sociolog/sheglova_kak_izuchat_detstvo.pdf (дата обращения: 11.10.2021).

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. 1963. Режим доступа: http://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/04/detstvo_i_obshestvo.output.pdf (дата обращения: 11.10.2021).

 

Flynn J.R. (2009) Requiem for nutrition as the cause of IQ gains: Raven’s gains in Britain 1938–2008. Economics & Human Biology 7 (1): 18–27.

Hartmann T. (2009) Action theory, theory of planned behaviour and media choice. In Hartmann T. (ed.) Media choice. A theoretical and empirical overview. New York: Routledge.

Herzog H. (1944) аWhat do we really know about day time serial listeners. In Lazarsfeld P.F., Stanton F.N. (eds.) Radio Research 1943–44. New York: Duell, Sloanand Pearce.

Hoffman M. L. (2000) Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge University Press. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511805851

Katz E., Blumler J. G., Gurevitch M. (1973) Uses and Gratifications Research. Opinion Quarterly37 (4): 509–523. DOI: https://doi.org/10.1086/268109

Katz E., Gurevitch M., Haas H. (1973) On the Use of the Mass Media for Important Things. American Sociological Review 38 (2): 164–181.

McQuail D., Blumer J.G., Brown J.R. (1972) The Television audience: a revised perspective. In McQuail D. (ed.) Sociology of Mass Communications. Harmonsworth: Penguin.

McQuail D. (2010) Mass Communication Theory. 6th edition. London; Los Angeles; New Delhi; Singapore; Washington: SAGE.

Naab T.K., Schnauber A. (2014) Habitual Initiation of Media Use and Response-Frequence Measure for Its Examination. Media Psychology 19 (1): 126–155.

Palmgreen P., Rayburn J.D. (1979) Uses and Gratifications and Exposure To Public Television: A Discrepancy Approach. Communication Research 6 (2): 155–179. DOI: 10.1177/009365027900600203

Postman N. (1985) The Disappearance of Childhood. Childhood Education 61 (4): 286–293.

Reid Chassiakos Y., Radesky J., Christakis D., et al. (2016) Children and Adolescents and Digital Media. Pediatrics 128 (5): e20162593. DOI: 10.1542/peds.2016-2593

Reich S.M., Subrahmanyam K., Espinoza G. (2012) Friending, IMing, and Hanging out Face-to-Face: Overlap in Adolscents Online and Offline Social Networks. Developmental Psychology 48 (2).

Valkenburg P.M. (2004) Children’s Response to the Screen. A Media Psychological Approach. London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers.

Valkenburg P.M., Piotrowski J.T. (2017) Plugged in. How Media Attract and Affect Youth. New Haven; London: Yale University Press.

Van der Schuur W., Baumgartner S.E., Sumter S.R., Valkenburg P.M. (2015) The Consequences of Media Multitasking for Youth: A Review. Computers in Human Behavior 53.

Warner W.L., Henry W.E. (1948) The radio day-time serial: a symbolic analysis. Psychological Monographs 37 (1): 55–64.