Ссылка для цитирования: Макаренко Е.Ю. Российские детские журналы как фактор социализации подрастающего поколения в условиях дигитализации информационного пространства // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2717
DOI: 10.30547/mediascope.3.2021.2
@ Макаренко Екатерина Юрьевна
соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г Москва, Россия), makarenko.katerina2011@yandex.ru
Аннотация
В статье типологическая структура детских иллюстрированных журналов рассматривается в системе трансформирующегося социального информационного пространства под воздействием процессов дигитализации, инкультурации и интеллектуализации жизненного мира повседневности. Исследуются перемены, происходящие в характере целостности детской журналистики, связанные с необходимостью обеспечения публичности процессов социализации подрастающего поколения как информационного обмена между поколениями. Характеризуются особенности актуализации функций детской журналистики и характер их влияния на типологическую структуру, в том числе и на типологическую структуру детских иллюстрированных журналов.
Ключевые слова: интеллектуализация, социализация, медиапространство
Введение
Современное медиапространство детских СМИ испытывает острую необходимость динамичных преобразований для совершенствования информационного обмена между поколениями как субъектами цивилизационного процесса. Жизненный мир повседневности на современном цивилизационном этапе непрерывно наполняется актами социального творчества, обретающими все более массовый характер. На этой основе динамично обогащается потенциальный общественный интеллект, который призван оптимизировать интеллектуальную культуру участников социальной практики в соответствии с развитием условий их жизнедеятельности. Медиапространство детских СМИ на современном этапе призвано быть активным фактором обеспечения продуктивного взаимодействия между поколениями, создания такого уровня культурной зрелости детства и юношества, который отвечает требованиям настоящего и будущего социума.
Требования процессов оптимизации и цифровизации медиа в нашей стране отражены в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). Термин «цифровизация» (от англ. digitalization, другой вариант наименования – «дигитализация») достаточно часто используется исследователями журналистики (Вартанова, Аникина, Вырковский, Гуреева и др., 2019). Общий процесс дигитализации в сфере детской журналистики преобразует медиаконтент в цифровой формат, развивает информационно-коммуникационные технологии, способствует технологической конвергенции медиа. Условия интеллектуализации российского общества, вызванной современным цивилизационным этапом, инициируют существенные требования к структуре детской журналистики.
Обзор литературы
На современном цивилизационном этапе происходит существенное обновление важнейших социальных реальностей – экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других. Российскому обществу необходимо стать информационным, чтобы информационный обмен между участниками социальной практики обеспечивал единство сознания и деятельности всех социальных субъектов, действующих в системе общественного разделения труда (Леонтьев, 1975; Рубинштейн, 1973).
Жизненный мир повседневности может быть оптимизирован только при условии трансформации всей инфосферы, всего медиапространства, которое в условиях дигитализации, интеллектуализации социальной практики меняет характер своей целостности (Вартанова, Аникина, Вырковский, Гуреева и др., 2019; Дроздова, 2017).
Дефицит научных данных по теме обусловил фрагментарность системных исследований журналистики в контексте социализации подрастающего поколения как медийного формата медиареальности.
Значимые процессы трансформации структуры детской журналистики под влиянием процессов экономической и социальной трансформации постсоветского общества рассмотрены в работах исследователей Е.Ю. Коломийцевой (2020), О.Е. Коханой (2013), В.В Смеюхи (2015), Л.Н. Кулаковой (2017), М.С. Халиуллиной (2014), И.А. Руденко (2009). О.Е. Коханая (2013) рассматривает журналистику для детей как фактор развития творческой личности, анализирует творческую и коммуникативно-игровую функции детской журналистики.
В контексте изучения журнальных изданий в инфосфере детского Рунета актуальны материалы профессора, доктора технических наук И.В. Соловьева в статье «О происхождении и содержании понятия “инфосфера”. Инфосфера как объект исследования наук об информации» (2013: 66–71). В данной работе, после подробного анализа предшествующих исследований, сформулировано исчерпывающее определение понятия «инфосфера» как совокупности «информации; информационных объектов, информационных процессов, информационной инфраструктуры; сущностей, осуществляющих сбор, упаковку, транспортировку, обработку, хранение, распределение, производство и потребление информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений производства, использования, владения и распоряжения информацией».
Авторский коллектив в составе М.Е. Аникиной, Т.А. Ермошкиной, Д.З. Искакова, М.В. Кобзева, Д.А. Пушкаревой, Г.Г. Щепиловой (2016) обращается к изучению восприятия молодой аудиторией медиаконтента в интернете, в результате формулируется вывод о развитии «поверхностного чтения» молодой аудиторией длинных информационных сообщений и лонгридов. Коллективная монография под редакцией Е.Л. Вартановой и Т.И. Фроловой «Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей» (2018) является многогранным проектом. Исследование М.Е. Аникиной «Российские школьники как медиапотребители» (2018: 23–32) посредством количественных показателей подтверждает вывод, что представители молодого поколения предпочитают социальные медиа и интернет-коммуникацию вне конкретного поля информационно-коммуникативного пространства.
Структуре детских СМИ в условиях интеллектуализации и дигитализации медиапространства пока уделяется мало внимания со стороны исследователей.
Теоретические представления о медиа как социальном институте и индустриально-технологической системе устаревают в новых организационно-технологических условиях. Актуализируется проблема обновления современной отечественной теории медиа, определяющей природу медиаиндустрии и журналистики (Вартанова, Аникина, Вырковский, Гуреева и др., 2019). Возрастает внимание к роли информационно-коммуникационных технологий в контексте цифровых медиа. Феномен медиа рассматривается в разных контекстах, основными являются эмпирико-функционализм, политэкономическая парадигма, полипарадигмальный подход и т.д.
Предметное поле журналистики как научной дисциплины существенно изменилось и расширилось, неизменными не остались и основные функции СМИ. И.Д. Фомичева (1993) отмечает необходимость оптимизации коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентирующей и социально-организаторской функции.
Медиапространство детских СМИ как фактор обеспечения публичности процессов социализации подрастающего поколения
Медиапространство детских СМИ − это структурное образование, которое выступает как единство медиасистемы и ее среды, включающей в себя важнейшие реальности жизненного мира повседневности. Это пространство обеспечивает реализацию функций детских СМИ. Оно удовлетворяет потребность общества в социализации подрастающего поколения на основе обеспечения публичности социального творчества в процессах интеллектуального взаимодействия между поколениями как участниками текущей социальной практики на основе информационного обмена между ними в рамках СМИ. При этом следует отметить, что современные дети и подростки, будучи так называемым «медийным поколением» и оказываясь окруженными различными ресурсами медиасреды, которая формирует новые потребности аудитории, сегодня «значительную часть ранней социализации проводят в Интернете, в социальных сетях» (Дунас (ред), 2021: 200). Эксперты подчеркивают, что медиасоциализация подрастающего поколения в начале XXI века идет одновременно по нескольким направлениям и традиционные ее траектории зачастую дополняются возможностями, предоставляемыми цифровой коммуникативной средой.
В условиях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012−2017 гг. (Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761) период 2018−2027 гг. в Российской Федерации объявлен Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240); Правительство Российской Федерации разработало план основных мероприятий до 2020 г. (Распоряжение от 6 июля 2018 года №1375-р).
Принимая во внимание актуализирующийся процесс медиасоциализации, тем не менее представляется важным рассматривать и традиционные каналы социализации. Типологию современных сетевых детских журналов подробно проанализировали О.В. Андронникова и Л.И. Демина (2017: 19–24), на основе изучения работ предшественников исследователи разделяют: детские сетевые журналы (функционируют в интернете), детские электронные журналы (распространяются автономно), интернет-версии печатных изданий и детские сетевые журналы-приложения (как гибрид электронного и сетевого журналов). Журналы-приложения для детей, в свою очередь, могут выходить как дополнение печатного аналога или самостоятельный медиаресурс. В зависимости от учредителя выпускаются проекты государственных учреждений, независимые журналы с поддержкой государственных ведомств и организаций, издания частных лиц, издательских домов и некоммерческих объединений. Классификация на основе жанровых особенностей включает информационно-публицистические, культурологические, литературно-художественные, научно-популярные, познавательные, развлекательные журналы. Гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность являются основными параметрами, характеризующими детские издания в Рунете. Авторы отмечают условность как возрастной, так и любой другой дифференциации изданий в интернете, так как есть тенденция создания «универсальной модели детского сетевого журнала».
Журнальные издания для дошкольников
Модель, функции, структура, жанрово-тематическая целостность детских изданий и их оформление соответствуют основным типоформирующим признакам. В частности, важнейшим аспектом социализации является такая характеристика аудитории, как возраст. На основе возрастной дифференциации формируются издания, которые отличаются по многочисленным типологическим характеристикам. Регламентирована классификация информационной продукции по возрастным категориям (ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») (знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+).
Ежемесячный журнал с наклейками «Динозавры и мир Юрского периода» является коллекционным изданием (партворк) для детей старшего дошкольного возраста (возрастная маркировка «0+»). Это научно-популярное монотематическое издание. Учредитель – ООО «Идея Центр», издатель – ООО «Де Агостини», распространитель – ООО «Бурда Дистрибьюшн сервис». Отличительной особенностью издания является небольшой формат (200 х 200 мм) и большой кегль шрифта (Ариал, заголовки – 20 п. и основной текст – 18 п.). Серию выпускали несколько раз со значительными изменениями тиража не только в зависимости от года выпуска, но и от номера к номеру: от 20 000 до 392 700. У журнала есть веб-страница на официальном сайте издательства. Таким образом, у ребенка появляется возможность понять содержание по картинкам или самостоятельно прочитать тексты. На страницах издания дети узнают о периодах мезозойской, кайнозойской и неозойской эры, происхождение видов динозавров и представителей их семейства, уникальные особенности внешней формы, среды обитания и питания. Вербальный контент составляют познавательные упрощенные истории по палеонтологии, написанные от первого лица, в игровой форме, а викторины позволяют проверить, была ли успешно усвоена полученная информация. Журнал характеризуется продуманной структурой, увлекательным содержанием, красочным оформлением, наличием саморекламных публикаций. Издание не только обеспечивает детям занимательный досуг, но и расширяет кругозор, способствует развитию творческих способностей. К журналам прилагаются игрушки или наклейки, что обеспечивает развитие мелкой моторики и фантазии при воссоздании доисторического мира природы и обитателей геологических эр. Дети совершенствуют навыки устной речи, памяти, логического мышления и получают полезную информацию. Журнал знакомит ребенка с научно-популярными текстами и является хорошей альтернативой телефону и планшету.
Сказочный журнал-комикс для школьников (6−9 лет) «3/9 царство» выходит два раза в месяц, издатель и редакция – ООО «Юнилайн». Рекомендован для чтения взрослыми детям (возрастная маркировка «0+»). Это универсально-тематическое информационно-публицистическое издание. Тираж со временем изменялся: от 16 000 до 200 000. Формат А4, большой кегль шрифта (Ижица, заголовки – 20 п., и Комик Санс, Ариал, основной текст – 16 п.). Контент представляет собой гармоничное единство сказки и реального мира, где живут герои народных былин, которые являются главными героями-повествователями издания (Царь, Илья Муромец, Василиса, юный богатырь Иван, Забава, Данила-мастер, Кот ученый, Змей Горыныч, Кощей, Баба Яга, Лихо, Бабай, Леший, Водяной, Кикимора) и способствуют социализации подрастающего поколения благодаря наличию реконструкции персонажами житейских ситуаций. На примере журнала процесс обучения проходит в игровой форме (эдьютеймент), на страницах размещаются игры, загадки, творческие задания, кроссворды, логические задачи, что развивает мышление, внимание и усидчивость, формируются мораль и нравственность, основной акцент сделан на исторических фактах, изобретениях, открытиях, законах природы и т.п. У журнала есть не только стандартная страница на сайте издательства, но и качественный интерактивный интернет-сайт игрового формата в духе русского фольклора, что способствует привлечению медиапотребителей.
Медиабизнес разделился на традиционный и цифровой сегменты, в рамках которого существуют новые потребительские группы: пользователи интернет-технологий и создатели мультимедийных проектов. Пользовательский контент часто не уступает популярности профессионального медиаконтента. Д.М. Вьюгина (2018) отмечает: «Интернет как медиа отвечает всем запросам поколения Z, представляет собой главный источник новостной, развлекательной и учебной информации». А.Б. Кулакова (2018) сформулировала тенденции формирования особенностей современных подростков как части поколения Z. Информационная эпоха воздействует на психофизиологическое развитие, восприятие и мышление «цифрового ребенка», поток неадаптированной для детского сознания информации провоцирует развитие клипового мышления (фрагментарности, поверхностности), расширение возможностей для самореализации и самопрезентации, удовлетворение когнитивных потребностей, наращивание ресурсности, мобильность, гиперактивность, многозадачность, обучаемость. Инновационный тип ментальности «цифрового поколения» характеризуется независимостью, нестабильностью, склонностью к неоправданному риску, индивидуализмом, самостоятельностью, отсутствием ценностных ориентиров и авторитетов, устремленностью в будущее. Преобладание виртуальности над реальностью ведет к интенсификации социальной сетевой коммуникации, потере интерсубъективности и взаимодействию исключительно посредством коммуникативных технологий, что может привести к аутизации в доклинической форме. Е.Ю. Коломийцева (2020) обращает внимание на риски и отсутствие «правил игры» в действиях специальной программы, являющейся виртуальным собеседником (робот-помощник, чат-бот), имитирующим поведение человека в общении с пользователями. Социальные медиа формируют шаблонность виртуальной самопрезентации («макдональдизация»), упрощают и элиминируют ценность взаимоотношений, что актуализирует противоположные аспекты существования детей в цифровом мире, где доступ к безграничным сетевым ресурсам не только способствует развитию личности, но и ограничивает креативность посредством копирования зарубежных моделей.
My little pony – это известная медиафраншиза американской компании Hasbro, основана на серии игрушек и мультсериале для девочек 80-х гг. прошлого века. С тех пор дизайн персонажей пересматривался не менее четырех раз, с целью максимального соответствия параметрам качества продукции и требованиям рынка. Логотип представлен только в англоязычном варианте, его цветовое решение соответствует оформлению главной героини-пони Сумеречной Искорки (фиолетовый, малиновый, розовый). Медиаадаптация в первую очередь служила основой рекламной кампании игрушек. Идея проекта состоит в противопоставлении пони таким игрушкам, как куклы Барби и Братс, которые сфокусированы на моде и гламуре, чем вызывают недовольство родителей подрастающего поколения. Журнал My little pony ориентирован на широкую аудиторию (возрастная маркировка «0+»), выходит в ИД «ЛЕВ» (консолидирует 90% российского рынка детских журналов в результате получения дистрибуции изданий «Оригами»), позиционирован как развивающий ежемесячный журнал, формат 210 х 285 мм, развлекательное монотематическое издание. Тираж – от 30 000 до 40 000. Одноименный еженедельный журнал выпускает ООО «Иглмосс Эдишинз»; правда, издание является скорее раскраской, о чем свидетельствует дополнение в названии «Волшебные раскраски» (возрастная маркировка «0+»). Некоторые подарочные приложения журнала (карандаши, фломастеры, ручки, наклейки, печати и другие предметы для детского творчества) не предназначены детям младше трех лет. Сюжет My little pony основан на приключениях пони-единорога Сумеречной Искорки и её друзей в сказочном городе Понивилле, проект содержит детально продуманный и сформированный мир, большое количество сюжетных ответвлений и второстепенных фоновых персонажей. Стилевое единство формируют крупный кегль и разнообразие шрифтовой палитры. Журнал и его спецвыпуски являются частью общего бренда, потому содержат соответствующие иллюстрации-комиксы, плакаты, раскраски, игры, загадки, головоломки и т.д. Официальная веб-страница журнала размещена на сайте издательства.
Противоположно по направленности издание «Ми-ми-мишки», которое представляет собой ежемесячный журнал, формат 200 х 275мм., выходит в ИД «Вита» с фирменными наклейками и настольной игрой, ориентировано на возраст 3−6 лет (возрастная маркировка «0+»). Это универсально-тематическое информационно-публицистическое издание, тираж – 15 000. Одноименное издание с указанием «Комиксы» выходит в ИД «Комсомольская правда». Бренд включает мультсериал, мобильные игры, игрушки, книжки, мармелад, головоломки и даже самокаты. Одноименный анимационный сериал был разработан студией «Паровоз». Сюжет основан на историях из повседневной жизни обитателей сказочного леса: бурого медвежонка Кеши, белого медвежонка Тучки, их друзей Лисички и Цыпы. Основной конфликт строится на необходимости поиска баланса между стремлением к прогрессу и любовью к природе. Логотип зеленого цвета традиционно включает название и стилизованную ель, что соответствует экологической тематике проекта. Издание включает полезные в контексте социализации истории, веселые комиксы, кулинарную рубрику, описание научных опытов, развивающие игровые задания. Крупный кегль и шрифтовое единообразие обеспечивают удобочитаемость издания. Дети изобретают, играют в 3D игры, занимаются творчеством вместе с любимыми героями. Информация о журнале обновляется на официальном сайте издательства.
Журнальные издания для школьников
В медийном дискурсе сформировался термин «цифрономика» в соответствии с процессом цифровой трансформации экономики как части социальной жизни. Основные проблемы и риски цифрономики в России были сформулированы Л.В. Ивановской (2019): использование западных технологий и аппаратного обеспечения, отключение сети интернет. По мнению Е.Ю. Колобовой (2019), цифровизация трансформировала формат рекламы и коммерческих медиаприложений (сайты, микросайты, лендинги, баннеры, рич-медиа рекламу, спонсорство, вирусный маркетинг), так предприниматели могут получить доступ к целевой аудитории без ограничений традиционных СМИ.
Журнал «Лего Ниндзяго» рекламирует героев серии игрушек компании «Лего», представляющих собой команду отважных ниндзя и группу антагонистов-злодеев. Издание основано на серии популярных американо-датских мультфильмов и мультсериалов. Персонажи являются участниками комиксов, игр, постеров и головоломок. Ежемесячный журнал предназначен для детей старше 6 лет (возрастная маркировка «6+»), развлекательное монотематическое издание. Формат 210 х 280, маленький кегль, широкая шрифтовая палитра, тираж – 45 000. Учредитель и издатель – российская компания ООО Группа Компаний «Оригами» (находится в составе издательского холдинга «Эксмо-АСТ-Дрофа-Вентана-граф»), официальный разработчик детских лицензионных товаров в России, имеет собственное производство, которое прошло иностранный аудит по выпуску лицензионных товаров, входит в тройку лидеров по ряду товаров. Продукция сертифицирована, проходит тестирование и имеет документацию. Журнал «Лего Ниндзяго» является коллекционным изданием (партворк), к каждому изданию прилагается фигурка-лего, где указано, что мелкие детали могут быть опасны для здоровья и жизни ребенка. На официальном сайте издательства есть веб-страница издания.
У журнала «Минералы. Подземные богатства» есть не только стандартная страница на сайте издательства, но и качественный рекламный промо-сайт. Еженедельный журнал по геологии предназначен для детей старше 12 лет (возрастная маркировка «12+»), научно-популярное монотематическое издание. Учредитель – ООО «Идея Центр», издатель – ООО «Де Агостини», распространитель – ООО «Бурда Дистрибьюшн сервис». Первые номера были самыми высокотиражными. В целом, серию переиздавали с изменениями тиража от 20 000 до 125 000. Издается в сотрудничестве с Государственным геологическим музеем имени В.И. Вернадского Российской академии наук. Формат 220 х 285, маленький кегль, лаконичная шрифтовая палитра. Образцы натуральных минералов, полудрагоценных камней, необычных горных пород являются неотъемлемой частью издания. Каждый минерал уникален, его окраска может варьироваться в зависимости от микровключений. Вес и размер также отличаются вследствие технологии получения образцов. Каждый выпуск журнала с красочными иллюстрациями посвящен описанию представленного для коллекции минерала. Журнал отличается познавательным и расширяющим кругозор характером информации: представлены истории добычи камней, способы их использования, описание лечебных и магических свойств, легенды, фотографии, а также глоссарий. Читатели получают практичные подарочные приложения, которые упорядочат коллекцию, помогут хранить журналы и систематизировать образцы (наклейки, кейсы для минералов, папки для журналов, разделители для папок). Родителям в качестве семейного отдыха предлагается изучать разнообразие минералов вместе с детьми, что способствует расширению кругозора, знакомит детей с природой, ее особенностями и тайнами. На журнале есть указание, что издание является коллекцией для взрослых, потому не подлежит подтверждению соответствие требованиям технического регламента продукции для детей и подростков.
Сетевая социальная коммуникация инициировала трансформацию процесса распространения информации посредством традиционных массмедиа, что актуализировало процессы медиаконвергенции, интерактивности и синергетики в сфере бизнеса, как совмещение всех медиаформ на основе цифрового формата контента. Единое коммуникативное пространство стирает границы медиаформатов и обеспечивает доступ к цифровым версиям телевидения, радио и прессы посредством современного гаджета (компьютер, телевизор, ноутбук, планшет, смартфон или игровая приставка). Н.А. Касавина (2019) подчеркивает, что амбивалентность цифровизации предлагает два вектора развития общества: гуманистическая и демократичная киберутопия и манипулятивная геймифицированная цифровая диктатура. Текстуальность характеризуется наличием дискретности и вариативности, медленное чтение становится сканирующим. Новый тип цифрового текста отличается преобладанием компонента визуализации как механизма структурирования и репрезентации данных.
В частности, визуальная составляющая контента издания «Автолегенды СССР» характеризуется наличием качественных архивных фотографий, способствующих восприятию вербального материала. Контент информационной направленности сочетается со структурно-визуальными аспектами. Это ежемесячный журнал; учредитель – ООО «Идея Центр», издатель – ООО «Де Агостини», распространитель – ООО «Бурда Дистрибьюшн сервис» (возрастная маркировка «16+»), научно-популярное монотематическое издание, тираж от 150 000 до 300 000. Под общим брендом выходит несколько серий: «Автолегенды СССР: ГАЗ», «Автолегенды СССР: Грузовики», «Автолегенды СССР: лучшее», а также специальные выпуски «Автолегенды СССР: Такси», «Автолегенды СССР: Милиция», «Автолегенды СССР: Спорт» и т.д. В основе логотипа общего бренда и коллекции находится шестеренка, в верхней ее части – красная звезда, в нижней – красный флаг, в центре – стилизованное наименование серии. Возрастной направленности соответствует шрифтовое единообразие и мелкий кегль издания. Приложением является модель какого-либо известного автомобиля советского времени, реализованного в эргономичном масштабе, имеющего как познавательные, так и рекреативные функции. Данный партворк содержит общую информацию о разработках наиболее известных талантливых советских конструкторов, определивших темпы развития автомобильной промышленности советской эпохи, а также историю создания автомобиля, которому посвящен номер журнала, его модификации и технические характеристики. Подробная информация о серии размещена на официальном сайте издательства. Издание, по данным редакции, является коллекцией для взрослых, потому не подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента продукции для детей и подростков. На сайте издательства есть многочисленные интернет-страницы серий, был разработан специальный промо-сайт.
Максимально визуализированный выпуск проектов Marvel известен современным читателям всех возрастов (маркировка «16+»), ИД «Ашет Коллекция» совместно с «Панини Комикс» и «Бауэр Медиа», тираж – 5 000-10 000. Основан на одноименной популярной американской версии комиксов и является коллекцией для взрослых и развлекательным монотематическим изданием. Каждая книга партворк-серии содержит полную версию комикса о захватывающих приключениях известных супергероев вымышленной вселенной. В дополнительных материалах изложены ключевые моменты историй. Книги представляют собой своеобразные репринты материалов, созданных наиболее известными уважаемыми авторами (К. Клэрмонт, Ф. Миллер, Б.М. Бэндис, А. Мур, Г. Моррисон и др.) и талантливыми художниками (А. Дэвис, Д. Бирн, Ф. Квайтли, М. Бэгли, Б. Хитч, О. Куапель, Т. МакФарлейн). Серии дополнены эксклюзивными интервью авторов и художников, историями создания персонажей, есть рисунки, наброски, интересные факты и рекомендации. Благодаря «Марвел» появились многие супергерои (Человек-Паук, Люди Икс, Халк), известные благодаря многочисленным медиаадаптациям. Каждый выпуск − это отдельная история о герое или команде героев, цифры на корешке не только указывают номер, но и, расположенные в порядке возрастания, складываются во фреску с изображением суперлюдей. Промо-сайт оформлен качественно и предоставляет подробную информацию об издании, что реализует рекламные функции и способствует популяризации серии. Часть томов коллекции была пропущена в связи с возрастными ограничениями. Изначально предполагалось выпустить номера с повышенным возрастным рейтингом (18+), впоследствии выпуск был отложен на неопределённый срок, в итоге в прошлый выпуск данной коллекции такие тома не вошли.
Вышеуказанные издания дифференцируются по возрастным характеристикам аудитории: «Динозавры и мир Юрского периода», «3/9 царство», My little pony, «Ми-ми-мишки» – «0+», «Лего Ниндзяго» – «6+», «Минералы Подземные богатства» – «12+», «Автолегенды СССР» – «16+», Marvel – «16−18+».Функциональная структура детских медиапроектов соответствует типологической структуре и целевому назначению, что позволяет выделить информационно-публицистические («3/9 царство», «Ми-ми-мишки»), научно-популярные («Динозавры и мир Юрского периода», «Минералы Подземные богатства», «Автолегенды СССР») и развлекательные (My little pony, «Лего Ниндзяго», Marvel) издания. По характеру информации анализируемые издания преимущественно монотематические, к универсально-тематическим можно отнести журналы «3/9 царство» и «Ми-ми-мишки». По способу производства все они являются традиционными, юнкоровские издания не представлены, большинство представляют собой партворки (за исключением «3/9 царство» и «Ми-ми-мишки») и основаны на популярных брендах, которые хорошо известны не только в России и странах СНГ, но за рубежом.
Детское периодическое издание становится успешным в рамках медиапроекта, который реализуется в печатном и цифровом формате, при наличии рекламной поддержки, широкой линейки лицензионной продукции, специальных мероприятий, приложений и т.д. Успешность онлайн-издания обеспечивают логотип, навигация, прелоадер, интерфейс, анонсы, обновляемый вербальный и визуальный медиаконтент, игровая форма подачи информации, удобочитаемый шрифт, дифференцированные информационные и новостные блоки, наличие поиска, контактов и обратной связи, минимум рекламных материалов.
Выводы
Целостная концепция медиасистемы не может сформироваться при отсутствии основных интегративных качеств, обусловленных существованием функционального, структурного, коммуникативного и познавательно-отражательного аспектов. Интегративным результатом взаимодействия компонентов системы являются функциональность, структурность, организованность, коммуникативность, оптимальность медиакартины мира. Целостность и непрерывность развития интегративных характеристик в области детской журналистики, при наличии её системных свойств, могут способствовать достижению необходимой социализации личности для ее последующей успешной деятельности благодаря разветвленной, эффективно выстроенной и функционирующей системе детских СМИ.Публичность в детской журналистике формирует уровни информационных отношений детской аудитории, способствующие освоению интеллектуального потенциала взрослого поколения (знаниевого, ценностного, поведенческого).
Детские периодические издания популяризируются благодаря печатной и цифровой версии; приложениям и партворкам; продюсированию и анимации персонажей; спецпроектам на ТВ; маркетингу, франчайзингу, лицензированию и дистрибуции (продукция: канцтовары, одежда, аксессуары, техника, игрушки, игры и т.д.); рекламной поддержке и подаркам читателям; интерактивным мероприятиям; интернет-сайтам и интернет-проектам; информационной и оформительской составляющим медиаконтента; использованию технологий виртуальной реальности).
Библиография
Андроникова О. В., Демина Л. И. Типология современных сетевых журналов для детей в системе медиаобразования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 19–24.
Аникина М.Е. Российские школьники как медиапотребители // Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей. Коллективная монография // под ред. Е.Л. Вартановой¸ Т.И. Фроловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. С. 23–32.
Аникина М.Е., Ермошкина Т.А., Искаков Д.З., Кобзев М.В. и др. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2089
Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2475 . DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11.
Дроздова А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: автореф. дис. … д-ра культурологии. М., 2017.
Ивановская Л.В. Цифровизация или цифрономика: проблемы и перспективы // Вестник университета. 2019. № 6. С. 45−50.
Касавина Н.А. Цифровизация как предмет междисциплинарных исследований // Эпистемология и философия науки. 2019. № 4. С. 251−259.
Колобова Е.Ю. Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв // Управленческое консультирование. 2019. № 1 (6). С. 67−78.
Коломийцева Е.Ю. Чат-боты в новых медиа // Журналистика в 2019 году. Творчество, профессия, индустрия: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2020. С. 177−178.
Коханая О.Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 126−130.
Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6.
Кулакова Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис. … канд. филол. наук: Екатеринбург, 2017.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М: Политиздат, 1975.
Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей. Коллективная монография / Вартанова Е.Л., Фролова Т.И., Аникина М.Е. и др. / под ред. Е.Л. Вартановой¸ Т.И. Фроловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018.
Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. М.: Факультет журналистики МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2021.
От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / Е.Л. Вартанова, М.Е. Аникина, А.В. Вырковский, А.Н. Гуреева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М: Педагогика, 1973.
Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 188−203.
Смеюха В.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015.
Соловьев И.В. О происхождении и содержании понятия «инфосфера». Инфосфера как объект исследования наук об информации // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 - 1. С. 66–71.
Фомичева И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики / под общ. ред. Я Н. Засурского. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 137–165.
Халиуллина М.С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области): автореферат дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2014.