Ссылка для цитирования: Коломиец В.П. Медиакоммуникация в образовательном контексте // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2563
DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.2
© Коломиец Виктор Петрович
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vikkolomiets@yandex.ru
Аннотация
В работе медиакоммуникация представлена как разворачивающая образовательная практика в трех аспектах. Первый связан с описанием нового направления подготовки бакалавров и магистров по направлению «Медиакоммуникации» в презентационных документах вузов, направленных на привлечение абитуриентов. Анализ презентационных материалов позволяет сформулировать исходные представления о медиакоммуникации, которые заложены в образовательных программах, и выдвинуть гипотетические утверждения о мотивациях открытия данного направления подготовки. Второй ракурс – индустриальный: медиаиндустрия как работодатель для тех, кто обучается по направлению «Медиакоммуникации». Описываются современные проблемы медиаиндустрии и некоторые индустриальные требования к выпускникам вузов. Наконец, третий аспект рассмотрения посвящен непосредственно образовательным компетенциям, которыми должны владеть выпускники, и проблемам, возникающим при организации учебного процесса: соотношение фундаментального и прикладного знания; место медиаисследований в подготовке кадров.
Ключевые слова: медиакоммуникация, медиаиндустрия, медиаисследования, журналистика, образовательные практики.
В ряде вузов страны разворачивается профессиональная подготовка по направлению «Медиакоммуникации» (42.03.05 и 42.04.05). Традиционно обучение специалистов для институтов массовой коммуникации, как и исследовательские практики, проводилось в вузах, готовящих журналистов. Широкая культурная и глубокая творческая подготовка позволяла журналистам успешно заполнять практически все профессиональные ниши традиционных СМИ. А факультеты журналистики Москвы и Санкт-Петербурга стали инициаторами создания Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ) – самой заметной организации в области исследований СМИ и массовой коммуникации.
Однако под влиянием развития цифровых технологий и Интернета среда и коммуникационные практики стали стремительно меняться: массовая коммуникация «расползлась» по различным нишам настолько, что возник вопрос ее массовости; СМИ потеряли монополию на создание и распространение смыслов; аудитория, по крайней мере, ее некоторая часть стала автором, потеснив профессионального журналиста; социальные сети превратились в коммуникационную среду, в которой реализуются как межличностная, так и массовая коммуникации; смартфон возглавил топ абсолютно необходимых вещей современного человека, заменив книгу, газету, радио и телевизор. Изменения в коммуникационной среде потребовали коренных преобразований в профессиональной подготовке специалистов. Это стало основной причиной появления нового направления профессионального обучения «Медиакоммуникации».
В статье речь пойдет о подготовки кадров по направлению «Медиакоммуникации», так как они представлены в презентационных документах вузов, некоторых содержательных аспектах образовательной деятельности, вытекающих из запросов медиаиндустрии. Мы попытаемся описать и аргументировать следующее утверждение: организация профессиональных образовательных практик по направлению «Медиакоммуникации» в ряде вузов страны имеет объективные основания, связанные с развитием коммуникационной среды, запросами медиаиндустрии в специалистах, сочетающих в себе творческие, менеджерские и технологические компетенции, а также является следствием неудовлетворенности части преподавателей филологоцентричной практикой подготовки журналистов – центральной фигуры СМИ.
В качестве метода исследования используется включенное наблюдение за динамикой медиаиндустрии и практикой подготовки журналистов, а также анализ документов, опубликованных в Интернете, связанных с открытием нового направления профессиональной подготовки.
Медиакоммуникация в вузах
Инициатором и первопроходцем в профессиональной подготовке по медиакоммуникации стала Высшая школа экономики. Она разработала государственный стандарт, который обсуждался среди специалистов. Автор статьи принимал участие в дискуссии, подготовил обширное заключение с критикой позиции, когда механически журналистика, массовая коммуникация и СМИ были заменены на медиакоммуникацию. Уже тогда было понятно, что медиакоммуникация – не совсем журналистика, массовая коммуникация или СМИ. Это, скорее, первое, второе, третье и что-то еще. Сегодня Высшая школа экономики включает в медиакоммуникацию журналистику, медиа и коммуникацию. На сайте Департамента медиа обозначено, что медиакоммуникация − «первая попытка совместить в равных пропорциях творческое, техническое и управленческое направления подготовки, ни одно из которых не является доминирующим. Это даст возможность студентам приобрести навыки успешной работы в современной медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности»1. Медиакоммуникация используется в качестве «зонтика» для того, чтобы выйти за пределы журналистики в широкое медийное пространство. Учитывая, что зачинателями данного направления подготовки выступали представители журналистского сообщества, то можно высказать предположение, что инициатива была связана с неудовлетворенностью в сложившейся подготовке журналистов и невозможностью ее быстрого изменения.
В Национальном исследовательском мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева на базе Института национальной культуры ведется подготовка бакалавров по направлению «Медиакоммуникации». Это один из немногих вузов, где обучение организовано не на базе журналистского образования. В образовательной программе вуза записано: «ОПОП ВО имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных компетенций, а также призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих глубокие знания в области проектирования и развития медиасистем, обладающих общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации» и способных успешно решать сложные профессиональные задачи в структуре производственно-технологической деятельности по указанному направлению»2.
Разработчиками программы выступали философы, историки и культурологи. Ее открытию предшествовало исследование, направленное на выявление специфики реализации соответствующей образовательной программы в отечественной и зарубежной высшей школе. Анализ опыта НИУ ВШЭ и ряда зарубежных вузов привел авторов к следующему результату: «Опыт реализации рассматриваемой программы (уровень бакалавриата) в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» позволяет вычленить три ключевые компетентности: креативную, технологическую и менеджериальную. Проанализировав аналогичные программы ведущих зарубежных университетов (Лондонского университета Голдсмит, Технического университета Ильменау, Стокгольмского университета, Университета Хельсинки, Университета Колорадо), авторы обосновывают необходимость выделения четвертой компетентности – инновационно-исследовательской, обеспечивающей адаптацию к неизбежным трансформациям медиасреды» (Елисеева, Тенхунен, 2016: 468). Мы еще вернемся к этому исследованию, здесь же заметим, что академический исследовательский бэкграунд авторов программы подготовки по направлению «Медиакоммуникации», в отличие от журналистского, «толкает» авторов в сторону исследовательских практик.
Можно предположить, что в данном случае мотивацией выступала мода, новизна и актуальность медиакоммуникации как нового направления для привлечения молодежи в вуз. Сложности в подготовке могут возникнуть при переходе от общеобразовательных курсов к профессиональным. Здесь без хорошей связи с медиаиндустрией не обойтись. А практика показывает, что преподаватели социальных и общественных дисциплин редко занимаются медиаисследованиями и, как правило, далеки от медиаиндустрии. По крайней мере, об этом свидетельствует анализ отечественных работ по социологии СМИ, массовой коммуникации и журналистики (Вартанова (ред.), 2019; Коломиец, 2014: 62–73).
4 апреля 2016 г. Казанский (Приволжский) федеральный университет получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности по направлению 42.03.05 «Медиакоммуникации». В материалах, презентующих подготовку бакалавров по направлению «Медиакоммуникации» Казанского федерального университета, читаем: «Образовательная программа направлена на подготовку специалистов в сфере современной медиаиндустрии… Программа совмещает в себе техническую, творческую и управленческую подготовку обучающегося. Это необходимо, чтобы у студентов была возможность приобретения навыков успешной работы в современной медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности. Таким образом, ведется подготовка в организационно-управленческой, социально-организаторской, рекламно-информационной и производительно-технологической видах деятельности»3. В данном случае акцентируется индустриальная ориентация подготовки. Инициаторы исходят из анализа востребованности рынка труда, который показал, что недостаточно специалистов, умеющих работать в насыщенной цифровой медиасреде. «Медиакоммуникация» – это общий термин (точнее, направление) всех этих специальностей.
В департаменте «Факультет журналистики» Уральского федерального университета, наряду с журналистикой и издательским делом, открыли набор на «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии». Как отмечается на сайте факультета, это направление подготовки универсальных специалистов в области медиа. Направление совмещает в равных пропорциях творческое, техническое и управленческое направления, ни одно из которых не является доминирующим. Это дает возможность выпускникам приобрести навыки успешной работы в медиаиндустрии на стыке видов деятельности4. Здесь видим яркое проявление универсалистского подхода, а точнее, расширение журналистского универсализма (умение писать по любой тематике) за пределы творческой составляющей, наполнения ее технологическими и менеджериальными компетенциями. И в данном случае медиакоммуникация выступает как одна из реакций на вызовы, с которыми столкнулась журналистика в связи с появлением Интернета и последовавших за этим тектоническими сдвигами в медиаиндустрии. Это попытка уйти от традиционной филологоцентричной подготовки журналистов, которая вошла в противоречие с реалиями. Уже представители журналистского академического корпуса говорят о необходимости ухода от сложившихся традиций: «Видимо, надо как-то уравнивать в правах и объемах преподавания филологию и общественные дисциплины. Но делать это нужно очень неспешно, предельно аккуратно и бережно по отношению к преподавателям и традициям» (Ершов, 2018: 130).
Пермский университет осуществляет подготовку бакалавров по направлению медиакоммуникация с профилем – «контент-менеджмент»: «Подготовка контент-менеджеров предполагает синтез социальных и прикладных ИТ дисциплин в сочетании с практическим владением языком, умением использовать различные жанры и стили письма в интернет-коммуникации. Образование имеет ярко выраженный прикладной характер в соответствии с нормами бакалавриата»5. Здесь идея медиакоммуникации как востребованной на рынке журналистики проявляется наиболее ярко. Контент-менеджер в представленной трактовке выглядит как журналист цифровой формации.
Заведующий кафедрой коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью Белгородского университета, где открылось направление подготовки «Медиакоммуникации», профессор Е.А. Кожемякин характеризует новое направление образовательной деятельности через профессии, в которых могут реализоваться будущие выпускники: «Специалисты в области медиакоммуникаций входят в список так называемых «новейших профессий»: это коммьюнити-менеджеры, контент-менеджеры, копирайтеры, интернет-маркетологи, арт-директора и редакторы интернет-сайтов и страниц в социальных сетях, специалисты в области коммуникационного дизайна и коммуникационного аудита, разработчики мультимедийных ресурсов. Это профессионалы нового типа, которые в равной степени обладают творческими, социально-организаторскими компетенциями, а также компетенциями в области информационных технологий»6. В его высказываниях можно встретить и определенное новаторство. В частности, он утверждает, что сегодня «специалисты медиакоммуникаций и журналисты имеют абсолютно разные задачи: задача журналиста − добыть информацию, а медиаспециалиста − помочь ему правильно упаковать эту информацию»7. Позиция, с которой сложно согласиться. Практика показывает, что журналист сегодня − это не только тот, кто ищет и проверяет информацию, но еще превращает ее в мультимедийное сообщение, организует доставку таким образом, чтобы потребитель получил ее в любом месте, в любое время, на любом носителе. «Журналист – это технологически грамотный специалист, умеющий создать на любом устройстве новость – и текст, и картинку, и звук» (Вартанова, 2016 (б): 8).
В Тюменском государственном университете набор бакалавров и магистров по направлению подготовки «Медиакоммуникации» открыт на базе Школы перспективных исследований и направлений. Здесь также нацелены на профилизацию в области медиакоммуникации, концентрируясь на аудиовизуальном сегменте. «В рамках исследований кино и медиа изучаются теоретические, исторические и критические подходы к аудиовизуальным продуктам − от фотографий и фильмов во всех их формах и жанрах (художественный, экспериментальный, документальный) до музыкальных клипов и рекламы, от поп-культуры до артхауса, включая телевидение, всевозможные виды видеоискусства, инсталляции, компьютерные игры, социальные сети, их прошлое, настоящее, а порой и будущее»8. Заявлена магистерская программа «Цифровая культура и медийное производство», цель которой − «подготовка авторов, режиссеров, редакторов, продюсеров и других специалистов в области медиапроизводства, владеющих новейшими медиатехнологиями, а также принципами бизнес-логики, права и креативной экономики»9. Мы видим расширение творческой составляющей профессии вплоть до режиссуры, что выглядит несколько странно, если не помнить, что основы режиссуры есть в Высшей школе экономики. Возможно, это связано с особенностями структурного подразделения вуза, на базе которого разворачивается подготовка по направлению «Медиакоммуникации», его кадровым составом. Наличие определенной конфигурации ресурсов является одним из решающих факторов в вузовской профилизации подготовки по медиакоммуникации.
В Санкт-Петербургском университете открыта магистерская программа по «Медиакоммуникациям» с ориентацией на рекламу и связи с общественностью. В представлении программы написано: «Программа направлена на подготовку медиаменеджеров, способных управлять гибридными медиапроектами, имеющих знания в области журналистики, медиаменеджмента, медиаэкономики, маркетинга, продюсирования, рекламы и связей с общественностью»10. Когда речь идет о магистратуре, то здесь возможны вариации, которые определяются набором специалистов, обеспечивающих профессиональную подготовку магистерского уровня.
Завершая обзор, обратимся к базовому документу, на основе которого разворачивается подготовка по направлению «Медиакоммуникации». Речь идет о Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриате по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. N 527. В документе зафиксированы сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут реализовать сформированные в вузе компетенции: связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере продвижения продукции средств массовой информации, включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, онлайн-ресурсы); средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средств массовой информации). В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: авторского, редакторского, проектного, маркетингового, организационного, технологического11. Государственный стандарт остается в рамках традиционных СМИ, слегка «разбавленных» онлайн-ресурсами. Это не мешает вузам инициативно вторгаться в самые современные сферы медийного пространства, что они и делают. А широкий набор задач профессиональной деятельности (от авторской до технологической) позволяет совмещать креативные и технологические компетенции, дополняя их организационными и исследовательскими. Это делает привлекательным данное направление профессиональной подготовки для поколения центениалов, повседневность которых наполнена медиа.
Из представленного обзора видно, что вузы, открывшие профессиональную подготовку по направлению «Медиакоммуникации», выбирают образовательную стратегию исходя из имеющихся ресурсов и сложившихся образовательных традиций. Важнейшую роль играют инициаторы, которые своими компетенциями во многом определяют исходные позиции нового направления подготовки. Если это преподаватели, осуществляющие подготовку журналистов (чаще всего), то можно ожидать использование наработанных практик и упор на креативную составляющую. Если же инициаторами выступают преподаватели − обществоведы (пока очень редко) то, вероятно, будет преобладать менеджериальная направленность. В структурном плане также проявляются два подхода. Условно назовем их интеграционным и направленческим. Интеграционный возникает из недр журналистского образования, когда к творческой составляющей добавляются менеджерская и технологическая. Направленческим мы назвали подход, когда вуз сосредотачивается на одном из аспектов многомерной медиакоммуникации. Основой разнообразия организационных форм и практик, на наш взгляд, является индустриальный запрос на специалистов.
Медиаиндустрия − работодатель
Экономическим сегментом, для которого разворачивается подготовка бакалавров и магистров по направлению «медиакоммуникация» является медиаиндустрия. Можно встретить близкие или не очень близкие индустриальные трактовки медиакоммуникации: «отрасль СМИ», «индустрия развлечения», «культурная индустрия», «индустрия внимания» и т.п. При всем разнообразии подходов, на наш взгляд, «медиаиндустрия» адекватно отражает коллективного работодателя для выпускников по направлению «Медиакоммуникации», поле профессиональных возможностей, в котором они будут реализовываться.
Медиаиндустрии – это конгломерат очень разных (по форме и по содержанию деятельности) медиаорганизаций, которые в совокупности создают техно-социальную экосистему. С.С. Смирнов (2010: 178), фиксируя отсутствие индустриальной статистики как интеграционного элемента, определяет российскую медиаиндустрию через перечисление ее составляющих: «Сегодня все существующие в России издатели, телерадиовещатели, информационные агентства, распространители печатной прессы, операторы неэфирного телевидения, интернет-фирмы, рекламные агентства, рекординговые, полиграфические и кинематографические фирмы образуют де-факто отрасль национальной экономики как определенную совокупность предприятий, производящих и распространяющих однородный (конечно, условный) продукт на основании однородных (также условно) технологий». Кратко, медиаиндустрия − это промышленное производство и распространение смыслосодержащих сообщений, направленных на получение прибыли. Она работает как бизнес-структура, цель которой – повышение доходов через привлечение более широкого круга потребителей продукции (читателей, слушателей, зрителей).
Хотя медиаиндустрия позиционируется как экономический институт, состоящий из медиахолдингов, коммуникационных групп, медийных агентств и медиаорганизаций, нацеленных на прибыль, необходимо отметить, что для общества, его элиты и простых граждан, ее экономические показатели интереса не представляют. Вероятно, поэтому нет официальных статистических данных. В массовом сознании это, скорее, доступный всем институт развлечения и культуры. Радио, телевидение, кино, цифровые медиа, а также иная продукция медиаиндустрии обеспечивают граждан материалом, потребляя который они социализируются, проявляют гендерную и социальную идентичность, этническую и национальную индивидуальность. Кроме того медиаиндустрия играет важную роль в формировании спроса на производимые товары и услуги, поддерживая современную экономику. Распространяя политическую информацию, медиаиндустрия легитимирует власть.
Внутри же индустрии выполнение финансовых показателей – главный критерий успешности на любом рабочем месте. Даже если позиция входит в бек-офис медиакомпании (юрист, бухгалтер, сотрудник службы безопасности, техник по обслуживанию корпоративной сети, исследователь и т.п.) вариативная часть заработной платы (от 40 до 60%) наполовину зависит от финансовых показателей всей компании, другая может зависеть от оценки осуществляемых услуг внутренними клиентами (фронт-офисом) компании. Успех на рабочем месте, непосредственно связанном с продажами, напрямую зависит от финансовых показателей. В связи с такой двойственностью резко возрастает значимость конкретных идей, ценностей вокруг которых создаются медиакомпании. Поэтому компании предъявляют высокие требования (исходя из корпоративной идеологии) к человеческим качествам приходящих на работу сотрудников, их системе ценностей, предпочтений.
Считается, что развитие технологий выступает главным фактором преобразований в медиаиндустрии. Однако это не совсем так. Главное − как люди реагируют на вызовы времени и возможности, которые несут с собой технологии. Использование инноваций зависит от множества факторов: организации бизнес-процессов, квалификации сотрудников компании, правового регулирования. Далеко не все инновации приживаются. Например, было много надежд на алгоритмизированное размещение рекламы – programmatic-платформы, которые не оправдались. Сейчас хвалебные слова произносятся по поводу использования блокчейна в медиаиндустрии, а «искусственный интеллект», «машинное обучение», «большие данные» произносятся с придыханием, но дальше слов и эмоций дело не двигается. Медиаиндустрия – это бизнес на технологиях и потребностях людей. Поэтому, важнейшее требование индустрии − выпускники должны хорошо разбираться в современных коммуникационных технологиях, их возможностях в удовлетворении потребностей аудитории и ее монетизации.
Одна из проблем медиаиндустрии сегодня заключается в том, что масштабы инвестиций становятся более значимы, а эффекты − менее предсказуемы. Основная причина – стремительно меняющийся медийный пейзаж: технологические инновации создают возможности для продуктов, требующих иных компетенций от сотрудников компаний и других правил работы. Однако технологии, создаваемые небольшими группами, меняются быстрее, чем массы людей, которые их должны осваивать. Кто быстрее монетизирует технологические прорывы, тот и получает доход.
Не менее сложные процессы происходят в аудитории − основном источнике доходов медиаиндустрии. Индустрия утратила контроль над аудиторией – смартфоны, планшеты дали возможность выбора: что смотреть, когда слушать и читать, в каких количествах и на каких носителях. «С распространением Интернета, мобильных устройств, ростом популярности социальных сетей и других интернет-платформ у людей появилось гораздо больше источников информации и вариантов для проведения досуга. Эти новые возможности не заменили людям телевизор, однако перетянули на себя из прежнего бюджета телепотребления. Наиболее заметно изменилась структура медиапотребления молодых, легче осваивающих инновационные медийные технологии и услуги», − пишет И.А. Полуэхтова (2018: 95−96), фиксируя трансформации в поведении аудитории телевидения.
Цифровые девайсы освободили аудиторию из-под диктата медиаорганизаций. Развитие непрофессионального авторства и интерактивности привели к стремительному росту текстового и аудиовизуального контента, а многообразие девайсов – к коммуникационному изобилию, с неизбежностью ведущему к дроблению аудитории и созданию групп по интересам. «Таким образом, сегодня российская медиаиндустрия, переживающая структурные и экономические трансформации, актуализирует понимание аудитории и ее будущих практик. Рекламная бизнес-модель, основанная на «продажах» пассивной массовой аудитории, теряет значение, и потому сама медиаиндустрия испытывает острую потребность в новом теоретическом знании аудитории. Индустриальный поворот к антропологии медиа в новых условиях очевиден» − интересный вывод Е.Л. Вартановой (2016 (а): 291) из сложившейся ситуации. Преобразования, происходящие в социальной сфере и культуре, носят столь стремительный и фундаментальный для индустрии характер, что специалист по медиакоммуникации не может обойтись без знаний основных аудиторных трендов, их последствий для бизнеса. В индустрии высок запрос на специалистов по работе с многообразными данными, которые являются результатом активности потребителей в цифровой среде.
Медиаиндустрия − это наиболее быстро развивающийся сегмент экономики, так как она базируется на передовых технологиях, которые стремительно меняются, и всегда находятся те, кто готовы заработать на инновациях. Сегмент привлекателен для молодежи, поскольку молодые люди являются активными потребителями различного рода медиапродуктов, а зачастую и их создателями. Работать в медиа модно, престижно, финансово перспективно. Не так много сфер в отечественной экономике, где есть такое сочетание. Нет сомнений в том, что для молодых людей это направление профессиональной подготовки представляет интерес, а также в том, что они найдут применение себе на рынке.
Медиакоммуникация − образовательная деятельность
Обучение бакалавров и магистров по направлению «медиакоммуникация» не предполагает четко сформулированной профессии. В фундаментальном и интересном исследовании рынка труда PricewaterhouseCoopers (PwC) «Будущее рынка труда: противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году» утверждается: ««Невозможно предсказать, какие навыки будут востребованы даже через пять лет, поэтому сотрудникам и работодателям нужно быть готовыми маневрировать»12. Это реалии сегодняшнего дня, когда динамика перемен столь высока, что профессии не успевают даже сформироваться в нечто устойчивое.
Это создает проблему профессиональной идентификации, которая важна для тех, кто, выбирая профессию, собирается связать судьбу с медиакоммуникацией. У них возникает вопрос: кем я буду работать? Ни медиакоммуникация (как направление подготовки), ни медиаиндустрия (как сфера приложения полученных знаний и навыков) сами по себе ответа не содержат. Как правило, выпускник школы не знаком с медиаиндустрией, не понимает, что такое медиакоммуникация. Что может уяснить абитуриент, например, из набора слов приглашающего обучаться медиакоммуникации: программа «Медиакоммуникации» направлена «на обучение будущих архитекторов медиапространства, «универсальных» специалистов медиасистем, владеющих не только творческими и технологическими методами, но и управленческими навыками»13. Хотя необходимо признать, что метафора «архитектор медиапространства» интересна, привлекательна и содержательно богата. Вероятно, она может служить в качестве профессиональной самоидентификации поступающих на подготовку по направлению «Медиакоммуникации». Она покрывает творческую, технологическую и управленческую составляющие профессии.
«Творчество» как профессиональная компетенция бакалавров и магистров «Медиакоммуникации» по своим сущностным характеристикам подготовки вряд ли сильно отличается от профессиональной компетенции бакалавров и магистров «Журналистики». Сложившаяся образовательная практика применима и для подготовки по направлению «Медиакоммуникация» с учетом современных технологических вызов. Если же выйти за пределы журналистики, а, как показал проведенный обзор, в ряде вузов это происходит путем включения дизайнерских и режиссерских компетенций, то проблема творческой подготовки становится острее.
«Медиапродюсер», как направление подготовки в рамках «Медиакоммуникации», пожалуй, может выступать обобщающей и привлекающей молодежь профессией. В продюсировании представлено единство творческих и менеджериальных компетенций, совмещается проектная и командная работа, реализуются знания о вкусах, предпочтениях и поведении аудитории. Форсайт-исследование факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Российские медиа как индустрия производства и распространения цифрового контента», которое строилось на опросе индустриальных экспертов, зафиксировало: «Прежде всего нужны будут люди, которые умеют придумывать и доводить до полной реализации проекты. Креативные продюсеры», − заявил глава эфирного телеканала (Индустрия российских медиа, 2017: 60).
Менеджериальные компетенции, пожалуй, самый сложный аспект подготовки, поскольку предполагает формирование широкого набора знаний и умений, которые журналистам преподают в ограниченном масштабе. Ранее было показано, какие сложные процессы происходят в медиаиндустрии, сколь динамичен и значим данный сегмент жизни общества, при всей условности его демаркации. Выпускник должен ориентироваться в медиаполитике, которая хотя и не заявляется, на уровне аксиоматики проводится стейкхолдерами. Он должен декодировать элементы медиаполитики в медиакомпании, идентифицировать источники политического и экономического давления (национальная безопасность, борьба с терроризмом, создание барьеров для входа, концентрация и т.п.), оказываемого на медиа. Запрет и цензура остаются важнейшими элементами медиаполитики, а задачи бизнеса реализуются в условиях юридических и политических ограничений.
Центральным при менеджериальной подготовке по направлению «Медиакоммуникации» является вопрос механизмов финансирования медиа, цепочки создания стоимости, формирования доходов и расходов, рентабельности. Абсолютно необходимым навыком является умение «читать» финансовые отчеты медиакомпаний, делать правильные выводы из увиденного, знать законодательные основы налогообложения в медиа. К этому необходимо добавить знания медийного рынка, его основных параметров и структурную организацию: медиакомпании, медиахолдинги, их юридические формы, профессиональные организации и контролирующие органы.
Правовая грамотность – совершенно необходимое требование для выпускника. Медиаиндустрия пронизана правовым регулированием, которое трансформируется в постоянно меняющейся технологической среде. Интеллектуальная собственность, исключительные права (авторские права, патенты, товарные знаки), ответственность за содержание в медиа, право на анонимность и конфиденциальность, информационная безопасность и защита данных, политика конфиденциальности – далеко не полный перечень вопросов, профессиональные ответы на которые должны быть у выпускника, получившего подготовку по направлению «Медиакоммуникации».
Хотя технологии – это структурообразующая составляющая медиакоммуникации, повторимся: в основе любой профессиональной деятельности стоят люди, которые объединены в коллективы, реализующие практические задачи. Это порождает набор необходимых компетенций, направленных как на умение трудиться в коллективе, так и решать самостоятельные задачи. Работа в команде, проектная деятельность, целеполагание, личная инициатива, ответственность, дисциплина – качества, без которых невозможно быть успешным в медиабизнесе. Переговоры – важная составляющая при заключении трудового контракта, а собственность на результаты интеллектуальной деятельности и свобода действий так же важны, как и финансовые условия контракта.
Исследовательская составляющая, при всей ее кажущейся очевидности, является наиболее спорным элементом профессиональной подготовки в области медиакоммуникации. В уже упоминаемой нами статье авторов из Саранска и Хельсенки изложена идея необходимости дополнения креативной, технологической и менеджериальной компетенций инновационно-исследовательской, которая позволит выпускнику успешно адаптироваться в постоянно меняющейся медиасреде. Для аргументации своей позиции авторы так описывают опыт зарубежных вузов: «отказ от узких специализаций в пользу мультиформатных гуманитарно «заточенных» программ, нацеленных на подготовку продуцирующих новые перспективные идеи специалистов» (Елисеева, Тенхунен, 2016: 476). Против этого сложно возражать, однако в реализации предложения есть проблема. Оно, на наш взгляд, не учитывает важный фактор − мотивацию поступающих на данное направление обучения. Творческая составляющая профессии, подкрепленная управленческо-технологической, является мощным стимулом для ее освоения. Она нацелена на создание продукта, который будет приносить прибыль. Медиакоммуникация − прекрасная сфера, где хобби можно превратить в профессию. У исследовательской деятельности совершенно иная мотивационная структура, в основе которой познание мира, поиск истины, как бы громко это ни звучало. В одном человеке практически не уживаются нацеленность на результат и «поиск истины». Мы за наличие исследовательской деятельности в поле подготовки специалистов по медиакоммуникации, создания и наращивания экспертных компетенций в этой области, но только на уровне целевых магистерских программ, со специальным отбором при поступлении.
Есть проблемы и в самой исследовательской практике в области медиакоммуникации. Обзор исходных позиций подготовки бакалавров и магистров по направлению медиакоммуникации в различных вузах показал, что исследовательская составляющая не представлена ни в одном из вузов. Это объяснимо, с одной стороны, примитивизацией высшего образования, вымыванием теоретических дисциплин в связи со слабой востребованностью со стороны студентов; с другой − кризисом социального знания и его составляющих, связанных с медиаисследованиями. Однако мы с оптимизмом смотрим на будущее медиаисследований. Отечественные медиаисследования, при интеллектуальном дрейфе от институциональной массовой коммуникации к медиакоммуникации, должны претерпевать существенные изменения. Речь идет об углубленном рассмотрении взаимоотношений между современными коммуникационными технологиями, сообщениями (контентом), аудиторией, властью и обществом. «Рост количества медийных источников, направленных на различные группы аудитории, усложнение вариантов коммуникативного поведения связаны так или иначе с объективным процессом повышения сложности развитых современных обществ <…> наличие фрагментированных медиа характеризует общества сложного типа, где число центров экономической и политической власти является бóльшим, чем в более однородных обществах» (Назаров, 2018: 60). Сегодня важнейшую роль играют «обычные люди» (пользователи\потребители\зрители) и используемые ими технологические средства.
Пожалуй, относительно новой сферой медиаисследований выступает повседневность – совокупность устойчивых микроинвариантов социальной жизни. Именно через повседневные практики, медиатизированные или нет, человек постигает и меняет мир, в котором он живет. Опыт использования медиа меняет символическое пространство повседневности как социально конструируемый, сенсорный мир значений. Кроме того повседневность, пронизанная медийными технологиями, в настоящее время является основным объектом индустриализации и коммерциализации. В повседневности происходит совмещение символического и меркантильного с более широкими возможностями их кумулятивного эффекта.
Становление и развитие высшего образования по направлению «медиакоммуникации» с неизбежностью актуализирует исследовательские практики, поскольку это синтетическое пространство, в котором будут вести занятия представители разных дисциплин. Катализатором могут стать выпускные квалификационные работы, которые на уровне магистратуры должны носить исследовательский характер. Все это приведет к увеличению исследователей, сферой научного интереса которых будет «медиакоммуникация». На наш взгляд, неизбежен и следующий шаг − открытие аспирантуры для подготовки диссертаций по направлению «Медиакоммуникация».
Принципиальным для обучения является вопрос соотношения фундаментального и прикладного знания. Университетская подготовка изначально предполагает ориентацию на фундаментальное образование. Оно базируется на представлении, что знания и умения предметной специализации требуют абстрактных понятий и формального научения, однако как со стороны работодателей, так и потребителей образовательных услуг усиливается требование не столько к знаниям выпускника, сколько к его профессиональному умению и навыкам. Приметой времени является факт отказа сервиса по поиску работы Superjob от раздела «образование» в своих анкетах. По данным портала, в большинстве случаев работодатель смотрит не на уровень образования, а на истинное умение и опыт кандидата. Пока этот единичный факт воспринимается как недоразумение. Но вот что говорят социологические исследования: значимость вузовских дипломов преувеличена, считают 56% респондентов, принявших участие в опросе ВЦИОМа летом 2018 г. «Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег?». В 2008 г. таковых было 45%. Все больше россиян (20% в 2008 г. и 47% в 2018 г.), особенно молодых (18−24), приходят к выводу, что найти хорошую работу можно и не оканчивая вуза. Происходит изменение ценностных установок − молодежь не хочет вкладывать силы и средства в проекты, которые могут не принести им выгоды14. Это заставляет вузы вновь и вновь соотносить в каждодневной образовательной практике «знания», «умения» и «навыки».
Можно утверждать, что стабильная профессиональная структура, которую заполняют выпускники вузов, уходит в прошлое. Университеты обречены на многообразие вариантов профессиональной подготовки и постоянную критику со стороны индустрии за то, что они не успевают за переменами в профессиях. Единственный путь − это движение высшей школы и индустрии навстречу друг другу. Сдерживающим фактором может стать коммерциализация высшего образования, направленная на снижение себестоимости образовательных услуг, что предполагает их невысокую вариативность, что противоречит индустриальным требованиям профессионального разнообразия. Индустрия также имеет свои сдерживающие факторы, связанные с нежеланием инвестировать ресурсы (инновации, информацию, время и компетенции специалистов и т.п.) в образование тех, кто может к ним не прийти. В любом случае, если цель высшей школы – подготовка высококвалифицированных специалистов, то отношения с медиакомпаниями должны выстраиваться на долгосрочной и постоянной основе.
Завершая анализ, подчеркнем, что высказанные суждения носят поисковый, зачастую субъективный характер. Практика подготовки по направлению «Медиакоммуникации» только разворачивается, мы в начале долгого пути, однако от того, как будет заложено ее основание, зависит очень многое. Перестраивать всегда сложнее, чем строить.
Примечания
Библиография
Вартанова Е.Л. (а) Антропология медиа: индустриальный и философский поворот к человеку. Интерес к человеку как тенденция развития науки // Антропология медиа: теория и практика / дод ред. В.К. Мальковой, В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2016. С. 276−299.
Вартанова Е.Л. (б) Современный журналист в представлениях общества // МедиАльманах. 2016. № 2. С. 8−10.
Елисеева Ю.А., Тенхунен П.Ю. Образовательная программа «Медиакоммуникации»: отечественный и зарубежный опыт реализации // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4. С. 468–483.
Ершов Ю.М. Каким мы видим будущего журналиста (размышления о модернизации образовательных программ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 5. С. 119−136.DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2018.119136
Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, С.С. Смирнов, М.И. Макеенко. М.: МедиаМир, 2017.
Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: АЦ Vi; ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014.
Назаров М.М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социс. 2018. № 8. С. 54−64. DOI: 10.31857/S013216250000762-1
От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е.Л. Вартановой: колл. моногр. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2019.
Полуэхтова И.А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018.
Смирнов С.С. Медиаиндустрия России как внестатистический феномен // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2010. № 6. С. 178−187.