Languages

You are here

Кликбейт как средство создания ложной информации в интернет-коммуникации

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Ссылка для цитирования: Вольская Н.Н. Кликбейт как средство создания ложной информации в интернет-коммуникации // Медиаскоп. 2018. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2450
DOI: 10.30547/mediascope.2.2018.12

 

© Вольская Надежда Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), navolskaya@yandex.ru

 

Материал подготовлен на основе доклада на заседании круглого стола «Языковая политика в информационном пространстве Интернета» (в рамках гранта РФФИ № 17-04-00032 «Влияние Интернета на жанровые и стилистические параметры медиатекстов»), состоявшемся на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова 10 октября 2017 г.

 

Аннотация

В докладе ставится проблема использования кликбейтов − специфических заголовков, которые в определенных случаях сопровождаются графическими материалами, провоцирующими интернет-пользователей читать конкретный контент, в расчете на присущие человеку чувства любопытства, возмущения или недоумения. Автор отмечает, что в результате применения кликбейтов с использованием определенных дискурсивных практик в сознании читателя актуализируются ложные топосы событий, приводящие в конечном итоге к созданию ложной, фальсифицированной информации. Набор кликбейтов на странице сайта − короткий набор фраз, представленных вне контекста, − превращается в сознании потребителя в информационный шум, препятствующий формированию объективной картины мира в сознании реципиента.

Ключевые слова: кликбейт, заголовок, воздействие, дискурсивная практика, ложь, фальсификация, клиповое сознание.

 

Эффективное восприятие медиатекста определяется, в первую очередь, заголовком, который экономит усилия читателя в процессе нахождения интересующей его информации и выполняет номинативную функцию, называя текст и позволяя выделить его из ряда других текстов.

Заглавия различаются в зависимости от того, сколько элементов смысловой структуры текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные и комплексные заглавия.

По признаку полноты выражения какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на полноинформативные(полностью актуализирующие смысловой компонент текста), неполноинформативные,пунктирные, т.е. не полностью актуализирующие смысловой компонент текста1, а также не соответствующие содержанию текста. Именно к такому типу заголовков относятся кликбейты.

«Кликбейт» – средство привлечения аудитории с помощью специфических заголовков, которые в определенных случаях сопровождаются графическими материалами, провоцирующими интернет-пользователей читать конкретный контент в расчете на свойственные человеческой натуре чувства любопытства, возмущения или недоумения.

Термин «кликбейт» образован от двух английских слов: «click» – «щелчок (мыши)» / «переход по гиперссылке» и «bait» – «наживка». Эффективный кликбейт подразумевает создание контента, обладающего характерными «заголовками-наживками», которые обеспечивают положительную динамику посещаемости веб-ресурса и, соответственно, материальную прибыль2.

Цель кликбейта – побудить пользователя к совершению определенного, запланированного действия: в интернет-маркетинге – увеличить количество посещений на целевом сайте, в массмедиа – вызвать интерес к следующей за кликбейтом статье, в интернет-рекламе – получить доход от онлайн-рекламы, в офлайн-рекламе – удержать внимание пользователя на рекламной информации, но − в любом случае − быть своеобразным айстопером для потенциального получателя информации.

Кликбейту присущи определенные формальные и содержательные особенности, благодаря которым возможно использование информационных технологий смыслового насыщения текстов в виде искажений смысла статьи, хотя Facebook, например, рекомендует авторам использовать ясные заголовки, из которых читатель сразу понимает, о чем идет речь в предлагаемой публикации (Николаева,2017: 147). Это позволяет выбирать различные маршруты смыслового развития обсуждаемой проблемы и «вводить непредсказуемые, но заранее продуманные схемы движения, уводящие читателя в области, не имеющие прямого отношения к теме, но предоставляющие повод для атак на информационном поле» (Чанышева, 2016: 57). В результате применения кликбейтов с использованием определенных дискурсивных практик в сознании читателя актуализируются ложные топосы событий, приводящие в конечном итоге к созданию ложной, фальсифицированной информации.

Ложная информация формируется таким образом, чтобы аудитория при ее восприятии принимала ложь за истину. Цель автора − создавать ложь исподволь, незаметно, привлекая читателя с помощью специфических лексических и грамматических средств и как бы оставлять выбор за самим читателем. Истинная информация раскрывается постепенно в результате переходов, осуществляемых посредством последующих кликов.

Кликбейт служит для того, чтобы «подцепить на крючок» целевого адресата и оказать на него необходимое воздействие, оставляя его под своим контролем и предлагая на выбор статьи для клика: «Сергей Астахов: Увижу рядом с дочерью жениха – убью его»3; «Пугачева стремительно угасает после опасной операции»4; «А вы все видели жену известного Сергея Лаврова?»5; «Шойгу дал Путину рюмку с коньяком. Все в шоке от того, что произошло дальше…»6; «Случившееся с Путиным в Великом Новгороде уже не скрыть! Все увидели, как…»7.

В научном мире бытует мнение, что современная картина социального мира наполнена «языком лжи», т.е. когда человеку навязывается определенный стиль отношений, идеал социальной среды и социального окружения, что ведет к формированию определенных стереотипов. Вследствие этого первостепенное значение в интернет-СМИ приобретают различные непроверенная информация, слухи и т.д., выступающие как средства, нацеленные на «восполнение» ложной информации. Под ложной информацией понимается «целенаправ­ленное, намеренное утверждение, в котором отправитель искажает действительное состо­яние дел и имеет своей целью ввести получа­теля, поверившего в ложь, в обман» (Ленец, 2013: 86). В результате ложная информация приводит к процессам отчуждения в обществе, формированию негативного отношения к «герою» публикации – медийной персоне. Искажение информации ведет к формированию у аудитории тревожных ожиданий, к утрате социального оптимизма, что негативно сказывается на социальной стабильности общества и может быть использовано как механизм деконструкции государственных структур и социальных связей (Малькевич,2015: 125). Эффективность воздействия средств массовой информации на аудиторию заключается в том, что СМИ – один из главных источников получения информации о событиях, происходящих в стране и мире. «<…> средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощущение» (Розин 1997: 47).

Кликбейт-заголовки вызывают нега­тивный отклик у пользователей. Практически во всех странах с развитыми СМИ кликбейту объявлена война (Николаева, 2017: 148).­ СМИ погружают аудиторию в определенные типы существования, навязывают их.

В современную нам эпоху грань между вымышленными и реально проживаемыми событиями весьма незначительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессой события выглядят даже более убедительными.

В силу этого обстоятельства «коварство» кликбейта очевидно: современный потребитель информационного контента, обладающий так называемым клиповым мышлением и неспособный поэтому осознавать и постигать связи между событиями ввиду фрагментарности подачи информации, не может быть сосредоточенным на какой-либо информации длительное время, у него снижена способность к анализу. Набор кликбейтов на странице сайта − короткий набор фраз, подающихся вне контекста, превращается в сознании потребителя в информационный шум, т.е. в неотфильтрованный поток информации, в котором полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных. Информационный шум мешает гармоничному развитию человеческой личности и препятствует формированию объективной и правдивой картины мира в сознании реципиента.

 



Примечания

  1. Шостак М. А. Сочиняем заголовок // Журналист. 1998. № 3. С. 23.
  2. Бартыш Р. Кликбейт в СМИ и на YouTube: как привлечь аудиторию, разжигая любопытство? // BurЖuasia. 2017. Окт., 13. Режим доступа: http://burguasia.com/chto-takoe-klikbejt-primery-i-opisaniya/
  3. Сергей Астахов: Увижу рядом с дочерью жениха − убью его! // Рамблер/женский. 2018. Янв., 25. Режим доступа: https://woman.rambler.ru/other/38976771/?utm_content=rwoman&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
  4. Пугачева стремительно угасает после опасной операции // СМИ2. 2018. Янв., 29. Режим доступа: https://smi2.ru/newdata/adpreview?ad=4170335&bl=89670&ct=adpreview&ab=a
  5. А вы видели жену Сергея Лаврова? Только взгляните на неё! // Очень Интересно. Режим доступа:
    https://interesnoo.ru/интересное/а-вы-видели-жену-сергея-лаврова-только/
  6. Шойгу дал Путину рюмку с коньяком. Все в шоке от того, что случилось дальше! // redtram. 2017. Ноябрь, 8. Режим доступа: https://ru.redtram.com/news/politics/389580898/
  7. Случившееся с Путиным в Нижнем Новгороде скрыть не удалось // EverSMI. Режим доступа:
    http://novosti.everinform.com/964-Sluchyvsheesia-s-Putynym-v-Nyzhnem-Novgorode-skryt-ne-udalos?page=full

 

Библиография

Ленец А.В. Прагмалингвистическая теория лжи // Вестн. ИГЛУ. 2013. С. 86−90.

Малькевич А.А. Влияние региональных СМИ на социальное самочувствие жителей региона (на примере работы омского «12 канала») // Коммуникативные исследования. 2015. № 4 (6). С. 123−132.

Николаева А.В. Кликбейт: к определению понятия // Актуальные проблемы стилистики. 2017. № 3. С. 146−151.

Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 44−54.

Чанышева З.З. Информационные технологии смысловых искажений в кликбейт-заголовках // Вестн. ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики 2016.№ 4. С. 54−62.