Ссылка для цитирования: Новак А.А. Повестка дня в государственных и частных изданиях городов-миллионников // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2424
DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.13
© Новак Анастасия Андреевна
аспирантка кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проектов в секторе «Здравоохранение» коммуникационного агентства «КРОС» (г. Москва, Россия), no.a.a@bk.ru
Аннотация
В статье рассматривается понятие повестки дня, факторов и акторов, степень их влияния на государственные и частные газеты городов-миллионников, способы формирования и деформации содержания изданий. Проанализированы сходство и различия газет разного типа собственности, представленности материала, тематической составляющей. Выявлена большая близость частных газет к интересам аудитории и потребительским вопросам, а также определена роль государственных газет как выразителей общественных потребностей жителей и аудитории.
Ключевые слова: повестка дня, местная пресса, государственные и частные газеты, способы формирования содержания СМИ, учредители газет.
Региональная повестка дня
Региональная повестка дня – это тематическое направление содержания СМИ, тематически связанное с жизнедеятельностью регионов и включающее совокупность текстов, различным образом фиксирующих связь с определенным регионом или регионами на территории страны.
Процесс установления повестки дня в отечественных условиях обладает ярко выраженной спецификой, связанной с социокультурными особенностями взаимодействия СМИ с субъектами власти в каждом из регионов и с федеральной властью, в частности. В отличие от американских СМИ, для которых явная ангажированность является давно пройденной стадией, отечественные издания зачастую продолжают позиционировать себя и восприниматься не как нейтральные информаторы, а как активные участники политической борьбы (Дъякова, Трахтенберг, 2005: 87). Впрочем, это, по нашему мнению, связано не только с периодом развития страны и прессы, но и с ментальными особенностями России и ее граждан. Ввиду динамично меняющихся условий развития СМИ в России, экономического состояния, развития гражданского общества и правового положения редакций, стоит говорить о системе специфического формирования повестки дня на территории нашей страны и, в частности, в региональных печатных СМИ.
В работах по истории, теории и практике журналистики термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» часто используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике. Многие трактуют «регион» как административно-территориальное образование, а региональную печать – как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории. Под словом «регион» иногда подразумевается также определенная географическая территория (не обязательно административная), население которой тесно связано с экономической, культурной, этнографической, конфессиональной и другой общностью, как, например, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Дон и Северный Кавказ и др.
В условиях развивающегося российского федерализма регионы − при сильной зависимости от политических, финансовых, социальных решений и инициатив из федерального центра − во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют свою законодательную базу. А рыночная политика в российских условиях определяется экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социальных трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом, информационной развитостью каждого отдельного региона (Крылов, Рунова, 2008: 172−180.). В связи с этим в регионах России можно наблюдать процесс противоборства государственной и частной прессы за внимание читателя при имеющихся у них возможностях (дотациях, техническом и кадровом состоянии, рекламодателях).
Казалось бы, работа региональных газет должна гармонично встраиваться в стратегию государства и систему общества, занимать свое место в иерархии СМИ. Однако поиск баланса между их правами и обязанностями, а также требованиями к ним был и остается трудновыполнимой задачей. Особую сложность процессу самоопределения регионов придает то обстоятельство, что многие из регионов возникли искусственно, в качестве реализации политико-экономического проекта, связанного с укреплением власти в России (Марков, 2014: 63).
В исследованиях чаще всего встречаются три варианта взаимодействия регионов и федерального центра, относящихся в равной степени ко всем институтам, в том числе и к СМИ. Первый заключается в том, что в основном на федеральном уровне разрабатываются программы, масштабные планы и стратегии, а задачи региона – найти свое место внутри этих общих программ развития. Эту позицию отстаивают федеральные органы власти (Касютин, 2011: 26).
Второй вариант – именно регионы являются субъектами развития. Федеральная власть лишь координирует региональные программы. Но этот вариант ответа подразумевает делегирование полномочий каждому региону. Стратегия развития должна существовать и на уровне местного самоуправления, и на уровне муниципалитетов крупных городов, на уровне регионов, бизнеса, некоммерческих организаций и на уровне федеральной власти. Сторонниками этой позиции являются главы некоторых регионов.
Однако существует и третий вариант − сочетание федеральных и региональных программ, которые действуют координированно в интересах страны и каждого из регионов. Мы полагаем, что это оптимальный путь.
В любом случае, необходимо однозначно понимать круг акторов и весь цикл процессов, задействованных в формировании повестки дня.
По мнению А.А. Лебедева (2011), активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению авторитета местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических, так и коммерческих проектов. Местная пресса воспринимается региональной элитой как канал влияния на аудиторию. Несмотря на движение к унификации регионов и очевидное для читателей взаимодействие редакций газет с местными акторами, аудитория всегда будет интересоваться своими, местными, новостями, касающимися их непосредственно, а затем – федеральными, потенциально более далекими от них событиями. Однако для кого пишутся эти самые актуальные и интересные новости в региональных газетах?
Роль учредителей в формировании повестки дня
В процессе анализа результатов исследований медиа вырисовывается определенная иерархия факторов и акторов, а также наиболее распространенные, с точки зрения теоретиков, способы взаимодействия со СМИ. Так, Э. Херман и Н. Хомский (2002: 83) выделяют как минимум пять факторов, обусловливающих преимущественно рыночную и либерально-рыночную позицию прессы, по линии которой мы можем проследить сегодня развитие российских медиа.
Медиаисследователи сходятся во мнении, что, несмотря на весомый контроль СМИ в центральной части России федеральными органами власти и крупным бизнесом, высокая степень зависимости региональных СМИ (в том числе печатных) от внешних факторов, находящихся на территории распространения, очевидна (Лебедев, 2011). Вполне закономерны в этой связи видоизменение и углубление задач местных СМИ, расширение возможностей, совершенствование форм и методов их работы.
По мнению ряда исследователей, власть через подконтрольные СМИ занимается скорее формированием нужного ей общественного мнения, чем информированием общества. Получаемые ею ответные сигналы со стороны общества вторичны по отношению к пропагандистским импульсам, исходящим от самой власти, и смазаны из-за эффекта многократного отражения1. Методы экономического, административного, структурного регулирования регионального информационного пространства, традиционно используемые субъектами регулирования – региональными органами исполнительной власти, «формируют определённую модель, ставят перед медиакомпаниями политические задачи в обмен на гарантию экономических основ деятельности»2. Однако перспектива разгосударствления ориентирует «газеты власти и бизнеса» на постепенный переход в иную типологическую нишу – массовых общественно-политических изданий, трансформацию этических и профессиональных стандартов усилиями редакционных коллективов. Повышенный интерес к теме суверенности как непременного условия будущего процветания региона, апелляция к чувству местного патриотизма, полемичность – все это достаточно надежные средства завоевания симпатий читательской, зрительской и слушательской аудитории (Петров, Титков, 2010: 169). Общественное мнение в таком случае, как самостоятельная и активная общенациональная сила, порой в регионах не выявляется и не влияет на социальные процессы.
И.В. Кирия и А.А. Новикова (2017: 54) в своей работе об истории и теории медиа отмечают, что утверждение, будто свободные медиа влекут за собой снижение цен и повышение качества благ, ошибочно. По их мнению, медиа не работают в полной мере как медиаторы (информационные посредники) на рынках хотя бы потому, что начиная с XIX в. они сами встроены в экономические отношения. Следовательно, распространяемая ими информация в значительной степени детерминирована нуждами не только аудитории, но и рекламодателей, которые приносят зачастую больше половины доходов медиакомпаниям, а также владельцев медиа, которые чаще всего связаны с крупным финансово-промышленным капиталом и заинтересованы в определенном виде экономической политики.
Если рассматривать российскую медиасистему с позиции крупных или авторитетных политических, экономических, культурных акторов, то она функционирует довольно эффективно. Она обладает широким и отработанным инструментарием влияния на общественное мнение. Конструирование желаемой для игроков реальности происходит посредством выделения важных тем или инсценировки событий, рассчитанных на широкий общественный резонанс и управлением информационной повесткой дня. Нередко виртуализация фактов и событий происходит посредством манипуляции общеизвестными символами и широкого внедрения маркетинговых технологий.
Владеющие информацией акторы получают преимущества при завоевании и перераспределении власти. От наличия или отсутствия должной информации зависят возможности субъекта обрести или утратить власть, добиться влияния, реализовать свои интересы в политической, экономической, культурной сфере. Важнейшим инструментом реализации индивидуальных стратегий акторов на информационном рынке являются СМИ. Они могут стать и элементом политического дискурса, проведения политических кампаний, и экономических преобразований, социального, культурного просвещения и проч. Они имеют возможность формировать медиаповестку дня для аудитории и оказывать влияние на принятие решений. При этом они далеко не всегда стремятся в таких случаях отражать интересы общества и предоставлять людям объективную информацию (Овсепян, 1999). А это приводит к деформации повестки дня.
Механизмы формирования повестки дня
Среди типичных механизмов формирования необходимой повестки можно выделить следующие.
В данной статье мы попробуем проследить реализацию механизмов формирования повестки дня на примере региональных газет городов-миллионников с разными типами собственников.
Автором исследования были проанализированы газеты четырех городов-миллионников. В качестве объектов эмпирического исследования выбраны восемь общественно-политических газет в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани и Воронеже. Города были выбраны из списка городов-миллионников России 2015 г. (то есть городов, имеющих более миллиона жителей). Выборка сформирована по принципу − каждый третий город из списка с учетом их примерно равной удаленности друг от друга. В настоящее время в данных четырех городах выходит 8, 14, 5 и 6% от общего количества изданий миллионников. Естественно, что областные газеты являются самым распространеным типом изданий и составляют почти половину из них (44%) – следовательно, именно по ним можно судить о тенденциях и интенсивности работы редакций. Более половины изданий (55%) распространяется на платной основе, еще 37% − бесплатно (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2016).
В городах выбирались по две самых высокотиражных ежедневных общественно-политических газеты, находящихся в рейтинге «Медиалогия». Выбраны исключительно областные (региональные) издания. При этом учитывался тип учредителя: в каждом из исследуемых городов анализируется одна государственная и одна частная газета.
Таким образом, в Казани были выбраны «Казанские ведомости» (учредитель ОАО «Татмедиа», в таблицах именуется К1) и «Республика Татарстан» (учредитель правительство и парламент республики, К2). В Новосибирске были выбраны «Новая Сибирь» (учредитель ООО «Новая Сибирь», Н1) и «Советская Сибирь» (учредитель администрация Новосибирской области, Областной совет депутатов и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Издательский дом «Советская Сибирь», Н2). В Ростове-на-Дону были выбраны «Газета Дона» (учредитель ООО «Газеты Провинции», Р1) и «Молот» (учредители Администрация Ростовской области и коллектив редакции газеты «Молот», Р2). В Воронеже были выбраны газеты «Коммуна» (учредитель: ООО «Редакция газеты «Коммуна», В1) и «Берег» (учредитель: Управление делами Воронежской области, В2).
Тематические приоритеты
Контент-анализ попавших в выборку газет показывает, что наиболее популярными темами в печатных СМИ являются политика (деятельность мэров, губернаторов, администраций, новые законы и реформы, коррупция, выборы формируют от 20 до 30% содержания изданий), экономика (составляет от 12,7% до 19,4% общего объема публикаций), тема ЖКХ и инфраструктурных изменений (порой она оказывается более актуальной, чем экономическая тематика − ей посвящают от 9,8% до 25,9% в публикациях. Соотношение тематики можно проследить в таблице 1.
Таблица 1. Тематика публикаций (в % к общему числу публикаций)
Тематика публикаций |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Политика |
21,70 |
24,67 |
23,18 |
Безопасность |
5,44 |
5,63 |
5,53 |
Экономика |
16,68 |
16,18 |
16,43 |
Международные отношения |
2,66 |
7,23 |
4,95 |
Происшествия |
0,30 |
0,32 |
0,31 |
ЖКХ, инфраструктура |
16,62 |
15,60 |
16,11 |
Духовная сфера |
12,71 |
13,28 |
13,01 |
Развлечения |
11,42 |
11,52 |
11,47 |
Семья, воспитание |
12,47 |
5,58 |
9,03 |
На первом месте находится политическая тематика: деятельность мэров, губернаторов, администраций, новые законы и реформы, коррупция, выборы формируют от 22% от содержания частных изданий и 25% от государственных. Превалируют в политической повестке темы: выборы (ежегодно 8 сентября в стране проходит Единый день голосования), работа судов, органов правопорядка, борьба с преступностью, деятельность местных министров и чиновников.
К примеру, местные праздники и мероприятия привлекают внимание журналистов наличием представителей власти, как правило губернатора. В итоговых материалах любого жанра (от новости до статьи) комментарии дают только представители властных структур, а не победители конкурсов или обычные граждане. Такие источники информации вытесняются из подобных первополосных, главных материалов на другие страницы – им посвящаются другие материалы, не относящиеся к крупным городским новостям и преобразованиям. К примеру, вот как звучит подзаголовок одной из первых статей воронежской частной газеты «Коммуна»: «Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев побывал на линейке в реконструированной Каменской СОШ № 1 <…>». Затем в данном материале от третьего лица повествуется о радости учеников, описывается состояние школы и даются три цитаты подряд, каждая из которых принадлежит Алексею Гордееву3.
Аналогично поступают в частной газете «Казанские ведомости»: отмечавшиеся в Республике Татарстан открытие нового ледового дворца «Золотая шайба», социальная ярмарка, помогавшая собрать ребенка в школу на вырученные деньги, а также день татарской молодежи – эти и многие другие праздники были освещены с точки зрения тогда еще врио главы РТ Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина, представителей Кадастровой палаты по РТ, сотрудников Министерства по делам молодежи и спорту РТ. Описание атмосферы и особенностей данных событий было сделано журналистом, комментариев и имен их участников не давалось4.
Интересно и то, как газеты работают с темой выборов. Как в частных, так и в государственных изданиях можно увидеть целый спектр агитационных материалов с флагами, лозунгами и крупными фото кандидатов, так и похожие на аналитические статьи, якобы представляющие независимое мнение. Например, в частной газете «Коммуна» была зафиксирована колонка журналиста с рекомендациями, как правильно голосовать. «Реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т.п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями: раздачей многочисленных обещаний, льгот, наград, субсидий», − предупреждает автор, перечисляя всю парламентскую оппозицию. В конце статьи делается «объективный» вывод: «В предвыборных лозунгах «Единой России» во время прошлых избирательных кампаний также хватало популистских лозунгов (увы, в политике иначе не бывает!), <…> но в принципе реальных дел, несмотря на имеющиеся огрехи, хватает»5.
Для всех газет характерен нейтральный стиль, который можно объяснить как стремлением к объективности изложения, так и опасением «сказать лишнее». Примечательно, что, несмотря на принадлежность к частным компаниям или органам власти, ни частные, ни государственные газеты не рассказывали (или информировали крайне мало и нейтрально) о деятельности своих владельцев и учредителей.
Экономическая повестка занимает в пяти газетах второе место в содержательной структуре, составляя 17% в частных изданиях и 16% в государственных от общего объема публикаций. Чаще всего в частных газетах журналистов интересуют налоги, льготы, пенсии, малый и средний бизнес, экономический кризис. Государственные издания поднимают чаще всего темы развития сельского хозяйства, промышленности и развития госпредприятий. Интересно, что вопросы инфляции, экономического кризиса в газетах со вторым типом учредителей не поднимаются. Парадоксальным образом оба типа газет уделяют больше внимания не превалирующей в регионе отрасли экономики. 90% обозначенных журналистами экономических проблем попросту констатируются, проблемы не анализируются, не высказываются предложения по их устранению. Так, к примеру, в большой статье о сборе урожая в Воронежской области в частной газете «Коммуна» автор пишет о главной проблеме: «В Жердевке такой же завод не так давно нарастил свою суточную мощность до шести тысяч тонн, а в Добринке и вовсе до 12 тысяч. Да и условия приемки свеклы там гораздо выгоднее, нежели на заводах в Воронежской области. Вот и уходят машины с зрительских полей в сторону Липецкой и Тамбовской областей, делая лишние километры и увозя туда немалые налоги»6. Большая часть статьи посвящена пользе сахарной свеклы и поручениям губернатора по повышению эффективности сбора урожая.
В других случаях актуальной проблеме (например, сборам на капитальный ремонт в области) может посвящаться весь материал, но проблемы в нем будут опять же перечисляться с помощью цитат или от третьего лица. Вот как о проблемах в сфере написано в статье газеты «Коммуна»: «Губернатор выразил беспокойство и по поводу того, что жители неохотно объединяются в товарищества собственников жилья для решения вопросов управления своим домом», «Жителям часто препятствуют недобросовестные управляющие компании, которые незаконно удерживают документы: сведения по приборам учёта, картотеки данных», «Помимо низкой осведомлённости и технических сбоев системы, на низкие взносы повлияла также деятельность активистов одной из политических партий, сделавшей тему капитального ремонта основной в своей агитационной работе»7. По сути, в материале предложен вариант объединения собственников в ТСЖ как один из вариантов решения проблемы сборов, однако факты, а также комментарии героев материала указывают на его нежизнеспособность. Других способов решить проблему не предлагается, а участвующий в материале губернатор и сотрудники департаментов и служб остаются активными и как будто непричастными к ней.
Для трех из восьми газет тема ЖКХ и инфраструктурных изменений является более актуальной, чем экономическая тематика: ей посвящают 17% в публикациях частных и 16% в публикациях государственных газет. Наибольшее внимание ей уделяют частные «Казанские ведомости», государственная «Советская Сибирь» и частная «Коммуна». Почти все регионы волнуют в большей степени состояние дорог, жилья и системы ЖКХ в целом.
Распределяя приоритеты, можно отметить выраженный интерес у частных газет к работе учреждений торговли (обеспеченности товарами, ценовой политике, культуре торговли и т.п.), в меньшей степени – к состоянию ЖКХ, деятельности жилищно-коммунальных служб, строительству и ремонту муниципального жилья. Внимание государственных газет посвящено в большей степени «государственным» делам: строительству, ремонту дорог, других коммуникаций, состоянию ЖКХ, деятельности жилищно-коммунальных служб, сфере здравоохранения. Стоит отметить, что тематика ЖКХ, как наиболее острая и для граждан регионов, позволяет журналистам высказать свое отношение к проблеме: большое количество публикаций на данную тематику освещается в негативном свете. Журналисты и читатели отмечают отсутствие информации о строительстве и ремонте жилья, его ветхом состоянии, недостатках в газификации, водоснабжении, а также бесконтрольность коммунальных служб. По транспортной тематике отмечается плохая организация работы и плохое состояние дорог. Буквально в каждом выпуске всех восьми исследуемых изданий информируется об этих проблемах.
Так, в государственной газете «Советская Сибирь» был опубликован материал о начале публичных слушаний на тему точечной застройки в Новосибирске. Издание не приводит никаких комментариев экспертов, жителей, а информирует о дате и месте мероприятия, дополняя справочную информацию социологической, которая деликатно демонстрирует актуальность проблемы и недовольство жителей. Опрошенные граждане отмечают несоблюдение строительных, санитарных и технических норм при точечной застройке (72%), вырубку деревьев (70%). К самым оптимальным формам участия в решении вопросов об объектах точечной застройки новосибирцы относят проведение независимых общественных экспертиз (66%), официальное обращение к органам власти, которые ответственны за принятие решений по строительству и архитектурному облику мегаполиса (55%), а также участие в публичных слушаниях (52%). Тем не менее никаких предложений и отчетов по итогам мероприятия газета не приводит, что отчасти демонстрирует нежелание или неумение газеты участвовать в общественных проблемах, решать их.
Как бы вскользь рассказывается в государственной газете «Берег» о запущенном состоянии рек Воронежской области. В начале статьи журналист рассказывает о своей жизни и работе с реками в 1970−1980-е гг., государственном контроле и субсидировании очистки рек, а затем пишет: «Что мы наблюдаем сегодня? Мелиоративные отряды давно уничтожены, чистить малые речушки, ручьи, питающие Дон, некому и нечем. Пойма заболачивается, родники забиваются, закупориваются. Мне пришлось проехать по берегам малых рек Савала, Потудань, Битюг. Все они в плачевном и неприглядном состоянии. Везде по берегам выстроены коттеджи, стоит личный автомобильный транспорт. Такая же ситуация и с главной рекой». Реки и поселки теряют туристическую привлекательность, в ранее чистых реках находят дизентерийную палочку, санитарные службы попустительствуют местным жителям. Вместо экспертных комментариев, использования статистики, отчетов или предложения мер по улучшению работы местных служб, повышения экономических показателей, журналист обращается к образу ответственного царя Петра I и заканчивает текст следующими словами: «В общем, вызывает большую тревогу состояние и Дона, и Усманки, и других малых рек»8. Конечно, очень важно поставить проблему, но также необходимо привлечь мнение экспертов, предлагающих реальные пути ее решения.
Четвертой важной сферой для изданий стала духовная: ей посвятили по 13% в публикациях частных и государственных газет. Вне зависимости от учредителей, всем изданиям, в первую очередь, интересна культура и образование. Однако особенностью новосибирских газет, в силу активной деятельности Сибирского отделения РАН, является преобладание научной повестки на полосах. В этой сфере поднимаются острые научные и культурные вопросы, начиная от съемок фильмов об истории области, заканчивая интервью с музыкальными исполнителями, представителями церкви и учеными.
Пятой по объему освещения оказалась для СМИ развлекательная тематика: она занимает 11% в частных изданиях и 12% в государственных от общего количества поднятых тем. Материалы по данной тематике представлены преимущественно короткими жанрами и локальными мероприятиями, и потому они практически повсеместно одинаковые. Уточним, что среди тем во всех изданиях превалируют, безусловно, культурные события в городе (рекомендации по проведению досуга) или регионе, спортивная панорама. За период исследования не было зафиксировано ни одной публикации по теме развлечений с негативной коннотацией или проблемным ракурсом.
Шестой по рейтингу и нередко связанной с публичной сферой стала тематика семьи, воспитания: она занимает 13% и 6% соответственно. Выделить данные материалы можно было по материалам о стиле жизни (читатели получают советы об уходе за собой, внешнем виде, здоровом образе жизни), а также обустройстве приусадебного участка, огорода. В рамках данной темы поднимается много малых, но важных для потребителя проблем. Так, журналистка государственной газеты «Республика Татарстан» выяснила, как поступать с купленными дорогостоящими лекарствами, которые не подошли пациенту, пообщалась с региональным Министерством здравоохранения, сделав попытку решить вопрос: «Может, государству все же как-то озаботиться этой проблемой? Для начала хотя бы разрешить аптекарям продавать частями те препараты, которые сейчас можно купить только упаковкой. А потом, может, и организовать какую-то службу, которая могла бы с необходимой проверкой принимать у населения ставшие ненужными препараты?»9. Примечательно, что в региональных изданиях почти отсутствуют новости о звездах, мало места уделяется гендерной тематике.
Несмотря на то что отсутствие поэзии и прозы в газетах представляется естественным, региональные издания и их читатели обращаются к архивам, цитируют классическую литературу, изречения философов.
Естественно, что в минимальной степени всеми газетами была затронута тема международных отношений – 3% в частных изданиях и 7% в государственных. Такая разница в соотношении повестки объясняется попыткой государственных изданий синхронизироваться с федеральной повесткой и важными для страны трендами. Среди наиболее популярных тематических направлений оказались культурные и спортивные контакты, а также военно-политическое и техническое сотрудничество. Стоит отметить, что международные отношения регионов преподносились только в нейтральном или позитивном ключе.
В период с августа по октябрь 2015 г. в изучаемых городах и регионах не наблюдалось стихийных бедствий или катастроф, благодаря чему тема происшествий практически не была затронута ни одним изданием: 0,3% в обоих типах изданий. Под данный блок не подпадает сфера безопасности, которая, безусловно, фигурировала в повестке городов-миллионников. В основном журналисты освещали тему местного криминала (угон машин, воровство, драки, пожары), которая носила курьезный характер. Также не обходят вниманием издания и межэтнические отношения, миграционную политику. Зачастую это происходит в дополнение к другим темам, касающимся региона.
Жанры и местоположение публикаций
Стремление к самостоятельному выживанию на медиарынке, к сохранению тиража и повышению рейтинга издания приводят к минимизации творчества, упрощению стиля, жанра, уходу от аналитики (см. табл. 2).
Таблица 2. Жанры (в % к общему числу публикаций)
Форматы/тип издания |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Информационные |
55,44 |
64,45 |
60,21
|
Аналитические |
19,79 |
22,03 |
20,94
|
Публицистические |
2,18 |
1,31 |
1,70
|
Коммуникативные |
8,61 |
4,24 |
6,22
|
Справочно-консультационные |
7,66 |
2,33 |
4,69
|
Развлекательные, досуговые |
6,32 |
5,64 |
6,23 |
Информационные жанры заняли больше места в государственных, чем в частных изданиях. Во всех изданиях наиболее популярными жанрами являются заметки, хроники, репортажи, нередко встречается инфографика и схемы.
Исходя из общего количества публикаций, информационных жанров в три раза больше, чем аналитических. Последние занимают более 20% в частных и 22% в государственных от общего количества публикаций. Среди аналитических жанров популярны статьи, комментарии, проблемные, аналитические интервью. Однако здесь необходимо учитывать, что информационные заметки традиционно занимают меньший объем на полосе по сравнению с аналитическими материалами, и подобное соотношение в таком случае, вероятно, является оптимальным.
Стоит отметить продолжающуюся тенденцию вымирания публицистических жанров. Очерки, фельетоны, зарисовки – за три месяца материалы подобного вида не были зафиксированы ни в одной из восьми газет. Формат эссе появлялся в газете «Советская Сибирь».
При этом отметим стремление изданий к осовремениванию подачи контента: во всех, кроме новосибирских, СМИ, регулярно используются инфографика и схемы, проводятся блиц-опросы населения, регулярно публикуются репортажи – такие жанры придают изложению динамичность.
Процент писем в редакцию относительно невелик: 7,4% в частных и около 4% в государственных газетах. Ответы на них давались только в частной воронежской газете «Коммуна» в 0,7% случаев. В пяти из восьми изданий присутствуют письма в редакцию, но зачастую они скорее представляют формат «жалоб без предложений», не являются полем для дискуссий, а сообщают о дырах в асфальте, неработающих фонарях или незаконной деятельности граждан, госорганов. Лучше всего сохранился данный формат в Республике Татарстан, где составил 9% в государственной газете и 12% − в частной.
Ни разу за три изученных месяца ни одно издание не вышло с предложением принять меры по решению поднятых проблем или разобраться в ситуации, что говорит о малой действенности писем и публикаций. Дискуссии, обсуждения, опросы также оказались редким жанром для обоих типов газет – всего они составили менее 1%.
Спросом, судя по контенту газет, пользуются справочно-консультационные материалы. Среди них преобладают юридические консультации, за ними следуют вполне очевидные советы по здоровью и советы по психологии.
Невелико количество развлекательных, досуговых жанров: они занимают только 2% материалов от общего числа. Это преимущественно кроссворды и сканворды в частных изданиях, анекдоты.
Безусловно, содержание информационных и аналитических материалов оставляет желать лучшего: они подаются более упрощенно, чем в федеральных СМИ. Тем не менее газеты не отличаются «желтым» содержанием и не стремятся только развлекать читателя, а поднимают важные, серьезные проблемы и информируют об актуальных событиях, расширяя палитру жанров (в большей степени это касается частных изданий).
Положение материалов в газетном номере заметно отражает интересы власти и бизнеса. Публикации об их деятельности традиционно занимают первую, вторую и третью полосы областных газет, преимущественно в верхних углах полосы или по центру. Такое местоположение на полосе позволяет читателю обратить внимание на них в первую очередь, не разворачивая газету. Эта особенность характерна для современных изданий, в том числе федеральных.
На первой полосе публикуются анонсы новостей на главные темы (преимущество в местоположении остается у политической и экономической повестки). Издания, как правило, выбирают третью тему, которая появляется на первой полосе перманентно – вопросы безопасности, ЖКХ и происшествия (в случае трех исследуемых областей) или международные отношения (в случае Республики Татарстан).
Если объем газеты велик (более 12 полос), то и на последующих нескольких страницах разворачиваются главные темы о политике и экономике. Если объем газеты небольшой, то редакции сразу частично публикуют материалы о политике на первой полосе, на второй затрагивают вопросы экономики и международных отношений, а затем возвращаются к политическим темам. Третья полоса, как правило, посвящена исключительно финансовым вопросам. Дальнейшие полосы уже делят между собой актуальные новости, среди которых могут быть криминал, проблемы ЖКХ, работа учреждений, банков, иногда культуры. Последние полосы издания, наряду с рекламой и телепрограммой, занимают исключительно развлекательные публикации, кроссворды и советы, а также цитаты из книг, стихотворения читателей и т.п.
Источники информации и авторы публикаций
В ходе контент-анализа также выяснилось, что в газетах любой формы собственности политические и экономические акторы выступают как одни из наиболее частых источников информации, наряду с читателями и рядовыми гражданами (см. табл. 3).
Таблица 3. Источники информации, которыми пользуются журналисты для публикаций (в % к общему числу публикаций)
Источник информации\издание |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Губернатор |
2,19 |
3,32 |
2,76 |
Мэр города |
1,85 |
0,67 |
1,26 |
Депутат ГД |
0,71 |
1,70 |
1,21 |
Администрация области |
1,04 |
0,87 |
0,95 |
Министр РФ |
1,22 |
0,45 |
0,83 |
Министр региональный |
0,65 |
0,20 |
0,43 |
Президент РФ |
0,28 |
0,45 |
0,36 |
Премьер-министр РФ |
0,04 |
0,49 |
0,26 |
Лидеры и представители партии Единая Россия |
0,35 |
0,00 |
0,17 |
Лидеры и представители партии КПРФ |
0,28 |
0,00 |
0,14 |
Лидеры и представители партии Яблоко |
0,26 |
0,00 |
0,13 |
Лидеры и представители партии ЛДПР |
0,26 |
0,00 |
0,13 |
Лидеры и представители партии Справедливая Россия |
0,24 |
0,00 |
0,12 |
Лидеры и представители общественных организаций |
5,83 |
2,92 |
4,37 |
Деятели культуры, литературы, науки, спорта |
6,01 |
8,75 |
7,38 |
Рядовые граждане |
7,67 |
6,14 |
6,90 |
Эксперт, исследователь, аналитик |
5,50 |
5,73 |
5,62 |
Руководители и представители государственных предприятий и организаций |
3,92 |
4,58 |
4,25 |
Предприниматели, бизнесмены |
4,95 |
3,46 |
4,21 |
Военнослужащие, офицеры |
0,49 |
1,40 |
0,94 |
Религиозные деятели разных конфессий |
0,59 |
0,45 |
0,52 |
Зарубежные авторы |
0,32 |
0,30 |
0,31 |
Пресс-служба |
1,01 |
0,65 |
0,83 |
Информационное агентство |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Интернет |
|||
Со ссылкой на ресурс |
1,12 |
1,17 |
1,15 |
Без ссылки на ресурс |
0,12 |
0,02 |
0,07 |
Социальные сети, Твиттер, блоги |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Собственное наблюдение ситуации журналистом |
8,28 |
10,31 |
9,30 |
Статистические данные |
2,21 |
3,89 |
3,05 |
Социологические исследования |
2,17 |
3,52 |
2,85 |
Юридические, правовые документы |
1,48 |
2,67 |
2,08 |
Редакционная почта |
1,93 |
2,07 |
2,00 |
Финансовые документы |
1,08 |
1,60 |
1,34 |
Книги |
0,67 |
0,65 |
0,66 |
Меню баров и ресторанов |
0,28 |
0,00 |
0,14 |
Архивы |
1,93 |
1,44 |
1,68 |
Нет ссылки на источник информации |
0,30 |
1,42 |
0,86 |
Автор не обозначен |
0,39 |
0,00 |
0,19 |
Итак, среди источников лидируют представители власти разного типа: к ним мы относим мэров, губернаторов, президента и премьер-министра, представителей партий, военнослужащих, министров, руководителей государственных предприятий. При этом разница между двумя типами акторов может быть очень заметной, как в случае с частной «Новой Сибирью» (30% против 13%), так и почти отсутствовать, как в государственной «Республике Татарстан» (21% против 21%). Исключением из правила стали газеты «Берег» (Воронеж, государственная), «Казанские ведомости» (Казань, частная) и «Газета Дона» (Ростов-на-Дону, частная), где независимые от политических и экономических групп интересов эксперты представлены больше. В первой из них представители власти и бизнеса комментируют 12% материалов, а представители церкви, науки, спорта, простые граждане – 32%; во второй газете представители власти присутствуют в 25% публикаций, а частные эксперты – 30%; в третьей газете бизнесмены и политики выступают в 23% материалов, а «индивидуалы» – в 28%.
Если обратить внимание на персоналии, то регулярно на полосах всех газет появляются президент, премьер-министр, федеральные и региональные министры, представители парламентских партий, руководители госкомпаний и корпораций. По отдельности их комментарии не занимали много места, однако в сумме составили почти одинаковое количество в обоих типах СМИ: 7,6%. Примечательно, что представителей непарламентских партий или оппозиционных политиков ни в одной газете за данный период зафиксировано не было, но парламентские присутствуют только в частных изданиях. В целом же политические акторы появляются в каждом издании, в сумме составляя большую часть источников информации. Такой низкий процент присутствия политических спикеров в государственных СМИ может быть связан с нежеланием использовать принадлежащие им издания для трансляции собственного мнения или изменением приоритетов в сторону частных изданий и более «нативной» интеграции.
Представим региональные источники информации. По причине того, что в сентябрьский день голосования в республике Татарстан выбирали главу, Рустам Минниханов фигурировал в газетах чаще остальных акторов (3% в частной газете и 4% в государственной). Также в Воронежской и Ростовской области выбирали новых депутатов в Думу, а в Новосибирской области – в Законодательное собрание. Это отразилось на показателях только двух регионов: в Новосибирской области местные чиновники и представители партий выступали в 8% публикаций частной газеты и в 6% случаев в государственной, в Ростовской – 9% в частной и 5% в государственной. При этом представители власти Воронежской области выступали всего в 0,9% случаев в частной газете и ни разу в государственной. Местная администрация этой области, похоже, вовсе не была заинтересована в привлечении внимания к выборам.
Не менее, а порой и более активно в прессе использовались ссылки на представителей бизнеса в качестве источников информации. Среди них были как руководители градообразующих предприятий, так и менеджеры, специалисты. Весомую роль играют деятели культуры, науки и спорта (6% − в частных и 9% − в государственных), крайне редко – религиозные деятели. Рядовые граждане тоже являются источниками информации для изданий (почти 8% − в частных и 6% − в государственных).
Социологические, статистические, юридические, финансовые документы, являющиеся для большинства объективным подтверждением информации, занимают около 7% в частных газетах и 12% от общего количества источников информации, что, в принципе, немало. Примерно столько же занимают собственные наблюдения и умозаключения журналистов и редакторов.
Никогда за время исследования региональные газеты не использовали данные информационных агентств в обоих типах, и крайне редки − ссылки на интернет-источники (около 1% в обоих типах).
При этом у региональных изданий есть свои особенности: к примеру, все газеты используют архивные данные в публикациях. Также все, кроме воронежской газеты «Берег», приводят цитаты из книг, а частная газета «Новая Сибирь», в отличие от всех остальных изданий, регулярно публикует отзывы об открывающихся барах и ресторанах и их меню.
Положительно можно оценить ответственность изданий, их стремление представить достоверную информацию: в целом не ссылались на источник лишь в 0,8% случаев.
Проанализированные данные по источникам информации подкрепляются анализом частоты появления на страницах изданий авторов публикаций (см. табл. 4).
Таблица 4. Авторы публикаций (в % к общему числу публикаций)
Автор публикации\издание |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Журналист |
76,56 |
80,25 |
78,58 |
Редакция |
1,73 |
2,04 |
1,90 |
Простые люди, жители |
10,20 |
5,58 |
7,68 |
Специалисты, эксперты |
2,19 |
4,15 |
3,26 |
Представители властей, органов управления |
3,18 |
2,01 |
2,54 |
Представители общественных организаций |
0,00 |
1,37 |
0,75 |
Пресс-службы |
0,15 |
0,00 |
0,07 |
Информационное агентство |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Другое (дописать) |
0,08 |
0,03 |
0,05 |
Без подписи |
5,91 |
4,56 |
5,17 |
Не ясно |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Журналисты занимают 77% от авторов частных изданий и 80% − от государственных, что вполне естественно. В 10% случаев в частных газетах и 6% случаев в государственных газетах текст подписан рядовыми гражданами, и это первое место среди внередакционных авторов. Второе место заняли специалисты, эксперты, которых больше почти в два раза в государственных газетах, и представители власти или общественных организаций. Примечательно, что в частных газетах чаще, чем в государственных, авторами являются чиновники, а в государственных – представители общественных организаций.
В случае источников информации, авторства материалов гипотеза о превалировании экономических и политических акторов подтвердилась. Тем не менее ряд изданий (частных воронежских и ростовских, а также обоих татарских) проявляют значительную независимость в выборе источников информации. Не стоит забывать, что период анализа изданий пришелся на период активной фазы Единого дня голосования, в котором участвовали регионы.
Локальность и объекты публикаций
Теперь обратим внимание на территорию, описываемую в публикациях, – их локальность. Несмотря на необходимость отражать события и факты всего своего региона, издания в своей повестке освещали в четверти случаев региональные центры – Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону и Новосибирск. Немного реже, в 23% случаев, объектом внимания был субъект федерации. В 15% материалов газеты писали о России в целом и только в 7% случаев – о селах и деревнях регионов (см. табл. 5).
Таблица 5. Локальность объектов публикаций (в % к числу публикаций)
Локальность объекта публикации |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Россия в целом, государство |
11,1 |
18,3 |
15,0 |
Федеральный округ |
0 |
0,5 |
0,3 |
Субъект федерации |
23,0 |
24,0 |
23,5 |
Данный город |
23,8 |
26,5 |
25,3 |
Пригороды, окрестности, близлежащие населенные пункты |
14,9 |
11,3 |
12,9 |
Село, деревня |
8,6 |
6,1 |
7,2 |
Зарубежные страны |
1,7 |
2,3 |
2,0 |
Другой город в регионе |
0,8 |
5,5 |
3,4 |
Не ясно |
16,2 |
5,4 |
10,3 |
Отметим, что российские события публикуются в государственных газетах на 7 % чаще, чем в частных. Федеральные округа, как территориальная единица, не очень интересуют редакции. Наибольшее внимание уделено городским новостям регионального центра: 27% в случае государственных СМИ и почти 24% в случае частных СМИ. Государственные издания предпочитают писать не об отдельных городах и селах, в частности (в сумме 17%), а о субъекте федерации в целом (в 24% случаев). Частные газеты стараются уделять равное внимание всем территориальным единицам: они говорят о субъекте в общем в 23%, а о пригородах и других окрестностях в 23% материалов, что на 5% больше, чем в государственных изданиях.
Данные цифры свидетельствуют о том, что, независимо от своей локальности и принадлежности, областные газеты делают упор на читателей регионального центра и крупных городов области или республики – данная тенденция наблюдалась и в исследованиях советского времени. С одной стороны, эту особенность можно считать положительной, поскольку таким образом редакции обращаются к более образованной и просвещенной аудитории миллионников, а также информируют о событиях регионального и федерального масштаба. С другой стороны, такое соотношение можно считать негативным, поскольку оно демонстрирует сниженный интерес к жизни и потребностям других, меньших населенных пунктов и массовой аудитории.
Внимание к международной повестке в региональных СМИ проявляется также со своими особенностями. Государственные газеты говорят о событиях и жизни зарубежных стран немного чаще. Благодаря таким материалам читатели могут знакомиться с общемировыми трендами и событиями, однако в случае с российскими областными газетами дело обстоит иначе: в обоих случаях данные материалы относятся либо к спортивной панораме, либо к взаимодействию иностранного государства с конкретным регионом (прибытие представителей страны для подписания меморандума, конференции или переговоры). Таким образом, не читатели вникают в мировую повестку, а она проникает в их маленький мир. Что, впрочем, объясняется региональном уровнем локальности: международная повестка дня – удел федеральных СМИ.
Структура повестки дня в анализируемых газетах весьма схожа. Однако обнаруживаются некоторые локальные особенности. Например, новосибирские издания много внимания уделяют науке, татарские – международным отношениям, воронежские издания внимательно изучают сферу ЖКХ, а ростовские много места на полосах выделяют для семейных вопросов.
Важной для анализа повестки дня является и информация об объектах публикаций (см. табл. 6).
Таблица 6. Объекты публикаций (в % к числу публикаций)
Объект публикации\издание |
Частные |
Государственные |
Среднее |
Общество в целом |
25,92 |
32,21 |
29,35 |
Организация, предприятие, учреждение |
22,97 |
15,43 |
18,86 |
Группа, сообщество, партии |
12,44 |
15,37 |
14,04 |
Персона, личность |
16,31 |
19,01 |
17,78 |
Социальное явление, проблема |
19,95 |
17,98 |
18,88 |
Другое |
2,41 |
0,00 |
1,10 |
Объекты публикаций чаще всего обобщены: 26% от общего количества материалов частных газет и 32% от материалов государственной занимает описание общества в целом, относящегося ко всем события или фактам (выборы, закрытие банковской сети и прочее). Чуть менее 23% в частных и 15% в государственных изданиях занимают публикации об организациях и учреждениях (работа бизнеса, внедрение на фабрике новой технологии, описание работы медицинского участка и т.д.). Немного меньше места – почти 20% и 18% в частных и государственных газетах соответственно занимают социальные проблемы (такие, как воровство, алкоголизм, безынициативность). Наконец, 16% материалов в частных и 19% в государственных газетах посвящено персонам (среди них, как выяснилось, фигурируют политические и финансовые акторы, а также простые специалисты и граждане), 12,4 в частных и 15% в государственных посвящены группам, партиям и сообществам (зачастую рабочим профсоюзам, инициативным группам, а также политическим партиям).
Получается, что издания пишут о разных уровнях социальной организации, примерно равномерно распределяя свое внимание и на общие проблемы, и на организации, группы и личности. При анализе жанровой и содержательной составляющей материалов удалось зафиксировать немало статей с личными, частными историями жизни, описывающими жизнь и достижения в работе успехи простых граждан – очевидно, что данная тема интересна читателям. Однако такие истории никогда не появляются в рамках основных тем (политических и экономических), что говорит об их неуместности в данном контексте. Большинство героев – люди из народа, бюджетники, сотрудники правоохранительных, образовательных, медицинских учреждений или пенсионеры – герои труда.
Выводы
Исходя из результатов исследования, можно резюмировать, что государственные газеты оказались более широкими, разнообразными в своей повестке дня. Источники информации, мнения авторов, события преподносятся более полемично, чем в частных изданиях. Вторые порой злоупотребляют субъективными точками зрения, отсутствием экспертных комментариев или доказательных аргументов. В свою очередь, государственные газеты обращаются к федеральным вопросам и темам, информируя о важных вопросах, но при этом не забывают демонстрировать позицию власти. Из-за необходимости публиковать отчеты и указы, государственные издания отчасти теряют возможность еще шире отражать проблемы населенных пунктов. Зато частные вопросы индивидуальных хозяйств, компаний, выдающихся героев умело подхватывают частные газеты, у которых, как видно из содержания и тематики публикаций, значительное влияние на повестку дня оказывают рекламодатели и группы влияния.
При этом существующий формат изданий, несмотря на их внешнюю современность и актуальность, далеко не всегда является зеркалом проблем и нужд жителей регионов. Заметно, что хотя важные проблемы поднимаются, но их наличие только констатируется, редко анализируются причины и факторы, их порождающие, не часто предлагается пути их решения. Также зачастую отсутствует обратная связь, дискуссия между редакциями и активными читателями – письма в редакцию исчезают, но их в некоторых редакциях заменяют читательские форумы.
Формат изданий нередко принимает «обличие» массовой журналистики, скатывается до таблоидного, с увеличением количества полос, используемых для рекламы и программы передач, но не журналистских статей, что связано с необходимостью зарабатывать деньги. Бесспорно, в газетах поднимаются и анализируются важные для населения проблемы – во время чтения газет можно многое узнать о жизни жителей региона, но приоритетной функцией все же остается информирование и развлечение. Культурные и социальные проблемы, поднимаемые в изданиях, отражают точку зрения самой редакции, потребности интересы аудитории, позицию общественного мнения и, конечно, политических и экономических акторов, то есть все субъекты коммуникации представлены в контенте.
Кроме того, в отличие от федеральных газет, региональные не стесняются называть в своих редакционных материалах бренды, названия, открыто продвигать или критиковать некоторых субъектов или группы интересов, интерпретировать особым образом события и факты действительности. Это связано с коммерциализацией СМИ, получением преференций, лояльного отношения. Но все-таки в основном массиве публикаций можно фиксировать понимание журналистами важных проблем, способность оценить положение в городе и регионе, помочь решению ситуации в соответствии с потребностями региона и интересами аудитории. К сожалению, это не всегда эффективно.
В процессе анализа выявились весьма интересные тенденции. Частные газеты гораздо чаще, чем государственные, открыто злоупотребляют рекламными публикациями, в то время как государственные газеты нередко критикуют ошибки в работе власти (но далеко не все). В рамках политической и экономической тематики государственные газеты чаще освещают деятельность предпринимательской сферы, бизнеса, а частные пристально рассматривают государственную деятельность. Примечательно, что государственные газеты гораздо чаще пишут о конкретных героях, а частные издания предпочитают говорить об общих тенденциях, проблемах, а также о деятельности организаций и предприятий. Тем не менее в качестве авторов обычные граждане чаще выступают со страниц частных изданий, пишут письма в редакцию и получают ответы. Шире у частных газет и локальность публикаций: они чаще пишут о пригородах, селах, городах области. Получается, что частные газеты ближе к повседневным интересам жителей, в то время как государственные больше озабочены общественными проблемами, что логично. Пожалуй, такое положение можно считать оптимальным.
Полноценная реализация всех функций универсального местного издания возможна лишь в том случае, если газета отвечает на социальный заказ, на вызовы времени. Кажется перспективным путь повышения внимания газет к аналитическим и просветительским форматам, организации публичных встреч, мероприятий с участием представителей властей, экспертов и читателей, с активным использованием интернет-общения. Таким образом, издания будут не просто привлекать внимание к повестке, но и формировать более глубокое ее понимание у читателя, консолидировать жителей региона и города.
Теоретическое осмысление процессов формирования повестки дня СМИ должно обретать целостность в России в связи с новым этапом федерального и регионального развития. Среди исследований отсутствуют объединяющие теоретические концепции, которые могли бы объяснить как публике, так и самим участникам процесса направление и смысл происходящих изменений, а также степень их влияния на процесс формирования содержания медиа. Настоящее исследование является попыткой именно такого целостного осмысления работы СМИ в контексте их взаимодействия с социальной, культурной, политической и экономической сферами. Возрастает интерес и к современному развитию российских территорий. Их особенности могут обусловливать характер и силу механизмов, воздействующих на повестку дня, а также формировать своеобразные, оригинальные способы работы редакций местной прессы. Новизна работы заключается в проанализрованных и обобщенных особенностях, факторах, акторах и приемах формирования повестки дня. Впервые они соотнесены и изучены на примере региональных изданий городов-миллионников с помощью социологического метода контент-анализа на основе разработанного автором кодификатора. Это помогло выявить степень акцентированного внимания к различным сферам при формировании повестки дня в региональной прессе миллионников, зафиксировать наиболее авторитетных акторов информационного влияния.
Примечания
Библиография
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Установление повестки дня: теория и технологии. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс-Пи», 2005.
Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011.
Касютин В.Л. Формы и методы государственного регулирования СМИ (на примере региональных изданий): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011.
Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учеб. пособие. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017.
Крылов П.М., Рунова Т.Г. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: МГИУ, 2008.
Лебедев А.А. Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития: формирование повестки дня. Казань: Изд-во Казанск. ун-та , 2011.
Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти М.: ИНФРА-М, 2014.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
Петров Н.В., Титков А.С. Власть, бизнес и общество в регионах: неправильный треугольник. М: РОССПЭН, 2010.
Реснянская Л.Л. СМИ в меняющейся России / под ред. Е.Л. Вартановой, И.Д. Фомичевой. М.: Аспект Пресс, 2010.
Свитич, Л. Г., Смирнова, О. В., Ширяева, А. А., Шкондин, М. В. Пресса городов-миллионников в 2010-х. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Herman E., Chomsky N. (2002) Manufacturing Concent: The Political Economy of the Mass Media. N.Y.: Pantheon Books. Режим доступа: https://focalizalaatencion.files.wordpress.com/2012/08/herman-chomsky-2002-manufacturingconsent.pdf