Ссылка для цитирования: Коломиец В.П., Разин П.В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2415
DOI: 10.30547/mediascope.1.2018.5
© Коломиец Виктор Петрович
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г .Москва, Россия), vikkolomiets@yandex.ru
© Разин Павел Владимирович
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), pavel380@gmail.com
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы повышения социологической компетенции будущих журналистов. Статья написана с опорой на результаты онлайн-опроса преподавателей социологии вузов, осуществляющих подготовку журналистов и личный преподавательский опыт авторов. В статье рассматриваются проблемы соотношения фундаментального и прикладного социологического знания, ресурсов социологической подготовки будущих журналистов, роли преподавателей социологии и мотивации студентов на постижение социологического знания.
Ключевые слова: журналистское образование, социологическое образование, общая социология, «социология СМИ, социология журналистики, социологическая компетентность журналистских кадров.
Идея проекта, направленного на осмысление опыта преподавания социологии для будущих журналистов, возникла после VI социологической Грушинской конференции ВЦИОМа «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», проходившей в Москве в 2016 г., на которой социологи подвергли жесткой критике профессиональные качества журналистов в области продвижения социологического знания. Нельзя было не признать справедливость этого, и мы, отвечающие за социологическую подготовку журналистов в ведущем вузе страны, восприняли ее как критику в собственный адрес. Возникло желание подняться над обыденностью преподавательских будней и поразмышлять над проблемами преподавания социологии будущим журналистам, ознакомиться с тем, как это делается в других вузах, нащупать методы и технологии повышения социологической компетентности журналистских кадров с учетом того, что это один из путей улучшения качества как журналистики, так и социологии.
Преподавание социологии студентам-журналистам как проблема
Социология совсем недавно преподается в высших учебных заведениях в России, поэтому особенностям ее преподавания уделяется большое внимание в отечественной литературе. Анализ публикаций по данной тематике свидетельствует о высоком интересе к этой проблеме с начала девяностых годов, когда в России начало формироваться профессиональное социологическое образование и социология стала обязательной дисциплиной во всех вузах страны. Серьезную полемику, например, вызвала статья И.А. Бутенко «Что означает "учить студентов социологическому анализу?"», опубликованная в «Социсе» в № 9 за 1999 г. (обсуждение см.: М.Г. Бурлацкая (2000)). Кроме этого можно назвать работы большого количества авторов, таких как: М.Б. Буланова (1997, 1998), И.А. Голосенко (1992), А.А. Кальмансон (1996), М.С. Комаров (1993), Е.Н. Кантонистова, А.А. Лидяка, Н.Е. Покровский (1991), В.Г. Овсянников, М.Ф. Шурупова (1993), Р.И. Руденко, О.Н. Субочева (1994), Г.И. Саганенко (1993). Они рассматривали особенности преподавания социологии для социологов, а также в технических и гуманитарных вузах, анализировали опыт преподавания социологии в зарубежных странах, представляли различные преподавательские методики, показывали роль преподавателя в процессе обучения социологии и многие другие вопросы.
По прошествии времени можно утверждать, что появление социологии в вузах как обязательной дисциплины было связано не столько с возросшим интересом к рациональному пониманию общественного устройства (что, впрочем, имело место) и необходимости его для современных специалистов, сколько с острой потребностью «пристроить» множество вузовских преподавателей-обществоведов, придать некоторую постепенность исходу преподавательских кадров, воспитанных в духе марксистской идеологии. Это имело далеко идущие последствия для социологии как дисциплины преподавания. Степень социологической рефлексии общества, уровень преподавательских кадров, качество учебных материалов (учебников, учебных пособий и т.п.) привели к тому, что в конце 1990-х гг. социология заняла последнее место среди предпочитаемых студентами социальных и гуманитарных дисциплин (Бутенко, 1999). Это привело к тому, что социологии не удалось утвердиться в качестве обязательной вузовской дисциплины. Постепенно она стала покидать учебные планы как технических, так и гуманитарных вузов.
Однако и в 2000-е гг. проблемы преподавания социологии в высшей школе (при всем том, что объемы ее существенно сократились) остались в поле зрения профессиональной социологической общественности. Об этом свидетельствует публикационная активность по данной проблематике (Абрамов, Юманова 2008; Буланова, 2010, 2011; Григорьев 2007; Дыльнов, 2003; Добреньков, Зборовский, Нечаев, 2003; Добреньков, Кравченко, Гутнов, 2009; Зборовский, 2003; Зырянов, Темнова, Сайко, 2014; Майкова, 2004, 2005; Осадчая, 2009; Покровский, 2003, 2005; Пузиков, 2008; Романовский, 2002; Силласте, 2007).
По мере того как утверждалась современная система общественного устройства в России, падал интерес к рациональному знанию об обществе. Сложившаяся сегодня централизованная, жестко иерархизированная, бюрократическая система государственного управления находится в прямой зависимости от воли и интеллекта руководителя, для которого обращение к науке − факультативная практика. Впрочем, и наука не на высоте. Её абстрактность, оторванность от реальных процессов не позволяет практикам получить конструктивные ответы на животрепещущие проблемы общественного развития. Вот заключение одной из многочисленных социологических конференций конца века: «Отечественная социология теоретически не готова дать объяснение многих процессов в России. Так, периферийной для нее является важная для реального бытия и преподавания тема становления в России гражданского общества, смутно различимы в этом процессе границы и возможности социологии» (Шпакова, 2000: 184). Прошло семнадцать лет, и изменилось только то, что проблема формирования гражданского общества ушла далеко на периферию современного социологического знания. Самоорганизованность населения постепенно заменяется его организованностью сверху и приданием этому процессу видимости самостийности.
Есть еще одни важный момент, касающийся непосредственно социологии. Социологическое мышление всегда критично, так как направлено на анализ общества как результата столкновения, борьбы различных сил. В условиях роста «патриотического» угара критичность зачастую воспринимается как предательство, посягательство на устои общества. Такая атмосфера мало способствует развитию социологического знания и распространения его как фундамента образовательных практик, направленных на подготовку профессиональных специалистов в системе высшего образования. Однако остались профессии, для которых социология, на наш взгляд, выступает абсолютно необходимой: экономисты, менеджеры, маркетологи, психологи, правоведы и т.п. К этому ряду профессий мы относим и журналистов.
Журналистика – особая профессия. Особенность ее заключается в том, что журналист профессионально занимается созданием смыслопорождающих сообщений, которые и выступают определенным «материалом» для конструирования действительности. До недавнего времени журналисты обладали монополией на формирование общественного мировосприятия. В настоящее время «упаковать» и доставить большому количеству потребителей информацию может практически каждый. В условиях резко возросшей конкуренции выяснилось, что подготовка «профессиональных дилетантов», которые умеют грамотно «упаковывать» смыслы – умение абсолютно необходимое для профессионального успеха журналиста, но явно недостаточное.
Журналистское образование, впрочем, как все гуманитарное, базируется на языке, печатном слове, книге. Вся нынешняя культура и система образования порождена эпохой Гутенберга. Отсюда – филология как фундамент образованности, ценностной ориентированности и профессионализма будущих журналистов. Служение обществу, гуманистичность, принцип «не навреди» и другие постулаты лежат в основе журналистского образования, наполненного языковыми и литературоведческими дисциплинами.
Этот спектр требований влечет за собой отбор претендентов в журналистскую профессию с определенной системой ожиданий: ярко выраженной боязнью естественнонаучного знания, математики. Отсюда определенная гендерная непропорциональность. Девушек в составе студентов факультетов журналистики значительно больше, чем юношей среди студенчества в России.
Кроме того журналистское образование занимает особое место в структуре классического университетского образования. Традиционно классические университеты готовили преподавателей для высшей школы и исследователей для академических институтов. Организованный, из отделения филологического факультета, в 1952 г. факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова не соответствовал представленным образовательным целям – в вузах не было такой преподавательской дисциплины, не было и такой науки. Вместе с тем появление журналистики в рамках университетского образования носило закономерный характер: для пропагандистской работы необходимы были не только «идейно выраженные» (их готовили партшколы), но и высокообразованные кадры. Фундаментальное университетское образование как нельзя лучше подходило для реализации этой задачи. Вместе с тем возникла ситуация, совсем не типичная для университетского образования, когда выпускникам необходимо было не только много знать, но и уметь находить информацию, писать, редактировать, снимать, брать интервью. То есть, необходимо было обладать большим количеством ремесленнических навыков, чему, как правило, для других специальностей обучали на более низких образовательных ступенях (училище, техникум). Оптимальное соотношение фундаментального и прикладного знания стало одной из основных проблем подготовки журналистов. Сложность заключается в том, что найденная оптимальность (если она найдена) всегда временна. Ее нельзя найти раз и навсегда. Она зависит от множества факторов.
В частности, сегодня к фундаментальному общекультурному образованию с формированием навыков журналистского творчества добавились новые важнейшие составляющие журналистской профессии: знание и умение профессионально использовать современные коммуникационные технологии, профессиональные знания о механизмах формирования символико-смыслового пространства, социальном поведении людей, медиапотреблении, медиамаркетинге, умение пользоваться этими знаниями для достижения успеха в высоконкурентной профессиональной среде. Необходимо заметить, что для успешного освоения этого необходим не только гуманитарный кругозор, но и системное мышление, знание математики, статистики, элементарного программирования. Журналистика, под давлением цифровых технологий и рынка, вынуждена дрейфовать от традиционного широкого культурного бэкграунда в сторону прагматики, направленной на достижение успеха в медиабизнесе. В этих условиях для журналистов социология становится одной из самых значимых дисциплин журналистского профессионального образования, поскольку именно в этой дисциплине на уровне научного дискурса закладывается единство гуманистического взгляда на окружающую действительность и строгое следование социальным фактам, полученным с помощью эмпирических исследований как количественного, так и качественного характера. Социология − глубоко прагматическая наука, она направлена на постижение действительности с целью ее более рационального преобразования. Журналист также работает с информацией с целью донести ее до общества, чтобы оно развивалось, преобразовывалось, становилось лучше. Журналист и социолог − «взаимоопыляющиеся» профессии. От уровня их квалификации зависит развитие общества. Взаимосвязь между социологией и журналистикой достаточно подробно представлена в работах отечественных исследователей (Свитич, 2010; Фомичева, 2012). Эти работы являются основополагающими при преподавании социологии для журналистов.
Преподавание социологии студентам-журналистам сегодня
Что происходит сегодня с преподаванием социологии журналистам? Ответ на это дал онлайн-опрос, который мы провели в декабре 2016 г. При подготовке опроса были сформулированы три задачи: получить информацию об объеме и способах преподавания будущим журналистам курсов общей социологии и социологии СМИ, массовых коммуникаций, социологии журналистики и т.п.; изучить мнения преподавателей о целях преподавания социологических дисциплин в журналистских вузах; выявить наиболее серьезные проблемы преподавания и освоения этих дисциплин, с точки зрения самих преподавателей.
С помощью программы Google Drive в 97 вузов (в которых реализуется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Журналистика») в декабре 2016 г. была разослана электронная анкета, техническое заполнение и возврат которой не могли вызвать каких-либо затруднений. Получено 40 заполненных анкет из 40 вузов (по одной из каждого), что является неплохим показателем возврата для подобного рода опросов. Поэтому вполне можно говорить о достаточно высокой репрезентации общего положения дел с преподаванием дисциплин социологической направленности в учебных заведениях, готовящих журналистов по всей стране.
Опрос преподавателей не позволил выявить их профессиональные качества, но он зафиксировал, что среди респондентов преобладают преподаватели без степеней по социологии. Из тех, кто преподает социологию журналистам, 10 докторов наук (из них 3 − социологических со стажем более 25 лет) и 26 кандидатов наук (из них 6 социологических наук со стажем более 10 лет). Конечно, желательно было бы иметь больше преподавателей с социологическими степенями, но делать какие-то выводы относительно профессиональной квалификации имеющихся в вузах сотрудников по этому, достаточно формальному признаку, все же не стоит. Тем более что среди всех возможных трудностей преподавания социологических дисциплин проблема квалификации самих преподавателей стоит на последнем месте. Правда, необходимо заметить, что это − с точки зрения самих преподавателей. Результат позволяет обратить внимание, что 25 лет подготовки социологических кадров не привели к замене вузовских преподавателей на профессионально подготовленных преподавателей социологии.
В 21 вузе из 40 читаются курсы «Социология» или «Общая социология». В любом случае под этими названиями понимается фундаментальный, базовый, общеобразовательный курс, концептуализирующий объект и предмет социологии и вводящий основные термины дисциплины. Этот базовый курс, как правило (в 15 вузах), предшествует узкопрофессиональному (обычно это «Социология журналистики» или «Социология СМИ»). Лишь в 6 вузах «Общая социология» преподается без «Социологии журналистики» зато студентов-журналистов так или иначе знакомят со следующими отраслевыми социологиями: города, конфликта, культуры, маркетинга и рекламы, медиакультуры и медиаобразования, молодежи, образования, общественного мнения, семьи, социальных изменений, управления и даже социологией физической культуры и спорта.
Ведущей формой преподавания социологии выступают лекции. В основном читается 9−10 лекций по 2 академических часа, но в трех вузах − 18 лекций, а в одном даже 24. Особняком стоит отделение журналистики Якутского университета − 36 лекций по «Общей социологии» и еще 28 часов семинаров. Лекционный курс «Социология» всегда (за одним исключением) дополняется семинарами. В основном тоже по 9−10 в семестр по два часа. Но иногда (в четырех случаях) даже 15.
В 34 вузах из 40 читается «Социология журналистики» или «Социология СМИ». Как правило, курс называется именно «Социология журналистики». Полагаем, что нет большого различия в реальном смысловом наполнении курсов, как бы их ни называли. Преподавание ведется в основном по четырем учебникам (причем, как правило, преподаватели рекомендуют сразу несколько таких учебников: например, в 9 случаях студенты занимаются одновременно по двум учебникам С.Г. Корконосенко (2004) и И.Д. Фомичевой, а в 6 – И.Д. Фомичевой и Л.Г. Свитич.
Основными формами преподавания этих курсов остаются также лекции и семинары. В 25 вузах 8−10 лекций по два часа. Еще в 8 лекций больше − по 15−17. В Якутии 36 лекций (и 7 семинаров). Семинары ведутся в 30 вузах. В основном по 8−10 семинаров по два академических часа. Но в двух вузах больше − 24 семинара.
Довольно давно на разных уровнях организации педагогического процесса идут дискуссии о необходимости если не совсем переходить на какие-то новые методы преподавания (вместо лекций и семинаров), то, во всяком случае, их активно дополнять иными методами формирования и усвоения знаний. Что же все-таки у преподавателей считается наиболее эффективным? Этому был посвящен специальный вопрос анкеты, и получены следующие мнения: лекции – 11, семинары – 7, учебные проекты – 5, участие в реальных проектах – 4, «анализ случаев» − 3, игровые технологии – 3, знакомство с работой исследовательских центров, социологических служб СМИ − 2, мастер-классы − 2, групповые дискуссии – 2 (зафиксированы только те из них, которые встречаются в ответах как минимум дважды).
Наиболее эффективными по-прежнему считаются лекции и семинары, которые многие преподаватели хотели бы дополнить другими формами. Однако, как следует из анкет, кроме лекций и семинаров в реальной педагогической практике эти технологии практически нигде не применяются (в одном вузе по курсу «Социология журналистики» есть контрольные работы и еще в двух – лабораторные). Причин тому, возможно, несколько, но одна совершенно очевидна и считается среди преподавателей главной проблемой всего процесса обучения – недостаток часов, хотя потребность в разнообразии методик тоже отчетливо выражена.
Вызывает некоторое недоумение тот факт, что, согласно данным опроса, в 19 вузах из 40 (то есть практически в половине) отсутствует общеобразовательная, предваряющая изучение профессиональных курсов, дисциплина «Социология» (не будем забывать, что наш опрос с большой долей вероятности репрезентирует ситуацию во всех 97 вузах). Факт странный, особенно на фоне отмечаемого почти всеми респондентами крайне низкого уровня обществоведческих знаний у выпускников школ. По сути, задачей социологически грамотных журналистов является перевод добытого профессиональными социологами знания на язык массмедиа. И здесь не обойтись без понимания обобщающих концепций, без которых социальные «факты» невозможно интерпретировать. Об этой концептуализации мира и должна идти речь в курсе «Социология», предшествующем обсуждению любого специфического социального фона, будь то профессия журналиста, СМИ и массовых коммуникаций, новые медиа и прочие пространства, внутри которых функционируют факультеты журналистики.
Кроме отмеченной уже нехватки часов и обычных «технических» трудностей, на третьем и четвертом месте проблемы, связанные с недостатком мотивации студентов при изучении социологических дисциплин. Полагаем, что преподавателям необходимо находить более эффективные способы формирования такой мотивации, более четко демонстрировать связь социологии с личностными и профессиональными потребностями студентов.
Проанализируем, как распределяются мнения о главных содержательных направлениях социологической подготовки журналистов. На этот счет был задан ряд вопросов, и большинство ответов свидетельствует об ориентации преподавателей на прикладную социологическую подготовку. Как это ни странно, даже курс «Общая социология», который, казалось бы, в идеале призван обеспечивать студентов фундаментальными знаниями об «общих» социальных законах, по мнению наших респондентов, должен включать в себя следующее: 14 − методы социологических исследований, обработка и презентация данных журналистами; 4 − общественное мнение в контексте новых средств коммуникации; 3 – СМИ как особый вид массовых коммуникаций; журналистика и социология как взаимодополняющие сферы; 2 – история социологии вообще и социологии СМИ в частности; 1 – социология как наука. На первом месте разделы, связанные с методами эмпирических социологических исследований (только один респондент говорит о социологии как о теоретической дисциплине). Если суммировать ответы, касающиеся разделов, связанных с методологией и методами проведения социологических исследований, то такая доминанта вполне очевидна. При этом, конечно, нельзя не отметить, что на втором месте респондентами все-таки отмечается важность освоения навыков использования социологической информации, что для будущих журналистов особенно актуально.
Многообразие мнений респондентов относительно конкретных целей преподавания социологии журналистам сводится к следующим интенциям: научить, самостоятельно проектировать и проводить социологические исследования СМИ – 30; привить навыки социологического анализа общественных процессов – 25; научить ставить задачи социологам и использовать их данные в работе − 15; ознакомить с социологией как наукой; ознакомить с методами изучения аудитории СМИ и общественного мнения – 10; объяснить роль журналистики, СМИ в социальных процессах − 7.
Анализ полученной информации еще раз показывает, что на первом месте трудновыполнимые цели, а главное − не очень актуальные для будущей работы журналистов. «Научить самостоятельно проводить социологические исследования» – такой задачи нет ни в одной учебной программе социологических дисциплин по направлению «Журналистика». Скорее всего, здесь имеет место несколько искаженное представление у педагогов о соответствующих ожиданиях работодателей. Возможно, они считают, что в местных СМИ в дефиците именно этот навык, что видно из ответов на следующий вопрос: «Что должен знать и уметь социологически подготовленный журналист для того, чтобы соответствовать запросу руководителей редакций местных массмедиа?». Вопрос был задан в открытой форме, но вся гамма суждений легко свелась всего к четырем вариантам (при этом 5 респондентов из 34 рассказали, что в регионе потребности в социологически грамотных журналистах сегодня нет, а 3 затруднились): опять уметь проводить социологические исследования – 15; уметь оценивать, анализировать и использовать социологическую информацию в журналистской работе – 15; знать методы работы социологов – 6; знать механизмы формирования общественного мнения – 2.
Насколько хорошо преподаватели журналистских вузов знакомы с реальным мнением топ-менеджеров региональных СМИ, неизвестно. В больших редакциях часто уже работает «советник» по социологии, но это практически всегда именно профессиональный исследователь «на договоре». Если и замышляются собственные исследования (что бывает сейчас крайне редко даже в столичных СМИ), то, конечно, они отдаются на аутсорсинг исследовательским организациям. А вот разбираться в том, что профессионалы «наработают», как и для чего проводятся социологические исследования, уметь сформулировать соответствующий заказ и пользоваться полученной информацией − действительно очень полезный для журналиста любого СМИ «практический» навык, формирование которого и есть, на наш взгляд, главная цель вузовской социологии.
Впрочем, большинство работников вузов все-таки, по большому счету, разделяют это мнение. В нашей анкете было задано несколько открытых, не «жестких» вопросов, вроде бы разных, но по сути об одном и том же − о смысле и предмете деятельности преподавателя социологии на журфаках. Из 306 полученных высказываний складывается окончательный образ формируемого специалиста в сознании педагогов. Все высказанные суждения, если отбросить трудноинтерпретируемые ответы и высказывания, «не в тему» и строятся вокруг формирования у студентов всего трех компетенций:
Как видим, несмотря на желание многих готовить не журналистов, а практикующих социологов, в намерениях преподавателей все-таки доминирует стремление формировать социологическую культуру у будущих журналистов. Понятно, что на стадии бакалавриата это очень трудная задача, для которой нужен больший объем преподавания именно «Общей социологии», возможно, по специальному учебнику для журналистов. Впрочем, его необходимость пока не очевидна, как видно из мнений наших респондентов.
Половина респондентов считает, что учебник был бы полезен, но это далеко не значит, что он действительно необходим (среди названных проблем преподавания ни один не обратил внимания на нехватку литературы по предмету!). Вполне определенно высказалось всего 13 человек. Возможно, вопрос о необходимости и характере такого учебника подлежит обсуждению в преподавательском сообществе.
Выводы и обобщения
Проведенный анализ данных опроса и собственный опыт преподавания социологии будущим журналистам позволяют сформулировать выводы и высказать некоторые обобщения.
Первый – недостаток ресурсов для реализации задач социологической подготовки журналистов. Речь идет о часах и слабой инфраструктуре. Что касается инфраструктуры, то она с неизбежностью меняется в лучшую сторону, поскольку происходит повсеместное проникновение цифровых технологий в повседневность людей, что расширяет возможности для использования их в образовательных целях. Можно выстраивать онлайн-коммуникацию практически с любым студентом, записывать лекции на видео, публиковать различные дидактические материалы. Главная проблема – инертность преподавательского состава в использовании возможностей развития цифровых технологий.
Часовая нагрузка – ресурс, за который ведется постоянная борьба в любом вузе, и, хотя позиции социологии на факультетах журналистики не самые заметные, можно констатировать, что общей тренд развития журналистского образования, требования к компетенциям со стороны работодателей поднимают степень значимости социологической подготовки современных журналистских кадров. Впрочем, как и технологической (в области цифровых коммуникационных технологий) математической, экономической, психологической, правовой. В целом профессиональная подготовка журналистов дрейфует от филологического моноцентризма к дисциплинарному разнообразию, формированию гибридных компетенций. При реализации данного тренда борьба за часы станет еще острее. В этих условиях доказывать свою значимость социология может только путем повышения привлекательности социологических курсов для студентов. А это возможно в том случае, когда курсы социологии помогут решать профессиональные или, по крайней мере, личностные проблемы будущих журналистов.
В целом необходима реализация образовательной стратегии, которая в бизнесе называется «клиентоориентированная». Заметим, что это не работа по принципу «Чего изволите?», а понимание преподавательским составом тех компетенций, которые необходимы будущим журналистам и направленность учебного процесса на их формирование с учетом особенностей поступающего в вуз контингента и тех изменений, которые происходят в образовательном контексте (экономические, демографические, технологические и т.п.).
Второй − опрос показал, что при всех технологических достижениях, позволяющих получать любую информацию практически мгновенно, преподаватель остается ключевой фигурой образовательной деятельности. У него в руках «нить Ариадны», позволяющая придать рациональность и осмысленность процессу обучения в безбрежном информационном пространстве. В этом океане информации преподаватель, как опытный шкипер, может провести корабль по проложенным фарватерам, показав свое умение и мастерство участникам, создав комфортные условия для путешествия. А может идти только ему ведомыми тропами, опасно приближая свой корабль к рифам, позволяя команде проявить (приобрести) свои знания (когда неизбежно необходимо заглянуть в учебник), умения и мастерство, сделав это путешествие для участников трудным, но поучительным. При этом участники путешествия в первом варианте – это пассажиры; во втором – команда.
Образ преподавателя, отчужденного от мира бытия, мало приспособленного к жизни всезнающего гуру, теряет свою привлекательность в глазах поколения Z. В любом случае мобильный телефон «знает» больше. Успехом пользуются практически ориентированные преподаватели, которые вооружены знаниями, отсутствующими в «Википедии» и направленными на решение конкретных проблем. Основная трансформация социологической подготовки заключается в том, что знание все больше становится инструментом действия, а не описания или интерпретации реальности. А педагогическая деятельность − не способом самоутверждения человека за кафедрой, а средством решения проблем тех, кто сидит в аудитории.
Этот сдвиг, как это видно из результатов опроса, хорошо ощущают и преподаватели социологии. Можно предположить, что желание научить журналистов методам социологических исследований – это реакция на прагматизацию образования, востребованность со стороны студенчества конкретных прикладных знаний. Реакция естественная в рамках дисциплинарного дискурса, однако, на наш взгляд, не совсем правильная.
Третий − в этой ситуации еще большую значимость приобретает извечная проблема совмещения фундаментального и прикладного знания: возникает необходимость сочетания преподавания социологии на фундаментальном (теоретическом) уровне с подготовкой журналистов, умеющих оперировать данными прикладной социологии, корректно использовать их как инструмент аргументации или иллюстрации. Именно здесь возникают трудности и противоречия.
Трудно обозначить «золотое сечение», которое будет приемлемо для всех готовящих журналистов вузов. Сама по себе идея стандартизации образования не плоха и не хороша: все упирается в реализацию. Если увлечься стандартизацией, то можно потерять в уникальности, неповторимости и увлеченности. В условиях высокой конкуренции эти особенности создают имя вуза, кафедры, преподавателя, на которое приходят абитуриенты и студенты.
Вероятно, каждый должен идти своими нехожеными тропами. Искать свой путь совмещения фундаментального знания (социологические номинации и их представленность в различных социологических парадигмах), которое легко можно найти с помощью мобильного телефона, если в этом возникает необходимость, и ответа на прагматичные и, казалось бы, простые вопросы, но ответы на которые вы не найдете, перерыв весь Интернет: «Чем мое обыденное представление об обществе «хуже» социологического? Зачем мне социология? Зачем профессиональному журналисту социология? Как социология поможет мне выстроить отношения с другими людьми? Как и какие социологические знания способствуют моей профессиональной карьере и личностному успеху? Как и какие социологические знания помогают мне подготовить хороший журналистский материал? Как социология может мне помочь выстроить семейные отношения, решать свои личные проблемы?». Это бесконечная череда практически ориентированных вопросов, ответы на которые не могут быть получены без обращения к социологическим номинациям, концептам, теориям.
В условиях, когда «прокачать скиллы» лучшая, с точки зрения тех, кто сегодня приходит в аудиторию, образовательная практика, начинать с высокой теории – это вещать в пустоту. К высокой теории необходимо приходить, двигаясь от конкретных проблем конкретного человека, пришедшего получить журналистское образование.
Четвертый − важнейшим условием решения задач социологической подготовки будущих журналистов выступает, как показал опрос, качество «материала», с которым приходится работать преподавателям. Вузы всегда недовольны уровнем подготовки поступающих. Возможно, сегодня худшая ситуация, но вот что поражает. На вступительных экзаменах перед тобой сидят умные, интересные, любознательные молодые люди. С ними приятно общаться, они много знают, зачастую имеют собственное мнение, и, главное, у них горят глаза желанием учиться. Совершенно иная картина на выпускных экзаменах: полученные в вузе знания находятся где-то далеко на задворках сознания, преподавателям приходится прилагать немалые усилия, чтобы их оттуда достать. Зачастую сложно найти следы обучения в вузе. Косноязычность в устной и неграмотность в письменной речи, узость мышления, а главное, потухли глаза и нет желания продолжать обучение по специальности в магистратуре или аспирантуре. Практика реализации многоступенчатой системы высшего образования в условиях слабой корреляции между успехами в учебе и достижениями в профессии показала, что для профессионального успеха журналиста нет необходимости вкладывать свои ресурсы (деньги, время) в обучение в магистратуре и аспирантуре. Диплом бакалавра (для всех анкет – высшее образование) достаточен с точки зрения вложенных ресурсов и их успешной капитализации. Конечно, представленная выше ситуация не абсолют, есть и совершенно иные примеры, когда выпускник демонстрирует прекрасные знания на хорошем русском языке. Эти примеры иллюстрируют хорошо известный тезис: «Учить массово – учиться индивидуально». Вопрос в том, насколько существующая система подготовки журналистских кадров помогает, способствует выполнению задачи «учиться индивидуально» в современных условиях.
Социологическое знание в этом ряду не исключение. При достаточно объемной социологической подготовке на факультете журналистики МГУ (семестровые курсы общей социологии и социологии СМИ с лекциями (8−6) и семинарами (8−6)) уровень знаний, который студенты демонстрируют на экзаменах, оставляет желать лучшего.
Компьютерное поколение Z, которое сегодня приходит в аудиторию, характеризуется существенно бόльшей включенностью в мобильное виртуальное коммуникационное пространство, чем большинство преподавателей. В аудитории компьютерное поколение сталкивается с книжным. Попытка перестроить пришедших под свои стандарты вряд ли удастся. Преподавателям необходимо приспосабливаться к работе с имеющимся исходным материалом, то есть нужен поиск новых форм донесения социологических знаний до поколения Z.
Результаты исследования в целом и их анализ приводят нас к выводу о необходимости реализации «клиентоориентированной» образовательной стратегии, в которой центральная фигура − преподаватель, активно ищущий и реализующий новые формы донесения практически ориентированного социологического знания, с использованием технологий командной работы и мотивирующий студентов на поиск фундаментальных знаний для решения поставленных прикладных проблем.
Библиография
Абрамов Р.Н., Юманова М.А. Состав учебных планов и структура социологического образования в России: опыт эмпирического исследования // Социологический журнал. 2008. № 2. С. 81−94.
Буланова М.Б. Методика проведения семинарских занятий по социологии // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 106−110.
Буланова М.Б. Новые информационные технологии в социологическом образовании // Социологические исследования. 2010. № 5. C. 133−136.
Буланова М.Б. Социологическое образование в Объединенной высшей школе-университете г. Касселя (Германия) // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 133−138.
Буланова М.Б. Социологическое образование в России: история и современность. М.: РГГУ, 2011.
Бурлацкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учим студентов? // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 126−132.
Бутенко И.А. Что означает «учить студентов социологическому анализу» // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 114−118.
Голосенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // СОЦИС. 1992. № 8. С. 38−47.
Григорьев С. Социологическое образование в современной России: кризисные явления и пути их преодоления // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 134−137.
Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Проблемы и задачи социологического образования // Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». 2003. № 6. С. 12−24.
Добреньков В.И., Кравченко А.И., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2009.
Дыльнов Г.В. Социологическое образование: каким ему быть // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Тезисы докладов и выступлений на 2-м Всероссийском социологическом конгрессе. М.: Альфа-М, 2003. С.25−34.
Зборовский Г.Е. Социология в структуре современного образования // Социология и социальная антропология. 2003. № 1. С. 186−193.
Зырянов В.В., Темнова Л.В., Сайко Е.А. Мониторинг основных образовательных программ по направлению «Социология»: проблемы и тенденции // СОЦИС. 2014. № 5. С.139−143.
Кальмансон А.А. Социология в техническом вузе // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 116−119.
Кантонистова Е.Н., Лидяка А.А., Покровский Н.Е. Преподавание социологии в США // СОЦИС. 1991. № 9. С. 37−50.
Комаров М.С. О принципах построения курса социологии для вузов // Социологические исследования. 1993. № 5. С. 14–21.
Майкова Э.Ю. Социологическое образование и Болонский процесс // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 17−24.
Майкова Э.Ю. Социологическое образование в современном мире: учеб. пособие. Тверь: Изд-во ТГТУ, 2005.
Овсянников В.Г., Шурупова М.Ф. Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 28–37.
Осадчая Г.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества // Социологические исследования. 2009. № 2. C. 102−107.
Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин // Социологические исследования. 2005. № 10. С.79 – 84.
Покровский Н Е. Социологическое образование и культура // Высшее образование сегодня. 2003. № 12. С. 16−22.
Пузиков В. Социологическое образование в вузе: задачи и проблемы // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 106−109.
Романовский Н.В. Преемственность и новаторство в Российской социологии // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 134−136.
Руденко Р.И., Субочева О.Н. Социологи-преподаватели обмениваются опытом // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 124–129.
Саганенко Г.И. Перспективы развития образования в области социологии // Социология образования в России: Принципы и перспективы. СПб: [б. и.], 1993. С. 46−50.
Свитич Л.Г. Социология журналистики: учеб. пособие. М.: Икар, 2010.
Силласте Г. Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 41−49.
Социология журналистики: учеб. пособие / под. ред. С.Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2012.
Шпакова Р.П. Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. № 1. С. 183−186.