Ссылка для цитирования: Янгляева М.М., Якова Т.С. Человек и современные медиа: дезориентация в информационном пространстве // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2381
© Янгляева Марина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), marinapavlikova@mail.ru
© Якова Тамара Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы,
факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), t-yakova@mail.ru
Материал подготовлен на основе докладов на Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия», пошедшей 7−8 февраля 2017 г. на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Аннотация
Авторы уделяют внимание роли современных массмедиа в создании картины реального мира, в конструировании пространственно-временных моделей. По мнению авторов, дезориентация человека в информационном пространстве связана с искажением медийного хронотопа (фиксатора восприятия реальности) средствами массовой информации.
Ключевые слова: массмедиа, пространственно-временные отношения, модель действительности, хронотоп, созданный СМИ (медийный хронотоп), медиа как система-тренд, конструирование медиареальности.
Мы хотели бы начать свои рассуждения с утверждения о том, что объективный мир не поддается в своей цельности человеческому восприятию: мы видим не действительность, а ее определенную модель, которая создается различными системами описания реальности – от малых (новости) до больших (концептуальные системы мировоззрения, цивилизационные проекты). Сегодня информация, которая циркулирует в мире, в своем объеме достигает не мега- а зеттабайтов: например, на начало 2010 г. было зафиксировано более 1,2 зеттабайта, по прогнозам на 2020 г. − до 35 зеттабайтов1.
Постоянное обновление информации сводится к бесконечному вытеснению одних сведений другими, что приводит к перегрузке человеческого сознания и утрате способности определять приоритеты, необходимые для существования человека в социуме.
Так называемый информационный спам достигает невероятных размеров и мешает поиску нужных пользователю сведений и вычленению достоверных (в том же Рунете самыми распространенными темами спама названы бизнес-семинары, методы быстрого похудения; курсы иностранных языков, туристические услуги и т.п.). Кроме того возрос объем фальсифицированной информации, которая распространяется на всех пространственных уровнях: глобальном, региональном, локальном. Каждый игрок геополитического поля сегодня озабочен поиском фейков как у себя, на внутриинформационном поле, так и на поле внешнем. Ярким примером тому могут служить интернет-ресурсы Stopfake.org и Disinformation Review2, где каждый материал начинается со слова «фейк» (Stopfake.org) или даются свежие обзоры о различных дезинформациях (Disinformation Review).
Значительная часть медиапродуктов создается для экономической и политической выгоды. И ради этой выгоды общественное сознание (и сознание отдельно взятого индивида, конечно) направляется в определенное русло. Русло, в свою очередь, существует в заданных координатах времени и пространства (истории и современности, пространственного контекста, то есть физического окружения и социального проектирования, формирующих образы, иерархии и представления повседневной жизни (Salovaara-Moring, 2004: 35). Мы уже писали о том, как интенсивность, масштаб и направленность информационных потоков создают конкретный медиамир и медиаобраз (государства, региона, мира) – нужное русло, которое приводит, например, к созданию медиатизированной Америки, эффекту ее присутствия в различных частях мира (Янгляева, Якова, Захарова, 2016.) Или к попытке нивелирования роли СССР в победе над гитлеровской Германией во Второй мировой войне. Или к распространению скептицизма в отношении евразийской интеграции России и Китая3. Примеры могут быть и другие.
Представление пространства, например, мест, регионов, ландшафтов и наций в историческом развитии является частью локальных и глобальных изображений мира, которые ежедневно потребляют аудитории массмедиа. Массмедиа создают и фиксируют модели пространственно-временных отношений, своего рода хронотопы, обусловленные законами того жанра и формы, в рамках которых медиа выполняют свою задачу. Та или иная модель пространства соединяется и с определенной моделью времени и характером событий. Как в литературе. Но, в отличие от литературы, массмедиа создают хронотоп ежеминутно, ежечасно, ежедневно. СМИ хороши тем, что они в настоящее время фактически создают такую пространственно-временную модель, в рамках которой будут писать завтра. Но выйти за эти рамки нельзя, иначе будет искажена реальность. Например, вы хотите написать про американскую политику 2016 г. – время президентских выборов в США. Вы не можете не воссоздать пространственно-временной контекст: роль и место США в мире, кризис идеологии в Америке, противоречивость личности Трампа, отсутствие консенсуса политических элит на тот момент времени и т.д. – иначе медиапродукт будет содержать пространственно-временные искажения, которые допустимы только в художественных произведениях. Если рассматривать генезис хронотопа, то необходимо уточнить исключительную роль деталей пространственно-временной картины: Анна Каренина бросилась под паровоз, а не под электричку. И на станции Обираловка, не на станции Железнодорожная, каковой Обираловка стала в 1939 г. Если изменить – то это уже будет не Анна Каренина и совсем другое время, следовательно, другое произведение. А часто именно детали и меняются. Или добавляются новые, которых на момент времени происходящего события, вовсе не существовало. Или они существовали, но их наличие не было доказано. Крушение самолета А321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург, стало одной из самых крупных авиакатастроф за последние несколько лет. Практически сразу американскими медиа была запущена информационная кампания: «Исламское государство» взорвало российский самолет. В студии Си-эн-эн (CNN) в Нью-Йорке собрались специалисты в области авиации, безопасности, а также профильные корреспонденты телеканала. Разговор шел не столько о расследовании крушения, сколько «не сделали ли это боевики, и о том, как они это сделали! [! – знак наш. – М.Я., Т.Я.]. Не хватало только одного, − пишет старший корреспондент ТАСС в Вашингтоне Анатолий Бочинин (2016: 139) – представителей российской стороны».
После таких эфиров, спустя всего лишь несколько дней после трагедии, для американской публики расследование катастрофы стало делом решенным: президент США Барак Обама объявил, что это, вероятно, была бомба. «Да, россияне и египтяне продолжают свои изыскания, но кому это важно – наш президент все сказал» (Бочинин, 2016: 139). Американцы первыми начали расследование, первыми они его и завершили. Такой вот стоп-кадр, в котором время и место реальны, детали же (на определенный момент времени) художественны. Объявленная президентом США до завершения официального расследования бомба создала художественную реальность, художественный мир. И если бы версия со взрывом на борту А321 не подтвердилась впоследствии, американские медиа вряд ли стали бы переубеждать миллионы обычных потребителей информации в США в обратном, тратить драгоценное эфирное время и печатать результаты действительных расследований, говорить о том, что Россия на самом деле не расплачивается за свою активность в Сирии.
Чем будут пользоваться будущие поколения при воссоздании исторических реалий сегодняшнего дня? Не только археологическими раскопками. Скорее всего − хронотопами, созданными СМИ, которые нельзя будет исказить в будущем, но можно задать искаженными сегодня. СМИ фиксируют (!) настоящее на волне из прошлого в будущее. Мы выделяем эту функцию СМИ. Да, она была и есть. Но ей не придают особого значения. Развивая теорию динамической медиалогии и медиасистемы как системы-тренда (Николайчук, Якова, Янгляева, 2016), мы позволим себе ввести термин М. Бахтина (1975) «хронотоп» (который используется сегодня только в литературе) применительно к анализу медийного пространства. Медиасистема-тренд схватывает сущность времени − она формирует хронотоп. И если своеобразным видом хронологических записей может служить таблица хронотопа, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий (такой способ эффективен при определении масштабов исторических событий, их закономерности), то в медиапространстве, в системе-тренде такой таблицей могут служить динамические ряды (Николайчук, 2015) – единственный способ увидеть происходящее в настоящий момент времени в историческом масштабе. Пример такого ряда − приведенный ниже сюжет «Российско-американские отношения в период транзита власти»4.
Динамика числа публикаций за 2016 г. по такому сюжету, как «Российско-американские отношения», представлена на рисунке 1.
Источник: Данные предоставлены Центром специальных медиаметрических исследований (ЦСМИ). Режим доступа: http://www.mediametry.ru
Рисунок 1. Динамика понедельного числа публикаций по сюжету «Российско-американские отношения» за период с 4 сентября 2015 г. по 13 ноября 2016 г.
Как видно, двусторонние отношения России и США превратились в важный международный фактор, который внимательно отслеживается зарубежными СМИ. Если обратиться к рисунку 2, где показан такой параметр, как отношение числа материалов по указанной теме в американской прессе к числу публикаций во всех зарубежных медиа (включая и американские), то можно выяснить, в какие периоды эти отношения максимально волновали мировую общественность (значение параметра близко к 0) или минимально (в пределе равно 1,0). Данные вышеуказанных графиков очень хорошо демонстрируют масштаб исторического явления – российско-американских отношений в период транзита власти в США. И наглядным образом подтверждают тезис о том, что российско-американские отношения за 2015−2016 гг. обязаны войти в учебники истории и политологии «хотя бы потому, что за 365 дней [речь идет о 2015 г. – М.Я., Т.Я.] – срок по меркам историков ничтожный – Москва и Вашингтон умудрились продемонстрировать минимум три примера того, какими могут быть отношения двух сверхдержав»5.
Источник: Данные предоставлены Центром специальных медиаметрических исследований (ЦСМИ). Режим доступа: http://www.mediametry.ru
Рисунок 2. Отношение числа материалов по теме «Российско-американские отношения» в американской прессе к числу публикаций во всех зарубежных медиа за период с 4 сентября 2015 г. по 13 ноября 2016 г.
Обычному потребителю информации трудно ориентироваться в созданном медиа пространстве и времени. Почему? Потому что у него нет информации − не эрзаца информации, как писал известный журналист-международник С.И. Беглов (1972), а информации, которая отображает суть происходящего, а не создает художественный мир. Информации, которая выходит из фиксированного (в описываемом нами случае ниже искаженного) массмедиа хронотопа. Так, например, в 2016 г. впервые за 200 лет самым тиражируемым обвинением России в Швеции стали разговоры о деятельности российских подводных лодок в шведских территориальных водах или вблизи их. Шведские политики и военные развили такую активность на этом направлении, что службы мониторинга зарубежных СМИ даже были вынуждены предусмотреть новый сюжет «Поиски неопознанных подводных лодок», по которому за период с 15.11.2014 по 31.12.2016 было зарегистрировано 117 статей в 10 странах (см. рис. 3). Шведские СМИ опубликовали почти половину материалов из этого массива (49 единиц), которые имели в основном негативную тональность: «Трудно себе представить, что это может быть кто-то, кроме России» (Expressen, 15.11.2014); «Поиски подводной лодки в Швеции стали главной новостью за рубежом» (Dagens Industri, 15.11.2014); «Границу надо защищать» (Vestmanlands Läns Tidning, 15.11.2014). На «происки русских» впоследствии пытались списать даже коллизию с обнаружением у острова Готланд подводной лодки «Сом» Российского императорского флота, затонувшей в Первую мировую войну: «Военный эксперт: вероятно, это подводная лодка 1980-х годов» (Dagens Nyheter, 27.07.2015, Швеция); «Швеция пытается выяснить, принадлежит ли затонувшая подводная лодка в территориальных водах стране России» (The Daily Telegraph, 28.07.2015, Великобритания).
Данные предоставлены Центром специальных медиаметрических исследований (ЦСМИ). Режим доступа: http://www.mediametry.ru
Рисунок 3. Число публикаций по странам и их осредненная тональность для сюжета «Поиски неопознанных подводных лодок»
Действительно, подводная лодка Российского императорского флота была обнаружена в водах Швеции, но это была подводная лодка «Сом» времен Первой мировой войны и представляла собой исторический экспонат. Но вначале её не идентифицировали. В шведских СМИ просто прошла информация о российских подлодках в шведских водах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сюда же была включена и востребованная в медийном отношении во многих странах Европы активность представителей ЛГБТ-сообщества: граждане Швеции нетрадиционной сексуальной ориентации (называлось некое шведское «Общество мира») решили внести посильную лепту в защиту территориальных вод своей страны от субмарин ВМС РФ с помощью подводного буя, имеющего нечто вроде активного сонара. Устройство излучало гидроакустические импульсы на азбуке Морзе, которые складывались во фразу на русском языке «Сюда дорога только геям»6, и еще во фразу на финском языке «Добро пожаловать в Швецию». Сообщение об акции, действительно, попало во многие европейские (в основном в английские) газеты7.
Современному человеку из-за насыщенности информационного потока трудно или иногда невозможно поймать момент искажения хронотопа, и не только его деталей, но даже места и времени происходящего. Поймать момент могут только массмедиа, которые весь период своего существования занимаются слежением за обстановкой в мире, регионе, местности. Ярким примером искажения места в нашей действительности может служить информационное освещение грузино-осетинского конфликта в 2008 г. зарубежными телеканалами (хронологию событий конфликта см. здесь: https://ria.ru/spravka/20130808/954669079.html). Лидер мирового новостного вещания американский телеканал Си-эн-эн сфальсифицировал данные, выдав происходящее в осетинском городе Цхинвале за события в грузинском городе Гори. Кадры мгновенно были растиражированы в СМИ всего мира. Последующее признание ошибки телеканалом, с точки зрения воздействия на массовое сознание, уже никакой силы не имело8.
Момент может быть растянут во времени. И тогда образы и представления повседневной жизни укореняются в национальной памяти. Созданный СМИ в определенное время и в определенном месте хронотоп событий формирует стереотипы и штампы, которые сохраняются в ментальном пространстве очень длительное время. Примером может служить растиражированный советской прессой культ личности И.В. Сталина. Образ «великого вождя» настолько сильно укоренился в сознании советских людей, что даже спустя несколько десятилетий, уже в 90-е гг. XX в и вплоть до настоящего времени, несмотря на вновь открывшиеся факты, развенчивающие культ вождя нации, стереотипы продолжают работать. Медийный хронотоп как фиксатор определенного восприятия реальности, как ежедневная (еженедельная, ежемесячная, ежегодная и т.д.) модель реальности − в настоящий момент времени единственный механизм в мире, имеющий дело с пространственно-смысловыми искажениями.
Степень дезориентации современного человека в информационном пространстве напрямую зависит от того, насколько он способен понять суть процессов, которые стоят за конструированием медиареальности. Содержащиеся в медиатекстах смыслы могут быть объективизированы. Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа (Бахтин, 1975). Как в художественном произведении реальные пространство и время преобразуются в соответствии с идеей художника, его переживанием пространства и времени, отношением к действительности, так и в реальном мире реальные пространство и время могут преобразовываться в соответствии с идеей и задачами, преследуемыми современными средствами массовой информации и коммуникации на любом уровне.
Примечания
Библиография
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит. 1975.
Беглов С.И. Монополии слова. М.: Мысль, 1972.
Бочинин А.В. Трагедия А321: причина обнаружена без расследования // Метаморфозы мира. Новая геополитическая роль России / под ред. М.М. Янгляевой, И.А. Николайчука. М.: РИСИ, 2016. С. 138−139.
Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиа как система-тренд: новые подходы а медиалогии // МедиаАльманах. 2016. № 1.. С. 12−24.
Николайчук И.А. Политическая медиметрия. Зарубежные СМИ и безопасность России. М.: РИСИ, 2015.
Янгляева М.М., Якова Т.С., Захарова М.В. Внешнеполитическая коммуникация и медиагеография: взаимосвязь и взаимозависимость // Медиаскоп. 2016. Вып.4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2232
Salovaara-Moring I. (2004) Media Geographies: Regional Newspaper Discourses in Finland in the 1990s. University of Helsinki.