Ссылка для цитирования: Мустафина И.Р. Ф.А. Куманин – издатель журнала «Артист» (1889−1895 гг.) // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2318
© Мустафина Ирина Ренатовна
аспирантка кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, редактор отдела культуры и общества газеты Парламентского собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече»(г. Москва, Россия), Irmustafina@gmail.com
Аннотация
В статье рассматривается издательская деятельность Ф.А. Куманина (1855−1896 гг.), чей журнал «Артист» (1889−1895 гг.) сыграл важную роль в истории русской театральной критики. По сути, Федору Александровичу Куманину удалось создать первое энциклопедическое издание в области искусства, которое, не становясь рупором какого-либо направления, глубоко и полно освещало театральный процесс. На основе материалов отдела рукописей Российской государственной библиотеки и архивно-рукописного отдела Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина были проанализированы отношения Куманина со знаменитыми авторами «Артиста»: Н.С. Тихонравовым, В.Г. Короленко, А.П. Чеховым.
Ключевые слова: Ф.А. Куманин, журнал «Артист», Н.С. Тихонравов, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, русский драматический театр, театральная критика.
В 2016 г. исполнилось 120 лет со дня смерти Ф.А. Куманина (1855−1896 гг.), издателя и редактора, внесшего большой вклад в развитие русской журналистики последнего десятилетия XIX в. Федор Александрович, как отмечали современники, представлял собой редкий тип «культурного подвижника», вкладывавшего в дело «всю свою душу, энергию и силы»1. В то время, когда театральная критика переживала упадок (Иокар, 1982: 298), Куманин создал целую серию изданий о сценическом искусстве, которые были востребованы публикой и самими творцами. Однако, как это ни печально констатировать, его наследие до сих пор остается недостаточно изученным.
Издательская деятельность Куманина началась с работы над журналом «Артист» (1889−1895 гг.), ставшим первым в России энциклопедическим изданием в области искусства и самым значимым его детищем. Сам Федор Александрович прямого отношения к театру, музыке и живописи не имел2. Будучи потомственным дворянином, окончил Московскую военную гимназию, поступил на собственное содержание в Николаевское кавалерийское училище в Петербурге, а спустя два года был произведен в губернские секретари с увольнением в отставку. С 1885 г. и до конца жизни Куманин служил в Московском акцизном управлении. Собственный журнал об искусстве – юношеская мечта Федора Александровича, с ранних лет любившего театр. Будущий издатель старался не пропускать ни одной премьеры на императорской сцене, следил за новыми веяниями в мире искусства, переводил с немецкого языка пьесы драматурга Г. Зудермана и даже состоял в Обществе искусства и литературы, где начинал свой актерский и режиссерский путь К.С. Станиславский.
Куманин, приступив к изданию журнала, не стремился стать рупором определенной театральной системы или труппы. Он ставил перед собой задачу куда более масштабную и важную – стать посредником между творцами и публикой, не только информировать о том, что происходит на русской сцене, но и глубоко проанализировать эти процессы с разных позиций и в то же время объединить всех деятелей искусства, к какой бы школе или направлению они ни принадлежали.
Федор Александрович был отнюдь не единственным, кто хотел издавать журнал под названием «Артист». За три года до Куманина в цензуру обращался известный московский театральный критик Н.П. Кичеев. Однако в издании журнала ему было отказано3. Не увенчалась успехом и попытка братьев Е.А. и М.А. Вернеров, известных издателей (с 1885 по 1891 гг.), журнала «Вокруг света». Вероятнее всего, цензурное ведомство смутила программа журнала, в которой одним из пунктов значилось освещение «новостей в области общественной жизни» (Лапшина, 2016: 10)4.
Куманин учел «ошибки» своих предшественников и подготовил более приемлемую программу. В ней не было и намека на отражение социальных процессов, зато содержалось предложение публиковать «правительственные распоряжения, касающиеся театра, музыки и прочих искусств»5. В качестве редактора издатель предлагал «политически» верную кандидатуру губернского секретаря А.Р. Гиппиуса – присяжного поверенного округа Московской Судебной палаты. В итоге 21 декабря 1888 г. Главное управление по делам печати дало разрешение издавать журнал семь раз в год в течение театральных сезонов – с сентября по апрель.
Первый выпуск «Артиста» вышел в свет в сентябре 1889 г. Изначально он имел подзаголовок «Театральный, музыкальный и художественный журнал». Однако с января 1894 г. Куманин добился, чтобы «Артист» выпускался ежемесячно. Тогда же он стал «Журналом изящных искусств и литературы». Концепция, несмотря на реорганизацию, осталась прежней. Это было издание c преимущественным вниманием к театру, что, однако, не помешало Куманину, значительно расширив рамки, подробно писать и о других видах искусства – ведь, по сути, ни один спектакль невозможен без таких слагаемых, как музыка и живопись.
У истоков журнала вместе с Куманиным стоял С.А. Юрьев, авторитетный театральный деятель, первый редактор журнала «Русская мысль», председатель Общества любителей российской словесности и Общества русских драматических писателей. Куманин и Юрьев совпадали в своих взглядах на театральное искусство: оба выше всего ставили драматургию А.Н. Островского, но с интересом и симпатией относились ко всякому начинанию. До выхода первого номера «Артиста» Юрьев не дожил, но оставил статью, которую можно считать программой издания: «…мы приглашаем участвовать в нашем журнале своими трудами русских писателей, драматургов, артистов сцены, режиссеров, художников и декораторов и вообще всех занимающихся театральным искусством или интересующихся им»6. В этой же статье литературный и театральный деятель сформулировал два главных правила: «чтобы мысли и замечания сообщаемых … статей не противоречили принципам и законам художественным вообще и сценического искусства в частности» и «чтобы при оценке художественных явлений руководило примирение направлений»7.
«Артист» издавался до февраля 1895 г. – всего было выпущено 46 номеров. За это время у журнала сменилось несколько редакторов. Гиппиус в 1890 г. был назначен городским мировым судьей и уступил свое место литератору И.И. Петрову. Однако в 1892 г. тот умер, и к редактированию журнала Федор Александрович Куманин привлек Е.Е. Корша8. Стоит отметить, что и сам Куманин успевал принимать активное участие в издании журнала и работе над ним. Формально основным делом издателя оставалась государственная служба, которую он оставить не мог: в отличие от «Артиста» она приносила доход. У руля своего журнала Федор Александрович продержался до апреля 1894 г.: за неимением средств издание пришлось передать фабриканту Н.В. Новикову, который с первого выпуска спонсировал начинание Куманина9. Осмелимся предположить, что основатель журнала не полностью отстранился от дела. По крайней мере Новиковым был унаследован авторский состав журнала и литературный портфель.
Как пишет Л.Н. Иокар (1982: 302), лицо «Артиста» в наибольшей степени определяли литературная критика и беллетристика. Однако не стоит умалять значение других отделов, которыми руководили известные и уважаемые журналисты и деятели искусств. Литературный и театральный отделы журнала вел И.И. Иванов, историк русской и зарубежной литературы и театра. Музыкальный отдел возглавлял критик С.Н. Кругликов, пропагандист творчества «Могучей кучки». Художественным отделом руководил А.А. Киселев – пейзажист-передвижник и критик.
Два последних десятилетия XIX в. для русского театра стали эпохой художественных исканий. Общественно-политические события, технический прогресс, научные открытия и философские учения не могли не повлиять на развитие искусства. Зарождались новые направления, такие, как натурализм, символизм. В 1882 г. была отменена монополия Императорских театров: стали появляться частные и любительские труппы, предложившие свое видение искусства. Казенная сцена, хоть и оставалась в сознании публики непререкаемым авторитетом, фактически теряла былое влияние, в большинстве случаев оказываясь глухой к новой драматургии и новым принципам актерской игры.
Куманин осознавал, что в эпоху общественных дискуссий о дальнейшей судьбе театра необходимо предоставить слово тем, кто сценическую жизнь видит не только из зрительного зала, но и из-за кулис. Поэтому и привлекал к работе над «Артистом» актеров, режиссеров, художников, музыкантов. Актер Малого театра М.П. Садовский опубликовал в журнале два своих рассказа: «Дикий человек»10, «Высокое призвание»11, а также воспоминания об артисте Императорских театров Ф.С. Потанчикове12. Размышлениям об общественном положении актера, о его взаимоотношениях с драматургом и критиком посвящены «Заметки актера»13 корифея Малого театра, А.П. Ленского. О нравственном и профессиональном облике человека, отдавшего свою жизнь сцене, писал на страницах «Артиста» Вл.И. Немирович-Данченко в статье «Театр и школа»14. Будущего основателя МХТ, на тот момент драматурга и преподавателя Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, связывали с Куманиным долгие дружеские отношения. Издатель «Артиста» видел в Немировиче-Данченко талантливого автора, искавшего в своих пьесах правду и стремившегося «глубже войти в душу действующих лиц и точнее рассмотреть и определить наблюдаемые факты жизни»15. В «Артисте» Куманин опубликовал его роман «Мгла»16, повесть «С дипломом»17, пьесы «Новое дело»18, «Елка»19, рассказы «По пути»20, «У могильного креста»21. На страницах журнала Немирович-Данченко выступил и как начинающий режиссер, опубликовав рекомендации к постановке своей драмы «Новое дело» и предоставив наброски возможных декораций22. В этом случае нельзя не отметить тонкое чутье Куманина на талант: и Немирович-Данченко, и многие другие авторы, герои публикаций «Артиста» впоследствии стали лицом русского драматического театра конца XIX − начала XX вв.
Стремясь стать советником, помощником самих творцов, Куманин создал в журнале «Режиссерский отдел», где печатались материалы по актуальным вопросам сцены: статья «Театр на берлинской выставке предметов, служащих для предохранения от несчастных случаев»23, напечатанная автором под псевдонимом Ф.К.24, руководство по устройству сцены для клубных и домашних спектаклей С.Ф. Федотова25, статьи актера и скульптора К.С. Шиловского-Лошивского «Театральная костюмировка»26, «Курс театрального грима»27 и др. Нередко на страницах «Артиста» возникали дискуссии между известнейшими творцами, что свидетельствует об интересе к журналу со стороны профессионального сообщества. Так, например, после публикации «Курса театрального грима», который Шиловский-Лошивский составил, опираясь на свой актерский и художественный опыт, в последующих номерах журнала имела место полемика28 между автором материала и его коллегой А.П. Ленским о значении театральной атрибутики. Дискуссия по своей сути несерьезная, но показательная, с точки зрения отношения двух артистов к делу всей их жизни.
Куманин был сторонником прогресса, в том числе и в театральном деле. Однако устремленность к преобразованиям сочеталась в «Артисте» с уважением лучших традиций русской сцены. Театральное искусство для Федора Александровича было немыслимо без движения вперед, но будущее драматической сцены, считал издатель, должно было опираться на его историю, вбирать в себя все лучшее, что было создано прежде.
Хранителем традиций для Куманина была императорская сцена. «В крупных, выдающихся силах»29 таких актеров, как М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, Н.И. Музиль, А.И. Сумбатов-Южин, Г.Н. Федотова, М.Г. Савина, Федор Александрович видел несомненное преимущество казенных театров перед антрепризой и актерами-любителями. В то же время Куманин, будучи человеком честным, не стремился замалчивать и отрицательные стороны деятельности императорских трупп. Среди особенно тревожных симптомов Федор Александрович и критики «Артиста» отмечали отсутствие хорошей драматургии, засилье «крыловщины»30, общую небрежность постановок и вследствие этого понижение уровня актерского мастерства. «Малый театр в нынешнем году точно задался целью выбрать для себя худшее из современных новинок. Большинство новых пьес, игранных в нынешнем сезоне на сцене Малого театра, не только блещут отсутствием какого-либо признака таланта, но не имеют даже простого интереса и во многом уступают новинкам прочих драматических театров в Москве»31, – писал в 1890 г. критик Ам-л32, выражая и личное мнение, и позицию издателя.
Шагом на пути к развитию сценического искусства, по мнению Куманина, должны были стать частные театры и любительские кружки. На страницах «Артиста» освещалась деятельность трех московских антреприз – Ф.А. Корша, Е.Н. Горевой и М.М. Абрамовой. В частных театрах Куманина привлекала, прежде всего, их творческая свобода, независимость от власти. Однако вскоре тон публикаций «Артиста» об антрепризах изменился. Свобода трупп оказалась мнимой: поставленные на коммерческие рельсы, частные театры гораздо больше заботились о финансовых успехах, нежели о творческих достижениях. Время от времени антрепризы все же открывали зрителю имена новых талантливых актеров, таких, как, например Л.Б. Яворская, активно ставили пьесы современных русских и зарубежных драматургов – А.П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Зудермана, чем продолжали привлекать к себе внимание Куманина и его журнала.
«Артист» был первым изданием, разглядевшим талант актерской труппы Общества искусства и литературы К.С. Станиславского, на базе которого в 1898 г. был создан Художественный театр. В молодых актерах издателя заинтересовал высокий уровень сценического мастерства, значительно превосходивший границы любителей. Именно в «Артисте» впервые отметили и высоко оценили те творческие принципы Общества, которые впоследствии развивались уже на сцене Художественного театра – в том числе, ансамблевость в исполнении пьес. Куманин был хорошо знаком со Станиславским, поскольку, как уже упоминалось выше, тоже являлся членом Общества. Можно было бы упрекнуть издателя в пристрастности, в желании с помощью своего журнала пролоббировать интересы друга. Однако о деятельности актеров-любителей в «Артисте» положительно отзывались такие авторитетные критики, как И.И. Иванов, Н.Е. Эфрос (позже ставший историографом Художественного театра), которые едва ли согласились бы писать заказные рецензии. К тому же последующая судьба Станиславского и его труппы свидетельствует, скорее, о прозорливости Куманина и его тонком чутье на талант.
«Всеохватность» журнала проявилась не только в сотрудничестве с критиками и деятелями сцены, в отражении «консервативных» и «прогрессивных» взглядов, но и в его наполнении. На страницах присутствовали совершенно разные по своему жанру и объему материалы: обстоятельные статьи по истории литературы и искусства, подробные рецензии на премьеры, новости, зарубежная корреспонденция, хроника деятельности провинциальных театров...
Показательно, что с «Артистом» сотрудничали уважаемые профессора Московского университета. Специалист по западноевропейской литературе А.Н. Веселовский писал в журнале о гастролях известных зарубежных артистов: Б-К. Коклена33, Э. Поссарта34, Мейнингенской труппы35. Шекспировед Н.И. Стороженко опубликовал в «Артисте» исторические статьи, посвященные пьесе «Макбет»36 и прототипам Фальстафа37. Дорожил дружбой Куманин и с заслуженным профессором Московского университета Н.С. Тихонравовым. В июле 1889 г. издатель «Артиста» обратился к нему с просьбой написать статью, которая оказала бы «существенную поддержку» и имела бы «сильное влияние на солидную постановку дела нашего журнала и на отношение к нему публики»38. К публикации в «Артисте» профессор отнесся с надлежащей обстоятельностью. Прислав для № 5 журнала начало статьи «Щепкин и Гоголь»39, принимал активнейшее участие в ее печатной судьбе – следил за корректурой и оттисками, вносил правки, давал рекомендации по оформлению40. Однако продолжения статьи не последовало. Скорее всего, причиной тому стала насыщенная научная и литературно-общественная деятельность профессора. В 1890 г. Тихонравов был избран ординарным академиком Петербургской Академии наук, работал над сборником «Русские былины старой и новой записи», редактировал пятитомное издание «Сочинения Гоголя», «Собрание житий преподобного Сергия Радонежского». В 1893 г. профессор скончался.
Самым «больным» местом журнала всегда оставался беллетристический отдел. Поскольку «Артист» ориентировался на репертуар московских и петербургских театров, Федор Александрович был вынужден публиковать пьесы, которые ставились на императорской и частной сцене, − драмы А.Ф. Федотова, Е.П. Карпова и В.А. Крылова , зачастую примитивные, лишенные художественных достоинств. С другой стороны, Куманин все же стремился познакомить читателей с сочинениями зарубежных авторов, тогда еще малознакомых русской публике, но уже замеченных на западе. В «Артисте» были опубликованы пьесы Г. Ибсена «Эллида», «Доктор Штокман», «Северные богатыри», «Праздник в Сольгауге»41, драма М. Метерлинка «Втируша»42.
Все годы существования «Артиста» Куманин мечтал о сотрудничестве с В.Г. Короленко. Писатель на тот момент уже основался в Нижнем Новгороде, что, однако, не помешало ему одним из первых узнать о создании «Артиста» − об этом сообщил ему сам издатель в феврале-марте 1889 г. Изначально Короленко не видел себя в числе авторов. «С жизнью артистов я почти не знаком, в критике и рецензиях почти не выступал, да и живу в городе, где драматическое искусство не особенно процветает. Таким образом, совершенно независимо от моего желания, сочувствие мое должно остаться лишь платоническим...»43, − аргументировал свой отказ писатель. Однако уже в следующем письме обещал, несмотря на «некоторые специфические ограничения», непременно прислать «что-нибудь подходящее»44 в беллетристический отдел. Куманин предложил Короленко публиковать в «Артисте» статьи о нижегородском театре45. Писатель скептически отнесся к этой идее («Право, у нас почти нет театра, так, жалкое подобие, зияющее пустотой, и оглашаем он неистовыми звуками»), но снова дал обещание придумать «небольшую тему»46. Многочисленные дела и обязательства каждый раз отсрочивали работу в «Артисте». Осознавая, какую пользу может принести появление Короленко на страницах журнала, Куманин не терял надежды. В сентябре 1890 г. Федор Александрович снова обратился к писателю: «К нашему ужасу, старые подписчики не возобновляют подписку. С прошлого сезона вернулись только 1/4 подписчиков <…> Пожалуйста немедленно отвечайте. Я лучше задержу номер, только бы рассказ Ваш появился в ноябрьской книжке»47. Последнее сохранившееся письмо датировано ноябрем 1893 г. Стиль послания стал еще более эмоциональным: финансовое положение журнала ухудшалось с каждым месяцем: «Я не пишу уже теперь, а прямо умоляю: спасите. Ваша вещь в январской книжке сразу сделает то, чего не сделали годы нашего труда <...> Мы знаем, что для читателей значит вещь Короленко»48. Мечта Куманина увидеть писателя среди авторов «Артиста» так и не осуществилась.
С «Артистом» связана страница из биографии А.П. Чехова. В 1889 г., когда вышли первые номера журнала, Антон Павлович уже был известным автором, получил Пушкинскую премию Академии наук за сборник «В сумерках», а в 1890 г. совершил путешествие на остров Сахалин, позже описанное в одноименной книге. Куманин был знаком с творчеством Чехова и глубоко симпатизировал литератору. Дружбе способствовало и то, что редакция журнала находилась неподалеку от дома Чехова. «Как раз напротив нашего дома на Кудринской-Садовой помещалась редакция журнала "Артист". Издателем его был Ф.А. Куманин, высокий, крупный человек, сопевший при разговоре, за что брат Антон и прозвал его "сапегой" <…> По тому времени это был очень хороший, изящный журнал, в котором принимали участие лучшие силы…»49, − вспоминал впоследствии брат писателя, его биограф М.П. Чехов.
В 1889 г. Куманин обратился к Чехову с предложением напечатать в «Артисте» одноактную шутку «Предложение» и другие ранние драматические произведения. Писатель собирался отказать, поскольку они уже были опубликованы в газете «Новое время». Но Куманин разумно настоял на своем: «Я думаю, что Вам будет полезно помещать их все снова у нас, т.к. журнал наш будет попадать в руки именно тех людей, от которых зависит постановка пьес, т.е. артистов, антрепренеров и [неразборчиво], что конечно будет иметь большое влияние на увеличение Вашего авторского поспектакльного гонорара <…> Газета никогда никем не бережется, а кидается на другой день по прочтении»50. С согласия издателя «Нового времени» А.С. Суворина «Предложение» было напечатано в № 3 «Артиста»51. Еще раньше, в № 2 журнала, Чехов опубликовал драматический этюд в одном действии «Лебединая песня (Калхас)»52 с рисунком художника Л.О. Пастернака. В №6 появилась пьеса «Медведь»53, в № 7 – «Трагик поневоле»54.
В целом отношения Куманина и Чехова складывались непросто. После знакомства с первой книжкой «Артиста» писатель характеризовал журнал как «весьма приличный снаружи и скучный внутри»55. Спустя месяц считал уже иначе: «Дело стоит солидно, хотя и не широко»56. Противоречивое мнение Чехова о журнале было связано, в первую очередь, с издательской политикой Куманина, которую писатель не полностью разделял. «"Артист" издается бестолково. Нет редактора. Денег тратят много, а не догадаются пригласить меня в редакторы (по 1000 руб. в м<еся>ц). Первым делом я наложил бы лапу на Гольцева и Стороженко. У меня зуб на профессоров, хотя я и знаю, что они прекрасные люди. Как у авторов, у них нет смелости и много важности»57, − не без иронии писал Чехов Суворину в конце ноября 1889 г. Так или иначе, первое время Антон Павлович принимал деятельное участие в развитии журнала: помогал Куманину в поиске талантливых авторов, привлек к работе драматурга и оперного либреттиста М.И. Чайковского, будущего государственного деятеля и публициста И.Я. Гурлянда. Однако сам после поездки на Сахалин больше трех лет не появлялся на страницах «Артиста». «Многоуважаемый Антон Павлович, Вы, по-видимому, совсем изгнали меня и "Артиста" из своего сердца? За что?»58, − писал издатель в мае 1891 г. Спустя два с лишним года Куманин вновь обратился к автору. Скорее всего, потому что «Артист», приносивший мало дохода, находился на грани закрытия. Поправить положение могли только талантливые, любимые публикой авторы. «Дело в том, что дела "Артиста" настоятельно требуют поддержки в смысле хорошего материала. Нам надо во что бы то ни стало завоевать прочно любовь и интерес публики. Пока мы прогрессируем очень медленно <...> Я не прошу Вас, а умоляю Вас дать нам повесть, рассказ, что хотите, в декабрьскую книжку»59, − обращался к писателю Куманин.
В январе 1894 г. в № 33 «Артиста» была опубликована повесть Чехова «Черный монах». Но отношения издателя и автора заметно ухудшились. Накануне выхода январского журнала, где и был напечатан «Черный монах», автор попросил Куманина прислать оттиски. На телеграмму Куманин ответил с нескрываемым раздражением: «Имею честь донести Вашему превосходительству, что листы уже отпечатаны и набор разобран, а т.к. Ваше превосходительство не изволили распорядиться об оттисках своевременно, то и предписание Ваше исполнено быть не может. Могу преподнести лишь несколько экз<емпляров> книжки»60. Что послужило причиной столь резкого ответа, остается только догадываться. Может быть, Чехов слишком поздно обратился к Куманину. Вероятно, сказалась и общая загруженность, усталость погрязшего в долгах издателя.
Вообще о публикации «Черного монаха» в «Артисте» осталось немало сведений. Постоянный автор журнала И.Л. Леонтьев (Щеглов) позднее описывал разговор с издателем после выхода рассказа. Куманин, по его словам, не скрывал, что «Черный монах» – вещь «не из важных. Очень водянистая и неестественная». Но пришлось опубликовать: «Все-таки Чехов — имя... Неловко не напечатать!..»61. Насколько достоверны эти слова, проверить по понятным причинам невозможно. Леонтьева с Куманиным тоже связывали непростые отношения62, поэтому не исключено, что их разговор воспроизведен с известной долей субъективизма. В любом случае, издатель продолжал с теплотой относиться к Чехову. «Федор Александрович по-прежнему благоговейно улыбается при словах "Антон Павлович"», − писал в конце 1893 г. драматург И.Н. Потапенко63.
В конце октября − начале ноября 1894 г. Чехов дал согласие на перепечатку «Черного монаха» в газете «Оренбургский край». Куманина, как издателя журнала, где повесть была впервые опубликована, это решение возмутило. «Я вовсе и не думал делать кому-нибудь зло или подрыв. Я только потому протестовал тогда против перепечатки "Черного монаха", что она была сделана тотчас после выхода книжки "Артиста"»64, − объяснял он свою позицию автору. Писатель учитывать мнение Федора Александровича не стал. Не могут не возникнуть определенные сравнения: при перепечатке в «Артисте» произведений, ранее опубликованных в «Новом времени», Чехов всегда подчеркивал необходимость получить разрешение у Суворина. Однако постараемся воздержаться от оценок в этом вечном конфликте издателя и писателя.
После того как журнал перешел в руки Новикова, Куманин сосредоточился на издании журнала «Театрал», который должен был стать своего рода продолжением «Артиста». В числе авторов издатель желал видеть и Чехова. В октябре-ноябре 1894 г. Федор Александрович неоднократно просил дать разрешение перепечатать что-либо из опубликованного в «Русской мысли». Чехов на бесплатную перепечатку соглашаться не захотел и, в свою очередь, перенаправил письма Куманина издателю «Русской мысли» В.М. Лаврову: «Так как эта трудолюбивая пчела намерена собирать мед упрощенным способом — не трогая цветов, брать его прямо из чужих ульев, то я ей ответил, что дать свое согласие на такой способ я могу не иначе, как только с разрешения тех, кто владеет этими ульями»65. Ответ Чехова Куманину не сохранился. Судя по всему, писатель обвинил его в нарушении авторских прав, что возмутило Федора Александровича. Его письмо будет уместным привести без сокращений:
«Меня крайне поразило Ваше письмо. Такой обиды я не заслужил. Вы меня обвиняете в неуважении, и к кому же? К Вам! <…> неужели я своей 5-летней журнальной деятельностью не доказал достаточно, насколько щепетильно относился я к авторским правам не только русских, но и иностранных авторов.
Мне совершенно непонятно, как Вы могли допустить даже мысль, что я позволю себе напечатать что-либо без разрешения автора. Вы дали мне это разрешение. Это было, когда Вы кончали у меня "Черного монаха". Отлично помню, как это было. Вы рассматривали карточки у меня в кабинете. Между прочим, в разговоре я сообщил Вам, что собираюсь издать сборник пьес для любителей и прибавил: "Был бы рад начать сборник Вашими "Медведь" и "Предложение"". Вы мне на это ответили: "Печатайте". Когда же я Вас спросил, возьмете ли Вы гонорар, то Вы мне ответили буквально следующее: "Зачем же я буду с Вас брать гонорар теперь, если не брал при первоначальном печатании в "Артисте"". Затем Вы еще прибавили, что пьесы уже слишком известны, чтобы их печатать еще в сборнике, да еще после "Будильника".
Вот как было дело, дорогой мой Антон Павлович. Забыли Вы это – пусть – я настолько ценю наши прежние добрые отношения, что раз Вы будете настаивать, готов внести требуемые Вами деньги – сообщите, куда прикажете»66.
В начале февраля 1895 г. Куманин предпринял попытку помириться: «Ваше последнее письмо убедило меня еще больше, что есть некто, кому нужно восстановить Вас, человека прежде весьма доброго и справедливого, против меня <…> Будьте добры сообщить мне, когда я могу застать Вас дома. Мне будет очень легко доказать Вам, что и нравственно и даже юридически я не заслуживаю никаких упреков»67, − обращался к писателю Куманин. Неизвестно, состоялась ли эта встреча. Однако в «Театрале» до смерти Федора Александровича произведения Чехова так и не появились.
Федор Александрович скоропостижно скончался 26 апреля 1896 г. от воспаления брюшины, прожив всего лишь 41 год. Как писал Чехов, смерть Куманина стала «серьезной потерей» для всех людей, «близко стоящих к искусству»68. За семь лет издательской деятельности ему удалось создать журналы «Артист» и приложение «Дневник Артиста» (1891−1893), «Театральная библиотека» (1891−1894, 1896), «Театрал» (1895−1896), газету «Справочный листок для сценических деятелей» (1894−1895). Все они, как справедливо отмечает В.В. Борзенко69, занимают достойное место в театральной периодике конца XIX в. И хотя издателю удалось осуществить далеко не все задумки (Королев, 1999), его наследие не утратило своего значения и в XXI в. Для современных исследователей издания Куманина представляют собой полный и объективный источник знаний о самой интересной и важной эпохе в русском драматическом театре.
Примечания
Библиография
Иокар Л.Н. Театральные журналы // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX− начала XX вв. (1890−1904). М.: Наука, 1982.
Лапшина Г.С. Искусство глазами журналиста. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
Королев Д.Г. Издатель Ф.А. Куманин // Книга и сцена. Вторая научная конференция «Театральная книга между прошлым и будущим». Доклады и сообщения. М.: Рос. гос. библ. по искусству, 1999. С. 42−67.