Languages

You are here

Медиаформанты современной образовательной политики в России

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Чеснокова Н.И. Медиаформанты современной образовательной политики в России // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2314

 

© Чеснокова Наталья Ивановна
аспирантка кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов (г. Москва, Россия), chesnokovanata@gmail.com

 

Аннотация

Статья посвящена проблеме выделения ключевых слов текущего момента, которые определяют специфику функционирования медиаконцепта «образование» в медиатекстах. Анализируя тексты документов, определяющих государственную образовательную политику России на современном этапе, автор определяет наиболее частотные слова и словосочетания, которые являются медиаформантами данного медиаконцепта, то есть ценностными маркерами образовательной медиаинформационной среды. Ключевыми медиаформантами публикаций образовательной тематики должны стать понятия «доступность», «качество» (с коннотацией «качественный») и «эффективность».

Ключевые слова: медиаконцепт, медиаформанта, образование, медиатекст, информационная политика.

 

Введение в проблему

Образование является сегодня не только одной из ключевых сфер общественной деятельности, но и важнейшим аспектом государственной безопасности России. Так, новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2016 г. трактует образование как важнейшую область обеспечения информационной безопасности страны1. В то же время образование является «мягкой силой» воздействия в качестве инструмента формирования имиджа государственной власти внутри страны и самого государства за рубежом, и поэтому постоянно находится в поле внимания государственной образовательной политики. Деятельность по продвижению образовательных услуг, безусловно, должна координироваться с государственной образовательной политикой, которая реализуется, прежде всего, в основных документах, содержащих главные понятия. Данные понятия можно рассматривать как концептуальные медиаформанты.

 

Источники формирования образовательных медиаформант

Стратегические ориентиры национальной государственной политики в области образования содержатся в таких документах, как Федеральный закон об образовании, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. и некоторые другие. Тем не менее ни в одном из официальных документов смысловые значения понятия «государственная политика в образовании» практически не раскрываются. В то же время журналисты и специалисты по связям с общественностью всегда должны правильно понимать интересы и потребности государства в таком важном вопросе и ориентироваться на них при написании своих публикаций.

В целом документам об образовании посвящен ряд научных работ. Так, В.А. Котенев и А.В. Кузьмин (2015) рассматривают государственную политику в области образования в России на современном этапе на примере Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 гг.», Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг. и других документов, имеющих, по мнению исследователей, стратегический характер. По их мнению, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» образованию отведена особая роль двигателя системных изменений в экономике и обществе». При этом базовой целью государственной образовательной политики становится повышение доступности качественного образования.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013−2020 гг. также говорится об обеспечении доступности качественных образовательных услуг как о необходимом условии полноценной реализации социокультурного и экономического потенциала каждым человеком 2.

Е.А. Старкова (2014), рассматривая понятие, содержание и цели приоритетного национального проекта «Образование» обращает внимание на «взаимосвязь современного, качественного образования и перспектив построения гражданского общества, эффективного социально-экономического развития страны и ее безопасности»). Л.Я. Хоронько (2010: 24) выявляет проблемы поиска стратегии развития российского образования, которое, по ее мнению, «должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан».

Согласно материалам Государственного Совета Российской Федерации, «обновление образования – решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок»3. Следовательно, тексты данных ведущих документов являются ориентиром с точки зрения выработки правильной стратегии и тактики в информационном сопровождении развития образования и образовательных услуг, а содержащиеся в них устойчивые характеристики понятия «образование» − ключевыми медиаконцептами, или медиаформантами, которые обладают ценностной значимостью и становятся ключевыми словами текущего момента в журналистских и PR-текстах.

В данных документах, ставших эмпирическим материалом для исследования, было выявлено, что медиаформанта «качество» была использована в них 15 раз, медиаформанта «эффективность» − 12 раз, а медиаформанта «доступность» − 18 раз. Также были отмечены 22 словосочетания, в состав которых входили слова, однокоренные с данными медиаформантами.

 

Основания выделения медиаконцепта «образование»

Вопросы понимания смыслов, выражаемых вербально, и их концентрации в особых языковых единицах поднимаются в концептологии, герменевтике и ряде направлений современной зарубежной и отечественной филологии. В своих лингвистических исследованиях Ю.Д. Апресян (1974), С.Г. Воркачев (2011), В.И. Карасик (2002), И.А. Стернин (2003), Ю.Н. Караулов (2010), Ю.С. Степанов (1975) и др. формулируют такие основные понятия, как «концепт», «концептосфера», «концептуализация», «концептуальный» и т.д. В зарубежных работах по когнитивной психологии и когнитологии лингвисты также обращаются к исследованиям данного явления. Так, А.А. Вежбицкая (1999: 248) определяет его как «объект из мира "Идеальное"», имеющий имя и отражающий определенные культурно-обусловленные представления человека о мире. И. Гердер (1959) и В. Гумбольдт (1985) осмысливают роль языка в мышлении и создают гипотезу лингвистической относительности, а Э. Сепир (1993) и Б.Л. Уорф (1960) − идеологи антропоцентризма в лингвистике − связывают язык и культуру его носителей. Такой культурологический уклон дает основание обратить внимание на культурную специфику концепта «образование» и тем самым еще больше укрепить его общественную значимость, поскольку образование впервые после долгого времени увязано не только с обучением, но и, прежде всего, с воспитанием, которое неразрывно связано с культурой в широком смысле этого слова.

В российской традиции акцент смещается на потребность понимания, то есть в сторону понятия, что, безусловно, ближе задачам журналистики, призванной толковать, объяснять и формулировать смыслы событий, явлений и общественно значимых понятий, одним из которых является понятие «образование». Так, выявляя сущность концепта и его место в бытийной картине мира, Ю.С. Степанов (1975: 43) подчеркивает, что «концепты существуют в ментальном мире не в виде четких понятий, а как некий пучок представлений, переживаний, который сопровождает слово; концепты не только мыслятся, они переживаются». Н.Ф. Алефиренко (2002: 304) также обращает внимание на формирование концепта с помощью обобщения чувственного восприятия окружающего мира. Такая позиция крайне важна для журналистики, которая равновесно реализует две свои важнейшие функции: информирования и воздействия. А воздействие невозможно вне переживания.

Концепт «образование» концентрирует в себе знания, ощущения, ассоциации, которые возникают в сознании человека в момент воспроизведения или восприятия данного слова, сопровождают его и обозначаемое им понятие. По своим носителям концепты можно разделить на индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Утверждение Е.В. Алымовой (2007: 7) о том, что концепт «образование» можно отнести ко всем этим группам, еще раз доказывает его общественную и ценностную значимость, а следовательно, важность для журналистики.

Концепт «образование» крайне актуален и ценен для современного российского общества, он, действительно, культурно маркирован, что подтверждается тем вниманием, которое уделено этому понятию в государстве. Суждение И.А. Караваевой (2010: 39) о том, что «научные дискуссии по поводу соотношения базовых педагогических концептов друг с другом утратили смысл после того, как в законе РФ «Об образовании» концепт «образование» зафиксирован в качестве наиболее общего по отношению к концептам «обучение», «воспитание» и определяет возможность трактовать значение понятия «образование» как единицы ментальных ресурсов нашего сознания и медиаинформационной среды, в которой отражаются опыт и знание общества. Следовательно, он представляет и кодирует частицу мира в сознании человека.

Медиаконцепты представляют собой те понятия, которые имеют особую значимость для массмедийной коммуникации. Представление С.А. Аскольдова (1997: 270) о том, что главная функция концепта − быть средством познания, согласуется с целями и задачами медиаконцепта «образование», с помощью которого в документах раскрывается позиция государства и его отношение к данной сфере деятельности общества. Из трехкомпонентной структуры концепта, предложенной В.И. Карасиком (2002: 10), в медиаконцепте «образование» выделяются его понятийная многомерная встроенность в систему нашего опыта и ценностная важность этого понятия как для индивидуума, так и для коллектива.

Важно и свойство медиаконцепта «образование» быть единицей коллективного знания или сознания, не только опирающейся на духовные ценности, но и представляющей собой такую ценность. Так, в определении понятия «образование», данном действующим Федеральным законом «Об образовании», говорится следующее: «Образование − единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»4.

Если, по мнению А.А. Вежбицкой (1999: 549), «концепты − это инструменты познания внешней действительности, которые можно описать средствами языка в виде некоторых объяснительных конструкций», то, с точки зрения Е.С. Жернаковой (2006: 5), в языке СМИ «медиаконцепты, как и концепты вообще, находят свое выражение с помощью языковых единиц различных языковых уровней: лексем, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, а также грамматических форм и синтаксических структур». Своеобразными концентраторами, источниками этих языковых единиц или объяснительных конструкций являются основные документы о развитии образования в России, в которых сформулированы ключевые приоритеты образовательной политики РФ. В языковом выражении данные приоритеты обозначены словами и словосочетаниями, несущими в себе ключевые смыслы. Следовательно, медиаконцепт является вполне сложившимся и имеет свои определенные медиаформанты.

 

Медиаформанты медиаконцепта «образование»

На современном этапе социально-экономического развития России ключевыми словами ее образовательной политики становятся такие понятия, как «доступность», «качество» и «эффективность». В тексте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» эти понятия постоянно актуализируются в таких выражениях, как «обеспечение возможности получения качественного образования», «качественные услуги образования», «образование, доступное всем гражданам», и др.

Рассмотрим смысловое наполнение словосочетания «обеспечение возможности получения качественного образования», которое состоит из четырех существительных и прилагательного. Смысл словосочетания складывается из значений каждого из этих слов:

  • обеспечение – обеспечить − сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым;
  • возможность − средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь;
  • получение – получить − взять, приобрести вручаемое, предлагаемое, искомое;
  • качественный − очень хороший, высокий по качеству (качество − то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь);
  • образование: 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Следовательно, общий смысл данного словосочетания можно трактовать как «реально выполнимое условие приобретения высокой по качеству совокупности знаний».

В «Концепции» целый раздел посвящен конкретно развитию образования. В этом разделе модернизация системы образования определяется основой социального развития общества, а возможность получения качественного образования заявлена одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан. Более того, повышение доступности качественного образования объявляется стратегической целью государственной политики в области образования. Условие повышения качества касается и востребованности образовательных услуг. А эффективность развития российского образования должна обеспечить формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Кроме того понятие медиаконцепта «образование» раскрывается в таких словосочетаниях, как «благоприятные условия для развития способностей каждого человека», «улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды», «формирование творческой социально ответственной личности», «усиление позиций российского образования», «повышение конкурентоспособности российского образования», «доступ и равные возможности», «мощная движущая сила», что в целом создает ситуацию уверенной нацеленности на позитивные преобразования.

Концептосфера медиаконцепта «образование» формируется на основе отглагольных существительных «возрастание», «повышение», «создание», «реализация», «обновление», «модернизация», которые также несут общую настроенность на позитив и улучшение. Семантической доминантой исследуемых документов становятся наиболее частотные слова: «качество», «качественный», «эффективность», «эффективный», «доступность», «доступный». Эти понятия можно рассматривать как медиаформанты медиаконцепта «образование».

Понятие форманты давно утвердилось в фонетическом разделе языкознания, где под формантой (от лат. formans – «образующий») понимается группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса или музыкального инструмента. Это области усиленных частот или спектральные пики (максимумы) амплитудного спектра голоса5. Термин «форманта» был введен исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других6. Важное отличие форманты как концентратора энергии отмечается в «Психологической энциклопедии» 7. А в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова подчеркивается, что форманта определяет характерный тон и тембр звука8. Кроме того понятие форманты рассматривается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Так, Л.В. Бондарко (1977, 1981) говорит о форманте, включая ее в звуковой строй современного русского языка, Г. Фант (1964) считает форманту важным компонентом своей акустической теории речеобразования, Г. Гельмгольц (1863)9 рассматривает форманту в своем учении о слуховых ощущениях и также выделяет в ней способность концентрировать энергию, определять уникальные характеристики и оригинальность тона и тембра.

Потребность найти в медиаисследованиях подобное понятие, которым можно обозначить не концепт, а языковые единицы, наиболее глубоко определяющие качественные характеристики медиатекста, направление его воздействия, его, так сказать, звучание, то есть эффективность, и связь с потребностями аудитории, привела к предложению ввести в научный оборот в сфере медиаиследований понятие «медиаформанты». Место медиаформанты в теоретико-концептуальном дискурсе в области медиаисследований определяется тем, что, в отличие от медиаконцепта, медиаформанта не связана напрямую с культурным своеобразием, хотя опосредованно мы, конечно, можем говорить о некоторых специфических особенностях, обусловленных интерпретацией тех или иных понятий в том или ином сегменте общества.

Первая медиаформанта − «качество» − обладает значением «признак, определяющий достоинство чего-нибудь», вбирая в себя значение слова «качественный», то есть очень хороший, высокий по качеству. По отношению к понятию «образование» он становится устойчивым признаком.

Вторая медиаформанта − «эффективность» − объединяет значения прилагательного «эффективный», то есть «действенный, дающий эффект как результат чего-нибудь, следствие чего-нибудь, и русскоязычного суффикса «-ость», придающего образованному с его помощью существительному значение устойчивого признака.

Третья медиаформанта − «доступность» − также объединяет значения прилагательного «доступный», то есть «такой, который по возможности пользоваться подходит для многих», и русскоязычного суффикса «-ость», придающего образованному с его помощью существительному значение устойчивого признака.

При этом существительное «качество» сопровождается прилагательными «доступное», «новое», «современное», «высокое». Все эти характеристики имеют положительное, прогрессивное значение, уточняя специфику качества. Наиболее частотным становится словосочетание «повышение качества».

Итак, в 8 документах, ставших эмпирическим материалом для исследования, было выявлено, что медиаформанта «качество» была использована в них 15 раз, медиаформанта «эффективность» − 12 раз, а медиаформанта «доступность» − 18 раз. Также были отмечены 22 словосочетания, в состав которых входили слова, однокоренные с данными медиаформантами.

Данные слова и должны стать ключевыми ориентирами медиапубликаций по теме образования, призванных способствовать продвижению государственной образовательной политики.

В то же время, если в документах преобладают доминирующие конструкции безличного долженствования, исключающие активное действие, то в журналистских, рекламных или PR-публикациях следует избегать излишней безличной модальности, свойственной текстам документов (например, «качественные изменения системы образования до 2020 г. должны произойти на всех уровнях образования»), которая лишает текст выразительности и воздействующего фактора.

 

Выводы

Значение медиаконцепта «образование» включено в содержание национального языкового сознания и формирует картину мира носителей языка. Как часть информационной картины мира, существующей в сознании массовой аудитории, этот медиаконцепт аккумулирует ее знания обо всех сторонах и направлениях образовательной деятельности, имеет свои особенности, обладает оценочностью и является отражением той социокультурной системы, в рамках которой он сформировался.

Социокультурный подход позволяет изучать медиаконцепт «образование» с точки зрения его ценностной значимости. Именно ценности определяют поведение общества, становясь смыслообразующими основаниями его развития, так называемыми реперными точками медиаинформационной картины мира. Такими общественно значимыми ценностями в образовательной сфере становятся доступность, качество и эффективность.

Итак, современная ситуация в продвижении государственных идей и решении поставленных перед обществом и государством задач в сфере образования требует от журналистов или специалистов по связям с общественностью владения ключевыми словами, которые в журналистике принято называть словами текущего момента. В тематике, связанной с образованием, данные слова образуют концептосферу, а в условиях развития сетевых технологий в СМИ и формирования современной медиаинформационной среды становятся ключевыми словами, определяющими эффективность сетевого взаимодействия по гиперссылкам и поисковым запросам. Задача медиатекстов – способствовать продвижению государственной политики в сфере образования через медиаформанты медиаконцепта «образование» как ценностные маркеры медиаинформационной среды, связанные с образовательной темой. Ключевыми медиаформантами текущего момента в образовательной тематике, которые формируют эту тематическую медиаинформационную среду, становятся слова «доступность», «качество» (с коннотацией «качественный») и «эффективность».

 



Примечания

  1. См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 02.01.2017).
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013−2020 годы. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 15.03.2017).
  3. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21905 (дата обращения: 03.02.2017).
  4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.03.2017).
  5. Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://bse.slovaronline.com/ (дата обращения: 12.12.2016).
  6. Hermann L. Phonophotographische Untersuchungen. Pflügers Archiv. European Journal of Physiology Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895.
  7. Психологическая энциклопедия. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Formanta-29529.html (дата обращения: 14.12.2016).
  8. Толковый словарь Ушакова. Режим доступа: http://enc-dic.com/ushakov/Formanta-82787.html (дата обращения: 14.12.2016).
  9. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки / пер. М.О. Петухова. СПб: Тип. Тов-ва «Общественная польза», 1875.

 

Библиография

Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002.

Алымова Е.В. Образование в зеркале лингвокультурологии // Лингвокультурология. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед. ун-та, 2007. Вып. 1. С. 5−16.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.

Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267−279.

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Наука, 1977.

Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л.: Просвещение, 1981.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999.

Воркачёв С.Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Изв. РАН. Сер. лит-ры и языка. 2011. Т. 70. № 5. С. 64−74.

Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

Жернакова Е.С. Концепт как предмет изучения современных гуманитарных дисциплин: методы и перспективы исследований // Актуальные вопросы внешней и внутренней лингвистики. М.: Наука, 2006. С. 5−23.

Караваева И.А. Деконструкция концепта «образование» в деятельностном подходе // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 2 (36). С. 37−41.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград:Перемена, 2002.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М.: УРСС Эдиториал, 2010.

Котенев В.А., Кузьмин А.В. Государственная политика в области образования в России на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya-v-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 15.05.2017).

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.: Прогресс; Универс, 1993.

Старкова Е.А. Приоритетный национальный проект «Образование»: понятие, содержание и цели // Science Time. 2014. № 11. С. 350−355.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.

Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: очерк изменений в русском языке конца XX в. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.

Уорф Б. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. М.: Иностр. лит-ра, 1960. Вып. 1. С. 183−198.

Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Просвещение, 1964.

Хоронько Л.Я. Российское образование в поиске стратегии развития // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 2 (36). С. 23−25.

 

Helmholtz H. (1863) Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fer die Theorie der Musik. Braunschweig.