(Рецензия на книгу: Muhen der Moderne: Von Kleist bis Tschechow − Deutsche und russische Publizisten des 19. Jahrhunderts / Horst Pottker, Aleksandr I. Stan'ko (Hrsg.) / Усилия эпохи модерна: От Клейста до Чехова. Публицисты Германии и России 19 века. Koln: Herbert von Halem Verlag, 2016)
Ссылка для цитирования: Ахмадулин Е.В. Писатели-публицисты Германии и России XIX века (Рецензия на книгу: Muhen der Moderne: Von Kleist bis Tschechow − Deutsche und russische Publizisten des 19. Jahrhunderts / Horst Pottker, Aleksandr I. Stan'ko (Hrsg.) / Усилия эпохи модерна: От Клейста до Чехова. Публицисты Германии и России 19 века. Koln: Herbert von Halem Verlag, 2016) // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2284
© Ахмадулин Евгений Валерьевич
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории журналистики Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия), ahmadulin@mail.ru
Сборник о писателях-публицистах Германии и России XIX в. является результатом многолетнего и тесного сотрудничества между отделением языкознания и литературоведения, журналистики и истории Дортмундского университета (факультет культурологии) и факультетом филологии и журналистики Южною Федерального Университета (ЮФУ). Это сотрудничество, охватывающее обе культуры − немецкую и русскую − и объединяющее журналистику и филологию, связано, по мнению авторов, с двумя задачами: приобщить немецкого читателя к русской культуре XIX в., а русского читателя − к немецкой. Эти цели межкультурного взаимопонимания можно достичь посредством двуязычия текстов, идентичных по содержанию.
Первый партнерский проект − справочник о жанрах журналистики в России и Германии − был осуществлен в 2010 г. (Journalistische Genres in Deutschland und Russland / Жанры журналистики Германии и России. Спраночник. Koln: Herbert von Halem Verlag, 2010). Это было, по сути, первое сравнительно-историческое исследование жанровой системы журналистики двух стран, в которых существуют свои особенности возникновения и развития жанров, обусловленные экономическими, политическими, культурными предпосылками. Наряду с национальными традициями на процесс формирования и функционирования жанровых систем, по мнению участников проекта, влияют причины макроисторического характера. Авторы учитывали то обстоятельство, что жанровые системы журналистики развиваются не изолированно, а в условиях взаимодействия и взаимовлияния культур не только двух стран, но и в контексте развития европейской и мировой культуры.
Это взаимодействие осуществлялось различными способами: посредством личных контактов журналистов, их участием в средствах массовой информации другой страны, использованием перепечаток публикаций из периодических изданий, посредством распространения прессы за рубежом и пр. Закономерности типологического развития мировой журналистики находили отражение в сходных типах периодических изданий, жанрах журналистики. Некоторые из жанров, зарождаясь за пределами двух стран, трансформировались и творчески адаптировались в средствах массовой информации каждой страны, обретали национальный колорит, получали теоретическое обоснование и практическое воплощение в исследованиях ученых и журналистской практике.
Изучение межнациональных связей в области журналистских жанров открывает возможность ярче и полнее представить исторический процесс становления средств массовой информации каждой страны, выявить общие тенденции развития жанров в современных условиях глобализации средств массовой коммуникации.
В новом проекте выдающиеся и известные писатели обеих стран представлены в качестве журналистов, активно действующих в то время.
Основной объединяющей идеей проекта является то, что, по мнению авторов книги, Германия и Россия в XIX в. представляли собой две страны, которые по сравнению с другими, более развитыми странами запоздали с процессом модернизации. Одна − политически раздробленная, в которой в середине столетия набирающая силу буржуазия, начертав на черно-красно-желтом знамени «Единство и Демократия», все же отваживается совершить революцию, которая впоследствии потерпела крах. Другая, управляемая твердой царской рукой, отменяет крепостное право только лишь в начале последней трети столетия. И все-таки модернизация не обошла их стороной. В обеих странах зарождаются социально-культурные движения, вдохновляемые свободой, справедливостью и другими идеалами западноевропейского просвещения.
Одним из достижений эпохи Просвещения, отмечают авторы, является признание пользы и необходимости гласности. «Современные общества, пронизанные многообразными коммуникационными барьерами в силу своей прогрессирующей дифференциации и парцеллизации, нуждаются в появлении объединяющей сферы беспрепятственной коммуникации, которая связала бы государство обязательством отражать интересы граждан и помогла бы установлению социального саморегулирования» (c. 13). В самой развитой в процессе модернизации стране, Англии, подобная точка зрения проявляется уже в XVIII в., а вместе с ней и пресса, жаждущая свободы, достоверной и важной информации, а также авторского права. Такие писатели, как Даниэль Дефо и Джонатан Свифт, положили начало развитию публицистического сознания, являющегося, по утверждению авторов, и сегодня ядром журналистского профессионализма, который еще долго будет связан с писательским трудом, особенно в России и Германии.
Ведущей идеей настоящего сборника стала попытка показать на примере писателей Германии и России, что журналистское профессиональное самосознание, как признак неизбежной модернизации двух «запоздавших наций», проявляется уже в XIX в.
Авторами-составителями сборника выступили: с немецкой стороны – профессор Дортмундского университета Хорст Пёткер, с российской – профессор Южного федерального университета Александр Станько. Все статьи выстроены в хронологическом порядке, который позволяет сопоставить взгляды немецких и российских публицистов относительно того времени, о котором они писали.
Гюнтер Ройз (Институт Музыки, Ганновер) рассматривает бульварные темы и «национальную идею» в творчестве Генриха фон Клейста и его тезис об удаленности журналистики от государства; Франк Штерн (Институт современной истории, Вена) анализирует многогранную деятельность хроникёра и фельетониста Людвига Бёрне; Хорст Пёткер (Технологический университет, Дортмунд) видит в публицистическом творчестве Генриха Гейне предтечу современной журналистики. Сатирической публицистике А.С. Пушкина посвящена статья А.И. Станько (ЮФУ, Ростов-на-Дону), Вальтер Хёмберг (Мюнхен) описывает репортерскую деятельность Карла Гутцкова, а в статье Л.П. Громовой (Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Санкт-Петербург) рассматривается публицистическое творчество А.И. Герцена через призму отношений России и Запада.
Поискам принципа публичности в творчестве Георга Бюхнера посвящена статья Хорста Пёткера, а Доротея Крингс (редактор отдела «Культура» в газете Rheinische post) прослеживает путь писателя Теодора Фонтане «от журналистского ремесла к публицистической личности». «Концепция человека в публицистике Ф.М. Достоевского и традиции немецкой классической философии» рассмотрены в статье В.Н. Белопольского (ЮФУ, Ростов-на-Дону). Бернд Фюлькнер (Дюссельдорф) пишет о революционной публицистике Георга Веерта. Публицистическому творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и А.П. Чехова посвящены статьи Б.И. Есина (МГУ, Москва), О.И. Лепилкиной (СКФУ, Ставрополь), А.Г. Беспаловой (ЮФУ, Ростов-на-Дону) и А.И. Станько.
Не все статьи, по мнению составителей сборника, отвечают на вопрос о публицистической ментальности представленного автора, тем не менее основная идея, заложенная в нем, отчетливо прослеживается: «еще до появления новостной журналистики англо-саксонской направленности, еще до «новостной парадигмы» существовала журналистская профессия, направленная на выполнение задач, связанных с созданием публичности, − «писательская фаза» (Дитер Пауль Баумерт), которая и в России и в Германии оказалась особенно долгой» (с. 15). Вопреки скептикам, утверждающим, что с переходом на цифровые СМИ начнется закат «века журналистики», авторы дают свой прогноз о том, «что в эпоху, очевидно, исчезающей новостной журналистики вновь важной станет литературно-эстетическая составляющая для журналистской профессии, которая уже однажды, до "новостной парадигмы", наложила отпечаток на "писательскую фазу"».