Languages

You are here

Швейцария на пути преодоления цифрового неравенства: стратегии и практики

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

 

Ссылка для цитирования: Якова Т.С. Швейцария на пути преодоления цифрового неравенства: стратегии и практики // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2211

  

© Якова Тамара Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), t-yakova@mail.ru

 

Материал подготовлен на основе доклада на заседании круглого стола «Цифровое неравенство в России и Европе: 20 лет постановки вопросов и поиска решений», посвященного 20-летию участия России в Совете Европы, 25 февраля 2016 г. на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

 

Аннотация

В докладе анализируется проблема цифрового неравенства в Швейцарии, стране с высоким уровнем экономики и новых информационных технологий. Автор обращает особое внимание на опыт эффективной деятельности государства в сфере развития ИКТ и внедрения их во все сферы жизнедеятельности общества, а также создание благоприятных условий для расширения доступа к информации всех слоев и групп населения.

Ключевые слова: цифровое неравенство, доступ к информации, информационно-коммуникационные технологии, Швейцария, информационное общество.

 

Цифровое неравенство − одна из острых проблем человечества в XXI в. Это понятие означает сегодня экономическое и социальное неравенство между людьми (группами, сообществами, странами и регионами), базирующееся на разных возможностях доступа к информационно-коммуникационным технологиям и, следовательно, к информации и знаниям. Цифровое неравенство ведет к тому, что информационно бедные слои населения вытесняются (исключаются) из современной информационной экономики, что еще больше усиливает разрыв между богатыми и бедными на разных уровнях (группы людей – страны).

 Информация и знания способствуют преодолению нищеты и материального неравенства − об этом еще в 90-е гг. ХХ в писал испанский ученый Мануэль Кастельс (1996−1998). Формирование глобального информационного пространства он рассматривал как важнейшее условие развития мировой экономики, а технологии генерирования знаний и обработки информации − как главный источник производительности (Castells, 1996−1998: 39). В его видении информационного общества ведущая роль в мировых экономических и политических процессах отдается сетевым информационным ресурсам. Сегодня в большинстве развитых стран мира формирование информационного общества стало реальностью, а внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику и доступ к ним населения – важнейшим показателем уровня его развития и конкурентоспособности.

 Всемирный экономический форум ежегодно публикует доклады о развитии информационного общества в разных странах мира. Основным показателем в исследованиях ВЭФ является «Индекс сетевой готовности»1, определяющий уровень развития ИКТ, их влияние на экономику стран мира и благосостояние их жителей. В докладе за 2015 г. отмечено, что «существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием, поскольку ИКТ играют сегодня ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, тем самым способствуя повышению уровня жизни людей»2. В докладе ВЭФ по «Индексу сетевой готовности» опубликованы результаты исследований по 143 странам мира. Россия занимает 41-е место в рейтинге Всемирного Экономического Форума (индекс равен 4.5), а десятку лидеров возглавляют Сингапур и Финляндия (индекс – 6.0).

 

Таблица 1. Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности (Всемирный экономический форум 2015)

Место

Страна

Индекс

1.

Сингапур

6.0

2.

Финляндия

6.0

3.

Швеция

5.8

4.

Нидерланды

5.8

5.

Норвегия

5.8

6.

Швейцария

5.7

7.

Соединенные Штаты Америки

5.6

8.

Великобритания

5.6

9.

Люксембург

5.6

10.

Япония

5.6

Источник: Индекс сетевой готовности 2015 года. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news (дата обращения: 20.02.16)

 

Швейцария, одна из богатейших стран мира, по этому рейтингу − на 6-й позиции. Несмотря на то что по доходам на душу населения (ВВП) Швейцария занимает одно из первых мест в мире (83,6 тыс. долл. США)3, даже в этой благополучной стране по официальным данным за чертой бедности проживает 7,7% населения (около 650 тыс. человек из 8,3 млн жителей страны). «Черта бедности» определена швейцарским правительством по доходу на человека в месяц в размере 2200 шв. франков (что соответствует приблизительно 150−160 тыс. руб. по текущему курсу валют ЦБ России)4. Средний уровень доходов на человека в месяц в Швейцарии составляет около 7 тыс. долл., что позволяет даже представителям ниже среднего класса получать доступ к НИКТ, повышать свой уровень образования и навыков в этой сфере и быть активными потребителями информационных продуктов. Тем не менее даже в этой стране существует цифровое неравенство, несмотря на высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий, активное их внедрение во все сферы экономики и общественной жизни (включая государственный сектор) и развитую инфраструктуру.

 

Стратегии развития информационного общества

 В последнее десятилетие правительство и парламент Швейцарии приняли целый ряд законодательных актов, направленных на сокращение общественного разрыва между бедными и богатыми группами населения. В рамках «Целей устойчивого развития» ООН Федеральным Советом Швейцарии принята «Концепция развития Конфедерации на 2016−2019 гг.», в которой прописана программа борьбы с бедностью. Базовым направлением для страны признано развитие и внедрение ИКТ и перевод всех сфер жизни в цифровую форму, стимулирующее движение к так называемой «Экономике 4.0»5. Отличительной чертой новой экономики станет перевод основных административных, финансовых, промышленных процессов в цифровую форму с применением элементов искусственного интеллекта и самообучающихся систем. По мнению экспертов Deloitte Switzerland, это может привести к усилению социального неравенства и увеличению разрыва между богатыми и бедными группами населения6. Кроме того может исчезнуть целый перечень неквалифицированных профессий, которые легко заменят роботы или автоматизированные производственные линии. В их числе рабочие места в сельскохозяйственном секторе, в здравоохранении, в сборочном производстве, в сфере розничной торговли, секретарские и административные должности, а также бухгалтеры и пилоты гражданской авиации. С другой стороны, сокращение рабочих мест при переходе на новый уровень экономики должно сопровождаться созданием других, более квалифицированных. А новые системы обучения будут способствовать повышению уровня образования населения, и, следовательно, возможности доступа всех граждан к достижениям ИКТ выровняются.

 В этом контексте разработана и «Стратегия развития информационного общества»7. Ее цели сформулированы лаконично: «развитие экономики за счет использования передовых ИКТ; использование ИКТ во благо всех жителей страны». Базовые принципы перехода Швейцарской Конфедерации к информационному обществу были задекларированы еще в 1998 г. в первой редакции «Стратегии». Первым пунктом в этом акте значилось, что каждый гражданин Швейцарии должен иметь доступ к информационно-коммуникационным технологиям (причем по приемлемым для него ценам); ИКТ будут внедряться во все сферы повседневной жизни населения страны; информационное общество будет развиваться на основе действия рыночных механизмов и инициативы граждан. В задачи государства входило обеспечение рамочных условий функционирования информационного общества, содействие формированию социального равенства граждан и создание базовых принципов политического решения вопросов безопасности в использовании ИКТ8. Последующие правовые акты развивали и детализировали основные направления деятельности Конфедерации по переходу к информационному обществу. В последней редакции документа (2012 г.) сформулированы основные положения государственной политики в этой сфере на период до 2019 г.: «Способствовать развитию и внедрению ИКТ во всех сферах жизни; нивелировать цифровое неравенство в обществе; утвердиться в качестве устойчивого информационного общества»9. В ряде правительственных документов, направленных на реализацию основных положений «Стратегии», речь идет о преодолении существующего дисбаланса, связанного с цифровым неравенством в швейцарском обществе. Внимание государственных структур сфокусировано на специальных программах, направленных на развитие высокоскоростной широкополосной инфраструктуры, обеспечение открытого доступа к информационным сетям, стимулирование процесса дигитализации данных. В 2016 г. разработана новая государственная программа под названием «Цифровая Швейцария»10, в которой более детально прописаны процессы перевода на цифровые платформы всех сфер жизнедеятельности государства.

 Яркой иллюстрацией реализации основных положений «Стратегии развития информационного общества» стали законодательные акты по авторскому праву в Интернете. В отличие от принятой практики в большинстве развитых стран мира, в Швейцарии приняты более либеральные законы, регулирующие доступ к информации в Интернете. Бесплатное копирование авторской продукции для личного использования признано законным. Правительство Швейцарии рекомендовало производителям контента переориентироваться на новые бизнес-модели, более удобные для пользователей и выгодные для правообладателей. В комментариях специалистов отмечалось, что такие решения способствуют развитию образования граждан в сфере использования ИКТ и повышению культурного и интеллектуального уровня населения (Якова, 2012).

 

Доступ к информации и цифровой раскол

 В январе 2016 г. в Швейцарии вступил в силу еще один правовой акт, направленный на сокращение цифрового раскола в обществе: рамочная конвенция о национальной стратегии киберадминистрации. В этом документе прописан курс на сближение государства и граждан при помощи внедрения в сферу государственного управления новых информационно-коммуникационных технологий. Службы «электронной администрации» призваны в круглосуточном режиме обеспечивать граждан доступной информацией от государственных структур и регулировать взаимодействие между властями, с одной стороны, и экономическими субъектами и жителями страны − с другой. Полный переход к электронному управлению намечено осуществить к 2020 г. Все административно-процедурные вопросы (от получения справок до уплаты налогов) гражданин будет решать при помощи единого электронного удостоверения. До этого в течение почти десятилетия (с 2007 г.) в Швейцарии последовательно осуществлялось строительство «электронного правительства», базировавшееся на интенсивном внедрении в управленческие процессы новых информационных технологий (первым этапом этого процесса стало введение электронного документооборота во всех органах государственной власти на федеральном и кантональном уровнях)11. На сайте Федеральной канцелярии12 указано, что цель такой стратегии – повышение уровня доверия граждан страны к действиям властей, облегчение доступа к информации официальных учреждений и обеспечение прозрачности их деятельности13.

В течение последнего десятилетия Швейцария входит в группу мировых лидеров по основным показателям, характеризующим уровень развития информационного общества. Ей принадлежит 1-е место в мире по Индексу Глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index)14; 7-е − в рейтинге Международного союза электросвязи по уровню развития информационно-коммуникационных технологий15; 3-е − в Докладе о человеческом развитии в 2015 г.16 Количество интернет-пользователей в Швейцарии превышает 7,2 млн человек (из 8,3 млн жителей страны), что составляет 87,3% при среднеевропейском показателе в 75%17. 93% населения пользуются мобильными телефонами, 84% − компьютерами, 72% − смартфонами. 42,5% граждан являются подписчиками социальной сети Facebook (почти половина населения страны). Эти данные свидетельствуют не только о высоком уровне развития ИКТ, но и о доступности их достижений для широких слоев населения.

Тем не менее проблемы цифрового неравенства в Швейцарии активно обсуждаются в национальных онлайн-СМИ. Аудитория швейцарских онлайн-медиа довольно обширна: по данным Net-Metrix, у наиболее популярных из них − десятки миллионов посетителей в месяц (см. табл. 2), в совокупности – около 600 млн посетителей (589.647.607).

 

Таблица 2. Наиболее популярные онлайн-медиа Швейцарии

№ п/п

Название

Количество посетителей в месяц

1.

Blick online

60.026.709

2.

Bluewin

37.000.191

3.

srf.ch

35.187.260

4.

local.ch

18.009.491

5.

tagesanzeiger.ch

16.811.803

6.

NZZ

10.602.526

 7.

LeMatin.ch

10.219.963

8.

Tribune de Geneve

5.194.520

9.

baslerzeitung.ch

3.994.700

10.

bernerzeitung.ch

3.760.344

Источник: Net Metrix Report. Режим доступа: https://netreport.net-metrix.ch/audit/index.php (дата обращения: 28.11.2016)

 

Наиболее популярен у швейцарцев сайт бульварной газеты «Блик» (Blick), на втором месте – интернет-портал «Блювин» (Bluewin), на третьем – сайт швейцарской телерадиокомпании «СРФ» (SRF). Онлайн-версии ежедневных качественных газет «Тагес-анцайгер» (Tages-Anzeiger) и «Нойе Цюрхер Цайтунг» (Neue Zuercher Zeitung) занимают 5-ю и 6-ю строчки в рейтинге посещаемости. В десятку лидеров входят и региональные газеты «Трибюн де Женев» (Tribune de Geneve), «Базлерцайтунг» (Baslerzeitung) и «Бернерцайтунг» (Bernerzeitung) на французском и немецком языках. Обширная аудитория швейцарских онлайн-медиа демонстрирует вовлеченность населения в интернет-пространство, где постепенно стираются границы между группами собственно потребителей информации и формируются другие – между производителями и потребителями контента в Интернете. Этот новый аспект цифрового раскола все чаще обсуждается в швейцарских СМИ как цифровое неравенство второго уровня. Активно обсуждаются и другие проблемы: повышение цифровой грамотности, навыков и образования в сфере ИКТ; побочные эффекты использования новых технологий (рост финансового и социального неравенства); сокращение традиционных производств в результате внедрения новых технологий и, как следствие, сокращением рабочих мест и профессий; защита авторских прав и доступ к информации. Это далеко не полный перечень вопросов, которые волнуют «высокоразвитое информационное общество» Швейцарии, стремящееся сократить цифровой раскол внутри своей страны.

По мнению швейцарских экспертов18, несмотря на реализацию государственных программ, направленных на развитие ИКТ и внедрение их достижений во все сферы общественной жизни, цифровое неравенство внутри страны продолжает существовать. Преодолеть разрыв можно лишь комплексно, решая целый ряд задач. Для этого необходимо интенсивно развивать собственно инфраструктуру ИКТ, внедряя инновации последних поколений, и одновременно создавать условия для повышения профессиональных навыков и образования населения в этой сфере.


Примечания

  1. Индекс сетевой готовности – показатель развития ИКТ, публикуется ВЭФ (совместно с международной школой бизнеса INSEAD и Высшей школой управления имени Сэмюэла Кёртиса Джонсона при Корнельском университете (Samuel Curtis Johnson Graduate School of Management). Индекс является результатом исследований уровня ИКТ по 53 параметрам, определяющим наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ и степень внедрения ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах.
  2. Всемирный Экономический Форум: Индекс сетевой готовности 2015 года // Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news (дата обращения: 20.02.16).
  3. Топ-50 стран. ВВП на душу населения (по состоянию на 2015 г.). Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat (дата обращения: 25.11.16).
  4. Сравнивать эти цифры с подобными показателями в России и других странах некорректно, т.к. Швейцария – дорогая страна по уровню прожиточного минимума, и только на аренду жилья жителям городов, например, приходится тратить около половины указанной выше суммы.
  5. «Экономика 4.0», по прогнозам специалистов, должна сформироваться в результате четвертой промышленной революции, которая заключается в активном развитии робототехники, полной дигитализации экономики и автоматизации производства и сферы услуг.
  6. Экономику 4.0 обсудят в Давосе. Режим доступа: http://www.swissinfo.ch (дата обращения 23.02.16).
  7. «Стратегия развития информационного общества» принималась в Швейцарии в трех редакциях: 1998 г., 2006 г. и 2012 г.
  8. Strategie des Bundesrates fuer eine Informationsgesellschaft in der Schweiz (1998). Режим доступа: https://www.bakom.admin.ch/infosociety (дата обращения: 20.02.16).
  9. Strategie des Bundesrates fuer eine Informationsgesellschaft in der Schweiz (2012). Available at: https://www.bakom.admin.ch/infosociety (accessed: 20.02.16).
  10. Strategie "Digitale Schweiz". Режим доступа: https://www.bakom.admin.ch/infosociety (дата обращения: 25.11.16).
  11. Bericht und Aktionsplan zum Umgang mit elektronischen Akten, Daten und Dokumenten. Режим доступа: http://www.isb.admin.ch (дата обращения: 25.11.16).
  12. Канцелярия Федерального Совета (правительства) Швейцарии.
  13. Bericht und Aktionsplan zum Umgang mit elektronischen Akten, Daten und Dokumenten.
  14. Global Competitiveness Report 2014-1015. Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015 (дата обращения: 20.02.16)
  15. The ICT Development Index (IDI). Режим доступа: http://www.itu.int/net4 (дата обращения: 20.02.16).
  16. Доклад о человеческом развитии (HDR) по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПР ООН). Рейтинги опираются на три основных критерия: продолжительность жизни, уровень образования и дохода/уровень жизни. Режим доступа: http://report.hdr.undp.org/ (дата обращения: 20.02.16).
  17. По данным Internet World Stats. Режим доступа: internetworldstats.com/stats4.htm (дата обращения: 20.02.16).
  18. Qualitaet der Medien. Jahrbuch 2015. Режим доступа: http://www.foeg.uzh.ch/jahrbuch/Broschur_Jahrbuch_foeg_deutsch_2015.pdf (дата обращения: 23.02.16)

 

Библиография

Якова Т.С. Авторское право в Интернете: швейцарский опыт // Медиаскоп. 2012. Вып. 4. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1237 (дата обращения: 21.02.16).

Castells M. (1996−1998) Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I−III. Oxford: Blackwell Publishers.