- Русский
- English
Family in Russian Magazine Periodicals: Information Practices in the Context of Anti-Crisis Strategies
Замотина Нина Николаевна
научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ninizamotina@mail.ru
Nina N. Zamotina
Researcher at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, ninizamotina@mail.ru
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга журналов различных типологических групп, осуществленного автором в 2013–2014 гг. Анализировались различные стороны содержательных концепций изданий, тематически сконцентрированных на семейной проблематике. В итоговых характеристиках выделена наиболее заметная сторона деятельности журналов. Дана оценка практике журналов с позиций представлений о кризисе современной семьи, сформулированы суждения о значении данных практик в процессе преодоления этого кризиса.
Ключевые слова: семья, журнальная периодика, медиаконтент, информационные стратегии.
Abstract
The article represents the results of the monitoring of typologically different magazines the author made in 2013–2014. The author analyzed the various aspects of content concepts in some publications which are thematically focused on family problems. The concluding description identifies the most noticeable side of the magazines’ work. The practice of these magazines is evaluated in terms of the notions about the modern family crisis, some judgments about the importance of these practices for the process of overcoming the crisis are formulated.
Key words: family, magazine periodicals, media content, information strategies.
Семья – один из основных институтов общества, первая ступень социализации человека. В современной России она претерпевает процессы системной трансформации, протекающие на фоне изменений, происходящих в обществе, постепенно отходя от функционирования в качестве эффективно действующего института с жесткими нормами и четко заданными образцами поведения. В настоящее время семья – малая группа с принципиально новыми ценностями и нормами.
Основные точки зрения на проблему состояния и функционирования современной семьи − парадигма кризиса семьи и противоположная ей парадигма модернизации. Сегодня все чаще идет речь о кризисе семьи1. Под кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, репродуктивную, воспитательную и социализирующую2, с которыми она раньше успешно справлялась. Последствия кризисного состояния – это разводы, неполные семьи, повторные браки, малодетность семей, рост внебрачных связей, вариативные формы брака – пробные, гражданские, «выходного дня»; однополые сожительства; это движение childfree, ослабление межпоколенных связей, рост числа одиноких людей – сирот при живых родителях, лишенных родительских прав, стариков, при наличии детей, а также людей репродуктивного возраста, не состоящих в браке3.
Данные процессы активно анализируются наукой, представители которой неоднозначно оценивают происходящие процессы4. Всем очевидно, что семья переживает трудные времена и нуждается в укреплении и поддержке. Однако объясняются и оцениваются эти процессы по-разному, и, соответственно, концепции поддержки, включая информационную, заметно различаются. Различны и оценки конкретных государственных программ и решений; жизненных ситуаций, оказавшихся в центре внимания; прогнозы. Так, одни ученые видят в происходящих процессах кризис семьи, оценивают основные современные процессы как преимущественно негативные по причине снижения рождаемости. В отличие от «алармистов» (А.И. Антонов, В.М. Медков, В.И. Переведенцев, А.Б. Синельников, С.А. Сорокин) сторонники «модернизационной» теории (А.Г. Вишневский, С.И. Голод, А.Г. Харчев, Ж.В. Чернова) не склонны драматизировать нынешнюю семейную ситуацию в России, считая, что ее следует рассматривать как переход к новому типу семьи, осуществляемый в рамках более широкого процесса модернизации всего социального пространства и прогрессивного взгляда на права личности. В поведении людей не наблюдается чрезвычайных изменений; частота браков, разводов, уровень рождений остаются в границах колебаний, наблюдающихся уже не одно десятилетие, считают представители этой школы, – и «ничего страшного». Возврат к полной многодетной семье, стимулирование рождаемости и укрепление семейного образа жизни, предлагаемый «алармистами», в постиндустриальных странах просто невозможен. Поэтому необходимо выстраивать семейную политику, обеспечивая «новое равновесие» между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства5. Иными, следовательно, должны быть и информационные стратегии.
В обществе назрела насущная потребность тщательного анализа изменений, происходящих в современной семье. Необходимо акцентировать особое внимание на выявлении потенциальных возможностей ее адаптации к условиям изменений и влияния внешней среды и сохранения внутренней устойчивости. Чрезвычайно возрастает и роль СМИ, так как они формируют систему ценностей у читателей, выступают в роли источника сведений и советчика6. Ценности, преобладающие в сознании каждого человека, становятся частью общей культуры. Поэтому важно понимать, что их искажение в публичной сфере может не только спровоцировать проблемы и опрометчивые поступки в частных судьбах, но и подтачивать общечеловеческие идеалы. Средства массовой информации создают образ семьи, который закрепляется в сознании читателя и в дальнейшем может влиять на его желания, действия и переживания. Самочувствие семьи и процессы, которые оказывают влияние на ее функционирование, не могут не волновать общество, так как устойчивость этого социального института связана с социальной безопасностью и успешным национальным развитием. В то же время семья и частная жизнь – это экзистенциально важная область отношений для каждого человека.
Макро- и микросемейная проблематика – одно из тематических направлений СМИ. Семейная проблематика наиболее полно отражена в журнальной периодике: здесь публикации объемнее газетных, они более позиционны, тематически и аудиторно более сконцентрированны; в них представлена информация аналитическая, познавательная, образная, новостная; тут есть возможность обстоятельного рассмотрения проблем и ситуаций, их наглядной интерпретации и психологической расшифровки в развернутых репортажах, очерках, интервью, подкрепленных визуальным эффектом фотографий, рисунков, коллажей7. Журналы важны и интересны также тем, что они «располагают особо благоприятными возможностями для реализации гуманитарной повестки – и своими типологическими возможностями, и предметно-функциональным разнообразием. Богатство предметного потенциала медийной гуманитарной повестки здесь раскрывается наиболее полно»8. Журналы – активно развивающийся сектор печатных СМИ, включающий сегодня более 15 тыс. наименований9. В последнее время на рынке печатной продукции сегмент изданий для всей семьи – в его традиционном понимании – претерпел значительные изменения. Активная фрагментация сегмента привела к образованию большого числа узкоспециализированных изданий – это, например, журналы для родителей, журналы для будущих родителей, для молодых мам и т.д. – в то время как семейных изданий широкого профиля на рынке практически не осталось. Наиболее полно интересующая нас семейная тематика присутствует, помимо упомянутых, в журналах «человеческого интереса», в журналах биографий, а также в журналах, адресованных женской аудитории. У российской аудитории нет недостатка в подобных изданиях, и это отрадно.
В настоящем обзоре представлены результаты мониторинга названных групп изданий, осуществленного автором в 2013–2014 гг. Анализировались аспекты медиаконтента изданий, тематически сконцентрированные на семейной проблематике. В итоговых характеристиках, представленных в данной работе, выделена наиболее заметная в обозначенном выше контексте сторона деятельности журналов. Отдельная задача состояла в том, чтобы дать оценку практике журналов с позиций представлений о кризисе современной семьи и сформулировать суждения о значении данных практик в процессе преодоления этого кризиса. Теоретической базой работы стали исследования российских школ фамилистики; методологически автор опирался на проведенные сотрудниками факультета журналистики МГУ более ранние исследования10.
Для понимания общих тенденций развития современной прессы, пишущей о семье, много дало проведенное на факультете журналистики МГУ в 2010–2011 гг. социологическое исследование женской прессы: «Женская пресса и перспективы ее развития» (автор и руководитель Л. Г. Свитич). Объектом анкетирования стали журналисты 25 женских изданий. Были опрошены руководители 11 российских журналов («Работница», «Маруся», «Женское здоровье», «Женщины будущей России», «Наташа» и т.д.) и 14 журналов зарубежных издательских домов («Бурда» (Burda Moden), «Лиза», «Женские секреты», «Самая», «Вог» (Vogue) и т.д.). Автор принимал участие в анкетировании и обработке полученных данных.
Рассматривался широкий круг проблем, касающихся функционально-тематической, жанрово-стилистической, аудиторной модели женской прессы, перспектив ее развития. В ответах прозвучало, что руководители СМИ высшего звена и журналисты в целом осознают тревогу, связанную с процессами трансформации семьи в современных условиях. Полученные данные свидетельствуют о важности поставленных вопросов. Наиболее актуальные проблемы, названные журналистами, составили проблемно-тематический ряд, характеризующий современное положение семьи следующим образом: повторные браки, вариативные формы брака (пробные, гражданские, открытые, неравные, браки выходного дня); неполные семьи; роль отцовства в семейном воспитании; кризис института семьи; рост числа внебрачных связей; проблемы молодой семьи; насилие в семье; ранний секс и его последствия, аборты; проблемы и последствия усыновления; ослабление межпоколенных отношений; проблемы отцов и детей; малодетность семей (ответы представлены по убыванию частоты упоминаний). Руководители изданий считают, что женские журналы должны активно поднимать все перечисленные в анкете проблемы. Следует отметить, что проблематика семьи связывается и руководителями, и журналистами именно с женской аудиторией, что отражает традиционные представления нашего общества об ответственности женщины за самочувствие и благополучие семьи. Гендерные роли в семье до сих пор – чаще всего – воспринимаются в контексте уходящей эпохи, когда действовал гендерный контракт «работающей матери».
Озабоченность и журналистов, и руководителей СМИ не имеет прямой связи с состоянием контента. Медиарынок заполнен глянцевыми изданиями, обращенными преимущественно к женской аудитории: «Космополитен» (Cosmopolitan), «Татлер» (Tatler), «Гламур» (Glamour), «Атмосфера», − в которых острые семейные проблемы не являются смысловой доминантой. «Сегодня считаются приоритетными темы сексуальных отношений, женской карьеры, этики взаимоотношений между мужчиной и женщиной, неравного брака, вопросы выборов товаров и услуг»11. Участники опроса признают, что наибольшие перспективы для женской аудитории имеют развлекательные и консультативно-практические медиапроекты. Оценивая содержание своих изданий с позиций освещения названных в анкетах проблем, более трети опрошенных руководителей (36%) вообще затруднились дать какой-либо ответ. Несоответствие между потребностью, спросом и предложением подтверждается. Процессы контентообразования остаются слабым звеном женской прессы.
«Домашний очаг»
Обратимся к непосредственному анализу журналов – представителей отдельных типологических групп. Журнал «Домашний очаг» (Good Housekeeping); издательский дом «Санома Индепендент Медиа» (Sanoma Independent Media), тираж – 250 тыс. экз., относящийся к группе женского глянца, выпускается в двух форматах: стандартном А4 и мини. Постоянные рубрики: «Тема номера», «События&Люди», «Мода&Красота», «Семья&Отношения», «Дом&Интерьер», «Здоровье&Фитнес», «Рецепты&Кулинария», ««Путешествия», «Образование». Главный девиз журнала – практичность. Именно этой характеристике подчинена модель российского издания. Каждый номер «Домашнего очага» содержит ценные советы от экспертов: врачей, диетологов, педагогов, юристов, дизайнеров. Ядро целевой аудитории журнала – женщины 25–54 лет, состоящие в браке, имеющие детей. Материальное обеспечение семьи – среднее и выше среднего. На официальном сайте журнала провозглашаются основные характеристики читательниц: «Женщина, которая имеет детей и, самое главное, для нее важны традиционные “женские ценности”, она заботится о своем доме и своей семье!». В каждом номере публикуются материалы, дающие советы по поддержанию семьи, ведению домашнего хозяйства. Из этого следует, что семейная проблематика на страницах журнала «Домашний очаг» представлена, но направлен ли контент на формирование и защиту семейных ценностей?
В рубрике «Семья&Отношения» герои публикаций – представители публичных профессий (писатели, спортсмены, политики, актеры, музыканты – как российские, так и зарубежные). Можно сказать, что, описывая счастливую семейную жизнь публичных людей, издание пропагандирует семейные ценности12. В февральском номере за 2014 г. член паралимпийской сборной России по керлингу на колясках Дарья Щукина и фигуристка Татьяна Навка поделились историями своей жизни и рассказали, как им удалось сочетать спорт, творчество и семейную жизнь13.
В журнале «Домашний очаг» освещаются проблемы в основном социально-психологические: разводы, повторные браки, неполные семьи, роль отца в жизни ребенка, усыновление детей. Так как модель издания характеризуется практичностью, эти темы затрагиваются в основном в виде советов и консультаций специалистов, прежде всего психологов или через мнение публичного человека. Например, в рубрике «События&Люди» в разделе «Мужской взгляд» на вопрос, что женщины должны знать о мужчинах, отвечает хоккеист Алексей Морозов14.
В «Домашнем очаге» представлены рубрики, которые ведут специалисты в области социальной психологии и связаны с семейной проблематикой. Так, редактор Евгения Голобокова ведет рубрику «Семейная консультация», посвященную воспитанию детей. Рассматриваются возможные проблемы, возникающие у супругов на разных этапах совместной жизни, они анализируются с точки зрения угрозы браку15. Другая – переводная рубрика «Разговор с психологом», ее ведет известный за рубежом специалист Гретхен Рубин, она освещает различные семейные психологические проблемы. Больше всего внимания уделяется отношениям мужчины и женщины, в частности, сексуальным. В рубрике «Семья&Отношения» рассказывается о том, как пережить кризис и продолжить жить в семье16, как сохранить влечение в браке17, о сексуальных отношениях супругов18. Практикующий детский психолог Н. Барложецкая в рамках раздела «Ваша семья» каждый месяц рассматривает две-три проблемы, связанные с воспитанием детей. Семейный психолог Е. Новоселова ведет постоянную рубрику, отвечает на письма читательниц, касающиеся семейных проблем, взаимоотношений с супругом в рамках рубрики «Ваша жизнь».
Из позитивных тенденций следует отметить активное включение специалистов в подготовку материалов, что выражается в практической пользе многих из них. Также плюсом является то, что о семейных проблемах пишут сами женщины, обращаясь в редакцию. Это гарантирует понимание рассматриваемых проблем не только на профессиональном, но и на личном уровне.
Несмотря на то что семейные идеалы, брачные отношения, воспитание детей подаются в журнале как главные ценности, многие вопросы, связанные с семейной проблематикой, практически не разрабатываются. Для издания не характерно серьезное осмысление таких женских ролей, как супруга, спутница жизни, продолжательница рода и воспитательница детей, хранительница домашнего очага, национальных традиций и морали. Эти роли еще до конца девяностых годов ХХ в. для журналистов, пишущих на семейную тему, были приоритетными. Женская пресса в значительной степени сохраняла генеральную линию советских женских изданий, высоко ценила задачи помощи женщинам в выполнении ее основных ролей − матери, жены, воспитательницы детей19. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 г. под руководством Л.Г. Свитич, наблюдается переориентация СМИ в освещении женских ролей. От прежней задачи – помогать женщинам в осуществлении семейных обязанностей – фокус внимания сместился к акцентированию иных социальных статусов: так, на первом месте оказывается роль деловой женщины, на втором месте – роль сексуального партнера, и только на 11 месте – продолжательницы рода20. Семейная роль мужчин, как правило, не является объектом внимания и оценки.
Часто говорят, что женский глянец скорее смотрят, чем читают. «Домашний очаг» – красивое глянцевое издание, с хорошим оформлением, практическими советами по моде, рукоделию, макияжу, дизайну жилья, кулинарии, фитнесу. Велик объем рекламных полос. Журналу выгодно укреплять существующие гендерные стереотипы, формируя поведение потребителей рекламируемой продукции. Данные наблюдения подтверждаются и выводами исследований, проведенных в 1997 и 2010 гг. на факультете журналистики МГУ: «Женская пресса коммерциализируется, прагматизируется и гедонизируется. Конечно, развлекать и отвлекать читателей можно и нужно, но и помогать семьям и женщинам решать острейшие проблемы бытия – важнейшая задача»21.
Специализированные журналы – «Жду малыша», «Роды.ru»
Помимо женских журналов, где семейная проблематика представлена в различных тематических ракурсах, на российском рынке представлены многочисленные узкоспециализированные журналы, являющиеся нишевыми и отражающие те или иные аспекты семейной жизни. Журналы для родителей – типологическая группа, состоящая более чем из двух десятков изданий. Типичные представители: «Жду малыша» (тираж – 120 тыс. экз., ЗАО «Эдипресс-Конлига»), основные рубрики: «Моя беременность», «Здоровье», «Мой дневник», «Питание», «Психология», «Магазин», «Мой малыш», «Мода», «Красота»; «Роды.ru» (тираж – 67 тыс. экз., ИД «Мамина школа»), основные рубрики: «Настроение» (новости, события, мнения), «Люди» (звездные родители), «Образ жизни» (детские товары, хиты продаж для мам, мамины товары), «Медицина». Маркировки журналов: «Главный советчик будущих мам» («Жду малыша») – «Журнал о том, как родить ребенка в России. Современный журнал для современных родителей» («Роды.ru»).
Приоритетной темой изданий являются передовые медицинские технологии в области репродукции человека, что чрезвычайно актуально в условиях демографического кризиса. У каждого из журналов есть своя специфика, хотя у них общая целевая аудитория.
Контент журнала «Жду малыша» содержит больше обзоров по подготовке к родам. Популярна рубрика «Мой дневник», которую из номера в номер ведут сами читательницы, будущие мамы, делясь своими ощущениями, заботами, что позволяет сообща выявлять проблемы, информировать о позитивном опыте. Изюминка журнала – «отрезной раздел» «Первый год». Для удобства будущей мамы материалы этого раздела можно вырезать и создавать домашний архив.
«Роды.ru» как тип издания рассчитан на аудиторию с высоким уровнем доходов и относится к элитным глянцевым изданиям. В журнале читатель находит большое количество информации для будущих родителей – прежде всего «где, как, по какой цене» можно приобрести модные предметы детского обихода, мебель, бытовую технику и т.д.
В изданиях для будущих родителей, несомненно, есть дельная информация, полезные советы. Но обилие рекламы порождает массу проблем. Средства массовой информации в условиях рыночной экономики – особый товар. Деньги, полученные за размещение рекламы, дают им возможность организовать сбор, классификацию и публикацию той самой информации, которая ожидается от них читателями. Однако приходится констатировать и другое. Чрезмерная коммерциализация контента разрушающе действует на эти журналы. Интересы рекламодателей и издателей в ущерб миссии и концепции – то, что мы наблюдаем сегодня. Эта черта всего «глянцевого» журнального рынка именно в «родительских» журналах вызывает серьезные опасения: с коммерциализацией связан целый ряд этических проблем в действиях журналистов. Многое из того, о чем пишут журналы, – дискуссионные вопросы биоэтики. Суррогатное материнство, хранение стволовых клеток пуповинной крови, покупка и продажа спермы и яйцеклеток для решения вопросов бесплодия пока не получили однозначного общественного одобрения − в дискуссиях не поставлена точка. Однако эти медико-биологические технологии приносят немалый доход и становятся, в обход всех этических норм, предметом рекламы и торговли. Если в отношении медицинских корпораций это еще можно понять (потребитель приобретает услуги и товары добровольно), то для журналистики ситуация не так однозначна.
Расширение читательской аудитории таких изданий для их собственников в первую очередь осуществляется в целях достижения большей экономической эффективности как бизнес-проекта. Рекламная функция в изданиях для будущих родителей реализуется весьма успешно. Больше всего рекламных материалов помещено в рубриках «Новости», «Новинки», «Полезные адреса», «Журнал рекомендует»; постоянно упоминаются торговые марки – как в авторских, так и в экспертных статьях; обязательно наличие «модного» разворота; особый вид рекламы – упоминание по итогам опросов – отбор нужных ответов. С одной стороны, реклама, несомненно, несет в себе полезную информацию. Она говорит о том, какие товары предлагаются, где их можно купить, какие у них конкурентные преимущества. С другой стороны, журналы подобны политической арене, где кандидаты не уравнены в правах. Побеждает и получает доступ к электорату тот, у кого больше денег на размещение. Таким образом, читатель получает не объективную информацию, а выборочную, навязанную политикой издания. Отметим следующие манипулятивные приемы изданий для родителей, связанных с коммерциализацией контента.
В журналах для будущих родителей мелким шрифтом, в модулях, которые не бросаются в глаза, сообщается, что «редакции не несут ответственности за содержание рекламных материалов, достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях». Но реклама в изданиях этой ниши должна находиться под особым контролем; возможно, опираться на профессиональное саморегулирование. Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в законодательство. К сожалению, большая часть острых проблем в изданиях этой ниши остается вне поля зрения, например, недостаточно уделяется внимания нравственным ценностям: продлению рода, радости родительства, любви, крепкой многодетной семье, домашнему очагу. В изданиях для особых групп населения коммерциализация контента становится опасной для общества, и задуматься над этим должно журналистское сообщество.
Журналы биографий
О семье пишут и журналы биографий. Этот сегмент успешно развивается на российском медиарынке: «Караван историй» (тираж – 500 тыс. экз.) и «Караван историй. Коллекция», мини-формат (тираж – 823 тыс. экз., ИД «Семь дней»), «Gala Биография» (тираж – 200 тыс. экз., ZAO «Axel Springer»), «Интервью» (тираж 165 тыс. экз., ООО «СН Медиа»).
Внимание журналистов привлекают известные люди – как наши современники, так и исторические личности с непростой судьбой, драмами личного и семейного характера. Функционально-целевое назначение подобных изданий можно определить как информационно-развлекательное: издания этой ниши удовлетворяют образовательные, отчасти просветительские и нравственно-эстетические запросы аудитории, но доминирующей функцией, безусловно, является развлечение и рекреация – таковы требования-условия российского медиарынка, которыми, прежде всего, и обусловлено рождение и успех этой типологической группы. Биография человека, его идеи и результаты творческой деятельности стали товаром, продуктом, брендом, который продвигают на рынок, подобно любому товару.
Родоначальником этого типа журналов в современной России можно считать «Караван историй», первый номер которого вышел в 1998 г. Это красочное иллюстрированное издание, которое знакомит читателей с захватывающими историями, связанными с известными людьми, событиями, традициями. Основные рубрики журнала: «Искусство жить», «Факт», «Звездный след», «Династия», Love Story, «Фантазии», «Штрих», «Гороскоп», «Империя». В журнале «Караван историй. Коллекция» собраны лучшие публикации в рубриках «Проза звезд», «Имена», «Факт», «Фантазии».
Журнал «Gala Биография» представляет собой коллекцию уникальных интервью и историй из жизни знаменитых людей: актеров и писателей, королей и авантюристов, политиков, художников и музыкантов. История и современность связаны между собой главной концепцией издания – «Каждая жизнь – история». Рубрики: «Обложка», «Биография шедевра», «Династия», «Семейный фотоальбом», «Фотобиография», «Легенды». Журнал «Интервью. Люди и события» позиционирует себя так: «Источник достоверной информации о людях и событиях, о которых интересно знать всем. Первое и главное из наших правил: никакого вымысла». Рубрики: «Стоп-кадр», «Крупным планом», «Триумфы и трагедии», «Люди как звезды», «Интервью за кулисами», «Взгляд», «Кумиры прошлого», «История любви».
Жизненный путь героя (главным образом его частная жизнь, семейные отношения на фоне развивающейся карьеры и достижение вершин общественного успеха, всеобщего признания) – основной объект читательского интереса и непосредственный предмет описания, который становится структурообразующим элементом контента23. Целевая функция, в свою очередь, диктует выбор средств и форм журналистских контент-моделей. Ведущим методом в этих журналах является формат нарратива (narrative – рассказ, повествование). Проще говоря, «истории в деталях» – это бытописательная и нравоописательная журналистика. Нарративная техника фокусирует внимание на отдельных эпизодах и сторонах биографии человека, выделяя важные, переломные, порой трагические моменты в судьбе героев. Сторителлинг (storytelling), т.е. собственно повествование, сочетает в себе документальные и художественные приемы. В качестве необходимого компонента включены актуальный социально-политический контекст и ситуации морального выбора, способные оживить любые истории, приблизить их к читателю, вызвать сопереживание.
Российский сторителлинг имеет ряд особенностей, вызванных функциональными диспропорциями: развлекательность, преследующая коммерческие цели, в журналах явно превалирует над просветительским, воспитательным, эстетическим и другими «позитивными» началами. Псевдодраматизация достигается неумеренным и часто неуместным интересом к частной жизни, гипертрофией скандальных подробностей в семьях наших современников24 и исторических личностей25. Журналисты фактически приучили и потенциальных героев, и аудиторию к душевному стриптизу, выдавая его за «откровенность» и «исповедальность»26. Проблемы семьи зачастую предлагается увидеть, подглядывая в «замочную скважину», подталкивая читателя к невольному вуайеризму27. Особо следует отметить тот факт, что в качестве излюбленных сюжетных мотивов используются обстоятельства, которые и являются наиболее тревожным выражением кризиса современной семьи: повторные, гражданские, открытые браки, однополые сожительства, в которых состоят известные люди, распад семьи по причине злоупотребления алкоголем и наркотиками, супружеские измены, ослабление межпоколенных связей28. В «Караване историй» подобные истории располагаются в рубрике «Искусство жить». Коммерчески успешным бизнес-моделям в российских проектах, заимствовавших зарубежные бренды, зачастую сопутствует этическая и эстетическая неразборчивость. Жизненные драмы стали в них не предметом анализа и тем более тревоги, но инструментом привлечения внимания и, в конечном счете, извлечения прибыли. Позиция журналиста воспринимается как молчаливое одобрение поступков, которые обществом не могут и не должны приниматься благосклонно.
Все эти кризисные явления в семье нашли отражение на страницах журналов биографий. Вместе с тем следует понимать, что нарратив – это инструмент, особое журналистское умение рассказывать житейские, семейные истории, делая их увлекательным, поучительным и воспитательным чтением. Отбор и презентация материала для повествования становится выражением авторской позиции по отношению к семейным ценностям. Истории, в которых семья и семейный образ жизни по-прежнему востребованы, актуальны и значимы, может приветствоваться. В защиту семейных ценностей выступают многие герои публикаций журналов-биографий: певец Вилли Токарев: «Семья – это мой оплот, она меня спасает от одиночества»29; актер Вячеслав Шалевич: «Семья стала для меня той самой пристанью, которую человек ищет всю жизнь»30.
Семейные ценности защищают герои публикаций, которые столкнулись с проблемами инвалидности в своих семьях: актеры Николай Караченцов и Людмила Поргина31; писатель Габриэль Гарсия Маркес и его супруга32. Во многих публикациях любовь признается основой семейных отношений: композитор Игорь Корнелюк: «Считаю, что семья – самый священный институт в нашей жизни»33; актриса Наталия Белохвостикова: «Муж – моя единственная любовь за всю жизнь»34. Подчеркивается важная роль женщины, жены в семье (Игорь Корнелюк: «Если женщина захочет сохранить семью – она сохранит ее всегда»35; Габриэль Гарсия Маркес: «Гармонию в семье поддерживает жена»36).
Заключение
Итак, предпринятый обзор приводит к следующим выводам. Российские журналы охотно обращаются к семейной проблематике. Семья как объект привлекает внимание журналистов различных типологических групп – от женского глянца с его широкой тематической направленностью до узкоспециализированных родительских и биографических изданий, где представлены различные аспекты функционирования семьи. Все эти издания – коммерчески ориентированные успешные проекты. Обращение к экзистенциально значимой для аудитории тематике является основным фактором успеха этих журналов. В то же время следует признать, что содержательные концепции журналов являются отражением кризисного состояния семьи – об этом свидетельствует мониторинг различных аспектов их информационных и маркетинговых стратегий: преобладание прагматики в женских журналах, выбор определенных сюжетных мотивов в журналах биографий, сомнительные рекламные практики в родительских изданиях. Анализ показывает, что подобные подходы презентуют кризисные явления в жизни семьи, но укреплению семейных ценностей не способствуют. Журналистика остро нуждается в выработке современных коммуникативных практик, которые бы не противоречили ценностям семьи, а укрепляли и возрождали престиж традиционных семейных ценностей.
Кроме того, следует подчеркнуть следующее обстоятельство: семейная проблематика в анализируемых изданиях отмечена таким качеством, как гендерный дисбаланс. Мужчины как персонажи присутствуют в публикациях, но, как правило, их ответственность за семью, их активность в роли мужа, отца, сына, брата не привлекает такого же внимания, как женская семейная активность. При этом женщины достаточно часто выступают в роли жертв, обиженных, покинутых и пр. – но при этом, по умолчанию, основной «спрос» за семью с женщины. Эта своеобразная дискриминация показывает, что гендерное равноправие до сих пор не распространилось на распределение ролей в семье и на готовность аудитории дискутировать о семейных ролях с позиций если не равенства, то хотя бы взаимной ответственности и уважения.
Осуществление профессиональной миссии журналистики напрямую связано с качеством содержания СМИ в целом и концепциями тематических повесток, в частности. Вопрос об эффективных информационных стратегиях, поддерживающих современную семью и принимающих активное участие в публичных дискуссиях, остается открытым.