- Русский
- English
Humanitarian Content Models in the Practice of Russian News Agencies
Фролова Татьяна Ивановна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, t_frolova@bk.ru
Tatiana I. Frolova
PhD, Associate Professor at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, t_frolova@bk.ru
Аннотация
В статье рассматривается практика российских информационных агентств как элемент общенациональной гуманитарной повестки. Анализируются факторы, приведшие к появлению и развитию нового для агентств контента: изменение их статуса и функций в постсоветском медиапространстве, активизация гражданского общества. Особое внимание уделено продуктам и информационным услугам, функционирование которых обусловлено новыми информационными технологиями и возможностью прямого доступа к аудитории. Дается описание основных информационных продуктов агентств как попытка типологизации медиаконтента, актуальная для поиска эффективных форматов основных тематических повесток.
Ключевые слова: типологизация медиаконтента, информационные агентства, гуманитарная повестка СМИ, гуманитарные контент-модели, социальные проекты.
Abstract
The article looks into the current experience of Russian news agencies in terms of the national humanitarian agenda and provides an analysis of the factors that have preconditioned the emergence and development of the new content: the evolution of their status on the post-Soviet media arena, the growing involvement of civil society. Particular attention is given to information products and services whose operation is brought about by new information technologies and the opportunities for direct access to the audience. The article gives an overview of the agencies’ key information products attempting to classify the media content and thus facilitating the search for the efficient formats of the main thematic agendas.
Key words: media content classification, news agencies, humanitarian media agenda, humanitarian content models, social projects.
Проблема типологизации медиаконтента обретает статус научно-практической задачи, актуальной для всех тематических повесток. Разветвленность медиапространства, его дальнейшее усложнение, острая конкуренция на медиарынке, продолжающаяся фрагментация аудитории и подобные им явления (среди которых – острая дискуссия последних месяцев о миссии и общественном долге журналистики) ставят профессиональное сообщество перед необходимостью конструирования новых и все более разнообразных форматов. В этом контексте обращение к практике различных медиаплатформ, изучение и описание новых форматов, безусловно, имеет практическую значимость.
Гуманитарная повестка СМИ
Подобная ситуация характерна и для социальной журналистики. Гуманитарная повестка СМИ, как определенный содержательный сегмент медиаконтента, представляет собой звено в логической последовательности таких понятий, как гуманитарные ценности общества, гуманистическая миссия журналистики, журналистика как общественное благо. Содержательное наполнение повестки сопоставимо с основными областями жизненной активности человека (труд, образование, здоровье, семейные отношения, социальное взаимодействие1), которые функционально обеспечиваются деятельностью соответствующих социальных институтов и инфраструктурой. Приступая к исследованию гуманитарных контент-моделей2, уместно обратиться к практике информационных агентств (ИА). Для этого есть несколько причин.
Первая из них состоит в изменении статуса, функций и системы информационных агентств в постсоветский период. Десятки и сотни агентств сменили единую прежде информационную службу. Сегодня они находятся в состоянии конкуренции и поиска собственных информационных ниш, что заставляет их постоянно развивать контент и диверсифицировать продукты в целях более полного удовлетворения запросов аудитории, которая, в свою очередь, также претерпела значительные изменения.
Вторая причина обусловлена влиянием информационно-технологической революции на деятельность агентств. Изменились способы упаковки и доставки контента заказчикам – теперь это электронные мультимедийные продукты. Особенно важно то, что в последние годы – с выделением сайтов агентств в качестве самостоятельных структурных подразделений, с распространением бесплатного новостного контента в интернете, с развитием услуг мобильной телефонии – некоторые продукты информационных агентств стали предметом прямого доступа для широкой аудитории, что позволило существенно расширить контент и в содержательном плане, и по форме.
Третья причина состоит в том, что сама социальная сфера также развивается; меняется отношение к ней со стороны общества: отставание «социального архипелага» и необходимость концентрации усилий вокруг него в процессе общественного реформирования всеми признано. Гражданские отношения, как бы скептически ни оценивали их состояние эксперты, набирают силу. Болевым точкам социальной сферы общество − и лидеры мнений, и рядовые граждане – уделяет большое внимание. Этому развивающемуся общественному сегменту жизненно необходимы разнообразные публичные дискуссионные площадки, всевозможные каналы информации. Потенциальная аудитория, таким образом, готова к принятию нового медиаконтента.
Поясним эти благоприятные для развития гуманитарной повестки обстоятельства подробнее.
Информационные агентства на современном медиарынке
Основное звено любой национальной медиасистемы − информационные агентства. Именно они формируют повестку дня, выделяя в потоке информации главные новости. Агентства первыми, и при этом довольно чутко, реагируют на любые изменения медиасреды, будь то колебания политического климата, технологические новации, конъюнктура рынка или предпочтения потребителей информации. Агентства фактически создают и хранят профессиональные стандарты в работе с информацией; они же первыми вносят изменения в стандарты, когда в этом назревает объективная необходимость. Поэтому именно функционирование информационных агентств может служить своеобразным индикатором состояния медиасистемы и, в определенном смысле, общества в целом.
В переходный и постпереходный периоды состояние и деятельность информационных агентств в России претерпели кардинальные изменения3. Сложился общенациональный механизм медиаиндустрии, в котором агентства заняли ключевую позицию: обеспечивая производство и доставку контента, они стали сектором, формирующим единство информационной индустрии. Если раньше единство достигалось господством идеологии и общим партийным руководством, то теперь они уступили место естественным регуляторам.
Главная задача информагентств – снабжать другие СМИ новостями. Эти особые СМИ, в отличие от практически всех других СМИ, работают для аудитории, которую невозможно ограничить никакими рамками. Среди получателей их продукции – СМИ, которые придерживаются разных, порой противоположных, политических взглядов, по-разному оценивают социально-экономическую политику государства, ориентированы почти на любую аудиторию по возрасту, полу, материальному и социальному положению, национальности, религии, месту проживания, уровню образованности и культуры, глубине и характеру информационных запросов4. Поэтому очень важно, какое место в продуктах информационных агентств занимает та или иная проблематика, как она в ней представлена. Фактически это оценка социальной значимости проблем.
Здесь следует сделать существенную оговорку: попадание в повестку информационных агентств обусловлено событийным характером реалий. Социальная повседневность наполнена событиями, однако далеко не всегда такие события представляют интерес именно для агентств, вследствие чего до недавнего времени гуманитарная сфера была представлена в продуктах ИА неполно и уступала реалиям политическим, экономическим, спортивным, происшествиям. Недостаток «особости», «чрезвычайности» нередко выводил многие социальные реалии за пределы информационных интересов агентств. В этом контексте важно подчеркнуть, что и новые информационные технологии, и постсоветские изменения отечественной медиасистемы открыли такие перспективы для развития социальной журналистики, каких ранее не существовало.
Стремительное развитие современных информационных технологий самым непосредственным образом влияет на деятельность агентств. Сегодня они передают свои продукты в режиме реального времени, имеют, помимо сохранившихся в ряде случаев бумажных аналогов, свои собственные сайты, серверы, электронные базы данных и т.д. Реальные различия между разными типами агентств стираются, создавая традиционным ИА как проблемы (например, бесплатное использование контента другими новостными службами), так и множество преимуществ. Революционным изменениям подвергся весь коммуникационно-технологический процесс, в том числе информационное поведение потребителя. Конвергенция в журналистике приводит к появлению новых контент-моделей, значительно увеличивая их мультимедийную составляющую. Внедрение мобильного контента открыло дополнительные возможности распространения и получения информации.
Агентства не замедлили воспользоваться возможностями, которые открыли им прямой доступ к широкой аудитории. Мультимедийные продукты сегодня определяют траектории будущего развития информационных агентств, связанные с их перемещением в Сеть. Агентства стали производить продукты, обращенные непосредственно к массовой аудитории: это медиатексты для интернет-сайтов, инфографика, специальные проекты и информационные кампании, различные содержательные модели мобильного контента, использующие такие каналы доставки, как SMS- и MMS-сообщения, IVR-каналы, виджеты, инфоэкраны.
Наконец, нельзя не упомянуть еще один фактор: вместе с постсоветскими трансформациями медиасистемы и кардинальными изменениями медиасреды, обусловленными технологической революцией, меняется медиапотребление и медиаповедение граждан. Сетевые коммуникации сформировали устойчивый спрос на содержание, транслируемое по каналам интернета, в том числе и посредством новостных служб. Потенциал гуманитарной повестки, таким образом, оказывается востребованным значительной частью аудитории ИА, а проблема изучения тематических повесток с позиций типологии, заявленная нами в начале статьи, оказывается в фокусе внимания.
Каким образом информационные агентства откликнулись на этот вызов? Оценивая гуманитарную повестку универсальных информационных агентств, мы принимали во внимание: присутствие новостей социально-гуманитарного плана на главной (тематически универсальной) ленте; наличие специализированной ленты и ее содержание; наличие специализированного пакета; характер специальных проектов; обращение к пользовательскому контенту; содержательно-графические и интерактивные особенности сайта агентства. Что касается специализированных агентств социального профиля, то весь их контент представляет интерес и нуждается в детальном анализе. Исходя из названных критериев, мы выделили практику «РИА Новости» и «Агентства социальной информации» в качестве флагманов описанных процессов и обратились к их практике.
Группа «РИА Новости»
В главных лентах «Все новости» (1000 сообщений в сутки), «РИА Новости. Главное» (400), «РИА Молния» (100) , а также на сайте агентства социальная сфера представлена довольно широко. В разделе «Общество» размещены рубрики «Образование», «Здоровье», «Социальная защита», «Религия», «Медиа», включающие как краткие сообщения, так и интервью, комментарии экспертов, анонсы событий. Кроме того, гуманитарные аспекты событий присутствуют в других разделах: «Политика», «В мире», «Происшествия», «Наука», «Культура».
Социальные новости востребованы аудиторией. Так, например, на сайте в рубрике «Картина дня» 19 сентября 2013 г. выбор редакции пал на следующие новости: «Песков о статье Маккейна в “Правда.ру”: Путин вряд ли ответит на нее», «Законопроект о переходе на “зимнее время” могут внести до 1 октября», «Задержан первый замминистра образования Дагестана», «Создатели фильма о Чайковском отказались от господдержки», «Кудрин против идеи обнулить накопительную часть пенсий “молчунов”», «Родители детей из закрытой школы в Москве не хотят водить детей в другие районы» − из 6 новостей 2 представляют рубрику «Общество». Выбор пользователей выглядит по-другому: «Губернатор Ткачев считает мигрантов ментально чуждыми России», «Астахов: уроки секспросвещения детей в России надо запретить законом», «200 слов про отмену пенсионных накоплений», «Россияне с трудовым стажем более 30 лет не получат бонусы к пенсии», «Песков о статье Маккейна в “Правда.ру”: Путин вряд ли ответит на нее», «Рогозин: Путин поддержал идею обмена трех старых АК на один новый». Как видим, преимущественное внимание аудитории отдано социальным темам.
Знаменательно появление нового продукта в линейке агентства − специализированной тематической «Ленты социальной информации», содержащей в среднем 30 сообщений в сутки на темы главных событий социальной сферы общественной жизни: здравоохранение, права граждан, образование, пенсионное обеспечение, ЖКХ. Социальный аспект представлен и в других лентах «РИА Новости». РАПСИ (агентство правовой и судебной информации), входящее в Группу «РИА Новости», также выпускает ленту «РАПСИ. Общество», включающую новости по резонансным и общественно значимым процессам в судах общей юрисдикции, данные органов следствия, гражданские разбирательства с участием известных лиц и политических деятелей, информацию о возбуждении уголовных дел в отношении общественных организаций.
Наличие в линейке продуктов «РИА Новости» пакетированной информации − продуктов «Социум» (пакет из сообщений лент «РИА Молния», Ленты социальной информации, Новостей спорта, Политики, ленты фото- и видеоанонсов, инфографики) и «Социум+» − демонстрирует позицию агентства в отношении социогуманитарной проблематики.
«РИА Новости» – признанный лидер в использовании современных информационных технологий. К обсуждаемой теме это имеет непосредственное отношение. Сайт «РИА Новости» – одно из самых популярных и цитируемых СМИ. Новые технологии позволили агентству напрямую обратиться к аудитории и инициировать целый ряд интернет-проектов – тематически специализированных самостоятельных сетевых СМИ, среди которых лидируют проекты социального звучания: «Социальный навигатор», «Жизнь без преград», «Ты – репортер», «Открытый педсовет», «Жизнь без наркотиков», «В Москве», «Наша победа», «Осторожно, история», «Открытый показ» и др. Каждый из них – оригинальная, не похожая на другие творческая идея, нашедшая на сайте агентства мультимедийное интерактивное воплощение. Проекты стали визитной карточкой агентства, голосом гражданского общества. «Интернет-СМИ должны быть живыми, дышащими организмами, меняющимися каждую минуту»5, − считает Н. Лосева, директор «РИА Новости» по новым проектам. Именно такими и являются социальные интернет-проекты РИАН. Обратимся к некоторым их них.
«Социальный навигатор»6 – агентство в агентстве, уникальный для России проект социальных исследований, специализирующийся на анализе качества услуг социальной сферы с помощью линейки социальных и образовательных рейтингов. Руководитель «Социального навигатора» − Ирина Ясина, журналист, известный общественный деятель. В качестве целей агентством заявлены действительно уникальные задачи для российских СМИ социальной направленности: повышение информированности потребителей об объектах социальной сферы и доступности услуг социальной сферы для населения; стимулирование здоровой конкуренции между учреждениями социальной сферы; стимулирование общественного обсуждения путей реформирования социальной сферы. В 2012 г. Агентство социальных исследований «Социальный навигатор» стало победителем «Премии Рунета» и Национальной программы «Лучшие социальные проекты России».
Агентство создает потребительские социальные рейтинги, формируемые на основе методик, разрабатываемых при участии авторитетных экспертов; навигаторы и базы данных с удобным поиском по организациям социальной сферы; эксклюзивные аналитические материалы, обобщающие итоги региональных, национальных и международных исследований, проводимых ведущими российскими командами.
«Ты − репортер»7 − еще один брендовый продукт «РИА Новости», UGC-проект, который полностью построен на работе с пользовательским контентом. Это новая отрасль. Создатели проекта считают, что сегодняшние медиа не могут конкурировать, полагаясь только на своих корреспондентов, они могут выигрывать только тогда, когда у них есть армия гражданских журналистов – воспитанная, тренированная, мотивированная. Предпочтения в проекте отдаются «человеческим историям»: «Вместо того чтобы писать о том, что прошла ярмарка, найдите героя, возьмите у него интервью, расскажите о мероприятии с позиций конкретного человека. Лучше, если их будет несколько»8, − с таким напутствием обращается к народным корреспондентам профессиональная команда сайта. Она уверена, что именно в такой парадигме, которая подразумевает использование природных сил (пользователи и очевидцы), заключается залог успеха тех информационных агентств, которые будут мировыми лидерами через пять−десять лет. Проект стал победителем крупнейшего международного конкурса WSA-Mobile9.
«Открытый показ»10 – cпециальный проект холдинга «РИА Новости», созданный при содействии Департамента культуры города Москвы и Центра документального кино (cdkino.ru), также уникальная дискуссионная площадка, где аудитория смотрит актуальное документальное кино и напрямую общается с лидерами общественного мнения. Это средство прямой коммуникации между обществом и теми, кто представляет культурную, политическую, научную и общественную элиту, по-настоящему свободное дискуссионное пространство. В проект входит «Открытая лекция» − цикл лекций на свободную тему, с которыми выступают главные герои современности. Каждое выступление – гуманитарный манифест автора: весь его профессиональный и жизненный опыт, изложенный в монологе длиною в один час. Кураторы − журналисты Катерина Гордеева и Александр Уржанов. Гости «Открытого показа» − министры и депутаты, народные и аслуженные артисты, писатели, профессора, журналисты, благотворители, волонтеры, а также сами создатели фильмов. Каждый зритель «Открытого показа» и «Открытой лекции» имеет возможность обратиться к любому, даже самому высокопоставленному гостю, и получить прямой ответ. Видеотрансляции лекций и фильмов представлены на сайте агентства, что позволяет максимально расширять аудиторию проекта.
«Жизнь без наркотиков»11 – еще один интереснейший проект «РИА Новости»; проект, построенный на использовании самых современных информационно-коммуникационных технологий. Разделы проекта – «Наркоугрозы», «Как узнать», «Как помочь», «Народ против!», «Личный опыт», «Закон», «Город без наркотиков» − содержат новости, информационно-просветительскую информацию, инфорграфику, нормативно-правовые документы, интерактивные сервисы «Найти в вашем городе» (горячие линии, ближайшие диспансеры, телефоны доверия) и «Расскажи свою историю». Проект аккумулирует самую разнообразную информацию и является одним из наиболее современных и эффективных СМИ антинаркотической направленности.
«Агентство социальной информации» (АСИ)
Это специализированное информационное агентство − одна из ведущих экспертных и информационных организаций, работающая в социогуманитарной сфере. Оно создано в 1994 г., когда независимые общественные объединения в России только набирали силу. Свою деятельность АСИ начинало со сбора и распространения информации об эффективных способах решения социальных задач с участием общественных, государственных и коммерческих организаций. Ежедневно агентство выпускает новости с человеческим лицом о социально значимых событиях, о деятельности некоммерческих организаций, о судьбах людей. Успешно развиваясь, АСИ располагает большой корсетью в нескольких десятках городов России. Агентство распространяет свои новости в свободном доступе, бесплатно, обновляя их в режиме реального времени. Своеобразие целей и содержательной концепции АСИ обусловили особые журналистские технологии, которые используются в практике этого агентства. В отличие от других новостных служб, оно не только «патрулирует» свою сферу, производя новостные продукты, но и активно участвует в организации ее информационной среды. Информационное сопровождение гражданских проектов составляет весомую часть контента новостных выпусков АСИ.
Сегодня АСИ – одна из немногих организаций, развивающих диалог между различными секторами общества - некоммерческими организациями, властью, СМИ и бизнесом. Она собирает и распространяет информацию о деятельности общественных организаций, освещает актуальные социальные темы и инициирует многочисленные социальные проекты, направленные на поиск актуальных для общества решений, организует работу дискуссионных площадок, на которых представители различных секторов могут услышать и понять друг друга. Число НКО достигло отметки в полмиллиона, и требования к информационному обеспечению проектов некоммерческих организаций заметно повысились. АСИ аккумулирует интересы гражданского сектора: объединений правозащитников и экологов, благотворительных фондов, женских и молодежных союзов, ассоциаций ученых, работников культуры, просвещения.
Информационная деятельность АСИ12 – это прежде всего ежедневные и еженедельные выпуски новостей в электронном формате с оперативной информацией о деятельности НКО, добровольческих инициативах, социальных программах бизнеса в Москве и регионах. Рубрики и разделы сайта отражают все многообразие социальной и культурной сфер жизни общества: «Благотворительность и добровольчество», «Гендер. Женское движение», «Записки гражданского общества», «Здравоохранение», «Инвалиды», «Молодежь», «Пожилые», «Права человека», «Семья и дети», «Социальные болезни», «Толерантность» и др. Другие текстовые форматы – это статьи, экспертные интервью, книги, обзоры, бюллетени (просветительские периодические издания в формате журналов и брошюр) по социальной тематике. Особый интерес в деятельности АСИ представляют специальные интернет-проекты.
«Так просто»13 – продвижение идей благотворительности и добровольчества. Сайт – это своего рода «диспетчерская» для тех, кто стремится к активным действиям, хочет помогать, но не знает, кому и как. Воспользовавшись базой данных НКО, размещенной на сайте, люди могут выбрать организацию и дело по душе. На сайте также можно ознакомиться с анонсами добровольческих акций, историями про людей, которые по собственной инициативе делают что-то важное для тех, кто сам этого сделать не может, а также с информацией на тему добровольчества. Также можно оставить сообщение в блоге.
«Наши дети»14 – профилактика социального сиротства, продвижение семейных форм устройства детей-сирот. На сайте собрана подборка полезных материалов для тех, кто хочет узнать больше по этой теме: справочная информация о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тематические статьи, информация о событиях и мероприятиях, посвященных проблеме сиротства, сведения о детских учреждениях, органах опеки и некоммерческих организациях. Также на сайте есть интерактивная услуга для посетителей – консультации специалистов.
«НКО: законы развития15 – вопросы этики, информационной прозрачности и подотчетности НКО, процесс изменения законодательства об НКО, лучшие практики деятельности НКО. Сайт предназначен для организаций, которые хотят стать более открытыми, прозрачными, профессиональными и эффективными. На сайте есть возможность комментировать материалы и обсуждать важные новости в блоге. Можно также подписаться на новости интересующей рубрики, которые ежедневно рассылаются в электронном виде.
«Социальная ответственность бизнеса»16 – специализированный ресурс, посвященный философии и практике корпоративной ответственности и устойчивого развития. На сайте публикуются материалы, полезные для специалистов в области корпоративной ответственности. В разделе «Новости» можно ознакомиться с анонсами и информационными сообщениями о тематических конференциях, семинарах, новых программах и проектах российского бизнеса и международных корпораций. На сайте существует опция подписки на новости, и все желающие могут оперативно получать новостные сообщения на свой электронный адрес.
Помимо традиционной журналистской деятельности, агентство активно занимается деятельностью по связям с общественностью, проводит информационные мероприятия по наиболее актуальным социальным темам. За прошедшие годы АСИ подготовило и провело множество пресс-конференций, семинаров, круглых столов, дискуссионных клубов, социальных акций, конкурсов для журналистов и НКО, конференций. Агентство социальной информации проводит всероссийские информационные кампании, способствующие решению важных социальных проблем.
Кампания «Наши дети» по профилактике социального сиротства (в партнерстве с АНО «Студио-Диалог») – это создание цикла роликов социальной рекламы «Найди меня, мама!». Их целевая аудитория – потенциальные приемные родители; социальное окружение замещающих семей; люди, которые имеют отношение к семейному устройству сирот или замещающим семьям (представители органов власти и государственных учреждений, органов опеки и попечительства, врачи, воспитатели детских садов и учителя, педагоги дополнительного образования и др.). Цель создания роликов «Найди меня, мама!» – повышение уровня заинтересованности россиян в судьбах детей-сирот и общественного статуса семей, принявших детей на воспитание. Информационно-просветительская кампания «Наши дети» в октябре 2007 г. заняла I место на Всероссийском конкурсе лучших инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные ролики «Найди меня, мама!» неоднократно побеждали на многих профессиональных конкурсах социальной рекламы. Среди них – IV Международный конкурс русскоязычной рекламы AdVision Awards-2010, Международный фестиваль рекламы RED APPLE, Киевский международный фестиваль рекламы, Московский фестиваль рекламы. Ежегодно видеоролики выходят в эфир на федеральных, московских и спутниковых телеканалах, а также на канале «Первый канал. Всемирная сеть». Кроме того, они транслируются на мониторах торговых сетей, крупных торговых центров Москвы, в аэропорту «Шереметьево» и аэропортах других городов России. С 2006 г. вышло семь циклов роликов.
За всю историю своего существования АСИ смогло закрепить за собой репутацию экспертной организации в сфере формирования институтов гражданского общества. АСИ является активным участником многих площадок, где обсуждаются и принимаются решения, касающиеся некоммерческого сектора и гражданского общества в целом. Участвуя в их работе, агентство выступает не только в экспертной роли, но и в качестве коммуникатора между этими площадками и внешним миром. Не менее важная роль АСИ состоит в том, чтобы донести мнение НКО по поводу обсуждаемых проблем до лиц, принимающих решения, и сделать так, чтобы это мнение учитывалось. Поэтому АСИ активно продвигает в НКО-сообществе идеи прозрачности, подотчетности, соблюдения этических принципов, а также распространяет лучшие практики, помогающие организациям завоевать доверие тех, кто важен для осуществления их миссии.
К приведенному обзору наиболее заметных проявлений общероссийской гуманитарной повестки в практике информационных агентств можно добавить множество других примеров – например, практику и форматы ИА «Regnum», продукцию региональных и местных агентств (в крупных городах насчитывается до 20 таких служб).
«Сегодня журналистика находится в более живом и менее искусственном взаимодействии с жизнью и аудиторией»17, − считает Н. Лосева, и этому в практике информационных агентств имеются конкретные подтверждения. Новейший опыт информационных служб приводит к ряду заключений, которые представляются существенными для характеристики тенденций развития отечественного медиарынка: информационные агентства действительно становятся сектором производства медиаконтента, организуя, структурируя и выявляя приоритеты информационного пространства; практика агентств подтверждает их лидерство в освоении и использовании технологий; линейка продуктов информационных агентств претерпела существенные изменения как в содержательных акцентах, так и в традиционных форматах; гуманитарная повестка занимает равное с другими тематическими повестками место в контенте информационных агентств; определились флагманы данных процессов – «РИА Новости» и АСИ. В свою очередь, общенациональная гуманитарная повестка может рассчитывать на существенное движение за счет активного освоения агентствами социальной проблематики. ИА продемонстрировали огромные возможности в продуцировании новых форматов, в чем традиционная «социалка» испытывает острую потребность. Исследования, связанные с типологией медиаконтента, с поиском эффективных форматов для тематических повесток, безусловно, нуждаются в продолжении.