Feminization of the Internet: Trends and Forecasts
Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати, заместитель декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра гендерных исследований СМИ, smirnovaorama@gmail.com
Olga V. Smirnova
PhD, associate professor of the Faculty of Journalism, Lomonossov Moscow State University, Deputy Dean, Head of the Center for Gender and Media Studies, smirnovaorama@gmail.com
Аннотация
В статье исследуется гендерная структура интернета в разных странах, информационные потребности женской аудитории и причины феминизации Сети. Анализируется состояние ориентированных на женскую аудиторию интернет-ресурсов в Европе, США и России и тенденции их развития.
Ключевые слова: интернет, аудитория, гендер, цифровое неравенство, стереотипы.
Abstracts
The article dwells on the current status of the so-called women-oriented Internet resources in Europe, in the USA and in Russia, as well as on their development prospects. The research focuses on the gender structure of the Internet audience in different countries, the information needs of the females, the existing women’s complexes and stereotypes.
Key words: internet, audience, gender, digital divide, stereotypes.
Стереотип о том, что женщины не склонны к освоению новейших информационных технологий, появившийся в 1990 гг., по-прежнему существует в общественном сознании. Это подтверждают все еще популярные анекдоты о женщинах, которые, входя в интернет, оставляют следы ступней на мониторе и ждут электронную почту, сидя у розетки. Однако исследования интернет-аудитории демонстрируют, что вопреки этим представлениям значительное количество женщин тем или иным способом не только проникло в Сеть, но и успешно освоилось в ней.
То, что женская аудитория интернета во многих странах приблизилась по количеству к мужской – уже не новость. Более того, в последние годы она растет более быстрыми темпами, чем мужская . В отчете агентства «иМаркетер» (eMarketer) говорится, что в США с 2000 г. количество женщин в Сети возросло на 12,4%, рост мужской аудитории за тот же период составил всего 3,2%. По прогнозам, к 2010 г. женская интернет-аудитория в США составит уже 107 млн человек. Женщины в американской интернет-аудитории уже составили большинство, а интернет стал для них необходимым компонентом повседневной жизни, – так считают подготовившие доклад о поведении женщин в Сети эксперты «Бёрст Медиа » ( Burst Media ). Более половины американок считают интернет основным источником информации, две трети – что их жизнь будет нарушена, если они лишатся интернета хотя бы на неделю. То, что без интернета «их жизнь будет уже не той» заявляли женщины всех возрастов и уровней дохода1. Компанией «Хэррис Итерактив» (Harris Interactive) по заказу «Интел» (Intel) в 2008 г. был проведен опрос, в котором приняли участие более 2,1 тыс. совершеннолетних пользователей из США. Согласно результатам этого исследования, 65% пользователей утверждают, что не способны жить без Сети. Предпочитают отказаться на две недели от секса, но не от интернета почти половина (46%) опрошенных женщин и менее трети (30%) мужчин2.
В «иМаркетер» считают, что в обозримом будущем естественным образом ситуация вряд ли изменится, единственный фактор, который может изменить статистику онлайн-популяции – демографические всплески или падения. В США на сегодняшний день интернетом пользуются 78,4% женщин и 76,7% мужчин.
Другие авторитетные исследовательские компании, проводившие исследования гендерной структуры интернета разных стран, также пришли к выводу о феминизации Сети. По данным Международного Союза по телекоммуникациям ( ITU , International Telecommunication Union ), список стран-лидеров по присутствию женщин в интернете выглядит следующим образом:
Страна | Количество пользователей (на 100 человек населения страны) |
Количество женщин среди пользователей интернета (%) |
Норвегия | 58,8 | 79,0 |
США | 63,0 | 67,0 |
Таиланд | 11,0 | 51,9 |
Сингапур | 40,2 | 51,5 |
Сирия | 4,4 | 50,0 |
Судан | 8,0 | 49,9 |
Малайзия | 42,4 | 49,8 |
Бразилия | 17,2 | 49,5 |
Гонконг | 50,1 | 49,3 |
Тайвань (Китай) | 58,0 | 49,0 |
Швейцария | 50,9 | 48,9 |
Чехия | 25,2 | 47,5 |
Литва | 35,7 | 47,3 |
Словакия | 35,3 | 47,0 |
Корея | 65,7 | 45,5 |
Киргизия | 5,2 | 45,0 |
Египет | 6,8 | 42,0 |
Нидерланды | 61,6 | 41,0 |
Китай | 8,6 | 40,4 |
Буркина-Фасо | 0,4 | 35,0 |
Азербайджан | 8,1 | 29,8 |
Нигерия | 3,8 | 24,0 |
Гана | 1,8 | 23,9 |
Источник : ITU, 20063
Из приведенных данных очевидно, что ситуация с присутствием женщин в интернете отличается в разных странах и регионах не так кардинально, как можно было предположить. Интересно, что их количество не имеет прямой связи с общей долей пользователей в населении страны. Среди стран, особенно активно использующих интернет, не только США и Канада, но также Норвегия, Люксембург, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Что же касается доли женщин в аудитории интернета, то в Нидерландах, к примеру, она составляет 41%. Примерно такие же пропорции существуют в Бразилии, Мексике, Зимбабве и Тунисе. И это несмотря на тот факт, что в Нидерландах аудитория интернета очень значительна ? порядка 60% населения, а в остальных из названных стран - менее 5%. В ряде стран с очень низким уровнем интернет-присутствия, таких, как Монголия, Филлипины и Таиланд, женщин в Сети больше, чем мужчин, а в Иране и Южной Африке ? примерно поровну4. Таким образом, общий уровень развития информационных технологий, и, в частности, присутствия населения страны или региона в интернете, не является главным условием гендерного цифрового неравенства. Поэтому нельзя ожидать, что гендерный разрыв исчезнет или даже уменьшится автоматически только благодаря росту использования интернета.
В то же время исследователи считают, что в ближайшие годы можно ожидать продолжения роста женской аудитории, и в первую очередь это касается аудитории социальных сетей, специализированных сайтов и мультимедийных порталов. Ничего удивительного ? уже выросло поколение девочек, которые почти с рождения общаются с высокими технологиями.
Таким образом, тезис о том, что интернет больше не является исключительно «технологией для мужчин», уже можно считать бесспорным. Нельзя сказать, что мужская аудитория уступает это пространство без борьбы. Но, несмотря на традиционную иронию, с которой принято обсуждать тему «женщина и интернет», медиаменеджеры во всем мире относятся к этому вопросу все серьезней.
Европейские инвесторы активно вкладываются в ориентированные на женщин интернет-ресурсы. Лидером женского интернета в Европе уже не первый год является портал auFeminin.com5. Этот ресурс имеет версии для Франции, Испании, Италии, Германии, Бельгии, Великобритании и Швейцарии и выходит на 5 языках. Его аудитория на май 2007 г. составляла более 15 млн пользователей. В 2008 г. 41,4% акций этого ресурса приобрела компания «Аксель Шпрингер» (Axel Springe r ) .
В США в этом секторе соревнуются два лидера. Портал iVillage6 был основан в 1995 г. и по сути стал первым в мире медиаресурсом, посвященным исключительно женщинам. Интерактивные разделы сайта включают тысячи досок для сообщений (message boards ) и широкий спектр социальных сетей, которые позволяют женщинам всего мира обмениваться идеями, получать совет, находить поддержку. На 2008 г. количество его уникальных посетителей достигло уже 31.4 млн.
Однако бесспорным лидером является все же «Глэм Медиа» ( Glam Media )7 – медиакомпания, позиционирующая себя как принципиально новое СМИ XXI века. В соответствии с тенденцией увеличивающейся фрагментации интернета собирает в одном портале больше, чем 400 популярных вебсайтов и блогов. В результате сегодня «Глэм Медиа» – крупнейшее и наиболее сфокусированное на женской аудитории средство массовой информации в интернете. Количество уникальных посетителей портала достигает 43 млн. Это аудитория значительно превышает ту, что может получить любой глянцевый журнал, радио- или телешоу.
В России тенденция феминизации интернета пока не столь заметна, однако тоже набирает темп. По данным фонда «Общественное мнение», если весной 2007 г. соотношение мужской и женской аудитории составляло 56% и 44% соответственно, то весной 2008 г. – 55% и 45%. Тем не менее, российские издатели уже заинтересовались порталами для женщин. По словам председателя совета директоров «Индепендент Медиа» (Independent Media) Дэрка Сауэра , в планах его компании создать многопрофильный портал вокруг аудитории «Космополитен» (Cosmopolitan)8. Исследование «Веб-Индекс» (Web-Index) компании «Гэллап Медиа» (Gallup Media) в июле 2007 г. показало, что средняя дневная аудитория в будни портала «Космополитен»9 в Москве составило 24,6 тыс. человек.
По прогнозам в России достаточно скоро женская и мужская аудитории интернета сравняются, а затем начнется постепенное увеличение доли женщин. Поэтому р оссийские медиаменеджеры вполне обоснованно озабочены проблемой создания универсального портала, рассчитанного на массовую женскую аудиторию. Сайты для женщин запустили одновременно издательские дома «Филипакки Шкулев» (Hachette Filipacchi Shkulev) и «Бурда» (Burda). Таким образом, женские интернет-СМИ уже составляют серьезную конкуренцию традиционному глянцу во всем мире, в первую очередь, благодаря своей доступности. Даже интернет-версиям офлайновых изданий пока не удалось завоевать столь широкую аудиторию.
Социологи считают, что сейчас женская аудитория Рунета растет приблизительно на 10% быстрее мужской. Вместе с количественным начинается и качественный рост содержания итернет-ресурсов для женщин: интересы значительной части женщин, во многом благодаря Сети, вырываются за пределы магического треугольника Kuchen-Kinder-Kirche . Среди них все больше становится тех, чей список желаний – «выспаться, iPod, влюбиться, ноутбук»10.
Интернет-феминизация продолжается, и этот процесс давно принял необратимый характер.