Выдающимся представителем модерна был Обри Бердслей (1872-1898), получивший широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книгам О.Уайльда и А.Поупа.
Бердслей оказал существенное влияние на развитие графического дизайна в основном в области книжной графики. Одним из первых он попытался доказать читателю, что оформление книги не менее важно, чем ее содержание (многие его иллюстрации имеют свой собственный сюжет - вне текста). Художник избегал прямой трактовки иллюстрируемого материала, привнося свое понимание и видение текста. Если внешне и кажется, что иллюстрации имеют мало отношения к тексту, то при более внимательном рассмотрении становится ясно, что авторская идея выражена полнее, чем это могло бы быть в "дословном" рисунке. Во многом это было предопределено тесной связью Бердслея с символизмом. Близкий друг Бердслея - известный писатель О. Уайльд - являлся ярким представителем этого тогда еще молодого течения. Сам художник писал стихи и небольшие прозаические произведения в духе символизма. Поэтому неудивительно, что Бердслей не рисовал "дословных" иллюстраций к текстам, а передавал глубинный смысл с помощью символов. Например, в заключительной иллюстрации к "Саломее" проказливый сатир и хитрый арлекин хоронят героиню в пудренице. В понимании Бердслея, пудреница - привычный элемент в его рисунках - обозначает женственность и сладострастие; сатир - символ "веселого разврата"; арлекин в маске - анонимность, скрытность. Рисунки художника, как головоломки, требуют внимательного анализа и умения видеть скрытое.
Манера художника индивидуальна и легко узнаваема. В ней сочетаются множество разных влияний: от прерафаэлитов, Уильяма Морриса и "Движения искусств и ремесел" до древнегреческого искусства росписи. Во всем творчестве художника прослеживается единая тенденция - переход к знаковости изображения (черно-белая техника, символичность, "плоскостность" рисунков, отсутствие объема).
Особое влияние на творчество художника оказали японские гравюры. Поэтому восточные мотивы встречаются в большинстве работ Бердслея. Например, мотив воды, символизирующей плавность, текучесть, непрерывность, но в то же время сопротивление, бурную стихию и силу. Это также рост, переход из одного состояния в другое, изменение формы (но не сути). Например, в иллюстрациях к "Смерти короля Артура" Мэлори художник вводит повторяющийся элемент - волны.
Не менее многозначен и символичен в восточном понимании цветок ирис. Вода и ирис обозначают то же, что инь и янь. Бердслей часто вводит в свои работы изображение ириса, как, например, в иллюстрации к "Саломее" О. Уайльда "Платье "Павлин".
Особую роль в работах художника играет незаполненное пространство. Исходя из восточного принципа, заключающегося в том, что пустота не бесформенна, а является основой всего в мире, Бердслей или детально прорабатывает фон, или лишь схематично его намечает. Заполненные и незаполненные участки выполняют одинаковую роль. Рисунки Бердслея абсолютно плоскостные, объем и светотень практически отсутствуют.
На технику Бердслея оказали влияние и стили светской Европы. В его поздних работах, например, в иллюстрациях к "Похищению локона" Поупа, видны элементы стиля рококо.
Все рисунки Бердслея выполнены в черно-белой технике. Прибегая к продуманному расположению черных пятен и незаполненного белого фона, Бердслей достигает высокой выразительности изображаемого, вводит четкий ритм, равновесие. Примером тому служит фронтиспис к книге "Пьесы Дж. Дэвидсона" (1893). Кроме белого и черного, Бердслей вводит в рисунок еще один цвет, точнее, оттенок - серый. Это результат филигранной штриховки и точек. Бердслей сформулировал свой творческий метод так: "фантастическое впечатление от рисунка достигается тонкой виртуозной линией в сочетании с большими пятнами сплошного черного цвета".
Часто в своих рисунках Бердслей искажает фигуры, изменяя реальные пропорции человеческого тела, иногда добиваясь впечатления полного уродства. На фронтисписе своего так и не законченного литературного произведения "Венера и Тангейзер" Бердслей изобразил необыкновенно красивую женщину-богиню. При этом размер головы Венеры существенно уменьшен по отношению к телу, шея непомерно длинна и широка, плечи - как у борца, тело под платьем бесформенно. Исследователь В.Пикка считает, что искажение тела Бердслей производит совершенно осмысленно, чтобы придать "большее изящество или большую психологическую индивидуальность образам". В отличие от Пикки Р.Росс считал, что Бердслей ради эффекта приспосабливает пропорции, потому что "совершенное единство и реальность между собой непримиримы".
Ландшафт у художника представляется частью орнамента, как, например, в иллюстрациях к "Смерти Артура". Бердслей лишь схематично намечает растения, уделяя внимание лицам и позам героев. Причина такого изображения природы, по мнению Росса, в том, что у Бердслея была своя трактовка природы. Поэтому ландшафт в работах художника всегда формален, условен.
Своими работами Бердслей положил начало новому направлению в искусстве. Модерн называют эпохой Бердслея, говорят о нем как о "сфере тотального влияния художника".
1. Пикка В. Обри Бердслей / В кн. Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М., 1992. С. 240.
2. Росс Р. Обри Бердслей / В кн. Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М., 1992. С. 232.
3. Росс Р. Обри Бердслей / В кн. Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М., 1992. С. 233.