Languages

You are here

Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента

Научные исследования: 

Topical forms and models of new media: from audience comprehension to content creation

 

Карякина Ксения Александровна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Karyakina@gmail.com

Ksenia A. Karyakina
PhD student at the chair of media theory and economics, Department of Journalism, Moscow State University, Karyakina@gmail.com

 

Аннотация

Автор рассматривает систему «новых медиа» с точки зрениях их актуальности для современного общества. Проводится анализ наиболее успешных форматов и моделей новых медиа, описываются процессы выхода традиционных СМИ в онлайн и их адаптации к динамике современной медиасистемы.
В статье анализируется роль новых СМИ в контексте кризисных событий, включая климатические катастрофы, теракты последних лет, когда интернет занял ключевые позиции в качестве площадки для получения информации и активного коммуникационного взаимодействия.
Компьютерные игры рассматриваются как интерактивная коммуникационная среда в системе новых СМИ.

Ключевые слова: новые медиа, компьютерные игры, YouTube, социальная сеть, блог.

Abstracts

This paper focuses on new media from the perspective of their value to society. It analyses some of the most successful new media formats and describes the process of adapting traditional media to new environments.
The paper analyses the role of new media in the context of crisis events such as environmental disasters and terrorist acts over the past decade when the Internet solidified itself as the main platform for information exchange and interaction.
Videogames are also analysed as an interactive new media communicative environment.

Key words: new media, videogames, YouTube, social network, blog.

 

Что нового в новых медиа?

Современные исследователи склонны описывать систему новых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами (или признаками): конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству.

Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов, которые могут включать в себя:

  • интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
  • интернет-СМИ;
  • интернет-ТВ (вебкастинг);
  • интернет-радио (подкастинг);
  • мобильное ТВ;
  • блогосферу;
  • кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
  • социальные сети (включая детские социальные сети);
  • twitter;
  • виртуальные сообщества;
  • виртуальные игры;
  • другие ресурсы Веб 2.0.

Говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем следующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:

  1. любой может создавать информацию;
  2. любая история может быть рассказана и услышана;
  3. любая информация может получить реальную стоимость;
  4. любая информация превращается в коммуникацию;
  5. современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю медиаконтента.

Вопреки устоявшейся терминологии, необходимо понимать, что, по сути, «новые медиа» сегодня уже не так уж и новы. Для многих журналистов, работающих в системе новых медиа, ключевой вехой, обозначившей зарождение новых СМИ, стали события 19 апреля 1995 г., когда был совершен террористический акт в г. Оклахоме (США), напротив одного из зданий местных властей. 168 человек были убиты взрывом (включая 19 детей), более 500 – тяжело ранены1. На тот момент это был самый крупный террористический акт в США.

Новостные сайты тогда, как можно предположить, представляли собой не более чем некое интернет-хранилище отдельных заметок, перепечатанных из прессы. Ситуация кардинально изменилась после описываемых событий. Сразу вскоре совершения теракта журналисты начала вывешивать в интернете любую информацию, которая оказывалась в их доступе. К историям, рассказанным журналистами, добавлялись комментарии и свидетельства очевидцев, зачастую наполненные душераздирающими подробностями.

Одновременно с этим в интернете появлялись списки людей, выживших в теракте, с контактной информацией. Образовывались также форумы, названные тогда «новостными группами» (newsgroups), в рамках которых люди не только давали выход эмоциям, но и предлагали конкретную помощь жертвам трагедии. В тот день в интернет «вышли» все наиболее крупные печатные издания и телеканалы Оклахомы.

Таким образом, события, последовавшие за оклахомской трагедией, положили начало отсчету новой эры в журналистике. Впервые интернет, как было отмечено редактором NandOnet – онлайнового продукта газеты «Ньюс и Обзервер»» (The News and Observer) в Северной Каролине Брюсом Сайслоффом, составил реальную конкуренцию телевидению и радиовещанию, показав, что появился новый канал для распространения ключевых новостей2.

Другая история, ставшая показательной для первых этапов развития новой медиасистемы, произошла в Штате Массачусетс (США) в 1997 г. и привлекла внимание журналистов и участников американской судебной системы.

Массачусетский судья Хиллер Зобель, рассматривавший дело английской няни Луизы Вудворд, обвинявшейся в том, что из-за ее халатности погиб восьмимесячный ребенок, заявил, что о своем решении по судьбе подсудимой объявит впервые только по интернету. Это был первый подобный прецедент в США. В итоге вебсайт, на котором было опубликовано решение судьи, явился эксклюзивным первоисточником информации и цитирования для ключевых традиционных СМИ, следивших за развитием событий.

Постепенно интернет, как медиаплатформа, предоставил не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии продвижения медиабизнеса именно посредством механизмов сочетания контента и его распространения3.

Таким образом, новизна новых медиа выразилась во всех этапах создания и распространения медиатекста, явив тем самым реальную социо-культурологическую и коммерческую ценность.

 

Новое поколение выбирает новые медиа, не так ли?

Одно из последних исследований «Би-Би-Си» (BBC) показало, что современные подростки не слушают радио, не интересуются кино и, как ни парадоксально, практически не используют Twitter4.

«Старые» медиа, в свою очередь, практически полностью утратили интерес для молодого поколения, в силу того обстоятельства, что традиционные СМИ зачастую опаздывают с новостями. Так, например, трагическое известие о смерти Майкла Джексона появилось в интернете в течение нескольких минут, в то время как газеты опубликовали «новость» только на следующее утро.

Согласно результатам исследования, большинство подростков узнает последние новости из вебкастингового портала YouTube, где имеются свою ньюсмейкеры, такие как Филипп де Франко, специализирующийся на общеполитических и экономических новостях, а также забавных / нестандартных историях; или Майкл Баклей, публикующий, преимущественно, новости индустрии развлечений.

Новости на YouTube, по мнению современных подростков, представлены в более живом и «человечном» формате, чем традиционное освещение, предлагаемое ведущими телеканалами. YouTube невероятно интерактивен, позволяет пользователям комментировать размещаемый контент, общаться с ньюсмейкерами, таким образом, коммуникация между аудиорией и провайдером информации становится по-настоящему двусторонней, чего и ищут тинейджеры.

Одновременно с этим на YouTube представлены только самые интересные истории, которые привлекают внимание пользователя.

Вторым по популярности медийно-коммуникационным ресурсом, после YouTube, для сегодняшних подростков являются компьютерные игры. Те родители, которые считают, что онлайновые игры портят их детей и прививают им дурные привычки, в большинстве своем ошибаются. Мир компьютерных игр позволяет подросткам брать на себя нестандартные и, между тем, возможные во взрослой жизни роли и принимать соответствующие решения за своих персонажей. Таким образом, человек «играющий» проходит в виртуальном мире своеобразную школу, которая накладывает позитивный отпечаток на его воспитание. Так, например, много подростков, играющих в «Героя гитары» (Guitar Hero), пошли учиться играть на этом музыкальном инструменте и т.п.

По сути, индустрия многопользовательских виртуальных игр, участники которых реально взаимодействуют друг с другом на трансграничном уровне в рамках целенаправленных игровых процессов, явилась самым ярким примером интерактивности в современной медиасреде; гораздо более интерактивным, чем блогосфера или социальные сети.

В этой онлайновой среде высокого уровня сложности участники принимают различные роли и затем совместными усилиями выполняют определенные задания, реализуют различные экономические, политические и творческие миссии. Одними из наиболее успешных игровых сред последнего времени явились The Sims, World of Warcraft, Second Life и др.

Современные видео- и онлайновые игры по всем типологическим характеристикам возможно отнести к инфраструктуре новых медиа: они обладают массовостью, доступностью, высокой информативностью (учитывая образовательную роль таких игр, как, например, World of Warcraft, число пользователей которой сегодня превышает 10 млн ежемесячно), актуальностью (тема игры должна представлять интерес и новизну, чтобы сделать продукт коммерчески выгодным), одновременностью и узнаваемостью.

Согласно исследованию компании PricewaterhouseCoopers «Обзор глобальной индустрии развлечений и медиа на 2009−2013 гг.» (Global Entertainment and Media Outlook: 2009−2013), в то время как многие сегменты интернет-медиа рынка под воздействием глобального финансово-экономического кризиса понесли существенные убытки и вынуждены были сократить производство, рынок видеоигр продолжает испытывать устойчивый рост5. Так, в 2008 г. показатели роста составили более 18%, что в условиях мировой рецессии довольно неплохой результат.

В исследовании PWC утверждается, что именно рынок онлайновых игр к 2013 г. будет отмечен наибольшим ростом в медиаиндустрии, по сравнению с другими новыми медиаресурсами.

Целесообразно выделить три ключевые причины подобного роста:

1. рынок видеоигр не зависит напрямую от рекламы, объемы которой под влиянием кризиса во всей медиасфере значительно снизились (одновременно с этим, необходимо отметить, что на современном этапе возрастает доля рекламы в сегменте видеоигр будет расти. Эксперты PWC отмечают, что доходы от размещения рекламы в видеоиграх увеличится более чем вдвое за анализируемый период);

2. игровые консоли нового поколения, выпущенные на рынок в 2005-2006 гг. оказались настолько успешны, что не теряют популярности на протяжении последнего периода;

3. наконец, контент видеоигр постоянно и быстро развивается, с учетом актуальных тенденций и потребностей конечного потребителя (важно понимать, что индустрия видеоигр с ее динамично обновляемым под влиянием изменяющихся потребностей аудитории контентом реализует уникальную интерактивную платформу своего рода «прямой доставки» контента непосредственному пользователю в том виде, в котором он ему наиболее интересен; по сути, инфраструктура видеоигр представляет собой сегодня не только саму интерактивную, но и самую гибкую и адаптируемую, с точки зрения цепочки построения отношений «продюсер – консюмер» медиасреду.

Стремительное развитие технологий беспроводного интернета по всему миру также обусловило широкое распространение онлайновых игр, в первую очередь, благодаря их массовому потреблению в Азиатско-тихоокеанском регионе, − утверждает Трейси Дженнингс, эксперт PWC. Эта тенденция также подкрепляется развитием мобильных технологий, включая возможности смартфонов и iphone, которые реализуют значительное число приложений, поддерживающих онлайновые игры.

Одновременно с этим развивается сегмент видеоигровой индустрии через сайты социальных сетей, в первую очередь Facebook, что в очередной раз подчеркивает специфику инфраструктуры новых медиа, в основе которых лежит конвергенция и взаимная интеграция платформ и ресурсов.

 

Новое поколение выбирает The Onion

Сегодня мы находим в Сети большое количество альтернативных «новостных» проектов, привлекающих широкую аудиторию. Одним из таких порталов является The Onion6 (от англ. слова «лук»), который позиционируется создателями как «самый лучший источник новостей в Америке».

Настоящий портал, построенный по всем принципам и правилам классического новостного сайта, включая полноценный рубрикатор и различные интерактивные ресурсы, содержит множество постоянно обновляемых информационных сообщений, публикаций, фоторепортажей и видеосюжетов, ни один из которых не является фактически достоверным. Весь контент является, по сути, юмористическим, однако отдельные сообщения вполне могли бы быть правдой.

Например, история о появлении новой Куклы Барби с непритязательной фигурой, рассчитанной на то, чтобы воспитывать у молодых девочек понимание, что сексапильная внешность не является ключевым достоинством женщины7. Или сюжет о том, как Федеральная комиссия по коммуникациям США (Federal Communications Commission) ввела запрет для сети быстрого питания KFC на использование определенных слов и словосочетаний в своей рекламной кампании, которые указывали бы на качество и вкусовую ценность реализуемой пищевой продукции, поскольку на самом деле еда в KFC не является ни вкусной, ни полезной8. Или новость о том, что телеканал «Эй-Би-Си» (ABC) заявляет о своем решении выпустить продолжение популярного телесериала «Остаться в живых» (Lost), т.н. ‘spin-off’, где главным героем будет мифический персонаж Дымовой монстр (Smoke Moster)9. Учитывая абсурдность последних сезонов телефильма, это вполне могло бы быть правдой.

Вместе с тем нельзя не отметить, что по всем традиционным признакам The Onion можно считать средством массовой информации, обладающим массовостью, доступностью, периодичностью (постоянной обновляемостью) и одновременностью. Более того, размещаемый на портале контент от статей до видеосюжетов выполнен по всем журналистским стандартам. В случае с размещением псевдо-репортажей о крушении авиалайнера Air France, на портале The Onion использовались реальные фотографии с катастрофы10.

 

Социальные сети как «простая» коммуникационная модель

Наиболее противоречивым феноменом новой медиасреды последних лет стали так называемые «социальные СМИ», в рамках которых развивается Веб 2.0 (социальные сети вроде MySpace, Facebook и др.).

Революционное значение социальных СМИ выразилось в том, что они предоставили пользователям интернета возможность публиковать свои медиасюжеты быстро и легко и под собственными именами. Социальные медиа предложили своей аудитории, во многом разочарованной в традиционных СМИ, принципиально новые механизмы взаимодействия и интерактивного участия, обусловившего новый этап в развитии гражданской журналистики.

Социальная сеть представляет собой, по сути, более простую модель, чем блог или онлайновый новостной портал: зарегистрировавших на Facebook, пользователь может размещать информацию в любом формате и объеме (текст, звук, фото, видео; у себя на странице или страницах других участников; в режиме форума или чата и др.) и искать контакты с любыми другими пользователями сети. В отличие от блогеров, пользователям социальных сетей уже не нужно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержания своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию.

Инструменты электронного взаимодействия социальных сетей сегодня активно используются как обывателями, так и государственным и бизнес-секторами. Правительство США финансирует исследование онлайновых социальных сетей с целью аккумуляции и обработки информации, размещенной пользователями. Подобный анализ позволяет собирать размещаемую информацию о совершенных человеком покупках, поездках, предпочитаемых спортклубах, развлекательных комплексах, наконец о «друзьях», чьи имена размещены в списке контактов. Крупнейшие международные компании создают исследовательские центры, в задачу которых входит исключительно мониторинг и анализ социальных сетей на предмет популярности предлагаемых компанией продуктов и услуг и изучение динамики спроса на них.

На сегодняшний момент подавляющее большинство контентных компаний, от «Би-Би-Си» до Google, используют интерактивные возможности рекламы и взаимодействия с аудиторией существующих социальных сетей или создают свои собственные аналогичные порталы.

Технологии и форматы социальных сетей постоянно развиваются: сегодня мы имеем детские социальные сети11, Twitter, представляющий собой некий симбиоз между социальной сетью и блогом, а также множество небольших социальных сетей, привлекающих довольно широкую аудиторию, например, таких как Ning и др. Постоянно растут инвестиции в социальные сети со стороны коммерческих компаний. Так, акции Facebook сегодня оцениваются, по разным источников, в сумму от 6,5 до 10 млрд долл.12 Показательно, что предложение о покупке акций Facebook на 200 млн долл. сделала в июле 2009 г. российская компания Digital Sky Technologies.

Социальные сети становятся все более эффективной платформой для анализа медиааудитории, поскольку пользователи размещают на портале большое количество личной информации, отражающей их интересы, покупательские цели и способности.

В среднем каждый пользователь проводит на Facebook порядка 3,5 часов в месяц. Более того, по оценкам британских исследователей более 233 млн часов в месяц тратится офисными сотрудниками на просмотр социальных сетей. Таким образом, рекламодатели получают возможность взаимодействия со своей целевой аудиторией в офисные часы.

В последнем отчете британской мониторинговой компании Datamonitor прогнозируется, что к 2012 г. доходы от услуг, предлагаемых в рамках социальных сетей, в экономике достигнут 2,4 млрд долл.

Одновременно с этим Datamonitor прогнозирует снижение активности аудитории социальных сетей, которая достигнет своего пика в 2009 г, к 2012 г.13

Подобные прогнозы обуславливаются, в первую очередь, социо-психологическими изменениями в моделях медиакоммуникативности пользователей, учитывая накапливающуюся «усталость» аудитории от социальных сетей и других форм интернет-активности.

 

Блогосфера как медиа

Причины сегодняшней популярности блогосферы и ее функциональности как медиамодели можно проследить по хорошо известному примеру медиаосвещения катастрофы в Индонезии в 2004 г.

26 декабря 2004 г. в 7.59 по местному времени на остров Суматра пришла разрушительная цунами, которая повлекла за собой огромное землетрясение силой 9,3 балла по шкале Рихтера. Как мы помним, последствия этого стихийного бедствия были катастрофичны. Западные СМИ отчаянно пытались найти корреспондентов, которые вели бы репортажи с места событий, учитывая, что у большинства из них не было собкоров нигде поблизости.

В результате, большинство первых новостных выпусков не могли предложить аудитории ничего лучшего, как описание реакции на сложившуюся ситуацию со стороны местного правительства и других органов власти, связаться с пресс-службами которых удалось напрямую.

В течение последующей недели журналистам удалось «наладить» освещение событий в пострадавшем регионе, однако снова в манере так называемого «репортажа с вертолета», как охарактеризовал работу прессы на тот момент американский медиакритик Дэнни Шечер. Приводя в пример следующую публикацию из «Вашингтон пост» (Washington Post) Д. Шечер подчеркивает, что подобные репортажи сравнимы с работой иностранного журналиста, который «прилетает в зону военного конфликта на полдня и получает большую часть информации, далее используемой в статье, от водителя такси14:

«Ламно, Индонезия, 4 января. На разрушенной территории вдоль побережья не осталось никаких признаков цивилизации, за исключением руин домов. Продвинувшись несколько миль вглубь острова, можно наблюдать несколько изолированных поселений, которые не затронула цунами, пришедшая на остров Суматра 26 декабря и унесшая жизни более 94 тыс. людей. Жители ходят вдоль главных дорог, в направлении тех точек, откуда с вертолетов американские благотворительные организации сбрасывали еду и воду в течение последних трех дней. Грань между жизнью и смертью здесь становится очевидна, если посмотреть вниз на разрушенную местность…».

Безусловно приведенный выше фрагмент публикации в газете дает некоторое представление о комментируемых событиях, предоставляя хотя и важную, однако далеко не исчерпывающую информацию о том, что происходит на острове на самом деле. Репортаж (если приведенный фрагмент можно считать таковым) лишен динамики, фактов и какой бы то ни было приближенности журналиста к освещаемому событию.

Подобного описания были полны многие другие публикации англоязычной прессы, посвященные трагедии в Индонезии, которые периодически перемежались выступлениями официальных лиц – представителей национального правительства, ООН, благотворительных организаций США и т.п.

Очевидно, что для западных СМИ, отмечает Шечер, оказалось реальной проблемой связаться с местными журналистами, которые, разумеется, видели ситуацию изнутри и потому могли бы рассказать историю намного лучше.

Неудивительно, что подобное освещение трагедии изнутри, или «снизу вверх» сумели предоставить блогеры, явившиеся очевидцами событий. Интернет на тот момент был полон сообщений и репортажей, представленных не профессиональными журналистами и даже далеко не всегда опытными блогерами, а обычными жителями, которые выкладывали в онлайн последние новости с места событий, фотографии и видео, сделанные на цифровые фотоаппараты или мобильные телефоны.

Необходимо отметить, что многие из таких материалов были далее растиражированы информационными агентствами и другими средствами массовой информации в поисках фактуры, способной дополнить и расширить ту информацию, которую они получали «со своих вертолетов». Одновременно с этим многие кадры, сделанные очевидцами в момент цунами и впоследствии появившиеся на телевидении, сделали возможным показать катастрофу телезрителям глазами тех людей, которые непосредственно присутствовали на месте трагедии, сделав ее таким образом еще более реальной, близкой, ощутимой для каждого.

По сообщениям компании Technorati.com15, занимающейся мониторингом активности блогосферы, в течение первых трех дней с момента трагедии в Индонезии в Интернете появилось более 55 тыс. блогов, посвященных цунами, за которыми последовали еще десятки тысяч. Все эти блоги стремились регулярно обновлять информацию, выступая таким образом в роли реального ресурса, с помощью которого люди по всему миру получали возможности отслеживать судьбу пострадавших, среди которых могли быть их близкие. Зачастую появлявшиеся в блогах комментарии и фотографии были шокирующими, однако они отражали весь масштаб трагедии так глубоко и искренне, как это не в состоянии были сделать профессиональные медиа. Одним из наиболее полезных и часто цитируемых блогов того периода стал ресурс SEA-EAT (английская аббревиатура для «Землетрясения и цунами в Южно-восточной Африке»). С первого дня трагедии блог вели более 50 человек из всех близлежащих к зоне стихийного бедствия областей и районов, которые сообщали ключевые новости, выкладывали соответствующие фото- и видеофайлы.

Несколько новостных агентств США и Великобритании активно использовали материалы блогов. Например, на американском новостном сайте MSNBC.com16 была создана страничка «Репортажи гражданских журналистов», на которую выкладывались наиболее актуальные фрагменты из блогов по соответствующей теме. На BBC News Online17 был создан интерактивный портал, посвященный трагедии, куда очевидцы событий могли выкладывать свои истории и фото- и видеоматериалы. Параллельно на портале работал мощный email-сервер, который позволял пользователям обмениваться сообщениями. В течение недели на портал поступило более 50 тыс. электронных писем, в которых англичане пытались найти какую-либо информацию о своих друзьях и близких, находившихся в тот момент в Индонезии, в то время как те отвечали и рассказывали о том, что происходило на месте трагедии.

Сегодня ситуация, когда СМИ используют блоги и другие непрофессиональные мультимедийные ресурсы как источники информации и «живой» материал для последующих публикаций не кажется нам такой удивительной. Журналисты готовы признать, что их «гражданские» коллеги блогеры зачастую оказываются быстрее, точнее и понятнее для массовой аудитории, просто потому что выступают очевидцами событий и способны показать ситуацию «изнутри».

Привести подобных примеров можно немало. В феврале 2007 г., когда в Санкт-Петербурге произошла масштабная бытовая трагедия – на стены жилого дома обрушился башенный кран – информация о событии появилась сначала на интернет-страницах наиболее популярного российского блогового портала «Живой журнал»18, и только затем СМИ опубликовали официальные заявления властей и комментарии журналистов с места событий. Сами журналисты цитировали жителей аварийного дома, которые в режиме реального времени выкладывали в своих блогах последнюю информацию о развитии ситуации19.

Когда в августе 2006 г. развернулись жестокие уличные беспорядки в маленьком карельском городке Кондопога, журналисты российской радиостанции «Эхо Москвы» использовали материалы местных блогеров в качестве основных источников информации. Редакторы новостной службы воспользовались поисковой системой «Yandex / блоги»20, чтобы выйти на наиболее часто обновляемые блоговые посты, описывающие события в Кондопоге. Посредством блогового поля для комментариев и электронной почты журналисты связались с отдельными блогерами и не только подготовили новостные материалы на основе их сообщений. Вслед за «Эхом Москвы» о событиях в Кондопоге рассказали центральные телеканалы.

Блоги сотрудников медицинских и гуманитарных организаций обретали особую важность как информационные источники в ходе недавних климатических катастроф – урагана Катрина в Новом Орлеане (2005 г.), наводнения в Тайланде (2004 г.) и др. В своих личных блогах работники организации «Врачи без границ» и др. распространяли информацию, которая не попадала на страницы крупных СМИ.

Одним из наиболее посещаемых блогов, посвященных катастрофе в Новом Орлеане, стал портал сотрудника местной интернет-компании М. Барнетта «the Interdictor»21, который во время бедствия находился в самом центре города и наблюдал за происходящим.

В ходе катастрофы в Тайланде самым быстрым и активным информационным ресурсом также становились блоги очевидцев, созданные «по следам» несчастья. Газета «Нью-Йорк Таймс» (The New-York Times) была вынуждена признать, что по живости и скорости обновляемости репортажи блогеров оказались на несколько шагов впереди крупных СМИ, которые, в свою очередь, использовали фотографии и видео, поступавшие на страницы блогов, в своих материалах.

Именно тогда, 5 лет назад, в свете трагедий в Тайланде и Индонезии понятие «гражданская журналистика» (grassroots journalism) получило широкое освещение в ключевых СМИ, что, безусловно, явилось ознаменованием принципиально нового этапа развития для цифровых медиа.

«Мы навсегда запомним эти события в Индонезии как страшную трагедию, унесшую множество человеческих жизней, − пишет блогер английской газеты «Гардиан» (The Guardian) Нил МакИнтош. − Однако медиаиндустрия запомнит эти события ее и потому, что в ходе трагедии гражданская журналистика с ее гигантской армией волонтеров, используя наиболее очевидные механизмы ведения блогов, наконец-то обрела свой голос и предоставила публики тот объем информации во всей ее полноте и глубине, который оказался не под силу традиционным СМИ» 22.

В настоящий момент говоря о блогах, мы подразумеваем достаточно широкий спектр интерактивных цифровых ресурсов, от личных «онлайновых дневников» до практически профессиональных медиапроектов в интернете, которые реализуются в блогоформате (например, порталы Ohmynews, IndyMedia и др., о которых пойдет речь далее в этой главе).

Сегодня количество блогов настолько велико, а их содержание разнообразно, что можно выделить блоги, специализирующиеся на конкретной тематике, будь то политика, культура, кино, путешествия, мода, право (так называемые blawgs), бизнес (slogs), спамерские блоги (splogs) и др. Существуют блоги, реализуемые исключительно в видео-формате (vlogs) или фото-формате (photoblogs). Однако большинство блогов представляют собой универсальный интегрированный медиаконтент и характеризуются широкой тематической диверсификацией.

Показательным примером признания блогов равнозначными традиционным СМИ медиаресурсами стало решение Калифорнийского апелляционного суда по делу корпорации Apple, распространившего на блогеров право хранить в тайне свои источники информации, которым изначально пользовались журналисты. Поводом для судебного разбирательства послужило исковое требование Apple к блогерам, сообщившим в своих дневниках о предполагаемом выпуске нового цифрового музыкального продукта компании под кодовым названием «Астероид», информация о котором держалась в строжайшем секрете. Руководство Apple потребовало от блогеров раскрыть личность человека, сообщившего им секретные сведения.

Процесс получил широкую огласку; в защиту интересов блогеров выступила известная организация, занимающаяся проблемами копирайта в сфере цифровых технологий «Фонд электронного фрондира» 23.

Решение суда явилось официальным признанием того факта, что в современной информационной системе интернет выступает одним из средств публикации и распространения медиаконтента, наравне с другими информационными носителями, используемыми журналистами. Одновременно с этим, принятое решение может в дальнейшем послужить весомым прецедентом в области права средств массовой информации.

В данной работе нам хотелось бы сконцентрировать внимание на блогах как части разветвленной инфраструктуры новых медиа и рассказать о наиболее интересных, с точки зрения профессиональной журналистики, проектах. В этом смысле мы неизбежно стремимся к рассмотрению блогосферы с двух взаимосвязанных и взаимодополняющих позиций:

● Блоги сами по себе как новая типологическая медиамодель, обладающая собственными характеристиками, динамикой и ценностью для развития современной индустрии новых медиа;

● Роль блогов и блогеров для современных СМИ и профессиональных журналистов. Критика блогеров как генераторов информации и непрофессиональных репортеров.

Исходя из вышесказанного, целесообразно построить следующую классификацию блогов в контексте новой медиасреды:

● Блоги профессиональных журналистов, которые ведутся на добровольной или корпоративной основе в рамках интернет-порталов официальных средств массовой информации. Такими блоговыми секциями, являющимися, по сути, жанровым продолжением основного медиаконтента онлайновых СМИ или интернет-представительств традиционных печатных и электронных изданий, обзавелось сегодня большинство крупных мировых медиаресурсов. Так, на официальных сайтах своих СМИ ведут блоги журналисты английской газеты «Гардиан» и сотрудники медиакорпорации «Би-Би-Си», в Рунете огромной популярностью пользуются блоги корреспондентов и постоянных ведущих радиостанции «Эхо Москвы» и др. Очевидно, что развитие этого блогового сегмента стало реакцией традиционных средств массовой информации на успешное освоение блогами как форматом медиарынка. Посредством официальных блогов СМИ стараются не только расширить и сделать более интерактивным свой регулярный контент, но и повысить уровень взаимодействия с аудиторией, сделать более доверительными свои отношения с постоянными зрителями (слушателями и читателями).

● Журналистские блоги, не закрепленные за традиционными редакциями. К этой категории мы будем относить проекты, авторами которых выступают по-прежнему профессиональные журналисты или даже любители, но тематика которых, в первую очередь, общественно-новостная. Данные блоги не размещаются на сайтах традиционных медиа, а существуют или на альтернативных блого-порталах (и в этом случае не ограничены какой-либо официальной редакционной политикой), или на порталах альтенативных медиа (например, WikiNews).

● Третью категорию составляют так называемые «корпоративные» блоги, которые ведутся официальными организациями или общественными деятелями и реализуют, в первую очередь, механизмы интерактивной коммуникации между официальными лицами и обывателями.

● В отдельную группу целесообразно сегодня выделять «политические» блоги. Сегодня в Интернете представлены блоги известных политиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппаратов; посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы используются сегодня в рамках политических избирательных кампаний.

● Наконец, еще одну выделяемую нами блоговую группу составляют личностно-ориентированные блоги, которые ведутся индивидуальными независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официальным структурам.

Такие блоги, как правило, не периодичны, имеют мигрирующую, по большей части, немассовую аудиторию, их авторы не являются профессиональными журналистами и не ограничены в своем творчестве ни нормами редакционной политики, ни общепринятыми стандартами профессиональной этики. Одновременно с этим подобные индивидуальные блоги в отдельных случаях обретают высокую информационную ценность для аудитории и традиционных СМИ, выступая в качестве первоисточников информации, о чем мы говорили выше.

Данную категорию блогов мы предлагаем рассматривать как потенциальные средства массовой информации, которые могут выполнять функции СМИ, а следовательно являться полноценными участниками медиаиндустрии в особых информационных условиях и на временной основе.

Приведем еще несколько примеров. Когда в 2004 г. в преддверии президентской избирательной кампании Д.Буш проводил очередную встречу с представителями малого бизнеса, журналисты по каким-то причинам не были допущены к участию в мероприятии. Однако среди гостей Д.Буша оказался активный американский блогер Р. Хэммок, который сразу по окончании мероприятия описал в малейших деталях проведенную встречу и ее итоги в своем блоге24. Далее эту информацию растиражировали все национальные СМИ.

Весьма показательной стала история сенатора из Миссиссиппи Трента Лотта, который на юбилее сенатора Строма Турмонда в 2002 г. публично выступил в поддержку расисткой политики Турмонда25. Центральные газеты и телеканалы, присутствовавшие при данной речи, не увидели информационного повода в высказывании Лотта. Однако журналист «Эй-Би-Си-Ньюс» (ABC News) Эд О’Киф опубликовал информацию в своем блоге в ABC-News.com, the Note, что повлекло за собой огромный всплеск комментариев и повышенное внимание общественности и центральных СМИ, включая ведущие газеты «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс», которые подвергли яростной критике высказывания Лотта.

В результате не только сенатор Лотт был вынужден подать в отставку, но и блоги получили широкое признание как новостной источник в новой медиаиндустрии.

Огромное значение блогосфера приобрела в ходе американо-иракского конфликта. Вторая иракская война стала следующим, после трагедии 11 сентября, поворотным моментом в новейшей истории развития журналистики.

На протяжении всего военного конфликта блоги местных жителей были полны уникальной информацией, которая либо использовалась СМИ в новостных материалах, либо не публиковалась, но была доступна широкой интернет-аудитории. В декабре 2003 г., когда тысячи иракцев вышли на улицы Багдада с протестами против бомбардировок и насилия со стороны американских солдат, большинство национальных СМИ США, включая «Нью-Йорк таймс» умолчали об этой демонстрации. Информация просочилась сквозь блоги местных жителей, которые содержали разносторонни комментарии и соответствующие фото- и видео-файлы. Также известно, что именно блогеры содействовали распространению двух самых известных фото иракской войны: трупы американских солдат, ввозимые в США в гробах, «расписанных» под американский флаг, и свидетельства пыток военнопленных в тюрьме Абу-Грейб.

В 2004 г., когда ситуация в Ираке значительно ухудшилась и журналисты, под страхом похищения или обстрела, старались как можно реже покидать свои отели и охраняемые корпункты, освещением событий занимались преимущественно иракские «фри-лансеры», которых западные СМИ обеспечивали компьютерами с доступом в Интернет и просили вести блоги.

Самыми популярным из иракских блогеров стали Zeyad, чей портал собирал огромное количество постоянных посетителей, черпавших оттуда последние новости, и Salam Pax, который впоследствии опубликовал свой блог в виде книги. Следующим по популярности был блог 27-летней иракской женщины-программиста, выступавшей под ником Ривербенд. Ее блог под названием «Багдад в огне» издавался непрерывно в течение трех лет и был также выпущен как книга, за которую автор была удостоена престижной литературной премии

Все эти военные блоги, среди которых были также порталы американских военнослужащих или рядовых граждан, отправлявшихся специально в Ирак на деньги своего блогерского коммьюнити, нашли огромное количество читателей, поскольку предлагали более глубокую, отличную от официальной медиатрактовки картину разворачивавшихся событий.

Сегодня мы понимаем, что новые медиа зачастую оказываются не просто оперативнее и информативнее, но и доступнее традиционных СМИ. Трагические события 11 сентября показали, что, несмотря на то, что телевидение смотрели чаще, чем обращались к интернету, среди вебсайтов наибольшей популярностью пользовались не порталы ведущих информационных агентств, а альтернативные новостные проекты, предоставлявшие доступ к любой появлявшейся в их распоряжении новостной информации и открывавшиеся намного быстрее, чем «перегруженные» сайты «Си-Эн-Эн» (CNN), «Би-Би-Си» и т.п. (например, Slashdot.com, Scripting.com, CNET News и др.26).

Эти сайты зачастую генерировали и перепечатывали информацию с других новостных порталов, а также открывали доступ пользователям для публикации их данных и обновлений. Именно эти ресурсы наиболее активно использовали свидетели и жертвы теракта, которым удалось спастись: выбравшись из Всемирного торгового центра, они размещали в интернете информацию о себе и других участниках трагедии.

События последних пяти лет показали, что даже если традиционные СМИ сохраняют высокий уровень доверия к ним потребителя, новые медиа оказываются быстрее, насыщеннее и зачастую «честнее», в силу того что более оперативно и «без купюр» публикуют доступную им информацию. Это в очередной раз подтвердили, например, теракты в лондонском метрополитене в 2005 г., когда наиболее активным и часто обновляемым источником информации стало городское сообщество блогеров27, наряду с инфраструктурой сайтов, позволяющих осуществлять загрузку фото- и видеофайлов (типа Flickr.com).

Одновременно с этим в ходе лондонских терактов проявился и непрофессионализм блогеров: в интернете зачастую распространялись мифы, истории, не соответствовавшие действительности, базировавшиеся на слухах и непроверенной информации. Так, например, в один из первых дней катастрофы в блогах распространилась новость о том, что в Сити был застрелен один из террористов-смертников, что не было правдой, и др. подобные истории. Таким образом, выигрывая в скорости, новые медиа по-прежнему уступали традиционным СМИ в достоверности и качестве информации.

Другим ярким примером непрофессионализма блогеров стало распространение в Интернете информации с экзит-полов в ходе президентской кампании в США в 2004 г. Традиционно СМИ не публикуют информацию, аккумулируемую по итогам опроса голосовавших на выходе с избирательных участков, поскольку эти данные не являются официальными и могут существенно меняться в ходе продолжения выборов. Однако блогеры пошли по другому пути. Руководствуясь принципом: «мы публикуем, вы решаете», ряд американских интернет-порталов сделал доступной предварительную информацию с экзит-полов. Согласно этим данным, уверенную победу в президентских выборах одерживал Керри; подобные публикации стали причиной ложных надежд сторонников кандидата, с одной стороны, равно как и стимулировали большую активность сторонников Д. Буша, с другой.

Проявившийся на этом этапе непрофессионализм богеров был умело использован журналистами с целью подчеркнуть, что блоги, как медиаформат, зачастую оперируют слухами и непроверенными данными, что может привести к разжиганию политических конфликтов. На основе сложившейся ситуации многие медиаассоциации заявили, что непрофессиональные журналисты не должны допускаться к освещению ключевых политических процессов.

В целом, интерактивные медиатехнологии используются в большой политике все более активно. Сегодня, когда президенты России и США имеют собственные блоги, правительства Великобритании и Франции располагают каналами на YouTube, а бывший премьер-министр Таиланда Таксин Чинават, находящийся в изгнании, заводит аккаунты на социальных сетях Facebook и Twitter, чтобы общаться со своими сторонниками28, мы понимаем, что новые медиа, безусловно, нашли свои нишу в современном обществе.

Инструменты интернет-PR и блогов эффективно применяются политиками еще с конца 1990 гг. В 1998 г. Д. Вентура, кандидат на пост губернатора штата Миннесота, организовал свою предвыборную кампанию исключительно посредством интернета и имел огромный успех среди избирателей. Основным преимуществом Вентуры стало парадоксальное сочетание эффективности кампании и ее ничтожно малого даже по тем временам бюджета. Оказалось, что основную массу агитационных работ кандидат вел именно в Сети.

На специальный сайт он отгружал в режиме реального времени всю актуальную информацию, от своих взглядов по ключевым вопросам политической программы до цифровых фото, запечатлевших все агитационные мероприятия и встречи с избирателями, так что жители штата могли с точностью до нескольких часов знать, где находился кандидат и каким образом готовился к выборам. Даже половину своих сотрудников Вентура нанял через интернет.

Два года спустя кандидат в президенты от Республиканской партии Д. Маккейн собрал миллион долларов на свою предвыборную кампанию в течение 48 часов посредством интернета после удачного выступления на одном из предэлекторальных мероприятий.

В том же 2000 г. Европу потряс успех ультраправой «Партии свободы» Йорга Хайдера, сумевшей провести успешную предвыборную кампанию в интернете и вошедшей, таким образом, в правительство Австрии.

Показательным опытом инноваций и экспериментирования в области широкого применения новых медиатехнологий стала президентская кампания в США в 2004 г.

В ходе предвыборных соревнований в интернете появились блоги практически всех кандидатов в президенты. Любой избиратель мог зайти в блог того или иного кандидата, ознакомиться с его программой, оставить собственный комментарий или задать вопрос политику и посредством блога получить на него ответ. Наиболее успешным оказался блог кандидата на пост президента от демократической партии Г. Дина. Благодаря своей интернет-деятельности кандидату удалось создать масштабный денежный фонд, аккумулировавшийся на основе небольших, но многочисленных электронных пожертвований и составивший значительную часть бюджета предвыборной кампании Г. Дина.

Более того, блоги вела вся администрация кандидата, регулярно организовывавшая электронное общение с избирателями посредством крупнейших блоговых порталов, типа Meetup.com29 и др.

В рамках той же президентской кампании противниками Д. Буша было запущено в интернете несколько альтернативных мультимедийных проектов, ориентированных на активных избирателей. Осенью 2003 г. интерактивный портал Moveon.org30 запустил видео-инициативу под названием «Буш за 30 секунд». Посетителям портала предлагалось записать с помощью портативных компьютерных видеокамер короткие рекламные ролики, доказывающие, что Буш не должен быть переизбран на второй срок. Проект стал неким политическим аналогом аналогичного продюсерского конкурса Project Greenlight, запущенного в Сети голливудскими актерами М. Дэймонаом и Б. Аффлеком и ориентированного на молодых кинорежиссеров, которым предоставлялась возможность продвигать посредством интернета независимое кино.

В случае с проектом Moveon.org организаторы программы отобрали лучшие видео и растиражировали их в интернете и на кабельных телеканалах. «Си-Би-Эс» отказались транслировать эти видео, посчитав их слишком противоречивыми. Данное обстоятельство само по себе вызвало заметный резонанс в национальной прессе, что обеспечило огромное проекту со стороны общественности, чего собственно и добивались организаторы.

Весной 2004 г. в интернете циркулировало другое сатирическое видео под названием «Трамп увольняет Буша»31. Оно имитировало заставку к популярному телевизионному шоу Д. Трампа «Новичок» (The Apprentice). Видео представляло различные свидетельства того, что Д. Буш не справляется со своими обязанностями президента. Картинку сопровождал следующий закадровый текст: «Д. Буша назначили быть президентом. Он вгоняет в гроб экономику, использует ложь, чтобы оправдать войну, не укладывается в бюджет. И это почти сошло ему с рук, пока обо всем не узнал Д. Трамп».

Далее камера показывает крупным планом Д. Трампа, который с недоумением произносит ключевые слова: «Кто выбрал такую дурацкую концепцию! ТЫ УВОЛЕН». Пока Трамп говорит последнюю фразу, крупным планом встает лицо разочарованного и расстроенного Д. Буша, так что создается впечатление, будто Д. Трамп на самом деле увольняет президента США. Видеоролик заканчивался следующим закадровым текстом: «К сожалению, Трамп не может уволить Буша для нас. Но мы можем это сделать сами. Присоединяйтесь к нам, и мы вместе уволим Буша и развлечемся по пути».

 

Блогомодели как формат реализации новых медиа: OHMYNEWS, INDYMEDIA, OPEN SOURCE MEDIA и др.

Широкое распространение форматов новых медиа обусловило существование в Сети большого количества альтернативных интернет-СМИ, функционирующих по принципиально новым медиамоделям.

Так, одним из популярных онлайновых новостных источников, например, является интернет-газета Huffington Post32, большую часть контента которой составляет материал блогов.

В настоящем параграфе мы охарактеризуем некоторые ключевые на сегодня форматы новостных порталов, наполняемых за счет пользовательского контента и организации материалов блогов.

 

IndyMedia

Начало отсчета для IndyMedia можно условно вести с ноября 1999 г., ознаменованного событиями так называемой «Сиэтлской битвы», когда тысячи американцев вышли на улицы в знак протеста против глобализации торговли в преддверии саммита ВТО.

В то время как центральные СМИ традиционно сфокусировали внимание на противостоянии митингующих и полиции, не вдаваясь в детали повестки и позиции антиглобалистов, участники акции протеста организовали свое собственное освещение событий. Более 400 волонтеров, с мобильными телефонами, фотоаппаратами, диктофонами и цифровыми видеокамерами делали свои новости и выкладывали их на IndyMedia.org.

Сегодня IndyMedia33 – «Независимый медиацентр» представляет собой глобальную новостную сеть, поддерживаемую различными независимыми медиаорганизациями и индивидуальными журналистами и реализующую контент на 8 языках, включая английский, датский, французский, испанский, португальский и др.

Новостная сеть обновляется за счет функционирования более 150 медиацентров по всему миру, многие проекты реализуются исключительно через интернет, без прямого контакта участников. Ресурс реализует интерактивную платформу для публикации различных материалов независимых журналистов; фактически любой пользователь может предложить к публикации свою статью через интернет. Ключевым мотивом остается антиглобалистское движение.

Большинство постов на портале публикуются анонимно. За всю историю своего существования IndyMedia не раз оказывался под давлением властей. В Великобритании, например, полиция несколько раз «арестовывала» сервера местных центров IndyMedia, по итогам отдельных провокационных публикаций, что вызывало волны критики и протеста со стороны журналистов.

Разумеется, контент IndyMedia можно приравнивать к СМИ только отчасти, равно как и авторы проекта далеко не всегда имеют четкое представление о профессиональной журналистике. Однако «голос» IndyMedia в системе новых медиа безусловно значителен.

 

OhmyNews

Другим характерным примером «блогожурналистики» является южнокорейский портал OhmyNews34. Наиболее распространенное определение для OhmyNews – это «онлайн газета», в деятельности которой участвуют тысячи независимых блоггеров и журналистов, которые получают заработную плату за свой труд; в отличие от IndyMedia, OhmyNews является не только коммерчески выгодны проектом, но и, по признанию английской газеты «Гардиан», наиболее влиятельным национальным новостным сайтом35.

Данным проектом его основатель Oh Yeon Ho показал, что любой может быть корреспондентом и получать за это деньги, благодаря сети интернет. «Каждый гражданин – репортер» − таков основной принцип проекта.

Сегодня контент сайта создается на 20% штатными журналистами и на 80% блогерами.

На OhmyNews работают порядка 500 тыс. блогеров по всему миру, которые совместно со штатными репортерами ежедневно выкладывают на интернет-портал более двухсот постоянно обновляемых актуальных новостных материалов. Материалы ранжируются в зависимости от степени эксклюзивности. По этим же критериям и оплачиваются (блогер может получить за свой пост от 2 до 20 долл.).

Одним из ключевых событий в истории OhmyNews явились президентские выборы 2002 г., когда победу одержал Рох Му-Хун, что явилось неожиданностью как для политических кругов, так и медиасообщества. Рох Му-Хун не был любимчиком традиционных СМИ; его политическая кампания освещалась разрозненно и не всегда объективно. Главная заслуга OhmyNews в данном случае была в том, что портал с самого начала президентской гонки последовательно и наиболее полно и объективно освещали кампанию будущего президента, чем фактически создали его политический имидж и предпосылки для победы на выборах – все это в очередной раз свидетельствовало о роли интернета и, в частности, новых медиа в Южной Корее, где доступ к современным информационным технологиям среди населения, безусловно, велик.

Неудивительно, что после своего избрания на президентский пост Рох Му-Хун дал первое эксклюзивное интервью именно журналистам OhmyNews, а не одной из трех крупнейших мейнстримовых газет.

Таким образом, OhmyNews стали первой медиа-моделью, принципиально изменившей систему взаимодействия СМИ и аудитории. Из «лекторов», сообщающих имеющуюся у них информацию, журналисты превратились в «соавторов», вступивших в активное взаимодействие со своими читателями. Блогеры же, в свою очередь, явились одновременно потребителями информации и медиафанатами, с одной стороны, и компетентными создателями контента и гражданскими журналистами, с другой.

 

Wikinews

Другой аналогичный пример – всем хорошо известный новостной портал Wikinews36 – представляющий собой платформу для деятельности множества «гражданских журналистов» по всему миру. Проект работает по тому же принципу, что и родственный портал электронный энциклопедии Wikipedia: пользователи могут сами размещать и редактировать новостной контент. Wikinews позволяет загружать аудио-, видео- и текстовые форматы (PDF).

Ключевой характеристикой «редакционной политики» Wikinews является ее стремление к «нейтральности» новостей. По мнению создателей проекта, именно в этом заключается смысл гражданской журналистики: новости должны излагаться объективно, представляя «идеи и факты» таким образом, что это устроило бы и сподвижников, и оппонентов – считает основатель Wikimedia Джимбо Уэльс37. Таким образом, Wikinews реализует более традиционный подход к журналистике, пусть и в режиме онлайн, по сравнению с IndyMedia и OhmyNews, где пользователи практически не ограничены требованиями к содержанию и качеству публикуемой информации.

 

Open Source Media

Иная схема лежит в основе деятельности так называемых «открытых СМИ» (Open Source Media), получивших широкое распространение в интернете в последние несколько лет. Внешне порталы открытых СМИ идентичны сайтам многих онлайновых газет: материалы разбиты по тематическим рубрикам, выдержаны в жанровых и технических стандартах. Однако весь контент формируется и самостоятельно размещается на порталах блогерами. Таким образом, открытые СМИ представляют собой ту же блогоструктуру, но коллективную и организованную на базе единых информационных интернет-ресурсов, как правило, локализованных по принципу географической и культурной идентичности.

Среди наиболее популярных открытых блоговых СМИ на Западе можно привести примеры локализованных порталов NECN.com38, BlufftonToday.com39, NorthwestVoice.com40. Из русскоязычных порталов – Realno.info!41 или украинско-русский «Хай-вей»42.

Наиболее популярным блоговым проектом, ориентированным на поддержку и развитие миноритарных языков, является портал NewEurasia.net43, освещающий жизнедеятельность региона Центральной Азии и Кавказа. Материалы, подготавливаемые блогерами со всего мира, публикуются на трех языках: английском, русском и узбекском.

Существуют также блоговые порталы, ведущиеся на гаэльском языке, авторы которых могут географически находиться в любой точке мира, включая Закавказье или Аляску.

Основные выводы

В настоящей статье описаны и проанализированы некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, модели новых медиа. Настоящие примеры отобраны на основе условной типологической характеристики новых медиа, которая базируется на понимании ключевых процессов и признаков, общих для всех ресурсов new media и обуславливающих их инновационное развитие.

Двигаясь поступательно от краткого экскурса в историю развития новых медиа до актуальных моделей и прогнозов, мы попытались сформулировать ключевые направления, в рамках которых формируется и функционирует сегодня индустрия новых медиа.

Настоящие модели построены на принципах активного участия аудитории в процессе создания медиаконтента, распространяемого в различных онлайновых форматах, число которых постоянно растет.

Данные модели предлагается рассматривать не только с позиции ценности медийного контента, но и в разрезе реализации ими социо-коммуникативных задач.

В этом смысле наиболее инновационным и интерактивным форматом явились виртуальные видеоигры, которые предложили принципиально новую модель взаимодействия пользователей в режиме реального времени.

Важным элементом статьи стал анализ потребляемости и востребованности ресурсов новых медиа среди представителей молодого поколения, представленный на основе исследования фокус-группы английских подростков.

  1. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press. 2006. С.16.
  2. Там же. С.19.
  3. Kung L., Picard R.G., Towse R. The Internet and the Mass Media. Sage Publications Ltd. 2008.
  4. http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/8149967.stm
  5. http://www.pwc.com/gx/en/global-entertainment-media-outlook/video-tracey-jennings.jhtml
  6. http://www.theonion.com/content/index
  7. http://www.theonion.com/content/news/new_homely_doll_to_improve_self
  8. http://www.theonion.com/content/news/kfc_no_longer_permitted_to_use
  9. http://www.theonion.com/content/news/smoke_monster_from_lost_given_own
  10. http://www.theonion.com/content/news/investigators_determine_air_france
  11. http://www.kidzui.com/ , http://yoursphere.co.uk/, http://yoursphere.co.uk/ и др.
  12. http://news.cnet.com/8301-13577_3-10285409-36.html
  13. http://industry.tekrati.com/research/9562/
  14. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press. 2006. С.6.
  15. www.technorati.com
  16. www.MSNBC.com
  17. www.news.bbc.co.uk
  18. www.livejournal.com
  19. http://dinka.livejournal.com/412930.html
  20. http://blogs.yandex.ru/
  21. http://mgno.com/
  22. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press. 2006. С.10.
  23. http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/02/09/235061_2
  24. Gillmor D. We the Media: Grassroots Journalism By the People, For the People.'Reilly Media, Inc.; New Ed edition. 2006. С. 137.
  25. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press 2006. С.79.
  26. Ibid. С.59.
  27. Ibid. С.150.
  28. Bangkok Post. 2009. Июль, 24.
  29. http://www.meetup.com/
  30. http://moveon.org/
  31. www.trumpfiresbush.com: http://politicalhumor.about.com/library/multimedia/trumpfiresbush.swf
  32. http://www.huffingtonpost.com/
  33. www.IndyMedia.org
  34. http://www.ohmynews.com/
  35. The Guardian. 2003. Февраль, 24.
  36. http://wikinews.org/
  37. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press. 2006. С.137.
  38. http://www.boston.com/news/necn/
  39. http://northwestvoice.com/
  40. http://realno.info/index/categories/realno
  41. http://www.blufftontoday.com/
  42. http://www.hw.net.ua/about.php
  43. http://www.neweurasia.net/?page_id=735