Languages

You are here

Современное журналистское образование: актуализация технологического компонента

Научные исследования: 
Выпуски: 
Авторы материалов: 

Contemporary journalism education: updating the technological component

Шестеркина Людмила Петровна
доктор филологических наук, декан факультета журналистики, зав. кафедрой средств массовой информации Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), 250852@mail.ru

Lyudmila P. Shesterkina
Doctor of philology, Dean of the Faculty of Journalism, head of the chair of mass media, South-Ural State University, 250852@mail.ru

 

Аннотация
В статье обосновывается понятие «технология современного журналистского образования» как совокупность образовательных, педагогических, информационных технологий, основанная на личностно-деятельностном и компетентностном подходах и функционирующая как основной механизм образования и воспитания личности профессионала медийной сферы.

Ключевые слова: журналистское образование, информация, медиасфера, технология.

Abstracts
The article explains the concept «technology of modern journalistic education» as a totality of educational, pedagogical, the information technologies, based on personal activity and competence approaches and functioning as a basic education mechanism of the person the professional of media sphere.

Key words: journalism education, information, media sphere, technology.

 

Применение технологического подхода и термина «технология» в различной коннотации к описанию и анализу социальных процессов, к сфере духовного производства стало возможным вследствие успехов НТР, глобальной трансформации индустриального общества в информационное, динамичного развития всей системы массовых коммуникаций.

Журналистика – это та сфера человеческой деятельности, в которой продуктивность, эффективность и креативность функционирования субъекта информационной деятельности определяется наличием технических возможностей и существованием соответствующих технологических предпосылок. Нельзя выпустить газету, не имея современного типографского оборудования, как нельзя подготовить к эфиру технически качественную телепрограмму, базирующуюся исключительно на исходных видеоматериалах, снятых на камеру в формате VHS.

Сегодня «средства массовой информации переживают ломку устоявшихся технологических процессов. Это вызвано революционными изменениями в технике СМИ и связанных с ними методов и форм управления. Компьютеризация сбора, обработки, хранения и распространения информации, внедрение новых материалов, изменение схем управления редакционными коллективами и многое другое ведет к новому качеству СМИ и усилению их роли в обществе. Изменился медиапродукт, сами средства массовой информации становятся интерактивными и мультимедийными»1.

Характеризуя разные уровни реализации конвергенции в средствах массовой коммуникации, Е.Л. Вартанова выделяет технологическую конвергенцию СМИ как слияние технологий распространения и производства информации, получившую импульс для развития в результате перевода содержания в цифровую форму2. Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Практически любой информационный продукт может принимать любую «медиаупаковку». Таким образом, происходит изменение форм СМИ, где наряду с традиционными формами возникают «гибридные» формы (онлайновые и офлайновые).

На профессиональном журналистском уровне конвергенция изменяет требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков – умения производить материалы для любого СМИ.

В этих условиях технологический подход в образовании открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной деятельности, расширения активности в социальной деятельности. А это, в свою очередь, позволяет в рамках системы журналистского образования решать следующие важные задачи:

  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности прежде всего в рамках получения образования и специальности;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы всех видов и типов;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих проблем.

Мы понимаем технологию в целом как систему передачи знаний, умений и навыков, обеспечивающую усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества, а на развивающем уровне – стимулирование рефлексии учащегося, т.е. осознание и осмысление им собственных действий3. Методика в этом случае трактуется нами как совокупность приемов, способов, средств целесообразного проведения работы, как тактика познания и действия, в то время как понятие «технология» олицетворяет стратегию4. В конечном счете, все они направлены на повышение эффективности процесса получения обучающимися профессионального образования по конкретной специальности.

В современной науке считается научно корректным различать понятия «технология образовательная» (т.е. технология в сфере образования), «технология педагогическая» (т.е. технология в сфере педагогики) и «информационные образовательные технологии».

Соответственно, мы характеризуем образовательную технологию как системное научное проектирование, при котором задаются цели и задачи обучения, применяются технические средства обучения, обеспечивается контроль.

Технология педагогическая в таком случае представляет собой часть образовательных технологий и предполагает последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на успешное решение педагогических задач.

Информационные образовательные технологии позволяют использовать в процессе обучения компьютеры, современные способы получения, обработки, хранения и передачи информации, сети интернет5. Таким образом, совокупность образовательных, педагогических, информационных технологий, основанную на личностно-деятельностном и компетентностном подходах и функционирующую как основной механизм образования и воспитания личности профессионала медийной сферы, мы определяем как «технологию современного журналистского образования».

В современных условиях она может быть реализована на разных уровнях: научном, формализованно-описательном, процессуально-деятельностном.

В первом случае технология современного журналистского образования может быть отнесена к той части науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения, а также имеет непосредственное отношение к проектированию образовательных процессов. Формализованно-описательный подход следует понимать как алгоритм процесса, описание (вербальное, текстовое, схематическое) совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения. И, наконец, процессуально-деятельностный подход рассматривается нами как осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые задействованы в образовательном процессе журналистов.

В табл. 1 представлены технологии современного журналистского образования, соответствующие методологии педагогической науки.

 

Таблица 1. Уровни технологий

Уровни организационных структур

Уровни теоретико-практических подходов

а) научный

б) формализованно-описательный

в) процессуально-деятельностный

1. Метатехнологии

а1

б1

в1

2. Макротехнологии

а2

б2

в2

3. Мезотехнологии

а3

б3

в3

4. Микротехнологии

а4

б4

в4

 

Рассмотрим указанные уровни организационных структур. Вектор нашего анализа будет носить в данном случае дедукционный характер.

Метатехнологииохватывают целостный образовательный процесс в стране, в конкретном регионе, учебном заведении.

Макротехнологии представляют собой отраслевые технологии, которые соответствуют общеметодическому уровню. Они охватывают деятельность в рамках какой-либо отрасли (к примеру, подготовки работников СМИ), области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. В нашем случае примером макротехнологии можно назвать программы учебных дисциплин «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство», которые являются одними из профессионально-образующих в общей структуре подготовки и обучения журналистов.

Мезотехнологии являются модульно-локальными технологиями. С их помощью осуществляются отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса. Подобные технологии могут быть направлены на решение частных, локально-дидактических, методических или воспитательных задач. В случае журналистского образования мы можем говорить о том, что мезотехнологии применяются, например, при прохождении производственной практики студентами, обучающимися по специальности «Журналистика» в средствах массовой информации.

Микротехнологии являются технологиями, направленными на решение узких оперативных задач и относящимися к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов образовательного процесса (контактно-личностный уровень). Применительно к процессу обучения журналистов в качестве микротехнологии мы можем рассматривать технологию формирования навыков и умения создания концепции медиапроекта .

Именно технология в условиях обучения, сориентированного на конкретную специальность (либо пул родственных специальностей), и позволяет выбрать тот вариант развития формирующейся (или уже сформированной) системы подготовки профессионалов, в которой интегрируются самые разные факторы и обстоятельства, условия и возможности. И самой эффективной и наиболее часто встречающейся является в этом смысле проектная технология.

Семантическая синонимичность данного понятия реальной практике отечественной медиасферы очевидна. Не случайно в качестве операционного термина в профессиональной среде СМИ и других сферах широкое распространение получил термин «проект», который означает совокупность действий в процессе реализации и воплощения конкретного замысла в определенной форме и виде с соответствующим содержанием для дальнейшего распространения по каналам массовой коммуникации. Можно сказать, что в нынешних условиях существования российского журналистского образования проектирование процесса обучения – такая же важная составляющая его функционирования, как аналогичный процесс в медиасфере.

Сегодня проектные технологии, бесспорно, относятся к группе активных методов обучения (наряду с тренингами, игровыми технологиями и т.д.) в системе журналистского образования.

Проектная технология берет свое начало в методе проектов, центральном элементе «прагматической педагогики» Д. Дьюи, имевшей популярность в мире в первой половине XX в. (в России – в послереволюционные 1920-е гг.). Учебный процесс в то время строился не на коллективном усвоении членами группы некой суммы знаний, умений и навыков, предписанных педагогам, а на выполнении учащимися индивидуальных и совместных проектов, при разработке которых должно было происходить обогащение их жизненного и профессионального опыта.

При подобной организации обучения (точнее – процесса развития личности) упор делается на самостоятельное творчество человека: обучаемому предоставляется достаточно широкая свобода в планировании, организации и самоконтроле своей деятельности.

Технология может иметь ограниченную сферу применения в целях освоения теоретического содержания, но может довольно эффективно применяться для прикладных дисциплин творческих специальностей. Поскольку обучаемый, выполняющий собственный проект или участвующий в реализации группового проекта, неизбежно проявляет субъектную активность, а его развитие через обогащение жизненного и профессионального опыта, через реализацию его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии является целью реализации проектов как формы организации учебного процесса, проектная технология по праву может быть отнесена к личностно ориентированным технологиям.

И она успешно реализуется:

  • в принципах обучения (в нашем случае – модульность, индивидуализация, интенсивность);
  • в формах и методах обучения (интерактивные методы, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, проектирование, моделирование, оптимизация выполнения самостоятельных и практических заданий в процессе производства соответствующего медиапродукта);
  • в методах контроля за результатом образовательного процесса (оценка результатов освоения теоретических знаний и выполнения практических заданий);
  • в средствах обучения (наличие соответствующих технических и технологических возможностей и оборудования).

Это позволяет осуществлять процесс образования и воспитания личности профессионала медийной сферы на уровнях изменения самого объекта его деятельности в процессе осуществления того самого проектирования, субъектом которого он становится в рамках обучения. То есть проектная технология становится инструментом воздействия на личность обучаемого, совокупностью средств формирования профессиональной культуры личности, включающей в себя следующие обязательные и необходимые компоненты:

  • мировоззрение как совокупность социального опыта, взглядов и отношений к преобразованию окружающей действительности на основе конкретного медийного проекта, представленных на уровне эрудиции, позиции и способностей;
  • мастерство как владение способами, методами и средствами информационной деятельности, включающей комплекс исследовательских, проективных и управленческих умений, навыков и компетенций;
  • поведение как ценностные проявления индивидуума-специалиста, определяющие его отношение к нормам и традициям профессиональной информационной деятельности.

Рассмотренный в данном исследовании технологический компонент журналистского образования, с нашей точки зрения, характеризует гуманитарная направленность, ведь все технологии ориентированы на развитие человеческой личности и на создание соответствующих для этого условий. Они содержат в себе способы совершенствования и развития интеллектуального и профессионального потенциала студента-журналиста, то есть по природе своей относятся к виду гуманитарных технологий, а следовательно, усиливают процессы гуманизации и гуманитаризации журналистского образования и способствуют подготовке всесторонне образованного и высокопрофессионального специалиста СМИ.

 


  1. Михайлов В.А. Современная зарубежная журналистика: Правила и парадоксы. СПб, 2002. С. 40.
  2. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Развитие информационного общества в России. Т. 1. Теория и практика. СПб, 2001. С. 157–164.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991; Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005; Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986; Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  4. Толочек В.Г. Современная психология труда. Глоссарий. СПб, 2005. С. 71.
  5. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., 2006. С. 266–280.