University mass-media in the system of corporate media
Сидорова Татьяна Ивановна
преподаватель кафедры журналистики факультета журналистики Челябинского государственного университета, kbn@csu.ru
Чемякин Юрий Владимирович
кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького, chemyakin1977@yandex.ru
Tatyana I. Sidorova
lecturer at the chair of journalism, Faculty of Journalism, Chelyabinsk State University, kbn@csu.ru
Yuryi V. Chemyakin
PhD in political science, senior lecturer at the chair of history of journalism, Faculty of Journalism, Ural State University A. M. Gorky, chemyakin1977@yandex.ru
Аннотация
В статье исследуется роль и место вузовских масс-медиа в системе СМИ. Доказывается, что они являются особым типом корпоративных средств массовой информации, выявляются их особенности, функции, проблемы и возможности в контексте формирования коммуникативного пространства высших учебных заведений, рассматриваются основные тенденции развития вузовских медиа.
Ключевые слова: вузовские СМИ, вузовские медийные проекты, корпоративные СМИ, система СМИ, корпоративные теле- и радиокомпании.
Abstracts
This article examines the role and place of university media in the system of mass-media. Authors demonstrate that university media can be considered as a special type of corporate mass media. The researchers try to determine their peculiarities, functions, problems and capabilities in terms of shaping university media communicative space. The main trends in the sphere of university mass-media development are observed.
Key words: university media, university media projects, corporate mass-media, mass-media system, corporate television and radio broadcasting companies.
Сегодня практически каждое высшее учебное заведение стремится организовывать и развивать собственное медиапространство, издавая вузовские газеты и журналы, а также транслируя теле- и (или) радиопрограммы. Различные виды средств массовой информации успешно функционируют, например, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (МГУ, г. Москва), Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ, г. Санкт-Петербург), Уральском государственном университете им. А.М. Горького (УрГУ, г. Екатеринбург), Уральском государственном горном университете, Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ, г. Челябинск), Челябинском государственном университете (ЧелГУ), Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) и многих других вузах.
В настоящий момент регулярно проводятся конкурсы вузовских СМИ, конференции и семинары, посвященные особенностям, проблемам и перспективам их развития, выпускаются сборники научных статей по данной тематике1. Функционируют ассоциации, объединяющие представителей корпоративных СМИ, в том числе вузовских. Однако до сих пор не дано четкого ответа на вопрос: какое именно место в системе СМИ занимают вузовские медиа?
На наш взгляд, правомерно включать средства массовой информации вузов (как и масс-медиа школ, гимназий, лицеев, колледжей и других учебных заведений) в отряд корпоративных, рассматриваемых в качестве отдельного, особого типа СМИ, а не одного из видов деловых медиа, вопреки достаточно распространенному подходу. Аргументы в пользу данной позиции приводятся, в частности, в статье «Соотношение понятий “деловая пресса” и “корпоративная пресса”»2 .
Анализ существующих определений понятия «корпоративные СМИ» позволяет сделать обобщающий вывод, что к таковым относятся средства массовой информации, важнейшей функциейкоторых является обслуживание интересов конкретных корпораций, содействие их развитию, помощь в решении стоящих перед ними задач. Это, безусловно, определяет ключевые особенности корпоративных медиа: и ориентированность на значимые для развития данных компаний аудиторные группы (сотрудники, партнеры, реальные и потенциальные клиенты, инвесторы и т.д.), и характер редакционной политики подобных СМИ, и выбор тем, и особенности подачи информации.
Корпоративные СМИ – это, иначе говоря, масс-медиа корпораций. Современный словарь иностранных слов в первом значении предлагает следующее определение данного понятия: корпорация (ср. – лат. corporatio – объединение, сообщество) – объединение, союз, создаваемый на основе профессиональных или сословных интересов3.
Институциональная специфика высшего учебного заведения несомненно соответствует данной дефиниции, что позволяет рассматривать вуз в качестве корпоративного сообщества. Уже на этапе возникновения учреждения высшего образования воспринимались именно как корпорации: в Средние века согласно терминологии римского права университет (от лат. universitas – совокупность, общность) рассматривался как организованный союз людей, иными словами, корпорация4.
Вуз является корпорацией (с учетом исторической традиции, текущих трактовок понятий, особенностей сферы применения и специфики момента) и сегодня, когда акцентируется экономическая составляющая современного высшего учебного заведения как компании в качестве основной услуги, предоставляющей знания, однако при этом вуз не перестает быть корпорацией особого типа, для которой экономические задачи не приоритетны.
Как и другие корпоративные СМИ, масс-медиа вузов являются, с одной стороны, средством PR, с другой, имеют непосредственное отношение еще к одному виду массово-коммуникационной деятельности – журналистике. Принадлежность к последней проявляется, во-первых, на уровне средств и методов (сбора, обработки, подачи информации), во-вторых, на уровне целей, задач, которые ставят перед собой авторы и редакторы.
При анализе важнейших функций вузовских медийных проектов выясняется, что они (в подавляющем большинстве случаев) совпадают с функциями других корпоративных СМИ.
Можно согласиться с Д.А. Мурзиным, что доминирующая, ключевая функция корпоративных СМИ – «инструментальная» (подразумевающая, что издание служит инструментом управления корпорацией, способствуя реализации стоящих перед нею задач)5 . Также среди важных функций корпоративных СМИ, способствующих успешной реализации доминирующей, «инструментальной» функции, следует выделить: идеологическую (функцию формирования корпоративной культуры), информационную, коммуникативную, имиджевую, интеграционную, образовательно-просветительскую, организационно-агитационную, развлекательную6.
Можно утверждать, что СМИ высших учебных заведений выполняют преимущественно те же задачи, что и другие корпоративные масс-медиа: способствуют формированию корпоративной культуры и положительного имиджа организаций-учредителей, внедрению определенных ценностей, созданию в коллективе атмосферы «единства и сплоченности», распространению актуальной информации, налаживанию вертикальных и горизонтальных коммуникаций на основе реализации конструктивных диалоговых отношений, мобилизации членов корпорации на добросовестную работу (или учебу).
Однако признавая вузовские медийные проекты разновидностью корпоративных СМИ, рассмотрим некоторые особые черты, выделяющие их среди прочих корпоративных масс-медиа. В числе важнейших функций, выполняемых средствами массовой информации высших учебных заведений, нужно отметить содействие творческой самореализации потребителей медиапродукта, раскрытию их талантов и способностей. Неудивительно, что среди авторов вузовских средств массовой информации внештатные корреспонденты, сами читатели, слушатели и зрители составляют обычно больший процент, чем среди авторов других корпоративных СМИ. Так, главный редактор телерадиокомпании УрГУ Е.В. Лозовская отмечает: «…с нами активно сотрудничают культурологи, философы, филологи, люди, которые стремятся к творческой самореализации. Просто приходят и говорят, что хотят сделать такой-то сюжет. И мы никому не отказываем»7. То есть подобные СМИ содействуют выполнению высшими учебными заведениями их сверхзадачи – формированию самостоятельно мыслящих, творческих личностей.
Кроме того, вузовские медийные площадки выступают в качестве важнейших центров консолидации интересов молодежи. Поскольку создателями и потребителями университетских газет, выпусков теле- и радиопрограмм являются прежде всего студенты, то важнейшей становится молодежная тематика (поиск смысла жизни, межгендерные отношения, досуг, спорт, мода и стиль и др.). Ориентация на молодежный формат позволяет средствам массовой информации вузов повысить заинтересованность целевых групп, установить высокий уровень доверия молодого человека к журналисту-студенту, говорящему с ним на одном языке.
Еще одной специфической функцией вузовских масс-медиа является их способность обеспечивать образовательный процесс, предлагая дидактический материал в помощь обучающимся, и обогащать внутренний мир своей аудитории. С нашей точки зрения, наиболее высок в этом плане потенциал вузовского телевидения как канала корпоративной коммуникации в связи с развитием новых образовательных технологий, в которых ведущую роль играют телекоммуникации (например, дистанционного образования, интерактивных методов обучения и др.). Так, телевизионный вещательный центр Томского государственного университета осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
Дополнительные возможности для образовательного университетского телевидения открывает интернет. Так, на сайте Сибирского федерального университета во вкладке «Цифровые видеоресурсы СФУ» доступны для просмотра учебные и учебно-научные фильмы, трансляции с конференций и защит квалификационных проектов, а также видеолекции9 .
Отдельного разговора заслуживают средства массовой информации вузов, в которых есть факультеты журналистики, PR и рекламы. Такие масс-медиа выполняют еще одну важную специфическую функцию: способствуют приобретению и развитию профессиональных компетенций студентов данных факультетов: навыков сбора, обработки информации, создания материалов разных жанров. Так, контент передач (а это более 20 рубрик) радио «Элевейт», вещающего в лифтах главного корпуса Южно-Уральского государственного университета, создают студенты 3, 4 и 5 курсов факультета журналистики ЮУрГУ ( специализация «Радиовещание»)10. Обучение внутри пространства alma mater позволяет студенту снизить дискомфорт вхождения в профессию. Вуз же решает задачу кадрового обеспечения редакции корпоративного СМИ. По понятным причинам масс-медиа вузов, где есть факультеты (или кафедры), выпускающие журналистов или специалистов в сфере рекламы и PR , зачастую (хоть и не всегда) оказываются на более высоком качественном уровне (в плане как содержания, так и оформления), чем средства массовой информации вузов, в которых таких факультетов нет. Например, газета «Уральский университет», издаваемая УрГУ им. А.М. Горького, заметно выигрывает по сравнению с изданием Уральского государственного лесотехнического университета «Инженер леса».
Отметим, что функции масс-медиа коммерческих и государственных вузов, как правило, практически идентичны. Неудивительно, что обычно очень схожи и их содержательно-тематические модели, методы подачи информации. Например, это отчетливо видно при сравнении газеты «ИМС-Пресс», издаваемой негосударственным вузом – Екатеринбургским институтом международных связей, с газетами таких государственных вузов, как «Уральский университет» (УрГУ им. А.М. Горького) или «Горняк» (Уральский государственный горный университет).
В последнее десятилетие наблюдаются позитивные тенденции в развитии корпоративных медиа (и, в частности, вузовских СМИ). В целом, можно отметить их количественный (так, с начала 2000-х гг. наблюдается экспоненциальное увеличение количества вузовских ТРК, нацеленных на обеспечение корпоративных коммуникаций в вузах) и – что наиболее важно – качественный рост. Тем не менее существование вузовских СМИ сопряжено с определенным количеством проблем.
Проблемы, имеющиеся у масс-медиа вузов, преимущественно те же, что и у других российских корпоративных СМИ: недопонимание руководством функций и особенностей корпоративных СМИ, жесткая цензура, ведущая к «обесцвечиванию» содержания, устранению актуального и действительно злободневного для аудитории материала, а также отсутствие четкой концепции, жанровое однообразие, скучная, неинтересная подача информации, непрофессиональный (устаревший) дизайн и т.д. В связи с функциональной спецификой вузовских СМИ стоит особо отметить такие наблюдающиеся зачастую проблемы, как кадровая подвижность вузовских редакций, непрофессионализм абсолютного большинства сотрудников вузовских медиа (в качестве которых выступают студенты, в лучшем случае еще не закончившие факультет журналистики, в худшем – обучающиеся на других факультетах и постигающие азы профессии журналиста исключительно на практике). Также среди наиболее серьезных проблем вузовских медиапроектов – недостаточно активное привлечение аудитории к сотрудничеству, не всегда профессиональная работа с внештатными авторами.
Однако, несмотря на наличие очевидных проблем, корпоративные СМИ высших учебных заведений являются сегодня важнейшим средством реализации информационной политики образовательных корпораций. Более того, с точки зрения содержательного уровня вузовские медиапроекты зачастую опережают корпоративные СМИ экономически ориентированных компаний. Именно вузовские корпорации демонстрируют ярко выраженную тенденцию к созданию на своей базе целых систем корпоративных СМИ, включающих в себя все или практически все виды масс-медиа: печатные издания, теле- и радиопрограммы, а также веб-сайты.
В настоящий момент в большинстве учебных заведений системы корпоративных СМИ находятся в состоянии активного становления. Происходит разграничение функций между электронными и печатными корпоративными медиа (до настоящего времени зачастую носившее весьма условный характер), очевидно стремление к сбалансированности и слаженной работе всех составляющих.
Особая роль в этой ситуации отводится вузовским сайтам, которые функционируют в качестве площадки интеграции различных средств массовой информации высшего учебного заведения. Так, сайт Челябинского государственного университета предоставляет посетителям доступ не только к новостной ленте, содержащей оперативную информацию о происходящем в вузе, но и к архиву корпоративной газеты «Университетская набережная»; кроме того, на веб-ресурсе ЧелГУ можно познакомиться с сюжетами, транслирующимися по внутреннему телевидению, – материалами, созданными университетской студией «Вираж», и программами студентов журфака Po _ sety11 .
Существование вузовских масс-медиа в составе сбалансированных систем объясняется не только необходимостью удовлетворять информационные потребности членов вузовской корпорации посредством как можно более разнообразных каналов коммуникации. Еще одним фактором, обуславливающим динамичное развитие и способствующим повышению качества вузовских масс-медиа, является обостряющаяся «борьба за абитуриента» и усиливающаяся конкуренция между высшими учебными заведениями.
Корпоративное СМИ, являющееся «лицом» вуза и зачастую «открывающее» знакомство с высшим учебным заведением, во многих случаях ответственно за создание первого впечатления о вузе (и/или отдельном факультете). Как отмечает профессор Н. Муравьева, «если у вуза нет хотя бы одного действующего информационного ресурса, это означает только одно: его будущее в определенной степени находится под угрозой»12 . К счастью, это понимают все больше руководителей вузов.