Languages

You are here

Медиаповедение личности. Обретение смысла

Выпуски: 
Авторы материалов: 

Media Behavior of the Person. Sense Finding

 

Жилавская Ирина Владимировна
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, zhiv3@yandex.ru

Zhilavskaya Irina Vladimirovna
Ph.D., associate professor, Faculty of Journalism, M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University, zhiv3@yandex.ru

 

Аннотация
В статье впервые предпринимается попытка исследовать понятие «поведение человека» применительно к такой сфере человеческой активности, как медиа, рассматриваются его виды и типы, характерные особенности, формулируется определение понятия «медиаповедение».

Ключевые слова: поведение, медиа, аудитория, публичный человек, акивность, реактивность, информальное.

Abstracts
In article such concept as «the behavior of the person» is investigated for the first time concerning such sphere of human activity, as media. The author reviews kinds and types of this concept, prominent features, formulates definition of concept "media behavior".

Key words: behavior, media, audience, the public person, activity, reactance, informal.

 

Преамбула о наиважнейшем

«К сожалению, мы ничего не нашли». С этой унылой фразы поисковой машины интернета мы со студентами второго, третьего и пятого курсов факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова начали исследование понятия «медиаповедение». Определения не оказалось и в современных словарях.

Слово «медиаповедение» ни разу не прозвучало ни на одной из последних российских научных конференций по медиафилософии и медиапсихологии (Санкт-Петербург – 2008, 2009, 2010; Саратов – 2010). Тем не менее мы пытаемся измерить медиаповедение в медиаметрии, учитываем его при медиапланировании, оцениваем как фактор медиапотребления, разворачиваем в медиадискурсе, рассматриваем как часть медиакультуры, намерены корректировать с помощью медиаобразования, исследуем в рамках других наук и сфер деятельности, которые имеют дело с особыми проявлениями личности в медиасреде.

Объявляя медиаповедение предметом наших дальнейших исследований, мы понимаем, в какую сложную и противоречивую область человеческих отношений вступаем. С одной стороны, нами движет естественное желание разобраться в актуальной области социальной психологии, которая сегодня пытается ответить на вызовы времени – обосновать логику поведения отдельной личности, группы людей и всего общества в условиях информационного взрыва, медиации социальных отношений, формирующегося сетевого сознания.

С другой стороны, это самонадеянная претензия на способность одних людей управлять поведением других с помощью тех открытий, которые может сделать наука в процессе своего развития. Все в природе обусловлено, и поведение тоже. Эта очевидная, с точки зрения бихевиористов, истина побуждает нас ускорить шаги на пути от теоретических изысканий к их практическому использованию. Мы с нетерпением желаем проверить метод, с применением которого человек станет, по словам американского психолога Б.Ф. Скиннера, «счастливым, информированным, умелым, производительным и послушным», иными словами, «правильным» гражданином1.

Но есть еще одна, чрезвычайно важная грань у нашего «таинственного кристалла» познания. Мы имеем в виду то, что наша истинная цель значительно отстоит от соблазнов пропаганды и манипулирования общественным сознанием и простирается за пределы идеи формирования личности с заданными функциями.

Мы осознаем противоречие, заложенное в самой идее науки о поведении. В частности, если изучая закономерности реагирования личности на определенные воздействия, мы желаем помочь человечеству стать свободным, разумным и ответственным за свой выбор, то в таком случае как это наше желание соотносится с утверждением о том, что поведение – это всего лишь природные инстинкты и рефлексы (Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов), когда за определенным событием неотвратимо следует естественно обусловленное другое определенное событие, и выбор невозможен? А если человек демонстрирует информальное поведение2, проявляя осознанную самостоятельность и свободу воли, то как быть с тем конструктором, чье воздействие на мотивацию индивида может быть предопределено?

Вследствие этого парадокса любое обсуждение проблем науки о поведении должно, прежде всего, сосредоточиться на вопросе о субъективно определяемых целях, которые могут быть достигнуты в результате применения этой науки.

И здесь мы, вслед за профессором психологии Карлом Роджерсом, заявляем о целях и ценностях, имеющих для нас главенствующее значение. Карл Роджерс сформулировал в качестве возможной альтернативы комплекс ценностей, в центре которого находятся «динамические, изменчивые элементы процесса, а не его статичные характеристики»3. К ним, например, относятся:

  • процесс становления личности как обретения чувства собственного достоинства и значимости через раскрытие всех своих потенциальных возможностей;
  • процесс самоактуализации личности как движения в направлении обретения все более сложного и разнообразного опыта;
  • процесс творческой адаптации личности к постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру.

Если мы выберем ценности вроде этих, размышлял Карл Роджерс, то поставим перед нашей наукой и методами изучения поведения совершенно иные вопросы. Мы пожелаем найти ответы на следующие вопросы:

  • Может ли наука помочь нам открыть новые благотворные образы жизни? Открыть межличностные отношения, в которых было бы больше смысла и которые приносили бы нам больше удовлетворения?
  • Может ли наука дать нам сведения о том, как человечество может стать более разумным участником собственной эволюции – физической, психологической и социальной?
  • Может ли наука дать нам сведения о том, как высвободить творческий потенциал человека, что кажется совершенно необходимым, если мы хотим выжить в этом фантастически развивающемся атомном веке?

Короче говоря, может ли наука спрогнозировать и создать условия для «непрогнозируемой» свободы человека?

Ответив утвердительно на эти вопросы самим себе, мы с энтузиазмом первооткрывателей приступаем к делу.

 

Реабилитация понятия

Для начала определимся с дефинициями. Доминирующим, определяющим семантическую основу в двусоставном слове «медиаповедение» представляется понятие «поведение». В его корне «вед» мы обнаруживаем два значения: вести себя каким-то образом (ведет, ведущий, ведомый, развестись), и, кроме этого, «ведать», то есть знать, как вести себя каким-то образом (веды, разведка, ведьма, сведущий человек). Оба этих смысла найдут отражение в дальнейших наших рассуждениях.

Исследование понятия «поведение» имеет непростую научную историю от изучения рефлексов животных в рамках зоологии и этологии до поведения человека в системах антропологии, психологии, психиатрии, социальной психологии, философии.

Причиной недостаточно сформированной позиции по поводу источников и мотивов поведения человека, а также определенной незрелости самой науки о поведении явилась переживаемая в научном сообществе сшибка двух противоположных подходов к пониманию собственно природы человека. С одной стороны, прочно укоренилось представление о человеке как части биосферы, подчиненной естественным законам природы (Ч. Дарвин «О происхождении видов путем естественного отбора»). С другой стороны, «Человек» как творец некоторое время назад был вознесен «над прочими животными»4 на головокружительную высоту и получил исторический шанс с помощью социальных технологий в ходе «преобразовательной деятельности людей»5 сконструировать новое общество и нового себя.

В дальнейшем и теория эволюции в отношении современного развития человечества была подвергнута сомнению, и неудавшуюся попытку социальной инженерии мы пережили на историческом этапе советского строительства.

В этой ситуации, когда понятию «поведение» было полностью отказано в рациональной осмысленности, как некий реверанс перед классиками возникла идея деятельностного подхода к изучению психики человека. При этом смысловой акцент в понятии «поведение» делался на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, а в понятии «деятельность» – на творческо-преобразовательном отношении человека к миру в целом.

Разные варианты деятельностного подхода разрабатывались такими выдающимися философами, как Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий. Успешно развивалась психологическая теория деятельности, которая тоже существовала в разных вариантах. Один из них был представлен работами А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, которые продолжали и развивали идеи Л.С. Выготского, другой – работами С.Л. Рубинштейна и последователями его школы.

Данная проблематика в годы советской власти была в некотором роде противостоянием официальному марксизму-ленинизму. Однако нельзя не отметить, что такой поворот научной мысли на некоторое время все же увел исследователей и практиков в сторону от изысканий в области науки о поведении.

Сегодня мы понимаем, что весь сложнейший механизм поведения человека не раскрывается в рамках концепции механического детерминизма, который определяет поведение живых существ как автоматические реакции на раздражители, получаемые извне, по схеме «стимул – реакция» В этом случае не проясненными остаются те звенья цепи, которые лежат между стимулом и реакцией и, собственно, формируют поведение. Это, в свою очередь, приводит к игнорированию специфики поведения человека, определяемой его социальной природой.

Сущность поведения не раскрывается и на основе органического детерминизма, объясняющего целесообразность реакций с помощью безусловных и условных рефлексов (В.Р. Дольник). Не решил проблемы и деятельностный подход с его «единством строения внешней и внутренней деятельности, системным анализом психики, зависимостью психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности»6.

Поведение человека многоуровнево, как слоеный пирог, оно имеет сложную мотивационно-функциональную структуру, и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в рамках какой-либо одной научной концепции. Вспомним этимологию слова «поведение»: я веду себя определенным образом, а значит, делаю что-то либо не делаю, и ведаю, что творю.

Исследование поведения, соответствующее современному уровню научных знаний, возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных дисциплин. Это положение актуализируется сегодня в связи с возможностями, которые появляются в условиях интенсивной медиатизации всех органических и неорганических систем и возникновения нового сегмента в науке о поведении – медиаповедения.

 

От медиапотребления – к медиаповедению

«Медиаповедение», как и все слова, образованные слиянием с корнем «медиа», также приобретает медийный контекст.

Вспомним, что слово medium, от которого ведут свою родословную «медиа», в средневековье было связано с такими понятиями, как жрец, колдун, шаман. В различных европейских языках medium означает: средство, посредник, человек, легко поддающийся внушению, и в физическом смысле – среда. В английском языке значение слова medium раскрывается вариативно – как деньги, средство общения, поддержка, примиритель, представитель среднего класса, окружающая реальность, а также общественная жизнь, гласность, нечто, находящееся в общественном пользовании.

Сегодня понятие «медиа» включает в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и реклама во всех ее разновидностях, и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и теле- или радиопрограмма, это – публичное выступление, официальный документ, праздничная открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ.

Медиа – это обобщенно понимаемое средство передачи смыслов, которое может существовать в различной форме, к примеру письма; письмо, соответственно, может быть разного вида – деловое, личное, открытое, электронное. Следовательно, вездесущие медиа позволяют выстраивать деловые, корпоративные, политические, гражданские, в конце концов, межличностные коммуникации.

Известно, что Маршалл Маклюэн к медиа относил язык, колесо, одежду, жилище, часы, фотографию, печатный станок, игры, телеграф, автомобиль, телефон, фонограф, радио, телевидение и оружие. Медиа – это не только носители информации, они особым образом организуют процесс восприятия информации. Организуя коммуникативные связи, самим фактом своего существования они удаляют из коммуникации и пространство, и время, трансформируясь из средства в среду, которая пронизывает все сферы и уровни нашего сознания, отношений, поведения. Более того, мы понимаем, что сам человек в известном смысле становится медиа, пропуская через себя потоки информации и преобразуя их.

Явным заблуждением либо устаревшим подходом является понимание медиа исключительно как технологии в электронном или цифровом формате. Таким образом, сужаемое смысловое пространство медиа соответственно искажает представление о сущности медиаповедения и ограничивает проблемное поле для его изучения.

Неправомерным, по нашему мнению, представляется и сведение медиаповедения к медиапотреблению. Медиаповедение – это не только вопрос выбора: читать или не читать, смотреть или не смотреть; как и сколько читать, смотреть и слушать; отдать предпочтение выпуску новостей, шоу Comedy Club либо нырнуть в социальные сети. Медиаповедение – это все то, что человек делает или не делает по отношению к медиа.

Бездействие в медиасфере тоже является медиаповедением. И здесь открываются возможности для более строгого разведения понятий «поведение» и «деятельность». Деятельность предполагает исключительно действие, а поведение может быть деятельностным и недеятельностным. Например, если человек сознательно отказывается от просмотра программы «Дом 2», то тем самым он проявляет совершенно определенное медиаповедение.

Кроме того, медиаповедение – это подчас радикальная перестройка внутреннего «Я» с позиций медиареальности. Психофизиологические и мировоззренческие трансформации личности происходят с целью максимальной адаптации этого «Я» в информационной среде от органичного приспособления к ней до полного растворения.

 

Научные студии

Задачи нашего исследования мы обозначили как попытку сформулировать определение «медиаповедение личности», найти основание для классификации медиаповедения на виды и типы и охарактеризовать их некоторые особенности. Для этой работы мы со студентами факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова взяли за основу несложный социологический метод – тест свободных ответов, который раскрывает творческий потенциал респондентов и не ограничивает их возможности в импровизации.

Для начала мы обсудили сам подход к пониманию медиа и медиаповедения, оригинальность возникшей исследовательской задачи и креативные возможности ее решения. Небольшой экскурс в историю становления науки о поведении подкрепил наши представления о предмете исследования. Далее каждый из 38 студентов, участвовавших в эксперименте, должен был сформулировать по 10 вариантов продолжения предложения «Медиаповедение – это…». В результате мы получили 306 вариантов ответов, которые подвергли ценностно-смысловому контент-анализу.

При классификации ответов возникли естественные трудности, которые были связаны с толкованием полученных формулировок. Респонденты не всегда могут точно выразить то, что имеют в виду. Поэтому анализ полученного материала строился по принципу вычленения основных ценностей, которые так или иначе просматривались в ответах либо подразумевались респондентом.

На первом этапе весь массив тезисов удалось разделить по субъект-объектному принципу. С этой точки зрения в медиаповедении логично выделились: СМИ – как субъект воздействия на аудиторию и аудитория – как объект этого воздействия. Заметим, кстати, что в физике считается, что субъект может наблюдать объект, но при этом объект никак не может наблюдать субъекта, в отличие от сферы социальных коммуникаций, где и объект может наблюдать субъекта и даже вытеснять его. Субъект и объект в современной медиасреде стремятся к эквивалентности: аудитория и СМИ в условиях сетевого общества на всех уровнях демонстрируют конвергентность, взаимозависимость и функциональную аберрацию.

С учетом сказанного все ответы в нашем исследовании мы сгруппировали по двум категориям:

1. Медиаповедение субъектов средств массовой информации (34%). Подчеркнем, что у СМИ как у социального института не может быть поведения. Институт работает по технологиям, созданным конкретными людьми, поэтому речь идет о субъектах, олицетворяющих этот институт, в частности журналистах (23,5%). В эту же группу вошли ответы, характеризующие медиаповедение других публичных людей как источников информации (10,5%). Например:

  • профессиональное поведение работников СМИ;
  • то, как разговаривает и выглядит журналист на экране, по радио, его имидж;
  • журналист традиционных СМИ как чиновник, выполняющий наряды;
  • поведение СМИ в условиях конкуренции;
  • поведение СМИ, направленное на то, чтобы привлечь к себе внимание какой-либо аудитории;
  • умение СМИ манипулировать аудиторией;
  • попытка стать «звездой» на ТВ;
  • поведение личности – источника информации, например депутата, когда у него берут интервью и он говорит то, что надо, что принято, что хотят от него услышать, а не то, что он думает, как он считает;
  • поведение человека, играющего на публику, зарабатывающего авторитет в сфере медиа.

2. Медиаповедение объекта воздействия – представителей аудитории, которые определенным образом ведут себя в результате взаимодействия со СМИ (42,8%). Например:

  • новая модель поведения в обществе, сложившаяся в ходе тесного взаимодействия СМИ с аудиторией;
  • быть регулярным подписчиком газет;
  • совокупность интересов пользователя СМИ;
  • отношение к СМИ, восприятие информации через призму своих убеждений и позиций;
  • медиазависимость;
  • медиавоспитание;
  • «сарафанное радио»;
  • поведение человека, стремящегося расширить свой кругозор, постоянно интересующегося информацией о мире.

Нам представляется важным, что более трети респондентов отметили как реально существующее медиаповедение субъектов, которые являются источниками медиасобытий, информации, а именно: журналистов, политиков, звезд шоу-бизнеса, блогеров и прочих медиалюдей. Такая трактовка медиаповедения оказывается в русле современных медиатрендов.

Несомненный интерес в этой области представляют научные работы по психологии журналистики (Н.Н. Богомоловой, Е.И. Пронина, В.Ф. Олешко, Е.Е. Прониной и др.). На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова читаются курсы лекций «Психология журналистского творчества», «Психология журналистского общения». Однако нельзя не согласиться с Е.И. Прониным, который считает, что сегодня «нужна сугубо теоретическая проработка проблемы. Однако в новой медиареальности становится очевидной острая методологическая недостаточность самой теории журналистики»7.

Ограничение исследований медиаповедения лишь поведением среднестатистической аудитории, на которую неизменно направлено воздействие СМИ, по нашему мнению, сегодня не соответствует концепции интерактивности, складывающимся в социуме горизонтальным отношениям, формирующемуся сетевому сознанию.

Отмеченный нами двухсторонний, субъект-субъектный подход к медиаповедению имеет существенное практическое значение в системе коучинга в медиасреде как формы индивидуального наставничества, психологического консультирования, в программах по профессиональному самоопределению начинающих журналистов, при разработке тренингов для публичных людей.

Почему именно так и именно этот журналист проявляет себя в экстремальной ситуации, кого предпочтительнее «использовать» в расследовательской журналистике, а кого в качестве репортера, что такое профессиональное выгорание журналиста, когда следует приходить в профессию, связанную с медиа, а когда – уходить? Эти и многие другие вопросы могут быть решены только с учетом особенностей медиаповедения этой категории специалистов. Надо признать, что психологическим и эмоциональным состоянием журналистов, медиаменеджеров, медиапродюсеров, других работников СМИ сегодня системно и всерьез занимаются лишь в отдельных случаях.

 

Типы и виды медиаповедения

При анализе представлений респондентов о медиаповедении личности совершенно отчетливо обозначились два типа медиаповедения, которые мы определили как формализованный и информальный типы медиаповедения.

Формализация (от лат. forma – вид, образ) – это отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. Формализация уточняет содержание путем выявления его формы. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации8.

Известно, что в системе менеджмента организации профессионально работающие компании стремятся к формализации поведения сотрудников, для того чтобы снизить его вариативность и в конечном счете чтобы прогнозировать его и управлять им. «Формализация поведения используется также для того, чтобы гарантировать его “машиноподобное” постоянство»9. Формализация отражает стремление властей «навести порядок». Наиболее формализованные структуры являются и наиболее эффективными, они отличаются тем, что в них практически нет сбоев, все упорядоченно и соподчинено.

Под формализованным медиаповедением мы понимаем поведение, которое проявляется с высокой степенью стандартизации при сформированных условиях и с предсказуемым результатом. Степень формализации медиаповедения может быть различной: чем шире диапазон коммуникаций, разнообразнее круг взаимодействия со средой, тем меньше остается возможностей для формализации поведения индивида. Очевидно, что в узких рамках партийных СМИ весь контент, как правило, пропущен через прокрустово ложе стратегических установок и корпоративных задач, следовательно, медиаповедение журналистов этого сегмента СМИ более других формализовано.

Формализованное медиаповедение участников информационного обмена регулируется официальными структурами в соответствии с декларируемыми или скрытыми целями и задачами. Ярким историческим примером тому – Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом, которое было призвано с помощью нарождающейся медиамашины фашистской Германии служить выработке формализованного, с необходимыми характеристиками, типа поведения. Аналогичные функции управления медиаповедением в Советском Союзе выполняли социалистические средства массовой информации и пропаганды, которые являлись органами правящей партии, ее «подручными», «мощными средствами идейно-политического воспитания трудящихся, формирования у них коммунистической идеологии и морали»10. Человек здесь выступает в роли неразумного дитя, которого следует учить, воспитывать и формировать по утвержденным лекалам. Для достижения искомого медиаповедения, отвечающего политическому заказу, используются приемы пропаганды, манипулятивных технологий, разнообразные методы влияния и воздействия на сознание индивида, групп людей, общества в целом.

Базовая научная методология в этой концепции – теория систем с ее черным ящиком, у которого есть вход и выход, и при определенных условиях и параметрах в результате системных действий в однотипных ситуациях получается однотипный результат.

В формат данной концепции органично вписывается вещательная, линейная модель средств массовой информации, когда информация находится вне потребителя и его задача сводится лишь к тому, чтобы «правильно» воспринять направленные на него медийные потоки, сформированные владельцами СМИ.

В структуре формализованного медиаповедения по степени активности объекта мы выделили три вида медиаповедения, соответствующие трем уровням медиаактивности: активное, реактивное и индифферентное.

Следует подчеркнуть, что активность как нечто, формирующее и направляющее энергию человека на изменение объектов внутреннего и внешнего мира, может быть осознанной и бессознательной. Душевнобольной человек подчас проявляет чрезвычайную активность. Медиаактивность в определенном смысле представляет собой энергетическую начинку медиаповедения, его «термометр». Поведение может быть более активным и менее активным. Эта измеримость медиаактивности обнаруживается и у И.М. Дзялошинского, который высказал предположение о том, что «рост (или понижение) медиаактивности населения в разных странах может служить индикатором вектора развития этих стран»11. При этом совершенно логичным представляется то, что медиаповедение, так же как и медиаактивность, может быть и инстинктивным, и рефлекторным, и осмысленным.

Согласно результатам нашего тестирования активное медиаповедение (20,6%) – это:

  • поведение человека, интересующегося наиболее важными событиями в мире;
  • субъективный выбор в пользу сопричастности или не сопричастности в медиасфере;
  • показатель того, насколько активно человек готов отзываться на публикуемые материалы и демонстрировать свою гражданскую позицию. Например, выражение недовольства на митинге, организованном изданием, либо внесение пожертвований в благотворительный фонд, о котором писали;
  • позиция человека по отношению к продуктам медиарынка;
  • поведение человека с четкой жизненной позицией, в соответствии с которой он отдает свои предпочтения конкретному СМИ и конкретной информации, которую предлагают СМИ;
  • умение использовать продукты медиасферы и управлять ими.

В ответах подчеркивается самостоятельность в принятии решения по поводу получаемой информации, субъективный выбор, выраженная жизненная позиция.

Следует отметить, что в категории активного медиаповедения выделилась подкатегория медиаповедения как образа жизни (5,6%):

  • стиль жизни, в котором человеку всегда необходимо быть в курсе событий (ритуал);
  • определенный стиль сознания;
  • общая характеристика для поведения общительного, информированного, любящего находиться в центре внимания и событий человека;
  • оперативный, скоростной, публичный стиль работы;
  • разносторонняя развитость, широта взглядов;
  • стремление к славе, успеху, богатству, влиянию.

В современном медиатизированном обществе все больше людей принимают именно такой образ жизни, поскольку он обусловлен цивилизационными трансформациями, которые выражаются в глобализации процессов информационного обмена и их ускорении.

Реактивное медиаповедение, которое было зафиксировано в исследовании (13,4%), проявилось как прогнозируемое реагирование организма на какие-либо внешние факторы, как ответная реакция на тот или иной раздражитель. С психологической точки зрения выработка реактивного медиаповедения осуществляется путем привыкания к сообщениям СМИ – простой формы научения, или условного рефлекса – индивидуально приобретенной приспособительной реакции организма, возникающей в результате формирования связи между целенаправленным месседжем и устойчивой реакцией на него.

Варианты реактивного медиаповедения в интерпретации наших респондентов таковы:

  • ответная реакция на конкретное событие;
  • сложившаяся система поведения вследствие воздействия СМИ на аудиторию;
  • копирование той модели поведения, которая была продиктована высказываниями и мыслями из СМИ;
  • калькирование того или иного медиа (возможно неосознанное);
  • тип поведения, вызванный воздействием медиаструктуры, который включает в себя подражание трендовым типам поведения;
  • реакция на медиапродукцию;
  • поведение людей под влиянием медиасистем;
  • под воздействием традиционных СМИ происходит зомбирование людей, не освоивших интернет;
  • действия человека, которые кардинально меняются после прочтения газеты, просмотра ТВ, прослушивания радио (например, решение передумать ехать в Таиланд в связи с угрозой стихии);
  • однобокое восприятие информации (без анализа со своей стороны);
  • зависимость от масс-медиа и отказ от собственных мыслей;
  • человек, подвластный СМИ, ведет себя так, как диктуют СМИ;
  • традиционные СМИ оказывают идеологически насильственное воздействие на аудиторию, выполняя заказ власти;
  • пропаганда.

Для потенциального конструктора личности это наиболее эффективная форма построения социальных систем, которая базируется на результатах, проверенных многочисленными экспериментами.

Реактивное медиаповедение индивида, группы и общества в целом возможно просчитать, смоделировать и получить искомый результат. Достаточно вспомнить классику жанра – трансляцию балета «Лебединое озеро» во время путча, предвыборную кампанию первого российского президента «Голосуй сердцем!», реакцию населения на медиумов типа Алана Чумака или современную медиараскрутку тем отставки Ю.М. Лужкова, «русских шпионов», «Москвы для москвичей», Химкинского леса, конца света и многих других. Это как раз и есть та информационная поляна, на которой устраиваются информационные войны и другие баталии за переменчивое настроение масс.

В нашем исследовании мы зафиксировали еще один вид медиаповедения, который не вписывается в существующие классификации. Это индифферентное медиаповедение (2,6%), которое характеризуется отсутствием интереса к миру медиа и информации.

Согласно Толковому словарю русского языка слово «индифферентный» означает – «не проявляющий интереса к кому-либо, чему-либо; выражающий равнодушие, безучастие, безразличие; не оказывающий влияния, воздействия на кого-либо; не вступающий в контакт и не вызывающий интереса к себе»12.

Активное и реактивное медиаповедение предполагает какую бы то ни было реакцию, ответ на информацию, событие. Индифферетное же поведение не подразумевает ответа вплоть до нулевого уровня активности и полной бездеятельности.

Этот вид медиаповедения вербализирован респондентами следующим образом:

  • полное отсутствие интереса к событиям, происходящим в мире;
  • ограниченность потребностей познания той информации, которую дают конкретные медиа;
  • абсолютное игнорирование традиционных СМИ;
  • ощущение одиночества как обратная реакция на расширение границ с помощью медиа;
  • отсутствие информационных потребностей;
  • бездумное поглощение интернет-ресурсов.

Индифферентное медиаповедение со временем может нарастать в связи с усиливающимся пропагандистским давлением на аудиторию, циничной манипуляцией общественным сознанием, ограничением доступа к информации. В этой ситуации наиболее вероятностной моделью современного медиаповедения представляется уход человека в интернет, социальные сети, создание там виртуальных сообществ, правительств, институтов, развлекательных центров в виде интернет-казино, цифровых кинотеатров, виртуальных публичных домов, одним словом, параллельного медиамира со всем атрибутами реального. Логичным, но противоестественным завершением такого растворения в виртуальном пространстве как крайняя степень проявления индифферентного медиаповедения может быть реальный уход из жизни, подобные факты публичного суицида хорошо известны в интернете.

Этот суррогатный мир, который отличается псевдоанонимностью, нарочитой публичностью, не устоявшимися этическими и правовыми нормами, не в состоянии генерировать новые идеи, формировать устойчивые информационные потребности. Он не пробуждает чувства сопричастности к проблемам других людей, при всем многоголосии социальных сетей виртуальный мир порождает ощущение пустоты, одиночества, интеллектуальной атрофии. В нем индифферентное медиаповедение часто выражается в бессмысленном блуждании по задворкам интернета, бесконечном скачивании фильмов и многочасовом просиживании за компьютерными играми.

 

Информальное медиаповедение

 

В отличие от формализованного медиаповедения, о котором говорилось выше, в ходе анализа исследовательской базы и в результате собственных размышлений мы выделили новый тип медиаповедения – информальный (от лат. informalis – неформальный).Сегодня ему пока еще нет адекватного толкования.

Нами были предприняты попытки обозначить возникшее явление как информальные медиа, информальная журналистика13. Однако складывающаяся в современном социуме и в медиасреде тенденция «самости», неформатности, интеллектуального протеста свидетельствует о том, что информальное медиаповедение открывает нам путь к рассмотрению понятия «информальное» не просто как определенного типа поведения индивида, а как характеристику одного из системно повторяющихся этапов развития общества.

Всякий раз в условиях переходного периода, на изломе истории и при смене эпох в общественном сознании складывается определенная модель поведения, которая выражается в разрушении устоев, отказе от формализма, пересмотре ценностей, рождении новых идей. В эти исторические моменты на фоне слабеющих институтов власти растет степень самоорганизации сообществ, проявляются лидеры и трибуны. В такие периоды актуализируется роль личности в истории, обнаруживаются ее скрытые возможности, индивидуальный потенциал. Личность проявляет себя информальным образом, нарушая стандарты, традиции, привычный ход событий. Она становится источником внутренней силы, интеллекта, информации и в итоге, говоря современным языком, потребителем этих резервов.

К подобным моментам нашей недавней истории можно отнести период создания пролетарского государства, переломные этапы Второй мировой войны, годы хрущевской оттепели, короткий период демократических перестроечных ожиданий. Сегодня в условиях информатизации общественных процессов нарастает уровень информальности социума как возможности уйти от регламентации, объектности, управляемости, как проявления самодеятельности и индивидуального начала. Подтверждением тому служит все разрастающаяся блогосфера.

Идея информального сегодня получила легитимность в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы» в качестве информального образования как «(спонтанного), которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде»14.

В этом же контексте развиваются информальные живопись и музыка, используя весь арсенал интерактивных технологий. Информальные проявления в искусстве – это своего рода протест современных художников и композиторов против формальных схем, жестких структур, самой идеи управляемости.

В последнее время осмысливается понятие «информальная группа» (название предложено А.В. Шубиным15) как частный случай клуба. Информальные группы, как правило, открыты и легко интегрируются в современное информационное общество. Они обычно демонстрируют высокую степень внутренней мобильности, самоуправления, рефлексии и самоидентификации.

С нашей точки зрения, информальное медиаповедение появляется вследствие личной мотивации человека к восприятию мира, это его нацеленность и способность к самоорганизации и самоопределению. Индивид как медиасубъект выступает источником информации и потребителем ее. Он формирует себя сам и самостоятельно определяет траекторию своего информационного развития. Как самостоятельная личность он является источником собственных знаний, действий, интересов и потребностей, которых ему никто не может навязать против его воли.

В определенном смысле информальное поведение является поведением членов гражданского общества. Другой вопрос – насколько человек способен к такой миссии, либо это всего лишь всплеск активности, который неизменно со временем будет формализован и введен в определенное русло.

В контексте нашего исследования информальное медиаповедение (7,2%) выразилось в следующих формулировках:

  • быть самому источником информации;
  • правила, которые личность сама устанавливает при работе с медиа, некий план, которого придерживается человек во время работы с медиа;
  • умение общества жить в мире информации, быть как ее источником, так и потребителем, и создателем. Медиа – посредник. Простые люди, находящиеся вне медиабизнеса, становятся непосредственными, «скрытыми» посредниками информации. Получая сведения из СМИ или же просто из социальной действительности, обыватель переносит их в интернет, тем самым выставляя на всеобщее обозрение;
  • расширение своего окружения благодаря социальным сетям;
  • поведение участников виртуального процесса (в интернете) между собой (общение между ними);
  • независимое отношение к СМИ, желание самому искать актуальные темы и доносить их читателям, слушателям;
  • система взаимодействия людей в глобальном информационном пространстве с целью обмена знаниями;
  • сам создаю собственное электронное информальное СМИ в виде блога, чтобы корректировать официальную информацию, приближая ее к объективности;
  • тренд, возникающий в результате развития интернет-технологий, выражающийся в возможности индивидуума максимально полно самореализовываться в различных областях с помощью этих самых технологий.

Научно-методологической основой информального медиаповедения представляется дискурс с его вариативностью, сетевым мышлением, многозадачностью и полилогом как предпочтительным видом коммуникации.

Информальное медиаповедение проявляется в иной концепции циркулирования информационных потоков. Информация находится не вне, а внутри субъекта, который общается с себе подобными, главным образом, с помощью новых медиа, не имеющих временных и пространственных границ. При информальном медиаповедении отсутствует внешняя матрица, действия индивида продиктованы внутренними импульсами, поскольку он сам выступает в роли медиа.

Для того чтобы разобраться в мотивах этого поведения, следует глубоко изучить структуру медиачеловека, его психофизиологические особенности и уровни его информационных потребностей. Следовательно, пока, к счастью, управление и манипулирование информальным медиаповедением личности либо затруднено, либо невозможно.

 

Степень «культурности»

Нельзя не отметить еще один аспект, обнаруженный нами в ответах респондентов на вопрос о медиаповедении. 9,8% опрошенных связали поведение в сфере медиа с проблемами этики, что свидетельствует о формирующихся представлениях общественности по поводу ценностных установок личности в ее пока еще слабо очерченном медиаповедении. С точки зрения морально-нравственных критериев, по мнению наших респондентов, медиаповедение – это:

  • поведение СМИ (этичное или неэтичное);
  • степень «культурности»;
  • этический кодекс в медиасреде;
  • поведение в соответствии с этическими законами медиарынка;
  • норма общественного поведения, которая регулирует межличностные отношения в медиасреде;
  • поведение в обществе;
  • нравственная, политическая и общественная позиция медиаличности, связанная с концепцией его деятельности;
  • этика журналиста, непосредственно связанная с Законом «О СМИ»;
  • цензура, мораль, право в медиасфере и СМИ;
  • свод правил, норм в медиасфере, но не шаблон, т.е. его можно нарушать, но придерживаться нужно;
  • поведение людей, работающих в СМИ в обычной жизни (вне работы);
  • фальшивая манера общения, предполагающая даже с врагами на публике вести себя так, словно мечтали об этой встрече;
  • новая норма морали, на которой можно пиариться;
  • лицемерное поведение;
  • норма поведения, выработанная обществом для известных медийных лиц.

Думается, что в дальнейшем с развитием цифровых технологий проблематика этики – информационной, сетевой, компьютерной и медиаэтики – будет становиться все более актуальной.

 

Выводы

Предваряя итоговые умозаключения и предвидя вопрос о репрезентативности нашего исследования, оговоримся, что этот материал, безусловно, не претендует на получение исчерпывающих ответов на все вопросы науки о медиаповедении. Наша задача была более скромной и похожа скорее на разведку. Данные, полученные в результате этой разведки, органично вписались в наши собственные размышления по поводу понятия «медиаповедение» и оказались достаточными для некоторых выводов.

Итак, контент-анализ представлений наших респондентов по поводу медиаповедения личности показал, что понятие «медиаповедение» в обществе имеет свое устойчивое облако смыслов, отчетливо усматриваемые границы значений и целый ряд особенностей.

Из совокупности ответов прослеживается понимание того, что медиаповедение следует изучать как минимум с двух позиций: как субъекта медийного процесса – представителей СМИ, и как объекта этого же процесса – представителей аудитории.

В условиях конвергенции и интеграции в медиасреде формируется информальное медиаповедение личности, которое характеризуется тем, что личность выступает одновременно источником, производителем и потребителем информации. Периоды информализации поведения соответствуют переходным этапам, ментальным разрывам в истории государств.

Информальному медиаповедению противостоит формализованное медиаповедение, которое регулируется медийными институтами в виде СМИ и соответствует идее управляемости общественными процессами. Фундаментальное различие этих двух типов медиаповедения можно сравнить с антиномиями духа и тела, объективного и субъективного, всеобщего и особенного, причинности и свободы.

Формализованное медиаповедение может быть разным по степени медиаактивности: активным, реактивным и индифферентным по отношению к источнику информации. При этом следует подчеркнуть, что возможность выбора источника информации, которую мы расцениваем как активное медиаповедение, вовсе не свидетельствует о свободе выбора, так как в современной медиареальности выбор подчас отсутствует. Тем не менее, судя по нашим данным, можно допустить, что сегодня активное медиаповедение проявляет наибольшая часть молодого населения нашей страны. Это косвенно свидетельствует о стремлении личности к информальности.

Реактивное медиаповедение вырабатывается с помощью медиатехнологий и используется в социальной инженерии. Особый вид медиаповедения – индифферентное поведение, когда человек проявляет полное отсутствие интереса к источникам информации. Как правило, это переходное состояние в поиске либо собственного медиапространства, либо в возможности потери пространства вообще.

Количественный анализ ответов наших респондентов, при неизбежной субъективности интерпретатора, также дает нам определенную картину понимания феномена медиаповедения. В частности, 34% ответов определяют его как медиаповедение субъектов воздействия – журналистов и прочих публичных людей. 42,8%, что сопоставимо, закрепляют за медиаповедением поведение аудитории как объекта воздействия СМИ. 20,6% ответов свидетельствуют о том, что медиаповедение сегодня имеет активное проявление в медиасреде, причем для 5,6% респондентов – это современный образ жизни. Только 13,4% ответов, т. е. значительно меньше, определили медиаповедение как реактивное, сформированное под влиянием СМИ, что, по нашему мнению, может свидетельствовать о некоторой переоценке возможностей масс-медиа влиять на умы и настроения социума. Кроме того, среди ответов обнаружено представление о небольшой (2,6%), но выраженной группе индивидов, которые проявляют себя по отношению к СМИ индифферентно, безразлично. Однако довольно большая часть респондентов – 7,2% – сформулировала признаки, которые свидетельствуют об особом типе медиаповедения, который мы определили как информальный – самодеятельный и самоорганизующийся. И в существенной части ответов – 9,8% – зафиксировано понимание медиаповедения личности в контексте этических норм и правил, что говорит о некоторых позитивных процессах в молодежной медиасреде.

Медиаповедение возникает тогда, когда человеческие системы, такие как индивид, группа или общество в целом, приобретают способность искать, воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для приспособления к условиям медиасуществования или регуляции своего внутреннего состояния. Иными словами, медиаповедение – это один из способов удовлетворения информационной потребности.

С помощью определенного медиаповедения решаются и коммуникативные проблемы личности. Потребность в коммуникации как одна из базовых потребностей человека наиболее полно реализуется в медиапространстве и может регулироваться с помощью медиаповедения.

Таким образом, осознавая диалектическое единство гуманитарного и естественнонаучного подходов к поведению человека, учитывая медийный контекст и неоднозначность в оценках самого понятия «медиа», все же сформулируем определение медиаповедения как одной из разновидностей социального поведения человека.

С нашей точки зрения, медиаповедение – это опосредованная система психических, физических и социальных действий индивида или сообщества, сложившаяся в результате их взаимодействия с медиасредой, направленная на самореализацию личности и удовлетворение ее информационных и коммуникативных потребностей.

И в заключение, возвращаясь к тому, с чего мы начали свою работу, подчеркнем, что цель нашего небольшого исследования заключалась в том, чтобы закрепить в медиадискурсе само понятие медиаповедения, которое имеет полное право на существование, и дать ему импульс для развития. Этот научный феномен требует глубокого изучения, фундаментальных исследований, практических экспериментов, чтобы с их помощью можно было совершенствовать процесс становления личности, ее самоактуализации в медиапространстве, способствовать обретению чувства собственного достоинства и внутренней свободы.

 


  1. Oppenheimer, R. Science and our times. Chicago, Illinois, 1956. № 2. С. 47.
  2. Впервые понятие «информальное поведение» было зафиксировано нами в статье «Роль и место информальных медиа в гражданских коммуникациях» (см.: Гражданские коммуникации и гражданское общество / науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. М., 2009. С. 148–165).
  3. К. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994 
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 359.
  5. Тезисы о Фейербахе // Там же. Т. 3. С. 1–4.
  6. Общая психология. Словарь. М., 2005.
  7. Пронин Е.И. Психологические   проблемы   современной   журналистики  // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3 // http://evartist.narod.ru/text7/39.htm
  8. Философский словарь // www.philosophydic.ru
  9. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб, 2004. С. 32.
  10. Научный коммунизм. Словарь. 4-е изд., доп. / под ред. акад. А. М. Румянцева. М., 1983. С. 307.
  11. Дзялошинский И.М. Медиаобразование: педагогическая технология или школа гражданских коммуникаций? // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. матер. II Всерос. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» / сост. И.В. Жилавская. Томск, 2008 (4-5 дек.). С. 93.
  12. http://www.slovopedia.com/15/200/1516408.html
  13. Жилавская И.В. Информальные медиа // Медиаобразование: от теории – к практике: сб. матер. I Всерос. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации» / сост. И.В. Жилавская. Томск, 2007. С. 8.
  14. Министерство науки и образования. О рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования». Приложение к письму от 8 мая 2008 г. № 03-946. С. 38.
  15. Александр Шубин. О пользе конструктивного утопизма // http://informational.2084.ru/konstr.htm