The Category «Media Area» and it’s Substance in the Last Period of Society Development
Кузьмин Александр Михайлович
кандидат экономических наук, доцент кафедры глобальных информационных
процессов и ресурсов Московского государственного института международных отношений, akuzmin82@mail.ru
Alexander M. Kuzmin
PhD in economics, Associate Professor at the chair of information processes and resources, Moscow State University of International relations (MGIMO), akuzmin82@mail.ru
Аннотация
В статье исследуется категория «медиасреда» и делается попытка его обобщенного определения. Автор осуществляет исторический анализ генезиса данной категории на основе изучения научных работ зарубежных и отечественных ученых. В своей статье Кузьмин А.М. изучает составляющие понятия «медиасреда» сквозь призму категорий «медиакульутра» и «медиа». Автор производит обобщение и систематизацию взглядов на данные явления с целью конкретизации содержания и сущности «медиасреды» на современном этапе развития общества. На основе проведенного анализа и обобщения автор предлагает свое определение категории «медиасреда» и состав ее субъектов.
Ключевые слова: медиасреда, медиакультура, медиа, СМИ и интернет, информационное общество.
Abstracts
In this article Kuzmin A.M. is researching the category “media area” and tries to synthesize the definition of this phenomenon. The author makes the historical analysis of this category and it’s genesis on the ground of foreign and national researches. In the article Kuzmin A.M. analyzes the substance of “media area” through the prism of such categories as “media culture” and “media”. The author makes generalization and systematization of the different opinions about these substances in order to specify the composition and essence of “media area” in the last period of society development. Kuzmin A.M. on the basis of his analysis and synthesis offers his own definition of the category “media area” and the subjects, which form a part of it.
Key words: media area, media culture, media, mass media & internet, information society.
Появление компьютеров и диверсификация экономики многих стран в сельскохозяйственном и промышленном секторах, а также развитие сектора услуг стимулируют социальные изменения. Одновременно с этим идет бурный период разработки, внедрения и использования в повседневной жизни новейших информационных технологий. И современное понимание концепции «информационного общества» в первую очередь связано с господством передовых информационных и коммуникационных технологий.
Сегодня «информационное общество» неотделимо от таких средств коммуникации, как Интернет, мобильная телефония и другие средства связи, обеспечивающие интерактивную коммуникацию.
В настоящее время в политических кругах постоянно поднимается тема приближения или наступления информационного общества, вопросы о том, как мы должны это новое общество развивать, поддерживать и продвигать. В ранних научных трудах данное «общество» описывается как некое новое пространство, существующее отдельно от старого мира. Однако с позиции современного этапа развития информационного общества, очевидно, что старый мир никогда не переставал существовать, он просто приспосабливается к новым технологиям, порождая новые формы культуры.
Интернет и другие современные средства коммуникации заставили мир пересмотреть способы ведения бизнеса, разработки технологий и выработки политических решений. Интернет можно использовать как глобальный рынок, площадку для торговли идеями и создания приложений. Таким образом, новая политика должна будет учитывать рост объема информации и трудности управления ее потоками.
Вместе с тем задача управления информационными потоками неотделима от изучения и понимания особенностей того социокультурного пространства, в котором они протекают.
В данной статье будет рассмотрен генезис и сущность такого понятия, как «медиасреда» − социокультурное пространство информационного общества.
Любое цивилизованное общество, на какой бы стадии развития оно ни находилось, какие бы технологические приемы ни изобрело, не может отказать человеку в его желании общаться и выражать свои интересы. Каждая эпоха порождает новые лидирующие формы культуры, которые наиболее эффективно удовлетворяют эти интересы и потребности, то есть оказываются наиболее действенными как с точки зрения утилитарных функций, так и наиболее приемлемыми по своей социальной цене. Социальная цена в данном случае эквивалентна уровню коммуникации, взаимопонимания и консолидации членов общества1.
В современной культурологической теории появился термин «медиакультура», он введен для обозначения особого типа культуры «информационного общества». Следует отметить, что в отечественной культурологии и социологии в данном контексте более распространенными являются такие понятия, как «средства массовой информации» (СМИ), «средства массовой коммуникации» (СМК), в западных исследованиях оперируют категорией mass media.
Существуют два подхода к объяснению термина «медиакультура»: первый − подчеркивает ее коммуникативную функцию, второй наделяет медиа ведущей ролью в осуществлении идеологической работы.
Рассмотрим в исторической ретроспективе генезис понятия «медиа».
Медиа (от латинского media, medium − средство, посредник) − это термин XX века, первоначально введенный для обозначения явления «массовой культуры», поэтому у исследователей появилась возможность пересмотреть историю и теорию культуры, используя новую терминологию2.
Важную роль в исследовании феномена медиакультуры на Западе сыграли такие теоретики, как Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Б. Гройс, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Т. Дж. Митчелл, С. Жижек, М. Кастельс, Н. Луман, X. Ортега-и-Гассет, К. Силверман и другие.
Одними из ключевых в области коммуникативной составляющей медиакульутры являются работы канадского ученого и публициста Герберта Маршалла Маклюэна, который считается одним из первых медиатеоретиков, заново пересмотревшим всю историю культуры. Он посвятил свою работу анализу коммуникативных каналов в культуре и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе, мире, созданном новейшими средствами массовой информации. Именно Маклюэн одним из первых использовал термин «media», который в контексте исследования применялся для обозначения различных средств коммуникации.
«Средства коммуникации» (media), о которых идет речь в книге Маклюэна «Понимание медиа», − это не только СМИ. К ним ученый также относит такие вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни.
Эти «средства» рассматриваются Маклюэном как «внешние расширения человека», как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним3.
Основы идеологической составляющей медиакульутры рассматриваются в работе Ролана Барта «Мифологии»4. В поле зрения исследователя попадает практически весь мир, поскольку, по его мнению, в человеческом мире все социально осмысленно, все значимо и все поддается критической дешифровке. Вместо термина «медиа» Барт использует термин «современные мифы».
Однако в его понимании миф теряет функцию толкования и приобретает способность маскировать идеологию. Бартовские мифы служат не разрешению, не изживанию противоречий, а их «натурализации», «заклинанию» и оправданию. Это позволяет отметить некую двусмысленность в использовании слова «миф» и понимать под искусственными мифологиями своеобразную медиаоболочку.
Р. Барт использует понятия «текст», «письмо» и «произведение». Текст, по Барту, − это не устойчивый «знак», а условие его порождения, это питательная среда, в которую погружено произведение. Переплетение и взаимообратимое движение «кодов» в тексте Барт обозначил термином «письмо», а акт погружения в текст письма − термином «чтение»5.
По Барту, «письмо» − это опредметившаяся в языке идеологическая сетка, которую та или иная группа, класс, социальный институт помещают между индивидом и действительностью, понуждая его думать в определенных категориях, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которые эта сетка признает в качестве значимых6.
В роли такой идеологической сетки или письма может выступать и отдельно взятый вид искусства или даже отдельно взятое произведение. Бартовский текст-письмо − это и есть медиа.
Осуществленный анализ приводит к выводу о том, что медиа − это не просто система СМИ и массовых коммуникаций. Это сложная категория, включающая в себя различные объекты и субъекты — систему культурно-информационных взаимоотношений, которая в информационном обществе становится главной опорой любого государства.
Пространство медиакультуры существует не только на основе производства и распространения образов − это только одна сторона отношений, делающих его возможным, − но и за счет цикла «сообщение-приобщение»: приобщение как условие и результат потребления сообщения, и производство сообщения как условие и результат приобщения. Иными словами − взаимообмен «информацией» и «интересов»: с одной стороны, люди (аудитория) воспринимают как интересное или полезное в первую очередь те сообщения, которые считают или чувствуют имеющими отношение к ним лично; с другой стороны, производство медиапродукции не только ориентируется на интерес публики, но и побуждается определенными интересами, прежде всего политическими и экономическими, различных сообществ, групп и личностей, − особенно с середины XX века, когда экранное искусство сформировало в людях потребность в иллюзии другой реальности и завладело сознанием огромной аудитории.
Современная медиакультура − это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: ТВ, кино, видео, компьютерная графика, интернет), это система комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах7.
Так что же такое «медиа»? На этот вопрос никогда не будет единственного и окончательного ответа, так как СМИ постоянно меняются.
Главная из всех трудностей в определении данной категории заключается в том, что термин «медиа» − это множественное число от слова «медиум»; за понятием «медиа» стоит сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией.
При сложности и масштабах сферы общества, которую охватывают «медиа», неудивительно, что в теоретических исследованиях этого явления ученые сталкиваются с проблемой множественности определений.
Например: медиа являются конгломератом структур частного бизнеса; это особый вид социальной деятельности; главная задача медиа − осуществлять своего рода представительство тех или иных точек зрения, взглядов и позиций; это продукт соответствующих правовых регламентаций, включая регламентации и в отношении их экономической деятельности; медиа − это социальный институт, выполняющий важные общественные задачи, но это также, некое средство распространения рекламы; медиа − суть коллективное сознание читателей, слушателей и зрителей8.
Медиа действительно обнаруживают все те черты, которые отмечены в данных определениях, плюс еще нечто такое, чего исследователи пока не знают, поскольку это область вечного движения и вечных изменений. Каждый день изменяется содержание СМИ. Газеты, журналы, радио- и телестанции продаются, покупаются и создаются заново; изменяются законы, регулирующие деятельность СМИ; появляются новые технологии; распадаются прежние и складываются новые аудитории.
Таким образом, «медиа» − достаточно широкое, неоднозначное понятие, которое не может сводиться к простому «посредничеству». Это своего рода транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных подсознательных ожиданиях аудитории.
С учетом многосубъектности отношений медиа − это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся и транслируются культурные коды. Как отмечает в своей работе «Конверсия искусства» В. Савчук: «Медийность − это экзистенциальный проект жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле- и радиоэфир»9. Поэтому медиа в современном обществе − это гораздо больше, чем посредник.
В дальнейшем своем развитии особенности этой «среды» приобретают все более отчетливые черты и воплощаются в отдельном феномене, который становится знаковым для современного периода. Исследователи начинают оперировать понятием «медиасреда».
В рамках анализа влияния информационных потоков на поведение финансовых рынков А. Тарабанов определяет «медиасреду» как совокупность функционирующих медиа, многообразие журналистов, многообразие информационных каналов, многообразие неформальной коммуникации, многообразие инсайдерской и псевдоинсайдерской информации, которая отражается в СМИ. Это также и конкурирующие издания, всевозможные консультанты, которые взаимодействуют друг с другом и которые находятся в отношениях конкуренции, которые живут по законам медиарынка. Автор относит медиарынок к внутренней структуре медиасреды10.
Особое внимание данному понятию уделяется в работе Н. Кирилловой «Медиасреда российской модернизации»11. Автор дает свое определение путем логического анализа категории «среда». Большой энциклопедический словарь философскую категорию «среда» растолковывает как «среда социальная − окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека: семью, трудовую, учебную и другие группы»12.
Исходя из этого, автор выводит определение медиасреды − это то, что нас окружает повседневно. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, интернет и др.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведение людей.
Таким образом, ключевым назначением медиасреды является создание условий для формирования в обществе определенной культуры через посредничество СМИ и СМК.
На основе проведенного выше анализа категорию «медиасреда» можно в общем виде определить как пространство, в котором формируется, распространяется и воспроизводится с помощью массовых коммуникаций и СМИ культура информационного общества.
Формирование, распространение и воспроизводство культуры, то есть целенаправленное воздействие на ценности, суждения, оценки, мнение и поведение людей осуществляется, прежде всего, посредством управления информационными потоками, генерируемыми в медиасреде.
Субъектами управления в данном случае выступают: государство, как выразитель общественного интереса, бизнес, некоммерческие организации и СМИ (mass media)13.