Some problems of journalism functions transformation
Савинова Ольга Николаевна доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики ННГУ имени Н.И. Лобачевского, 508@bk.ru
Olga N. Savinova
Doctor of political sciences, Professor, Head of the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 508@bk.ru
Аннотация
Процессы трансформации функции СМИ в современных условиях имеют исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует. На современном этапе развития изменения в функционировании прессы во многом определяются полисубъектностью информационной деятельности. В условиях рыночных отношений в систему традиционных функций прессы активно вторгаются маркетинговые функции. Проблема трансформации функций журналистики – это проблема не только СМИ, но и самого общества. Система СМИ – зеркало общественных отношений, и, если в обществе возникают дисфункциональные элементы, соответственно они отражаются и в СМИ.
Ключевые слова: современные СМИ, функции СМИ, проблемы трансформации, российское общество
Abstracts
Transformation processes of the mass media functions have a historical aspect: journalism is the reflection of the environment where it is born and operates. On modern stages of development the changes in functioning of the press are mostly defined by the polysubjectiveness of information activity. Under the conditions of market relations marketing functions are actively breaking into the system of traditional functions of the press. The problem of journalism functions transformation is not only the problem of the mass media, but also of the society itself.
Key words: modern mass media, mass media functions, transformation processes, Russian society.
В терминологическом аппарате теоретического курса по журналистике в числе ключевых выделяются вопросы о функциях. В научной литературе зафиксированы определенные подходы к проблеме функций журналистики. Но в связи с тем, что реальные процессы, происходящие в современной журналистике, дают новый опыт, требующий своего теоретического осмысления, дискуссия по данной проблеме не завершена.
Как подчеркивает проф. Е.П. Прохоров, функции журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполненных ею задач, способ жизнедеятельности в обществе1. И функции эти разнообразны. «Говорят, − уточняет исследователь, − о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами…, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие её в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности»2. По образному выражению Е.П. Прохорова, «пространство функций» включает в себя идеологические, культурно-образовательные, непосредственно-организаторские, рекламно-справочные и рекреативные функции. Другой исследователь – проф. С.Г. Корконосенко, подчеркивая многокачественность прессы как общественного явления, выделяет следующие социальные роли журналистики – производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую3.
В соответствии с классификацией И.Ю. Глинской, информация в социальной системе выполняет коммуникативную, отражательную и управленческую функции4. Как справедливо заметил известный ученый, проф. В.М. Горохов, «журналистская деятельность существует в многообразии видовых модификаций»5.
Среди многообразных мнений и подходов, представленных в научной литературе, зафиксируем общепринятые функции СМИ:
Указанные функции, при всех особенностях авторских классификаций, являются ключевыми в понимании социальной роли журналистики. Ключевыми, но не застывшими раз и навсегда конструкциями. У этой проблемы есть исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует. Так, историк печати проф. Б.И. Есин отмечает, что, например, «в России в XVIII веке газеты активно выполняли культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени»6. По мнению профессора Санкт-Петербургского университета Г.В. Жиркова, существенная трансформация духовно-просветительской функции журналистики происходит в советский период, когда попытки подменить церковную публицистику партийно-советской «потерпели крах»7. На процесс изменения функций журналистики указывает проф. С.Г. Корконосенко, считая, что «каждая функция может проявляться с «обратным знаком», то есть давать эффект, противоположный ожиданиям. Тогда ее правильнее именовать дисфункцией»8. На неопределенность функций или вырождение отдельных функций в ритуальную деятельность указывает, в частности, Л.П. Аполлонова9.
Являясь социальным институтом общества, переживающего на современном этапе своего развития период трансформации, журналистика не только фиксирует эти процессы, но и сама переживает определенные изменения. Трансформация медиасистемы за последние двадцать лет существенным образом затронула такие ключевые позиции, как учредительство издания (вытеснение государственной монополии на издание СМИ, появление огромного количества частных изданий), типологические характеристики (утрата такого понятия, как «центральное издание»; изменение статуса некоторых изданий от официальных к оппозиционным и т.д.), снятие цензуры и др. Кроме того, журналистика сегодня – это понятие многогранное; она включает в себя общественно-политическую, социокультурную, корпоративную, гламурную и т.д. прессу.
Определенно, что трансформация функций журналистики – это производное от трансформации самой системы журналистики. Общепринятый, классический набор функций по-разному интерпретируется в разных сферах журналистики.
Одна из ключевых функций – информационная – в современных условиях превращения информации в товар явно испытывает процесс аберрации (отклонение от нормы). В самом деле, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д.
Как-то незаметно быстро в прессе произошла подмена главных персонажей: «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные персонажи; негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах.
В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира.
Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, формирует у людей недоверие к институтам государственной власти, приводит к моральному и психическому опустошению.
Процесс аберрации затронул и еще одну основополагающую функцию журналистики – культурно-образовательную. Это связано с тем, что одной из наиболее важных проблем современного духовного производства в СМИ является верховенство критерия все той же рыночной рентабельности над художественно-эстетическими и культурно-просветительскими критериями. Высокий рейтинг программ и телепередач является определяющим условием их существования в сетке современного телевидения, функционирующего в жесткой рыночной среде. По сути дела, критерий массового охвата аудитории становится ведущим принципом функционирования современных СМИ, и особенно телевидения, существующего на основе самоокупаемости и коммерческой выгоды. На смену эпохе Гуттенберга пришла эпоха глобального телевидения, которое в погоне за коммерческой выгодой зачастую предоставляет информацию, наносящую вред духовному и эстетическому развитию детей и молодежи.
Сошлемся на данные социологического исследования, в соответствии с которыми к 18 годам среднестатистический житель России успевает увидеть на телеэкране 14 тыс. убийств, причем ежедневно только на основных каналах отечественного телевидения акты насилия следуют с интервалами в 6−8 минут10. Анализ подобных тенденций позволяет говорить о дисфункции, вырождении культурно-образовательной составляющей в некоторых сферах отечественной журналистики.
Мониторинг средств массовой информации, проводимый различными научными центрами, и в частности Институтом антропологии и этнографии РАН, фиксирует такие тенденции, как «язык вражды», тиражирование в СМИ низких стандартов культуры, нагнетание ксенофобии. На фоне уже набивших оскомину выражений типа «лица кавказской национальности» редким и чистым родником кажется публицистика прошлого столетия. Вот, к примеру, строки на ту же кавказскую тему: «Когда мы читаем страницу за страницей романы Фазу Алиевой, перед нами возникает Дагестан во всем неповторимом своеобразии его природы, быта и обычаев горцев. Мы видим суровые, неприступные вершины, цветущие долины, аулы с их кривыми каменными улицами и саклями. Видим почтенных седых стариков-аксакалов, неторопливо беседующих на годекане; видим стройных горских девушек с загорелыми лицами, идущих плавной походкой… Многое является нашему мысленному взору: и созревающие в аульских садах яблоки, и огромные вековые сосны в горном поднебесье, и чистые, прозрачные источники, и зеленые склоны, поросшие высокой травой… И видим праздники аульчан: весны, первой борозды, родников, укрощение молодого коня»11.
Но такие тексты сегодня скорее всего как исключение из правил. Литературно-публицистический потенциал отечественной журналистики оказался за бортом современных изданий. Порою слушая речь современных теле- и радиоведущих, невольно вспоминаешь слова классика:
«С кого они портреты пишут?
Где разговоры эти слышат?
А если и случалось им,
Так мы их слышать не хотим…»12
Проблема языка современных СМИ перешагнула рамки филологии и приобретает в последние годы масштабы общественного звучания.
В условиях, когда газеты, радио и особенно телевидение практически вытеснили собственно чтение художественной литературы, пресса составляет сегодня основную сферу, в которой «живет» современный русский язык, и потому проблема языка СМИ представляет для нашего общества глобальную культурную духовную значимость. За последние 10 лет существенным образом изменился язык политики и публицистики. Новая лексика бурным потоком хлынула на страницы газет, в теле- и радиоэфир. Относиться к этому можно по-разному. С одной стороны, СМИ сегодня обсуждают проблемы, которые ранее не были предметом общественного диалога. С другой стороны, в политику, во власть, в СМИ пришли новые люди, которые по-новому ставят проблемы, по-новому их решают, по-новому устанавливают планку нормативности, литературности. Где найти разумный баланс между необходимым и допустимым? Особенно сейчас, когда произошло снятие запретов на использование стилистически сниженных, эстетически безобразных слов и выражений. Насыщение речи вульгаризмами превратилось в признак доверительного общения, языковая раскованность приблизилась к языковой распущенности. Филологическая общественность призывает к тому, чтобы русская речь в СМИ приближалась к образцовой, обращает внимание на лексику, фразеологию, произношение, ударение, интонацию и т.д. Но дело в том, что речь идет не только об ошибках произношения, а о нечто еще более важном: СМИ внедряют в массовое сознание новые социальные стандарты, зачастую сомнительного характера.
И потому не случайно одним из принципиальных решений заседания Государственного Совета при Президенте РФ, состоявшегося в декабре 2006 г., было решение о поддержке Программы по русскому языку, как языку межнационального общения и духовного сближения народов.
Возвращаясь к проблеме аберрации некоторых функций СМИ, отметим явную гипертрофированность функции релаксации. В частности, телевидение активно конкурирует с театром, клубом, библиотекой, борется за свободное время людей, и эффекты медиаиндустрии в этой конкуренции более значимы. Различного рода развлекательные передачи, ток-шоу явно перебирают по времени в сравнении с аналитическими и образовательными программами. Агрессивная поп-культура вытесняет базовые жизненные ценности, национальные приоритеты.
Трансформация функций журналистики выражается не только в процессе отклонения от нормы, но и в развитии новых функций. Так, практика современных корпоративных изданий дает нам примеры активного развития маркетинговой функции, которая выдвигается на первый план. Маркетинговые функции, креативные PR-технологии способствуют укреплению и развитию репутационного капитала; таким образом выполняется одна из главных задач, стоящих перед корпоративной прессой. Некоторые исследователи теории и практики СМИ высказываются о развитии интерактивной функции журналистики (особенно в условиях конкуренции с интернетом), а также о PR-функции.
На наш взгляд, трансформация функций журналистики отражает глубинные противоречия в развитии современной медиасистемы: с одной стороны, пресса за счет рекламы становится мощным источником прибыли, с другой стороны, в системе массовой информации есть «внерыночные» секторы – пресса для детей, молодежи, издания, пропагандирующие традиции, культуру, семейные ценности. Очевидно, что необходимо сохранить издания, которые бы отражали всю гамму духовных и нравственных потребностей человека. Речь может идти, естественно, не о насильственном программировании тех или иных передач, публикаций соответствующей тематики, а о создании альтернативных изданий и каналов, которые бы отвечали задаче социальной миссии прессы. В этом плане на вызовы времени очень профессионально откликнулась конфессиональная журналистика, и православная в частности. Активизировался процесс создания специальных православных изданий, радио- и телеканалов. Кроме внешних изменений, православная журналистика переживает глубинные процессы: она ведет активный диалог с читателем, зрителем и слушателем по актуальным социальным проблемам, ищет ответы на сложные вопросы духовного мира современного человека. Постоянно расширяется ареал распространения православной прессы. Только в Нижегородском регионе такие передачи, как «Свете тихий» (НТР), «Источник жизни» (ННТВ), радио «Образ» и др., собирают миллионные аудитории.
Разумеется, было бы несправедливо говорить том, что у отечественных светских СМИ нет положительного опыта работы по воспитанию духовности. Здесь радует прежде всего региональная пресса. В ней в большей степени сохранились такие качества, как уважение к человеку, доброжелательность и причастность к истокам народной жизни.
Несколько лет назад в Приволжском федеральном округе был проведен журналистский конкурс публикаций, способствующих гармонизации этнокультурных и конфессиональных отношений. Поступили работы от 69 периодических изданий, 111 авторов – были представлены все субъекты Федерации, входящие в состав Приволжского федерального округа. Среди номинаций конкурса интересны следующие: «Прошлое народов Поволжья», «Народные мастера», «Национально-культурные объединения», «Национальное образование», «Власть и национальный вопрос», «Роль и место религий в условиях трансформации российской государственности». Это были работы, которые по-настоящему служили делу воспитания толерантности, делу сотрудничества между различными народами. Журналисты подошли к этим темам творчески, заинтересованно. У Сергея Жилина, Надежды Байбековой (Ижевск), Камиля Тангалычева (Саранск), Марины Галкиной (Нижний Новгород) это было освещение истории народов Поволжья, подводящей к мысли о том, что нам нечего делить, что судьбы наших народов неразрывно связаны. У Фаимы Ризвановой, Владимира Семибратова, Алексея Рублева это был показ мира традиционных ремесел и фольклора. У Татьяны Барабаш из Уфы идея толерантности проводилась через доброе описание конфессиональных обычаев, освещение взаимопонимания между традиционными религиями.
К сожалению, примеры таких публикаций мы видим далеко не всегда. Пресса как бы не замечает перемен в общественных настроениях последнего времени. А они связаны с обращением к своей родной культуре и истории, к отечественной духовности, к идеям национального достоинства россиян. Сегодня налицо переосмысление тех принципов, на которых в последнее время строился социально-политический курс. Люди видят: нельзя все сводить к одним только коммерческим механизмам и политическим интересам. И не случайно, что в последнее время на всех уровнях много говорилось о необходимости объединения нации, о важности опоры на отечественные духовные традиции. И почему бы не согласиться, что участие в выработке такой объединяющей российское общество системы духовных ценностей, которая позволит осуществлять взаимодействие между различными мировоззрениями и политическими концепциями, − это прямая задача также и прессы?
Процессы трансформации функции журналистики требуют корреляции дисфункциональных элементов медиасистемы – в первую очередь, речь идет о формировании четкой концепции государственной информационной политики, изменении вектора развития СМИ от коммерциализации к социожурналистике; необходима поддержка и распространение имеющихся позитивных журналистских практик, конкурсов среди журналистов, поддержка «золотых» журналистских перьев, поддержка программы подготовки молодых журналистов.
Решению указанных задач будут способствовать и практические шаги по выполнению рекомендаций парламентских слушаний в Государственной Думе, а именно: разработка Федеральной целевой программы развития национальных языков, литератур и культур народов РФ, создание постоянно действующей системы социальной диагностики влияния СМИ на аудиторию.