Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсинга

Indian IT-revolution and the industry of outsourcing

 

Ткачева Наталья Владимировна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, mediaeconomics@mail.ru

Natalia V. Tkachyova
PhD, Senior researcher at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, mediaeconomics@mail.ru

 

Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы развития индустрии аутсорсинга – доминирующего сектора отрасли информационных технологий (ИТ) Индии.

Ключевые слова: оффшорное программирование, ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, информационные технологии, технопарки по производству программного обеспечения.

Abstracts
The article analyzes the main development stages of the outsourcing industry – the dominating sector of the IT field in India.

Key words: off-shore programming, IT-outsourcing, outsourcing of business processes, information technologies, techno parks for software development.

 

С середины 1990 гг. Индия привлекает все большее внимание исследователей, политиков, экспертов и представителей мирового бизнес-сообщества. Ожи­вление интереса к этой крупной азиатской стране было вызвано экономическими успехами, которых добилась страна на рубеже веков.

С давних времен Индия считалась страной чудес, а спектр этих чудес оставался весьма традиционным – «Махабхарата» и «Рамаяна» – величайшие литератур­но-художественные памятники древней цивилиза­ций, мавзолей Тадж-Махал и другие архитектурные шедевры эпохи Великих Моголов, традиции индуиз­ма и законы кармы...

Однако бурное развитие информационно-ком­муникационных технологий в последние два деся­тилетия и достижения ИТ-революции в стране все чаще заставляют говорить в мире о новом «индий­ском чуде» – технологическом. С начала 2000 гг. Индия является мировым лидером по объему экспорта продукции ИТ-отрасли и занимает доми­нирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга. В 2005-2006 финансовом году объем рынка ИТ Индии оценивался в 42,2 млрд долл. США, что составило 5,8% ВВП, с годовым, ростом 22%.

Основы лидирующего положения, которое сегод­ня занимает Индия на глобальном рынке экспорта информационных технологий и ИТ-услуг, были зало­жены несколько десятилетий назад.

В начале 1970 гг. была принята государственная программа, которая обеспечивала максимально выгодные условия для национальных компаний, занятых разработкой программной продукции: для ИТ-компаний предусматривались субси­дий на развертывание экспортноориентированного производства, льготное кредитование, снижение таможенных ставок на ввоз зару­бежного оборудования. Одновременно создавались специализиро­ванные индустриальные зоны с преференциальным налогообложени­ем, вводилась практика присвоения компаниям престижного статуса экспортноориентированной фирмы, предоставлявшего им расширен­ные права и возможности предпринимательства.

В 1986 г. в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy), которая впервые рассматри­вала развитие данного сектора ИТ-индустрии в качестве ключевого направления развития национальной экономики.

Идея создания отрасли офшорного программирования – новой некапиталоемкой отрасли – выглядела для индийских экономистов весьма привлекательно, т.к. эта отрасль могла развиваться без масштабного импорта, создавать рабочие места и поднять уровень образования в стране. Ограниченный объем внутреннего рынка заставлял отрасль ори­ентироваться преимущественно на экспорт продукции и услуг. Первона­чально основной формой участия Индии в мировой ИТ-индустрии была работа индийских специалистов за рубежом, главным образом в США.

В целях поддержания новой ИТ-отрасли правительство пошло на существенную либерализацию внешней торговли. В 1986 г. импорт­ные пошлины на программное обеспечение были снижены до 60%, а пошлина на ввоз компьютерного аппаратного обеспечения для экспортноориентированных ИТ-компаний полностью отменена, индийским компаниям была разрешена торговля импортным про­граммным продуктом.

Тогда же правительство Индии развернуло целую систему государственных льгот и гарантий для инвесторов в технологические фирмы и создало для их размещения огромные по размерам специальные эко­номические зоны с упрощенными и облегченными регистрационными и таможенными процедурами.

Другая схема поддержки производителей ИТ заключалась в концентрации компаний в технопарках и предоставлении им необходи­мых инфраструктурных условий. Именно в технопарках получило основное развитие индийское офшорное программирование – доми­нирующий сектор национальной ИТ-индустрии.

В 1988 г. было создано сообщество частных и государственных компаний, получившее название «Технопарки по производству программного обеспечения Индии» (The Software Technology Parks of India, STPI), функционирующее в рамках Департамента электронной промы­шленности правительства Индии. В задачи STPI входит поддержка компаний-членов организации, которая включает инновационную деятельность, развитие в области технологий программирования, содействие экспорту программных продуктов компаний-членов орга­низации, обучение персонала, поддержку маркетинга. STPI также являются провайдером услуг инфраструктуры и связи для органи­заций-членов сообщества.

В 1988 г. была основана Национальная ассоциация компаний по производству программного обеспечения и услуг (National Asso-ciation of Software and Servies Companies, NASSCOM), которая на момент соз­дания объединяла 38 компаний отрасли, обеспечивавших 65% объема производства ИТ. NASSCOM представляет собой некоммерческую организацию. В ее функции входит содействие развитию национально­го производства ПО и ИТ-услуг, стимулирование исследований в обла­сти разработки программного обеспечения, оказание помощи в развитии национальных брендов в индустрии офшорного программи­рования. NASSCOM играет важную роль в определении политики отра­сли и установлении отношений между ИТ-компаниями и государством» Представители NASSCOM принимают участие в работе многих государ­ственных министерств и комитетов, поэтому в условиях сложной индийской бюрократической структуры Ассоциация оказалась способ­ной эффективно лоббировать изменения в налоговом, торговом и инвестиционном законодательствах, необходимых для развития отра­сли. Ассоциация активно продвигает интересы Индии в других странах, представляет национальную ИТ-отрасль в международных ассоци­ациях.

С началом масштабной либерализации экономики в начале 1990 гг. производство и экспорт программного обеспечения и ИТ-услуг были окончательно определены в качестве национального прио­ритета. Важнейшими мерами, принятыми правительством в то время, стали снижение стоимости спутниковых линий, беспошлинный импорт телекоммуникационного оборудования национальными технопарками, снижение импортных пошлин на программное обеспечение в 1994 и 1995 гг., меры по либерализации импорта компьютерного аппаратного обеспечения и др.

Тогда же была сформирована действующая и ныне система Органи­зации компаний ИТ-сектора, которая включает в себя:

● специальные экономические зоны (Special Economic Zones);

● экспортноориентированные компании (Export Oriented Units);

● технопарки по производству компьютерного аппаратного обес­печения (Electronic Hardware Tehnology Parks);

● индустриальные парки (Industrial Parks). Однако в 2008 г. ИТ-отрасль была выведена из индустриальных парков:

● технопарки по производству программного обеспечения (Software Technology Park Units).

Вышеперечисленные виды технологических анклавов объединя­ет система льгот и инфраструктурная поддержка со стороны государ­ства – освобождение от налогов на импорт и местных налогов, разре­шение на стопроцентное участие иностранного капитала, упрощенные и облегченные регистрационные и таможенные процедуры.

Однако важнейшим видом организации компаний ИТ-индустрии остаются технопарки. В настоящее время более 90% национального экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг приходится на пред­приятия, расположенные в технопарках. Такие технопарки размеще­ны по всей территории страны почти в 50 населенных пунктах, вклю­чая города Бангалор, Ченнаи, Хайдерабад, Нойда, Лакхнау, Канпур, Аллахабад, Патна, Гандинагар, Мумбаи, Колката. Технопарки предста­вляют собой комплексные научно-исследовательские центры с разви­той инфраструктурой, с самыми современными средствами для НИОКР в области электроники и возможностью быстрого внедрения передовых технологий и ноу-хау в производство.

Массовое строительство технопарков в Индии стимулировало создание на их территории новых национальных компаний, а также дочерних фирм и филиалов крупнейших мировых производителей программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и электронной техники (Intel, AMD, Microsoft, Cisco, Ericsson, Motorola, Siemens, Kyocera и др.). Реализация программы создания технопарков стимулировала привлечение портфельных иностранных инвестиций в развитие крупных индийских компаний в области ИТ. Результатом активного развития отрасли явилось как расширение внутреннего рынка, так и в первую очередь наращивание объемов экспорта.

В середине 1990 гг. динамично развивающаяся ИТ-ндустрия Индии стала испытывать нарастающий инфраструктурный дефицит, прежде всего в части телекоммуникационной связи. В связи с этим в марте 1998 г. была создана Национальная комиссия по развитию ИТ и производства программного обеспечения (National Task Force on IT and Software Development), объединившая государственных чиновни­ков, ученых и производителей страны. Перед членами Комиссии пра­вительством была поставлена амбициозная задача – выработать новую стратегическую программу развития национальных ИТ-производств, реализация которой поможет Индии в течение ближайших 10 лет превратиться в одну из ведущих мировых держав в сфере про­изводства и экспорта программного обеспечения. В результате Комиссией были представлены план действий в сфере производства ПО, план действий в сфере производства компьютерного аппаратного обеспечения, разработана долгосрочная национальная политика развития индустрии. Были намечены пути развития современных телекоммуникаций, включая спутниковую и оптоволоконную связь, меры по стимулированию экспорта ИТ и росту внутреннего потребле­ния информационных технологий.

В соответствии с решениями Комиссии были введены дополни­тельные, льготы при финансировании компаний-производителей ИТ, снижены или отменены некоторые экспортные и импортные пошлины на продукцию отрасли, с целью ускорения внедрения ИТ в госструкту­рах были предусмотрены отчисления в размере 3% бюджетов мини­стерств и ведомств федерального и регионального уровней (штаты и союзные территории).

В течение всего лишь пяти лет в период с 1997 по 2002 гг. Индия добилась десятикратного увеличения объемов экспорта программно­го обеспечения и ИТ-услуг. Темпы роста объемов экспорта програм­много обеспечения продолжают оставаться чрезвычайно высокими вплоть до настоящего времени и составляют порядка 30% в год.

Создание технопарков стало мощным фактором развития нацио­нальной ИТ-отрасли, что позволило Индии стать мировым лидером в глобальном аутсорсинге, прежде всего в секторе офшорной разра­ботки программного обеспечения и управления ИТ-службами, а также в быстрорастущем секторе аутсорсинга бизнес-процессов (темпы роста сектора кол-центров аутсорсинга бизнес-процессов в начале 2000 гг. достигли ежегодных темпов роста в 70%).

Столица южного штата Карнатака – город Бангалор стал не толь­ко первым, но и крупнейшим технопарком страны, и по праву счита­ется аналогом всемирно известной Силиконовой долины. В Бангало­ре размещены представительства ведущих ИТ-компаний, включая крупнейшие индийские компании (Tata Consultancy services, Wipro Technologies, Infosys Technology) и мировые компании (Microsoft, Oracle, Motorola, Toshiba и др.), В 2004 г. на Бангалор приходилось 34% объема всего индийского экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг, в технопарке было сосредоточено более 1,5 тыс. ИТ-ком­паний.

Помимо офшорного программирования индийская индустрия информационных технологий специализируется на производстве компьютерного аппаратного обеспечения мирового уровня, прежде всего высокопроизводительных компьютеров.

Толчком для развития этого сектора послужил отказ США поста­влять суперкомпьютер Cray индийской «Организации оборонных исследований и разработок» (DRDO) в 1986 г. Позже, после проведе­ния Индией ядерных испытаний в 1998 г., США наложили новые запреты на ввоз Индией техники из США. Экспортные ограничения США по сути способствовали тому, что местные ученые и инженеры самостоятельно наладили выпуск высокопроизводительных вычисли­тельных систем и их отдельных компонентов, необходимых для быстро развивающихся космических программ и программ в области произ­водства ядерной энергии. В индийских научных лабораториях были созданы суперкомпьютеры FLOSOVER, PARAM, ANUPAM, PACE.

Произведя в 2003 г. модификацию суперкомпьютера PARAM Padma производительностью 1 трлн операций в секунду, Индия стала третьей страной после США и Японии, располагавшей компьютером такой высокой мощности.  К тому моменту было произведено 52 компьютера PARAM  различной конфигурации, 8 из них были заку­плены иностранными государствами, включая Россию, Германию, Сингапур. В ноябре 2007 г. Индия впервые попала в пятерку лидеров рейтинга 500 самых мощных суперкомпьютеров мира ТОР-500.

Индийский рынок информационных технологий остается одним из самых быстрорастущих в мире. Экспорт ИТ-продукции и услуг в 2005-2006  финансовом году составил более 25,4 млрд долл., из которых 92% приходилось на программное обеспечение и услуги. Рост экспор­та по сравнению с предыдущим финансовым годом составил 36%. Основные рынки сбыта индийской ИТ-продукции − США, откуда посту­пает более 65% доходов, и страны Западной Европы. В 2006 г. на долю Индии приходилось две трети объема мирового рынка офшор­ных ИТ-услуг и половина объема рынка аутсорсинга бизнес-процес­сов.

По данным Национальной ассоциации производителей програм­много обеспечения и услуг (NASSCOM), за 2007-2008 финансовый год доход от экспорта программного продукта, услуг и аутсорсинга бизнес-процессов Индии достиг около 40 млрд долл. За предыдущий финан­совый год доход этих секторов вырос на 33% – до 31,3 млрд долл. Число занятых в ИТ-секторе в 2007-2008 финансовом году составило 1,6 млн чел., не считая примерно 6 млн чел. персонала сферы обслу­живания индустрии офшорной разработки программного обеспече­ния и аутсорсинга бизнес-процессов. Около 1,2 млн чел. занято в сфере разработки программного обеспечения и эксплуатации вычислительных центров и центров приема заказов по телефону (кол-цен­тры). Уверенный рост экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг достигается благодаря повышению конкурентоспособности Индии и добавлению новых услуг, таких, например, как дистанционное упра­вление инфраструктурой.

К числу крупнейших индийских ИТ-компаний относятся Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies. В 2005 г. компа­нии Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies вошли в список 50 крупнейших ИТ-компаний мира, составленный компанией ZDNet Asia.

Tata Consultancy Services Ltd (TCS) крупнейший индийский экспор­тер программного обеспечения и ИТ-услуг, входит в финансово-промы­шленную группу Tata. Компания основана в 1968 г., штаб-квартира нахо­дится в Мумбаи, имеет представительства в 12 городах Индии, включая Бангалор, Хайдерабад, Колкату. Международные представительства компании открыты в 47 странах. В 2007 г. персонал компании насчиты­вал 108 тыс. чел., в том числе внутри страны – 45 тыс. чел. Доход компа­нии TCS в 2005-2006 финансовом году превысил 2, 2 млрд долл. Ежегод­ный рост доходов в период 2002−2005 гг. превысил 30%.

Другая крупнейшая компания – производитель ПО в Индии – Infosys Technologies Ltd была основана в 1981 г., штаб-квартира располо­жена в Бангалоре. В 2006 г. имела представительства в 39 странах, персонал компании насчитывал более 80 тыс. чел. Доход компании Infosys в 2005-2006 финансовом году составил 1,59 млрд долл. Еже­годный прирост доходов в период 2002−2005 гг. равнялся 43%.

Компания Wipro Technologies была основана в 1945 г. и разви­вала в качестве профильного бизнеса производство растительного масла. Позже компания перепрофилировалась на производство пер­сональных компьютеров, в настоящее время входит в число ведущих аутсорсинговых компаний страны, фокусируясь на предоставлении ИТ-услуг. Штаб-квартира компании находится в Бангалоре. В 2008 г. имела более 53 представительств в мире, персонал превышал 72 тыс. чел. К 2005 г. европейское направление в международных сделках компании превратилось в основное после операций в странах Азии, демонстрируя ежегодный рост продаж более 50%. В 2005-2006 финансовом году доход Wipro составил 1,87 млрд долл., ежегодный прирост доходов в период 2002−2005 гг. превысил 39%. Wipro стала единственной индийской  компанией, вошедшей в список 10 ведущих мировых аутсорсинговых компаний, составленный в 2006 г. Междуна­родной ассоциацией профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP).

Другими крупными компаниями ИТ-отрасли являются также Satyam Computer Services, HCL Technologies, Rolta India. Компании Wipro, Infosys Technologies, Satyam Computers и Rolta India в2003 г. были включены журналом «Форбс» в список 200 наиболее успешных компа­ний за пределами США, чьи активы превысили 1 млрд долл.

Ведущим индийским фирмам принадлежит 40% национального рынка аутсорсинга. Причем, если в середине 1990 гг. индийские фирмы занимали нижнюю ступеньку ИТ-услуг, то в настоящее время они успешно конкурируют с такими компаниями, как IВМ Global Services, EDS, CSC, Accenture в области аутсорсинга интеллектоемких услуг – это разработка интегральных микросхем, подготовка финан­сового анализа для заказчиков с Уолл-стрит, обработка медицинских записей, бизнес-процессы и биотехнологии, то что называется рабо­той для «белых воротничков» (white color jobs).

Феноменальный успех индийской индустрии ИТ стал возможен благодаря сочетанию множества факторов.

В связи с бурным прогрессом информационных технологий широ­кое распространение в мировой практике бизнеса получил аутсорсинг – передача сторонней организации некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании.

Институт аутсорсинга США (Outsourcing Institute, USA) в своих исследованиях разграничивает «ИТ-аутсорсинг» и «аутсорсинг бизнес-процессов» (производственный аутсорсинг, используемый крупным бизнесом с 1930 гг. прошлого столетия, в рамках данной статьи не рас­сматривается).

Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней орга­низации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для ком­пании основными, бизнес-образующими. На аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. К аутсорсингу бизнес-процессов относится и такой вид сервиса, как обслуживание телекоммуникационных сетей, необычайно динамично развивающийся в последние годы. Кроме того, в Индии широкий размах получила организация кол-центров, которые позволяют глобальным корпорациям сократить свои ИТ-бюджеты на 50%.

Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) – это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслужива­ние сетевой инфраструктуры: проектирование и планирование автома­тизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением: системная интеграция: размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний: создание и поддержка публичных веб-серверов: управление информационными системами: офшорное программирование и т.д.

На фоне бурного развития компьютерных технологий и распро­странения интернета процесс написания программ и кодов (иными словами разработка программных продуктов) становится круглосуточ­ным, распределяясь по регионам мира с различными часовыми поясами. Например, программу начинают писать в Азии, продолжают в Европе, заканчивают в Северной или Южной Америке, и так непре­рывно по кругу, «закрывая» все временные пояса. Результаты работы программистов по компьютерным сетям отправляются в адрес гло­бальной компании-заказчика.

Офшорное программирование (разработка программного обеспе­чения по заказу иностранной компании) является одной из разновид­ностей ИТ-аутсорсинга и занимает довольно значительную часть общего объема рынка ИТ-аутсорсинга.

В результате глобализации и развития международного рынка труда Индия получила ощутимые преимущества для развития отрасли офшорного программирования: Индия оказалась во-первых, страной, расположенной в удобном для глобального аутсорсинга временном поясе (например, 12-часовая разница с американскими производите­лями ПО), во-вторых, страной, обладающей необходимым числом ква­лифицированных программистов со знанием английского языка.

В отличие от других стран, стремительно развивающих ИТ-аутсорсинг, – Китая, Республики Кореи, Малайзии, Чехии, Венгрии, Румы­нии, Бразилии и др., в Индии английский язык для большинства спе­циалистов является вторым родным языком. Правда, данное преиму­щество постепенно нивелируется по мере роста уровня образования в других странах. Тем не менее этот фактор сыграл особую роль на первых этапах развития индийской ИТ-отрасли. Кроме того, большое значение имела и деятельность многочисленной индийской диаспоры за рубежом, прежде всего в США, помогавшей соотечественникам в получении заказов на программирование и техническую поддержку бизнеса от крупных американских компаний.            

На сегодняшний день бизнес офшорного аутсорсинга невероятно востребован в мире. В число крупнейших компаний-заказчиков услуг программного офшоринга входят IBM Global Services, EDS, Computer Sciences, HP, Science Applications International, Unisys, Af-filiated Computer Sciences, CGI, Group, Siemens Business Services имногие другие.

Индийские программисты с готовностью берутся за работу, кото­рую, например, американцы считают рутинной и бесперспективной. В американских кол-центрах текучесть кадров составляет 80%, а в Индии, где к этой работе относятся как к долгосрочной карьере, теку­честь кадров составляет около 15%.

Индийский ИТ-рынок характеризуется значительной численностью квалифицированных кадров, и местная рабочая сила стоит дешевле, чем в развитых странах мира. Если в США средняя годовая зарплата программиста в 2007 г., по оценкам экспертов, составляла порядка 90 тыс. долл., то в Индии труд высококвалифицированного инженера с полной занятостью в том же году стоил 30 тыс. долл. Вместе с тем, разрыв в оплате труда в Индии по сравнению с другими странами-участниками глобального аутсорсинга постепенно сокращается. Так, стоимость индийского персонала в 2007 г. сравнялась со стоимостью персонала в Восточной Европе и в два раза превышала стоимость персонала в Китае.

Большое значение в развитии национальной отрасли ИТ имел тот факт, что Индия успешно внедряла и применяла на практике западные модели ведения бизнеса и менеджмента. Индийские аутсорсинговые компании проводят тщательную подготовку персонала. Например, если у клиента американского банка в Техасе возникли проблемы с кредитной карточкой и он позвонит в банковскую сервис-службу, то велика вероятность, того, что ответит ему индийский консультант из Мумбаи. Однако клиент-американец скорее всего этого не поймет, так как служащие кол-центров, ориентированных на развитые англоязыч­ные страны, обязаны общаться с клиентами на чистом английском языке без индийского акцента. Если индийская фирма работает на американском рынке, то персонал проходит дополнительное обуче­ние лингвистике, американскому произношению. Для удобства заоке­анских клиентов индийские операторы кол-центров представляются английскими и американскими именами. Подобный подход к обслужи­ванию клиентов помог индийским компаниям быстро завоевывать иностранные рынки.

Весьма привлекателен индийский рынок информационных техно­логий и услуг также и по причине прозрачности управления отрас­лью, которая характеризуется участием крупных игроков, объеди­нившихся в рамках ассоциации NASSCOM (в июне 2007 г. в ассоци­ацию входило более 1100 компаний-участников). Такая система называется единым адресом, и весьма удобна для иностранных партнеров: при необходимости установления контакта с предста­вителями индийской ИТ-отрасли достаточно обратиться по адресу ассоциации NASSCOM.

 

Заключение

Следует отметить, что большую роль в создании «индийского технологического чуда» сыграла политика национального правительства, которое в течение долгого периода содействовало развитию инду­стрии аутсорсинга информационных технологий и ИТ-услуг. В то же время в самой отрасли не было создано жесткого государственного контроля и регулирования, присутствовавших в других отраслях индийской экономики, том же телекоммуникационном секторе. По этой причине мотором развития отрасли стала частнопредприни­мательская деятельность, для которой характерна креативность мышления, реалистичная оценка бизнес-рисков, что имело важное значение при создании и укреплении отрасли. Правительство подклю­чилось к развитию ИТ-отрасли на стадии, когда этот сектор экономики уже сформировался, и активная помощь государства заключалась в целенаправленной поддержке национального бизнеса.

 

Источники

FIPP / ZenithOptimedia World Magazine Trends 2005/2006.

Government of India. Ministry of Communications and Information Technology. Department of Information Technology (DIT), http://www.mit.gov.in/

Media Scene as India Globalizes. 2006. Prof. N. Bhaskara Rao, Ms. P N Vasanti. Centre for Media Studies (CMS), New Delhi.

NASSCOM. 1996. The Software Industry in India, 1996: Strategic Review. New Delhi: NASSCOM.