Ссылка для цитирования: Урина Н.В. Интернет-СМИ Италии в контексте цифрового неравенства // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2143
© Урина Наталия Валентиновна
доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), natalia_urina@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются особенности цифрового неравенства по-итальянски. Италия демонстрирует сильное отставание как в развитии инфраструктуры широкополосного высокоскоростного доступа к Интернету нового поколения, так и в сфере цифровых услуг. В связи с этим анализируются программный документ 2002 г. «Основные направления деятельности правительства по развитию информационного общества» и разработанная Советом министров в 2015 г. «Итальянская стратегия в сверхширокополосной связи». Особое внимание уделено интернет-пользователям, их медийным предпочтениям и правам, проблеме цифровой грамотности, а также своеобразию итальянской блогосферы и онлайн-СМИ.
Ключевые слова: Италия, цифровое неравенство, блогосфера, онлайн-СМИ.
Развитие новейших технологий преобразовало информационное пространство по многим параметрам, раздвинув его границы и перераспределив роль различных СМИ, придав новое качество информации и способам ее получения. Интернет, аккумулируя в себе все традиционные СМИ и порождая новые, создает особое информационное пространство, оснащенное мультимедийным арсеналом. Все это существенным образом влияет на процесс получения информации и ее «поглощения» аудиторией. Внимание исследователей справедливо привлекают особенности этого процесса в Италии.
2016 г. стал юбилейным для Интернета в Италии. 30 лет назад в 1986 г. Италия стала четвертой европейской страной после Англии, Норвегии и Германии, присоединившейся к Арпанету. Произошло это, благодаря усилиям Научного университетского центра (Cnuce) в Пизе, откуда был послан сигнал в Пенсильванию и установлена связь. Это событие могло вселить надежду на интенсивную интернатизацию Италии. Но сложившаяся к настоящему времени ситуация свидетельствует о том, что итальянский путь построения информационного общества оказался длинным и тяжелым. И существует большой разброс мнений − от радужных до панических − по поводу нынешнего состояния дел и преодоления трудностей на этом пути.
В связи с юбилеем было много торжественных мероприятий. 30 апреля отмечался День Интернета, на различных, не только виртуальных, площадках были активны пользователи, а сетевое многоголосье было ярким и шумным. Обсуждались самые разнообразные проблемы, в том числе связанные с цифровым неравенством, поскольку по многим показателям Италия занимает в мире весьма скромные позиции. Вопрос о цифровом неравенстве стоит на повестке дня как в медийных, так и в политических кругах Италии. Премьер-министр Маттео Ренци, который часто обращается к вопросам цифрового «неблагополучия» страны, в связи с юбилеем отмечал, что Интернет обогатит демократию, расширит права граждан, создаст рабочие места и может стать стержнем экономического развития страны, поэтому необходимо сделать доступным цифровое поле для всех граждан1.
Цифровое неравенство по-итальянски
К сожалению, в европейской панораме Италия демонстрирует сильное отставание как в развитии инфраструктуры широкополосного высокоскоростного доступа к Интернету нового поколения, так и в сфере цифровых услуг. Об этом свидетельствуют, в частности, последние данные индекса Desi 2016 г. В цифровой иерархии стран Евросоюза Италия находится на 25 месте, опережая только Грецию, Болгарию и Румынию, с общей оценкой 0,40 баллов при средней в ЕС 0,52.
Источник: Desi 2016. Digital Economy and Society Index. Режим доступа: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi
Рисунок 1. Страны ЕС по индексу DESI 2016
Индекс каждой страны определяется по нескольким индикаторам:
Как видно из вышеприведенных данных, по отдельным показателям Италия занимает места от 17-го до самого последнего – 28-го. И, хотя специалисты отмечают некоторый прогресс в развитии цифровой ситуации в стране в последние годы, он не столь интенсивен, как требует положение дел.
Следует заметить, что роль «догоняющего» для Италии не нова. В начале XXI в. тезис «от Anno Domini к Anno Digitalis» (Урина, 2004) в значительной мере был связан с 2006 г., когда итальянское телевидение должно было полностью перейти из аналогового в цифровой формат. На том этапе Италия демонстрировала так называемую модель ускоренного, «догоняющего» развития, характерную для Юга Европы и имевшую уже исторические прецеденты. В конце XIX ─ начале XX вв. молодое итальянское государство было вынуждено «догонять» далеко ушедщую вперед экономику западноевропейских стран, затем после Второй мировой войны, в 1950-х ─ начале 1960-х гг., пережившая фашизм и оккупацию страна с отсталой и разрушенной экономикой, сделав рывок, явила миру «экономическое чудо» и вошла в семерку развитых индустриальных стран. И, наконец, под занавес ХХ в., в середине 90-х гг., Италия опять оказалась в роли «догоняющего». Теперь она устремилась в погоню за странами, которые заметно продвинулись в направлении информационного общества.
В 2002 г. был принят программный документ − «Основные направления деятельности правительства по развитию информационного общества»2. Определенные в нем задачи базировались в основном на данных, относящихся к 1999−2001 гг. Тогда позиционирование Италии по ИКТ в Западной Европе свидетельствовало об ощутимом отставании и признаках «цифрового раскола». Так, по данным Европейской комиссии, общий индекс инноваций Италии, определенный по 17 базовым показателям, был весьма невысок (-5,9). Худшие показатели имели только Португалия и Греция. Наиболее слабыми были пункты, связанные с инвестициями в научно-исследовательскую сферу, уровнем цифровой грамотности населения, изобретениями в области высоких технологий и инновационным финансированием. «При детальном рассмотрении наиболее значимых компонентов Италия подтверждает свою позицию отставания», − отмечалось в связи с этим в правительственном документе3.
Вопросам преодоления цифрового неравенства было уделено особое внимание в связи с определением стратегии развития стран Евросоюза до 2020 г. Ими пронизаны все приоритетные направления этой стратегии: инновации, цифровая экономика, занятость, проблемы молодежи, индустриальная политика, борьба с бедностью, эффективное использование ресурсов. В связи с этим в мае 2010 г. была представлена программа Digital Agenda, цель которой − максимально использовать ИКТ в развитии инноваций и экономики благодаря единому цифровому рынку, базирующемуся на скоростном и суперскоростном Интернете.
Как следствие, в 2012 г. итальянское правительство утвердило «Итальянскую цифровую программу» (Agenda Digitale Italiana −ADI). В декрете Министерства экономического развития были определены векторы дигитализации практически во всех сферах жизни, созданы рабочие группы для выработки национальной стратегии, и в июне 2012 г. было учреждено «Агентство цифровой Италии» (Agenzia per l'Italia digitale), на которое была возложена обязанность продвижения в жизнь разработанных планов и контроля за их исполнением. Однако реальное положение дел свидетельствовало о слишком медленных темпах преодоления цифрового неравенства. Поэтому в 2015 г. Совет министров разработал «Итальянскую стратегию в сверхширокополосной связи»4, которая к 2020 г. должна обеспечить 100% населения скоростной связью 30 Mbps и 85% населения − 100 Mbps. В 2015 г. показатели были далеки от этого: 30 Mbps доступны 22,3% жителей, а 100 Mbps – всего лишь 2,4%5. Остается существенным признаком и территориальный разрыв между областями, который несколько меняет традиционную конфигурацию Север-Юг.
Интернет-пользователи, их предпочтения и проблема цифровой грамотности
Оснащенность итальянских семей традиционными и новыми медиа, в том числе компьютерами, также свидетельствует об отставании Италии от многих западноевропейских стран. Единственная позиция, на которой итальянцы чувствуют себя уверенно, – это мобильные устройства. Однако приоритетным СМИ для итальянцев по-прежнему остается телевидение, хотя некоторый спад зрительского внимания к нему существует, но не в такой мере, как у газет.
Таблица 1. Использование СМИ населением Италии (в %)
Год |
2010
|
2015 |
Всего СМИ |
98,3%
|
99,3% |
Телевидение |
96,8 |
96,3 |
Радио |
67,6 |
67,6 |
Ежедневные газеты |
58,7 |
50,4 |
Интернет |
38,2 |
54,1 |
Источник: Elaborazioni dell”Autorità su dati Gfk Eurisco (2010) e SWG (2015). Режим доступа: https://www.agcom.it/documents/10179/4025280/Documento+generico+23-02-2016/
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что количество онлайн-пользователей за пять лет возросло почти на 16%. Следует отметить, что разброс статистических данных в медийной сфере весьма велик. Например, Internet World Stats оперирует другими цифрами в связи с Италией. Так, следуя им, по количеству пользователей она занимает в Евросоюзе 26 место, опережая только Болгарию и Румынию. В ноябре 2015 г. число пользователей составляло 62,0% от населения страны, т.е. почти 38 млн человек при среднем показателе ЕС 79,3%. Для сравнения: в Дании (1 место) 96,0% населения являются пользователями, в Великобритании (7 место) – 91,6%, в Германии (8 место) – 88,4%, во Франции (12 место) – 83,8%, в Испании (18 место) – 76,9%6 .
Таким образом, даже при более высоких показателях отставание Италии очевидно. Однако интернет-пользователи представляют наиболее динамичную общественную группу. Ее анализ позволяет выявить многие тенденции, которые связаны не только с цифровой ситуацией, но и с развитием страны в целом (см. табл. 2).
Таблица 2. Интернет-пользователи (пол, возраст, территориальный фактор, социальные и профессиональные показатели (в %)
Интернет-пользователи |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Пол |
Мужчины |
54,6 |
56,7 |
58,3 |
60,3 |
62,4 |
65,0 |
Женщины |
43,6 |
46,7 |
47,1 |
49,8 |
52,8 |
55,8 |
|
|
Всего |
48,9 |
51,5 |
52,5 |
54,9 |
57,5 |
60,2 |
Возраст |
6−10 |
36,7 |
38,3 |
40,8 |
45,1 |
44,6 |
43,8 |
11−14 |
75,7 |
78,1 |
76,5 |
80,8 |
80,9 |
80,4 |
|
15−17 |
87,2 |
89,1 |
88,5 |
89,7 |
91,2 |
92,0 |
|
18−19 |
90,4 |
88,8 |
88,8 |
90,0 |
93,9 |
92,0 |
|
20−24 |
82,1 |
85,8 |
86,0 |
85,7 |
89,3 |
90,7 |
|
25−34 |
73,3 |
77,5 |
79,2 |
80,3 |
83,9 |
85,1 |
|
35−44 |
64,6 |
69,7 |
69,1 |
73,5 |
76,1 |
80,1 |
|
45−54 |
53,0 |
56,2 |
58,7 |
61,7 |
66,1 |
70,0 |
|
55−59 |
41,0 |
42,2 |
45,3 |
48,5 |
52,0 |
60,4 |
|
60−64 |
25,2 |
28,6 |
31,0 |
36,0 |
41,1 |
45,9 |
|
65−74 |
12,1 |
13,8 |
16,4 |
19,0 |
21,2 |
25,6 |
|
75+ |
2,0 |
2,7 |
3,3 |
3,5 |
4,4 |
6,7 |
|
|
Всего |
48,9 |
51,5 |
52,5 |
54,9 |
57,5 |
60,2 |
Территориальный фактор |
Северо-восток |
53,6 |
56,4 |
57,3 |
58,3 |
61,5 |
64,6 |
Северо-запад |
51,3 |
55,9 |
57,7 |
60,1 |
61,5 |
65,2 |
|
Центр |
51,3 |
54,5 |
55,1 |
57,8 |
60,4 |
61,6 |
|
Юг |
41,9 |
43,6 |
43,3 |
46,6 |
49,2 |
53,1 |
|
Острова |
44,5 |
43,9 |
47,3 |
49,8 |
53,0 |
53,8 |
|
|
Всего |
48,9 |
51,5 |
52,5 |
54,9 |
57,5 |
60,2 |
Социальные и профессиональные показатели |
Работающие |
68,7 |
71,9 |
73,2 |
75,9 |
79,1 |
81,1 |
Руководители, предприниматели, люди свободных профессий |
85,0 |
84,9 |
86,2 |
87,1 |
88,6 |
91,0 |
|
Занимающие руководящие посты, кадры, служащие |
85,1 |
88,3 |
88,9 |
89,9 |
91,5 |
91,8 |
|
Рабочие, практиканты |
48,4 |
53,7 |
56,5 |
59,0 |
66,2 |
69,4 |
|
Работники, вспомогательный персонал |
56,8 |
60,5 |
61,8 |
67,0 |
69,0 |
71,9 |
|
В поисках новой работы |
54,8 |
59,0 |
56,4 |
61,1 |
65,1 |
68,5 |
|
В поисках первой работы |
59,7 |
69,1 |
66,6 |
68,1 |
75,7 |
77,9 |
|
Домашние хозяйки |
17,1 |
19,4 |
19,3 |
21,5 |
24,3 |
29,8 |
|
Студенты |
91,8 |
92,4 |
93,3 |
92,2 |
93,4 |
94,1 |
|
Закончившие работу |
13,3 |
14,7 |
16,2 |
18,2 |
19,1 |
23,2 |
|
Другие условия |
22,6 |
23,2 |
24,5 |
24,9 |
25,5 |
31,0 |
|
|
Всего |
48,4 |
51,1 |
52,1 |
54,3 |
57,1 |
60,3 |
Источник: Cittadini, imprese e ICT. – ISTAT. Statistiche Report. Anno 2015. Режим доступа:http://www.istat.it/files/2015/12/Cittadini-Imprese-e-nuove-tecnologie/
Рассмотрение данных таблицы 3 позволяет сделать общие выводы, которые сводятся к тому, что наиболее активны в виртуальном пространстве молодые итальянцы в возрасте 15−24 года, проживающие на севере страны, преимущественно студенты. Однако близки к ним по активности руководящие кадры, предприниматели, люди свободных профессий. Представляют интерес результаты исследования так называемых современных элит, для которых Интернет является одним из основных источников информации и пользуется достаточно высоким доверием. Хотя телевидение для них еще остается значимым СМИ, газеты они предпочитают читать в онлайн-режиме и уделяют большое внимание общению в сетях (см. табл. 3).
Таблица 3. Элиты и их источники информации (в %)
Источник информации |
Те, кто никогда не были руководителями |
Руководители в прошлом |
Руководители современные |
В целом |
Получают информацию ежедневно |
|
|
|
|
в Интернете |
46 |
52 |
62 |
49 |
в соцсетях |
27 |
29 |
36 |
29 |
по ТВ |
82 |
82 |
79 |
82 |
в газетах |
23 |
34 |
34 |
26 |
Используют Интернет ежедневно |
|
|
|
|
Для чтения газет онлайн |
67 |
70 |
59 |
67 |
Для общения в соцсетях |
57 |
59 |
69 |
59 |
Информация свободная и независимая |
|
|
|
|
в Интернете |
33 |
42 |
50 |
36 |
Источник: Sondaggio Demos&Pi, novembre 2015. Режим доступа:http://www.demos.it/a01201.php
Одной из особенностей освоения итальянцами нового информационно-коммуникационного пространства является их интенсивная «мобилизация», превращение их, как писали журналисты, в людей «сотовозависимых» (“cellulare-dipendenti”). Пониманию этого явления может способствовать книга известного итальянского философа Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона» (2010), в которой автор вводит в философский контекст маленькое «технологическое чудо, столь покорившее итальянцев. Заслуживает внимание и предисловие к книге, написанное Умберто Эко. Несмотря на лаконичность введения, Умберто Эко, как всегда, удалось сформулировать квинтэссенцию рассуждений Феррариса. «Эта книга интересна не столько тем, что мобильный телефон позволил Феррарису изложить свою онтологию, − пишет он, − сколько тем, что его онтология позволила ему и нам лучше понять мобильный телефон» (Феррарис, 2010: 10).
Факты свидетельствуют о том, что уже в 2008 г. Италия лидировала в семерке ведущих европейских стран по количеству сим-карт на 100 чел. − 155,77 (в 2003 г. было 97,66). Параллельно в эти годы шло сокращение абонентов фиксированной телефонии на 11,51%. Соответственно, итальянцы стали меньше говорить по домашнему телефону (102 млрд мин. в 2003 г. и 80 млрд – в 2008 г.) и больше – по мобильному (с 52 млрд мин до 97 млрд)7. В Италии, где компьютеры имеют меньшее признание, чем «телефонини», мобильная связь обрела большую популярность и способствовала продвижению мобильного Интернета. И в настоящее время в стране очевиден факт прогрессирующего мобильного фактора. Так, если в январе 2015 г. 67% времени, проводимого итальянцами в Интернете, приходилось на мобильные устройства и 33% на домашний компьютер, то в январе 2016 г. «мобильное время» возросло до 73%, а компьютерное сократилось до 27% (рис. 2).
Источник: Mobile Internet: trend e consumi. Audiweb evolution. Режим доступа: http://www.iab.it/wp-content/uploads/2016/04/ Muraglia
Рисунок 2. Распределение времени, проводимого в Интернете итальянцами, между PC и mobilе (январь 2015 – январь 2016)
Каковы же мотивации посещения Интернета и чему отдают предпочтение итальянцы? По данным ISTAT, в 2015 г. 71% пользователей обращался к контенту, связанному с культурой, 52,5% − к информации (онлайновые газеты и журналы) и 32,7% − к видео streaming. Каждый четвертый итальянец выходит в Интернет, чтобы смотреть фильм (25,1%), слушать радио (23%), смотреть телепрограммы (22,5%). А каждый третий пользователь оставляет в Интернете плоды своего труда (тексты, фото, музыку, видео, программы), в чем особенно активны молодые люди в возрасте 18−24 лет8.
Растет уровень активности пользователей в социальных сетях, где больше половины (56,1%) имеют профиль и обмениваются информацией, в профессиональных сетях их участие значительно меньше (12%). В возрастной группе 15−24 пользователи соцсетей составляют 80%, при этом семь человек из десяти являются ежедневными посетителями. С точки зрения территориальной, соцсетями меньше пользуются на севере (51,5%), чем в центре и на юге (60%). Что касается популярности отдельных сетей, то c большим отрывом лидирует по-прежнему Facebook (33%), затем следуют Google+ (14%), Twitter (12%), Instagram (12%) и Linkedin (9%) (рис.3). Таким образом, итальянцы наращивают свой потенциал в социальных сетях, но резервы еще далеко не исчерпаны.
Источник:We Are Social. Digital in 2016: in Italia e nel mondo. Режим доступа: http://wearesocial.com/it/blog/2016/01/report-digital
Рисунок 3. Сетевые пользователи (январь 2016)
Блогосфера и ее своеобразие
Проблемы, связанные с освоением сетевого космоса, многообразны и многочисленны. Среди них те, которые вызваны блогами. Они – феномен, достойный изучения как с точки зрения аудитории, так и с точки зрения контента, как с точки зрения информационной, так и с точки зрения дезинформационной. Блог противоречив по своей сути, в нем сочетается изначально личный характер дневниковой записи и публичность онлайновой информации, в результате чего он может использоваться в целях воздействия на общественное мнение. В блогах национальные особенности, может быть, больше, чем в какой-либо другой сетевой продукции, очевидны и играют большую роль. По поводу блогов ведутся оживленные дискуссии, и амплитуда маятника мнений о них огромна – от блогомании до блогофобии. И в каждой позиции есть свое рациональное зерно.
Итальянская блогосфера остается по-прежнему активной и все больше тяготеющей к ярко выраженной публичности. Только на сайте www.blogitalia.it в мае 2016 г. было зарегистрировано 60780 блога. Блоги в итальянском домене разнообразны по форме: персональные и коллективные, блоги «обо всем» и тематические, текстовые и мультимедийные, блогдайджесты и блогпорталы, национальные и интерблоги. В тематической иерархии преобладают по количеству блоги, связанные с искусством и культурой (15410), и новостные (15318), а замыкают двадцатку местные (3057) и игровые (2320)9.
Феномен блогов является предметом дискуссий как в профессиональной, так и политической среде. Например, в свое время вызвала весьма большое оживление и во всемирной паутине, и вне ее книга Джузеппе Граньери BlogGeneration («БлогПоколение»), появившаяся в 2005 г. Автор ее – энтузиаст-блогер, популярный в Сети, а также специалист по новым СМИ, хорошо известный в научных кругах. В книге блоги рассматривались как социокультурное явление, определялась их роль и место в информационном и культурном киберпространстве. Это интересный пример социологического исследования блогов и поисковых систем на фоне двух актуальных проблем Интернета – контента и навигации, в решении которых блоги могут сыграть немалую роль. Это исследование по социологии коммуникации, в центре которого находятся веблоги, наглядно демонстрирующие коммуникативную ценность Сети. Однако цель книги состояла не только в том, чтобы обрисовать ценности блогосферы, но и спроецировать их в будущее.
Одной из таких осуществившихся проекций можно считать блог известного актера и телеведущего Беппе Грилло10, когда BlogGeneration вышел в политический офлайн в рядах Movimento 5 Stelle («Движения 5 звезд»). Фактом образования комьюнити Грилло подтвердились утверждения об организационной и пропагандистской роли блогов, о том, что блог – не только забава для графоманов, хотя таких немало, но и эффективное средство ретрансляции идей блогера. В характеристике «Движения» Беппе Грилло одним из важных моментов является то, что это движение родилось именно в Сети, а затем уже вышло на улицы и обрело политический смысл. Получив 25,56% голосов на парламентских выборах 2013 г., «Движение» Грилло заявило о себе как о состоявшейся политической силе. Однако политическая реальность оказалась более сложной, чем виртуальная. Об этом свидетельствует своеобразная «волатильность» позиций депутатов «Движения» и не всегда удачные поиски компромиссов.
Что касается самого блога beppegrillo.it, то он занимает первое место в рейтинге BlogItalia Rank (BI) и пользуется вниманием не только пользователей Сети, но и специалистов, которые изучают его вплоть до языковых особенностей. Например, Expert System с помощью технологии Cogito провела исследование блогов Грилло, в котором содержится анализ семантики содержания и слов его блога с 2005 по 2013 гг.11 Причем отдельный раздел был посвящен языку блога до и после выборов. И хотя в исследовании содержатся интересные данные, тем не менее они не передают самого главного – стилистики, эмоциональной окрашенности и лексической раскованности языка Грилло. К сожалению, языковая маргинальность, которая отличает Грилло и которая культивируется в Интернете, набирает силу в политике и журналистике. В целом можно говорить о том, что блог органично вписался в сетевое пространство и динамично развивался, обрастая вспомогательными ресурсами, сайтами, услугами и т.д.
Успеху блога, несомненно, способствовало участие Джанроберто Казаледжо, специалиста в информатике, предпринимателя в издательской сфере и сетевого политика, который стал куратором и стратегом деятельности Грилло. Его уход из жизни в апреле 2016 г. ощутимо сказывается не только на деятельности блога, но и всего «Движения». Он был мозговым центром, он «писал пьесу», а Грилло талантливо, в импровизационной манере играл ее на сцене. Его называли и «серым кардиналом», и «гуру» «Движения», и кукловодом. Именно он в самом начале был инициатором использования американского опыта сети Meetup для создания так называемых групп Amici di Beppe Grillo («Друзей Беппе Грилло»). Цель их была определена так: облегчить общение, чтобы сделать мир лучше, начиная со своего города. Внутри сети образовались рабочие тематические группы, интересы которых были связаны с технологиями и инновациями, с печатью и коммуникациями, вопросами потребления, защитой окружающей среды и т.д. Именно их разработки потом легли в основу программы, с которой Грилло пойдет в политику. Несомненно, именно благодаря усилиям Казаледжо постоянно совершенствовалось сетевое «хозяйство» Movimento 5 Stelle. Незадолго до кончины Дж. Казаледжо вышла в свет его книга с символическим названием Veni Vidi Web (2015), ставшая его завещанием и вызвавшая дискуссию по ряду обсуждаемых в ней актуальных вопросов. Затем в память о нем появилась книга c его афоризмами (Gianroberto Casaleggio: Il suo pensiero in aforismi, 2016), которые порой точны, а порой парадоксальны. Однако отдельные ответы на вопросы о том, какую роль должен играть и какую играет Интернет в жизни итальянцев, каковы перспективы преодоления цифрового неравенства и повышения цифровой грамотности населения, можно найти в этой книге. В целом итальянская блогосфера занимает особое место как в domen.it, так и в глобальном пространстве, что делает ее не только необходимой для пользователей, но и для исследователей.
Онлайн-СМИ
Территория итальянского Интернета весьма обширна, оригинально ухожена и отличается национальным колоритом. Домен «.it» стал усиленно расти после 1999 г., на что частично повлияло снятие некоторых ограничений при регистрации.
Онлайновые СМИ завоевали право на самостоятельность и для многих пользователей служат основным источником информации. Их зона обитания в Интернете постоянно расширяется, они прогрессируют в количественном отношении и претерпевают качественные изменения. В Италии принято деление сетевых СМИ на газеты (quotidiani) и журналы (riviste), имеющие печатные аналоги и представленные как простыми электронными копиями изданий, так и сильно модифицированными онлайновыми версиями или вообще автономными изданиями, и вебзины (webzine) – оригинальные онлайновые издания различной периодичности, не имеющие печатных аналогов, а также радио- и телестанции, информационные и специализированные агентства и т.д. По данным Ipse.com, в 2011 г. в Сети лидировали вебзины (1903), опередившие журналы (1889), а затем уже шли газеты (173)12.
Первой официально зарегистрированной газетой в Интернете в конце 1994 г. была Unione sarda, а La Repubblica, которая теперь стала сетевой газетой номер один и пришла в онлайн спустя три года. Первые издания были очень похожи на печатные аналоги, но постепенно в поисках своего пути они утрачивали сходство. Вообще для сетевой журналистики принципиально важна сбалансированность двух начал: во-первых, органично усвоенной сетевой специфики информации и, во-вторых, национальной журналистской традиции, что может избавить от безликости, часто свойственной интернет-продукции. Пока можно говорить о том, что сетевые издания пытаются сохранять свое лицо. Это можно отнести к онлайновым версиям газет La Repubblica и Corriere della Sera, спортивной Gazzetta dello sport и экономической Sole24 Ore, к конкурирующим еженедельникам Panorama и L’Espresso. Онлайновые версии ежедневных газет чаще всего сохраняют в Интернете свои позиции. Однако есть и исключения. Например, в отличие от печатной сферы, в онлайне первенствует не Corriere della Sera, аLa Repubblica, что является фактом отнюдь не случайным, а отражающим социально-политическую характеристику пользователей Интернета. Онлайновые СМИ совершенствуются и начинают брать частичную плату за цифровой продукт, как это произошло с Corriere della Sera в январе 2016 г. Показателен рейтинг онлайновых СМИ, который весьма подвижен и верхние строчки которого, за исключением первой и второй, занятых La Repubblica иCorriere della Sera, обновляются.
Таблица 4. Топ-10 источников онлайновой информации (январь 2015)
Вебсайт |
Пользователи (в тыс.) |
Всего минут (в тыс.) |
Время на человека |
Страницы (в тыс.) |
La Repubblica |
11.717 |
294.456 |
00:25:08 |
411.723 |
Corriere della Sera |
10.004 |
231.689 |
00:23:10 |
269.288 |
TgCom24 |
9.811 |
408.762 |
00:41:40 |
156.212 |
Quotidiano.net |
6.919 |
54.585 |
00:07:53 |
74.535 |
Il Messaggero |
6.449 |
68.407 |
00:10:36 |
85.514 |
La Stampa.it |
6.046 |
102.308 |
00:16:55 |
98.754 |
Citynews |
5.471 |
73.388 |
00:13:25 |
53.838 |
ANSA |
5.212 |
87.123 |
00:16:43 |
92.512 |
Fanpage |
4.892 |
89.680 |
00:18:20 |
68.192 |
Il Post |
4.747 |
32.329 |
00:06:49 |
38.997 |
Источник:AgCom. Indagine conosciutiva su Informazione e Internet in Italia. Modelli di business, consumi, professioni. Режим доступа: www.agcom.it/-/avvio-di-una-indagine-conosciutiva-su-informazione-e-internet-in-italia/
Эта топ-десятка весьма точно отражает конструкцию онлайнового информационного пространства в domen.it. Здесь представлены 5 ведущих ежедневных газет (La Repubblica, Corriere della Sera, Quotidiano.net, Messaggero, La Stampa), информационное агентство ANSA, телеканал Mediaset (Tgcom24) и три онлайновых СМИ (Citynews, Fanpage, Il Post). Примечательным является появление в десятке лидеров трех онлайновых изданий, которые набирают силу, удовлетворяя запросы современных пользователей, в основном молодых.
Несмотря на отставание по многим параметрам в развитии цифровой информационной системы, в Италии формируется обширный сегмент онлайновых СМИ, который до недавнего времени, как и все пространство Интернета, пользовался у итальянцев бόльшим доверием, чем традиционные СМИ. Однако в 2015 г. на вопрос о том, где циркулирует наиболее свободная и независимая информация, итальянцы дали неожиданный ответ. При возросшем доверии к радио и уменьшении его по сравнению с телевидением и ежедневными газетами, заметно сдал позиции Интернет. По мнению Ильво Диаманти, который является одним из самых авторитетных итальянских социологов, это весьма серьезный симптом, говорящий об онлайновом нездоровье13.
Источник: Demos&Pi. – Rapporto dicembre 2015. Режим доступа:http://www.demos.it/a01201.php
Рисунок 4. Отношение аудитории к СМИ и уровень доверия к ним
Права пользователя Интернетом
Проблемы, связанные с Интернетом, решаются в Италии на многих уровнях: от технологического до правового. Одним из проявлений последнего стало одобрение итальянским парламентом в 2015 г. «Декларации прав пользователя Интернета» (Dichiarazione dei diritti in Internet), которая была разработана парламентской комиссией под руководством Стефано Родота. Затем была принята совместная с комиссией французского парламента «Декларация».
Она базируется на «Всеобщей декларации прав человека ООН», «Хартии основных прав человека ЕС» и других национальных и международных документах. Она включает в себя 14 статей, среди которых ст. 2 о праве доступа в Интернет и ст. 3 о праве на онлайн-знание и образование, ст. 5 о защите личных данных и ст. 13 о сетевой безопасности. И, наконец, ст. 14 об управлении Интернетом. Таким образом, «Декларация» может стать той основой, которая необходима для дальнейшей разработки принципов и законодательных актов в области Интернета.
Однако обеспечить права интернет-пользователей решением только технологических проблем, преодолением цифрового неравенства и созданием единого цифрового рынка представляется действием сложным. В Италии, например, специалисты все настойчивее говорят о роли человеческого фактора. Необходимо освоение всеми группами населения цифровой культуры, а это, по мнению директора специализированной онлайн-газеты Сorcom.it14, задача весьма сложная, поскольку культурный цифровой разрыв преодолеть труднее, чем технологический.
Примечания
Библиография
Урина Н.В. Италия: от Anno Domini к Anno Digitalis // Национальные модели информационного общества. М.: Изд-во ИКАР, 2004. С. 113−136.
Феррарис М. Ты где? Онтология мобильного телефона. М.: Нов. лит. обозр., 2010.
Casaleggio G. (2015) Veni Vidi Web. Adagio: Formato Kindle. Editore.
Gianroberto Casaleggio: Il suo pensiero in aforismi (2016). Casaleggio Associati: Formato Kindle. Editore.
Granieri G. (2005) BlogGeneration. Bari-Roma: Laterza.