Languages

You are here

Особенности рекламных интернет-текстов (на примере рекламы товаров для женщин)

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Online Advertising Texts (a case study of women’s goods advertising)

 

Тугаева Вера Михайловна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 79150451451@yandex.ru

Vera M. Tugaeva
PhD student at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 79150451451@yandex.ru

 

Аннотация

В статье разобраны особенности рекламных текстов, написанных для распространения в Интернете. Описаны изменения в профессиональной деятельности копирайтера. Проведен анализ конкурентных преимуществ и недостатков размещения рекламных статей на различных типах интернет-ресурсов.

Ключевые слова: рекламный текст, копирайтинг, интернет-реклама, социальные медиа, онлайн-СМИ.

 

Abstract

The paper examines the special features of advertising texts written for the Web and describes the changes in the copywriter’s professional activities. Along with this, the author conducts an analysis of the competitive advantages and disadvantages of posting advertising articles on different types of online resources.

Key words: advertising text, copywriting, online advertising, social media, online mass media.

 

Введение

На протяжении последних шести лет Интернет, как канал рекламы, показывает самые высокие темпы роста по сравнению с другими медиа. С 2008 г. прирост составил 381%, для сравнения аналогичный показатель для телевизионной рекламы – 15%1. Справедливости ради необходимо отметить, что темпы роста контекстной рекламы в Интернете существенно выше, чем медийной, для последнего вида рекламы динамика носила положительный характер вплоть до 2013 г. (в 2014 г. объемы снизились на 5% по сравнению с предыдущим годом)2.

Развитие рекламы в Интернете влечет за собой изменения в процессах создания рекламных интернет-текстов и их восприятии. Под рекламным интернет-текстом в данной работе подразумевается рекламный текст, размещенный в Интернете, что же касается понятия «рекламный текст», то мы опираемся на определения, данные в работах исследователей Н.В. Аниськиной, Т.Б. Колышкиной и А.Н. Назайкина. Аниськина и Колышкина под рекламным текстом понимают «коммуникативную единицу, служащую для выполнения маркетинговых задач»3, тогда как Назайкин подразумевает «вербальную составляющую текста рекламы»4.

Важным термином для данной статьи является копирайтинг − «профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов»5. Копирайтинг в Интернете охватывает не только рекламные тексты, аналогичные текстам рекламы в традиционных медиа, но и новые типы текстов: для сайта компании и для страниц и групп в социальных медиа. Мы включаем тексты на страницах сайта, на которые попадает пользователь по рекламной гиперссылке, в состав рекламных на том основании, что структура рекламного сообщения в интернет-рекламе представляет собой гипертекст, поэтому считаем, что необходимо проводить различие между «начальным рекламным сообщением» (initial advertising message) и «связанным рекламным сообщением» (linked advertising message)6, которое представляет собой страницу, на которую попадает пользователь в случае, если он кликает на рекламу.

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день не проведен анализ изменений, произошедших с рекламным текстом после появления Интернета. С одной стороны, подробно описана теория и практика написания рекламных текстов в целом, но без учета всех специфических особенностей Интернета. С другой стороны, существуют работы по узким направлениям копирайтинга в Интернете: например, по SEO-копирайтингу, SMM-копирайтингу («Social media marketing (SMM) − <…> комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач»7). Наша цель − описать принципиальные отличия рекламных текстов в Интернете и офлайн-пространстве, опираясь на разработанную теорию копирайтинга.

Мы рассмотрим рекламный текст в Интернете с трех точек зрения: аудитории (изменения в восприятии текста), работников рекламной индустрии (изменения в профессиональной деятельности) и экономических субъектов (появление новых инструментов для распространения рекламного контента и изменение подходов рекламодателей в Интернете).

 

Теория и литература

Изучив массив книг и учебных пособий8, посвященных копирайтингу в Интернете, можно сделать вывод, что наибольшее внимание уделено двум видам интернет-площадок: сайту компании и социальным медиа. Если говорить о типах текстов, которые используются на сайтах компаний, то это преимущественно продающие и SEO-тексты. Надо уточнить, что последние тенденции говорят о том, что SEO и продающие тексты – не обязательно два разных типа текста: задачи по продвижению сайта по ключевым словам и по стимулированию покупки могут быть решены в рамках одной статьи. Второй по популярности темой среди исследователей рекламных текстов в Интернете стали социальные медиа.

Малоизученной остается тема рекламных текстов в интернет-СМИ. Мы полагаем, что рекомендации и описание лучших практик рекламных текстов в печатных СМИ не могут быть применены к Интернету. Несмотря на кажущееся сходство рекламой статьи в печати и в онлайн-СМИ, существуют различия площадок, которые требуют детального изучения. Этой же точки зрения придерживаются некоторые исследователи: как отмечает П. Брукс в своей работе, «люди по-разному читают веб-страницы и обычный печатный текст»9. Исследование особенностей рекламных текстов в интернет-СМИ также призвано выявить преимущества, которые помогут конкурировать онлайн-СМИ за рекламные бюджеты с такими гигантами Интернета, как поисковые системы и социальные медиа.

Проведение данного исследования невозможно без опоры на «классиков» копирайтинга. Подход Д. Огилви, основанный на том, что любая реклама должна повышать продажи10, остается актуальным и в наше время, поэтому в данной работе неоднократно поднимается вопрос об оценке эффективности.

 

Методология

В рамках данного исследования будет рассмотрена только коммерческая реклама. В связи с выборами 2011 и 2012 гг. в Рунете произошел всплеск политической рекламы, но мы считаем, что это тема отдельного исследования. Что касается социальной рекламы, то это пока нераспространенное в Рунете явление. Если говорить о географических рамках исследования, то это российская часть интернет-пространства, однако в работе есть отсылки к опыту иностранных рекламных кампаний.

Объектом исследования стали рекламные тексты вербального и вербально-визуального типов11, написанные для продвижения товаров и услуг для женской аудитории. Разобраны тексты, написанные для разных интернет-площадок: сайтов компании, социальных медиа, сайтов онлайн-СМИ и собственных медийных проектов. Проведено исследование контента, созданного для интернет-магазинов одежды Lamoda.ru и WildBerries.ru, в таких социальных медиа, как «ВКонтакте» и Facebook. Выбраны именно эти ресурсы потому, что они имеют наибольший охват среди пользователей Интернета12. Также были проанализированы рекламные тексты, размещенные в онлайн-СМИ. В выборку попали два наиболее посещаемых женских интернет-ресурса13: «Леди Mail.ru» и Woman.ru, также были отобраны две онлайн-версии женских журналов: Cosmo.ru и ELLE.ru.

В качестве основных методов исследования использованы контент-анализ текстов интернет-рекламы и сравнительный анализ рекламных текстов на различных типах интернет-ресурсов.

 

Результаты исследования

Изменения, произошедшие в копирайтинге с появлением Интернета, носят системный характер и затрагивают рекламодателей, копирайтеров (создателей рекламных текстов) и аудиторию.

Интернет-аудитория и восприятие текста. Первая группа изменений связана с аудиторией и процессом восприятия текста. Начать необходимо с формы: процесс восприятия текста диктует требования к его объему. Казалось бы, он не ограничен жесткими рамками, которые существуют для печатной рекламы (ограничения по площади рекламной полосы или ее части) и для радио и телевизионной рекламы (ограничения по времени рекламного эфирного времени). Формальные ограничения существуют только на одной интернет-платформе – Twitter, но это не значит, что не существует правил и рекомендаций о количестве знаков в рекламном интернет-тексте. Английский исследователь П. Брукс рекомендовала ограничивать рекламный интернет-текст двумя машинописными страницами текста14, что равняется примерно 3600−4000 знаков. Примерно такие же цифры приводит профессиональный копирайтер К. Храповицкий, несмотря на рекомендации «Яндекса» по объему, равному 2000−32000 символов. Копирайтер считает, что объем текста не должен превышать 10000 символов – именно такого объема статья может предоставить полный и развернутый ответ на запрос пользователя и при этом не будет пугать читателя избыточной информацией15. Примерно таких же цифр придерживается специалист по продвижению в Интернете М. Стелзнер: ставя контент во главу угла, он советует создавать статьи объемом от двух страниц в программе Word (примерно 4000 символов) и больше16. Данные цифры подтверждаются эмпирическими данными: анализ объема рекламных статей на двух наиболее посещаемых женских онлайн-СМИ − «Леди Mail.ru» и Woman.ru – показал, что в среднем рекламные статьи содержат 4000 символов на первом ресурсе и 5000 знаков − на втором.

Данные цифры скорее актуальны для статей, размещенных на сайте компании или онлайн-СМИ. Если же рассматривать Интернет в целом, то за последние несколько лет четко прослеживается тенденция к уменьшению количества знаков в рекламном интернет-тексте. Во-первых, это связано с ростом популярности социальных сетей и микроблогов, формат которых ограничивает количество используемых символов. Нет ограничений на размещение статей большого объема в LiveJournal, но данный ресурс с каждым годом в рейтинге самых популярных сайтов Рунета опускается на более низкие позиции. В 2010−2011 гг. сайт стабильно замыкал десятку самых посещаемых сайтов Рунета, тогда как в 2014 г. он перемещался в разные месяцы с 16 по 18 строки, все сильнее отставая от других социальных медиа − «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники»17.Следуют за аудиторией и рекламодатели: на смену формату корпоративных блогов пришли брендированные страницы в социальных сетях. Кроме того растет число пользователей Интернета не через привычный монитор компьютера, а посредством смартфонов и планшетов. Надо отметить, что аудитория отдает предпочтение социальным сетям «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», на которых представлен разнообразный как по формату, так и по объему контент. Хотя блоги LiveJournal сдают свои позиции, микроблог Twitter не показывает рекордного прироста, уступая по аудитории LiveJournal почти в два раза. Таким образом, можно сделать вывод, что аудитория отдает большее предпочтение мультимедийному контенту социальных сетей, чем вербальному блогу и микроблогу.

Новые технологии помогают в исследовании того, как люди читают интернет-тексты. Так, в исследовании Якоба Нильсена было установлено, что прочитывается только около 28% слов на странице18. А исследование, проведенное с помощью датчиков движения взгляда, показало, что на однородных текстах пользователь больше всего обращает внимание на верхний левый угол − фрагменты текста, на которые пользователь обращает внимание, образуют латинскую букву «F»19. Данные эксперименты подтверждают основные принципы копирайтинга, позволяющие упростить понимание текста, как то: составление коротких предложений и абзацев, использование маркированных списков, изложение текста по принципу «перевернутой пирамиды».

Еще одна отличительная особенность интернет-текстов заключается в интерактивности. Аудитория может включаться в процесс формирования текстов благодаря возможности комментировать и обсуждать. При этом комментарии могут относиться к рекламной статье в онлайн-СМИ, сообщению на брендированной странице в социальных медиа или к тексту (например, описанию конкретного товара) на сайте компании. Рекламные интернет-тексты получают свое развитие через комментарии читателей − таким образом происходит переход от формы «монолога» к «диалогу»20. При восприятии интернет-текста мы не можем ограничиться только интерпретацией смыслов, заложенных автором текста, мы также анализируем читательские комментарии. Контент-анализ бренидрованных групп в социальных медиа «ВКонтакте» и Facebook двух крупных интернет-магазинов Lamoda.ru и WildBerries.ru показал, что наибольшее количество откликов получают посты, посвященные различным конкурсам и розыгрышам призов. Большую часть пользовательских комментариев составляют не относящиеся к контенту вопросы по условиям приобретения товара и статусу заказов. В отдельную группу комментариев можно выделить негативные отзывы. И хотя эксперты в области интернет-маркетинга советуют отвечать на них и работать с возражениями, практика их удаления получила более широкое распространение.

Еще одно изменение связано с тем, что тексты в Интернете пишутся не только для людей, но и для поисковых машин. Переходы на сайт компании через поисковые сайты считаются наиболее ценными, потому что приводят заинтересованных пользователей, а это значит, что, для того чтобы текст прочитал человек, сначала его должна «прочитать» поисковая машина, которая и присваивает странице с текстом место в выдаче поисковых запросов. В последние годы, когда поисковые сайты разрабатывают механизмы, которые позволяют оценить текст на его естественность21, возрастает спрос на живых авторов, которых некоторое время назад казалось возможным заменить программами по созданию текстов.

Изменения в профессиональной деятельности копирайтера. Появление программ, которые могут заменить человека, в процессе создания текстов, безусловно, меняет профессиональные подходы в копирайтинге. Например, программы-синонимайзеры (seogenerator.ru, synonyma.ru и т.п.) помогают в рерайте (переписывании текста другими словами) и могут из одного текста создать несколько десятков аналогичных, заменяя слова текста на синонимы из словаря. Пока машины не могут создавать «читабельные», близкие к естественным тексты, поэтому не могут заменить копирайтера.

Еще одно существенное изменение в профессиональной деятельности копирайтера связано с появлением так называемых бирж контента. Они представляют собой онлайн-ресурсы, на которых клиенты оставляют заказы на написание текстов, а копирайтеры участвуют в своего рода аукционе, предлагая условия, на которых они выполнят заказ. С возникновением бирж контента связана «демократизация» профессии. До этого написанием текстов на заказ занималось или рекламное агентство, или внутренний, работающий в штате компании-рекламодателя копирайтер. Теперь же копирайтинг получил большее распространение: по сути любой желающий может зарегистрироваться на бирже, получить заказ и начать писать тексты. Качество текстов на биржах контента и подготовленных специалистом из агентства будет сильно отличаться, как и цена на данные услуги. Стоимость готовой статьи зачастую определяется количеством знаков: разница стоимости тысячи знаков в статье с биржи контента и в статье, подготовленной профессиональным копирайтером, отличается примерно в десять раз.

Из-за многообразия типов интернет-ресурсов копирайтер должен уметь создавать тексты разного формата: для сайта компании, для рекламных кампаний в интернет-СМИ, для социальных сетей. Так, на биржах контента в основном размещены заказы на создание текстов для сайтов компаний. При размещении рекламных статей в онлайн-СМИ созданием текста может заниматься как внутренний копирайтер, так и внешний специалист: это может быть сотрудник специализированного агентства или автор онлайн-СМИ, где размещается реклама. Данная услуга есть в прайс-листах большинства интернет-изданий. Что касается создания контента для социальных медиа, то зачастую этим занимается отдельный специалист – SMM-копирайтер. SMM-копирайтер может отвечать за весь контент в социальных медиа (и текстовый, и графический). Также в создании контента для социальных медиа может принимать участие еще и дизайнер.

Среди профессионалов рекламы бытует мнение, что с появлением Интернета реклама все меньше тяготеет к искусству и приближается к науке. И хотя появление научного подхода в рекламе произошло еще в начале 2000-х гг. и такие классики рекламы, как К. Хопкинс и Д. Огилви, посвятили этой теме многие свои публикации, именно с появлением Интернета наука в рекламе занимает лидирующие позиции. В Интернете под научным подходом понимается не только тестирование рекламы и оценка ее эффективности, но и другие методы, не связанные с креативом. Под креативом мы понимаем творческий подход при создании рекламы, связанный с проработкой оригинальных идей, использованием выразительных средств языка, в частности экспрессивно окрашенной лексики. Данное определение сформулировано с опорой на работы исследователей рекламы А.Н. Назайкина22 и И.А. Имшинецкой23. В учебных пособиях по копирайтингу можно найти списки «продающих» слов, которые привлекают внимание читателей, − их использование, безусловно, никто не отменял для статей в Интернете, но при написании текстов интернет-рекламы появляется еще одно требование – подбор ключевых слов. По сути, любая индексированная страница с текстом в Сети может быть найдена при помощи поискового сайта, поэтому копирайтеру важно при создании текста думать о ключевых словах, по которым пользователи смогут найти статью и использовать эти слова максимально часто. Речь идет не только о сайтах компании, рекламные статьи для интернет-СМИ после окончания кампании переходят в архив, но при правильном подборе ключевых слов статья может быть найдена пользователем и после окончания сроков рекламной кампании. Еще один принцип, позволяющий облегчить поиск в Интернете, связан с хэштегами (специальными метками, которые позволяют маркировать тему текста). Хэштеги получили широкое распространение в социальных медиа. С точки зрения создания рекламы, хэштег предоставляет возможность упростить продвижение рекламного сообщения: можно создать контент, связанный с существующим популярным хэштегом, или придумать свой. В первом случае речь идет о научном подходе и оптимизации поиска, а во втором – о креативе, так как создание работающего, привлекающего внимания хэштега требует использования оригинальных идей.

Размещение рекламного текста: конкуренция за рекламодателя. Мы хотели бы рассмотреть рекламный интернет-рынок с точки зрения интересов онлайн-СМИ, которым приходится конкурировать за рекламные бюджеты с другими типами интернет-ресурсов. Поисковые сайты забирают большую долю «пирога»24. Кроме того широкие возможности для продвижения компании предлагают социальные медиа. Реклама в онлайн-СМИ лучше подходит для информативной или имиджевой функции (функции рекламы взяты из классификации Г.Г. Щепиловой25). Если у рекламодателя основная цель – подтолкнуть аудиторию к определенному действию: покупке, подписке и т.п. (т.е. когда речь идет об увещевательной функции), то здесь лучше справляется контекстная (поисковая) реклама.

Преимущество размещения рекламных статей в интернет-СМИ заключается в том, что читатели приходят на сайт за контентом: если рекламная статья посвящена интересной теме, то ее прочтут. Качественный, интересный контент – главное преимущество интернет-СМИ, но и на этом поле, где СМИ традиционно сохраняли монополию, появляются конкуренты. Во-первых, онлайн-СМИ сталкиваются в Интернете в борьбе за рекламные бюджеты с новым типом конкурентов, которые не только не создают свой контент, но еще и безвозмездно используют контент, созданный СМИ (например, раздел «Новости» на поисковых сайтах, RSS, посты с новостями в социальных медиа). Онлайн-СМИ заинтересованы в размещении контента на других сайтах, так как переходы из поисковиков и социальных медиа создают траффик посетителей, за счет продажи которого и поступают доходы от рекламы. Но не всегда бесплатная ретрансляция контента приводит к переходам на сайт: пользователи социальных медиа и новостных разделов на поисковиках могут ограничиться прочтением заголовка и лида и не кликнуть по ссылке, чтобы прочесть материал до конца.

Во-вторых, в последние несколько лет отчетливо прослеживается тенденция, когда рекламодатели не покупают рекламу в интернет-СМИ, а создают свои собственные медиапроекты. О тенденции на завоевание корпорациями поля традиционной журналистики, которая связана с производством и распространением качественного контента, не являющегося рекламным в чистом виде, исследователи заговорили около трех лед назад. Например, А.О. Алексеева в статье «PR 2.0: бренды и корпорации как создатели цифрового массового медийного контента» пишет о том, что «бренды взяли на себя часть функций профессиональных СМИ»26. Американский рекламист Г. Вайнерчук прогнозирует, что многие рекламодатели будут отказываться от услуг медиа: «По мере того как бренды будут все дальше выходить за привычные рамки, диктующие способы распространения контента, по мере того как компании начнут осознавать, что им все реже и реже требуется одалживать аудиторию, ведь именно они могут иметь собственную, которую можно использовать, когда им захочется, они начнут задаваться вопросом: зачем им вообще иметь дело с медиакомпаниями? Почему бы им не стать своей собственной медиакомпанией»27. Это может быть онлайн-магазин, на котором размещается качественный контент, или же самостоятельный интернет-ресурс. Сайт net-a-porter.com – это, по сути, модное онлайн-СМИ, в которое интегрированы возможности интернет-магазина. Многие интернет-магазины в России уже начали развиваться в этом направлении. В 2012 г. крупный интернет-магазин одежды «Ламода» запустил совместный проект с известной медиаперсоной, работающей в сфере журналистики о моде, – Эвелиной Хромченко, где Хромченко − не просто рекламное лицо, а создатель контента для сайта магазина. Также Lamoda.ru выпускает одноименный глянцевый журнал. Еще один крупный интернет-магазин одежды, WildBerries.ru, также создал собственный интернет-журнал, который уже успел пройти через ребрендинг: название Refashion by Wildberries было изменено сначала на WB, a впоследствии − на Style Magazine Wildberries. Такие медиа выходят за пределы Интернета в офлайн-сферу, например, в виде глянцевого журнала интернет-магазина, который доставляют покупателю вместе с заказом.

К созданию собственных медийных проектов прибегают не только интернет-компании, но и компании из офлайн-среды. Например, крупный производитель товаров народного потребления и один из крупнейших мировых рекламодателей, Procter&Gamble, выпустил онлайн-журнал Manofthehouse.com. На страницах онлайн-журнала присутствовало по одному рекламному баннеру, а в статьях не было упоминания продукции P&G28. В открытых источниках нет данных о том, насколько успешным и эффективным был этот рекламный момент. Однако отметим, что к моменту написания данной работы сайт Manofthehouse.com уже не работал. Подобный медийный проект для женщин компания создала в России: на сайте www.everydayme.ru есть как не рекламный контент, так и рекламные статьи и баннеры, продвигающие около 30 брендов компании Procter&Gamble.

Другой конкурент интернет-СМИ – социальные медиа. В последние несколько лет наблюдается настоящий ажиотаж в этой сфере: все компании создали собственные страницы в популярных социальных сетях и аккаунты в блогах и микроблогах. Подогревают интерес рекламодателей консультанты, которые проводят обучающие мероприятия и пишут книги о продвижении в социальных медиа. Многие практикующие интернет-маркетологи сходятся во мнении, что традиционные приемы рекламы не всегда эффективны в пространстве социальных медиа. Говоря о контент-маркетинге, М. Стелзнер отмечает, что « чем больше рекламы, тем меньше читателей будет оставаться» с социальными медиа29. Еще более категоричен в суждениях американский консультант, специализирующийся на продвижении в социальных сетях, Э. Серновиц. Он не рекомендует рекламодателям тратить деньги на размещение рекламы, вместо этого автор советует создавать оригинальный контент, который будет распространяться посредством «сарафанного маркетинга» с социальных медиа30. Также американский консультант отмечает, что на интернет-аудиторию независимый блогер может оказывать большее влияние, чем крупные издательские бренды31. Если говорить о продвижении товаров для женщин в России, то сотрудничество с блогерами в нашей стране не так распространено, как на Западе. Для обзора коллекций и проведения конкурсов рекламодатели чаше привлекают профессиональных журналистов и редакторов модных изданий. Например, Юлия Гребенкина, которую называют в интернет-рекламе «бьюти-блогером»32, на самом деле профессиональный журналист: она работала в таких изданиях, как ELLE, Woman.ru и Allure.

Если говорить об оценке эффективности рекламы и создании контента в социальных медиа, то нет однозначного мнения на этот счет. Некоторые специалисты считают, что продвижение в социальных сетях помогает решать имиджевые задачи, поэтому к ним неприменимы такие понятия, как коэффициент окупаемости инвестиций33. С другой стороны, инструменты аналитики сайта представляют информацию о входящем трафике из социальных сетей и о том, кто из посетителей стал покупателем. На основании анализа этих данных легко рассчитать возврат инвестиций, вложенных в продвижение в социальных сетях. Как бы то ни было, социальные медиа сейчас являются самыми популярными сайтами Рунета34, а рекламодатели идут вслед за аудиторией.

Рекламный текст в женских интернет-СМИ. Анализ рекламного контента (исследование проводилось с 1 по 30 апреля 2015 г.) в онлайн-СМИ для женщин («Леди Mail.ru» и Woman.ru, Cosmo.ru и ELLE.ru) показал, что наиболее популярным рекламным форматом являются баннеры (стандартные баннеры, расхлопывающиеся баннеры35 и баннеры-заставки36): на их долю приходится 58%. Следующий по популярности рекламный формат – специальные проекты (13%). Рекламные статьи – достаточно популярный у рекламодателей формат: его доля составила 12%. 7% приходится на брендирование страниц. Такая же доля текстово-графических блоков (по классификации Mail.ru37), или классифайда (по классификации Woman.ru38). Только 1% приходится на формат видеорекламы – преролл39. Это связано с тем, что немногие онлайн-СМИ предлагают данный формат рекламодателям. Из рассматриваемых СМИ только «Леди Mail.ru» создает редакционный видеоконтент и предлагает разместить рекламу в нем.

Если говорить о баннерной рекламе, то в ней графическая составляющая преобладает над текстовой. В интернет-рекламе одежды нередко встречаются баннеры, в которых указано только название рекламируемого бренда и цена товара или сроки проведения распродажи. Например, «Marie Jo – с 6 по 26 апреля скидки до 60% – Подробности в салоне». В рекламе интернет-магазина одежды перечисляются преимущества покупки: «Lamoda.ru: Мода с доставкой – смотреть, купить, примерка – возврат 365 дней – бесплатная доставка». Есть примеры и более развернутых текстов баннеров: «Oodji: Новый взгляд на моду. Мы рады сообщить о больших переменах в компании. Коллекция весна-лето 2015 разработана новой командой дизайнеров. Узнайте подробности». Но данный пример нельзя назвать удачным: надо просмотреть все четыре сменяющиеся части, чтобы понять смысл сообщения.

Исследование рекламного контента сайтов «Леди Mail.ru», Woman.ru, Cosmo.ru и ELLE.ru показало, что широкое распространение получили баннеры, которые рекламируют продукты медиагруппы. Это могут быть внутренние переходы на редакционные материалы издания или внешние – на другие проекты группы. Например, на «Леди Mail.ru» рекламируются другие ресурсы («Афиша Mail.ru», «Дети Mail.ru»), сервисы (почтовый ресурс Mail.ru, программа для обмена сообщениями «Агент») и специальные проекты (например, сайт, посвященный 9 мая40). На Woman.ru рекламируется приложение для мобильных устройств журнала «Собака.ru» (оба СМИ принадлежат издательскому дому «ТОП 50»). Баннеры на Cosmo.ru продвигают версию журнала для мобильных устройств. На ELLE.ru размещаются баннеры, которые ведут на редакционные материалы других интернет-изданий группы (Hearst Shkulev Media: Woman's day, MAXIM, Marie Claire, Parents, PSYCHOLOGIES, StarHit).

Специальные проекты представляют собой страницы на сайте онлайн-СМИ, оформленные в фирменном стиле рекламируемого бренда и содержащие как информацию о рекламируемом товаре или услуге, так и контент информационно-развлекательного характера, конкурсы или тесты. П.А. Алашкин называет их «подсайтами», так как «внешне подобные проекты выглядят как полностью самостоятельные веб-решения <…>, несмотря на то, что сам проект находится внутри материнского сайта»41. Например, производитель бытовой техники Philips в специальном проекте насайте «Леди Mail.ru» публикует кулинарные рецепты42. Производители сухих завтраков Nestle Fitness в своих специальных проектах устраивает розыгрыши призов: поездка на Бали на Woman.ru43 и годовой запас хлопьев на ELLE.ru44. В специальном проекте фармацевтической марки «Биотики» на сайте Cosmo.ru предлагается пройти тест на объем памяти45.

Что касается рекламных статей, то их главная особенность в том, что их делают максимально похожими на редакционные, не нарушая законодательства о рекламе. В анонсе рекламной статьи на главной странице онлайн-СМИ нет указания на то, что это реклама. Сообщение о том, что материал носит рекламный характер, размещается в самом конце статьи. Также рекламодатели не сразу обозначают рекламируемый товар или услуг: анализ рекламных статей на сайтах «Леди Mail.ru», Woman.ru и ELLE.ru показал, что в большинстве заголовков не указывается название рекламируемого бренда. Кроме того в ходе исследования было выявлено, что больше половины рекламных статей за рассматриваемый период продвигали фармацевтические бренды. Именно для этих рекламных статей характерно упоминание торговой марки ближе к середине статьи или даже к концу. Зачастую названия бренда нет ни в названии статьи, ни в лиде – именно эти два компонента статьи выносятся в анонс на главную страницу СМИ. Например, первое упоминание рекламируемого товара «Анти-Ангин Формула» встречается в предпоследнем абзаце46, «Дифферин» – в 5-м (из 9)47, «Цикловита» − в 13-м (из 16)48.

Что касается оформления рекламных статей, то для них характерно использование приемов, упрощающих восприятие текста, о которых шла речь ранее: деление предложений на более короткие абзацы, использование маркированных списков. Также используются различные шрифты и начертания для выделения важных частей текста. Название рекламируемого бренда в тексте оформляется в виде гиперссылки, которая ведет на сайт рекламодателя.

Ф.Н. Гуров отмечает, что «эффект размещения публикаций в сетевых изданиях аналогичен эффекту размещения публикаций в печатных СМИ»49, и среди преимуществ он приводит долгую доступность статьи в архиве, доверие аудитории к интернет-СМИ и возможность вносить правки в статью даже после ее публикации. Кроме того интернет-СМИ могут предложить рекламодателям не только доступ к своей аудитории − при публикации рекламной статьи существует возможность разместить внешнюю ссылку на сайте, что благоприятно сказывается на оптимизации сайта компании в поисковых системах. Такая возможность особенно нужна новым сайтам, например, новому интернет-магазину. Надо отметить, что на стоимость клика по рекламному баннеру внутри онлайн-СМИ (на рекламную статью, спецпроект) может действовать скидка по сравнению с ценой клика на внешний сайт (рекламодателя), так как интернет-СМИ невыгодно, чтобы аудитория уходила на другие сайты. Рекламодатель может оплатить более дешевые переходы с баннера на специально созданную страницу на сайте СМИ и уже на ней разместить ссылку на свой сайт: за ссылки, размещенные в спецпроекте или статье рекламодателя, плата не взимается.

Брендирование представляет собой оформление всех страниц или только страниц определенного раздела СМИ в стиле рекламируемого бренда. При этом все элементы брендирования являются активными и ведут на сайт компании или на специально созданную страницу. При брендировании страниц редко используется какой-либо текст, помимо названия бренда и слогана, например, «Glatte: эксперт для ваших ножек» − на «Леди Mail.ru», или «Santal:Сочный вкус отпуска!» − на Woman.ru.

Реклама формата текстово-графические блоки, или классифайд, встречается на сайтах «Леди Mail.ru» и Woman.ru и представляет собой статичное изображение и короткий текст; например,

«До лета осталось 4 лишних кг…

ИДЕАЛ

Ваша стройная фигура!»

Примеры размещения прероллов были выявлены только на одном из исследуемых сайтов – «Леди Mail.ru». Данный формат практически идентичен телевизионной рекламе: рекламодатели даже использовали те же ролики, что и для телевидения. Основное отличие заключается в том, что при просмотре преролла есть возможность кликнуть по рекламе и перейти на сайт рекламодателя. Что касается рекламного текста, то это может быть закадровый текст (реклама «Боржоми») или только название рекламного бренда в конце ролика (на протяжении всего ролика звучит музыка и только в конце появляется надпись Lancome в рекламе одноименного бренда).

Поиск новых возможностей для рекламодателей – основная задача онлайн-СМИ, решив ее, они смогут конкурировать с другими гигантами рынка интернет-рекламы. Гипотеза о том, что если рекламодатели начинают осваивать нетипичную для них сферу создания контента, то и онлайн-СМИ могут перенимать несвойственные им функции интернет-магазина, находит подтверждение на практике. Например, на сайте онлайн-версии журнала Glamour есть полноценный интернет-магазин одежды50, а проект Shoes First51 на сайте Marie Claire предоставляет возможность выбрать и купить обувь.

 

Выводы

Особенности рекламных интернет-текстов во многом определяются типом интернет-ресурса, на которых они размещаются, но все же можно выделить общие черты.

  • Рекламный интернет-текст представляет собой гипертекст, гиперссылка может быть оформлена в виде названия рекламируемого бренда или адреса интернет-страницы.
  • Дизайн интернет-текстов служит для упрощения восприятия текстов, используются такие приемы, как маркированные списки, короткие абзацы, подзаголовки, короткие неполные предложения, пропуски знаков препинания, использование нетекстовых элементов.
  • С точки зрения содержания, на первое место в рекламных интернет-текстах выходит интересный контент, зачастую рекламируемый бренд появляется в середине текста.

Если говорить об особенностях рекламного текста в Интернете, исходя из рекламного формата, то в баннерах и при брендировании страниц онлайн-СМИ графическая составляющая преобладает над текстовой, которая обычно состоит из 1−3 коротких предложений или словосочетаний. Содержание страниц рекламных спецпроектов может быть очень разнообразным: описание условий конкурса, тесты или другой информационно-развлекательный контент, в котором упоминается рекламируемый товар.

Рекламные статьи в онлайн-СМИ делают максимально похожими на редакционные: в анонсе на главной странице онлайн-СМИ нет указания на то, что это реклама, сообщение о том, что материал носит рекламный характер, размещается в самой статье − в самом конце. Также рекламодатели не сразу обозначают рекламируемый товар или услугу: в большинстве заголовков не указывается название рекламируемого бренда.

 


 

  1. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2010 году //Ассоциация коммуникационных агентств России. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457 (Ob"em rynka marketingovykh kommunikatsiy Rossii v 2010 godu //Assotsiatsiya kommunikatsionnykh agentstv Rossii. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457)
  2. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году // Ассоциация коммуникационных агентств России. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354 (Ob"em reklamy v sredstvakh ee rasprostraneniya v 2014 godu // Assotsiatsiya kommunikatsionnykh agentstv Rossii. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354)
  3. Аниськина Н.В., Колышкина Т.Б. Модели анализа рекламного текста: учеб. пособие. М., 2013. С. 4. (Anis'kina N.V., Kolyshkina T.B. Modeli analiza reklamnogo teksta: ucheb. posobie. Moskva, 2013. S. 4.)
  4. Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ. М., 2011. С. 31. (Nazaykin A.N. Effektivnyy reklamnyy tekst v SMI. Moskva, 2011. S. 31.)
  5. Копирайтинг // Академик. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/18157 (Kopirayting // Akademik. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/18157)
  6. Janoschka A. Web Advertising: New forms of communication on the Internet. Amsterdam, 2004.
  7. Social media marketing // Академик. – URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=Social+media+marketing+&from=xx&to=ru&did=business&stype= (Social media marketing // Akademik. – URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=Social+media+marketing+&from=xx&to=ru&did=business&stype=)
  8. Кузнецов П.А. Копирайтинг & спичрайтинг: эффективные рекламные и PR-технологии. М., 2013; Храповицкий К. SEO-копирайтинг: практическое руководство по созданию «правильных» текстов. СПб, 2014.; Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета. М., 2013; Алашкин П.А. Все о рекламе и продвижении в Интернете. М., 2009 Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети. М., 2009. (Kuznetsov P.A. Kopirayting & spichrayitng: effektivnye reklamnye i PR-tekhnologii. Moskva, 2013; Khrapovitskiy K. SEO-kopirayting: prakticheskoe rukovodstvo po sozdaniyu «pravil'nykh» tekstov. Sankt-Peterburg, 2014.; Stelzner M. Kontent-marketing. Novye metody privlecheniya klientov v epokhu Interneta. Moskva, 2013; Alashkin P.A. Vse o reklame i prodvizhenii v Internete. Moskva, 2009 Gurov F.N. Prodvizhenie biznesa v Internet: vse o PR i reklame v seti. Moskva, 2009.)
  9. Брукс П. Копирайтинг: как писать рекламные статьи и письма, которые будут продавать. М., 2006. С. 14. (Bruks P. Kopirayting: kak pisat' reklamnye stat'i i pis'ma, kotorye budut prodavat'. Moskva, 2006. S. 14.)
  10. Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2013. (Ogilvi D. Ogilvi o reklame. Moskva, 2013.)
  11. Цит. по: Аниськина Н.В., Колышкина Т.Б. Указ. соч. (Anis'kina N.V., Kolyshkina T.B. Ukaz. soch.)
  12. Gemius, gemiusAudience. – URL: http://www.audience.gemius.ru/
  13. Там же. (Tam zhe.)
  14. Брукс П. Указ. соч. (Bruks P. Ukaz. soch.)
  15. Храповицкий К. Указ. соч. (Khrapovitskiy K. Ukaz. soch.)
  16. Стелзнер М. Указ. соч. (Stelzner M. Ukaz. soch.)
  17. Gemius, gemiusAudience. – URL: http://www.audience.gemius.ru/
  18. Nielsen J. How Little Do Users Read? – URL: http://www.nngroup.com/articles/how-little-do-users-read/
  19. Борисов А.Н. Как воспринимают информацию посетители сайтов // Интернет-маркетинг. 2013. № 1. С. 2. (Borisov A.N. Kak vosprinimayut informatsiyu posetiteli saytov // Internet-marketing. 2013. № 1. S. 2.)
  20. Janoschka A. Op. cit.
  21. Ашманова И.С., Иванова А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М., 2007. (Ashmanova I.S., Ivanova A.A. Prodvizhenie sayta v poiskovykh sistemakh. Moskva, 2007.)
  22. Назайкин А.Н. Креатив в рекламе: какой и зачем? – URL: http://www.nazaykin.ru/_creative.htm (Nazaykin A.N. Kreativ v reklame: kakoy i zachem? – URL: http://www.nazaykin.ru/_creative.htm)
  23. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. – URL: http://evartist.narod.ru/text11/56.htm (Imshinetska I. Kreativ v reklame. – URL: http://evartist.narod.ru/text11/56.htm)
  24. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году //Ассоциация коммуникационных агентств России. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354 (Ob"em reklamy v sredstvakh ee rasprostraneniya v 2014 godu //Assotsiatsiya kommunikatsionnykh agentstv Rossii. – URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354)
  25. Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. М., 2006. (Shchepilova G.G. Reklama v ekonomicheskoy strukture SMI. Moskva, 2006.)
  26. Алексеева А.О. PR 2.0: бренды и корпорации как создатели цифрового массового медийного контента // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2012. № 3. С. 35. (Alekseeva A.O. PR 2.0: brendy i korporatsii kak sozdateli tsifrovogo massovogo mediynogo kontenta // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10, Zhurnalistika. 2012. № 3. S. 35.)
  27. Вайнерчук Г. Информационный удар. Как сделать, чтобы в шумном медиамире услышали именно тебя. СПб, 2015. С. 225. (Vaynerchuk G. Informatsionnyy udar. Kak sdelat', chtoby v shumnom mediamire uslyshali imenno tebya. Sankt-Peterburg, 2015. S. 225.)
  28. Стелзнер М. Указ. соч. (Stelzner M. Ukaz. soch.)
  29. Там же. С. 45. (Tam zhe. S. 45.)
  30. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. М., 2013. (Sernovits E. Sarafannyy marketing. Kak umnye kompanii zastavlyayut o sebe govorit'. Moskva, 2013.)
  31. Там же. (Tam zhe.)
  32. Объективный результат: «слепое» тестирование Fructis. – URL: http://www.woman.ru/beauty/hair/article/102249/ (Ob"ektivnyy rezul'tat: «slepoe» testirovanie Fructis. – URL: http://www.woman.ru/beauty/hair/article/102249/)
  33. Фоллс Дж., Декерс Э. Маркетинг в социальных медиа. Просто о главном. М., 2013. (Folls Dzh., Dekers E. Marketing v sotsial'nykh media. Prosto o glavnom. Moskva, 2013.)
  34. Gemius, gemiusAudience. – URL: http://www.audience.gemius.ru/
  35. При наведении курсора на баннер он увеличивается до размеров экрана.
  36. Баннер-заставка (или FullScreen) – страница с рекламным роликом, которая появляется поверх основного сайта на короткий промежуток времени, после чего исчезает. Заставку можно пропустить, можно кликнуть на нее и перейти на сайт рекламодателя. (FullScreen // AdRiver. – URL: https://www.adriver.ru/manage/formats/fullscreen/)
  37. Все о возможностях рекламы на площадках Mail.ru. – URL: https://sales.mail.ru/ru/russia/lady/latest/#price (Vse o vozmozhnostyakh reklamy na ploshchadkakh Mail.ru. – URL: https://sales.mail.ru/ru/russia/lady/latest/#price)
  38. Рекламодателям.– URL: http://www.woman.ru/marketing/marketing-articles/article/95502/ (Reklamodatelyam. – URL: http://www.woman.ru/marketing/marketing-articles/article/95502/)
  39. Pre-roll (преролл) − это рекламный интернет-видеоролик, размещаемый перед показом контента, который хотел увидеть пользователь // Antula. Профессиональная студия веб-дизайна. − URL: http://www.antula.ru/video-20.htm (Pre-roll (preroll) − eto reklamnyy internet-videorolik, razmeshchaemyy pered pokazom kontenta, kotoryy khotel uvidet' pol'zovatel' // Antula. Professional'naya studiya veb-dizayna. − URL: http://www.antula.ru/video-20.htm)
  40. Великая Отечественная война: след в истории. – URL: https://9may.mail.ru/ (Velikaya Otechestvennaya voyna: sled v istorii. – URL: https://9may.mail.ru/)
  41. Алашкин П.А. Указ. соч. С. 54. (Alashkin P.A. Ukaz. soch. S. 54.)
  42. Готовим счастье. – URL: http://cooking.lady.mail.ru/ (Gotovim schast'e. – URL: http://cooking.lady.mail.ru/)
  43. Fitness 14 дней. – URL: http://nestlefitness.woman.ru/ (Fitness 14 dney. – URL: http://nestlefitness.woman.ru/)
  44. ELLE.ru. – URL: http://www.elle.ru/nestle/
  45. Биотики. – URL: http://sp.cosmo.ru/biotiki/ (Biotiki. – URL: http://sp.cosmo.ru/biotiki/)
  46. У ангины нет шансов: как устранить инфекцию и боль в горле. – URL: https://lady.mail.ru/article/485444-u-anginy-net-shansov-kak-ustranit-infektsiju-i-bol-v-gorle/ (U anginy net shansov: kak ustranit' infektsiyu i bol' v gorle. – URL: https://lady.mail.ru/article/485444-u-anginy-net-shansov-kak-ustranit-infektsiju-i-bol-v-gorle/)
  47. Нечего скрывать: встречаем лето с безупречной кожей. – URL: https://lady.mail.ru/article/485527-nechego-skryvat-vstrechaem-leto-s-bezuprechnoj-kozhej/ (Nechego skryvat': vstrechaem leto s bezuprechnoy kozhey. – URL: https://lady.mail.ru/article/485527-nechego-skryvat-vstrechaem-leto-s-bezuprechnoj-kozhej/)
  48. Боли при ПМС: найти и обезвредить. – URL: http://www.woman.ru/health/medley7/article/150060/ (Boli pri PMS: nayti i obezvredit'. – URL: http://www.woman.ru/health/medley7/article/150060/)
  49. Гуров Ф.Н. Указ. соч. С. 113. (Gurov F.N. Ukaz. soch. S. 113.)
  50. NAME'S интернет-магазин модной брендовой одежды, обуви и аксессуаров. – URL: http://glamour.names.ru/ (NAME'S internet-magazin modnoy brendovoy odezhdy, obuvi i aksessuarov. – URL: http://glamour.names.ru/)
  51. Shoes-First. – URL: http://www.marieclaire.ru/Shoes-First/