Все, что Вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте

Everything You Need to Know to Develop Infographic on Newspaper's Werbsite

 

Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ), kat-journ@yandex.ru

Ekaterina A. Baranova
PhD, Associate Professor at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University, kat-journ@yandex.ru

 

 

Аннотация
В данной статье анализируются причины развития инфографики на газетных сайтах, ошибки журналистов при работе с данными и формулировании заданий для дизайнера; рассматривается вопрос организации отдела инфографики и вопрос о том, можно ли журналистам самим ее создавать; также приводятся примеры предоставления статической инфографики на сайте.

Ключевые слова: инфографика, визуализация данных, отдел инфографики, графический способ передачи информации.

Abstract
This article examines the reasons for the development of infographics on newspaper websites, and mistakes journalists make when working with data and defining a problem for the designer. There are discussed the question of infographics department organization, and the question of whether journalists can create infographics by themselves or not, there are provided examples of static infographic on the site.

Key words: infographics, data visualization, infographics department, graphical method for transmitting information.

 

Сегодня все чаще говорят об инфографике (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение; греч. γραφικός – письменный) – графическом способе подачи информации, данных как о новом слове в журналистике. А последние прогнозы свидетельствуют о том, что «инфографика как часть журналистики данных, безусловно, будет трендом 2013-2014 гг.»1. Многие практики и теоретики СМИ уверены, «что за ней будущее, т.к. это некая агрегирующая форма подачи информации, которая в идеале может включать видео, аудио, пролистывание фотографий. Вместе с тем, инфографика не должна входить в противоречие с большими текстовыми форматами»2.

Если на сайтах печатных СМИ инфографика появилась и стала бурно развиваться сравнительно недавно, то в печатных версиях газет она присутствует уже очень давно. «Дейли курант» (Daily Courant), английская газета начала XVIII в., еще в 1702 г. опубликовала материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту Кадиз3. Журналист снабдил материал географической картой, на которой отметил места встречи монарха. В начале XIX в. графика стала постоянной составляющей криминальной хроники в «Таймс» (Times).

Сегодня инфографика не ограничена печатным форматом, на сайте она часто становится интерактивной. Сейчас «Инфографика развивается по двум основным направлениям. Первое – инфографика как часть документалистики и другое направление – простые графики, диаграммы»4, – рассказывает Алексей Новичков, заместитель руководителя студии инфографики «РИА Новости». Первое направление – инфографика интерактивная. «Это почти документальное кино, компьютерная игра. Документальная инфографика – это масштабные проекты, над которыми работают продюсеры, группа дизайнеров, журналисты. На такие проекты уходит от нескольких месяцев до полугода»5, – поясняет А. Новичков.

 

Почему инфографика получает бурное развитие на газетных сайтах?

В условиях все увеличивающегося потока информации все более значимой становится роль СМИ в фильтрации важной информации и предоставлении ее в быстро усваиваемой форме. Ведь «мультизадачный режим работы» (multitasking)6 современного потребителя информации подразумевает, что он одновременно смотрит ТВ, разговаривает по телефону, пролистывает страницы газет и делает запрос в поисковой машине интернета. Визуализация данных (карты, графики, диаграммы и т.д.) помогает пользователям легче и быстрее усвоить информацию, разобраться в сложных понятиях, особенно в тех случаях, когда материал включает статистические данные и цифры.

Очень многое становится понятнее именно через изображение или в его сопровождении. «Как работает сердце, где будет перекрыто движение на праздник, что находится под антарктическими льдами – количество вопросов, в которых помогает разобраться инфографика, бесконечно»7.

Развитие инфографики на газетных сайтах связано также с возрастающей ролью социальных сетей. Невозможно передавать некоторые новости всего в 140 символах. Но, так как инфографику можно сохранить в формате JPEG, ее легко загрузить вместе с несколькими короткими сообщениями и, таким образом, рассказать читателям целую историю с помощью одного изображения8. В «АиФ» инфографика, которая «часто публикуется в социальных сетях, привлекает интерес пользователей, обеспечивая дополнительный трафик сайту»9, – рассказывает Сергей Кондратьев, руководитель отдела дизайна, инфографики и иллюстрирования «АиФ». Нельзя не принять во внимание и то, что «к статье после ее публикации на сайте обращаются мало, а инфографика – это “долгоиграющая вещь” на 2-3 года, т.е. это дополнительный трафик сайту на длительное время»10, – говорит Михаил Симаков, – ведущий дизайнер отдела инфографики газеты «Московские новости».

Говоря о причинах развития инфографики, нельзя забывать и о том, что люди во всем мире все меньше читают. Во многом из-за этого инфографика становится приоритетным направлением не только на газетных сайтах традиционно смотрящих стран - таких, как Италия, Испания, США, но и на сайтах российских изданий: «Вечерней Москвы», «АиФ», «Московских новостей» и др. Ведь Россию уже давно нельзя называть «самой читающей страной мира». В мае 2013 г. «Левада-центр» провел опрос, в котором приняло участие 1 тыс. 601 человек в возрасте 18 лет и старше – жители городов и сельской местности. 44% респондентов заявили, что не читают книг11. «Если раньше блогеры писали в ЖЖ, то теперь многие перешли на видеопосты в YouTube. А инфографика – это как раз форма восприятия визуальной информации. В этом смысле можно сказать, что сегодня это очень важное направление»12, – отмечает М. Симаков.

Вот почему все чаще инфографика воспринимается как один из наиболее эффективных инструментов для привлечения внимания пользователей информации. «Не удивительно, что все большее число газет и журналов создает отделы инфографики»13

Создание отдела инфографики

Такой отдел может включать всего двух специалистов, а может быть огромным подразделением, которое объединяет дизайнеров, художников-иллюстраторов, 3D-визуализаторов, программистов, редакторов, картографов. Создание отдела инфографики – проект дорогостоящий. Необходимо иметь в виду, что, помимо зарплаты сотрудникам, каждый год придется обновлять оборудование, программное обеспечение, возможно, оплачивать обучающие и развивающие специалистов командировки.

Создание отдела инфографики «на первых порах будет стоить от 250 000 руб. в месяц. В эту сумму входят оплата услуг нескольких специалистов и покупка программного обеспечения»14, – говорит М. Симаков. Нужно понимать, что развитие инфографики на сайте окупится не сразу. С течением времени отдел будет работать все быстрее. «То, что мы делаем сейчас, мы часто собираем из того, что уже есть – у нас имеется набор иконок и библиотека отрисованных объектов на разные события. Как правило, из 12 иконок нам нужно дорисовать всего две, модель инструментов будет постоянно нарабатываться»15, – поясняет Симаков.

Сотрудники отдела инфографики, как правило, имеют опыт работы в графическом дизайне. В идеале сотрудник такого отдела должен знать языки программирования; владеть разными смежными дисциплинами: знать литературу, драматургию, искусство, психологию, точные науки.

 

Как организовать работу отдела инфографики?

Рассмотрим два основных подхода к организации работы службы инфографики на примере «АиФ» и «Московских новостей».

Если СМИ решило развивать инфографику на сайте, «в редакции должны понимать, что создание инфографики – это работа не для одного или нескольких сотрудников (дизайнера или группы дизайнеров), а для всего редакционного коллектива: журналистов, редакторов, которые должны будут работать в тесном контакте со специалистами по инфографике»16, – говорит А. Новичков.

Основная проблема при развитии инфографики – это налаживание взаимодействия между журналистами и дизайнерами. Один из вариантов ее решения – привлечение специальных редакторов, которые выступают связующим звеном между журналистами и дизайнерами. В «АиФ», например, таким связующим звеном выступает служба актуальной справочной информации, которая состоит из руководителя и двух редакторов, – все трое умеют готовить текстовые задания для специалистов по инфографике. Заказчиком инфографики является интернет-редакция, тематику определяют на ежедневных и еженедельных планерках. Специалисты службы одновременно занимаются и другими форматами информационно-справочного текста: досье, подборками, специальными материалами в жанре «Вопрос-Ответ».

«Опыт “АиФ” показывает, что наличие такой службы, состоящей из редакторов, которые “причесывают” задание от журналиста для специалиста по инфографике, необходимо, – рассказывает Алена Кухарь, руководитель службы актуальной справочной информации “АиФ”. – Как мы ни просим журналистов готовить правильное текстовое задание, они все равно допускают ошибки. Поэтому и продуктивна именно такая схема работы»17. Если изначально темой для инфографики будет заниматься редактор справочной информации, это займет у него не меньше трех часов – тема может быть совершенно новой. Если речь идет о связке профильный журналист и финальное «причесывание», то времени уходит гораздо меньше.

Здесь, конечно, возникает вопрос: по каким критериям выбирать специалистов в такую службу? Алена Кухарь обращает внимание на то, что сотрудники подобного подразделения должны «во-первых, уметь работать с большим объемом информации и, во-вторых, уметь выделять главное и оформлять все очень кратко и очень лаконично. Третье требование – человек должен уметь структурировать информацию»18. Очень важно также, чтоб сотрудник такой службы быстро понимал, какой информации не хватает: ведь один из ключевых моментов для инфографики – полнота данных. Журналист, работая со статьей, может обойти отсутствие каких-то фактов с помощью текстовых механизмов, в инфографике этого сделать нельзя.

Что касается образования сотрудников таких служб, то это совсем не обязательно люди с профильным журналистским образованием. «Это работа не журналистская – это работа информационщика»19, – поясняет А. Кухарь. Таких специалистов в нашей стране пока очень мало. Специалисты службы актуальной справочной информации «АиФ» проводят вебинары для региональных отделений «АиФ», на которых рассказывают о ключевых ошибках, которые возникают при работе с созданием текстовых заданий для дизайнеров.

При создании отдела инфографики можно пойти по другому пути – «выращивать» журналистов, которые будут самостоятельно готовить данные для дизайнера. В отделе инфографики «Московских новостей» «с 2012 г. начали готовить таких визуальных журналистов, т.е. журналистов, которые могут самостоятельно структурировать данные»20, – рассказывает М. Симаков.

 

Основные ошибки журналистов при работе с данными и формулировании заданий для дизайнера

Если не создавать специального подразделения – связующего звена между редакцией и дизайнерами, нужно быть готовым к тому, что последние, во всяком случае, на первых порах, будут получать несистемные, неструктурированные данные, недовычитанный текст и к тому же столкнутся с неграмотно сформулированной темой. Нужно понимать, что дизайнеры не будут править пунктуацию, орфографию. Они просто перенесут текст на график. Поэтому перед отправкой текстового задания нужно быть уверенным, что 90% его не изменится. Если редактировать что-то уже после внесения в схему, это будет дополнительный пласт работы. Журналист также должен понять, каким образом он будет освещать тему, до того, как текст перейдет к дизайнеру. «У дизайнера нет времени заниматься аналитикой, он это и не сможет сделать. Очень тяжело переключаться с эстетической задачи на аналитическую. Поэтому постановка задачи лежит полностью на пишущих людях»21, – говорит Алексей Новичков. Действительно, пишущий человек очень редко приходит и говорит, зачем он хочет инфографику. Вопрос «зачем» (или «для чего» – ключевой. То есть журналист должен четко понимать, на чем он хочет акцентировать внимание: «…как работает 3D-принтер? Или он хочет показать, что это первый 3D-принтер, сделанный в России. Нужно сконцентрироваться на чем-то одном»22, – поясняет М. Симаков.

Есть такой стереотип, что инфографика – это статистика, журналисты иногда приносят дизайнеру сухие статистические данные, которые не составляют историю. Любую статистику можно изобразить в серии диаграмм, сделанных в программе Mc Word. Инфографика – это те же данные, но связанные общей историей.

Или, например, «пишущий журналист видит таблицу и думает: “таблицу никто читать не будет, может, ее отдать в инфографику и ее красиво раскрасят?” Не обращайтесь с подобными просьбами к специалисту по инфографике»23, – предупреждает М. Симаков.

Одна из самых частых ошибок – прийти к дизайнеру, не сделав визуализацию, не проанализировав данные. Нельзя, например, в одном столбце таблицы давать и килограммы, и граммы, и количество штук – это невозможно визуализировать. «Журналисты иногда неаккуратно оформляют данные: начинают сращивать ячейки, в то время, когда должны быть четкие, ярко выраженные столбцы»24, – говорит А. Новичков.

Еще одна типичная ошибка: происходит какое-то событие и журналист отражает его какой-то одной цифрой. Например, на митинг пришло 1150 человек. Для инфографики это не интересно, это просто цифра. Нужны сравнительные данные, «например, сколько приходило в прошлом году. А еще лучше, если показать в какой момент, сколько приходило (с 12 до 13 пришло 3 человека, а с 13 до 14–50 и т.д.)»25, – поясняет М. Симаков.

 

Основные способы предоставления инфографики на сайте

Существуют два основных типа инфографики – статическая и динамическая. Последняя содержит элементы интерактивности или анимации. Если статическую инфографику можно сделать довольно быстро – за полчаса, то на создание динамической инфографики (которая, как правило, включает в себя многоуровневую навигацию, анимированные ролики, управляемые 3D-объекты, интегрированные фото- и видеоматериалы, звуковое сопровождение и др.) может уйти от недели до нескольких месяцев. Поэтому начинать развивать инфографику на сайте нужно со статической инфографики.

 

Таблица. Способы предоставления статической инфографики на сайте

Способы предоставления статической инфографики на сайте

Примеры

1) Советы или Объяснялки  (расшифровка сложного – в простом).

 

-

http://www.aif.ru/dontknow/infographics/explain/15025

2)Рецепты в инфографике, которые можно распечатать, сохранить – и пользоваться на практике.

Опыт «АиФ» показывает, что это очень продуктивное направление.

http://www.aif.ru/food/infographic/65015

3) Тайм-лайныистории, рассказанные в хронологическом аспекте.

Это рассказы как о вехах жизни знаменитых людей, так и истории развития каких-нибудь организаций.

 

http://ria.ru/infografika/20130221/924053354.html

4) Инфографика в цифрах и фактах.

В цифрах и фактах можно давать все, что угодно (вода в цифрах и фактах, мировой океан, космос и т.д.). Такая инфографика не обладает какой-то добавочной стоимостью, как объяснялки, памятки и инструкции.

http://www.aif.ru/dontknow/infographics/explain/12604

5) «Ми-ми-ми» инфографикаподжанр инфографики в цифрах и фактах. Подбор трогательных фактов на определенную тему.

 

http://www.aif.ru/dontknow/infographics/family/12958

 

Ко Дню защитника отчества еженедельник «АиФ» делал инфографику «Отцы в цифрах и фактах». Были подобрано 5 очень трогательных фактов в цифрах (как реагирует отец на плач младенца в первые годы жизни, кому в семье доверяют девочки, кому – мальчики и т.д.). «Это трогательные вещи, которые провоцируют какие-то положительные эмоции. Если хоть один человек после этого обнимет родителя, будет здорово»26, – поясняет А. Кухарь. Правда, для серьезных изданий, такой поджанр, наверно, не подходит.

На этих жанрах статичная инфографика, конечно не ограничивается. Еще можно, например, делать инфографику – «оперативное реагирование на события», например, на какой-нибудь улице взорвался автомобиль или упал самолет. Тогда будет нужен дизайнер, который умеет хорошо и быстро рисовать карты. Правда, следует иметь в виду, что информагентства сделают это быстрее и качественнее.

 

Можно ли журналистам самим создавать инфографику?

Очень многие вопросы можно решить, не обращаясь к дизайнеру. Кстати, в редакциях зарубежных СМИ, как правило, нет такой практики, что одни люди пишут текст, а другие делают к нему инфографику. Обычно пишущие журналисты сами учат дизайнерские программы и начинают делать визуальную журналистику.

Сейчас в интернете есть много сервисов, которые позволяют визуализировать данные на основе существующих шаблонов. Среди наиболее известных – easel.ly, piktochart и infogr.am. Журналист может внести свои данные в этот сервис, выбрать один из существующих шаблонов и задать композицию: какие-то данные поднять ниже, какие-то – выше, на что-то обратить внимание, расставить акценты. «Для журналиста подобные сервисы полезны и тем, что он может сделать не окончательный, а черновой вариант инфографики, ему будет легче донести свою идею до дизайнера»27, – говорит С. Кондратьев.

Многие дизайнеры рекомендуют журналистам пользоваться Google Fusion. Он позволяет визуализировать данные из Excel таблицы с помощью различных способов: интерактивных графиков, карт, на которых ставятся автоматические метки. «Я был в прошлом году на конференции в Брюсселе. Журналисты рассказывали, как они сами, не обращаясь к дизайнеру, делали инфографику, используя этот ресурс»28, – рассказывает А. Новичков.

Дизайнеры советуют и другие инструменты Google для работы с данными: Google Google Zeitgeist; Google Public Data; Google Ngram Viewer. А также программу Gephi, распространяемую в интернете, которую можно использовать для построения диаграмм, ну и, конечно, все инструменты, которые есть в Adobe Illustrator.

В некоторых случаях дизайнер сделает то же самое, только в других программах. «Но все дело в том, что, если пользоваться, например, только инструментами Google, у вас не будет эстетического начала. То есть, у всех, кто будет их использовать без привлечения программистов и дизайнеров, получится то же самое, не будет индивидуальности. Дизайнеры могут, например, перекрасить цвета, и вы получите свои собственные карты»29, – поясняет Новичков.

Если журналисты хотят научиться визуализировать данные, дизайнеры советуют следующие книги по инфографике. Прежде всего, Джин Желязны «Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей» (М., 2004). Это книга о том, как человек понимает и воспринимает визуализацию. В ней много хороших примеров, подробно описывается, как сделать так, чтоб визуализация была понятной. Книжку можно назвать учебным пособием: там есть уроки, домашние задания.

Более серьезное издание – Владимир Лаптев «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» (СПб; М., 2012). В ней есть подробный экскурс в историю инфографики.

Еще одна книга – «Пособие по журналистике данных» под редакцией Д. Грея, Л. Чемберса, Л. Бонегру (М., 2013), - выпущенная Европейским центром журналистики и переведенная на русский язык сотрудниками «РИА Новости». В книге много примеров бесплатных сервисов, которыми пользуются журналисты для визуализации данных. Подробно разобраны различные проекты коллег из зарубежных СМИ.

«Журналистам и дизайнерам важно следить за отраслью в целом, посещать такие ресурсы, как: Infogra.ru, сайт “РИА Новости”, “Московские новостей”, ИТАР-ТАСС, ФОМ, журнал “Инфографика”, “Газета.ру”, http://5coins.ru/, http://infographer.ru/»30, – отмечает А. Кондратьев.

 


  1. Инфографика станет трендом 2013-2014 годов, прогнозируют медиаэксперты // http:// http://ria.ru/society/20130326/929060947.html#13855466554524&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
  2. Интервью автора с А. Кухарь − руководителем службы актуальной справочной информации «АиФ». 2013. Июнь, 18.
  3. Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 4. С. 57.
  4. Интервью автора с А. Новичковым − заместителем руководителя Студии Инфографики «РИА Новости». 2013. Май, 30.
  5. Интервью автора с А. Новичковым.
  6. Marinho S.P., Tárcia L. Challenges and new ways of teaching journalism in times of media convergence // Brazilian journalism research. Vol. 4. 2008. №2. Semester, 2. P. 32.
  7. Я вам лучше нарисую – инфографика в «РИА Новости» // http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/wis/med/ru9353030.htm
  8. Newspapers Embrace Infographics // http: //www.infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
  9. Интервью автора с С. Кондратьевым − руководителем отдела дизайна, инфографики и иллюстрирования «АиФ». 2013. Июнь, 6.
  10. Интервью автора с М. Симаковым − ведущим дизайнером отдела инфографики газеты «Московские новости». 2013. Июнь, 17.
  11. Опрос: россияне не читают книги, не слушают музыку, не смотрят кино // http:// top.rbc.ru/society/18/06/2013/862253.shtml
  12. Интервью автора с М. Симаковым.
  13. Newspapers Embrace Infographics // http://www.infographicdesignteam.com/blog/newspapers-embrace-infographics/
  14. Интервью автора с Михаилом Симаковым.
  15. Там же.
  16. Интервью автора с А. Новичковым.
  17. Интервью автора с А.Кухарь.
  18. Там же.
  19. Там же.
  20. Интервью автора с М. Симаковым.
  21. Интервью автора с А. Новичковым.
  22. Интервью автора с М. Симаковым.
  23. Там же.
  24. Интервью автора с А. Новичковым.
  25. Интервью автора с М. Симаковым.
  26. Интервью автора с А. Кухарь.
  27. Интервью автора с С. Кондратьевым.
  28. Интервью автора с А. Новичковым.
  29. Там же.
  30. Интервью автора с С. Кондратьевым.