Languages

You are here

Развитие печатных СМИ в контексте политических процессов Тайваня

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Print Media Development in the Context of Political Processes in Taiwan

 

Войтенко Эдуард Михайлович
аспирант кафедры ЮНЕСКО МИГСУ РАНХиГС, eduard.voytenko@gmail.com

Eduard M. Voytenko
PhD student at the Chair of UNESCO, IIPAM RANEPA, eduard.voytenko@gmail

 

Аннотация
В статье рассматриваются процессы развития печатных СМИ как канала политической коммуникации на Тайване начиная со второй половины ХХ в. − периода фактического пребывания острова в качестве независимого государства. Автором выделены и разъяснены различные этапы существования сферы печатных СМИ: периоды контроля и цензуры со стороны правящего режима, эпоха либерализации СМИ, развитие данной сферы в условиях рыночной конкуренции и демократической политической системы.

Ключевые слова: Тайвань, СМИ, пресса, Гоминьдан, цензура, демократия, политическая конкуренция, политическая коммуникация.

Abstract
The article examines the processes of print media development as a channel of political communication in Taiwan starting from the second half of the 20th century — a period during which the island actually was an independent state. The author identifies and explains the various stages of print media development in Taiwan: the periods of control and censorship by the ruling regime, the era of mass media liberalization and the evolution of this sphere under the competitive market environment and the democratic political system.

Key words: Taiwan, mass media, press, Kuomintang, censorship, democracy, political competition, political communication.

 

Исторические факторы формирования пространства политической коммуникации на Тайване

Пространство политической коммуникации на Тайване за короткий промежуток времени прошло период своего зарождения, становления в русле тоталитарной политической системы и развития в условиях демократической политической и медийной конкуренции. В этом процессе можно выделить два основных этапа, две стадии, главными маркерами которых стала политика государства в сфере СМИ. Первый этап (с 1940 до 1987 гг.) − это время закрепления, а затем упадка контроля государственных институтов над процессами коммуникации (при этом подконтрольность СМИ осуществлялась не только за счет нормативных и активных репрессивных действий, но также была следствием политической лояльности акторов медиапространства). Второй этап (с 1987 г. до настоящего времени) − это период влияния процессов, происходящих в пространстве политической коммуникации, на топологию медиапространства и государственную информационную политику, которая превратилась в процесс легитимизации определенных политических явлений и субъектов. Таким образом, развитие государственной информационной политики в Тайване во второй половине ХХ в. привело к созданию механизма модернизации политической системы в целом; демократичность в сфере СМИ, отвоеванная политическими оппонентами правящего режима, привела к общим демократическим преобразованиям в стране и сделала возможным влияние общества на власть.

Политическая обстановка, сложившаяся на Тайване в первой половине ХХ в., не способствовала развитию национальных печатных СМИ. Тайвань по итогу китайско-японской войны (1894−1895 гг.) попал в зону японской оккупации, продлившейся до 1945 г., и все средства массовой информации перешли под контроль оккупационного правительства. Японские власти пресекали немногочисленные попытки создания любых СМИ на китайском языке: в частности, в 1932 г. на Тайване появилась газета «Тайвань Синьмин бао», которая вскоре по указанию властей прекратила свое существование. Свобода в данной сфере была возвращена региону только после 25 октября 1945 г., когда с окончанием Второй мировой войны Тайвань вернулся под юрисдикцию Китая. Политические события, происходившие в то время (поражение партии Гоминьдан в гражданской войне за контроль над материковым Китаем в 1949 г.), сделавшие Тайвань де-факто независимым государством, сыграли определяющую роль в развитии тайваньского аутентичного пространства политической коммуникации и, в частности, печатных СМИ.

 

Печатные СМИ в период до 1987 г.

Попытки установить тотальный контроль над СМИ и их содержанием были впервые предприняты на Тайване практически немедленно после окончания Второй мировой войны.

Уже в ноябре 1945 г. Министерством внутренних дел Тайваня был опубликован закон «Девять пунктов о запрещении изданий или ограничении их выпуска в военное время»1. Официальная позиция властей, опубликовавших данный список, сводилась к тезису о необходимости защиты населения от коммунистических идей, которые могли получить распространение в обществе при достаточно свободных СМИ2. Однако введение данного закона было кратковременным: вскоре после единогласного протеста членов Объединения частных газет Тайваня и запроса группы членов Законодательного Юаня в МВД закон был отменен, и региональные СМИ получили кратковременный период относительной политической свободы и независимости. После неудачных попыток правительства поставить СМИ под контроль начался непродолжительный период роста числа разнообразных СМИ: в сороковые годы на Тайване можно было заниматься изданием газет без разрешения правительства, которое фактически никак не контролировало данную сферу.

Правящая элита вскоре создала условия для господства в медиапространстве политически ангажированных СМИ. В 1946 г. партия Гоминьдан3 создала крупную региональную газету4 «Чжунхуа жибао» (China Daily News). В течение первых двух лет постколониального существования Тайваня газеты «Чжунхуа жибао» и «Тайвань Синьшэн бао» были самыми читаемыми в регионе, в то время как правительство осуществляло слабый контроль в сфере масс-медиа и вследствие этого существовало большое количество низкокачественных частных изданий.

Ключевыми историческими событиями, определившими развитие медиасферы Тайваня в тесных взаимоотношениях с правящими кругами во второй половине ХХ в., стали так называемые «События 28 февраля»5. Период острой социальной напряженности и жестких действий Гоминьдана стали причиной прекращения существования большого количества печатных изданий в регионе по указанию администрации Тайваня. Однако последующее время восстановления стабильности на Тайване стало временем первой структуризации медиапространства региона и создания тесной констелляции политической элиты и СМИ.

Локомотивом развития прессы стала главная партийная газета Гоминьдана - «Чжунъян жибао» (Central Daily News), редакция которой переехала на Тайвань из Нанкина в 1949 г. вслед за миграцией партии Гоминьдан6. Правящие круги Тайваня обеспечили данному изданию беспрецедентные тиражи; кроме этого «Чжунъян жибао» стала на Тайване первой газетой, выходившей в цвете7.

Прямое воздействие на медиасреду со стороны администрации Тайваня стало проявляться с 1949 г. Тогда правительство опубликовало первые репрессивные законы, касающиеся ограничения максимального объема газет, усложнения процессов регистрации газет и вводящие контроль над ценами на печатные издания. Особое развитие получило положение о регистрационных свидетельствах для прессы8. Ко времени его введения на Тайване издавалась 31 газета9. Процесс получения регистрационного свидетельства был настолько усложнен, что с 1960 г. по 1987 г. (год начала либерализации СМИ) количество газет на Тайване оставалось неизменным – 31.

В 1950 г. правительством Тайваня были предприняты новые меры законодательного воздействия на СМИ. В марте 1950 г. был опубликован закон «О контроле над журналистикой в период военного положения в провинции Тайвань», который содержал тезисы, ограничивающие возможности публикации информации, содержание которой могло бросать тень на репутацию руководителя правительства или содержать несогласие с идеологией Гоминьдана. На практике реализация положений данного закона привела к однообразию тайваньских печатных изданий и их чрезмерной осторожности в информационной политике.

В период с1950 по1960 гг. за партийными и провинциальными изданиями была юридически закреплена обязанность публиковать речи и тезисы первых лиц государства без изменения содержания, а также служить площадкой пропаганды проправительственных идей и предложений. В шестидесятые годы подобные издания начали ощутимо терять аудиторию (постоянными читателями таких газет оставались государственные служащие и военные); внимание массового читателя привлекли частные издатели, которые сделали ставку на распространение интересной неполитической информации.

Подобная ситуация привела к тому, что к концу семидесятых – началу восьмидесятых годов крупные провинциальные и партийные издания, содержание которых формировалось в строгом соответствии с политическими позициями партии Гоминьдан, пришли в упадок. В сложившейся ситуации на Тайване осталось лишь несколько крупных печатных СМИ, имевших стабильный охват: таковыми были газеты «Ляньхэ бао» (United Daily News), «Чжунго шибао» (China Times) и «Цзинцзи жибао» (Economic Daily News)10, которые также сохраняли лояльное отношение к политике партии Гоминьдан.

Трансформация структуры пространства политической коммуникации началась в связи с появлением группы так называемых «беспартийных» политиков, известных по медийному штампу «данвай», т.е. «вне партии», которые уже к началу восьмидесятых годов ХХ в. стали представлять собой политическую силу, лишенную какой-бы то ни было легальной возможности сформировать каналы коммуникации с общественностью, на равных побороться за целевую аудиторию с властью и вступить с ней в открытый диалог на публичных площадках.

По этой причине конец семидесятых − начало восьмидесятых годов стало для пространства политической коммуникации в Тайване периодом внедрения новых каналов коммуникации, прежде всего нелегальных периодических печатных изданий11. Число альтернативных СМИ начало активно расти накануне либерализации печатных СМИ и отмены военного положения. В конце семидесятых − начале восьмидесятых годов были основаны наиболее известные оппозиционные СМИ, такие, как «Синь синьвэнь» (The Journalist) и «Мэйлидао цзачжи» (Formoza)12. В восьмидесятых годах эта группа СМИ заявила о своей прямой поддержке группы беспартийных политиков13, которая к 1986 г. оформилась в Демократическую прогрессивную партию14.

 

Медиареформа 1987 г.

Спустя два года ситуация в данном сегменте общественных отношений на Тайване резко изменилась. Партия Гоминьдан пошла по пути стремительной либерализации медиапространства. 15 июля 1987 г. президент Тайваня отменил указ «О чрезвычайном положении»15, что означало практически моментальное возникновение большого количества свобод. Сообщества сотрудников СМИ начали требовать отмены ограничений в своей профессиональной сфере; после отмены закона о чрезвычайном положении руководитель Законодательного Юаня обещал рассмотреть вопрос отмены репрессивных мер, применявшихся к прессе со времен утверждения «Закона о печати» и соответствующих инструкций16.

В 1988 г. был отменен закон, запрещавший регистрацию новых газет (после 36 лет его действия), что повлекло за собой взрывной рост количества и направленности печатных изданий. Отмена ограничений на прессу назрела в связи с распространением оппозиционных изданий17, поддерживающих политические принципы незарегистрированной на тот момент Демократической прогрессивной партии и подрывающих доверие населения к информационной политике государства. Такие издания, как «Мэйлидао цзачжи» (создано в 1979 г.) или «Баши няньдай» (The Eighties), получили ранее широкую известность благодаря репрессивным действиям Гоминьдановского правительства. Наибольший резонанс получил инцидент, произошедший в декабре 1979 г. в г. Каошин. После серии скандальных публикаций в нелегальном в то время издании «Мэйлидао цзачжи» произошли массовые выступления, которые были жестоко подавлены полицией, редакция издания была арестована18.

Подобные инциденты отрицательно влияли на имидж государства и государственных СМИ как источника достоверной информации; к тому же они были идеологически несовместимы с политической ситуацией, возникшей после отмены закона «О военном положении», что подготовило почву для отмены ограничений в сфере печатных СМИ Тайваня.

Необходимость пересмотра политики Гоминьдана в отношении к СМИ была осознана обществом задолго до отмены военного положения. Здесь следует отметить, что печатные и электронные СМИ имели разные возможности для легальной или полулегальной демократизации. Если количество газет строго регулировалось Законом о печати, то в Законе о телевидении имелась «лазейка»: он никак не регулировал деятельность кабельного ТВ19. Это привело к созданию большого числа станций «четвертого канала» (Fourth Channel), которые хотя и не имели легального статуса, но пользовались огромной зрительской популярностью. Похожие процессы были характерны и для сферы радиовещания в Тайване (оппозиция создавала большое количество нелегальных и полулегальных радиостанций). «Демократизация», таким образом, шла сверху для прессы (после отмены военного положения), и снизу − для электронных СМИ.

 

Печатные СМИ после 1987 г.

В период до 1987 г. двум крупнейшим газетам «Ляньхэ бао» и «Чжунго шибао», а также трем государственным телевизионным станциям («Тайвань дяньши гунсы» (Taiwan Television Enterprise) , «Чжунго дяньши гунсы» (China Television Company) и «Чжунхуа дяньши тай» (Chinese Television System) принадлежало более 90% рынка медиапродукции20.

Политическим силам, объединенным в группу «данвай», был доступен охват не более 10% аудитории посредством нелегальных СМИ: подпольных радиостанций и печатных изданий, которые позднее стали влиятельными официальными газетами. Крупнейшими печатными СМИ в группе так называемых журналов Данвай были «Тайвань чжэнлунь» (Taiwan Political Review), «Цзыю чжунго» (Free China) и «Цзыли ваньбао» (Independent Evening News).

После либерализации сферы печатных СМИ все оппозиционные издания стали легитимными площадками пространства политической коммуникации Тайваня. Количество газет в регионах росло лавинообразно − с 31 издания накануне реформы 1987 г. до 361 газеты в 1996 г.21 Сегодня на Тайване более 2100 газет22. Однако важно отметить, что большинство из созданных печатных СМИ не содержало политической информации: либерализация данной сферы сыграла на руку прежде всего издателям рекламных и развлекательных изданий. Среди информационных и политических газет лидерство постепенно перешло к оппозиционным изданиям.

В период идеологического становления оппозиции на Тайване СМИ отчетливо разделились на два политических лагеря – «голубой» (цвет символики партии Гоминьдан) и «зеленый» (цвет символики Демократической прогрессивной партии и некоторых других оппозиционных движений)23. Традиционные СМИ, официально основанные и существовавшие в эпоху военного положения, заняли проправительственную позицию (т.е. стали медийной поддержкой партии Гоминьдан, сохранявшей за собой власть до 2000 г.). Костяк «зеленой» медиагруппы СМИ в период после отмены военного положения составляли газета «Цзыю шибао» (Liberty Times), телеканал и журнал «Мэйлидао цзачжи», поддержанные предпринимателями из Гонконга24. Однако в начале девяностых годов оппозиционные СМИ оставались в меньшинстве, даже несмотря на бум в медиаотрасли, наступивший в период либерализации.

При этом необходимо отметить, что печатные СМИ Тайваня после медиареформы 1987 г. теряли популярность у широких слоев населения. 1990 гг. стали временем бурного роста электронных СМИ – прежде всего кабельного телевидения и радио. Именно эти СМИ стали определять повестку дня пространства политической коммуникации в регионе. Именно этими СМИ был определен основной вопрос публичного политического противостояния – им стала проблема национальной самоидентификации Тайваня25. Тайваньский региональный национализм долгое время (до 1987 г.) оставался запрещенной идеологией, и даже после либерализации прессы ее проникновение в пространство политической коммуникации было затруднено.

Демократическая пресса и стала площадкой пропаганды тайваньского регионального национализма, фактически идеологии разъединения Тайваня и материкового Китая с признанием доминирующей роли местных, тайваньских этнических особенностей в качестве основных национальных маркеров.

Ситуация в среде политизированных СМИ постепенно менялась, и к 2000 гг. их идеологический окрас выглядел по-другому: до 70% политических СМИ ассоциировались с Демократической прогрессивной партией, верными Гоминьдану остались не более 30%. К группе «зеленых» СМИ добавилось влиятельное издание «Пинго жибао» (Apple Daily). Кроме того, либеральная пресса Тайваня (прежде всего «Пинго жибао» и «Цзыю шибао») выработали единый стиль противостояния с крупной «голубой» прессой (газетами «Ляньхэ бао» и «Чжунго шибао»), который позволил им к концу 1990 гг. занять лидирующее положение на рынке печатных СМИ. Либеральные издания часто брали материалы прессы, поддерживающей партию Гоминьдан, в качестве первоисточников или информационных поводов, чтобы на своей площадке разместить подробные критические статьи по данным вопросам26. Проправительственные «Ляньхэ бао» и «Чжунго шибао» под давлением запросов общества были вынуждены также перейти к критике правительства, чтобы окончательно не потерять аудиторию. Особенно негативно на позициях Гоминьдана это сказывалось в предвыборные периоды: пресса, освещавшая деятельность правительства, была вынуждена предоставлять площадки для всех участников политической гонки, что существенно влияло на имидж Гоминьдана. Таким образом, самой читаемой газетой в Тайване в первом десятилетии XXI в. стала «Цзыю шибао», поддерживающая позиции Демократической прогрессивной партии27.

Этот факт, однако, не стал помехой для партии Гоминьдан на выборах 2008 и 2012 гг., в ходе которых партия одержала две победы подряд и вернула себе власть на Тайване. Таким образом, сегодня очевидно, что пресса значительно ослабила свое влияние на политические настроения в регионе, уступив место ведущей площадки политической коммуникации электронным СМИ и новым медиа.

 


  1. Yang Jia-hui.Taiwan’s Democracy and Its Media Environment / International Committee for Fair Elections in Taiwan. Taipei, 2012.
  2. One China,Two Interpretations // Free China review. 1997. № 1. P. 3.
  3. Гоминьдан (Чжунго Гоминьдан, Национальная партия Китая) – политическая партия, созданная в 1912 г. и являвшаяся до установления на материковом Китае коммунистического режима (1949 г.) правящей партией. После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне правительство Китайской республики, состоявшее из членов партии Гоминьдан, переместилось на Тайвань.
  4. Lee, C. Thomas. Mass media and communication research in the Republic of China / AMIC Travelling Seminar: 1st. Asia. Sep., 5−29. 1971. Singapore, 1971. P .7.
  5. 28 февраля 1947 года в Тайбэе (столица Тайваня) началась всеобщая забастовка, в результате которой жизнь на острове была парализована, в том числе в сфере розничной торговли, образования, медицинской помощи. После забастовки в начале марта 1947 года начались массовые беспорядки, которые охватили весь Тайвань. Для подавления беспорядков президент Китайской республики Чан Кайши отправил на остров войска, которые с 8 по 13 марта провели операцию по восстановлению порядка на Тайване. В дальнейшем в целях укрепления своей власти на острове партия власти Гоминьдан использовала принятые законодательными органами в 1948 г. «Временные положения, действительные на период мобилизации во время восстания». См.: Craig A. Smith.Taiwan’s 228 Incident and the Politics of Placing Blame // Past Imperfect. 2008. № 14. P. 143.
  6. Lee, C. Thomas. Op. cit. P. 5.
  7. Чэнь Госян, Чжу Пин. Сорокалетняя эволюция газет на Тайване. Тайбэй, 1987. С. 43. (На китайском языке.)
  8. Chin-Chuan Lee. Sparking a Fire: The Press And the Ferment of Democratic Change in Taiwan / Journalism Monographs 5. Taipei, 1993. P. 1−39.
  9. Ven-hwei Lo, Anna Paddon, and Hsiaomei Wu. Front Pages of Taiwan Daily Newspapers 1952−1996. How Ending Martial Law Influenced Publication Design // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2000. № 4. P. 880.
  10. Лай Гуанлинь. История средств массовой информации на Тайване. Тайбэй, 1992. С. 195. (На китайском языке.)
  11. Gary D. Rawnsley. The Media and Popular Protest in Pre-Democratic Taiwan // Historical Journal of Film, Radio and Television. 2000. № 4. P. 565−580.
  12. Kuldip R. Rampal. The Media’s “Public Sphere” for Civil Society in Taiwan’s Democratic Consolidation // Taiwan Journal of Democracy. 2011. December. P. 75.
  13. Gary D. Rawnsley and Ming-yeh Rawnsley. Regime Transition and the Media in Taiwan / Democratization and the Media / Ed. by Vicky Randall. London, 1998. P. 113.
  14. Kuldip R. Rampal. First Democracy in Chinese History: Media’s Role in the Democratization of Taiwan / Negotiating Democracy: Media Transformations in Emerging Democracies / Ed. by Isaac A. Blankson and Patrick D. Murphy. Albany, 2007. P. 104.
  15. Longqing Wang. Journalists, media diplomacy and media-broker diplomacy in relations between mainland China and Taiwan from 1987−2009. Sydney, 2009. P. 144.
  16. СМИ на Тайване. Тайбэй, 1997. С. 20. (На китайском языке.)
  17. Такие нелегальные издания получили неофициальное название - «Журналы Данвая». См.: Huang Ching-Lung. The changing roles of the media in Taiwan's democratization process. Massachusetts, 2009. P. 5.
  18. Gary D. Rawnsley. The Media and Popular Protest in Pre-Democratic Taiwan. P. 580.
  19. Ping-Hung Chen. Who Owns Cable Television? Media Ownership Concentration in Taiwan // The journal of media economics. 2002. № 1. P. 41.
  20. Huang Ching-Lung. Op. cit. P. 4.
  21. Ven-hwei Lo, Anna Paddon, and Hsiaomei Wu. Op. cit. P. 883.
  22. СМИ на Тайване. Тайбэй, 2012. С. 207 (На китайском языке.)
  23. Huang Ching-Lung. Op. cit. P. 12.
  24. Yang Jia-hui.Op. cit.
  25. Chin-Chuan Lee. State, Capital, and Media: The Case of Taiwan / De-Westernizing Media Studies / Ed. by James Curran and Myung-Jin Park. London, 2000. P. 129.
  26. Ван Шухуа. Источники политического знания: Роль образования и средств массовой информации. Магистерская диссертация. Тайбэй, 2007. (На китайском языке.)
  27. Dafydd Fell. Political and Media Liberalization and Political Corruption in Taiwan // The China Quarterly. 2005. P. 881.