Languages

You are here

Мобилизационные технологии: сущность, предпосылки возникновения, основные инструменты и средства

Авторы материалов: 

Mobilization Technologies: Essence, Background of Origin, Major Tools and Means

 

Ильичева Юлия Александровна
соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики СПбГУ, yu.ilicheva@rsu.edu.ru

Yuliya A. Ilyicheva
PhD degree-seeking student at the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, St. Petersburg State University, yu.ilicheva@rsu.edu.ru

 

Аннотация
Статья посвящена проблеме мобилизационных технологий, появившихся в результате формирования нового информационного пространства и функционирования новых медиа. Автор исследует основные инструменты и средства мобилизационных технологий, специфику их применения в политических процессах. В результате обобщения теоретического материала автор приходит к выводу, что мобилизационные технологии – явление постиндустриального общества, объединяющее в себе информационные и технические возможности современного знания и призванное активизировать и организовывать население исходя из интересов политических акторов.

Ключевые слова: мобилизационные технологии, информационное пространство, политическая коммуникация, новые медиа, акторы.

Abstract
The article dwells on the issue of the mobilization technologies that were brought to life by the emergence of the new information space and the new media operation. The author analyzes the major tools and means of mobilization technologies and the characteristics of their application in political developments. The generalization of the theoretical material enables the author to conclude that mobilization technologies are the phenomenon of the post-industrial society. They combine technical and data capabilities of current knowledge and serve to awaken and organize people to the benefit of political actors.

Key words: mobilization technologies, information space, political communication, new media, actors.

 

В данной работе автор приводит теоретическое обоснование понятия «мобилизационные технологии» и обращается к практике их применения,  рассматривая цели, задачи, основные инструменты, результаты мобилизационных технологий, используемых как властями, так и оппозиционерами в борьбе за политические цели. Под мобилизационными технологиями будем понимать коллективную активизацию населения посредством интернет-ресурсов для участия в акциях протеста. В связи с этим интернет-ресурсы рассматриваются нами как информационно-политический инструмент консолидации протестной части социума и оказания прямого воздействия на общество. Сегодня люди участвуют в политике, используя различные интернет-ресурсы. Социальные сети становятся той специализированной платформой, которая помогает людям выражать свои политические взгляды, обмениваться идеями и договариваться о совместных акциях. «Сила переходит к негосударственным акторам, так как они способны организовать растянутую мультиорганизационную сеть, которая оказывается более эффективной, чем традиционные иерархические структуры»1.

Мобилизационные технологии являются разновидностью социально-политических технологий. Согласно определению профессора Д.П. Гавры, «…социальная технология – это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально-значимой задачи и представляющая собой систему процедур и операций использования социальных ресурсов, обеспечивающую решение этой задачи»2. Под «процедурой» в данном случае Д.П. Гавра понимает «определенную последовательность действий, с помощью которой осуществляется управление определенным социальным ресурсом», а под «операцией» – «непосредственное действие, путь решения определенной локальной задачи в рамках данной процедуры».

Актуальность обращения к теме мобилизационных технологий объясняется тем, что последнее десятилетие ознаменовалось «расцветом» протестного движения на геополитическом пространстве. В условиях конфликта или войны одним из самых  востребованных современных способов организации политических процессов и управления ими становятся мобилизационные технологии.  В 2011 г. гражданские восстания, в результате которых были изгнаны прежние президенты, вспыхнули в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене3; крупные протестные выступления наблюдались в Алжире, Ираке, Иордании, Кувейте, Марокко и Омане; в ослабленном виде протестная волна прокатилась в Ливане, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре4; массовые беспорядки зафиксированы в США и Испании. В России зимой 2011-2012 гг. наблюдался всплеск протестных настроений, вызванных несогласием протестующих с итогами выборов в Государственную думу 2012 г. и желанием заявить об активной гражданской позиции. В качестве инструмента гражданского сопротивления протестантами традиционно использовались забастовки, демонстрации, шествия. Новым в протестных движениях во всех указанных странах было использование социальных медиа, которые служили не только источником осведомления общественности о действиях протестующих и информирования о попытках подавления протестов, но и средством быстрой мобилизации людей для проведения протестных акций. Арабская весна начиналась как «сетевая революция», как «вирусная сетевая технология», заражающая общество протестными идеями. В череде успешных свержений правящих режимов на арабском Востоке ключевую роль сыграли социальные сети Twitter и Facebook. Эти сети – больше, чем просто технологии. Теперь «диктаторы должны бояться не только разбитых окон и коктейлей Молотова, но и толпы, наделенной знанием и находящейся на связи друг с другом»5, –  описывает события в арабской Африке газета «Санди Таймс» (The Sunday Times).

Под «протестным движением» понимаются «радикальные общественные движения второй половины XX в., противопоставляющие себя существующему партийно-политическому спектру, «общепринятой» стилистике политической жизни, негласным правилам межпартийной конкуренции в рамках системы парламентской демократии»6. Традиционными формами протеста являются забастовки, демонстрации, шествия, к ним сегодня добавляются социальные медиа.

Термин «мобилизационные технологии» еще не получил широкого распространения в отечественной научной литературе, однако в современных политических технологиях четко прослеживается мобилизующая составляющая, что заставляет на новом уровне осмыслить понятие.

Массовая (социальная) мобилизация гражданского населения является частью политической конфликтной ситуации, революционных движений или войны, часто используется как инструмент влияния элит и государства.

Массовая мобилизация определяется как процесс, в котором участвует широкий мотивированный круг единомышленников и союзников на общенациональном и местном уровнях – члены учреждений, местных сетей, гражданские и религиозные группы, которые объединяются на скоординированной основе для выполнения политической акции. Иными словами, социальная мобилизация направлена на содействие изменению социально-политической ситуации через ряд игроков, находящихся во взаимосвязанных и взаимодополняющих отношениях с другими7. Протестные настроения виртуального и реального сообществ обнаруживают склонность к взаимопроникновению.

Термин «мобилизация» в настоящее время имеет несколько значений. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой8 он трактуется следующим образом:

1) перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны;

2) приведение кого-нибудь или чего-нибудь в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-нибудь задачи.

Из истории известны факты, когда содержание понятия «мобилизация» (от фр. mobilization из лат. mobilis – «подвижный») выходило за рамки проведения мероприятий исключительно военной направленности. Например, партийные мобилизации – чрезвычайные мероприятия партии по сосредоточению коммунистов на важнейших участках экономического строительства; комсомольские – связанные с решением знаковых народно-хозяйственных задач: подъемом целинных и залежных земель, строительством производственных гигантов, новаторским движением9.

«“Система мобилизации” представляет собой процесс вовлечения индивидов и групп в различные формы политической активности. Таким образом, мобилизация является непременным условием крупного политического изменения в обществе»10. По мнению Р.Т. Мухаева, «…политическая мобилизация предполагает высокий уровень участия масс в политике, их идеологическое ангажирование, быстрое достижение намеченных целей. Для их реализации необходимы:

1) преобразование различных ожиданий, часто неосознанных, в конкретную программу, политический курс;

2) наличие политических идей, способных сформулировать мотивацию политического действия у значительных слоев населения;

3) координация и регуляция совместных политических действий;

4) наличие достаточных экономических, организационных и иных ресурсов;

5) авторитет политических лидеров»11.

Наиболее полно сущность технологий мобилизации в политической сфере отражает определение, данное в «Большом толковом социологическом словаре»: «Политическая мобилизация – сбор и активизация людей, а также ресурсов государством, политической партией или социальным движением»12.

Условие функционирования политической деятельности – наличие эффективных коммуникаций между властью и обществом. Одним из таких элементов политических коммуникаций являются СМИ, призванные открыто и публично распространять информацию в широкой аудитории. С трансформацией политической системы государства меняется и роль средств массовой информации в нем. Политические лидеры все более заинтересованы в наличии своего коммуникационного канала, чтобы, по мнению Э. Тоффлера, «…достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников»13. Все это позволяет исследователям говорить о мобилизационной функции СМИ, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику»14; СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения, что обусловливает актуальность такого понятия, как «мобилизационные технологии».

Мобилизационные технологии – явление постиндустриального общества, объединяющее в себе информационные и технические возможности современного знания и призванное активизировать и организовывать население исходя из интересов тех, кто их применяет. По данным Фонда развития гражданского общества, который провел исследование «Рунет сегодня», с 2007 г. ежемесячная аудитория рунета выросла более чем в два раза –  с 26,1 млн человек (23% населения в возрасте от 18 лет) осенью 2007 г. до 52,9 млн человек (46% населения в возрасте от 18 лет) весной 2011 г.15 По данным «Российской газеты», «в Facebook, например, зарегистрированы 5 млн россиян»16. По данным ВЦИОМ, сейчас Россия является европейским лидером по количеству пользователей интернета – ежедневная аудитория Сети выросла уже до 38% населения страны17. Средний возраст пользователя, по данным ФОМ, составляет 33 года18. При этом пять из двадцати лидеров рунета по объему среднедневной аудитории (GoogleYouTubeWikipedia, Facebook, Twitter) не являются российскими по своему происхождению, а другие, изначально российские, постепенно выходят из-под российской юрисдикции, чему способствуют значительные инвестиции иностранных компаний в отечественные ресурсы. В частности, поисковик «Яндекс» официально зарегистрирован в Нидерландах, а «В Контакте» переехал на домен Vk.com19.Помимо приведенных количественных показателей аргументом также является тот факт, что именно современные средства коммуникации стали одними из важнейших средств подготовки и осуществления протестных акций в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, России. Например, YouTube, который является третьим по количеству посетителей сайтом в мире (в январе 2012 г. ежедневное количество просмотров достигло 4 млрд20), позволяет мгновенно распространять по мобильной связи подлинные, ретушированные или просто сфальсифицированные видеосюжеты21. По словам главного редактора РИА «Новости» Светланы Миронюк, «…это пример общества, в котором рост гражданского общества и его развитие происходит не через оффлайновые общественные институты, а через создание самоорганизующихся, саморегулирующихся, неожиданно возникающих и также неожиданно исчезающих сетевых образований»22. Современные исследователи говорят и о противоположном явлении: «…наркотизация представляет собой процесс умиротворения и отвлечения внимания масс, усыпление бдительности»23.

Мобилизационные технологии призваны воздействовать на общественное сознание посредством оптимального конструирования коммуникационного процесса, который состоит из следующих этапов: получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. Реакция реципиентов напрямую зависит от того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями они получают. Однако в современном обществе не менее актуальным становится вопрос технического оснащения коммуникационного процесса. По мнению У. Эко, «…даже если заглушить всю массовую информацию, новые технологии связи не заглушишь. Никакому диктатору не под силу остановить мировой поток коммуникации, он распространяется по таким технологическим мини-инфраструктурам, без которых и сам диктатор как без рук. Поток коммуникации выполняет ту же функцию, которую при традиционных войнах выполняли секретные службы: нейтрализует расчет на упреждение»24.

 Интерес к мобилизационным технологиям обусловлен появлением нового информационного пространства, медийного поля и, как следствие, новых медиа, под которыми понимаются «…такие средства массовой коммуникации, которые обладают следующими характеристиками: цифровая форма хранения информации, сетевой способ распространения, компьютеризованная система обработки»25.

 В свою очередь для нового медийного пространства характерно:

  • Базирование на цифровых технологиях, то есть основными носителями информации являются цифровые, которые обрабатываются при помощи электронно-вычислительной техники. В последние десятилетия появляются такие средства распространения информации, как спутниковая связь, кабельное радио и телевидение, электронные текстовые коммуникационные системы (видео, экранные и кабельные тексты), а также индивидуальные средства накопления и печатания информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры).
  • Конвергенция. Версии многих традиционных СМИ представлены в виртуальном пространстве, что делает интернет очень популярным с точки зрения оперативности доступа к информации. Причем конвергенция происходит как на техническом уровне, так и на уровне стиля современной журналистики. Постепенно размываются различия между журналистскими ролями.
  • Глобализация медийного пространства. С этим связана проблема контроля новых СМИ. Если раньше государство полностью контролировало традиционные издания, то в виртуальном пространстве оно лишилось этой возможности.
  • Последовательная диверсификация СМИ. Средств массовой информации становится все больше и больше, а аудитория – все более специализированной, поэтому владельцы новых медиа должны чутко реагировать на предпочтения разных целевых групп26. Также и политические субъекты вынуждены это учитывать при использовании мобилизационных технологий.

Помимо наличия технических средств важны внешние условия, в которых предполагается применять мобилизационные технологии. И. Задорин в статье «Мобилизация: провести нельзя отклонить» называет три фактора, обусловливающие успех данного процесса:

  • готовность граждан;
  • готовность институтов;
  • готовность власти27.

Специалисты приводят различные схемы, по которым строятся мобилизационные технологии в социуме, независимо от того, в какой области общественной деятельности они применяются. Основными ее составляющими являются28:

  • Идея –  то, что сплачивает людей. На ее уровне пропагандируются основные ценности и идеалы.
  • Лидер – личность, способная мобилизовать людей на определенную деятельность и провозгласить идею, за которую необходимо бороться.
  • Инициативная группа – основные участники, максимально приближенные к лидеру, являющиеся связующим звеном между ним и основной массой.
  • Проект – программа, в рамках которой осуществляется намеченная деятельность.
  • Освещение проекта в СМИ – важный способ для привлечения общественного внимания.
  • Реализация проекта – воплощение провозглашенных идей в жизнь.
  • Обсуждение проекта – оценка результатов и возможностей его дальнейшего развития.

Главной особенностью мобилизационных технологий является нацеленность на будущее, их цель – побудить население к действию или бездействию. При этом они могут иметь как конструктивный характер, то есть гармонизировать отношения власти и общества, так и деструктивный, внося разлад в общественно-политические отношения.

Исследователи выделяют частичные и тотальные мобилизационные технологии. Соответственно, объектом первых являются определенные целевые аудитории, сегменты; объектом вторых – все общество в целом. Частичные мобилизационные технологии обладают явным преимуществом перед тотальными, так как их основными характеристиками являются гомогенность и закрытость. По мнению И. Задорина, «…тотальная мобилизация маловероятна, но возможна мобилизация частичная, точечная. Такая мобилизация более эффективна еще и потому, что в отдельных случаях не так заметна глазу каждого, а значит, менее подвержена идеологическим и прочим диверсиям и эрозиям»29.

Кроме того, С.А. Долгов классифицирует мобилизационные технологии по следующим признакам30:

  • С позиции моральных и нравственных представлений: честные – нечестные, порядочные – непорядочные, гуманные – негуманные, принимаемые – отторгаемые населением технологии31.
  • По способу общения: непосредственные и опосредованные. В первом случае происходит прямое общение субъекта с объектом управления. Массовые мероприятия – митинги, концерты, демонстрации, пикеты, собрания, научные форумы. Мероприятия, где контактирует небольшая группа людей – беседы, интервью, аутотренинги. Ценность – объект воспринимает первичную информацию, у него возникает чувство возможности личного влияния на динамику социальных процессов. Во втором случае обязательным является присутствие посредника. Его роль может выполнять социальный объект (коллега, родственники, знакомые, доверенное лицо, общественные организации) или неодушевленный материальный объект (стенды, листовки, плакаты, буклеты, очерки, книги, альбомы, программы, памятки).
  • По эмоциональной составляющей. Эмоционально насыщенные (развлекательные шоу, концерты, дискотеки, заезды, турниры) и эмоционально нейтральные (социальная реклама разного характера). В первом случае преимущество отдается организационному началу и лишь потом информационному, во втором – наоборот, причем информация может отражаться не только с помощью текста, но и символа.
  • По направленности на потребителя: индивидуально адресные (воздействие на конкретного человека) и массовые (воздействие на широкого потребителя всех возрастов и групп)32.
  • По специфике конструирования: специальные (встречи с руководителями, выпуск наглядной агитации, создание рекламного фильма или тематической передачи), сопутствующие (тематическое оформление массовых мероприятий, социальная реклама на товарах народного потребления, изготовление продукции двойного назначения), комплексные (массовые развлекательные мероприятия, с одной стороны оформляемые как культурное шоу, а с другой – имеющие ярко выраженную мобилизующую составляющую).
  • По актуализации: диалоговые и монологовые33. Главное преимущество диалоговых − возможность для субъекта мобилизации постоянно «держать руку на пульсе» мобилизуемых, чутко откликаться на малейшие изменения их настроения.

Мобилизационные технологии могут носить взаимонаправленный характер, когда воздействие осуществляется со стороны представителей официальной власти на оппозицию и наоборот, а также однонаправленный – объектом для мобилизационных технологий и со стороны власти, и со стороны оппозиции является общество. В случае, когда субъектом мобилизации выступает оппозиция, целесообразно говорить о протестных технологиях. Непосредственное участие в этом процессе принимают СМИ, причем их основная деятельность – информационная – замещается политической, и они пропагандируют ту программу, представителями которой являются их владельцы. По словам В.А. Голуб, будь то международный военный конфликт или противоборство власти и оппозиции на региональном уровне, «массмедиа в информационном противостоянии прежде всего выполняют функции информационного обеспечения, формирования и трансформации политических, идеологических и геополитических взглядов общества, психологического воздействия и дезинформации противной стороны»34. Подобное сотрудничество позволяет отрабатывать в практике массмедиа модели взаимодействия (по А. Дегтяреву: модели «конфликта», «кризиса», «катастрофы», «хаоса», «системы», «рынка», «игры», «конкуренции», «сотрудничества», «партнерства», «торга», «общественного и коллективного выбора», «перехвата власти»)35. Того же мнения придерживается и Е. Воинова, которая считает, что в современных условиях, когда общество рассредоточивается и индивидуализируется, предпочитая частное медийное бытие общественному, для мобилизации и активизации масс больше не требуется огромных уличных площадей – достаточно лишь пространства от кресла до телевизора. Поэтому без СМИ политическая коммуникация не может состояться, так как  именно они определяют повестку дня, конструируют образы, выстраивают общественное мнение и проясняют интересы различных субъектов36.

Вместе с тем, в теории журналистики существует и другая точка зрения, согласно которой «медиа являются влиятельным агентом, но не творцом политики»37, поскольку их свобода всегда ограничена либо жесткой цензурой, действующей в государстве, либо властью бизнес-элит, которые эти СМИ приватизировали.

Роль мобилизационных технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей в связи с ростом динамизма политических процессов, когда повышаются требования к совершенствованию социального управления38. Применение мобилизационных технологий в это время становится более легким и эффективным. Общество находится в переходном состоянии. Использование верных инструментов и методов склонит аудиторию к определению нужной позиции.

Одним из мощнейших инструментов мобилизационных технологий являются социальные медиа. Зарубежные исследователи данного феномена разделились на две группы. Одни из них утверждают, что социальные медиа являются причиной революции (К. Шерки, Х. Клинтон), а другие рассматривают их как новое, но не единственное оружие революционеров (Е. Морозов, Э. Нельсон, Э. Цукерман, Я. Пери, Л. Хадар). Сторонники концепции «Twitter-революций» называют причины, по которым социальные медиа могут привести к крушению авторитарных режимов и установлению демократии: «…благодаря социальным сетям протестующие могут оперативно координировать свои действия, общение в Twitter или Facebook создает у людей чувство сопричастности, а выкладывание фотографий или видеороликов обеспечивает эффект присутствия. Благодаря этому о событиях мгновенно узнают миллионы за рубежом, которые могут включиться в борьбу, потребовав от своих правительств поддержать восставших. Дешевые и глобальные интернет-сервисы позволяют революционным настроениям быстро перекидываться из страны в страну»39. Критики «Twitter-революций» утверждают, что протестное движение возможно и без социальных медиа. Главной причиной его зарождения становится недовольство свергаемым режимом, а социальные сети в этом процессе служат лишь средством передачи информации внутри сообщества революционеров, а также одним из каналов мобилизации протестующих. При этом они оперируют статистическими данными: Энн Нельсон отмечает, что «из 80 млн египтян твитили менее 15 тыс., причем многие из-за рубежа»40; Этан Цукерман подсчитал, что в апреле 2009 г. о событиях в Молдавии в Twitter писали 700 человек, причем в самой стране находились лишь 20041. А по данным «Аль Джазиры» (Al Jazeera), во время «зеленой революции» в Тегеране в Twitter писали лишь 60 человек, а большая часть активистов работала за пределами исламской республики. И переписывались они в основном не с иранцами, а друг с другом42.

Повышенный интерес населения к этому виртуальному ресурсу привлек внимание и политической власти. Одной из причин этого стала возросшая митинговая активность населения. О готовящихся массовых акциях, произошедших в декабре и феврале 2012 г., участники узнали именно из социальных сетей. Однако, по утверждениям специалистов, мобилизационные возможности интернета впервые проявились не в России, а на Ближнем Востоке («бархатные революции»). Ваэль Гоним – региональный менеджер по маркетингу на Ближнем Востоке компании Google – пишет: «Эта революция началась онлайн. Эта революция началась в Facebook»43. Египетские власти попытались взять ситуацию под контроль, заблокировав Facebook, а затем и отключив интернет. Однако революция онлайн совершилась. Позже подобное произошло в Ливии и Сирии. Революции в этих странах стали называть «твиттерными»44. Интернет повлиял и на события в странах СНГ. Так, массовые беспорядки в Молдавии как отклик на итоги парламентских выборов поддерживались с помощью SMS-рассылки. В России сбор активистов на Манежную площадь происходил именно через социальные сети. Все это позволяет говорить о том, что интернет перестает быть просто информирующим, все больше он становится координирующим. При этом социальные сети становятся мощнейшим политическим инструментом, что не может не беспокоить руководителей стран, в связи с чем на саммите стран-участниц ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) в конце 2011 г. главным для обсуждения стал именно этот вопрос, вылившийся в договоренность об антиреволюционном киберфронте. Таким образом, вместе с мобилизационными возможностями социальных сетей необходимо говорить о государственной информационной безопасности, которая главным образом связана не со вседоступностью социальных сетей, а отсутствием должного контроля за этим ресурсом.

Анализ событий «арабской весны» показывает, какое место в этих политических процессах занимают социальные медиа и еще раз подтверждает тезис о том, что они выступают всего лишь как информационно-политический инструмент воздействия на общество.

Особенностью революций на Ближнем Востоке, по мнению исследователей, стало отсутствие явных лидеров протестного движения. Функцию координации и организации повстанцев выполняли социальные сети. Особенно ярко их роль проявилась в Египте. Накануне восстания 25 января значительно повысилась активность в египетских секторах сервисов Twitter и Facebook, стали спонтанно появляться многочисленные протестные группы. Дальнейший рост протестных сетевых сообществ был еще более быстрым – например, если к 25 января свое участие в акции подтвердили около 90 тыс. пользователей сети Facebook, то к концу месяца только в сетевом сообществе египетского движения «Шестое апреля» было зарегистрировано 70 тыс. человек45.

Египетские власти, учитывая опасность, представляемую интернет-сервисами, оперативно предприняли попытки по их нейтрализации. По сообщениям «Рейтер» (Reuters), Twitterи Facebook, на территории Египта они были блокированы уже на второй день массовых беспорядков. Тогда же и  РИА «Новости» сообщило о блокировке сайтов и сервисов компании Google.

Через два дня в Египте был отключен весь интернет-портал CNet, ссылаясь на данные американской интернет-мониторинговой компании Renesys, сообщили, что 80 интернет-провайдеров мира зафиксировали внезапное падение египетского трафика практически до нуля. То же самое зафиксировала и итальянская мониторинговая компания Seabone. Однако, по данным Renesys, провайдера Noor Group запрет не коснулся46.

Служба мониторинга Herdict Web отмечала, что, несмотря на запрет, египтяне оставляют записи в Twitter, пользуясь SMS-сообщениями и сторонними приложениями, которые работают, не обращаясь напрямую к сайту Twitter. Как уточняет «Рейтер», египетские пользователи Twitter продолжают пользоваться микроблогами через мобильные приложения, SMS и сетевые «зеркала»47.

РИА «Новости» в Египте сообщило, что интернет отключен в Каире и других крупных городах страны, наблюдаются перебои с международной телефонной связью, уже ночью открыть удавалось лишь некоторые египетские сайты, все почтовые серверы были недоступны. Джим Кови, технический директор компании по интернет-мониторингу Renesys, написал в корпоративном блоге: «Как будто вся страна вдруг исчезла»48. Однако это не привело к прекращению протестного движения. В Каире прошла многотысячная демонстрация протеста, для разгона которой полиции пришлось применить слезоточивый газ. Манифестантов на протесты вдохновил успех революции в Тунисе, где людям удалось свергнуть президента Зин эль-Абидина Бен Али, находившегося у власти более 20 лет. Скоординирована «Жасминовая революция» была также с помощью социальных медиа, доступ к которым вскоре после начала протестных акций был ограничен. Молодежь, которая составила основу антиправительственного движения, вышла на улицы с портретами Че Гевары, сурами Корана и лозунгом «Долой тирана!».

В Египте самыми распространенными лозунгами были: «Полиция и народ едины против несправедливости! Да здравствует Египет!», «Убирайся, Мубарак!».

Политологи утверждают, что главной причиной недовольства людей в Египте, которая вывела народ на улицы, стали социальные проблемы и бедность подавляющей части населения. Все это специалисты связывают с проникновением западной идеологии и культуры в традиционные арабские общества, чему активно способствовали СМИ и, прежде всего, интернет, а также личные контакты с представителями западной цивилизации. Наиболее подверженной этому оказалась молодежь, составившая основу протестного движения.

Таким образом, можно сказать, что главным фактором недовольства в Египте стал экономический кризис, повлекший за собой массовую безработицу среди населения, и, как следствие, недовольство повышением цен, социальным дисбалансом, равно как и коррупцией в органах власти.

Можно выделить наиболее приоритетные требования, звучащие в лозунгах оппозиции во время протестного движения в Египте:

1) ликвидация коррупции;

2) смена политического режима;

3) ликвидация безработицы;

4) снижение цен на продовольственные товары и инфляции;

5) улучшение социального обеспечения;

6) социальная справедливость и снижение социальной дифференциации в обществе49.

Говоря о мобилизационных технологиях, акцент необходимо сделать на содержательной стороне информационного обеспечения протестного движения, так как технологический фактор (социальные сети, блоги, мобильная связь) служит лишь для мобилизации сторонников движения.

Как мы уже говорили, протестное движение в Египте в феврале 2011 г. было организовано с помощью социальных медиа. Однако вскоре интернет в Каире был отключен, мобильная связь работала, но возможности передавать SMS-сообщения не было, вещание «Аль Джазиры» было запрещено. В целом в стране было ощущение информационного голода. Тем не менее, протестное движение продолжалось. Организаторы действовали на местах. На первый план вышли лозунги и символика, объединяющая манифестантов. Лозунги против Мубарака и его режима распространялись на разных языках: итальянском, испанском, русском: «Уходи! Мы тебя не хотим». Также египтяне писали лозунги и на английском языке, чтобы туристы и люди, которые смотрят репортажи в других странах, могли их понять. Они выражали требования отставки Мубарака и его режима, отмены действующего уже много десятков лет закона о чрезвычайном положении и всех антидемократических законов, выработки новой конституции, создания нового правительства на переходный период, проведения выборов на всех уровнях, проведения открытого суда над всеми коррупционерами и ворами. К этому добавились требования свободы профсоюзов, гарантии трудовых прав, увязывания заработной платы с уровнем цен, гарантия минимального уровня зарплаты не менее 1200 фунтов (около 200 долл. США). Протестующие рисовали плакаты, лозунги на асфальте, на стенах, на машинах, на лицах, на одежде, устраивали самые разные акции.

Большое значение в протестном движении играет символика. Так, в акциях против режима Мубарака активное участие приняли копты (египетские христиане). Об их единстве с мусульманами в борьбе с властью свидетельствовал символ креста, вписанного в полумесяц50.

Важную роль в координации протестного движения, получении и обмене информацией в условиях ограниченного доступа к интернету сыграли мечети. Наиболее известной стала акция «День гнева», организованная после пятничных молитв.

Выделяют различные средства для реализации мобилизационных технологий. Одним из самых простых и распространенных в социальных сетях является искажение информации. Светлана Миронюк выделяет следующие виды искажения информации: устаревшие данные, фактологически ошибочные, справочно-биографически ошибочные и заведомо ложные51. К ним же, по мнению главного редактора РИА «Новости», относится  искажение общественных реакций благодаря манипулированию и созданию тысяч и тысяч несуществующих интернет-сущностей, что, по сути, является намеренным искажением общественного мнения. В этой тенденции Светлана Миронюк видит серьезную опасность для будущего, когда будет введен принцип открытого общественного голосования. Общество не сможет донести свое мнение до регуляторов. В связи с этим актуальным и острым становится вопрос о верификации  информации и источников информации52.

Применительно к «арабской весне» такой прием, как дезинформация, также используется. Известно, например, что для того, чтобы спровоцировать выход возмущенных ливийцев на улицы (подобно тунисцам и египтянам), через Wikileaks был организован «…сброс компромата <…> что дети Каддафи якобы разбазаривают государственные деньги, а сын Каддафи формирует свои личные вооруженные отряды»53.

Таким образом, формирование нового информационного пространства и появление новых медиа обусловило возникновение и особых технологий воздействия на общество – мобилизационных, которые воплотили в себе информационные и технические возможности современных научных достижений в различных областях (социологии, политологии, теории коммуникации, психологии, информатики). В сложившихся реалиях важным стало не только грамотно сформулировать идею, но и оперативно донести ее до аудитории и дать ей возможность принять участие в обсуждении заданной темы. Этим критериям и отвечают мобилизационные технологии, которые базируются на цифровых технологиях и обладают такими характеристиками, как оперативность, вседоступность и интерактивность.

Таким образом, на примере событий «арабской весны» можно сделать ряд выводов о роли мобилизационных технологий в протестном движении.

  • Мобилизационные технологии являются информационно-политическим орудием власти и оппозиции.
  • Социальные медиа в протестном движении выполняют роль самоорганизации гражданского общества, а также его координации.
  • Социальные медиа не являются причиной протестного движения, выполняя только техническую роль в его организации.
  • Причиной протестного движения являются социальные, экономические и политические факторы.
  • Протестное движение может реализовываться без социальных медиа. К примеру, в Египте в условиях информационного голода продолжались акции протеста. Основными центрами стали городская площадь и мечети.
  • Требования манифестантов выражаются в лозунгах. Как правило, они направлены на свержение политической власти, социальные и экономические преобразования.
  • Важную роль в протестном движении играет символика, отражающая единство повстанцев. Митингующие наносят отличительные знаки на лица, одежду, транспаранты, площади, стены зданий.

Все это еще раз подтверждает тезис о мобилизационных технологиях, сочетающих в себе информационный и технический аспекты. Причем приоритетным является первый, а второй служит для его воплощения в самый короткий период. Отличительной особенностью «медиареволюций» стало широкое использование социальных сетей и телефонии для мобилизации граждан. Однако, как показала практика, настоящие революции  могут быть осуществлены и без использования компьютерных технологий. Так, например, свержения Бен Али и Мубарака стало возможным вследствие недовольства их режимами, а вовсе не из-за наличия социальных сетей, которые явились лишь одним из каналов мобилизации протестующих.

Мобилизационные технологии преследуют как конструктивные, созидательные цели (активизация социальных групп, сплочение народа), так и деконструктивные (снижение активности социума, дестабилизация, дезорганизация).

Таким образом, мобилизационные технологии – это целенаправленная и системно организованная, чаще всего протестная (гражданское сопротивление) деятельность по организации и координации социальных субъектов, консолидации общественности для достижения политической цели, осуществляемая в основном посредством социальных сетей и рассчитанная на достижение быстрого и максимального результата при заданных ресурсах. Это механизм политического управления в ходе взаимодействия между субъектами коммуникации, а также совокупность процедур, операций, приемов, используемых для достижения политической цели. Мобилизация предполагает: а) призыв, привлечение кого-либо к успешному выполнению политической задачи; б) приведение кого-либо, чего-либо в активное состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-либо политической задачи; в) мобилизацию внутренних и внешних ресурсов. Отличительной особенностью «медиареволюций» стало широкое использование для мобилизации граждан через социальные сети и телефонию. Сценарий всех сетевых революций одинаков и предполагает процесс создания пятой колонны, тотальную критику существующего строя, внедрение ярлыков «тирании», а также реальное расширение линий разлома, социальных, национальных, идеологических, а также расслоение общества, побуждение власти к кровопролитию, далее – включение медийного ресурса54.

 


  1. Arquilla, Ronfeldt 2003: Arquilla, J., Ronfeldt, D. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy. Santa Monica, 2003. С. 12.
  2. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // http://rudocs.exdat.com/docs/index-31645.html
  3. Стегний П.В. «Ближний Восток»: по-версальски или по-вестфальски? Смыслы, подтексты и повестка дня «арабской весны» // http://www.globalaffairs.ru/number/Blizhnii-Vostok-po-versalski-ili-po-vestfalski-15785; Peterson S. Egypt's revolution redefines what's possible in the Arab world. 2011. February, 11 // Christian Science Monitor. (Retrieved: 2011. June, 12); Spencer R. Libya: civil war breaks out as Gaddafi mounts rearguard fight // The Daily Telegraph. 2011. February, 23. (Retrieved: 2011. June, 12); Algeria protest draws thousands // CBC News. 2011. February, 12. (Retrieved: 2011. June, 12).
  4. Man dies after setting himself on fire in Saudi Arabia // BBC News. 2011. January, 23. (Retrieved: 2011. January, 29); Sudan opposition leader arrested // Press TV. 2011. January, 19 (Retrieved: 2011. January, 29).
  5. Twitter will fuel more revolutions // The Sunday Times // http://www.thesundaytimes.co.uk/sto/news/ireland/News/Comment/article547989.ece
  6. Современные протестные движения // http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1495-sovremennye-protestnye-dvizheniya.html
  7. www.wikipedia.org/wiki/Mass_mobilization#cite not-refneme1-1
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997.
  9. Долгов А.С. Формирование профессиональной культуры студентов вузов юридических специальностей с использованием мобилизационных технологий: дис. … канд пед. наук: 13.00.08. Томск, 2010.
  10. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Пер. с англ. / Под ред. С.А. Ерофеева. М., 2004.
  11. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2000. С. 374.
  12. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ. М., 1999. Т. 2.
  13. Тоффлер Э. Третья волна // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php/
  14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Pugach/27.php/
  15. Политтехнологи: Рунет слишком зависим от Запада // http://www.memoid.ru/news/Polittehnologi_Runet_slishkom_zavisim_ot_Zapada
  16. Выжутович В. Сетевая мобилизация. Интернет стал политическим инструментом // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1328473080/
  17. Политтехнологи: Рунет слишком зависим от Запада.
  18. Там же.
  19. Там же.
  20. Секреты «цветных революций» // http://www.svom.info/entry/208-sekrety-cvetnyh-revolyucij-sovremennye-tehnologii-/
  21. Там же.
  22. Интернет и СМИ: мифы и реальность // http://digit.ru/internet/20120426/391291590.html/
  23. Мисонжников Б.Я., Тепляшина А.Н. Введение в специальность: учеб. пособие. СПб, 2012. С. 170.
  24. Эко У. Полный назад! М., 2012. С. 29.
  25. Интернет-технологии в связях с общественностью: учеб пособие / И.А. Быков, Д.А. Мажоров и др. СПб, 2010. С. 124-125.
  26. Там же.
  27. Задорин И. Мобилизация: провести нельзя отклонить // http://www.liberty.ru/groups/experts/Mobilizaciya-provesti-nel-zya-otklonit/
  28. Осипов В. Из замкнутого круга выживания // http://www.soob.ru/n/2003/1/practice/37/
  29. Задорин И. Указ. соч.
  30. Долгов А.С. Указ. соч.
  31. См.: Долгов А.С. Указ. соч.
  32. Там же.
  33. Там же.
  34. Голуб В.А. Информационная безопасность СМИ в условиях кибервойны // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. №1 . С. 46.
  35. Дегтярев А.А. Прикладной политический анализ: Программа учебного курса. М., 2003. С. 4.
  36. СМИ и политика: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Л. Реснянская. М., 2007.
  37. Гаман-Голутвина О.В. Медиа, демократия и свобода: посткоммунистический опыт. М., 2009. С. 240.
  38. Политические технологии: учебн.-метод. комплекс. М., 2010.
  39. Габуев А., Черненко Е. Возможны ли сегодня революции без Twitter и Facebook // http://marketing.by/main/market/analytics/0047229
  40. Там же.
  41. Там же.
  42. Там же.
  43. Выжутович В. Указ. соч.
  44. Труевцев К.М. «Арабская весна» – ход, акторы, технология и промежуточные итоги // Полития. 2012. № 1. С. 28.
  45. Роль социальных сетей в организации «арабской весны» // http://www.memoid.ru/node/Rol_socialnyh_setej_v_organizacii_arabskoj_vesny
  46. Там же.
  47. Там же.
  48. РИА «Новости». 2011. Янв., 28.
  49. Мухамеджанов Б.Г., Азизова З.Т. Технологии «Арабской весны»: власть и оппозиция. Алматы, 2011.
  50. 1 февраля в Египте: «Мы не уйдем, пока не уйдет он» // http://socialistworld.ru/materialy/mir/blizhnij-vostok/egipet/myi-ne-ujdem-poka-ne-ujdet-on
  51. Интернет и СМИ: мифы и реальность.
  52. Там же.
  53. Юрист Владимир Овчинский: «Обаму подталкивают к военной агрессии против Ливии уже в ближайшие дни!» // http://ivanovo.kp.ru/daily/25648/811902
  54. Мельник Г.С. СМИ в мобилизационных технологиях / Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г.) / Отв. ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб, 2012. С. 341.