Languages

You are here

Обо всем, что было на планете, ты читаешь на планшете

Научные исследования: 
Авторы материалов: 
You Read about Everything that has Happened in the World on Your Tablet

 

Баранова Екатерина Андреевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью Российского государственного социального университета (РГСУ), kat-journ@yandex.ru

 

Ekaterina A. Baranova
PhD, Senior Lecturer at the Chair of Journalism and Public Relations, Russian State Social University, kat-journ@yandex.ru

 

 

Аннотация
В 2010 г. появились первые приложения газет для планшетных компьютеров. За два года мировые издания накопили уже достаточно большой опыт в создании приложений для этих устройств. Его анализу и посвящена данная статья.

Ключевые слова: приложения газет для планшетов, Ipad-версия, Ipad.

Abstract
The first tablet editions of newspapers appeared in 2010. In the past two years, world publications have accumulated a lot of experience in creating editions for these devices. This experience is analyzed in the paper.

Key words: tablet editions of newspapers, Ipad-edition, Ipad.

 

Слово «мобильный» для издательского бизнеса уже давно ассоциируется со словом «многообещающий». Быстро развивающиеся мобильные технологии связаны с динамичным потреблением, развитием интерактивного контента, ростом доходов от рекламы и абонентской платы, а также технологическими прорывами. В этом и заключен большой потенциал для газетных компаний с точки зрения продвижения своих брендов и повышения доходов.

Как известно, газеты по всему миру все больше страдают от снижения читательской аудитории и доходов от рекламы. Решение этих проблем издатели видят в разработке новых версий и приложений для различных портативных устройств.

Первые мобильные версии печатных СМИ появились достаточно давно – уже более 10 лет назад. Пионером в использовании мобильного телефона стала японская газета «Асахи Симбун» (Asahi Shimbun), которая предложила услугу доставки новостей по мобильному телефону еще в 1999 г. Мобильные версии европейских изданий появились значительно позже – лишь во второй половине 2000 гг. Это было связано с тем, что в Японии уровень проникновения мобильной связи гораздо выше, по сравнению с европейскими странами. «Когда почти во всем мире мобильный телефон не использовался даже для отправления SMS-сообщений, японцы уже распространяли контент по мобильным телефонам и делали на этом хороший бизнес»1.

С появлением IPad, IPhone и других портативных устройств на базе Андроид газеты начиная с 2010 гг. стали делать специальные приложения для этих новых платформ. Автор сделал попытку проанализировать газетные приложения для планшетов ведущих европейских, американских, а также нескольких российских изданий, обращая внимание на контентное наполнение и подачу материала, навигацию и интерактивные функции приложений. В даннойстатье приложения для планшетов рассматриваются и с точки зрения новой модели для монетизации газетного контента.

Обычно приложения для планшетов предоставляют доступ к последним новостям и архивным материалам, а также к мультимедийному контенту. Они, как правило, позволяют загружать контент издания для оффлайнового чтения, поддерживают функцию сортировки страниц, т.е. позволяют расположить страницы газеты в соответствии с интересами читателя. Пользователи также могут обмениваться контентом, используя электронную почту, Twitter, Facebook.

 

Планшет – новая надежда для газетных компаний

Появление планшета IPad от компании Apple – плоского мини-компьютера с сенсорным экраном, совмещающего в себе легкость газеты и мультимедийные возможности ноутбука, − произвело настоящий фурор в газетной отрасли. Еще до того, как планшет поступил в массовую продажу, аналитики и эксперты издательского бизнеса называли его новой платформой, которая позволит газетной отрасли решить проблему сокращения читательской аудитории и падения доходов. В мае 2010 г. Матиас Допфнер, глава немецкого издательского дома Акселя Шпрингера заявил, что «издатели по всему миру должны один раз в день молиться и благодарить Стива Джобса, что он сохраняет издательскую индустрию»2. В августе 2010 г. Руперт Мёрдок сказал, что «IPad возобновит журналистику, приучит молодежь к чтению газет»3.

Часто отмечается, что такие технические характеристики IPad, как дисплей с высоким разрешением, отличное качество графики, большой экран, различные интерактивные возможности, помогут удержать прежних читателей и привлечь новых. К тому же планшет позволяет быстро подключиться к интернету для получения последних новостей. Он идеально подходит и для чтения статей.

Основным качеством, которое делает его привлекательным для издателей, является то, что IPad предоставляет новую модель для монетизации газетного контента через платные приложения в магазинах Apple Store, Itunes Store. Согласно данным исследования, которое было проведено в 2010 г. Институтом журналистики Рейнольдса (Reynolds Journalism institute, RJI), среди 1,609 владельцев IPad из разных стран мира, «те, кто уже владел планшетом, скорее всего, заплатят и за цифровой контент. Более половины (52%) респондентов сказали, что они готовы и даже очень хотят платить за цифровую подписку на газеты и журналы»4.

Исследование, проведенное Ассоциацией интернет-издателей (An Association of Online Publishers AOP), показывало, что 61%5 издателей Великобритании уверены: наибольший доход будет от платной подписки.

В России, правда, подписка на мобильные версии почти всех изданий бесплатная, отечественные газеты пока продают рекламу в приложениях для этих устройств, предоставляя пользователям возможность бесплатного доступа к разнообразному контенту. Отечественный рынок мобильной рекламы в приложениях для смартфонов и IPad находится на начальном этапе, газеты только начали вводить эти версии. Сегодня происходит поиск наиболее эффективных форматов и цен. Среди российских изданий много экспериментирует с рекламными возможностями для IPhone и IPad газета «Московский комсомолец». Она предлагает различные вариации банерной рекламы стоимостью от 1000 до 1200 руб. за 1000 показов. Баннер показывается несколько секунд над контентом и закрывается автоматически.

По признанию специалистов рекламной службы «Комсомольской правды» в новых приложениях распродаются все рекламные места.

По западному пути пошла лишь газета «Ведомости». В издании считают, что доросли до этапа, когда можно вводить платные версии и, возможно, своим примером зададут направление для отечественного рынка.

Через шесть месяцев после запуска планшета в магазине Apple Store появилось более 9006 IPad-приложений английских и американских изданий. Возможно, со временем, по мере роста популярности планшетов IPad, развитие газетных версий для этих устройств сможет принести медиакомпаниям значительный доход.

Издатели часто рассматривают IPad-приложение как «попутный продукт», отмечая значение глобального распространения контента в местах, где его труднее распространять в традиционном печатном виде.

Сегодня, спустя два года после появления первых IPad-приложений, полосы газет аккуратно «вписываются» в экран планшета и выглядят, как обычные газетные страницы. Как правило, полосы разделены на статьи, каждая из которых по клику открывается в полноэкранном режиме. Некоторые издания предлагают опцию голосового оформления материалов. Каждая статья может быть озвучена.

Технологии развиваются так быстро, что планшет как новая медиаплатформа вряд ли будет неизменной в течение долгого времени, однако сама идея – тонкое мобильное устройство с дисплеем высокого качества – скорее всего, останется.

 

Приложения для планшета: контентное наполнение; подача материала, навигация, наличие интерактивных функций и эксклюзивных приложений

Рассмотрим опыт разработки газетных приложений для планшетов с точки зрения контентного наполнения; подачи материала, навигации, наличия интерактивных функций и эксклюзивных приложений.

Британские издания одними из первых среди мировых газет стали разрабатывать приложения для IPad. И сегодня накопили уже немало опыта.

В 2010 г. руководство «Файнэншл Таймс» (Financial Times) сообщило, что выплатит каждому из своих сотрудников (а их около 2000 человек) премию в размере 480 долл. США7 на покупку IPad или любого другого планшета. Это было сделано для того, чтобы приучить собственных сотрудников читать газету на планшетах. В редакции понимают, что новые медиаплатформы становятся очень важными для медиаотрасли.

IPad-приложение «Файнэншл Таймс» 2010 г. было одним из первых газетных приложений для планшетов. И, несмотря на то что сейчас оно уже не существует, мировые издания могут воспользоваться опытом организации Ipad-версии британского издания. Приложение «Файнэншл Таймс» – такого же розового оттенка, как и печатная версия – являлось бесплатным для загрузки, но, как и для доступа к сайту, пользователю сначала нужно было зарегистрироваться и оплатить абонентскую плату за доступ ко всем материалам. Зарегистрированные пользователи получали бесплатный доступ к 10 статьям в месяц, стандартная подписка предоставляла доступ ко всем материалам за 22 долл.8 в месяц.

Приложение давало возможность поделиться материалами через электронную почту, Twitter или Facebook.

Это было хорошо разработанное приложение с отличной навигацией. Достаточно было нажать в верхней части дисплея, как виртуальная страница, на которой находился пользователь, перемещалась вниз, и появлялось меню с основными разделами газеты.

Когда пользователь находился внутри статьи, он мог использовать стрелки, чтобы вернуться на главную страницу, начать навигацию заново или перейти по другим предложенным ссылкам, которые находятся в правой части каждой статьи.

Пользователь мог сделать так, чтобы наиболее интересные для него разделы показывались в первую очередь.

Поисковые возможности еще в 2010 г. выгодно отличали Ipad-приложение FT от подобных приложений других изданий. Полезной функцией было наличие списка «недавно просмотренных» материалов.

Газета «Таймс» (Times) запустила IPad-приложение в 2011 г. После 30-дневного бесплатного пользования следует оплатить подписку (4 фунта в неделю). Подписка предоставляет доступ к материалам «Таймс» и «Санди Таймс» (Sunday Times) через смартфоны, планшеты и веб-сайт. Приложение загружается с 5 утра каждый день. Что сразу бросается в глаза при просмотре IPad-версии «Таймс» – так это то, что изображения очень хорошо вписываются в текст, нарушая его монотонность. Нет текстовых колонок, занимающих почти весь экран.

В Ipad-приложении «Таймс» очень хорошо продумана визуальная составляющая. Фотографии в приложении можно увеличить, часто используется слайд-шоу, много графики. Широко представлены видеоматериалы. Их предоставляет дочерняя компания «Ньюс корпорейшн» (News Corporation) − «Скай ньюс» (Sky News). Есть возможность посмотреть эксклюзивные материалы из архива «Таймс». Номера газеты сохраняются на планшете в течение недели, можно заложить закладку, чтоб вернуться к чтению статьи позже.

Есть и недостатки. Приложение выстроено таким образом, как будто все пользователи начинают чтение газеты с первой страницы и заканчивают на последней.

Очевидно, что далеко не все читают издание таким образом, но приложение побуждает читателя именно к такому чтению. Нужно кликнуть на «статьи», а затем «бизнес», чтобы попасть в бизнес-рубрику, но пользователь не получит полной картины о том, что в ней представлено. Например, некоторые страницы сопровождаются фотографиями, но заголовки слишком малы, чтобы их прочитать, так что единственный способ узнать, о чем эти статьи, – смотреть их по отдельности. Это создает дополнительные неудобства при чтении.

Первая страница − «Лучшие в “Таймс”» (это приложение – аналог печатной версии, оно имеет первую и последнюю страницы), ссылки от нее ведут к лучшим материалам дня. На страницах газеты с редакционными статьями и с письмами читателей также есть ссылки на пять лучших редакционных статей дня. Но почему-то другие разделы, например, бизнеса и спорта, не оснащены такими ссылками.

Многие британские газеты решили делать приложения, которые включали бы все или большинство печатных материалов, т.е. почти совпадали бы с газетным форматом. Структура материалов «Таймс» полностью воспроизведена в IPad-версии. Профессор и руководитель факультета журналистики Городского университета Лондона и бывший редактор «Таймс» Джордж Брок полагает, что «это неправильный подход. Люди в возрасте, наверно, будут довольствоваться печатным изданием на новой цифровой платформе, но молодые читатели, скорее всего, не будут удовлетворены перелистыванием цифровых страниц»9.

В те дни, когда есть много новостей или случается что-то экстраординарное, «Таймс» обычно делает дополнительное приложение для IPad. Например, 19 июля 2011 г., когда медиамагнат Р. Мердок заявил, что не несет личной ответственности за скандал с прослушиванием телефонов знаменитостей журналистами газеты «Ньюс оф зе уорлд» (News of the World), было подготовлено специальное обновление версии для планшета в 8 часов вечера. Переделали первую полосу, появилось шесть новых страниц, дополнительные видео- и фотоматериалы.

Скандал со взломом телефонов является хорошим примером того, как можно использовать различные версии издания. Читатели не будут использовать IPad-версию, чтобы следить за быстро меняющимися новостями, они будут следить за ними, используя мобильную или интернет-версию. На сайте появлялись все последние новости, включая многочисленные видеоматериалы, связанные со скандалом, а также дополнительные документы, такие, как полная информация о ключевых игроках (Д. Мердоке и Р. Брук, которая возглавляла редакцию «Ньюс оф зе уорлд») были доступны в интернете, этой информации не было в IPad-версии и в печатном издании.

В IPad-приложении давался экспертный анализ событий с их предысторией, с которым пользователи могли ознакомиться утром и вечером. Информация IPad-приложения не казалась устаревшей к концу дня, хотя некоторые материалы и перестали быть значимыми в ходе смены событий.

Особенностью предоставления информации в приложении были интерактивные графики. Можно было нажать на место каждого члена Комитета Палаты общин, расследующего дело о взломе, чтобы посмотреть его биографию и отношение к скандалу.

По мнению ряда экспертов, IPad – это возможность донести до читателей индивидуальный пакет информации, а не продукт, одинаковый для всех. Именно поэтому газета «Дейли телеграф» (Daily Telegraph) сделала приложение с персонализированным контентом. Когда пользователь включают IPad утром, открывается страница, построенная индивидуально «под него»: с прогнозом погоды на день в конкретном регионе, отчетами о трафике на маршруте читателя и т.д.

В приложении «Дейли телеграф» хорошо продумана подача материалов. Пользователи могут кликнуть на «глобальный взгляд» (global view), чтобы увидеть, что происходит на карте мира в реальном времени. Можно кликнуть на страну, чтобы просмотреть все новости, связанные с конкретным регионом, включая фотографии и видео. Конкретное место на карте можно увеличить до масштаба улицы.

Удобной функцией в навигации является наличие кнопки поиска, которая позволяет искать информацию по ключевым словам.

Хорошей функцией в приложении «Санди Таймс», которое было запущено в декабре 2010 г., является то, что каждую рубрику можно загрузить по отдельности либо загрузить все разделы сразу. Рубрика «Cпорт» имеет функцию обновления результатов спортивных соревнований.

Как и в «Дейли телеграф», есть возможность посмотреть мировые новости, которые представлены в виде карты мира − пользователь может кликать на разные страны, чтобы получить сводку главных новостей прошедшей недели.

Рубрику «Цитаты недели» сопровождают фотографии известных спикеров, пользователь может кликнуть на фотографию − цитаты неожиданно возникают в виде облачка.

Значок конверта означает, что пользователь может, нажав на него, написать письмо автору статьи.

Приложение газеты также включает в себя интересные эксклюзивные предложения, например возможность раз в неделю скачать фильм.

IPad-приложение газеты «Санди Таймс» – одно из самых лучших. В 2011 г. оно имело самый высокий рейтинг в Apple Store среди приложений газет Великобритании.

«Эль Паис» (El País) была одной из первых испанских газет, которая в 2011 г. запустила приложение для IPad. Оно бесплатное, но содержит ненавязчивые рекламные баннеры.

Приложение дает доступ ко всем последним новостям (текстовые, фото- и видеоматериалы), всем рубрикам издания, блогам, последним обновлениям в социальной сети Eskup на сайте издания. Приложение позволяет поделиться информацией через Facebook, Twitter, электронную почту. У пользователей также есть возможность послушать радио «Кадена Сер» (Cadena Ser) и «Лос куарента принсипалес» (Los 40 Principales) (которые так же, как «Эль Паис», входят в «Групо Приса» (Grupo Prisa)) в прямом эфире.

У приложения хорошая навигация. В альбомном режиме с левой стороны появляется врезка с блогами, дополняющаяся фото- и видеоматериалами, а также карикатурами. Средняя колонка – это заголовки последних новостей и краткое содержание статей. Правая колонка – раздел «Ультима ора» (Ultima Hora) – последние новости, собранные корреспондентами, спецкорами и журналистами газеты и других СМИ.

Когда планшет находится в вертикальном положении, на странице остаются две первые колонки. Чтобы увидеть раздел «Ультима ора», необходимо нажать на иконку, которая находится в нижней навигационной панели.

Чтобы перейти в другую рубрику, нужно нажать на голубую иконку в центре нижней навигационной панели. У приложения есть и недостатки: оно слишком долго грузится, в нем не хватает интерактивных элементов.

У всех крупных американских изданий и региональных газет сегодня есть приложения для Ipad. Подписка на большинство приложений платная.

IPad-верси «Уолл-стрит-джорнел» (Wall Street Journal) является бесплатной для скачивания, но чтобы получить доступ к контенту, необходимо оформить подписку, составляющую 17,29 долл. в месяц.

После загрузки приложения появляется стартовая страница. Это очень удобная функция, далеко не во всех газетных приложениях для планшетов она присутствует. Стартовая страница – некая центральная точка, с которой можно начать навигацию, а потом туда вернуться. К тому же она дает возможность быстрого доступа ко всем сохраненным материалам. Пользователь может сразу получить доступ к папке просмотров, вернуться к материалам прошлой недели.

Другая отличительная особенность этого приложения – возможность выбора со стартовой страницы сегодняшнего выпуска или самых последних новостей.

Очень хорошо продумана функция доступа к сохраненным материалам. Достаточно зайти в меню инструментов и выбрать «сохранить статью», как статьи сохраняются в виде аккуратного списка − пользователь может войти в них со стартового экрана.

Однако верстка полос в приложении для «Уолл-стрит-джорнел» не самая удобная для чтения: материалы расположены слишком близко друг к другу, что особенно заметно в материалах, не содержащих фотографий. Это может отталкивать читателя.

«Уолл-стрит-джорнел» предлагает пользователям персонализированный контент. Например, информацию о том, «что во внедорожник на Таймс-сквер было заложено взрывное устройство» (в мае 2010 г.), получили на IPad только те читатели, которые находились в непосредственной близости от района. В газете уверены, что если доставлять людям нужную информацию, то они начнут платить за такую услугу»10.

IPad-приложением «ЮЭсЭй Тудей» (USA Today) можно пользоваться бесплатно. Оно предлагает постоянно обновляемые публикации в хорошо продуманном, легком для навигации формате. Новостные материалы удобны для чтения, у пользователя есть возможность поделиться новостями через Twitter, Facebook или электронную почту.

Очень хорошо продумана функция доступа к сохраненным материалам. Достаточно зайти в меню инструментов и выбрать «сохранить статью», как статьи сохраняются в виде аккуратного списка − пользователь может войти в них со стартового экрана.

Необходимо выделить возможность доступа к бесплатному кроссворду в разделе «Жизнь». Приложение сохраняет все предыдущие результаты пользователя по отгадыванию кроссвордов.

Среди других примечательных новшеств − местные прогнозы погоды и результаты локальных спортивных соревнований, возможность ответить на вопросы издания. Например, газета размещает легкие для прочтения статистические графики, предоставляющие информацию по разным вопросам и темам в визуально привлекательном виде. Читателей просят ответить на вопрос, связанный с графиком.

Это приложение также предоставляет возможность легко обновлять все или некоторые разделы для онлайнового чтения.

Бесплатное IPad-приложение «Нью-Йорк таймс» (New York Times) состоит из небольшой части ежедневно обновляемого контента газеты. Читателям предлагается своего рода «лучшая выжимка из всех разделов»: новости, бизнес, технологии, мнения, искусство, особенности и видео. Это нестандартный подход к организации контента для Ipad. Как правило, Ipad-версия дает доступ ко всем газетным статьям и материалам сайта. Такая организация контента не всегда нравится пользователям, отклики которых свидетельствуют о том, что они не хотят получать контент, который является «лучшим» с точки зрения редакторов.

Российский опыт развития газетных приложений для планшетов пока не так разнообразен, как опыт западных изданий. И, тем не менее, у основных отечественных газет сегодня также есть приложения для IPad, под них делают отдельную верстку сайта. В Apple Store можно бесплатно скачать приложения для чтения многих российских газет.

«Комсомольская правда» – лидер в освоении новых информационных технологий − одной из первых среди российских средств массовой информации весной 2010 г. разработала и запустила приложение для планшета. Оно дает доступ к последним новостям, фотогалереям и видеороликам. С помощью планшета можно смотреть телевидение «КП» и слушать радио.

Летом 2012 г. ИД «Комсомолькая правда» модернизировал приложение: была улучшена верстка, добавился специальный значок в анонсах статей, показывающий, что материал снабжен видеофайлом.

Появился новый раздел − «Авто-новости» (о новинках в мире автомобилестроения, тест-драйвах, об изменениях в автомобильном законодательстве) − и раздел «Погода» (сводки прогнозов погоды).

Версии для планшетов российские издания часто сопровождают рядом удобных дополнений. Например, загрузив бесплатную версию для IPad, читатели «Российской газеты», помимо свежих выпусков издания и приложений, смогут получить оперативную информацию о главных событиях в России и в мире. Для политиков, бизнесменов, которые читают «РГ», был специально создан раздел «Документы», содержащий законы и нормативные акты, опубликованные в издании за последнюю неделю. Все документы можно сохранить.

Приложение для IPhona газеты «Ведомости» позволяет следить за курсами валют ЦБ, котировками акций, ценами на металлы, нефть, недвижимость и пр. Доступен свежий номер вместе с приложениями и архив «Ведомостей». Приложение также позволяет слушать «Подкаст», смотреть видеосюжеты. Есть возможность заложить закладку, увеличить шрифт статьи, отправить статьи на e-mail или Facebook.

 

Таблица. Приложения газет для планшетов

Вариации контентного наполнения газетных приложений для планшета

Подача материала

Полезные функции навигации

 

Интерактивные функции и эксклюзивные предложения

1.PDF-версия газеты.

2.Структура материалов воспроизведена в версии для планшета, но есть аудиовизуальные материалы.

3.Возможность доступа к архиву.

4.Функция обновления результатов спортивных соревнований, информации финансовых рынков.

5.Одно издание в день и дополнительные издания в дни, когда много новостей или что-то случается.

6.Персонализированный контент (реклама и контент направлены на читателя в соответствии с его местоположением, индивидуальный прогноз погоды и информация о пробках на маршруте).

 

1.Текстовые колонки во весь экран лучше не использовать.

2.Фотографии и инфографика должны нарушать монотонность текста.

3.Возможность увеличения фотографий и статей.

4.Карта мира с возможностью увеличить любое место на карте, чтобы посмотреть новости, связанные с конкретным регионом.

 

1.Наличие стартовой страницы, с которой можно начать навигацию. Возможность выбора со стартовой страницы сегодняшнего выпуска или самых последних новостей.

2.Стрелки, позволяющие вернуться из статьи на главное меню, перейти по другим ссылкам.

3.Наиболее интересные разделы показываются в первую очередь.

4.Наличие списка недавно просмотренных материалов.

5.Возможность заложить закладку, чтоб вернуться к чтению статьи позже.

6.Наличие кнопки поиска, которая позволяет искать информацию по ключевым словам.

7.Приложение не должно побуждать читателя к чтению с первой до последней страницы.

8.Наличие карусели, позволяющей пролистывать страницы вниз/ по горизонтали.

9.Возможность загрузить рубрику по отдельности либо загрузить все разделы сразу.

1.Возможность поделиться материалами через электронную почту, Twitter или Facebook.

2.Интерактивные кроссворды и игры.

3.Возможность написать письмо автору статьи.

4.Возможность раз в неделю скачать фильм.

 

Чтобы создать хорошее приложение для портативных устройств, правильно выстроить ценовую политику, некоторые издания проводят анализ пользовательской аудитории. Так, например, газета «Дейли телеграф» провела такое исследование в 2011 г. Было опрошено 20 тыс. респондентов. Исследование показало, что люди просматривают газетные материалы на IPad примерно 7−10 раз в месяц, в выходные – чаще, чем в будни. Чаще всего приложение открывали в 7 часов утра и после 9 вечера. В среднем на чтение материалов тратили 20 минут (в сравнении с 4-5 минутами в интернете)11. Респонденты заявили, что не хотят платить за подписку. Читатели хотели видеть на планшете знакомые газетные рубрики и материалы преимущественно не новостного характера.

 

Приложения для планшетов и новые подразделения в редакциях

С развитием приложений для портативных устройств в некоторых британских изданиях появились специальные службы, занимающиеся их подготовкой. Например, в «Таймс» теперь есть команда из 11 человек во главе с редактором IPad-версии. На приложение работают также редакторы газеты, в том числе из фотослужбы и отдела дизайна. У всех сотрудников есть журналистский опыт. Около пяти часов вечера (когда окончательно сверстан газетный номер) команда приступает к работе: формирует версию для IPad. Основная задача сотрудников новой службы – добиться, чтоб страницы IPad-приложения, которое намного меньше газетного, выглядели, как печатные полосы. Редактор IPad-версии принимает участие в планерке во второй половине дня, когда редакторы решают, каким будет расположение материалов. После планерки он начинает думать о дополнительных приложениях для IPad-издания, таких, как графика, видео или фотографии. Команда, которая занимается приложением, только добавляет контент, но ничего не изымает. Дополнения могут быть в виде архивных материалов, например, к некрологам могут быть добавлены ранее напечатанные в газете статьи об умерших людях.

Новая служба делает одно издание в день и дополнительные издания в дни, когда много новостей или что-то случается. В остальные дни IPad-команда не находит времени на то, чтобы обновлять информацию: ее сотрудники постоянно думают о новых способах предоставления информации на устройстве.

В «Санди Таймс» сегодня есть IPad-редактор и два помощника, они работают вместе с журналистами газеты, отбирая материалы, которые идут на IPad.

В газете «Дейли телеграф» также появилась IPad-команда. Она включает редактора и пять сотрудников, среди них два фотокорреспондента и три видеожурналиста.

 

Проблема разработки мобильных сайтов и приложений для портативных устройств

Разработать удобный для пользователя мобильный сайт непросто из-за множества вариантов размеров мобильного экрана и разных свойств, которые необходимо учитывать. Универсальных рекомендаций, как сделать идеальный мобильный сайт, подходящий для любого устройства,не существует, ключевое требование при разработке мобильного сайта – удобство навигации.

Существует несколько основных вариантов, которые следует обдумать всем, кто собирается либо оборудовать существующий сайт для мобильных устройств, либо создать новый мобильный сайт.

Дизайнер цифровых СМИ Камерон Мол и мобильный дизайнер Брайн Флинг дают следующие советы по созданию мобильного сайта.

  • Ничего не делать. Читатели смогут просматривать тот же сайт, к которому привыкли на компьютере, но данный вариант не поможет удовлетворить потребности мобильных пользователей в контенте и функциях. Такой вариант не слишком привлекателен для современных пользователей мобильных устройств.
  • Убрать все стили и пользоваться только простым HTML. Положительная сторона – HTML обычно быстрее грузится, а современные мобильные браузеры «все равно меняют под себя большую часть стилей12 для того, чтобы их можно было читать на многих устройствах. К сожалению, HTML ведет к увеличению объема файлов, то есть пользователю придется тратить время на прокрутку. Данный метод также не принимает во внимание особые потребности мобильных пользователей в контексте и функциях.
  • Использование специальных каскадных таблиц стилей (CSS) для портативных устройств. Преимущества здесь в том, что пользователь может продолжать использовать обычный интернет-адрес и не запоминать отдельные мобильные адреса, такие, как sitename.com/mobile или mobile.sitename.com. Кроме того, это соответствует принципу «независимости устройства». Недостатком здесь является то, что пока еще нет устойчивой технической поддержки портативных медийных устройств и таблиц стилей для них. Не исключено, что повысятся расходы на связь или будет загружаться скрытый контент, не показанный на экране устройства. При таком подходе опять же игнорируется вопрос об особых потребностях мобильных пользователей в контенте и функциях. «Таблицы стилей для мобильных устройств в основном занимаются внешним видом контента, не обращая при этом внимания на то, актуален ли данный контент для мобильного пользователя»13.
  • Переработать контент, кодировку и изображения исключительно для мобильных устройств. В этом варианте на первое место выходят форма доступа и внешний вид контента, он также обладает преимуществом «более легких файлов», что дает возможность пользователям быстрее просматривать сайт. К сожалению, разработчик должен поддерживать не меньше двух наборов файлов (для компьютера и для мобильного); специальные и мобильные сайты сосредоточены на аудитории и устройстве, что не соответствует принципу «независимости от устройства». Кроме того, не решается вопрос будущего: «что случится, когда мобильные устройства станут не менее мощными, чем персональные компьютеры?»14. Есть еще один недостаток: поскольку для мобильного сайта, скорее всего, будет нужен другой адрес в интернете, это затруднит пользователю запоминание и обмен ресурсами.

При выборе варианта создания мобильного сайта необходимо просчитывать стратегию, основываясь на «целях пользователя, целях бизнеса, ресурсах для разработки, размере веб-сайта или приложения, и краткосрочных / долгосрочных задачах. Быстро становится очевидно, что все четыре варианта отличаются по таким параметрам, как скорость, сложность и ценность»15.

Некоторые российские эксперты, среди них Ашот Габрелянов, главный редактор портала «Лайф Ньюс», считают, что «приложения для айфона, айпада не нужны, так как у Apple Store нет будущего. У него замкнутая система продаж. Подобные проекты потом прекращают развиваться. Для того чтобы скачать приложение на айпад, обязательно нужно входить в Apple Store и оттуда скачивать его на компьютер. Когда пользователь заходит на сайт издания через социальную сеть, ему важно быстро попасть, куда надо. А тут надо скачать приложение, потом еще ввести пароль, потом его подтвердить. В открывшемся приложении нужно найти интересующую новость и открыть ее – слишком длинная логистика»16.

 


  1. Rise and rise of mobile media // http://matthewbuckland.com/?p=397
  2. Praying to Steve Jobs: Will the iPad Save the Publishing Industry? // http://www.spiegel.de/international/business/praying-to-steve-jobs-will-the-ipad-save-the-publishing-industry-a-696782-2.html
  3. Rupert Murdoch says Apple's iPad is a 'game-changer' for news media // http://www.guardian.co.uk/media/2010/aug/05/ipad-rupert-murdoch-apple-newscorp%20July%202011
  4. Todd R. iPad Newspapers in the UK: One Year On. Canterbury University. Christchurch, 2011. P. 4.
  5. Ibid. P. 4.
  6. The Digital Newspaper: Hands-On with 4 Top iPad Apps // http://mashable.com/2010/10/13/ipad-newspaper-apps/
  7. Financial Times выдаст денег сотрудникам на покупку iPad // http://www.media-day.ru/topnews/4874/
  8. The Digital Newspaper: Hands-On with 4 Top iPad Apps.
  9. Todd R. Op. cit. P. 5.
  10. Ibid. P. 15.
  11. Ibid.
  12. Формируя будущее газет: анализ стратегических тенденций и возможностей газетной отрасли // Новые технологии: руководство для издателей. ГИПП. 2008. С. 38.
  13. Там же. С. 39.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. Интервью автора с Ашотом Габреляновым − главным редактором портала «Лайф Ньюс». 2012. Июль, 20.