Languages

You are here

Раскрытие темы «Виды спорта» в системе журналистских практик: концептуально-содержательный аспект

Авторы материалов: 

Disclosing the Theme "Sports" in the System of Journalistic Practice: Conceptual and Content Aspect

 

Войтик Евгения Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Томского государственного университета, voj@yandex.ru

Evgenia A. Voytik
PhD in philology, Associate Professor at the chair of TV and radio journalism, Faculty of Journalism, Tomsk State University, voj@yandex.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются характеристики различных видов спорта и их значение в системе журналистских практик. Сегодня СМИ играют значительную роль в популяризации различных видов спорта, отражая положительные и негативные стороны спортивного поведения и формируя тем самым отношение общества к спорту.

Ключевые слова: спорт, виды спорта, СМИ, спортивная информация, спортивная медиакоммуникация.

 

Abstracts
The article deals with the characteristics of various types of sports and their role in the system of journalistic practices. Today, the media play a significant role in promoting various sports, reflecting the positive and negative aspects of sport behavior, and thereby forming the society's attitude to the sport.

Key words: sports, mass media, sports information, sports media communication.

 

В современном мире спорт, без сомнения, является фактором консолидации общества, поскольку, «как важный социальный феномен, охватывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Спорт влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий образ жизни людей»1.

В настоящее время спорт, как понятие, имеет множество формулировок, раскрывающих самые разные стороны его деятельности. Еще в 1970 гг. известный теоретик спорта Н.И. Пономарев писал: «Спорт – социальный институт воспитания, имеющий характер игровой физической деятельности, связанной с сопоставлением уровня развития физических и духовных способностей»2. Профессор В.И. Столяров рассматривает этот вопрос уже с современной точки зрения: «В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые оказывают мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д.»3. В ныне действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в п. 12 ст. 2 говорится: «Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним»4.

В то же время спорт в журналистике представляет собой дискурсную медиасистему, которая несет в себе некий код, позволяющий не только воспринимать определенные структуры знаний, но и осмыслять происходящее в этой сфере на уровне символов и знаков, воплощающих ценностные ориентации, идеологические установки, модели развития спортивных событий и интерпретации происходящих здесь ситуаций.

Тем не менее, прежде чем рассматривать этот вопрос подробнее, обратим внимание на саму дефиницию «тема». Согласно определению Н.Ю. Русовой, «тема – объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом»5. Представителями гуманитарных наук она нередко рассматривается как форма выражения идеи произведения. В журналистике таким произведением становится практически любой материал (публикация) независимо от медиаканала (печать, радио, ТВ, интернет). При этом необходимо учитывать, что практически любая тема в СМИ может раскрываться с одной стороны в полном объеме, охватывая многие стороны выбранной (исследуемой) сферы деятельности (например, спорт, экономика, политика, культура и т.д.). С другой стороны, в ней может быть представлена только часть информации, которая проявляется в виде подтемы, характеризующей какой-либо ограниченный аспект (в частности бокс - как вид спорта; мотивация труда – как экономический фактор; выборы – как политический процесс; барокко – как стиль европейского искусства). Или в виде определенного события, имеющего резонансное значение в рамках массмедиа. Хотя необходимо понимать, что массмедиа изначально способны предоставить «выборочную» информацию. Поэтому само событие, каким бы крупным оно ни было, все равно будет раскрыто в СМИ фрагментально.

Еще одним важным моментом в понимании темы в системе журналистских практик становится определение того, через что или кого она раскрывается. В первом случае ее алгоритмом является само событие (герои здесь второстепенны). Во втором – центром становится человек (группа людей), вокруг которого выстраиваются все «сюжетные линии» журналистского материала. В этом варианте событие уходит на второй план и проявляется ярко выраженное коммуникативно-субъектное начало - создание журналистом «своего» героя или в некоторых случаях «создание» героя «самого себя», когда, совершив то или иное действие (поступок) он привлекает внимание СМИ. Тем не менее может существовать и третий вариант: когда герой и событие представлены в медиатексте в равной степени. В этом случае происходит «рождение» ассоциативной цепочки, когда героя уже невозможно представить вне этого события, а событие без этого героя.

Одной из самых масштабных тем в спортивной медиакоммуникации является тема «Виды спорта». Содержательная направленность данной темы напрямую связана с деятельной стороной спорта. Согласно Федеральному закону, «вид спорта − часть спорта, которая признана <…> обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование»6. Как отмечает исследователь Ю.Ф. Курмашин, «каждый вид спорта характеризуется: 1) своим предметом состяза­ний и характером активности спортсмена; 2) особым составом действий и способом ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой); 3) сво­ими правилами состязаний»7.

Согласно объединению различных классификаций, виды спорта можно разделить на:

  • олимпийские (хоккей, футбол, фигурное катание, баскетбол, волейбол, теннис и др.);
  • неолимпийские (гольф, городки, бильярд, боулинг, фитнес и т.д.);
  • национальные (гонки на собачьих упряжках, гонки на оленьих упряжках, куреш и т.д.);
  • экстремальные (альпинизм, парашютный спорт, планеризм, дайвинг);
  • другие виды, где спорт предстает:

    1) как досуг, хобби. Сюда относятся спортивные забавы (перетягивание каната, бег в мешках, ходьба на ходулях, бросание бревна, кузнечного молота и т.п.), спортивная рыбалка, судомодельный спорт;

    2) как средство развития профессиональных навыков в определенных специальностях (радиоспорт, кинологический спорт, пожарно-прикладной спорт, военно-спортивные игры и др.).

Самыми популярными видами спорта, являются олимпийские. В них входят 28 летних (300 дисциплин) и 15 зимних видов (78 дисциплин). Их популярность объясняется тем, что они получают развитие не только на региональном и национальном уровнях, но и на международном. Это подтверждается и кодексом Олимпийской хартии8: а) в программу Игр Олимпиады включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в семидесяти пяти странах на четырех континентах для мужчин и не менее чем в сорока странах на трех континентах для женщин; б) в программу Зимних Олимпийских игр включены только виды спорта, широко распространенные не менее чем в двадцати пяти странах на трех континентах.

Поэтому именно олимпийским видам СМИ уделяет больше внимание, чем другим видам. Это касается как подготовительного периода, когда проводятся отборочные соревнования, включающие в себя областные, региональные, национальные состязания, а также различные кубки и этапы Чемпионатов мира (Европы), так и самих Олимпийских игр. Информацию об этом можно встретить не только в специализированных изданиях, теле- радиопередачах, на интернет-сайтах, но также в газетах и журналах, ТВ и радиопрограммах (от центральных до региональных), на веб-страницах, далеких от тематики спорта. Второй причиной такой заинтересованности СМИ к олимпийским видам является то, что во время проведения Олимпиад повышается зрительский (читательский) интерес к этой теме. Однако не все олимпийские виды привлекают пристальное внимание СМИ и аудитории. Виды, которые совсем недавно вошли в «олимпийскую элиту» (скелетон, маунтинбайк (горный велосипед), софтбол, шорт-трек), еще не имеют полновесной «медиараскрутки» и мало известны широкой аудитории, особенно региональной.

Подобная картина складывается и с неолимпийскими видами спорта. Многие виды имеют международное развитие и хорошо знакомы большинству представителей не только спортивной, но и массовой аудитории благодаря популяризации их массмедиа. Это такие виды, как шахматы, бодибилдинг, бейсбол, бильярд, спортивные танцы, автоспорт (особенно гонки Формула-1, ралли-рейд «Париж-Дакар»), мотоспорт, шашки и другие. К этим же видам спорта относятся и не получившие полноценного признания в мире, известные только специалистам и ограниченному кругу любителей спорта. К ним относятся: айкидо, новус, рэндзю, регбол, тайский бокс, ринкбол, пэйнтбол, и др. По сравнению с олимпийскими видами их распространение весьма ограниченно, поэтому и информации о них значительно меньше. В основном она представлена в двух видах: публикации (новостные сюжеты) о проведении тех или иных соревнований и рекламные, презентационные материалы, раскрывающие суть самих видов. Однако существуют исключения из правил. Так, в отдельных регионах нашей страны им посвящены собственные издания.

Что касается информации о национальных (народных) видах, то она доступна только очень узкой аудитории. Тем не менее, этим публикациям присущи некоторые особенности, которые могут стать объектом интереса для многих людей, увлеченных темой спорта. Имеется богатая история развития этих видов спорта. Их прикладной характер вырабатывался в процессе многовековой практики и органично связан с трудовой деятельностью9. К примеру, такими характеристиками обладают национальные виды спорта народов Севера: северное многоборье (тройной национальный прыжок, бег с палкой, метание чаата, прыжки через нарты, метание топора на дальность); гонки на собачьих упряжках; гонки на оленьих упряжках; гонки на чукотско-эскимосских байдарках.

В настоящее время национальные (народные) виды спорта являются важной составной частью культуры многих народов РФ. Особенно это заметно в республиках и автономных округах, где они имеют наибольшее распространение: в Башкирии, Татарстане, Чувашии, Якутии, Бурятии, Хакасии, Ханты-Мансийском автономном округе и в др. При этом каждый субъект РФ подходит индивидуально к пониманию и развитию данных видов спорта в своей местности. В частности, в Якутии разработана специальная долгосрочная программа, создан Центр национальных видов спорта, регулярно проводятся Игры народов Якутии. Определенный интерес к национальному спорту проявляется и в областях, краях, где национальные виды менее распространены и известны. Здесь их пропагандой и развитием занимаются различные общественные организации или культурные национальные центры (землячества), что особенно заметно в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Если анализировать эти виды спорта с точки зрения характера освещения, то на сегодняшний день отношение к ним со стороны СМИ неоднозначно. Наибольший интерес проявляют местные СМИ тех регионов, в которых эти виды активно культивируются.

Третья группа видов спорта, которые занимают особое место в системе журналистских практик, – экстремальные виды. Они пользуются большой популярностью, особенно среди молодежи и людей с высоким доходом. Поэтому информация о них в большинстве случаев ориентирована именно на представителей этих двух категорий. Однако еще до недавнего времени эта информация была очень скудна и ограничивалась только ознакомительными материалами. Сейчас СМИ изменили отношение к экстремальным видам спорта и стали отводить им значительное место в сетке вещания телерадиокомпаний, на страницах онлайн-изданий. В отличие от других видов, у экстремальных видов спорта есть еще одно качество: это один из самых привлекательных и раскрученных брендов у молодежи, для которой экстрим во многом является смыслом жизни. Именно поэтому для распространения информации о нем используются новые каналы распространения, а его атрибуты применяются в рекламе товаров для молодежи. В частности, это выражается в рекламной раскрутке различной продукции (нередко не имеющей прямого отношения к спорту), когда тот или иной вид используется для фоновой картинки.

Нередко спорт предстает как отдых, развлечение, забава: спортивная охота и рыбалка; различные эстафеты (соревнования), связанные c преодолением препятствий (к примеру, mud run – бег по грязи10, состязания по плаванию в сточных водах), с переноской всевозможных предметов, людей; различные игры на открытом воздухе. К этой же группе относятся интеллектуальные и настольные игры: карточные (бридж, преферанс), признанные спортивными видами, настольные (домино, нарды), компьютерные и т.д. Информация об этих видах спорта имеет в большей степени развлекательный, чем прикладной характер и вызывает весьма оживленный интерес среди аудитории. Чаще всего эти материалы представлены в развлекательных рубриках (если это касается печатных изданий), где рассказывается о чем-то неординарном, нестандартном, или идут последним сюжетом в информационных теле- и радиопрограммах.

Еще одним важным информационным наполнением темы «Виды спорта» являются журналистские материалы о прикладных видах спорта. Как уже было сказано выше, они подразделяются на два направления: технические и служебно-прикладные. К техническим видам относятся: радиоспорт, авиаспорт, картинг, судомодельный спорт, спидвей, авиамодельный спорт, водномоторный спорт, мотоспорт и т.д. Основу этих видов спорта составляет взаимодействие спортсмена с техническими устройствами различной сложности. Поэтомудля полноценных занятий этими видами спорта необходима спортивная техника в достаточном количестве и определенного качества. При этом новая спортивная техника является дорогостоящей, а требования к качеству техники постоянно повышаются. По своей специфике они приближены к экстремальным видам спорта, но, в отличие от них, предполагают более профессиональный уровень подготовки. В связи с этим технические секции редко имеют самостоятельную основу.

В СМИ чаще всего встречаются не только позитивные публикации, но и проблемные, где раскрывается проблема нехватки в регионах качественной техники из-за ее высокой стоимости, плохое финансирование поездок на соревнования в другие города (регионы), отсутствие условий, а также узких специалистов в области обслуживания и ремонта техники.

Вторым направлениемприкладных видов спорта являются служебно-прикладные (пожарно-прикладной спорт, кинологический спорт, военно-спортивные игры и др.). Они способствуют выработке профессиональных навыков и качеств, необходимых для различных специальностей, связанных чаще всего с определенной трудовой деятельностью. С их помощью формируется физическая и психологическая готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач, к умелому применению физической силы и технических средств. Регулярное участие в таких соревнованиях помогает участникам поддерживать и развивать личную выносливость, вырабатывать высокую работоспособность, а также выявлять сильнейших спортсменов для выступления в состязаниях высшего ранга. Информация об этих видах в СМИ встречается редко, хотя существует ряд специализированных журналов. В целом же многие журналисты часто ошибочно относят ее к «корпоративной информации», малоинтересной широкой аудитории.

Таким образом, можно сделать вывод, что уже сама сущность того или иного вида спорта и деятельность, связанная с ним, позволяет ему стать отправным элементом в создании основного массива исследуемой нами темы. Однако стоит отметить, что только часть этой спортивной информации переходит в медиапространство. Содержательной сутью в этом случае становится «раскрутка» популярности того или иного вида или представление уже известного вида спорта. Очевидным становится и то, что в число «элитных» для СМИ входит очень малое количество видов спорта (в основном олимпийских), другие же виды остаются вне поля зрения журналистов, что, несомненно, сказывается на их развитии и отношении к ним спортивной общественности.

 


  1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2001. С. 48.
  2. Пономарев Н.И. Феномен игры и спорт // Теория и практика физической культуры. 1972. № 8. С. 4.
  3. Столяров В. И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира // http://www.m-press.ru/sport/index1.html/.
  4. П. 12 ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  5. Русова Н.Ю. От аллегории до ямба. М., 2004. С. 218.
  6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. Дек., 8.
  7. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курмашина М. 2004. С.321.
  8. Кодекс Олимпийской хартии Международного Олимпийского Комитета (2001 г.). Глава 5.
  9. Культурное наследие Сибири / Под ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2000. С. 39.
  10. Этот вид спорта популярен в Великобритании, Японии, США.