Manga Publishing Industry
Проханов Дмитрий Михайлович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, prohanovdima@mail.ru
Dmitry M. Prohanov
Doctoral student, chair of media theory and economics, Faculty of Journalism, Moscow State University, prohanovdima@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассматривается индустрия издания в Японии японских комиксов манга. Рассматриваются способы издания манга, ее особенности и основные издатели данной печатной продукции. В статье также делается вывод о причинах, позволяющим манга находить свою аудиторию и расходиться большими тиражами.
Ключевые слова: японские комиксы, манга, манга-журналы, японские издатели.
Abstracts
This article considers Japan`s publishing industry of Japanese comics manga. Ways of manga publishing, its features and major publishers of this printed matter are consider. This article also draws a conclusion about reasons that let manga to find audience and to disperse large circulations.
Key words: japanese comics, manga, manga-magazines, Japanese publishers.
Японские комиксы манга являются частью медиаиндустрии Японии, их издание находится на стыке двух других индустрий – издания журналов и книгоиздания. Общий уровень продаж манга в 2009 г. достиг отметки 270,3 млрд иен (около 3,5 млрд долл. США)1. Для сравнения, продажи книжной продукции составляли 849 млрд иен (11,3 млрд долл.), а журнальной (с учетом манга-журналов) – 1086 млрд иен (13,7 долл.)2. Манга – это особенный тип печатной продукции, поскольку она совмещает рисунок и текст. Сейчас манга издают не только в Японии, издание налажено в США, Канаде, Германии, Англии и других европейских странах. В последние годы манга стала издаваться и в России. Однако, несмотря на все более расширяющиеся зарубежные рынки манга, японский рынок представляет наибольший интерес. С одной стороны, как «прародитель» всех остальных, с другой – как имеющий самый большой оборот. Данная статья призвана дать общее представление об издании манга в Японии.
Издание манга в Японии
Печатная манга бывает двух видов. Первый из них – это манга-журналы, публикующие на своих страницах исключительно манга, иногда новости этой отрасли, а также рекламу. Именно реклама является основным источником дохода данного способа издания. Типичное издание, в котором публикуется манга, представляет собой толстый журнал объемом от 200 до 800 страниц формата А4, напечатанный на дешевой бумаге с невысоким качеством полиграфии. В каждом номере печатается по одной главе каждой истории, число которых подчас достигает нескольких десятков. Именно желание читателя узнать, что было дальше, гарантирует то, что он приобретет следующий журнал. Этому способствует невысокая цена журналов, в среднем они стоят 250?300 иен (около 4 долл.). Низкокачественная бумага используется в целях экономии средств и получения большей прибыли от каждого проданного экземпляра. Большая часть страниц в таком журнале черно-белая, иногда бывают цветные вставки, чаще всего – рекламные. Подобных журналов в Японии очень много, встречаются они и за ее пределами.
Второй способ – издание манга небольшими томиками, называемыми танкобонами. Так как манга при издании в журнале делится на главы, объединять ее в танкобоны особенно удобно. Отметим, что таким способом издается далеко не вся манга, а лишь популярная. Формат танкобона меньше, чем у журнала, часто применяется формат А5, или же используются нестандартные форматы. Качество бумаги и печати в танкобонах гораздо выше, чем в журналах, также в них нередко есть дополнения к манга. Это могут быть небольшие главы, созданные специально для издания в танкобоне, дополнительные страницы с различными изображениями героев или что-либо еще. Реклама в танкобонах отсутствует, однако они стоят дороже, чем журналы. Все эти причины в комплексе обеспечивают танкобонам очень хорошие продажи. Конечно, многое зависит от качества и популярности самих манга, но все же большинство любителей манга готовы платить за красиво оформленные тома любимого произведения, которые можно поставить на полку, а потом время от времени перечитывать. Это гораздо удобнее, чем подшивки журналов. Изданием танкобонов занимаются те же издательства, что выпускают манга-журналы.
Продукция индустрии манга разделяется не только по способу издания. Главное деление происходит по читающей манга аудитории, для которой она и создается. Иллюстрацией теории о том, что медиа – это товар, предназначенный для определенной аудитории, является тот факт, что в индустрии манга стремление попасть именно к «своим» читателям началось с середины прошлого века.
Основы этого разделения заложил Тэдзука Осаму, один из выдающихся деятелей индустрии, который заслуживает отдельной статьи. До него этот вид печатной продукции рассматривался в основном как «детский», однако благодаря его гению и влиянию на индустрию стали появляться специализированные журналы. В результате индустрия издания манга приняла тот вид, который мы наблюдаем сегодня. Тэдзука провел один из главных «водоразделов»: разделил манга по возрасту и половому признаку. Именно ему мы обязаны отделением сёнен-манга (манга для мальчиков, ее целевой аудиторией являются мальчики 12?18 лет) и сёдзё-манга (манга для девочек, целевая аудитория – девочки 12?18 лет) от кодомо-манга (манга для детей, аудитория – дети 8?12 лет). Позже из этих двух видов манга выросли сэйнен-манга (манга для юношей, целевая аудитория – молодые люди старше 18 лет) и дзёсей-манга (манга для молодых женщин, целевой аудиторией являются девушки старше 18 лет). Что интересно, раздел между всеми этими видами манга проходит по годам школьного обучения.
Популярные манга могут растягиваться на очень долгий срок, даже если создатель этого изначально не планировал. В данном случае требования редакции журнала (то есть, по сути, издателя) превалируют над интересами автора. Мангака (создатель манга) не может просто так прекратить рисовать манга, и это обусловлено экономическими требованиями. В результате популярные манга превращаются в своего рода сериал с огромным количеством серий, который будет выходить до тех пор, пока он интересен читателю и, соответственно, выгоден издателю.
Кроме того, с индустрией издания манга тесно связана и индустрия развлечений. В случае если манга оказывается популярной, то выпускается относящаяся к ней «побочная продукция». Это могут быть различные сувениры, специальные выпуски журналов, модели телефонов или косметика. Зачастую по мотивам популярной манга почти сразу же начинают снимать аниме (анимационный фильм или сериал). Если же популярность манга очень велика, то по ее мотивам могут снять фильм или сериал.
Крупнейшие издатели манга
В Японии рынок издания манга давно поделен. Большую часть данной печатной продукции выпускают шесть крупнейших издательских компаний, постоянно конкурирующих между собой. Эти компании издают несколько журналов, зачастую самых разных форматов. Помимо них, существует много более мелких издательств, которые выпускают один или два журнала.
Kodansha ? основанная в 1909 г., одна из крупнейших в Японии компаний, специализирующихся на выпуске печатной продукции, а также CD и DVD дисков. Издательство выпускает литературные произведения, словари и манга. В 2009 г. продажи манга составили 50,9 млрд иен (563 млн долл.)3.
Компания издает манга всех видов, кроме кодомо-манга (единственный журнал этого вида, Comic Bon Bon, был закрыт в 2007 г.). Сёнен - манга представлена журналами Weekly Shonen Magazine, Monthly Shonen Sirius, Shonen Rival, Magazine Special, Bessatsu Shonen Magazine, Monthly Shonen Magazine. Особенно интересен еженедельный Weekly Shonen Magazine. Журнал выпускается с 1959 г., тираж журнала в 2010 г. – 1,5 млн экз. Самые известные манга, печатавшиеся в журнале, ? это «Любовь и Хина» (Love Hina), «Школьный переполох» (School Rumble), «Крылья: Хроники Источника» (Tsubasa : RESERVoir CHRoNiCLE).
Сэйнен-манга журналов у компании тоже немало – Afternoon, good! Afternoon, Weekly Morning, Evening, Young Magazine. Еженедельный Young Magazine – старейший сэйнен-журнал в линейке издательства, он выходит с 1980 г. Тираж в 2010 г. составил 807 тыс. экз., заняв первое место по тиражу среди журналов данного типа. В журнале печаталась такая известная манга, как «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), «Триплексоголик» (xxxHolic) и «Чобиты» (Chobits).
Kodansha издает четыре журнала с сёдзё-манга – Nakayoshi, Bessatsu Friend, Aria, Dessert. Ежемесячный Nakayoshi выходит с 1954 г. и является одним из старейших манга-журналов Японии. Тираж журнала в 2010 г. составил 252 тыс. экз. Среди издававшихся в журнале манга отметим: «Сакура – охотница за картами» (Cardcaptor Sakura), «Сейлор Мун» (Sailor Moon), «Охота на призраков» (Ghost Hunt).
Журналов дзёсэй-манга у компании всего два - Be Love и Kiss. B e Love издается с 1980 г., и это первый журнал такого типа в Японии. Тираж на 2010 г. – 153 тыс. экз. В журнале издается популярная манга «Чихаяфуру» (Chihayafuru).
Shogakukan – японская корпорация, основанная в 1922 г. В начале своей деятельности компания издавала обучающие журналы для учеников начальной школы и их учителей. Затем Shogakukan начала издавать журналы для подростков, а также книги и энциклопедии. В 1986 г. в США Shogakukan основала издательскую компанию Viz Media, которая издает манга на английском языке. Сейчас, помимо издания печатной продукции, корпорация занимается также изданием DVD дисков и других видов информационной продукции. Кроме того, ею были основаны два других крупных японских издательства - Shueisha и Hakusensha. В 2009 г. продажи манга составили 37,7 млрд иен (417 млн долл.)4.
Среди журналов кодомо-манга стоит отметить ежемесячный CoroCoro Comic. Журнал печатается с 1977 г., его тираж на 2010 г. составил 980 тыс. экз. В журнале печаталась такие манга, как «Покемон» (Pokemon), «Дораэмон» (Doraemon). У издания есть два «журнала-побратима», издаваемых той же компанией, ? Bessatsu CoroCoro and CoroCoro Ichiban, оба выходят раз в два месяца.
Сёнен-манга издается в журналах Shonen Sunday, Shonen Sunday Super, Monthly Shonen Sunday. Еженедельный Weekly Shonen Sunday издается с 1959 г. Тираж на 2010 г. составил 678 тыс. экз. в неделю. Из известных манга, издающихся в журнале, можно отметить «Дни Мидори» (Midori no Hibi), «Ранма ?» (Ranma ?), «Сильнейший ученик Кеничи» (Shijo Saikyo no Deshi Kenichi).
Сэйнен - манга выходит в « семействе Big Comic» (в него входят издания Big Comic, Big Comic Business, Big Comic Original, Big Comic Spirits, Monthly Big Comic Spirits, Big Comic Special, Big Comic Superior), а также в IKKI, Monthly Sunday Gene-X. Среди этих журналов стоит особо отметить выходящий два раза в месяц Big Comic, издаваемый с 1968 г. Это первый в Японии сэёнен-манга журнал, изначально ежемесячный. Тираж в 2010 г. составил 454 тыс. экз. На страницах журнала Тэдзука Осаму печатал манга «Аяко» (Ayako), а среди прочих манга стоит выделить «Галактический Экспресс 999» (Galaxy Express 999).
Сёдзё-манга журналы компании – это Betsucomi, Cheese!, ChuChu, Ciao, Pochette и Shojo Comic. Ежемесячный Ciao издается с 1977 г. Это самый продаваемый журнал манга для девушек в Японии, тираж в 2010 г. – 745 тыс. экз. Среди знаковых манга в этом журнале следует упомянуть «Юную Революционерку Утэнв» (Shojo Kakumei Utena), а также «Поцелуй и поцелуй» (Kiss x Kiss).
Дзёсэй-манга журналов у Shogakukan всего три – Flowers, Judy, Petit Comic. Отметим ежемесячный Petit Comic. Был основан в 1977 г., тираж в 2010 г. – 105 тыс. экз. В журнале издавалась манга «Полуночный секретарь» (Midnight Secretary).
Компания Shueisha была основана в 1925 г. как подразделение Shogakukan, и первоначально занималась издательством книжной продукции. В 1926 г. Shueisha отделилась от компании-основателя и стала формально независимой компанией. После второй мировой войны компания стала заниматься изданием отдельных томов, но уже в 1949 г. запустила свой первый манга-журнал. Журнал Shonen Jump организует и присуждает премию имени Тэдзуки Осаму, которой награждаются начинающие мангаки. Вместе с компанией Shogakukan Shueisha владеет издательством Viz Media, которое выпускает манга в Северной Америке. В 2009 г. продажи манга достигли 68,8 млрд иен (759 млн долл.)5.
Журналы кодомо-манга Shueisha не издает. Сёнен-манга представлена изданиями Jump Square, Weekly Sh o nen Jump и V Jump. Weekly Shonen Jump выходит еженедельно с 1968 г. Это один из крупнейших в Японии и за ее пределами журналов этого типа, его тираж в 2010 г. – 2,9 млн экз. Самые известные манга, появившиеся в журнале, ? это «Драконий жемчуг» (Dragon Ball), «Ван Пис» (One Piece), «Наруто» (Naruto), «Белизна» (Bleach).
Сэйнен-манга Shueisha печатает в журналах Ultra Jump, Grand Jump, Weekly Young Jump, Weekly Playboy. Отдельно отметим Weekly Young Jump, выпускаемый с 1979 г. Тираж журнала в 2010 г. составил 768 тыс. экз. В журнале печатается такая известная манга, как «Гантз» (Gantz), «Игра лжецов» (Liar Game), «Алая дева» (Rozen Maiden).
Сёдзё-манга компания выпускает в журналах Bessatsu Margaret, Cobalt, Cookie, Margaret, Ribon. Ежемесячный Bessatsu Margaret, или, как его еще называют, Betsuma, был основан в 1963 г. в качестве «ответвления» Margaret. Тираж журнала в 2010 г. – 275 тыс. экз. Среди манга, издающихся в нем, стоит упомянуть «Любовный комплекс» (Lovely Complex) и «Школьный дебют» (Koukou Debut).
Журналов дзёсэй-манга у Shueisha только два – Cocohana и You. You выпускается с 1994 г.; изначально он был создан в 1980 г. как приложение к ежемесячному Gekkan Seventeen и назывался Lady's Comic YOU. В 2010 г. это был самый продаваемый дзёсэй-журнал в Японии с тиражом 162 тыс. экз. Среди манга, печатавшихся в журнале, нужно отметить «Гокусен» (Gokusen).
Hakusensha – издательская компания, основанная в 1973 г. как подразделение компании Shueisha, однако позже ставшая независимой корпорацией. С самого начала деятельность компании была связана с изданием журналов манга, первый из которых был запущен спустя пять месяцев после основания. Вместе с Shueisha и Shogakukan, Hakushensha составляет тройку крупных издательств в Японии, известных под общим названием Hitotsubashi Group. Продажи манга в 2009 г. составили 13 млрд иен (144 млн долл.)6.
Hakusensha не издает кодомо-манга и сёнен-манга. Наиболее известна компания как издатель сёдзё-манга. Это журналы Hana to Yume, Bessatsu Hana to Yume, Hana to Yume DX, Lala, Lala DX, Melody. Отметим журнал Hana to Yume, издаваемый с 1974 г. и выходящий дважды в месяц. Тираж в 2010 г. – 203 тыс. экз. Среди манга, выходящих в нем, стоит отметить сериалы «Корзина фруктов» (Fruits Basket) и «Для тебя во всем цвету» (Hanazakari no Kimitachi e).
Сэйнен-манга представлена в изданиях Young Animal и Young Animal Arashi. Выходящий раз в две недели Young Animal издается с 1989 г., хотя до 1992 г. он носил название Animal House. Среди известных манга, издаваемых в этом журнале, обязательно нужно отметить «Берсерк» (Berserk), «Хроники молодоженов» (Futari Ecchi) и «Детройт – город металла» (Detroit Metal City).
Журналы с дзёсэй-манга – это Silky и Silky Special.
Square Enix Holdings Co., Ltd – японский разработчик и издатель компьютерных и видеоигр, а также манга. Square Enix в основном известна благодаря играм жанра jRPG, в частности сериям Final Fantasy, Dragon Quest, Kingdom Hearts. Square Enix сформировалась в результате объединения Square Co. Ltd. и Enix, которое завершилось 1 апреля 2003 г. Несмотря на то что большая часть интересов компании лежит в сегменте игровой индустрии, у Square Enix есть особое подразделение, отвечающее за издание манга, – Gangan Comics. В 2009 г. продажи манга составили 18,5 млрд иен (205 млн долл.)7.
Сёнен-манга Gangan Comics выпускает в журналах Gekkan Shonen Gangan, Gekkan J i Fantaj i, Gekkan Gangan Joker. Gekkan Shonen Gangan издается ежемесячно с 1991 г. Среди манга, печатающихся в журнале, необходимо отметить «Стальной Алхимик» (Fullmetal Alchemist), «Пожиратель Душ» (Soul Eater), «Сомнение» (Doubt).
Сэйнен-манга представлена всего одним журналом – Young Gangan. Он был основан в 2004 г. и выходит дважды в месяц. В журнале печатается такая манга, как «Злой клинок» (?bel Blatt) и «Пока смерть не разлучит нас» (Until Death Do Us Part). Кодомо-манга, сёдзё-манга и дзёсэй-манга компанией не издается.
Kadokawa Group Publishing – группа издательских компаний, подразделение холдинговой компании Kadokawa Group Holdings. Первая компания холдинга, Kadokawa Shoten, была основана в 1945 г., в 2003 г. расширилась до группы компаний с общим названием Kadokawa Group Holdings, причем сектор издания печатной продукции остался за Kadokawa Group Publishing. Продажи манга Kadokawa Shoten Publishing в 2009 г. составили 13,1 млрд иен (145 млн долл.)8.
Ежемесячное издание Kerokero Ace находится на стыке кодомо-манга и сёнен-манга. Журнал выходит с 2007 г. и находится на «стыке аудиторий», поскольку ориентирован на мальчиков 9?13 лет. Помимо манга, в журнале печатаются обзоры новых компьютерных игр, игрушек и прочего, что интересно детям. В журнале издавались такие манга, как «Код Гиасс: Сказания другого сёгуната» (Bakumatsu Ibun Roku Kodo Giasu Hangyaku no Rur u shu) и «Мобильный Воин Гандам-00» (Mobile Suit Gundam 00).
Сёнен-манга издается в журналах Gundam Ace, Shonen Ace, Gekkan Doragon Eiji, Doragon Eiji Pyua. Ежемесячный журнал Shonen Ace был основан в 1994 г. В отличие от прочих журналов такого типа, он нацелен не на самую широкую аудиторию. Тираж журнала в 2010 г. составил более 75 тыс. экз.
Журналы с сэйнен-манга – это Comp Ace, Young Ace, Altima Ace, Comic Beam. Все они запущены в середине 2000-х гг. Ежемесячный Young Ace издается с 2009 г. В нем печатается такая манга, как «Евангелион Нового поколения» (Shin Seiki Evangelion) и «детектив с множественным расстройством личности» (MPD - Psycho).
Сёдзё-манга представлена журналами Asuka Fantasy DX и Gekkan Asuka. Ежемесячный Gekkan Asuka издается с 1985 г. Среди интересных манга, издающихся в этом журнале, нужно отметить «Евангелион Нового поколения: Стальная Подружка 2» (Shin Seiki Evangelion Kotetsu no G a rufurendo 2nd), «Вместо того, чтобы петь песни, лучше посвяти себя мне!» (Ai wo Utau Yori Ore ni Oborero!), « Любовь и Я!» (Ai Ore!). Дзёсэй-манга издательством не выпускается.
Японские крупные издательства не специализируются на выпуске только одного типа манга. Компании стараются охватить как можно более широкую аудиторию, поэтому выпускают журналы либо всех видов, либо большей их части. Единственным исключением является Square Enix, издающая только сёнен-манга и сэйнен-манга, но и этому есть свое объяснение: поскольку сама компания больше специализируется на игровой индустрии, вполне естественно, что ее основной аудиторией являются мальчики и юноши. Сёнен-манга в Японии наиболее популярна, продается наибольшими тиражами, это видно и по числу издаваемых журналов. По сравнению с прочими видами манга дзёсэй-манга журналы имеют не самые большие тиражи и количество наименований.
Менее крупные издательства
Издательская компания Akita Shoten была основана в 1948 г. и специализируется на издании манга, но не издает кодомо-манга. Сёнен - манга Akita Shoten выпускает в журналах Weekly Shonen Champion, Monthly Shonen Champion, Champion Red, Champion Red Ichigo. Еженедельный Weekly Sh o nen Champion издается с 1969 г. Среди интересных манга, появлявшихся на его страницах, стоит отметить «Черный Джек» (Black Jack) и «Акумецу» (Akumetsu). Сэйнен-манга представлена изданиями Young Champion, Play Comic и Golf Comic (данный журнал специализируется на манга о гольфе). Ежемесячный Young Champion выходит с 1988 г. Сёдзё - манга журналы компании – это Princess, Princess Gold, Petit Princess, Mystery Bonita, Suspiria Mystery, Elegance Eve. Журнал Princess издается с 1974 г и выходит девять раз в год. На его страницах печатается манга «Я не ангел» (Tenshi Ja Nai). Дзёсэй - манга журналы представлены изданиями For Mrs., For Mrs. Special, Love Max, Love Cherry Pink и Desir SP.
Ohzora Publishing, также известная как Ohzora Shuppan, была основана в 1990 г. Данное издательство специализируется на издании дзёсэй-манга. В 2006 г. компания основала отделение в США под названием Aurora Publishing. Компания издает журналы Harmony Romance, Marie, Love White Paper PASTEL, Young Love Comics AYA и Happy Wedding. Кроме того, компания издает свою продукцию в цифровом виде, в том числе и для смартфонов.
Shonen Gahosha – японская издательская компания, основанная в 1945 г. Изначально выпускала инструкции для водителей и японско-английские разговорники. Однако с середины 60-х гг. прошлого века Shonen Gahosha стала издавать и манга. Shonen Gahosha издает только сэйнен-манга и выпускает журналы Young King, Young King OURs и Young Comic.
Среди менее крупных издательств нередки случаи выпуска только одного определенного вида манга. Объясняется это тем, что у таких компаний нет возможностей выпускать большой спектр журналов и содержать большой штат редакционных работников, хорошо разбирающихся в том, что интересно той или иной аудиторной группе. Такие издательства предпочитают стабильно работать для своей аудитории, пусть и не очень большой.
Заключение
Индустрия издания манга занимает значительное место в медиасистеме Японии. Из семи крупнейших издательских компаний страны четыре занимаются изданием манга, причем это приносит немалый доход на фоне общих продаж продукции (см. таблицу). То есть, прибыль крупнейших издательств от продаж манга вполне сравнима с прибылью от общих продаж прочих крупных издательских компаний.
Подводя итоги, можно сказать, что индустрия разделена между семью крупнейшими издателями, которые контролируют большую часть рынка, и множеством мелких компаний. Благодаря разделению манга по признаку аудитории создается контент, предназначенный не для широких масс, которые сложнее заинтересовать, а для определенной аудиторной группы. Издание в журналах, а потом и в танкобонах позволяет издателям получать высокий доход.
Таблица. Крупнейшие издатели в Японии
Издатель |
Общие продажи печатной продукции в 2009 г. (в млрд иен) |
Продажи манга в 2009 г. (в млрд иен) |
Shueisha |
133 |
68,8 |
Shogakukan |
127,5 |
37,7 |
Kodansha |
124 |
50,9 |
Kadokawa Shoten Publishing |
73,4 |
13,1 |
Gakken Holdings |
77,8 |
Не издает |
Bungeishunj u |
29,6 |
Не издает |
Shinchosha Publishing |
27,8 |
Не издает |
Источник : The Top Seven Japanese Publishing Companies from PW's Global Ranking 20099.