Languages

You are here

«Голос Америки» в новом тысячелетии: развитие коммуникативной стратегии

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

?Voice of America? in the New Millennium: Development of Communication Strategy

 

Зыков Николай Аполлонович
соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, nzykov@bk.ru

Nikolai A. Zykov
PhD student at the chair of foreign journalism and literature, Faculty of Journalism, Moscow State University, nzykov@bk.ru

 

Аннотация
В статье рассматривается изменение коммуникативной стратегии старейшей внешнеполитической радиостанции США, проанализированы направления ее деятельности, новые виды контента.

Ключевые слова: внешнеполитическое радиовещание, «Голос Америки», пропаганда, новые ИКТ.

Abstracts
The article deals with the change of the communication strategy of the oldest US foreign broadcaster. New directions of its activities and new kinds of content are analyzed.

Key words: foreign broadcasting, VOA, propaganda, new ICT.

 

Конец первого и начало второго десятилетия нового века проходят для одной из самых известных и авторитетных радиостанций Запада «Голоса Америки» под знаком больших перемен. Главными тенденциями, определяющими ее текущую деятельность, являются смена геополитических приоритетов Соединенных Штатов Америки, борьба с международным терроризмом, а также сокращение государственного финансирования.

В июле 2008  г. было прекращено радиовещание русской службы на коротких волнах. Была оставлена получасовая радиопередача на средних волнах в Москве. Все свои главные силы русская редакция сконцентрировала на развитии различных форм информации на сайте в интернете. Будет правильным сказать, что русскоязычный «Голос Америки» в нынешнем виде – это интернет-проект.

Перемены в стратегии внешнеполитической пропаганды Соединенных Штатов были вызваны несколькими важнейшими факторами. Завершение «холодной войны», противостояния СССР и США, распад Советского Союза, развитие в России свободных и независимых средств массовой информации позволили американцам сократить объем своих передач на нашу страну, так как, по их мнению, российские СМИ стали достаточно свободными и необходимости в прежней массированной пропаганде нет. События 11 сентября 2001 г. и последовавшая за этим кампания по борьбе с международным терроризмом, включающая военные действия в Афганистане и Ираке, стали толчком к переориентации пропаганды на страны Востока. Была создана круглосуточная радиостанция «Радио Сава» на арабском языке, радиостанция «Радио Фарда» на языках народов Ирана, спутниковый телеканал «Аль-Хурра» на арабском языке, а также «Радио Свободный Афганистан» и «Радио Свободный Ирак» ? подразделения «Радио Свободная Европа / Радио Свобода». Кроме того, американские представители приняли участие в формировании СМИ всех типов (газеты, радио, телевидение, сайты в интернете) в Афганистане и Ираке. Конечно, это потребовало значительного количества финансовых и кадровых ресурсов. Смена приоритетов американской пропаганды выразилась также в том, что в 2003 г. было прекращено вещание на 10 стран Восточной Европы ? на болгарском, чешском, эстонском, венгерском, латышском, литовском, польском, словенском, словацком и румынском языках. Однако бюджет «Голоса Америки» даже увеличился на 9,5% в 2004 г. и составил 560 млн долл. США. В 2008 г. бюджет «Голоса Америки» сократился и составил 190,2 млн долл., в 2009 г. – 194,3 млн долл., в 2010 г. – 206,5 млн долл., в 2011 г. – 205,1 млн долл., в 2012 г. – 206,2 млн долл.1 В целом финансирование внешнеполитических государственных СМИ США оставалось на постоянном уровне, произошло лишь некоторое перераспределение средств, которые были переведены на развитие вещания на страны Востока. А в 2013 г. ожидается значительное сокращение бюджета вещателя: сразу на 17 млн долл., если Конгресс одобрит сокращение. Это может привести к увольнению 170 ведущих журналистов и продюсеров2.

Ожидается, что оптимизация расходов на внешнеполитическое вещание продолжится. Полностью перешла в интернет китайская служба «Голоса Америки». Закрыты хорватская служба и служба вещания на кантонском диалекте китайского языка. Сейчас все население Китая владеет пекинским диалектом китайского языка.

Информационный портал «Голоса Америки» в интернете появился в 1994 г. Он стал первым среди подобных проектов внешнеполитических СМИ разных стран. Портал предоставляет своим пользователям информацию в различных форматах: текстовом, в виде фотоиллюстраций, аудио- и видеоклипов. В последнее время также в форматах для скачивания на мобильные телефоны, плееры и планшетные компьютеры. Новые формы подачи информации объективно намного удобнее для слушателей: информация на сайте более обширна по сравнению с прозвучавшей в радиопрограммах, пользователям доступна разнообразная справочная информация, например, о программах академических обменов, о получении высшего образования в США, о порядке получения американской визы и др.

Динамично развивался русский сегмент интернет-портала «Голоса Америки». Сайт русской службы имеет удобную систему навигации. Он содержит разделы «Америка», «Россия», «Страны бывшего СССР», «В мире», «Наука и техника», «Культура», «Здоровье» и др. Сайт обновляется в ежедневном и ежечасном режиме. Большинство материалов в интернете сопровождается фотоснимками, некоторые также видеосюжетами. Наличие видеоряда в значительной мере улучшает восприятие информации и способствует повышению популярности сайта. Появилась и действует рубрика «Видеоэкспресс». В ней представлены видеосюжеты на актуальные темы дня. Последняя новинка русской службы ? размещение видеосюжетов на популярном среди пользователей портале видеоинформации YouTube. Такое «хождение в народ» в немалой степени способствует расширению круга пользователей. Наиболее популярным материалом 2010 г. стала статья « Wikileaks о России», 2011 г. – материалы о выборах в России, «арабской весне», трагедии в Японии и о терактах на Северном Кавказе. Самым популярным видеоклипом стал репортаж «Планета Земля – вид с Международной космической станции».

Важнейшим событием для русской службы стало подписание, а затем ратификация нового двухстороннего договора между США и Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3. Это мероприятие в русле политики «перезагрузки», провозглашенной администрацией Б. Обамы, стало одним из важнейших за последнее время. Как заявил президент США, «это самое важное за двадцать лет соглашение о контроле над вооружениями, и этот договор сделает мир более безопасным и позволит сократить ядерные арсеналы США и России»3. Ратификация договора Сенатом США стала важнейшей победой президента Барака Обамы, который сделал задачу улучшения отношений с Россией краеугольным камнем внешней политики своей администрации. Таков был комментарий русской службы «Голоса Америки»4. Несмотря на существующие разногласия по проблеме размещения американской ПРО в Европе, общий характер отношений между Россией и США остается позитивным. Есть желание искать решение проблем двухсторонних отношений.

Русская служба уделила также значительное внимание столетнему юбилею Рональда Рейгана, которого считают одним из наиболее выдающихся президентов США. Корреспондент русской службы Анна Леонидова взяла интервью у М.С. Горбачева и Э.А. Шеварднадзе. В ходе этих интервью были выявлены неизвестные ранее факты о политике Рейгана, представляющие интерес для историков и политологов.

В 2010 г. была запущена мобильная версия сайта русской службы. Она предоставила пользователям возможность получать информацию в формате, доступном для прочтения на экране мобильного телефона и других подобных устройств (карманные компьютеры, плееры). Эти виды информации соответственным образом организованы и структурированы (небольшие по объему, разбиты на серии сообщений, умещающихся на маленьком экране). Также одним из новых видов контента являются SMS-сообщения, которые рассылаются всем желающим по подписке. Аналогичным образом по подписке рассылаются бюллетени новостей по электронной почте. Одна из недавних новинок – возможность подписки на материалы по технологии RSS. Она позволяет регулярно получать обновления по интересующей тематике: политике, экономике, экологии, науке и технике, культуре и т.д.

Отдельно следует сказать о приложении для пользователей айфонов, запущенном русской службой в начале 2011 г. Оно позволило не только доставлять аудитории свежие новости и информацию (хотя и это тоже), но и размещать на страницах русской службы короткие репортажи, фотоснимки и видеоклипы, присланные пользователями. Это, по замыслу авторов идеи, должно способствовать развитию гражданского общества и гражданской журналистики. Каждый человек, ставший участником какого-либо события (митинга, какой-либо общественной акции), может снять репортаж о нем с помощью айфона и сразу же переслать его в редакцию, тем самым поделившись своей информацией с аудиторией «Голоса Америки». Многие посетители сайта русской службы уже воспользовались этой возможностью. Они разместили свои материалы на сайте и в блогах.

В последние годы Русская служба особенно активно осваивает блогосферу. Участие в блогах позволяет сообщать слушателям как журналистскую информацию обычного типа, так и менее официальную, в том числе зарисовки о повседневной жизни, размышления о прочитанном, любопытные факты, курьезы. При этом размещенная информация тут же обрастает комментариями слушателей, подчас весьма нелицеприятными. Блоги в «Живом Журнале» имеют как отдельные журналисты Русской службы, так и вся служба в целом. Недавно также было создано сообщество в рамках интернет-портала «Голоса Америки». Также в блоге участвуют приглашенные редакцией авторитетные эксперты и корреспонденты «Голоса Америки» в разных странах и городах. Наиболее популярными темами блогов в 2010 г. стали Химкинский лес, обед президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева в кафе в пригороде Вашингтона и тема войны в Ираке, а в 2011 г. – выборы в России и образование в США.

Есть у русской редакции и свое представительство в социальных сетях Facebook, «Мой Мир», «ВКонтакте», Twitter и «РуТвит». На постоянной основе выкладываются свежие новости, сотрудники редакции отвечают на вопросы посетителей.

В апреле 2010 г. русская редакция открыла специализированный блог под названием «Пресса под прессом». Цель этого проекта – дать слово журналистам из постсоветского пространства, которым приходится действовать в условиях несвободы и даже преследований со стороны властей.

Недавно также появился блог «Россия глазами американца». Его автор – шеф московского бюро «Голоса Америки» Джеймс Брук. Он представляет нашу страну глазами иностранца, открывающего для себя российские реалии и пытающегося найти отличия от западной модели устройства общества.

Джеймс Брук возглавил московское бюро «Голоса Америки» летом 2010 г. Он является специалистом по СССР и России. Бюро, в котором работают четыре журналиста, освещает события в России и странах СНГ. До перехода на «Голос Америки» Джеймс Брук работал на ниве деловой журналистики в московском бюро агентства «Блумберг» (Bloomberg) с 2006 г. Также он работал в качестве корреспондента американских газет в Африке, Латинской Америке, Канаде, Японии, Южной и Северной Корее. Он посетил 60 стран мира.

Джеймс Брук готовит материалы в различных форматах, в том числе телевизионные сюжеты. Человек с богатым опытом работы, он в своих материалах часто сравнивает жизнь в разных странах, например, в России и Бразилии; анализирует российско-ливийские, российско-сирийские и российско-иранские отношения; освещает события в Южной Осетии в 2008 г. непосредственно из «горячей точки»; рассказывает о выводе американских войск из Ирака и Афганистана; часто берет интервью у простых россиян. Все материалы Джеймса Брука заслуживают самой высокой профессиональной оценки.

Еще один блог русской службы – «Под знаком доллара» – посвящен вопросам экономики, финансов и бизнеса. Недавно появились также блоги «Депеша из США», «Америка глазами студентов» и ряд других. Блогосфера – это наиболее динамично развивающаяся сейчас часть русскоязычного сегмента интернет-портала» «Голоса Америки».

Телевидение «Голоса Америки» вещает с 1984 г., на русском языке – с 2000 г. Телевизионная информация доставляется зрителям несколькими способами.

Помимо упомянутых в интернете видеосюжетов, русская служба готовила еженедельный тележурнал «Окно в мир» продолжительностью 30 минут. В каждом выпуске передачи содержалось несколько сюжетов о различных сторонах жизни Соединенных Штатов – политике, экономике, социальной жизни, культуре. Передача транслировалась рядом местных телеканалов в России. Ее также можно было смотреть и в интернете. Затем появилась ежедневная получасовая спутниковая телепередача. Однако русской службе пришлось отказаться от этих телепередач из-за сокращения финансирования и уменьшения численности зрительской аудитории.

В настоящий момент телевизионная информация в полном объеме размещена в интернете на русскоязычном сегменте информационного портала «Голоса Америки» и на портале видеоинформации YouTube. Ежедневно появляется несколько новых видеосюжетов. Видеорепортажи посвящены как внешней, так и внутренней политике Соединенных Штатов Америки. Часто редакция обращается к мнению русскоязычных американцев о тех или иных событиях.

Аудитория русской службы «Голоса Америки» в 2010 г. составляла 6 млн человек, в том числе 4 млн из России5. Для сравнения следует отметить, что в начале и середине 1990-х гг., когда основным продуктом русского отдела было радиовещание на коротких волнах, аудитория составляла 5 млн человек. В сравнении с этой цифрой нынешние показатели охвата аудитории выглядят очень убедительно. Общая еженедельная аудитория всех языковых служб составляет 125 млн человек.

Гибридные передачи.В середине 1990-х гг. начались одновременные радио- и телепередачи. Первая из них ? «Китайский форум», ежедневное интерактивное шоу со звонками слушателей, ? вышла в эфир в 1994 г. Два года спустя арабский отдел при поддержке телеслужбы «Уорлднет» (Worldnet) открыл передачу «Диалог с Западом». Два года спустя подобная передача была создана персидской службой. Эта модель использовалась и русской службой «Голоса Америки», когда отрывки интерактивной радиопередачи транслировались в спутниковой телепередаче. Можно прогнозировать, что эта и другие формы мультимедийных передач будут развиваться и дальше. Главная задача здесь – увеличить широту охвата аудитории: радиослушателей, телезрителей, пользователей интернета, смартфонов, планшетных компьютеров и т.д.

Реформа организационных структур внешнеполитической пропаганды США.В настоящий момент руководит всем иновещанием США двухпартийный Совет управляющих вещанием ( Broadcasting Board of Governors), состоящий из государственного секретаря и нескольких федеральных чиновников, назначенных правительством. Этот орган был создан в 1999 г., при администрации Б. Клинтона, вместо расформированного Информационного Агентства Соединенных Штатов (ЮСИА), многие функции которого были переданы государственному департаменту США. Реформа была начата в начале 1990-х гг. и завершена федеральным законом 1998 г. Однако сейчас многие известные деятели США говорят, что расформирование ЮСИА было поспешным и необоснованным решением и высказывают мнение, что агентство необходимо восстановить. Случится это или нет, вероятно, покажут последующие события.

Продолжение технической модернизации.В 2004 г. был открыт современный цифровой новостной центр «Голоса Америки» с 5 радиостудиями, 3 телестудиями, 6 видеомонтажными и другими техническими службами, работающий круглосуточно. На сегодняшний день «Голос Америки» располагает 23 вещательными радиостудиями, 31 студией записи звука, 29 монтажными, 5 телестудиями и 32 телемонтажными. Теперь в полной мере можно говорить о переходе к конвергентной журналистике, так как практически все журналисты участвуют в подготовке радио- и телепередач, создании материалов для интернета.

Обратная связь с аудиторией.Русская служба, как и весь «Голос Америки» в целом, придает огромное значение письмам и звонкам слушателей. После того, как приоткрылся «железный занавес», письма из СССР приходили в буквальном смысле мешками. В последние годы этот поток снизился. Зато послания стали приходить по электронной почте. Также слушатели получили возможность размещать свои комментарии под материалами, опубликованными на сайте и в блогах русской службы.

Одним из «фирменных блюд» радиостанции были интерактивные передачи, то есть передачи со звонками в прямой эфир. При этом любой слушатель мог задать вопрос эксперту – участнику передачи, высказать свое мнение или предложить комментарий.

Музыкальные передачи.Большую роль в привлечении слушателей и достижении целей «Голоса Америки» сыграли музыкальные передачи. Особая гордость радиостанции – ведущий джазовых передач Уиллис Коновер. Его приятный бас в эфире запомнился многим слушателям. В прошлом популярный джазовый исполнитель, он работал на радиостанции с 1955 г. Он приглашал в свои передачи таких известных музыкантов, как Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд и многих других. Этот популярный ведущий работал на «Голосе Америки» вплоть до своей кончины в 1996 г. Недавно Конгресс США принял резолюцию о том, что 25 апреля объявлено «Днем Уиллиса Коновера» ? в память о легендарном ведущем джазовых программ «Голоса Америки».

Заметное место в музыкальных передачах отводилось популярной и рок-музыке. Эта музыка и сегодня «ходовой товар», важная составная часть американской массовой культуры, инструмент в завоевании симпатий простых людей по всему миру.

Устав и журналистский кодекс «Голоса Америки». Несмотря на правительственный статус, «Голосу Америки» предоставлена некоторая автономия в освещении новостей. Юридическое закрепление статуса произошло в 1976 г., когда был принят устав радиостанции, имеющий силу федерального закона США. Необходимость принятия столь значимого документа была вызвана попытками влияния со стороны некоторых государственных структур, особенно во время заключительного периода войны во Вьетнаме и «Уотергейтского скандала».

В уставе закреплены следующие положения. При освещении как внутренних, так и международных событий передачи «Голоса Америки» должны отвечать критериям точности, объективности и всесторонности.

«Голос Америки» должен представлять сбалансированную картину наиболее существенных направлений американской мысли и институтов. Иными словами, рассказывать миру об Америке.

«Голос Америки» должен давать своим слушателям ясное и четкое представление о политике США, а также освещать серьезные споры и мнения об этой политике.

«Голос Америки» передает редакционные комментарии в сопровождении указания, что они отражают политику правительства Соединенных Штатов. В редакционных комментариях излагаются мотивы, которыми руководствуется в своей политике американское правительство. При этом слушатели сами решают, соглашаться или не соглашаться с этими доводами.

«Голос Америки» стремится выяснить реакцию своих слушателей и принимает к сведению их точки зрения.

«Голос Америки» показывает и недостатки, присущие американскому обществу6.

Конечно, даже объективность можно понимать по-разному. Имели место и нарушения принципа объективности. Но тот факт, что «Голос Америки» хотя бы формально выполняет требование освещать точку зрения оппонентов (например, республиканской и демократической партий), является весьма показательным. Известные теоретики Э. Дэннис и Дж. Мэррил отмечали: «Сами СМИ чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы не скатиться на уровень политической ангажированности: доверие и расположение аудитории – самое ценное их сокровище»7. Эти слова можно в полной мере отнести к «Голосу Америки».

Интересно отметить, что требования устава дают возможность в какой-то мере отразить взгляды граждан других стран, не все из которых согласны с американской политикой. Это способствует большей сбалансированности в освещении международных событий.

Журналистский кодекс «Голоса Америки» определяет обязанности журналистов, устанавливает критерии профессионализма и добросовестности.

Итак, можно сделать вывод, что взаимоотношения «Голоса Америки» с американским государством складывались неоднозначно. Перед государством стояли две задачи: во-первых, в максимальной степени подчинить радиостанцию государственным интересам; во-вторых, предоставить ей хотя бы относительную автономию и независимость. В противном случае невозможно было бы удержать внимание слушателей, так как передачи стали бы официозными и скучными. Даже при нынешнем формате передач радиослушатели иногда жалуются на обилие официальных материалов в передачах. Исторически сложилось так, что «Голос Америки» ближе к исполнительной власти. Ее действиям уделяется гораздо больше времени в передачах, чем дебатам в Конгрессе и решениям Верховного Суда. Взаимосвязь «Голоса Америки» и государства также выражается в том, что редакционные комментарии представляются на утверждение в Госдеп США.

«Голос Америки» постоянно позиционирует себя как наиболее авторитетный источник информации в мире. В силу своего правительственного статуса он пользуется не только материалами американских и мировых информационных агентств и собственных корреспондентов по всему миру, но также работает в близком контакте с представителями американской администрации, Госдепа, Конгресса, Верховного Суда и других ведомств. В силу такой близости «Голос Америки» действительно часто первым сообщал о важных политических решениях, имевших значительное влияние на судьбы мира. Часто своей оперативности «Голос Америки» обязан четкой и высокопрофессиональной работе своих корреспондентов. Так случилось и во времена судьбоносных событий, произошедших в России в августе 1991 г. и в октябре 1993 г. Можно даже сказать, что радиостанция в какой-то мере повлияла и на исход этих событий.

 

В 2012 г. «Голос Америки» отметил 70-летие, а его русская служба – 65-летие своей деятельности. Развитие новых средств коммуникации идет быстрыми темпами. Обостряется конкуренция в глобальных информационных процессах. Все большее число стран расширяют свое присутствие на глобальном информационном рынке. Появляются все новые каналы и передачи. Во всех этих процессах «Голос Америки» играет важную роль, хотя и он стоит перед необходимостью постоянно модернизироваться, осваивать новые формы работы со слушателями, чтобы «остаться на плаву» и составить достойную конкуренцию другим странам и вещателям.

Несмотря на различие форматов и новые виды технических средств передачи сообщений, все подразделения «Голоса Америки» придерживаются общих принципов подачи информации. Целями этой деятельности являются: создание положительного образа США в мире, обоснование внешней политики этой страны, борьба с международным терроризмом и пропаганда американского образа жизни.

 


  1. VOA – the Largest U.S. International Broadcaster. Fast Facts // http://docs.voanews.eu/en-US-INSIDE/2012/05/22/0b9207db-193c-4248-a500-74fc87ea939c.pdf
  2. Heil A. Whisper of America? // http://mountainrunner.us/2012/02/whisper-america/
  3. Де Нешнера А. Американо-российские отношения: итоги года // http://www.voanews.com/russian/news/2010-Russia-USA-2010-12-27-112528529.html
  4. Ibid .
  5. Русская служба «Голоса Америки» - итоги года // http://www.golos-ameriki.ru/content/russian-service-2010-2010-12-27-112526904/191724.html
  6. «Голос Америки». 2001. Июль, 29.17 ч. 58 мин. по московскому времени.
  7. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 130.

 

Uncaught exception thrown in shutdown function.

PDOException: SQLSTATE[42000]: Syntax error or access violation: 1104 The SELECT would examine more than MAX_JOIN_SIZE rows; check your WHERE and use SET SQL_BIG_SELECTS=1 or SET MAX_JOIN_SIZE=# if the SELECT is okay: SELECT t.word AS realword, i.word FROM {search_total} t LEFT JOIN {search_index} i ON t.word = i.word WHERE i.word IS NULL; Array ( ) in search_update_totals() (line 388 of /home/mediasco/public_html/modules/search/search.module).