Languages

You are here

Формирование общественно-политического мнения в стране, коммуникативные аспекты современных медиаплатформ

Научные исследования: 
Авторы материалов: 

Formation of Political Opinion in the Country, Communicative Aspects of Modern Media Platforms

 

Вайсфельд Игорь Владимирович
соискатель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, lawyertrust1@gmail.com

Igor V. Vaisfeld
PhD student at the chair of advertising and PR, Faculty of Journalism, Moscow State University, lawyertrust1@gmail.com

 

Аннотация
Средства массовой информации, являясь одним из важнейших институтов современного общества, выполняют многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; функции научного и культурного просветительства; образования и социализации. Очевидно, что также они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. То есть восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий обществом осуществляются через и с помощью средств массовой информации. Важнейшей из таких проблем можно назвать, определяемое общественно-политическим мнением, политическое поведение граждан, которое имеет прямое отношение к политической модернизации страны.

Ключевые слова: конвергенция, медиаплатформа, реклама, общественное мнение, структура, стратегия.

Abstracts
Mass media, being one of the most important institutes of modern society, carry out diverse functions: informing of the population on the events occurring in the country and the world; functions of scientific and cultural enlightenment; educations and socialization. It is obvious that also they play important role in formation, functioning and evolution of public consciousness. That is the perception and interpretation of the major phenomena and events are carried out by society through and by means of mass media. Most important of such problems can call, defined by political opinion, political behavior of citizens which has a direct bearing on political modernization of the country.

Key words: convergence, media platform, advertizing, public opinion, structure, strategy.

 

Медиапространство федеральных СМИ

Федеральные СМИ оказывают непосредственное влияние на восприятие и интерпретацию важнейших явлений и событий общества. Общая информационная политика федеральных СМИ направлена на выявление проблем экономико-политического и социального характера. До недавнего времени в России наблюдалось, так называемое, политическое отчуждение общества – социальный процесс, в котором граждане занимают отдаленную позицию, в результате чего демократия теряет перспективы развития. Обуславливают подобное отчуждение политико-экономические проблемы и социальное неравенство.

Кроме того, явление политического равнодушия в обществе порождается обычно разрывами социальных связей, социальных коммуникаций, что и приводит к проблеме «молчания общества»1.

На преодоление данной проблемы направлена деятельность средств массовой информации, использующих для восстановления общественно-политической коммуникации эффективное средство – социальный диалог между всеми институтами общества. Эффективность данного средства определяется пониманием смысла социального диалога, который заключается в конструктивном поиске решений назревших проблем в ходе дискуссии, полемики, сопоставления подходов, аргументов, идей.

Когникативный анализ политической проблематики выявляет ее особенности. Прежде всего, это многоаспектность самой темы политики, которая проявляется в освещении разных сторон политического процесса: отношения между политическими силами, политическая конкуренция и ее роль в формировании политических курсов, деятельность властных институтов и их взаимодействие. Характерной особенностью федеральных СМИ является то, что политическая проблематика не ограничивается вопросами власти, но и практически всегда сопряжена с вопросами развития социальной и культурной сфер общества.

Таким образом, можно говорить, что ведется общественный диалог. Ведь именно с момента, когда посредством широких публикаций и дискуссий граждане подключаются к политической жизни страны и становятся непосредственными участниками политической модернизации общества, заканчивается процесс отчуждения.

Для активного участия граждан в развитии демократического государства необходима PR -коммуникация на уровне федеральных СМИ, которая обеспечивала бы возможность дискуссий между государством и обществом. Так освещая события, связанные с акциями протеста, проходящими в данный период по всей стране, федеральные СМИ поддерживают социальный диалог, способствуя модернизации общественно-политического мнения.

Благодаря данному диалогу формируется, основанная на демократических ценностях и взаимной ответственности всех социальных субъектов, гражданская культура. Общественный диалог, ведению которого способствуют федеральные СМИ, развивает взаимодействие власти и общества, а также становится фундаментом публичной сферы – обязательного атрибута демократического устройства страны, формирующегося в контексте социального договора. Социальный договор, в свою очередь, базируется на взаимном доверии общественности и государства.

Именно поэтому актуальным является использование современных PR -технологий федеральными СМИ, посредством которых создается массовое информационное взаимодействие в обществе, запускается социальный диалог, который непосредственно влияет на формирование и совершенствование общественно-политического мнения в стране, что, безусловно, важно для дальнейшего демократического развития государства.

Сегодня для интегрированной работы в медиапространстве средства массовой информации трансформируются в особую мультимедийную структуру. Структурные изменения, происходящие в СМИ, основываются на определенных технологических процессах, одним из которых является конвергенция2.

На технологическом уровне конвергенция – это слияние технологий распространения и производства информации, которое позволяет разным типам СМИ, будь то электронные или печатные, доставлять аудитории одинаковые типы содержания3. Конвергенция одновременно происходит в разных сферах СМИ и на разных уровнях, однако при этом суть процесса сводится к явлению слияния или интеграции

В основе технологической конвергенции федеральных СМИ, лежит процесс дигитализации, то есть перевода содержания информационного продукта в цифровую форму. Содержание информации в цифровом формате позволяет распространять ее в различных формах, независимо от конкретного типа СМИ, а также используемых технологических платформ.

Ускоряющийся темп жизни общества изменил характер потребления информации. Конвергенция предполагает интерактивность современной коммуникации. В свою очередь, цифровые носители позволяют получать новости в любое время и в любом месте.

В этих условиях российские федеральные СМИ, используя возможности интернета и мобильной телефонии, становятся все более активными и влиятельными участниками коммуникационного процесса, адаптируясь, таким образом, к его новым условиям и меняющимся потребностям общества.

Суть концепции конвергентной редакции лежит в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиапродукта, как печатного, так и цифрового (онлайн и мобильного). Эти форматы функционируют сегодня по принципу трансмедийного повествования, в котором обмениваются информацией, анонсами, ссылками на материалы СМИ, участвующих в процессе создания общего информационного продукта4. Таким образом, единый идеологический информационный центр может увеличить свой потенциал и повысить качество коммуникации, удовлетворяя тем самым потребности общества.

Важным шагом российских федеральных СМИ в этом направлении стал запуск собственных онлайновых версий, которые за время своего существования заметно эволюционировали.

Экстерриториальность как данность, сегодня все меньше остается мест, где нельзя было бы найти доступ к сети интернет. Если раньше общественное мнение формировалось преимущественно жителями одной страны, то интернет-версии СМИ позволили значительно расширить границы их распространения.

 

Относительно низкая стоимость создания информационного продукта

Редакция «Новой газеты» и модераторы ее онлайновой версии пользуются одним источником информации. Это подразумевает, что на создание информационного продукта ресурсы затрачены не будут, так как он уже существует и требует только лишь оптимизации для предоставления интернет-потребителю.

В электронных версиях федеральных СМИ нет необходимости сокращать информационный материал из-за недостатка времени вещания или печатной площади. Поэтому оправдано и использование гипертекста в онлайне, информация соединена заранее установленными ссылками. Благодаря этим ссылкам пользователь может беспрепятственно ассоциативно следовать по базе данных, где текст, графика, аудио или видео связаны в один информационный массив.

Гипертекст также позволяет осуществлять на сайте поиск нужной информации. Само использование гипертекста в интернет-версиях федеральных СМИ предполагает некую интерактивность, то есть пользователь может активировать ссылки и осуществлять произвольную навигацию по своему усмотрению.

Интерактивность ускоряет циркуляцию информации и создает возможность определения количества посетителей электронной версии СМИ в режиме реального времени, то есть интерактивность, подразумевает получение информации о количестве человек, пребывающих на веб-сайте СМИ в данный момент.

Ускорение информации проявляется в мгновенном опубликовании новостей. В федеральные СМИ после подготовки текста или сюжета существует ожидание следующего периода публикации (следующего новостного выпуска). В онлайн-версии новость может быть опубликована сразу, чем и достигается режим, приближенный к реальному времени.

Так же и мгновенная архивация, которая подразумевает, что информация, размещенная на сайте, подлежит мгновенному архивированию и извлекается в любой момент по запросу потребителя.

Особенность интерактивности заключается прежде всего в мгновенной обратной связи, которая уже не ограничивает вас ролью пассивного потребителя контента. Сегодня потребитель информационного продукта активно включается в процесс производства – распространения – потребления информации, при этом, получая технические возможности, выбирать интересующую его информацию в текстовой, визуальной или мультимедийной форме, оперативно реагировать на материал и непосредственно быть включенным в общественно-социальный процесс.

Именно интерактивность позволяет потребителю информации не только менять порядок отображения информации для самого себя, но и принимать участие в формировании информационного продукта на сайтах федеральных СМИ. Например, оставлять свои отзывы и комментарии в форумах или гостевых книгах, причем они являются также доступными и для других пользователей.

Доступ к актуальной и значимой общественно политической информации раньше мог занимать огромное количество времени, особенно это касалось архивной информации. В интернет-версиях поиск нужной информации занимает секунды.

Конвергенция интегрирована и в повседневную профессиональную деятельность PR специалистов и журналистов, которые сами готовят материалы для веб-сайтов.

 

Интерактивность PR -среды

Интеграция современных тенденций медиарынка в практику федеральных СМИ формирует принципиально другую PR - c реду, информационную культуру, основанную на принципах интерактивности.

Так, электронная почта, форумы, блоги позволяют руководству страны получать информацию от людей, которые могут теперь это сделать и поделиться своим мнением с первыми лицами страны.

Любому федеральному СМИ важно знать, востребована ли аудиторией поставляемая им информация, находит ли она отклик. Именно для этого и существует диалог средств массовой информации с читателями. Одной из разновидностей данного диалога можно назвать онлайн-конференции в режиме реального времени.

Все это – и электронная почта, и форумы, и онлайн-конференции дают возможность внести элементы интерактивности в коммуникационный процесс. Основой такой интерактивности является современные платформы федеральных СМИ. Еще одним каналом развития современного PR на фоне новой формы коммуникации является создание блогов5.

Движение блогеров – характерная черта нашего времени. Появление блогов закономерно для третьего тысячелетия, поскольку, это возможность выразить себя, а также совершенно свободная журналистика, предполагающая соревнование в мастерстве слова.

Важным средством взаимодействия с обществом являются также аккаунты в социальных сетях Facebook, микроблогах Twitter. Они позволяют не просто оперативно информировать читателей о последних событиях в мире, но и максимально индивидуализировать процесс распространения новостного контента, поскольку каждый подписчик аккаунта в социальных сетях получает оповещения об актуальных новостях на собственной страничке.

Перестройка модели СМИ из традиционной в конвергентную привела к изменению принципов планирования и продвижения материалов, ускорила цикл производства материалов и их публикации.

Изменения общественно-экономической формации, а также динамичное развитие рыночных отношений в стране привели к повышению спроса на информацию. Адекватным ответом на эту закономерную потребность в условиях рынка стало расширение федеральных СМИ.

Региональные СМИ, сохраняя абсолютную преемственность в концепции, стиле и политике федеральных, представляют региональные проблемы в контексте общенациональных общественно-политических процессов.

Новая парадигма федеральных СМИ

Основной тенденцией, определяющей перспективы России в целом, а также ее отдельных средств массовой информации, является стремительное развитие интернет-технологий. Аудитория электронных СМИ продолжает увеличиваться как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Электронные каналы массовой коммуникации заметно ослабили влияние печатных и не печатных носителей информации. В числе преимуществ электронных СМИ: оперативность, простота восприятия, возможный эффект присутствия, легкость переключения с одного ресурса на другой.

Кардинальные изменения привычек медиапотребления аудитории привело к необходимости пересмотра традиционных PR -моделей.

Успех федеральных СМИ в онлайн-аудитории базируется на связи с потребителями контента. Просто писать хорошие пресс-релизы и статьи сегодня недостаточно. Статьи были эффективным средством обслуживания нужд читателей до тех пор, пока единственной платформой была бумага. Ответы на вопросы (кто?, что?, где?, когда?, как?, почему?) потребителя, с помощью интернет-технологий, могут быть даны иначе и эффективнее, чем раньше. Базы данных, гео-метки, карты, мультимедиа, интерактивность, персонализация и так далее предлагают новые возможности для этого. Более того, поскольку федеральные СМИ функционируют сегодня преимущественно в открытом информационном пространстве, отношения с читателем становятся еще важнее. Так, становится просто необходимым отвечать на комментарии читателей, следить за информацией, которую они сообщают, вовлекать их всеми возможными способами в процесс создания и распространения информационного продукта.

На сегодняшний момент для российских федеральных СМИ становится актуальной модель С3 (Complete Community Connection – «Тесное взаимодействие с местным сообществом»), разработанная Стивом Баттри (Gazette Communication, штат Айова, США). Данная модель предполагает, что важной частью онлайн-СМИ должны стать разнообразные базы данных, позволяющие читателю найти ответ на любой вопрос. «Тогда они будут обращаться к местной медиакомпании не реже, чем они обращаются к Google за ответами на глобальные вопросы», – уверяет Стив Баттри6.

Другими словами, онлайн-версия современногофедерального СМИ должна предоставлять полную и разнообразную информацию обо всем, что волнует пользователя, то есть вывод информации диктуется интересами пользователя. Кроме того, концепция этой бизнес-модели базируется на прямых продажах.

С развитием интернет-технологий представители печатных федеральных изданий столкнулись с серьезной дилеммой. С одной стороны, онлайн-версия издания повышает его конкурентоспособность на медиарынке, с другой, – уменьшает число подписчиков печатной версии. В свою очередь, платный контент, также ограничивает количество пользователей, не принося ощутимой прибыли.

На сегодняшний день российские федеральные издания не прибегнули к идее введения платы за онлайн-доступ. Причина в том, что основные доходы интернет-изданий формирует реклама. Продажа рекламы или предоставление рекламодателю доступа к аудитории является также одной из основных концепций построения современной бизнес-модели.

Для федеральных СМИ, чтобы избежать сокращения аудитории, является важным адаптироваться к новым общественно-политическим условиям. При проведении PR -кампаний в прессе необходимо в полной мере понимать и использовать свои преимущества. Так, например, PR в интернете эффективен при продажах товара, но малоэффективен при построении бренда, так как с информационной точки зрения доверие к печатным СМИ гораздо выше.

 

Реклама и PR в бизнес-моделях федеральных СМИ

Рекламная концепция бизнес-модели в деятельности подавляющего большинства медиакомпаний в России, как и во всем мире, до настоящего времени остается наиболее прибыльной и доминирующей. Она важна для всех типов СМИ, адресующихся массовой аудитории, в том числе и для федеральных изданий. Рекламная бизнес-модель опирается и на традиционную, и на нетрадиционную рекламу, и на спонсорские вложения, и на продакт плейсмент7.

Так, одним из источников рекламных доходов СМИ в интернете можно назвать банерную рекламу. Суть подхода состоит в интеграции банеров партнеров в контент. Стоимость размещения подобного рода рекламы, как правило, зависит от времени размещения или количества переходов. В последнее время акцент на этом рынке смещается в сторону переходов пользователей по ссылке банера. Еще один вид подобной рекламы – это показ банера до загрузки основного контента. Однако, как отмечают аналитики, такой вид рекламы негативно сказывается на лояльности целевой аудитории.

Одной из новых рекламных возможностей для онлайн-изданий является привлечение трафика партнерам. Суть этого нового тренда, наметившегося в последнее время на рынке цифрового контента, заключается в привлечении дополнительного трафика партнерским онлайн-проектам, посредством интеграции в тексты статей ссылок перехода на них.

Необходимым условием успешного функционирования бизнес-модели с рекламной концепцией является то, что реклама в СМИ должна быть четко сегментирована, за счет чего рекламные объявления будут попадать только к тем людям, которым эта информация будет действительно полезна. Поэтому при построении рекламных кампаний посредством федеральных СМИ необходимо использовать свои знания об абонентах, в первую очередь, онлайн-подписки и их предпочтениях.

Таким образом, при построении современной бизнес-модели федеральным СМИ необходимо учитывать тенденцию к переходу в онлайн. В реальной практике медиабизнеса обе концепции (продажа контента и реклама) сегодня все чаще смешиваются, объединяются и сливаются, при этом создавая бесконечную череду вариаций.

Именно поэтому, большая часть российских федеральных СМИ стремится функционировать по принципу смешанной бизнес-модели, опирающейся и на продажи содержания, и на рекламу. Это объясняется тем, что в условиях развития дигитализации СМИ начинают интегрировать и инструменты монетизации, которые обогащают спектр предлагаемых услуг, стабилизируя финансовое состояние медиакомпаний.

Так, в спектр услуг современных медиакомпаний входит проведение PR -кампаний, продажа форматов, авторских прав, конкретных информационных продуктов другим предприятиям СМИ. Это связано с тем, что в данный момент число компаний распространяющих информационный продукт значительно превышает число компаний, его производящих.

Таким образом, в медиаиндустрии возникает самостоятельный сектор производства контента для PR -кампаний. Это развивает медиарынок, делая возможным существование в СМИ таких предприятий, которые непосредственно не взаимодействуют с аудиторией, но являются его важной состовляющей.

Совсем новая, возникающая в настоящее время, концепция бизнес-модели, основывается на sms-голосовании, sms-рейтингах или sms-опросах, которые проводят в онлайн-версиях. Так, к примеру, на сайте издания «Новая газета» в период президентских выборов проводился sms-опрос «Фиксация нарушений»8.

В условиях глобальной сети стоит сказать также и о некоммерческой бизнес-модели федеральных изданий, основанной на нежурналистском контенте. Ярким примером такой бизнес-модели являются персональные блоги (например, размещаемые в сервисе микроблогов Twitter), которые создаются без прямых коммерческих мотивов, однако способствуют расширению аудитории, тем самым оказывая косвенное влияние на репутационный капитал издания. К ним относятся страницы многих медиакомпаний, на которые любой свидетель интересного события может прислать свои фотографии или видеосюжеты.

Таким образом, федеральные СМИ фокусируют построение современной бизнес-модели не только на контенте и рекламе, но и на использовании новых возможностей в распространении контента и доставке информационного продукта потребителю.

В этом аспекте показательным является использование средствами СМИ одновременно различных каналов доставки контента. Например, оффлайновая и онлайновая версии газеты, телеканала. Именно их, как уже было указано выше, чаще всего называют конвергентными. Сюда же можно отнести и новый канал распространения информации – социальные сети. Главное отличие которых – в контенте, информативно-коммуникативном, а также в том, что информация здесь формируется не редакцией, а пользователями.

Принимая во внимание рассмотренные выше основные концепции построения федеральными СМИ современных бизнес-моделей, можно сказать, что преобразование информационно-коммуникативной сферы – это процесс сложный и многослойный. Эффективность и результативность данного процесса зависит от развития приоритетных направлений деятельности федеральных СМИ – успешного освоения современных медиаплатформ.

Освоение современных медиаплатформ – приоритетное направле ние развития федеральных СМИ . Информационная среда сегодня постепенно меняется, приоритетным становится производство контента и его распространение всеми возможными способами.

Федеральные СМИ постепенно осваивают новые медиаплатформы. Так, большинство из них ведут свои страницы в интернете, дополняя их текстами видеоматериалами и качественными фото. Интернет-ресурс позволяет установить двустороннюю связь с читателями, которые диктуют сегодня политику развития средств массовой информации.

 

Расширенная инфосфера: новые ключи к информационному пространству

Переход СМИ на цифровой контент, вызванный бурным внедрением интернета и мобильных технологий, привел к появлению различных моделей цифровой дистрибуции.

Отправка текстовой и графической информации на мобильные телефоны с помощью беспроводных протоколов данных – потенциально, весьма интересный рынок для распространения информационного продукта, производимого федеральными СМИ.

Однако сохранившиеся трудности в прочтении контента с помощью подобных устройств свидетельствуют о том, что потребитель использует их, как правило, только для отслеживания горячих новостей. Поэтому данные мобильные устройства занимают весьма скромное место среди предпочтений потребителей в качестве источника аналитических материалов. Стоит сказать, что лишь немногие российские СМИ смогли решить эту проблему и разработали соответствующие стратегии для выгодного использования собственного контента и интеллектуального капитала.

Те СМИ, которые адаптировали бизнес-модели к современным условиям и используют комплексные платформы и новые технологии для распространения своей продукции, увеличивая, таким образом, зону влияния собственного бренда, содержания и интеллектуального капитала, обеспечили себе немалочисленную онлайн-аудиторию. Именно поэтому, при трансформации СМИ в мультимедийные предприятия, на рынке дистрибуции цифрового контента появляется все больше новых медианосителей. Во всем мире продажи цифрового контента стремительно развиваются, чему во многом способствует развитие персональных электронных устройств для чтения, потребительское поведение читателей и относительно низкая стоимость цифровых версий, по сравнению с бумажными аналогами. Так, по данным исследований компании Neilsen9, большинство потребителей имеют в своем распоряжении несколько устройств, позволяющих читать цифровой контент.

В свою очередь, как представлено в отчете аналитической компании ChangeWave Research, оптимальным устройством для чтения электронной периодики является планшетное электронное устройство, разработанное компанией Apple, iPad10. Этому во многом способствует дополнительная потребительская ценность данного планшетного устройства: возможность сохранять архивы, оставлять закладки, просматривать видео контент и т.д. Поэтому новинка стала перспективной платформой для печатных изданий и рекламодателей.

В связи с этой тенденцией СМИ и российские федеральные газеты и журналы сегодня все чаще выбирают мультиформатный подход для цифровой дистрибуции своих изданий. Ведь контент, адаптированный под один канал распространения, значительно сужает целевую аудиторию, что и понимают основные игроки медиарынка.

Деятельность, направленная на донесение контента через максимально возможное количество платформ, доступных современному человеку , естественно расширяет аудиторию. Таким образом, СМИ сегодня трансформируется в некое рекламно-информационное агентство полного цикла.

Подобный подход позволяет при минимальных затратах существенно увеличить объем контента, открыть новые каналы его распространения, тем самым расширить аудиторию.

Например, для мобильных телефонов делается упрощенная верстка в стиле «срочно в номер», в онлайн-версии «Комсомолки» ( http://www.kp.ru/ ) и в электронных версиях для приложений под iPad/iPhone, Android и Bada все материалы дополнены видеороликами и фотогалереями. В эфире радио «КП» ( http://kp.ru/radio/ ) и на телевидении «КП» ( http://tv.kp.ru/ ) новости постоянно дополняются синхронами и прямыми включениями корреспондентов.

Таким образом, издательским домом «Комсомольская правда» реализована современная модель конвергированных СМИ, где подписание газетных полос является заключительным этапом работы над статьей, которая на начальном этапе была срочной новостью для мобильных и цифровых носителей.

Это приносит изданию постоянный рост аудитории. Так, согласно замерам (TNS 1 волна 2011 г.), аудитория еженедельника «Комсомольская правда» составила 5,6 млн чел. (+24,5%). Радиостанции «КП» работают в FM-диапазоне в 11 городах России и еще в двух готовятся к запуску. В сети интернет идет круглосуточное вещание телевидения «КП», которое также представлено на платформах: ресурсе corbina.tv, «НТВ плюс», «Триколор ТВ» и у региональных кабельных операторов11.

В схожем направлении развиваются также Издательские дома «Коммерсантъ», Sanoma Independent Media и ряд других.

При таком подходе, федеральные издания начинают производить контент, адаптированный под различные носители, отвечающий предпочтениям тех или иных аудиторий.

Появление электронной подписки уже само по себе является новой самостоятельной медиаплатформой.

Например, в настоящее время в России успешно работает несколько специализированных сервисов, заключивших договоры с издателями и предлагающих пользователям платные цифровые версии газет и журналов.

Глобальными игроками данного сегмента медиарынка являются американская компания Zinio и канадская NewspaperDirect, которые пришли на российский рынок в 2009 г.

Структура работы Zinio заключается в том, что компания, получая контент от издателя в PDF-формате, конвертируят его под чтение в ZinioReader, тем самым избегает возможности несанкционированного копирования контента. Точной статистики популярности сайта http://ru.zinio.com/corp/index.jsp пока нет, однако, согласно данным, ежеквартально количество уникальных пользователей портала увеличивается на 14-15%12, а значит и аудитория изданий, представленных в «электронном киоске» пропорционально растет.

На российском медиарынке в последнее время появляется все большее количество отечественных дистрибуторов цифровых версий печатных изданий, среди них: http://pressa.ru/; http://esmi.subscribe.ru/; http://immediately.ru/. Освоение данных каналов распространения является перспективным для федеральных печатных СМИ.

Для создания цифровой версии федеральному изданию достаточно предоставить PDF-макет, а также аудио и видеозаписи мультимедийного издания. Важно подчеркнуть, что цифровые копии изданий практически не конкурируют с интернет-сайтами СМИ, поскольку у них разные принципы чтения и доступа. Дизайн и верстка в цифровом варианте сохраняются, в отличие от обычной онлайн-версии. Имитируется переворачивание страниц, поэтому у читателя возникает ощущение чтения печатной версии издания, но только в электронном виде.

Федеральные издания, купленные у электронного дистрибутора, можно читать онлайн в браузере при помощи технологии Flash, а можно в оффлайн с помощью специальной программы-ридера. На сайтах большинства федеральных изданий архивы представлены в виде HTML-страниц, а сервисы платной дистрибуции позволяют прочитать газету практически в том же виде, в каком она существует на бумаге. Кроме того, благодаря интернет-киоскам читатели получают доступ к периодике в любой момент и в любой точке мира. Ее можно купить, не выходя из дома, а архив издания скачать на жесткий диск. Здесь снова речь идет об интерактивности – возможности комментировать тот или иной материал, делиться ссылками на издания и статьи.

Однако, говоря об освоении новых медиаплатформ федеральными изданиями, стоит также обратить внимание на российские реалии. Согласно исследованиям, 60% граждан России никогда не имели дела с интернетом. А современными гаджетами сегодня в нашей стране владеют вообще менее 1% населения13.

Конечно, методики проводимых исследований не всегда идеальны и полученные результаты могут различаться. Но, чтобы адекватно оценить сегодняшнюю ситуацию, достаточно представить пространство страны со всеми экономическими, инфраструктурными, технологическими, ментальными, социальными, природными, и иными особенностями жизни в разных регионах.

Поэтому и федеральным СМИ, стремящимся развиваться в цифровом направлении, не стоит забывать о тех «не посвященных в интернет» потребителях, которые пока еще нуждаются, скорее всего, в традиционных формах донесения информации. Именно поэтому актуальной проблемой на сегодня для российских федеральных СМИ остается создание оптимальной схемы, которая позволит им предложить рекламодателям интегрированный подход для охвата как массовой, так и узкоспециализированной аудитории.

 

Коммуникационное пространство: инновации, тенденции

QR-код (Quick Response – быстрый отклик) ? это двухмерный штрих-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию ? текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку. В последнее время набирает обороты тенденция размещения таких кодов на страницах газет и журналов.

Так, по данным исследователей, чаще других носителей сканирование QR-кода происходит со страниц газет и журналов. Из 14 млн человек, принимавших участие в исследовании, подобным образом поступило 49,4%. Третье место респонденты отдали QR-кодам на страницах веб-сайтов – 27,4%14. Это говорит о несомненном преимуществе использования данной новации федеральными СМИ.

QR-код и другие подобные ключи к информационному пространству вводят в нашу жизнь такое понятие как «расширенная реальность». Достаточно приложить, например к газете, сканирующее устройство, и тут же на его экране возникает лента эксклюзивных новостей, видеосюжет, рекламная информация, то есть любой контент, представляющий ценность для того или иного пользователя.

Таким образом, использование цифровых технологий позволяет интегрировать в контент федеральных СМИ широкий функционал, за счет чего создаются дополнительные информационные возможности и потребительская ценность. Новые тенденции в создании и распространении информационных продуктов в течение короткого периода времени приведут к тому, что в сознании потребителя новый стандарт получения информации с большим количеством видео, аудио и 3D-материалов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного функционирования федеральных СМИ в настоящее время – в период стремительного развития цифровых технологий – является недостаточным использование традиционных бизнес-моделей. Уже сегодня освоение федеральными СМИ современных медиаплатформ ? залог лидерства на рынке медиаиндустрии. Только определив данное направление как приоритетное, СМИ смогут удовлетворить растущие запросы потребителей и предоставить новые возможности рекламодателям.

В данной статье рассмотрены и проанализированы процессы формирования эффективной структуры присутствия федеральных СМИ в современном медиапространстве. На основе проведенного анализа выявлены основные коммуникационные возможности и перспективы федеральных СМИ в контексте репрезентации контента на современных медиаплатформах.

В заключении можно сделать вывод, что степень развития коммуникационного пространство определяется информацией и представляет собой многоаспектную конвергентную структуру. Различия использования коммуникационных моделей при проведении PR -кампаний обусловлены особенностями создания и распространения информационного продукта различными средствами массовой информации, формирующими соответствующие сегменты.

Характерной особенностью российской медиасреды является ее подвижность, которая, в свою очередь запускает процессы трансформации в СМИ, в частности модернизацию типологических структур, каналов распространения и форм проявления информационного продукта.

Происходит активное развитие российских федеральных СМИ , профилированной по основанию функциональной идентификации в географическом и социальном пространстве.

Федеральные СМИ, исследуя наиболее острые проблемы общества, используя технологии связей с общественностью, вовлекают в обсуждение происходящих процессов огромную аудиторию, получая возможность воздействия на общественное мнение. Факты и мнения являются инструментарием, с помощью которого усиливается воздействующая функция СМИ. Вовлекая постоянно растущее количество читателей и телезрителей в обсуждение происходящих процессов, федеральные СМИ запускают и ведут социальный диалог между властью и обществом, получая возможность формировать и модернизировать общественное мнение, тем самым благоприятно воздействовать на пути и динамику развития демократических отношений в стране.

 


  1. Реснянская Л.Л.Общественный диалог и политическая культура общества / Реснянская Л.Л. М., 2003. С. 4.
  2. Конвергенция ? (от лат. convergens ? сходящийся) ? сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития // http://dic.academic.ru 02.02.2012.
  3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб. пособие. М., 2003. С. 335.
  4. Балмаева С.Д. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика. Екатеринбург, 2010. С. 51.
  5. Блог   ( англ.   blog, от   weblog  ?  интернет-журнал   событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) ?   веб-сайт , основное содержимое которого ? регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или   мультимедиа //http://dic.academic.ru 13.02.2012.
  6. Баттри Стив. Новая экономика инновационных медиа: доклад на конференции «20 лет спустя: от свободы слова ? к новым медиа» Барнаул, 2009. Дек. // Официальный сайт Института Развития Прессы – Сибирь // http://sibirp.ru/ 15.02.2012.
  7. Про?дакт пле?йсмент (англ. product placement, дословный перевод размещение продукции) ? прием неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в ненавязчивой демонстрации самого рекламируемого продукта либо его логотипа, или упоминается о его хорошем качестве в публикации // http://dic.academic.ru 15.02.2012.
  8. Источник: Официальный сайт издания «Новая газета» // http://www.novayagazeta.ru/ 07.03.2012.
  9. По данным официального сайта Международной маркетинговой компании Nielsen Company Нью-Йорк // http://www.nielsen.com/us/en.html 12.02.2012.
  10. По данным официального сайта аналитической компании ChangeWave Research // http://www.changewaveresearch.com/
  11. По данным официального сайта Издательского дома «Комсомольская правда» // http://kp.ru/ 16.03.2012.
  12. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2011. С. 55.
  13. По данным официального сайта Фонда Общественного мнения // http://bd.fom.ru/ 27.02.2012.
  14. По данным официального сайта Гильдии издателей периодической печати // http://www.gipp.ru/ 19.03.2012.