Languages

You are here

Охрана труда в редакциях российских СМИ: проблемы и перспективы развития

Научные исследования: 

Safety at Work in the Russian Mass Media: Problems and Development Prospects

 

Давтян Сейран Ладикович
кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Редакционный омбудсмен», davtyansl@mail.ru

Seyran L. Davtyan
PhD, chief editor of the publication “Redakcionnuy ombudsman”, davtyansl@mail.ru

 

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с соблюдением в редакциях российских СМИ нормы законодательства об организации рабочих мест, соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм.

Ключевые слова: журналист, условия труда, место работы, ГОСТ, СанПиН.

Abstracts
The article discusses issues related to the norms on organization of workplaces in the Russian mass media, requirements of state standards, sanitary rules and other regulations.

Key words: journalist, working conditions, workplace, all-union standard, sanitary norms and regulations.

 

 

Недавно завершился ХV Фестиваль журналистов «Вся Россия – 2011». В его рамках прошли мастер-классы и дискуссии. Одной из главных тем Фестиваля стала безопасность труда журналистов в новых условиях.

Редакционная работа относится к числу наименее изученных с точки зрения охраны и безопасности труда. Притом, что по данным разных социологических служб, изучающих рынок труда, журналистика относится к числу наиболее престижных профессий. Одновременно это и одна из самых опасных профессий. По данным Союза журналистов России, с начала 1990-х гг. в нашей стране погибло более 300 журналистов.

Очевидно, что наряду с внешними факторами, воздействующими на жизнь, здоровье и безопасность журналиста, имеются также и внутренние факторы. Это прежде всего нарушения охраны труда внутри редакционной организации.

Сегодня редакционная деятельность, которая осуществляется с участием разных творческих и технических специалистов: корреспондентов, операторов, корректоров, редакторов, верстальщиков и т.д., является не только важнейшим видом трудовой деятельности, но и отраслью экономики.

Основная часть сотрудников в любой редакции выполняет, безусловно, интеллектуальную работу, которая имеет не только ряд особенностей, предоставляющих работнику положительные эмоции, но и оказывает определенные воздействия на его психическое состояние. Оперативность и интенсивность умственной деятельности, которые требуются, в частности, от журналиста в процессе подготовки, сбора и обработки информации, не могут не влиять на здоровье человека, если они выполняются в условиях ненадлежащего соблюдения требований санитарных норм, техники безопасности и поддержания жизненного тонуса. Как справедливо отмечает С.М. Гуревич, «Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает сотрудник редакции, чувство его ответственности перед читателем. Даже покинув редакцию и возвратившись домой, он чаще всего продолжает заниматься своими профессиональными заботами – обдумывает характер предстоящей встречи, набрасывает план очередного печатного выступления или ищет заголовок для своей корреспонденции. Колеблется лишь интенсивность этой нагрузки – в зависимости от сложности получаемых заданий. Степенью этой интенсивности, непрерывностью своего труда журналисты резко выделяются среди представителей других видов творческой деятельности»1. И все это оказывает влияние на здоровье человека.

Очевидно, что для слаженной работы такого сложного механизма, как редакционный коллектив, требуются приемлемые условия труда. Заключая трудовой договор с журналистом, работодатель берет на себя обязательство создавать для него приемлемые условия труда, с соблюдением всех предписаний трудового законодательства, включая санитарные нормы и правила. При этом анализ работы многих редакций показывает, что в них проблемы охраны труда стоят не менее остро, чем в других организациях.

В число вопросов, требующих особого понимания и нуждающихся в обязательном регулировании, входят такие понятия, как «рабочее время» и «рабочее место» в редакции.

Так сложилось, что многие журналисты считают свой рабочий день ненормированным. Т.е. они должны выполнять трудовые обязанности не в рамках строго отведенного времени, например с 9:00 до 18:00, а как получится, поскольку в поисках информации им часто приходится задерживаться на работе допоздна. Примечательно, что нередко даже менеджмент редакции – главный редактор, генеральный директор компании и другие руководители – думают так же, хотя знают, что в их компании установлен восьмичасовой рабочий день. Это означает, что если журналист обязан явиться на работу в 9:00, то он имеет право покинуть свое рабочее место в 18:00.

На самом деле, совершенно ясно, что в поиске информации журналисту часто приходится находиться вне своего рабочего места в редакции. Иногда приходится совершать многокилометровые походы и поездки с целью сбора информации. Следует отметить, что часто на такие «производственные издержки» журналисты просто не обращают внимания, особенно если за проделанную работу они получают моральное удовлетворение и соответствующее вознаграждение. Но так бывает, к сожалению, не во всех редакциях и не со всеми журналистами. Это означает, что рабочее время журналиста должно подвергаться четкому нормированию и строго соответствовать требованиям российского законодательства, особенно Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

Так, согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В редакции возможен вариант работы журналистов в режиме гибкого рабочего времени. Как следует из ст. 102 ТК РФ, при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.). Во всех случаях должна быть четкая договоренность между администрацией редакции и журналистом.

Статья 351 ТК РФ определяет, как должно осуществляться «регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».

Поставив журналистов на один уровень «с иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений», данная статья, по сути дела, не предусматривает никаких защитных механизмов в регулировании труда творческих работников средств массовой информации.

Им можно работать в выходные и праздничные дни, ночью, в экстремальных условиях, в «горячих точках» и т.д., но при этом ТК РФ никак не регламентирует их социальную защиту.

Для многих отраслей экономики Минздравсоцразвития России, а ранее Минтрудом России разработаны Межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции и другие нормативные правовые акты, регламентирующие особенности охраны труда работников. Журналистов в этом плане «забыли», для них нет подобных документов на федеральном уровне, хотя необходимость в этом есть, в особенности при разработке локальных нормативных актов.

Безусловно, журналистика, как и любая профессия, имеет свою специфику. Требования, предъявляемые к рабочему месту журналиста, зависят от того вида СМИ, в редакции которого работает журналист. И даже внутри конкретного вида СМИ уровень технической оснащенности и оборудования рабочего места могут быть разные.

В статье 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В Российской Федерации требования к рабочему месту определяются следующими документами: Трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ, государственными и международными стандартами.

Данные документы содержат требования к организации и эргономике рабочего места, а также устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Уровень и характер оснащенности рабочих мест в редакции зависит от функциональных или должностных обязанностей работников редакции. Их оснащенность зависит от степени автоматизации трудового процесса, от специализации конкретного журналиста.

В зависимости от специфики трудового процесса могут быть выделены и другие признаки классификации.

При организации рабочего места конкретного работника, занимающего ту или иную должность в редакции, работодатель должен учитывать его технические потребности.

При организации работы редакции важное значение имеет выполнение эргономических санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к рабочим местам для исполнения той или иной работы (должности) в редакции. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющихся в процессе выполнения им своих должностных обязанностей. Условия работы в редакции во многом совпадают с условиями работы в других сферах, поэтому для ее организации следует руководствоваться общими эргономическими требованиями.

В частности, при определении условий труда, которые необходимо применять при организации рабочих мест в редакциях, следует исходить из общих эргономических требований и требований безопасности при выполнении работ сидя, стоя, а также знать требования, предъявляемые к рабочему месту оператора и техническим средствам отображения информации индивидуального пользования, санитарные правила о гигиенических требованиях к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, поскольку любой редакционный работник, пользующийся компьютером и другой оргтехникой, находится с этой точки зрения в зоне риска2.

Кроме того, ТК РФ возлагает на работодателя обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Для соблюдения санитарно-гигиенических требований необходим контроль за такими параметрами, как световая среда, микроклимат, производственный шум, электромагнитные поля, электробезопасность.

Сегодня безвозвратно ушел в прошлое главный символ любой редакции – печатная машинка. На смену ей пришел персональный компьютер, который произвел настоящую революцию в подготовке и верстке газетных полос и выполнении других работ. При этом не надо забывать о необходимости соблюдения гигиенических требований при работе с персональными компьютерами. В противном случае работа с оргтехникой может нанести вред здоровью, особенно в условиях переуплотненного рабочего помещения, что часто происходит из-за желания работодателя сэкономить на арендной плате, особенно в крупных городах. Сегодня, в условиях всеобщей компьютеризации, как работники, так и работодатели обязаны четко следить за требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, согласно которым площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв. м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 кв. м. При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтера, сканера и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 кв. м на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося на уровне высшего профессионального образования)3.

Очевидно, что правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье. К сожалению, во многих редакциях уделяется мало внимания рабочим местам сотрудников. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре... В результате со временем работники начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость.

Говоря о рабочем месте журналиста, нельзя оставлять без внимания тех, кто работает на дому. В ТК РФ они именуются «надомниками». Ими считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

С точки зрения трудового законодательства журналист-надомник, работающий по трудовому договору, и журналист, работающий в условиях редакции, не отличаются друг от друга в вопросах охраны и безопасности их труда. Согласно статье 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Отсюда можно сделать вывод о том, что условия труда для обеих категорий работников должны строго соответствовать санитарным нормам и правилам. Администрация редакции обязана интересоваться условиями труда своего работника и делать все, чтобы они соответствовали санитарным нормам и государственным стандартам. Журналист, работающий на дому, в случае получения травмы на рабочем месте, также вправе претендовать на возмещение ущерба. Это особенно важно сегодня, когда с развитием интернет-журналистики все больше и больше распространяется в журналистской среде «заочная» или «удаленная» форма работы. Хотя такое понятие сегодня отсутствует в трудовом законодательстве, но, надо полагать, что в скором времени оно появится в силу развивающейся практики данной формы работы, в том числе в журналистской среде.

Кроме того, о проблеме правовой неурегулированности деятельности граждан, работающих удаленно, уже говорят на высшем уровне власти. Так, в июле 2011 г. на встрече с представителями профсоюзов Президент Российской Федерации Д. Медведев назвал неприемлемым для государства отсутствие в Трудовом кодексе норм об удаленной работе. Еще в марте 2011 г. он поручил Правительству РФ подготовить пакет изменений в трудовое законодательство по расширению нормативной базы по данному вопросу.

Разумеется, как и любая работа и нововведение, удаленная работа имеет своих сторонников и противников. По мнению некоторых специалистов, использование удаленных работников очень эффективно в области редактирования и PR4, которые являются производными от журналистики.

Решение о легализации «дистанционной работы» поддержал и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин. Он сообщил, что в России насчитывается около 10 миллионов так называемых «плохих» рабочих мест. «Они не позволяют получать нормальный трудовой заработок, не соответствуют стандартам»5. Легализация дистанционной работы, по словам А. Шохина, один из способов решения этой проблемы. «Если у нас не хватает в настоящий момент нормативной базы по этому поводу, необходимо Трудовой кодекс в этом плане поменять»6, – заявил Д. Медведев.

Но очевидно, что при всех формах организации труда важным является ее охрана и безопасность работника.

Пора понимать, что нельзя экономить на рабочем месте – это обернется несопоставимыми затратами на восстановление здоровья сотрудников. В условиях, когда СМИ стали практически неотъемлемой частью национальной экономики, охрана труда журналистов и других редакционных работников, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности редакционной организации, должна соответствовать всем требованиям правового, технического и экономического характера, зафиксированным в российских и международных нормативных и правовых документах.

 


  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра : учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 55.
  2. См.: ГОСТ 12.2.032-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования»; ГОСТ 12.2.033-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя; ГОСТ 22269-76 «Система “человек-машина”. Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования»; ГОСТ Р 50948-2001 «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности».
  3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
  4. Шендрик И. Удаленная работа – мечта или наказание? // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2011. Окт. // http://www.delo-press.ru/articles.php?n=8917
  5. Медведев назвал «неприемлемым» отсутствие в Трудовом кодексе норм об удаленной работе // http://pravo.ru/news/view/57880/
  6. Там же.