Interaction Between the Russian Orthodox Church and the Media at Regional and Federal Level
Большакова Зоя Григорьевна
аспирантка кафедры журналистики филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, zoyyaaa@yandex.ru
Zoya G. Bolshakova
PhD student at the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, zoyyaaa@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается процесс взаимодействия Русской православной церкви и средств массовой информации. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества, изучаются виды православной прессы и этапы развития отношений между РПЦ, СМИ и обществом. В процессе исследования были изучены собственные информационные ресурсы Русской православной церкви и светские СМИ.
Ключевые слова: Русская православная церковь, СМИ, православная пресса, российское общество, освещение деятельности Русской православной церкви в СМИ, медиадискурс.
Abstracts
This article examines the interaction of the Russian Orthodox Church and the mass media. The author describes the role and influence of the Russian Orthodox Church in Russian society, the types and stages of relations between the Russian Orthodox Church, the media and society. In the process of analysis the Orthodox press and the secular media were examined.
Key words: Russian Orthodox Church, mass media, the Orthodox press, Russian society, coverage of the Russian Orthodox Church in the mass media, media discourse.
Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране и новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.
Если на протяжении всего существования СССР в обществе доминировала точка зрения на религию и церковь как на временный феномен, обреченный на постепенное исчезновение, то со сменой политического режима взгляд на церковь в российском обществе постепенно изменился, стала более понятна роль церкви и ее значимость в социальной и духовной жизни общества.
В процессе возрождения взаимоотношений РПЦ и общества особое место занимают средства массовой информации. Важную роль играют как собственные информационные ресурсы РПЦ, так и светские СМИ, которым интересна жизнь церкви.
На данный момент РПЦ пытается вести диалог с обществом по актуальным социальным проблемам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в сфере внимания РПЦ.
Русская православная церковь всегда уделяла большое внимание взаимодействию с населением через печатное слово. В 1821 г. Санкт-Петербургская Духовная академия первой начала издавать журнал «Христианское чтение». Это был научный, богословский журнал, первым популярным, общедоступным изданием стал еженедельник «Воскресное чтение», который вышел в свет в 1837 г. в Киевской Духовной академии.
Во второй половине XIX в. помимо академических появилось и много других духовных журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих событий в Православии и инославном мире, критика и библиография текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о церковных деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и стихи духовного содержания.
Однако все эти православные периодические издания прекратили свое существование в течение первых пяти лет советской власти. На протяжении многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской православной церкви был «Журнал Московской Патриархии»1.
С началом перестройки в 1989 г. в Издательском отделе Московского Патриархата возникла одна из первых церковных газет – «Московский Церковный вестник». В 2000-х гг. наступил расцвет православной прессы, стали появляться епархиальные газеты, православные журналы для молодежи, женщин, детей.
Сейчас все СМИ, освещающие деятельность РПЦ, можно разделить на три категории, учитывая региональный и федеральный уровень: светская пресса, интересующаяся жизнью РПЦ, частные православные издания и собственные информационные ресурсы РПЦ, получившие гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». На данный момент существует 150 православных СМИ с этим грифом.
Наиболее известные СМИ из этого списка: журнал «Альфа и Омега», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Фома», газета «Церковный вестник», «Журнал Московской Патриархии».
Особого упоминания заслуживает журнал «Фома». Впервые журнал вышел в свет в 1995 г. и успешно издается более 15 лет. «Фома» – ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения. Авторы проекта – позитивно относящиеся к православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской православной церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. В своих публикациях журнал принципиально избегает обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдавая предпочтение культурным и общественным процессам. Издание адресовано всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов2.
Список официальных телевизионных СМИ, освещающих жизнь РПЦ, значительно меньше (видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепередача «Свет миру» (Липецк), видеоальманах «Лики» (Смоленск).
Интерактивный формат общения РПЦ с населением используется пока крайне мало. Возможно, в силу того, что в РПЦ пока нет большого количества специалистов, способных выпускать качественные, а главное, интересные для населения, телевизионные и радийные продукты. На радиоволнах РПЦ представлена голосами радио «Радонеж», которое работает с 1991 г. Охват его аудитории – Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Европа, Северная и Южная Америка. С 2000 г. «Радонеж» можно слушать и в интернете. В основном эфир заполнен лекциями и проповедями известных священнослужителей, рассказами о православных праздниках и святынях, новостями и музыкой.
С июля 2005 г. в пакете НТВ+ работает православный спутниковый телеканал «Спас», проект известного телепродюсера Ивана Демидова, созданный при поддержке группы православных бизнесменов. Существует также ряд епархиальных телеканалов (как правило, кабельных) и радиостанций. Наиболее заметные среди них – дециметровый телеканал «Союз», принадлежащий Екатеринбургской епархии, и Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция «Град Петров». Необходимо отметить телевизионную студию «Неофит», созданную при московском Свято-Даниловом монастыре несколько лет назад, которая ведет миссионерскую деятельность на всех центральных каналах российского телевидения как через документальные фильмы, например «Лето Господне», так и через циклы передач культурно-просветительской направленности: «Православная энциклопедия», «Дело житейское», «Спешите делать добро», «Святыни христианского мира», «Библейский сюжет» и др. Цикл фильмов православной программы на видеокассетах «Тесные врата» рекомендован Министерством образования для использования в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах. Все передачи телестудии «Неофит» насыщены богатыми историческими материалами, которые наполняют телезрителя знаниями о православной культуре, о православных обычаях, обрядах.
Большинство официальных церковных СМИ, как печатных, так и аудиовизуальных, очень похожи друг на друга, особенно по кругу тем и манере подачи информации. Почти все они информируют читателей о Патриархе, его служениях либо местных архиерейских богослужениях и визитах, о реконструкции и строительстве новых храмов, дают хронику с православных семинаров, конференций, выставок.
Отдельно хочется упомянуть о выбивающихся из общего ряда церковных СМИ газету «Победа, победившая мир», одноименное приложение к газете «Красная звезда», газету «Мир всем» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Эти издания, в отличие от большинства церковных СМИ, узкоспециализированы и направлены на определенную категорию, на военнослужащих и на лиц, отбывающих тюремное наказание. Отличаются они тем, что затрагивают очень злободневные темы, такие как межрасовые, религиозные и военные конфликты. Обычно для церковных СМИ нехарактерно поднимать провокационные темы.
В связи с тем что в последнее время РПЦ усилила свою работу с молодежью, отдельно стоит отметить православные СМИ, направленные на молодежь и на процесс социализации подрастающего поколения. Здесь следует указать студенческую газету Московского университета «Татьянин день», журнал студентов Московской Духовной академии «Встреча», журнал для сомневающихся «Фома», православные детские журналы «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Воскресная школа».
В целом для светского читателя церковные СМИ в силу своей узкой тематики и специфики подачи материала представляют мало интереса. Основная аудитория подобных СМИ – это приходское духовенство и воцерковленные миряне, которым интересно узнать новости своего прихода, почитать заметки о местных священниках и затем обсудить это при встрече в церкви. Распространяются такие газеты и журналы в храмах или через подписку на почте. В связи с небольшим спросом у широкого круга читателей данные СМИ имеют маленькие тиражи и часто распространяются бесплатно.
Частные православные издания, напротив, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К подобным СМИ можно отнести такие газеты и журналы, как «Православная беседа», «Русь державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Обычно издателями частных православных СМИ выступают инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходские общины. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными злободневными темами. На их страницах можно найти материалы о сектах, наркомании, игромании, алкоголизме, венерических заболеваниях, а также рассуждения о виртуальной любви и раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями, яркие и интересные фотографии (например, журнал «Православная беседа» наполнен крупными цветными фотографиями). Связывает эти материалы то, что в них отражается православная точка зрения на затрагиваемые вопросы. Невоцерковленными людьми, далекими от церкви, эти СМИ не востребованы, так как в текстах данных изданий постоянно проскальзывают нотки нравоучений и призывы к изменению своего образа жизни, что раздражает современного человека, который в свою очередь сам видит огромное количество недостатков у РПЦ. В этих СМИ, так же как и в официальных церковных изданиях, никогда не встретишь критики РПЦ в свой собственный адрес. Частную православную прессу можно купить в обычных газетных ларьках. Тиражи ее в среднем от 5 до 25 тыс. экз. в зависимости от территории распространения. Журналы для привлечения большей аудитории часто печатаются на глянцевой бумаге и в полном цвете.
Светская пресса менее выдержанная и довольно часто на своих страницах упоминает РПЦ в негативном ключе. Отношение к РПЦ и ее деятельности в обществе неоднозначно, и в прессе регулярно появляются материалы самого разного характера. Чаще всего РПЦ нейтрально упоминается в федеральных газетах и на главных телеканалах страны в новостях о крупных церковных праздниках и богослужениях на Рождество и Пасху, в репортажах о благотворительных акциях. Но наибольший интерес читателей привлекают материалы, в которых РПЦ является участником неприятного инцидента или скандала.
Иногда общественность через СМИ сама выражает свое отношение к деятельности РПЦ. Резонансное письмо десяти академиков стало одним из таких моментов. В июле 2007 г. было опубликовано открытое письмо десяти академиков РАН президенту В.В. Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. После этого в «Новой газете» вышла статья с заголовком «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?»3. Интернет буквально взорвался после публикации этого письма. На форумах и в комментариях к статьям на эту тему велись острые дискуссии об активной клерикализации страны.
Кстати, именно в интернете РПЦ представлена больше всего. «Яндекс» выдает 53 млн ответов на запрос «православный сайт» и 23 млн ответов на запрос «Русская православная церковь». РПЦ активно использует все наработки и технологические возможности всемирной Сети, чтобы общаться с населением. В интернете есть как официальные сайты Московского Патриархата, так и сайты, созданные обычными православными пользователями. В Сети можно встретить интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и других церковных структур.
Из крупных и посещаемых православных сайтов можно назвать сайт «Православие. Ru» (http://www.pravoslavie.ru/). Сайт создан и поддерживается с 1 января 2000 г. редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основные разделы портала: новости о православии со всего мира, аналитическое обозрение, интернет-журнал, гость сайта. Посещаемость сайта около полумиллиона уникальных адресов в месяц. По статистике «Рамблера» «Православие.Ru» сейчас остается самым читаемым религиозным ресурсом рунета4. По статистике каталога «Яндекса» этот сайт входит в пятерку наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество»5
Самые свежие новости о жизни РПЦ можно найти на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru) и на сайте пресс-службы Московского Патриархата (www.patriarchia.ru). На этих сайтах находятся подробные отчеты о ежедневной деятельности Патриарха, международные новости, связанные с РПЦ, а также значимые для церкви документы, такие как «Устав РПЦ», «Основы социальной концепции РПЦ», «Основные принципы отношения к инославию РПЦ», «Концепция миссионерской деятельности РПЦ», «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др.
Активные новостные ленты также демонстрируют портал церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru) и Санкт-Петербургское информационное агентство «Русская линия» (www.rusk.ru).
Стоит упомянуть и сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), который является мультимедийным интернет-порталом о православии и жизни общества. Он был создан в 2004 г. как приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Вскоре стал популярным интернет-ресурсом с аудиторией, включающей как воцерковленных православных христиан, так и неверующих и сомневающихся. Портал два раза входил в «народную десятку» самых популярных сайтов рунета – главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета». По состоянию на август 2011 г. суммарная аудитория портала – около 400 тыс. посетителей в месяц. Посещаемость сайта превышает 20 тыс. хостов в день6.
Благотворительность и социальное служение РПЦ представлены в Сети ресурсом «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Этот сайт тесно связан с журналом «Нескучный сад». На сайте размещаются новости о благотворительных акциях, позитивные истории о людях, переживших тяжелые болезни, но не впавших в уныние, информация о центрах поддержки и телефоны «горячих линий».
Почти все крупные православные сайты имеют свои странички в популярных социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. В этих соцсетях можно найти отдельные странички священнослужителей, открытые и закрытые группы при приходах, общественных православных объединениях или отдельно взятых храмах, где православные участники общаются, читают новости РПЦ, рассказывают о себе, делятся фотографиями. Такие странички всегда сопровождаются подпиской на новости и обновления, а иногда и sms-рассылкой цитат из Библии или кратких новостей. Например, тот же сайт «Милосердие.Ру» имеет свою официальную группу в «ВКонтакте», где регулярно обновляет новости, рассылает информацию о будущих и уже проведенных благотворительных акциях, о сборе средств или выкладывает интересное для пользователей видео с мероприятий.
Журнал «Фома», как и другие православные печатные издания, помимо своего сайта также имеет и страничку в «ВКонтакте», которую читают почти 8 тыс. 500 подписчиков. Есть также сайт http://predanie.ru/, где собран большой архив видеозаписей православных передач, репортажей о церкви, а также аудиоверсии книг о духовной жизни.
Интересен и сайт, принадлежащий Синодальному Отделу Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, http://www.pobeda.ru. На сайте можно найти информацию о тюремном служении, тексты об истории военного духовенства и ссылки на другие сайты РПЦ.
А в октябре 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил открытие собственного канала Русской православной церкви на видеохостинге YouTube. «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом жизни», – сказал Патриарх. Он также выразил надежду, что те, кто посмотрит видеоматериалы на канале РПЦ, «почувствуют интерес к жизни церкви»7.
Также и в интернете многие крупные информационные сайты создают специальные рубрики, в которых освещается жизнь церкви. Например, на новостном интернет-канале «Вести.ру» есть рубрика «Церковь и мир», где содержится архив видеозаписей совместного проекта телеканала «Россия-24» и Московского Патриархата. Программа «Церковь и мир» строится на основе вопросов, которые поступают через интернет. Ведущий – митрополит Волоколамский Илларион и соведущий программы – обозреватель ВГТРК Иван Семенов обсуждают злободневные вопросы, касающиеся жизни церкви, и отвечают на вопросы зрителей.
Вообще РПЦ и ее деятельность является довольно популярной темой для интернет-сообщества. Пользователи интернета выражают как позитивные, так и негативные точки зрения на активность РПЦ.
Большинство православных сайтов, благодаря жесткой модерации сообщений от пользователей, выглядят крайне «прилизанными», что создает эффект однобокости общения. Пользователь вроде бы может комментировать новости, но любая критика будет удаляться. В связи с этим вспоминается 18 января 2011 г., когда глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести «общероссийский дресс-код», который «регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах»8. Эта новость шокировала рунет. Сотни негативных комментариев под новостями на эту тему наглядно показали, что часть россиян недовольна слишком активной позицией РПЦ во всех сферах жизни. Церковь же, предпочитая игнорировать критику в свой адрес, наоборот, ищет новые пути сближения с населением.
Еще в конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Он отметил очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, и подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он отметил также необходимость диалога церкви и журналистского сообщества о возможных сценариях развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной9.
О желании церкви вести диалог на профессиональной основе свидетельствует еще один документ, разработанный Управлением делами Московской Патриархии при содействии Синодального информационного отдела, – «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы»10. Это своеобразный учебник по связям с общественностью для церковных пресс-секретарей.
На региональном уровне РПЦ также представлена в СМИ и интернете. В упомянутом выше списке с грифом «одобрено» есть ведомственные газеты, издаваемые практически каждой епархией. Например, газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (Нижний Новгород), газета «Новосибирский епархиальный вестник» (Новосибирск), «Приходская газета храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Представлены в «одобренном» перечне и журналы: «Восток свыше» (Ташкент), «Мироносицкий вестник» (Йошкар-Ола).
Подробнее остановимся на региональной православной прессе на примере Нижегородской области. В Нижегородской епархии есть ряд православных газет, которые очень похожи друг на друга и на главную епархиальную газету «Нижегородские епархиальные ведомости». В маленьких городах Нижегородской области регулярно выходят печатные издания благочинных округов, монастырей, приходов: газеты «Балахна православная», «Благовест», «Благое слово», «Ветлужский благовест», «Воскресенский православный вестник», «Воскресные вести», «Иверский листок», «Свеча», «Семеновский благовест». В силу скудости бюджета эти газеты имеют маленький тираж и привлекают внимание лишь воцерковленных людей. Подача новостей в таких газетах отличается сухим, официальным стилем. Часто в епархиальных СМИ можно найти исторические справки о приходах, старинных церквях или жизнеописания выдающихся священников. Практически в каждом издании публикуется православный календарь постов и праздников с поясняющей информацией. Так как многие газеты имеют статус официальных епархиальных СМИ, то в них публикуется официальная информация о новых должностных назначениях и расписания архиерейских служб. В Нижегородской Епархии также издаются иллюстрированный журнал для детей «Саша и Даша» и иллюстрированный журнал для молодых женщин «Моя надежда».
В Нижегородской области есть очень похожие на «Радонеж» православные радиостанции «Образ» и «Преображение». В Нижегородском телеэфире ежедневно на местном канале ННТВ выходит православная передача «Источник жизни», а на телеканале «Культура» еженедельно транслируется передача «Свете Тихий». Эти передачи знакомят зрителей с жизнью церкви, страницами ее истории, в студии на вопросы телезрителей отвечают священнослужители, известные религиоведы и общественные деятели, представители молодежи, затрагиваются как вопросы православного учения, так и злободневные проблемы.
В Нижегородской области есть официальный сайт Нижегородской епархии (http://www.nne.ru/), сайт имеет даже англоязычную версию. На сайте размещена информация о епархии и деятельности архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, публикуются новости о социальной жизни области, о крупных православных праздниках и мероприятиях. Известный Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород) также представлен в интернете на сайте (http://www.pecherskiy.nne.ru). Для паломников особый интерес может представлять сайт Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря (http://www.diveevo.ru/), на котором есть вся необходимая информация для совершения паломничества в село Дивеево. Практически каждая относительно крупная церковь в Нижегородской области имеет свой сайт. В интернете можно даже найти сайты церквей, находящихся в очень маленьких городах. Например, в городе Балахна Нижегородской области есть Спасская (Никитская) церковь, которая также имеет свой сайт на бесплатном хостинге (http://spcb.narod.ru/). Схожий сайт есть и в городе Пильна (http://pilna-tcerkov.narod.ru) при храме Святителя Николая Чудотворца. Обычно православные сайты, созданные при маленьких церквях, имеют крайне простую структуру и примитивный дизайн. На таких сайтах можно найти минимум информации о церкви или приходе, несколько исторических фактов и карту с указанием, как добраться до церкви. Еще часто на таких сайтах можно встретить мини-библиотеки с богословскими книгами и небольшой раздел новостей о жизни РПЦ в целом, где размещаются новости, взятые с крупных православных интернет-порталов.
Стоит отметить, что как на федеральном, так и региональном уровне РПЦ представлена различными видами СМИ, которые направлены на определенные слои населения. На данный момент общество замечает желание РПЦ найти контакт с населением, заметны и изменения в РПЦ. Но нельзя сказать, что все попытки церкви построить диалог увенчались успехом. Появившееся недавно понятие «имидж» церкви воспринимается крайне неоднозначно. На протяжении всей истории у Русской православной церкви был тот или иной образ (имидж) в глазах общества. До образования СССР церковь воспринималась как духовная опора государства и русского народа, после революции 1917 г. большевики начали процесс по искусственной смене образа церкви, приписывая ей негативные черты, внушая верующим сомнения и разрушая представления народа о церкви и ее служителях.
За последние 20 лет новейшей истории России РПЦ смогла вернуть себе положительный образ, но современные условия жизни требуют постоянных изменений и соответствия запросам современного человека. А светские люди, имеющие в своем распоряжении огромное количество разнообразных источников информации, кроме положительных моментов в деятельности церкви видят и обратную сторону, отмечая тот факт, что в последнее время церковь выходит за рамки своей пасторской миссии, вмешиваясь в дела государства и навязывая свою точку зрения. До сих пор не умолкают в СМИ споры вокруг введения в школах изучения основ православной культуры.
Уникальность современной ситуации заключается еще и в том, что сейчас существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь в свою очередь не может игнорировать то, как она представлена в медийном пространстве. Но вступать в открытый диалог с оппонентами также не считает возможным. И поэтому для донесения «правильной» информации о своей деятельности церковь вынуждена активно заниматься собственным позиционированием в информационном поле.
В данный момент исследование информационно-коммуникационных технологий процесса позиционирования РПЦ как социального института в современном обществе является актуальным и перспективным.
В декабре 2010 г. в городе Сарове Нижегородской области автором данной статьи при поддержке Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород) с помощью анкетирования проводилось социологическое исследование с целью выявления отношения представителей разных профессии к деятельности Русской православной церкви.
В ходе исследования были опрошены учителя, муниципальные служащие и представители научной интеллигенции, ученые-специалисты Федерального ядерного центра. Целью данного исследования стал поиск ответа на вопросы о том, какое место занимает вера в жизни жителей города Сарова и как жители города относятся к деятельности Русской православной церкви. Было опрошено 399 человек. На данный момент город Саров является закрытым административно-территориальным образованием и входит в список моногородов России. Саров является одним из ведущих научных центров в России. В то же время Саров – это один из духовных центров православия, связанный с земной жизнью и монашеским подвигом преподобного Серафима Саровского. Удивительное сочетание богатой православной истории саровской земли и успешное функционирование научно-исследовательского центра, открытого ровно 65 лет назад, делает изучение отношения саровчан к церкви еще более интересным.
По результатам исследования в Сарове 87,7% опрошенных указали, что они считают себя православными, причем истинно верующими себя смогли назвать 3,2% и только 2,6% отметили, что регулярно посещают храмы для участия в службах.
Несмотря на относительно высокий уровень считающих себя православными, число истинно верующих остается незначительным.
Почти половина опрошенных (51, 2%) ответили, что мало интересуются жизнью Русской православной церкви, но при этом 8,7% принимали участие в мероприятиях, проводимых Нижегородской Епархией в Сарове за последний год, и 16,5% опрошенных признали эти мероприятия важными и интересными для себя. А 12,3% уточнили, что они испытывают нехватку информации о деятельности Нижегородской Епархии в Сарове и 16,5% – о деятельности РПЦ в целом (см. табл. 1).
Таблица 1. Наличие потребности в информации о деятельности РПЦ
Испытываете ли вы нехватку информации о деятельности РПЦ? |
% |
Испытываете ли вы нехватку информации о мероприятиях, проводимых Нижегородской епархией в Сарове? |
% |
Нет ответа |
0,6 |
Нет ответа |
1,0 |
Да, мне это интересно |
3,9 |
Да |
3,9 |
Скорее да |
16,5 |
Пожалуй, да |
12,3 |
Скорее нет |
42,4 |
Скорее нет |
36,9 |
Мне это совершенно не интересно |
8,7 |
Определенно нет |
14,9 |
Не думал об этом |
27,8 |
Не думал об этом |
31,0 |
Относительно высокий процент людей, испытывающих нехватку информации, говорит о том, что в обществе есть информационный вакуум по отношению к деятельности РПЦ. Но при этом население само не идет первым на контакт, так как деятельность церкви не является значимой и очень заметной.
Как уже говорилось, в последнее время в РПЦ произошел ряд существенных изменений, которые отразились на отношении к ней как к социальному институту.
В связи с этим интересными оказались вопросы об имидже церкви и об уместности употребления самого термина «имидж» (см. табл. 2).
Таблица 2. Наличие собственного имиджа у РПЦ и отношение респондентов к понятию «имидж церкви»
Как вы считаете, есть ли у РПЦ собственный имидж
|
% |
Уместно ли говорить об имидже церкви
|
% |
Нет ответа |
0,3 |
Нет ответа |
0 |
Да |
13,6 |
Да |
8,7 |
Пожалуй, да |
39,2 |
Почему бы и нет |
38,2 |
Скорее нет |
7,8 |
Скорее нет |
23,6 |
Определенно нет |
2,9 |
Определенно нет |
9,4 |
Не думал об этом |
36,2 |
Затрудняюсь ответить |
19,7 |
Лишь 8,7% опрошенных ответили, что уместно говорить о таком понятии, как «имидж» по отношению к РПЦ, при этом 39,2% сказали, что у РПЦ уже существует сложившийся имидж. Общество еще не готово к тому, что у церкви появляется имидж, над которым работают профессионалы в сфере коммуникативных отношений.
Интересными представляются и ответы респондентов на вопросы об отношении к новому Патриарху Кириллу. 1 февраля 2009 г. РПЦ возглавил Патриарх Кирилл, взявший курс на более активное общение церкви со всеми слоями общества, в том числе и на построение конструктивного диалога с представителями власти и научной интеллигенции. Представители РПЦ участвуют в научных форумах, круглых столах на злободневные политические темы, активно комментируют происходящие в стране политические процессы.
В связи с этим 7,97 % опрошенных отметили, что, на их взгляд, с приходом нового Патриарха церковь стала более активной, а 26,5% уточнили, что РПЦ стала еще и более политизированной.
Но при этом почти треть опрошенных отмечают положительную тенденцию в том, что Патриарх стал налаживать более тесный контакт с разными слоями общества, в целом используя различные средства коммуникации.
Как уже было сказано, основным связующим звеном между РПЦ и обществом на данный момент стали средства массовой информации, в большей степени собственные информационные ресурсы РПЦ. РПЦ активно использует информационное пространство для трансляции своих идей. 47,3% опрошенных отметили, что черпают информацию исключительно «из телевизора». И только 1,1% указали, что читают православные печатные газеты. 6,9% смотрят православные телепередачи, 9,3% ищут информацию о церкви в интернете (см. табл. 3).
Таблица 3. Источники информации о деятельности РПЦ
Источник |
% |
Общероссийские газеты |
16,2 |
Телевидение |
47,3 |
Радио |
12,9 |
Православные печатные издания |
1,1 |
Православные телепередачи |
6,9 |
Православное радио |
0,3 |
Интернет |
9,3 |
Православные сайты |
2,9 |
Подводя итог, можно отметить, что на данный момент усиление активности РПЦ, в том числе и через СМИ, обществом замечается.
Интересно посмотреть данные Фонда «Общественное мнение» в рамках опроса о доверии к РПЦ в январе 2010 г. Было опрошено 2 000 респондентов в 100 населенных пунктах, 44 субъектах РФ11 (см. рис. 1–3).
Рисунок 1. Доверие населения к РПЦ
Рисунок 2. Изменение доверия к РПЦ в период с 1997 по 2010 гг.
Рисунок 3. Изменение уровня доверия к РПЦ
Большинство людей воспринимают возрастающую активность РПЦ в зависимости от степени своей воцерковленности. При этом большинство населения продолжает доверять церкви. Воцерковленные люди воспринимают подобную активность положительно, радуясь, что «слово Божье идет в массы». Продвинутые читатели газет и пользователи интернета, далекие от церкви, либо вообще игнорируют все попытки РПЦ сблизиться с ними, либо испытывают давление на себя и в связи с этим раздражение.
Но нельзя не упомянуть о том, что некоторые моменты в активной деятельности РПЦ вызывают негатив и неприятие, которые чаще всего выливаются в критические статьи или обсуждения в интернете.
Несмотря на то, что церковь сама активно генерирует интересный для СМИ контент, идет на контакт с журналистским сообществом, старается быть максимально открытой для любых вопросов и самых разных слоев населения, общество пока еще не видит для себя положительных сторон в подобной активности.