Languages

You are here

Партийные издания в структуре печатных СМИ России: типологические характеристики и содержание (на примере прессы политических партий 2008–2011 гг.)

Научные исследования: 
Выпуски: 

Party Press in the Structure of the Russian Print Media: Typological Characteristics and Content (Based on the Example of the Press of Political Parties 2008–2011)

 

Дранишникова Елена Александровна
аспирантка кафедры журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, drlena@mail.ru

Elena A. Dranishnikova
PhD student at the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, drlena@mail.ru

 

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос типологии партийной прессы, ее целевого и функционального назначения. Исследование проводится на примере трех партийных изданий: «Правды», «ЛДПР» и «Справедливой России», которые, несмотря на бурное развитие мультимедийных СМИ, продолжают играть важную роль в политической и культурной жизни страны. Исходя из данных, полученных в процессе анализа типологических особенностей обозначенных изданий, можно сделать вывод, что на данный момент система партийной печати в России находится на стадии трансформации и формирования в целостную систему с четкой структурой и иерархией целей и функций.

Ключевые слова: партийная пресса, типология партийной прессы, политические партии.

Abstracts
This article analyzes?the typology of the party press and its target functionality. The study is conducted on the example of three party newspapers: Pravda, LDPR and Spravedlivaya Rossia which continue to play an important role in the political and cultural life of the country despite the rapid development of multimedia. Based on data obtained in the analysis of the typological characteristics of the identified newspapers it’s possible to make a conclusion that currently the system of the Russian party press is undergoing transformation and we can witness the formation of an integrated system with a clear structure and hierarchy of objectives and functions.

Key words: party press, typology of party press, political parties.

 

Современный рынок российских периодических изданий, к 2011 г. насчитывающий в своем составе около 40 тыс. наименований газет1, представляет собой сложную целостную систему. За последние два десятилетия она претерпела значительные изменения, связанные, с одной стороны, – с трансформацией структуры российского общества, с другой, – с бурным развитием мультимедийных каналов передачи информации. С распадом административно-командной системы, определявшей многие элементы типологии периодической печати России, получила развитие горизонтальная структура печатных СМИ, включающая в себя самостоятельные, автономные информационные организации. Партийная пресса из доминирующего источника информации трансформировалась в немногочисленную группу периодических изданий, в настоящий момент переживающую свой кризис. Многие политические партии отказываются от выпуска собственного печатного органа, предпочитая вести агитационную кампанию через мультимедийные каналы. В данном контексте становится актуальным вопрос о месте партийных изданий в современной системе печатных средств массовой информации России, их типологических характеристиках и содержании.

Как и другие средства массовой информации, издания политических партий квалифицируются по всем типологическим при­знакам, использующимся в типологическом анализе. Так, профессор М.В. Шкондин выделяет следующие типологические признаки: технологические, экономические, аудиторные, редакционные, организационные, характер информации и целевое назначение СМИ2 . Главенствующую роль в этой системе он отводит таким признакам, как характер аудитории издания и его целевое назначение. Профессор Е.А. Корнилов выделяет две группы признаков: типоформирующие факторы (издатель, целевое назначение и аудитория) и типологические характеристики, призванные лишь уточнять тип издания3 . В свою очередь, профессор А.И. Акопов расширяет классификацию типологических признаков и делит их на три группы. К первой он относит типоформирующие признаки (издатель, цели и задачи, читательская аудитория), непосредственно влияющие на возникновение, развитие и трансформацию типа издания. Вторую группу составляют вторичные типологические признаки, характеризующие тип издания в зависимости от типоформирующих признаков. В их число А.И. Акопов включает авторский состав, внутреннюю структуру, набор используемых в издании жанров и оформление. Последняя группа представляет собой набор формальных типологических признаков, таких как периодичность, объем и тираж, которые характеризуют тип издания с помощью измеряемых параметров. Автор также отмечает, что ни один из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, не может претендовать на роль «достаточного», то есть полностью создающего тип периодического издания4.

Одним из наиболее важных аспектов для выделения группы партийной прессы является фигура учредителя. Под партийными изданиями мы понимаем газеты, чьими учредителями являются политические партии, отвечающие требованиям закона «О политических партиях». По информации, предоставленной Министерством юстиции Российской Федерации, на данный момент в России официально зарегистрировано семь политических партий, лишь три из которых имеют собственные печатные органы: Коммунистическая партия Российской Федерации (газета «Правда»5 ), Либерально-демократическая партия России (газета «ЛДПР»), а также партия «Справедливая Россия».

Однако, несмотря на всю важность для выделения группы партийных изданий такого аспекта, как фигура учредителя, взятый изолированно от таких важнейших типологических признаков, как характер аудитории и целевое назначение, он не является, как отмечалось ранее, достаточным в определении типа издания.

По аудиторному признаку профессор М.В. Шкондин делит всю группу российской прессы на СМИ общероссийские, а также СМИ внутрироссийских и международных общностей6. Первая группа значительно уступает второй в количественном эквиваленте. Данная тенденция особо наглядно прослеживается и на примере партийной прессы. На данный момент существует лишь три официально зарегистрированных партийных издания, которые можно классифицировать как общероссийские, в то время как подобных региональных изданий гораздо больше. В настоящий момент региональные отделения крупнейших партий страны могут позволить себе выпуск собственного полноценного издания, которое не является приложением или дополнением к центральному печатному органу партии. Так, газета «Единая Россия», перестав существовать в качестве общероссийского издания, продолжает выпускаться в Башкортостане, Удмуртии, Подмосковье и других регионах страны. В данном исследовании анализу подвергаются общероссийские партийные издания как наиболее, на наш взгляд, показательные с точки зрения реализации функций политической партии через собственный печатный орган.

Продолжая классификацию российских периодических изданий по аудиторному признаку, М.В. Шкондин отмечает, что к типу общероссийской прессы относятся:

  • массовые издания, чья аудитория включает в себя значительную часть населения, проживающую на всей территории страны;
  • «качественные издания», адресованные представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда;
  • издания, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованные представителям различных профессий и тому подобные;
  • издания бульварного типа, ориентирующиеся на более низкие уровни массовой психики;
  • издания для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
  • для женщин или для мужчин;
  • для родителей;
  • для малых групп (семья, землячество, клуб);
  • для различных групп верующих;
  • для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и других организаций;
  • для групп населения, выделяемых по другим признакам7.

Таким образом, партийная пресса в составе общероссийских изданий представляет собой отдельную группу, чья целевая аудитория складывается, с одной стороны, из членов политического объединения, а с другой, – его потенциального электората.

Параметр аудитории напрямую связан с другим важнейшим аспектом, определяющим тип издания, – его целевое назначение. Основой дифференциации общероссийских печатных изданий по этому признаку является комплексность функций печати. По данному основанию современная пресса России делится на два класса: универсально-тематическая, реализующая все базовые функции СМИ, и специализированная, имеющая ярко выраженную функцию-доминанту. Однако, как отмечает Л.Л. Реснянская, партийную прессу невозможно отнести к строго определенному типу изданий, так как она «совмещает в себе характеристики “газет общего интереса”, универсально-тематических изданий и специализированных»8.

По мнению профессора А.А.  Грабельникова, «Партийная пресса должна служить как внутренним, так и внешним целям. С одной стороны, свободному обмену мнениями в своем кругу, где возникает особая морально-психологическая атмосфера содружества и солидарности, внутренней организации, согласованию действий, координации усилий. С другой стороны, пропаганде партийной программы, партийной точки зрения на общественные явления, агитации за партийную линию в политической борьбе с другими партиями, привлечению политических союзников»9. Л.Л. Реснянская отмечает, что «целевое назначение партийной прессы определяется задачей создания коммуникации для членов определенной политической организации или определенного политико-идеологического течения»10. В данном контексте партийная пресса приближается к корпоративным изданиям, целью которых является организация коммуникации между сотрудниками одной организации. Однако цели партийной прессы несколько видоизменяются, если основной ее целевой аудиторией считать потенциальных избирателей. В таком случае миссия подобных изданий в значительной степени сопряжена с пропагандой и разъяснением деятельности и позиции организации по актуальным внутриполитическим проблемам, внешнеполитическому курсу, социально-экономическим вопросам.

Стоит отметить также, что функции партийной прессы не ограничиваются стандартным набором, присущим всем средствам массовой информации, и дополняются очень значимой функцией реализации целей политической организации, относительно которых в науке сложилось несколько подходов. Наиболее обобщенный вариант функционального назначения партий можно встретить, к примеру, в работах профессора З.М. Зотовой. Она отмечает, что партии призваны выполнять в обществе следующие функции:

  • стимулирование участия граждан в политической жизни, замена стихийных форм общественно-политической активности населения институциональными, подверженными контролю формами;
  • выявление и артикуляция интересов социальных слоев и групп населения;
  • формирование общественного мнения, анализ складывающейся ситуации, тенденций и прогнозирование их вероятных изменений;
  • развитие политической культуры граждан и содействие их политическому образованию, воспитание гражданственности;
  • выдвижение кандидатов для выборов в органы власти и оказание им поддержки;
  • участие в деятельности представительных и исполнительных органов власти, структур местного самоуправления;
  • подготовка и выдвижение кадров для государственной и муниципальной службы, общественных организаций11.

Существуют и другие научные источники, в которых приводится подробная классификация функций политических партий, но так как детальное их сравнение не является предметом нашего исследования, мы зафиксировали общепринятые тенденции.

Подводя итог сказанному выше, стоит отметить, что функции, которые призвана выполнять партийная пресса в обществе, делятся, как справедливо отметил А.А. Грабельников, на две большие группы – внутренние и внешние. Внутренние функции напрямую связаны с организацией эффективной коммуникации между членами и сторонниками политического объединения, консолидацией их усилий. Внешние функции направлены на повышение доверия к партии со стороны избирателей и в итоге – к увеличению процента голосов, отданных за нее на выборах. В данном контексте особую роль начинают играть пропаганда и разъяснение позиции партии по актуальным вопросам внутренней и внешней политики государства. Также одной из важнейших задач партийной прессы становится реализация функций выпускающей ее политической организации, в том числе, к примеру, и выявление интересов различных групп населения (с помощью каналов обратной связи), формирование общественного мнения, развитие политической культуры граждан, содействие их политическому образованию, воспитание гражданственности и т.д. Практически не реализуется на страницах изданий политических партий функция релаксации (за исключением блока с анекдотами и кроссвордов).

Наше исследование функционирования партийной печати ограничивается 2008–2011 гг. – периодом между выборами в Государственную думу V и VI созывов. Выбор периода обусловлен тем, что типологический анализ партийной прессы наиболее показателен для стабильных периодов ее функционирования. Так, в период предвыборной агитации тираж всех партийных изданий увеличивается в несколько раз, меняется структура издания и его тематическая направленность.

В данный временной отрезок не попадает газета «Единая Россия», которая выходила по инициативе одноименной партии с 2003 г. Руководство партии признало ее воздействие на электорат неэффективным и в октябре 2008 г. приняло решение о приостановлении выпуска. Однако многие региональные отделения партии (например, Московское, Тульское, Башкортостанское региональные отделения ) продолжают выпуск партийной газеты и до настоящего времени.

Центральное место в пропагандистской работе «Единой России» занял интернет-портал, который должен был из партийного ресурса превратиться в кольцо сайтов, полезных для массового читателя. По изначальной концепции всего в кольцо таких сайтов должны были быть включены 12 ресурсов, среди которых особое место должно было занять интернет-телевидение, а также проект « Берлога» – партийная социальная сеть, которая была призвана объединить всех сторонников партии12.

Однако проект не был реализован, и из всех заявленных разделов полноценно заработали лишь несколько, а вскоре сайт преобразовался в два отдельных – er.ru и er-portal.ru.

В отличие от «Единой России» другие три партии, вошедшие в состав Государственной думы V созыва, помимо развития своих официальных интернет-сайтов, которые также популярны среди пользователей Глобальной сети, не отказываются и от издания собственной партийной прессы, официальный суммарный тираж которой на сегодняшний день составляет более 5 млн экз. в месяц.

Газета «Правда» (главный редактор – Комоцкий Борис Олегович) – официальный печатный орган Коммунистической партии Российской Федерации. Ее первый выпуск увидел свет в 1912 г. За это время газета дважды претерпела типологические изменения. На момент создания она носила оппозиционный характер, а с ликвидацией в 1918 г. небольшевистской прессы, «Правда» стала главной газетой в стране. Статус официального издания сохранялся за газетой более семидесяти лет. 22 августа1991 г. газета в последний раз вышла как орган ЦК КПСС. В тот же день ее выпуск был приостановлен указом Б.Н. Ельцина   как издания, поддержавшего Государственный комитет по чрезвычайному положению, и органа распущенной КПСС. В сентябре того же года газета возобновила выпуск как «общеполитическая газета», издаваемая трудовым коллективом. С апреля 1997 г. газета стала выходить в качестве органа КПРФ и снова приобрела статус оппозиционного издания.

На данный момент «Правда» – лидер среди российских партийных изданий по числу выходов в месяц: она имеет редкую для современной партийной прессы периодичность – три раза в неделю. Пятничный выпуск газеты выходит объемом в восемь полос, другие номера включают по четыре полосы форматом А2. Тираж «Правды» достаточно высок и составляет около 1 млн 600 тыс. экз. в месяц. Газета распространяется среди читателей по подписке. Стоит отметить также, что «Правда» – единственное партийное издание в России, которое имеет свой сайт в сети интернет – www.gazeta-pravda.ru , где можно оформить подписку на газету, а также найти все статьи, публикуемые в номерах.

Газета, благодаря своей богатой вековой истории, остается верной принципам подачи и размещения материалов. Традиционно на первой полосе «Правды» размещаются аналитическая статья, касающаяся наиболее актуальных проблем российской действительности, а также материалы постоянных рубрик – «Дни борьбы» и «Курьер новостей». На второй-третьей полосах печатаются объемные исторические или биографические очерки, а также освещаются международные события, которым посвящена отдельная рубрика – «Пульс планеты». Последняя страница отдана под такие рубрики, как «Спортивная арена», «10 дней календаря», «Из альбома карикатуриста», «Юмор», «Афиша» и «Правовой консультант».

Среди тем, которые затрагивают авторы издания, следует отметить активное освещение политической жизни общества (см. диаграмму 1)13. «Правда» рассматривает вопросы, касающиеся программы Коммунистической партии РФ, а также разъясняет позицию партии относительно политики, проводимой действующим Правительством. Например, в выпуске от 2 декабря 2010 г. авторы издания так отреагировали на традиционное послание Президента РФ к Федеральному собранию: «Вновь подтвержден курс на движение России в очередной либеральный тупик. И все разговоры о заботе государства о будущем нации – детях и молодежи – на фоне сплошной либеральной риторики вновь продемонстрировали свою иллюзорность и декларативность»14.

 

 

Диаграмма 1. Тематическая направленность газеты «Правда»

 

Не осталась без внимания авторов газеты инициатива Владимира Путина о создании Объединенного народного фронта. Лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов обвинил авторов проекта в плагиате, отметив, что подобная идея уже появлялась в 1990-х гг. ( Фронт национального спасения) и начале 2000-х гг. ( Народно-патриотический союз России). Также лидер КПРФ отметил, что «в лице нынешнего “ рублевского фронта” мы имеем принципиально новое явление – мнимое объединение обездоленных народных масс в защиту крупного капитала, компрадорской буржуазии и коррумпированного чиновничества»15 .

Особое место в газете занимают аналитические отчеты, освещающие международную деятельность партии. Так, среди союзников КПРФ – Прогрессивная партия трудового народа Кипра, Коммунистическая партия Китая, Приднестровская коммунистическая партия и др.

Для «Правды» также характерно обилие материалов, касающихся духовной сферы жизни общества. Авторы затрагивают темы музыки, живописи, литературы и кино, что обуславливает наличие в издании достаточно развитой системы художественно-публицистических жанров, представленных историческими, портретными и биографическими очерками, сатирическими комментариями, анекдотами и памфлетами, которые достаточно редко встречаются в современных печатных средствах массовой информации (см. диаграмму 2)16.

 

Диаграмма 2. Жанровое разнообразие материалов газеты «Правда»

 

Главенствующее место в системе жанров, используемых как авторами «Правды», так и авторами других партийных изданий, занимают аналитические жанры. Это объясняется целевым назначением партийной прессы и ее стремлением к трактовке происходящих событий сквозь призму поддерживаемой идеологии17. Информационные жанры на страницах «Правды» представлены заметками и информационными отчетами, в которых чаще всего освещаются события, произошедшие за рубежом и в регионах страны.

Газета «ЛДПР» (главный редактор – Виктор Михайлович Кулыбин) выпускается Либерально-демократической партией России с 1993 г. Она выходит раз в месяц тиражом около 1 млн экз. и распространяется по подписке и бесплатно. В последние месяцы тираж газеты резко возрос – до 1 млн 800 тыс. экз. в месяц , что, вероятно, можно связывать с приближающейся датой выборов в Государственную думу VI созыва. Газета имеет четыре полосы и выпускается форматом А3. Все выпуски газеты можно найти в формате PDF на официальном сайте партии (www.ldpr.ru) в разделе «Говорит ЛДПР» / «Партийная пресса».

По сравнению с периодом предвыборной кампании 2007 г. газета существенно изменилась не только по внешним, но и по внутренним характеристикам. До 2009 г. содержание газеты было неструктурированным и включало в себя преимущественно объемные статьи о лидере партии и проводимой им политике. Однако № 7 за 2009  г . вышел в обновленном виде. Газета приобрела постоянные рубрики, такие как «Актуально: события и комментарии», «Инициативы», «Депутаты ЛДПР в Государственной думе», «Мнение», «Говорит народ России», «ЛДПР в регионах», «Это интересно» и др. Также, несмотря на то что издание выходило в прежнем формате и объеме, оно включало гораздо большее количество материалов и освещало наиболее широкий спектр тем (см. диаграмму 3).

 

Диаграмма 3. Тематическая направленность газеты «ЛДПР»

 

При проведении контент-анализа выпусков издания за 2009– 2011 гг. было выявлено, что больше половины материалов посвящено политической сфере жизни общества. Среди них особое место занимают аналитические статьи с разъяснением программы партии, которая подчеркивает свой оппозиционный характер и своими приоритетными задачами считает «создание транспортной экономики и мощного агропромышленного комплекса России; модернизацию и переход на высокие технологии в сфере промышленности; усиление обороноспособности государства и социальной защиты военнослужащих»18. Также авторы газеты часто обращаются к теме произвола чиновников и депутатов Государственной думы. Но несмотря на резкое неприятие инициатив, проводимых Правительством и Президентом Российской Федерации, авторы партийной газеты пока не касаются темы Объединенного народного фронта.

На втором месте по частоте обращения к ним авторов «ЛДПР» стоят темы социального и экономического характера. Вопросы религии, нравственности и искусства, которые традиционно относят к духовной сфере жизни общества, появляются на страницах газеты достаточно редко и освещаются поверхностно и фрагментарно.

Также с изменением структуры издания значительно обогатилась и жанровая палитра публикуемых в нем материалов (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Жанровое разнообразие материалов газеты «ЛДПР»

 

Как видно из диаграммы 4, доминирующую позицию занимают аналитические жанры, такие как аналитический отчет, аналитическая статья, комментарии, аналитическая корреспонденция и др. Из информационных жанров наиболее полно представлен жанр заметки, через который авторы знакомят читателя с международными и региональными новостями. В отличие от «Правды», газета «ЛДПР» в меньшей степени делает упор на художественно-публицистические жанры, из которых на страницах данного издания можно встретить лишь анекдоты, а также исторические и портретные очерки.

Газета «Справедливая Россия» (главный редактор – Олег Владимирович Пахолков) – официальный печатный орган одноименной партии. Первый номер издания объемом в 12 полос вышел в мае 2007 г., в период предвыборной кампании. После выборов в Государственную думу V созыва «Справедливая Россия» выходила без строго определенной периодичности и в 2011 г. предстала перед читателями в новом свете. Газета сохранила прежний формат – А2, но стала издаваться на 20 полосах. Наряду с традиционными для партийных изданий рубриками («Прямая речь», «Фракция “Справедливая Россия” в Государственной Думе», «Выборы», «Время. События. Люди» и др.), в ней появляются статьи, не касающиеся политики и идеологии, такие как «Наш сад», «Семейные ценности», «Вкусно и полезно» и др. На первой полосе газеты размещается анонс номера и фотографии, на последней – сканворд. Стоит отметить, что такая структура издания является новаторской для партийной прессы. Также показательно и то, что с июля 2011 г. газета является еженедельником (до этого она выходила 1-2 раза в месяц) и распространяется по подписке тиражом около 2 млн экз. в месяц. Также все выпуски «Справедливой России» можно найти в формате PDF на сайте www.spravedlivo-online.ru.

Ключевое место на страницах газеты занимают вопросы политики (см. диаграмму 5). В рамках данной тематики можно выделить три ключевых момента, которые интересуют авторов издания:

  • Освещение деятельности партии «Справедливая Россия», разъяснение позиций руководства и членов организации относительно политики, проводимой Правительством России. Стоит отметить, что «Справедливая Россия» позиционирует себя как оппозиционная партия, основной целью которой является строительство в стране так называемого «нового социализма – когда государство вкладывает в человека и гарантирует каждому достойную жизнь»19.
  • Освещение международной деятельности партии, ее участие во встречах с представителями зарубежных социалистических партий.
  • Разоблачение основного конкурента «Справедливой России» – «Единой России». Данной тематике посвящено много материалов, в которых отмечается, что «уже сейчас эта партия – на грани развала. Идея монополии власти провалилась, обнажив нам самые неприглядные стороны медведей»20.

Тема Объединенного народного фронта, который получил одобрение авторов сайта «Единой России» и, наоборот, множество претензий со стороны журналистов коммунистической «Правды», не получила широкого резонанса на страницах «Справедливой России».

Диаграмма 5. Тематическая направленность газеты «Справедливая Россия»

 

Значительное место в каждом выпуске газеты отведено обсуждению вопросов социального характера. Авторов издания прежде всего волнуют проблемы образования, медицины и пенсионного обеспечения. Экономическим темам уделяется меньше внимания. Примечательно и то, что газета не освещает вопросов, касающихся духовного развития общества.

Спектр тем, которые затрагивают авторы газеты «Справедливая Россия», обуславливает и жанровую систему издания (см. диаграмму 6). В ней полностью отсутствует художественная публицистика, что не свойственно для предыдущих двух изданий. Однако аналитические жанры представлены достаточно широко. Так, нередко на страницах «Справедливой России» встречается жанр журналистского расследования или аналитического интервью, что заметно повышает читательский интерес к публикуемым материалам, которым нередко свойственна сенсационность. Об этом можно судить и по заголовкам, располагающимся на первой полосе издания: «Избит депутат “Справедливой России”, выступавший за снижение тарифов ЖКХ», «Мэр-живодер», «Шаманы не помогли “Единой России”» и др.

 

Диаграмма 6. Жанровое разнообразие материалов газеты «Справедливая Россия»

 

Однако, несмотря на то что за последнее время издание значительно изменилось, его главный редактор Олег Пахолков отмечает, что « газета “Справедливая Россия ” – не для всех. Ее получают только члены партии». Также он отмечает, что партийная пресса должна выступать в роли «трибуны перед полумиллионной аудиторией единомышленников, с которой вы можете поднять острые проблемы, организовать внутрипартийную дискуссию по любому вопросу, поделиться своим удачным или неудачным опытом в партийном строительстве, выступить с открытым предложением, рассказать о чиновничьем произволе»21. Таким образом, перед изданием не ставится задача привлечения внимания потенциального электората и пропаганды идей и установок партии среди широкой общественности.

Подводя итог, стоит отметить, что на сегодняшний момент партийная пресса России находится в процессе трансформации. С одной стороны, у нее пока нет четко очерченной целевой аудитории и строго определенной иерархии целей, задач и функций. Однако в последнее время складывается тенденция, при которой партийные издания все чаще обращаются к внутренней аудитории и их доминирующей функцией становится организация дискуссионной площадки для обмена информацией и обсуждения ключевых вопросов общественной жизни между членами и сторонниками политической партии.

Также огромное влияние на процесс трансформации типологических характеристик партийной прессы оказывают внешние факторы. С одной стороны, бурное развитие новых высокоскоростных мультимедийных способов передачи информации заставляют редакторов газет в борьбе за читательскую аудиторию расширять тематику своих изданий, четко структурировать полосы газет. На страницах партийной прессы появились новые рубрики, значительно увеличилось количество фотографий и других визуальных материалов, что делает издание более привлекательным для читательской аудитории. С другой стороны, на развитие партийной прессы, на ее функции, цели и целевую аудиторию влияют постоянно меняющиеся реалии российской действительности, общественная повестка дня. Появляются новые темы, которые ранее не поднимались, новые способы подачи информации. Однако современной российской партийной печати необходимо продолжить процесс преобразования и, возможно, в значительной степени пересмотреть свою предметно-тематическую и организационно-управленческую политику. Но несмотря на все сложности в определении статуса, целей и функций современной партийной печати России, она представляет собой целостное системное образование и продолжает играть важную роль в организации как внутрипартийного, так и межпартийного диалога.

 


  1. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / п од общ. ред. В.В. Григорьева. М., 2011.
  2. Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007.
  3. Типология периодических изданий / отв. ред. Е.А. Корнилов. Ростов н/Д, 1984 .
  4. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985.
  5. В данной статье не рассматривается газета «Советская Россия», которую традиционно относят к изданиям КПРФ. Авторы издания позиционируют его как независимое, поэтому оно не подпадает под критерии, используемые в исследовании.
  6. Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007.
  7. Там же.
  8. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2010. С. 228.
  9. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001. С. 52- 53.
  10. Система средств массовой информации России: у чеб. пособие для вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. С. 126.
  11. Зотова З.М. 100 лет российской многопартийности. М., 2006.
  12. Беспалова Н. «Единая Россия» приглашает в «Берлогу» // Коммерсантъ. 2008. № 212. С. 3.
  13. Все статистические данные получены методом контент-анализа.
  14. Обухов С. Олигархов успокоили // Правда. 2010. № 132. С. 1.
  15. Зюганов Г.А. О фронтах мнимых и настоящих // Правда. 2011. № 62. С. 1.
  16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.
  17. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 2005
  18. Жириновский В. ЛДПР – танк, а не телега! // ЛДПР. 2011. № 4. С. 1.
  19. Миронов С. Мартовские выборы: успехи и уроки // Справедливая Россия. 2011. № 3. С. 3.
  20. Пахолков О. А у «медведей» – тройка // Справедливая Россия. 2011. № 3. С. 18.
  21. Пахолков О. Дорогие друзья! // Справедливая Россия. 2011. № 3. С. 19.